Дипломная работа - Усовершенствование системы автоматизации процессов бизнес-планирования - файл n1.doc

Дипломная работа - Усовершенствование системы автоматизации процессов бизнес-планирования
скачать (960 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc960kb.13.09.2012 13:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Содержание


1. Программный комплекс «ИНЭК-Холдинг». 28

2. «Альт-Инвест». 32

3. Project Expert. 34

4. Business Plan PL Professional category. 38

5. «Альфа-Проект». 40

Введение


В современном мире процесс бизнес-планирования приобретает все более значимое место для развития бизнеса. Вместе с тем, это способствовало появлению ряда программных продуктов, облегчающих этот процесс.

Целью настоящего дипломного проекта является совершенствование программного обеспечения для автоматизации процесса бизнес-планирования на примере ИП Баянов М.Н.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и подлежат решению следующие задачи:

1. Исследовать основные особенности, требования и порядок планирования в современном бизнесе.

2. Исследовать современный рынок программных продуктов, предназначенных для автоматизации процесса бизнес-планирования и провести аналитический обзор основных программных комплексов.

3. Оценить исследуемое предприятие ИП Баянов М.Н., его деятельность, основные информационные связи, организационную структуру.

4. Подробно изучить и в случае необходимости провести усовершенствование отдельного программного комплекса для его дальнейшего целесообразного использования в исследуемом предприятии.

5. Провести внедрение усовершенствованного программного комплекса в исследуемое предприятие ИП Баянов М.Н., оценить результаты и дальнейшую целесообразность его использования.

В соответствии с заявленными задачами в первой главе дипломной работы рассмотрены особенности бизнес-планирования при современном бизнесе. Приведены основные разделы бизнес-плана и особенности подготовке информации при работе над ними. Особое внимание уделено вопросу избежания ошибок, которые могут быть вызваны неправильным подбором информации.

Вторая глава дипломной работы посвящена анализу информационных ресурсов, используемых при подготовке бизнес-плана. Проведено небольшое исследование предлагаемых на рынке решений, которые могут быть полезны при создании бизнес-планов и анализе инвестиционной привлекательности проектов. При этом выявлены такие ключевые обстоятельства, как эффективность, системность, целостность подхода, снижение рисков, решение кадровых вопросов и стоимость. При работе над второй главой использованы специализированные источники информации (компьютерные журналы, газеты, Интернет-сайты компаний, предоставляющих программное обеспечение, обзорные сайты).

Третья глава дипломной работы включает в себя исчерпывающие данные о работе исследуемого предприятия ИП Баянов М.Н. Выявлены основные виды услуг, предоставляемых предприятием, определены его конкурентные преимущества, положение на рынке данных услуг. Выявлена организационная структура, основные затраты, динамика продаж. При работе над третьей главой использованы исключительно данные, полученные в результате работы с документацией предприятия а также выявленные в результате переговоров.

Четвертая глава содержит результаты работы над конкретным программным продуктом, выявление его недостатков, на основе которых проведен ряд мер по его усовершенствованию для большего удобства работы в конкретном предприятии, а также подробное проведенных изменений. При работе использованы данные, полученные при работе с программным продуктом.

Пятая глава дипломной работы содержит данные о проведении акта внедрения программного продукта в информационную среду ИП Баянов. Проанализированы результаты его использования и даны рекомендации по его дальнейшему использованию.

1 Планирование в современном бизнесе


Одним из основных факторов успешного выживания предприятия в конкурентной борьбе является умение своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие, как во внешней, так и во внутренней среде организации. Такая способность, в свою очередь, достигается несколькими путями.

В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. В быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и, не прогнозируя последствий. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущей деятельности организации и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование при разработке долгосрочной перспективы развития предприятия. Работая без плана, вы не можете оперативно реагировать на совершающееся событие, и становитесь заложником обстоятельств. Действуя на основе разработанного плана, вы можете быстрее реагировать на предвиденные и запланированные явления.

Успех в бизнесе главным образом зависит от трех составляющих:

Бизнес-план - один из основных плановых документов, составляемых на предприятии. Он может преследовать одну из следующих целей:

Решить эти вопросы позволяет бизнес-планирование, которое включает: разработку целей и задач, оценку текущего состояния предприятия, выявление сильных и слабых сторон, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В бизнес-плане дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Следует трезво оценить имеющиеся ресурсы и препятствия на выбранном пути. Здесь возможен возврат к выбору новых путей достижения желаемого состояния. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана привлечения инвестиций, для привлечения партнеров, для персонала фирмы и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. В любом случае, для предварительной рассылки потенциальным инвесторам, лучше сделать сжатый бизнес-план объемом до 10 страниц (против 30-50 страниц полного плана). В таком варианте, он может состоять из основного резюме, резюме каждого большого раздела со всеми показателями, и не содержать конфиденциальной информации [13 C. 8].

Конечно, в реальной жизненной ситуации трудно сделать, в точности все как было запланировано. И бизнес-планирование не панацея от всех бед - это серьезное исследование, требующее много времени и сил, которых у вас может и не быть. Однако, используя бизнес-планирование в современном бизнесе, можно быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами (финансовыми и временными) произвести необходимую корректировку стратегии достижения такого состояния будущей реальности предприятия, которого желаете добиться собственными усилиями.

В условиях рыночной экономики нелегко добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не анализировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

Поэтому каждому предпринимателю начиная свою деятельность необходимо точно представлять свои потребности на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Отсюда обеспечение его предпринимательской деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера.

Главная цель, которую преследуют все предприятия, - достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рационального направления расходования средств, тем самым добиться некоторого положения предприятия на рынке [38 С. 33].

На сегодняшний день современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений, когда известно, что организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящее действие. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленные недостаточно точной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в современном менеджменте. Хотя, что классическая, традиционная трактовка менеджмента сегодня быстро устаревает, поскольку прежнее ее понимание не позволяет ныне отвечать на многие основополагающие вопросы бизнеса. Например, как управлять в условиях быстрых изменений, когда возрастают сложности бизнеса; как можно эффективнее использовать быстро трансформирующуюся технологию; как в новых условиях готовить управляющих, которые способны быть на высоте в любых сложных условиях; как рационально использовать активность и смелость в управлении в сочетании с высоким чувством ответственности. Как, наконец, в изменяющихся условиях лучше использовать в бизнесе человеческий фактор.

В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.

Поскольку планирование является нормой любой предпринимательской деятельности, с развитием рынка и в России необходимость планирования бизнеса стало очевидной. Уже в 1994-1995гг. применение, бизнес-планов стало обязательным. В январе 1995г. московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов»[15 C. 63].

Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в тоже время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми они сталкиваются, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает к мобилизации. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических направлений фирмы, оценка его рыночного положения, достижения необходимый результатов поставленных целей [42].

Бизнес-план - многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Инициаторами разработки и реализации бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются, и прогнозируется в подобном плане. Разработчиками бизнес-плана обычно выступают фирмы, специализирующиеся в области консалтинга, маркетинговой деятельности, проектирования. Нередко привлекаются аудиторские фирмы и эксперты.

Бизнес-планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей [20 C. 18].

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

В составе бизнес-плана инвестиционного проекта существенное место занимают динамические ряды достаточно широкого круга показателей.

Расчеты ведутся с учетом элементов прогнозирования, привлечения экспертных оценок будущего состояния того или иного финансового и производственно-экономического процесса не только на конечный момент реализации проекта, но и в варианте поквартального (помесячного) описания ситуации.

Подготовка подробного количественного анализа является основой принятия решений для всех участников проекта и выработки их общей стратегии при условии достижения каждым из них собственного интереса благодаря вариантному подбору исходных и конечных параметров.

Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов [20 C. 84].

Кроме того, применение авторитетных лицензированных систем укрепляет авторитет инициаторов проекта и повышает финансово-экономическую привлекательность последнего.

Бизнес-план, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

Наименования разделов могут несколько отличаться от приведенных.

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.

Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг.

Необходимые данные можно получить, обратившись в фирму, специализирующуюся на маркетинговых исследованиях, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики [18 C. 78].

Существуют три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта:

1. Прогноз доходов и расходов на первые три годы;

2. Прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период;

3. Балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый отчет).

Прогноз расходов и доходов строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз потока реальных денег должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начального состояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг), и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнерами [26 C 162].

2 Автоматизация процессов бизнес-планирования. Обзор основных программных комплексов


При подготовке бизнес-плана может быть использовано как универсальное, специальное, так и специализированное программное обеспечение. Классификация программного обеспечения для бизнес-планирования представлена на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 Классификация программного обеспечения для бизнес-планирования
К универсальному программному обеспечению относят текстовые редакторы и электронные таблицы, как в рамках офисных пакетов, так и отдельных, самостоятельных программ. К первым относятся Microsoft Office, а так же офисные пакеты от Sun Microsystems - Star Office, офисный пакет от канадской фирмы Corel Corp. - WordPerfect Office, пакет офисных программ OpenOffice.org (распространяется на бесплатной основе), созданный в рамках проекта Open Source Projects и другие.

Ко второй группе универсального программного обеспечения относят независимые текстовые редакторы и электронные таблицы. Наиболее популярными программными продуктами среди текстовых редакторов являются PolyEdit, AbiWord, PatriotXP, CryptEdit. Для подготовки финансовой части бизнес-плана можно использовать - Formula One, Tabad, SuperCalc и др.

Необходимо отметить, что если бизнес-план создается в офисном пакете, то нет необходимости в какой-либо дополнительной программе. Текстовая часть создается в текстовом редакторе пакета, а расчетно-аналитическая - в электронных таблицах того же офисного пакета. При этом данные из электронных таблиц могут быть свободно импортированы в текстовый редактор. В случае использования независимых программных продуктов необходимо либо обеспечить или совместимость между приложениями, либо расчетно-аналитическую часть бизнес-плана создавать отдельно (без импортирования расчетно-аналитических данных в текстовый редактор).

Как показала практика, в большинстве случаев разработка бизнес-плана с использованием универсального программного обеспечения ведется в офисном пакете Microsoft Office. Этот обстоятельство говорит о том, что пользователи считают его наиболее удобным как для подготовки текстовой, так и расчетно-аналитической составляющих бизнес-плана. В некоторых случаях в нем же разрабатываются и презентации (для привлечения и первичного ознакомления инвесторов и партнеров).

Для подготовки расчетно-аналитической части бизнес-плана могут быть использованы и специальное программное обеспечение для статистических вычислений и анализа, такое как SPSS, StatSoft Statistica, Statit Professional и др.. Статистические программы обладают мощным аппаратом статистических процедур, благодаря которому, можно быстро обработать исходные данные и получить информацию, необходимую при бизнес-планировании, принятии решений и подготовки финансовой части бизнес-плана [11 C.75].

Работа со специализированными программными продуктами, как правило, осуществляется в четыре этапа. На первом этапе производится анализ условий разработки и осуществления проекта, формирование и ввод необходимых исходных данных для проведения расчетов, анализа и если позволяет программное обеспечение, то и текстовой составляющей бизнес-плана. На втором этапе с помощью инструментария программного обеспечения осуществляется автоматический расчет финансово-экономических показателей, формируются инвестиционно-финансовая отчетность проекта. Затем проводится финансово-экономический анализ привлекательности инвестиционного проекта, анализ его чувствительности к колебаниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических условий деятельности. На заключительном этапе программное обеспечение позволяет автоматически подготовить или финансовую часть бизнес-плана, или ТЭО, или бизнес-план целиком в зависимости от возможностей программы.

На данный момент на российском рынке специализированного программного обеспечения для расчета и анализа финансово-инвестиционной части бизнес-плана и бизнес-плана целиком существует более десятка как отечественных, так и зарубежных программных продуктов [39 C. 22]

Среди отечественных можно выделить следующие:

Среди наиболее известных зарубежных программ можно выделить:

Представленные программные продукты позволяют:

Кроме указанных характеристик, у представленных программных продуктов имеются и другие специальные возможности.

Рассмотрим общие достоинства, недостатки и возможности универсального, специального и специализированного программного обеспечения для разработки бизнес-плана.

Классификация специализированного программного обеспечения для бизнес-планирования представлена на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2. Классификация специализированного программного обеспечения для бизнес-планирования
Приобретать дорогостоящее специальное программное обеспечения - статистические программные продукты только для разработки одного бизнес-планов или только для бизнес-планирования - нецелесообразно и затратно. Если данное программное обеспечение имеется у организации или оно будет востребовано после приобретения (не только для бизнес-планирования, но и для статистических расчетов, анализа, обработки результатов исследований), то оно может использовано для разработки расчетно-аналитической части бизнес-плана.

Выбор в пользу универсального программного обеспечения (наиболее вероятно, что это будет офисный пакет Microsoft Office или бесплатная альтернатива - OpenOffice.org), может быть сделан исходя из следующих факторов:

Выбор в пользу специализированного программного обеспечения может быть сделан в случае если:

Среди специализированных программных продуктов для разработки бизнес-планов организаций можно порекомендовать такие программы как Мастерская бизнес-планирования и Business Plan PL, реализующего проекты внутри России. Программу Project Expert можно рекомендовать для крупного и среднего бизнеса, а так же тем, кто занимается разработкой бизнес-планов и ТЭО с привлечением международных инвестиций.

Специализированное программное обеспечение для подготовки инвестиционно-финансовой части бизнес-плана и ТЭО, разработанное в виде модулей и макросов для Ms Excel в большей степени ориентировано на экспертов и профессиональных консультантов. Методики расчетов и оценок в данных программах учитывают требования международных и российских стандартов. Однако к недостаткам можно отнести отсутствие возможности подготовить бизнес-план целиком, то есть не только его расчетно-аналитическую составляющую, но и текстовую.

Применение зарубежных специализированных программ для бизнес-планирования, например COMFAR, затруднено, в следствие того, что они в недостаточной степени отражают российское налоговое законодательство, без учета которого разработать бизнес-план хоть и возможно, однако его реализация в условиях российской экономики будет затруднена.

Необходимо отметить, что для обеспечения гибкости и надежности бизнес-планирования целесообразно применять в комплексе универсальное и специализированное программное обеспечение для бизнес-планирования, что обеспечить комплексность решения и улучшить качество итогового документа - бизнес-плана.

С учетом требований к разработке программы развития (бизнес-плана), а также по результатам проведенного анализа нами было рекомендовано к использованию в зависимости от финансовых возможностей организации воспользоваться:

1. При отсутствии достаточного финансирования - воспользоваться программным пакетом Microsoft Office с использованием для подготовки текстовой части - текстовым редактором Microsoft Office Word и для подготовки расчетно-аналитической части - электронными таблицами Microsoft Office Excel, т.е. подготавливать бизнес-план полностью в ручную.

2. При наличии финансирования - выбрать из таких программных продуктов как «Мастерская бизнес-планирования» (ориентировочная стоимость около 4100 руб. за однопользовательскую лицензию в версии программы «Мастерская бизнес-планирования Standard»), либо «Project Expert» (ориентировочная стоимость около 450 у.е. за однопользовательскую лицензию в версии программы «Project Expert Standard»).

Рекомендуется составление финансовой части бизнес-планов с помощью программного продукта Project Expert фирмы «ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ», или пакетов «Альт-Инвест» фирмы «Альт», «АНАЛИТИК» - фирмы «ИНЭК». Необходимо отметить, что само по себе использование указанных или иных программных продуктов еще не гарантирует составления бизнес-плана на качественном уровне.

Совсем недавно многие фирмы обходились без детально проработанных стратегических планов. Более того, и сегодня есть такие организации, которые уделяют стратегическому планированию недостаточное внимание. Однако практически невозможно найти компании, чье руководство не понимает значимость бизнес-планирования и в связи с этим не хотело бы повысить эффективность этого процесса. Все осознают неизбежность роста конкуренции и усложнения рыночной ситуации, а значит, и необходимость формирования проработанных стратегических планов. Кроме того, в последнее время наблюдается значительный рост интереса к инновационным проектам как со стороны продукт-образующих компаний, так и со стороны потенциальных инвесторов. Для таких проектов бизнес-планирование и анализ инвестиционной привлекательности являются одними из самых значимых этапов начального развития. Таким образом, существуют серьезные причины внутреннего и внешнего характера, вызывающие настоятельную потребность в повышении эффективности реализации процессов бизнес-планирования в современных компаниях.

Если рассматривать вопрос глобально, то повышение эффективности стратегических планов состоит в совершенствовании двух направлений. Во-первых, так как бизнес-план основывается прежде всего на осознании руководством компании ее положения на рынке, понимании среды ведения бизнеса, его специфики и потенциальных возможностей, то первостепенную важность приобретают вопросы достоверности финансовых показателей, ценностей и преимуществ организации, фиксируемых в бизнес-плане.

Во-вторых, разработка детального бизнес-плана требует значительных ресурсов, а значит, необходимо максимально повысить их производительность.

Оба параметра могут быть серьезно улучшены за счет применения ПО, позволяющего расширить используемый при планировании инструментарий и автоматизировать процесс.

Проведено небольшое исследование предлагаемых на рынке решений, которые могут быть полезны при создании бизнес-планов и анализе инвестиционной привлекательности проектов. Прежде чем обратиться к специализированным программным решениям, необходимо развеять некоторые сомнения. Сам процесс стратегического планирования гораздо старше любой компьютерной программы, а значит, многие годы он проводился без специального ПО, да и сейчас не все имеют такие средства в своем распоряжении.

Говоря о теоретической и практической возможности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта без применения специального ПО, выделяют несколько факторов, которые влияют на исполнение данной задачи. Во-первых, ощутимо увеличивается время реализации этапа, что часто бывает недопустимо на старте проекта. Во-вторых, критическим моментом становится подготовка специалистов - они должны быть практикующими методистами, так как общие методики бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, как правило, нужно адаптировать к сегменту рынка, к географическому региону, налоговому законодательству и т. д. Соответственно немаловажным обстоятельством является стоимость такого специалиста, сложность его подготовки или поиска на рынке труда. В специальном ПО решение многих указанных проблем уже предусмотрено и отработано профессионально. В зависимости от конкретных задач программа может быть перенастроена. Применение ПО позволяет задействовать простых специалистов, а не методистов в области экономики. При этом значительно повышаются уровень и скорость построения финансового проекта.

Нередко для проведения финансово-экономических расчетов используют MS Excel. При всей универсальности и гибкости электронных таблиц, использование их при финансовом моделировании инвестиционных проектов имеет и оборотную сторону: работа с Excel определяет существенные трудозатраты на создание, анализ и актуализацию финансовых планов проектов, а также на подготовку самого отчета бизнес-плана, экспертных заключений, инвестиционных меморандумов и иной необходимой для инвесторов отчетности. Работа по их созданию и поддержанию силами квалифицированных финансовых аналитиков занимала не одну сотню человеко-часов, которые уходили не только на актуализацию и развитие моделей, но и в значительной части на подготовку необходимой отчетности. В случае ухода автора незадокументированные модели требовали дополнительных временных затрат на выявление всех параметров и связей. Поэтому для таких моделей часто свойственны простота и обозримость, невысокая степень детализации, редкая периодичность их обновления.

Соответственно при выборе инструмента бизнес-планирования и анализа проектов в каждом конкретном случае стоит взвесить затраты и соотнести их с преимуществами использования программных продуктов.

Использование готовых решений для бизнес-планирования и оценки проектов обеспечивает пользователям существенные плюсы.

Выделены следующие ключевые обстоятельства:

1. Эффективность работы - обеспечивается благодаря задействованию встроенных и дополнительно создаваемых аналитических методик, шаблонов итоговых отчетов, четкой структуры бизнес-плана, подсказок и комментариев по его заполнению. Выгоды применения ПО особенно заметны в случае значимого количества проектов, необходимости их “поточной” оценки.

2. Системность, реализация единого подхода - важна на всех этапах инвестиционного процесса: от сбора исходных данных (обеспечение унификации формата их предоставления) до критериев отбора проектов (введение единых принципов разработки проектов, реализации единой методологии проектного анализа, принципов отбора и оценки результатов уже реализованных проектов).

3. Снижение рисков невозврата средств и ужесточение контроля их использования - реализуется за счет большей прозрачности, применения единой методологии, облегчения оценки правильности проведенных расчетов и повышения их эффективности.

4. Решение кадровой проблемы - осуществляется за счет оптимизации квалификационных требований к персоналу, повышения эффективности работы аналитиков, возможности использования методической помощи (руководства пользователей, встроенные алгоритмы программы, консультационная поддержка разработчика). Применение встроенных в ПО технологий, основанных на обобщенном теоретическом и практическом опыте, способствует повышению квалификации специалистов, их профессиональному и карьерному росту.

Рассматриваемые продукты:

Известно, что одним из факторов, повышающих эффективность использования программного комплекса, является оптимальная функциональность системы, необходимая для реализации насущных задач бизнеса. Мудрые опытные консультанты настоятельно рекомендуют выбирать такое решение, которое имеет максимальный процент внедрений в конкретном интересующем вас сегменте и в области оптимизации приоритетных для вашего бизнеса-процессов. При этом инструмент автоматизации должен соответствовать масштабам вашего предприятия.

Свой выбор наиболее подходящего продукта грамотный пользователь начнет с оценки целевой аудитории, для которой предназначено решение, и специфики решаемых им задач [36 C.56].
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации