Ответы на билеты по истории искусств - файл n1.doc

приобрести
Ответы на билеты по истории искусств
скачать (817 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc817kb.13.09.2012 13:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.Место искусства в культуре. Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная и материальная культура – это основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (к-ра майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (к-ра труда, быта, худ-я к-ра). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.

Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни общества. Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива.

Искусство – это эстетическое отражение действительности. Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.

Образность достигается в искусстве не простым копированием натуры. Образ – это такое воспроизведение единичного явления, которое содержит в себе обобщение, т.е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейное значение. Воплощая идеи, оно становится явлением идеологии. Поэтому в искусстве всегда проявляется борьба идей, за которой, в конечном счете, стоит борьба классов. Примером может быть борьба рус. худ-ков – передвижников против мертвых канонов классицизма, за современность, жизненность искусства и его активное участие в общественной жизни.

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Но в отличие от науки искусство познает мир не в форме отвлеченных понятий, а в конкретно-чувственных, непосредственно воспринимаемых, живых образах, подобных явлениям самой реальной действительности. Искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы (так само название картины И.И.Ге «Что есть истина?» говорит об этом). Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки, раскрывает проблемы отношений личности и общества.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства). Круг явлений реальной действительности, который изображает искусство, отражается в содержании. Это содержание воплощено в чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения, созданную при помощи особого изобразительно-выразительного языка и воплощающую его образное содержание. Совершенными художественными произведениями называются такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника (его представления о современной жизни), произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.

2. Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие.

Вид – это исторически устойчивая форма существования и развития искусства. Различают искусства – изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (арх-ра, прик. искусство). В свою очередь все виды искусства условно разделяются на станковое, монументальное, декоративное. Неизобразительное искусство разделяется в соответствии с материалом, техникой, назначением.

Обычно виды искусства подразделяются на пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика). К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение. В число временных искусств иногда включают и литературу.

Жанр – внутреннее подразделение во всех видах искусства. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения.

Архитектура – вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Это совокупность характерных признаков сооружений конкретного периода всеобщей истории (арх. античная и др.), или исторической национальной культуры (арх. Индии и т.д.). Архитектура – давнейших и труднейших искусств. Архитектура с одной стороны – это искусство самое материальное, сугубо утилитарное, с другой – абстрактное, рождающееся из чисел и расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперирует линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают так выпукло эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура. Архитектура не изображает натуру. Она выражает идею определенного художественного образа. Функции: утилитарная, экономическая, эстетическая.

Зародилась в первобытном обществе. Древнейшие поселения – зачатки примитивной архитектуры. Все памятники – на 2 группы: культовая и гражданская. Принцип для всех сооружений одинаков: фундамент; несущие части (стены, колоны, столбы); несомые части (потолок, кровля, свод); венчающие части (шпили, купола). Однако: при одинаковом принципе постройки не выглядят одинаково. 2 причины: духовные (нравы, обычаи, религия); физические (природа, климат, характер строит. материалов, благосостояние).

В определенную эпоху, в определенной местности – появляются похожие строения. Такое родовое сходство построек, принадлежащее одной местности, одной эпохе – называется – архитектурным стилем. Существует 2 тектонические системы: 1 – сводчато-купольная; 2 – строично-балочная. Последовательное освоение этих систем, их осмысление и представляет собой историю развития архитектуры. Как область искусства архитектура начинается в культуре Месопотамии и Др. Египте. Архитектура высоко ценилась. Главное – пирамиды. Арх-ра была призвана служить культу фараона, культу умерших, культу религии. В последствии стали появляться дворцы. Арх-ра Др. Ег. тесно связана с астрономией, геометрией. Основной строит. материал – камень. Строительный принцип – строично-балочный. Храмы в Др. Ег. – столбы, колоны. Грандиозные размеры. Многоколлоные храмы назывались гипостийные. С наружи залы и дворцы окружали глухие стены. Достижения – не получили продолжения, но различные композиционные принципы, стилизиция природных форм, зачатки ордерной системы – предопределили многие явления в мировой архитектуре. Античная Греция. Последовательно развивается единство всех слагаемых классической арх-ры: утилитарная целесообразность, прочность, выразительность худ. образа. Основные достижения: 1 – осмысление ордерной системы (ордер – порядок, строй). Определенное сочетание несущих и несомых частей строично-балочной конструкции. Несущие: колонка с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые части: карниз, фриз, архитрав – это все антаблемент. Сложились 3 ордера: дорический (разновидность – тосканский), ионический (разновидность – композитный), коринфский (наибольшее распространение - Др. Рим). 2 – синтез архитектуры и скульптуры. Храм строился для божества – для статуи. Живопись отходит на второй план. 3 – формирование архитектурных ансамблей (регулярные планировки улиц, дома – фасадом на улицу). Строительство многочисленных общественных зданий: театры, библиотеки, спортивные сооружения, кинопотеки (карт. галереи). Парфенон – схема храма – периптер. 4 – глубокое понимание природы, высокое искусство слияния архитектуры и природой. Древний Рим. Твердый практицизм. Созерцательность и философия. Значительные достижения Рим. арх-ры связаны с развитием ордерных систем, со строительной техникой, инженерией. Строятся не только культовые, но и гражданские сооружения из долговечных материалов. Рост городов, строительство триумфальных арок, колон, крупный инженерных сооружений (мосты). Изобрели и широко использовали синтез ордерно-арочных конструкций. Арки могли опираться на столбы, колоны, стены. Вариантов арок и сводов – множество. Система арок – аркада составляла основу мостов. Греция – колоны (осн. достижение), балочное перекрытие. Рим – арка (осн. достижение), сводчатое перекрытие. Арка привела к идее свода – конструктивно усложненная арка. Свод – одна из главных заслуг Рим. зодчих. Простой свод – полуциркульный. Пантеон (храм всех богов) – круглое сооружение – ротонда, кирпично-бетонное. Для греков – форма периптер, для римлян – базилика, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри параллельными рядами колон на продольные нефы. Рус. архитектура Х-ХI вв. все строения деревянные. Строятся монастыри. Каменные храмы – период XI в. архитектура заимствована из Византии. Основной колорит каменной архитектуры заимствован из древнерусского деревянного зодчества. Романская арх-ра Х-ХI вв. Название происходит от сходства некоторых типов конструкции (арки, цилиндрические или крестовые своды, каменная кладка) с римскими приемами. Характерно: лаконизм, монументальность, сдержанность, суровость внешнего облика, массивность каменной конструкции, мощные башни, скудный декор. Готика XIII в. зародилась в недрах романского зодчества. Освободилась от художественной и конструктивной тяжеловесности. Мощные стены заменяются каменным каркасом, за счет чего значительно облегчается кладка сводов. Крестовая система сводов. Разделены функции конструкции. Интерьер – высокий, просторный. В композиции – динамика стремления вверх. Интерьер – из множества колон – легкость, прозрачность. Обилие каменной резьбы и скульптурных украшений. Витражи. Собор Парижской богоматери – ранний период. Более поздняя Готика – «пламенеющая» - Собор в Ренсе XIII в. Эпоха Возрождения. Возвращение в архитектуре к стенной конструкции. Возвращается понимание Античной архитектуры. Основным средством худ. выразительности – являются ордерные формы, пропорции, возрожденные из античного наследия. Стеновая конструкция вновь используется как художественной и тектоническое средство. Наряду со строечно-балочной – и купольная. Купол увенчан так называемым «фонариком». Барокко (кон. XVI – нач. XVIIIвв.). Эмоции преобладают над разумом. Итал. слово – вычурный. Стиль дворцов и домов знати. На смету гармонии и уравновешенности эпохи Возрождения приходит динамика композиции, пышность декора, богатая пластика, усложненность архитектурных форм. Характерен синтез искусств – арх-ра, скульптура, живопись. Декор часто преобладает над тектоническим началом. Под живописью и скульптурой заслоняются архитектурные формы. Архитект. ансамбль Св. Петра в Риме, Царское село. Рококо (нач. XVIII в). фр. слово – раковина. Этот стиль проявился главным образом в богатстве и пышности декора интерьера. Характерно: обилие мелких декоративных форм, под которыми снимается ощущение массивности стен, а сама стена постепенно переходит в живописно оформленный плафон. Этот стиль – нестолько столетий. Во второй половине XVIII в. на смену приходит Классицизм. Это время повышенного интереса к формам античного зодчества, как к эталону. Свою роль в этом сыграли раскопки Помпей. Характерные черты: простота, ясность, строгость, симметричные осевые композиции и формы, логика четких планов, сдержанность декора, регулярная система планировки городов. цвет играет второстепенную роль. Основа арх. языка: ордер, в отличие от барокко – спокойные и строгие формы. Париж – Версаль, СПб и его окрестности. Делится на 3 этапа: ранний классицизм – сер. XVIII в.; зрелый – кон. XVIII в. – нач. XIX в.; поздний – первая четверть XIX в. Ампир. От слова империя. Стиль эпохи Наполеона. Ориентирован также на античную арх-ру, но строгие и ясные формы предшествующего периода сменились массивность и парадностью. Возводятся триумфальные арки, колоны, в качестве декоративных арх-ных элементов используются военные атрибуты (доспехи, копья, знамена, лавровые венки. На ряду с античностью – используются черты древне-египетской символики (орнамент, сфинксы). Триумфальная арка в Париже, ансамбли дворцов и площадей в СПб. Вторая пол. XIX в. использовались в фасадах и интерьерах мотивы уже известных стилей. В одних случаях – постройки повторяли черты исторических прототипов, в других – ограничивались элементами стилей. Иногда в одном архитектурном сооружении – несколько стилевых направлений. Это эклектизм (от гр. слова – выбирать). Исаакиевский собор. На рубеже XIX в и XX в. – Модерн. Фр. слово – новейший современный. Возникает как реакция на отсутствие нового. Стиль, идущий в противовес с предшествующими направлениями. Арх-ры модерна отказываются от ордерной системы, от регулярной планировки застроек. Характерные черты: индивидуальный облик, асимметрия, богатая орнаментика, стилизация растительных мотивов, широкое использование волнисто-ломанных линий и в декоре и в арх-ных формах. Вновь возвращается синтез искусств. Строятся павильоны, особняки, общ. знания. Гостиница Астория, ярославский вокзал. Особняк Кшесинской. В 20-х годах XX в. появляется направление – Конструктивизм. Главная задача – утилитаризм, функциональность. Нес на себе черты утопии, не несмотря на некоторые недостатки в этот период была заложена основа строительной индустрии, дизайна. Рост промышленного производства привел к интенсивному использованию металла, железобетона. Формы – очень разнообразны. Это стало возможным благодаря освобождению стен от многовековых функций. Важное для соврем. арх-ры: пропорции, масштаб, ритм.

Скульптура. Это вид изобразительного искусства, дающий объемное, пространственное изображение объектов, преимущественно – человека (голова, бюст, торс, статуя, ск-ная группа). По сравнению с живописью и графикой охватывает определенный, ограниченный круг явлений, но разрабатывает их с гораздо большей глубиной. Основным художественным средством скульптуры – осязательный, реальный объем. Цвет применяется в ней очень ограниченно и условно. Вся скульптура по назначению подразделяется на монументальную (памятники, монументы; связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Она может быть худ-ным символом целой страны, истор. эпохи); монументально-декоративную (в виде убранства арх. сооружений и комплексов – атланты, кариатиды, фризы, фронтонная арх., фонтаны, садово-парковая); станковую (не зависит от среды, имеет размеры близкие к натуре или меньше, конкретное углубленное содержание. Соврем. станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала). Жанры: портрет, историческая, бытовая, символическая, аллегорическая, анималистическая. По форме изображения различают: круглая и рельеф. Круглая: свободная (свободна от декоративных функций. Это фигурная группа или статуя, бюст. Может располагаться в любом месте.) и зависимая (та, которая связана со стеной, с архитектурой – размещается в нише). Рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматриваемую обычно лишь спереди. Рельеф бывает выступающим и врезанным (контррельеф). Выступающий: различается на барельеф (не больше 0,5 объема), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т.п., и горельеф (высокий), используемый в основном в станковой и монументальной скульптуре. В горельефе некоторые части могут быть совсем отделены от плоскости и представлять собой 3-хмерные объемы. Врезанный рельеф (контррельеф) применяется чаще всего на печатях и разл. формах для оттисков барельефных изображений. Техника: лепка в мягком материале (глина, пластилин, воск); обработка твердых материалов (дерево, камень, кость); отливка и чеканка в металле. Материалы: глина (терракота, майолика, фарфор, фаянс), гипс, дерево, слоновая кость, камень (мрамор, алебастр, базальт, гранит. Глиптика (техника обработки камня): камея – с резным, выпуклым изображением из сердоликса, аникса, агата; гемма – небольшой резной камень с рельефным, но чаще всего с углубленным изображением, используется для печатей), металл (бронза, сплав олова и меди, для литья – бронза, чугун, цинк). Полихромия – многоцветие. Самый удобный материал – дерево. Виды: тонирование (одним цветом вся скульптура), раскраска в неск. тонов, применение цветных материалов. Стилистические проблемы: 1 – проблема движения; 2 – трактовка головы, приемы выражения лица, отличаются от жив-ных, скульптор должен воедино слить все элементы головы; 3 – проблема статуарной глупы – помимо психологических связей, необходимо единство идеи, пластическая связь; 4 – проблема сидящей статуи; 5 – проблема драпировки – все элементы – характер ткани, ритм складок – активно участвуют в скульптуре, чтобы показать движение. Каждая эпоха по разному решае5т эти задачи.

Живопись. Живопись обладает очень разнообразными средствами и возможностями, но не может передать осязаемый, пространственный объем (в отличие от скульптуры). Живопись – это искусство одной точки зрения. Пространство и объем – существует только в иллюзии. Поэтому плоскость поверхности картины также важна, как и созданные на ней образы. В древности – материал – дерево (Античность, Ран. Возрождение). 2-ая пол. XVI в. – писали на медных досках. В XVII в. на смену дереву приходит холст, в XIX в. – картон. Все эти материалы – основа в живописи. На нее наносится грунт + красочный слой. В некоторых видах живописи (фреска, акварель) основа употребляется без грунта. Задача грунта: выровнять поверхность, уменьшить чрезмерное впитывание связующего вещества в основу. Свои тоном грунт участвует в колорите картины. Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой. Из практического назначения живопись подразделяется (роды): монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), станковую (картины), декоративную (театр, кинодекор) + миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), декоративная роспись предметов домашнего обихода, диорама (дугообразная лента-картина), панорама. Технические приемы. Живопись различается по характеру веществ, связующих пигмент и по техническим способам закрепления пигмента на поверхности. Это: масляная живопись; темпера (краски, где связующим веществом служат белок или желток; растров клея с мослом); фреска (водные краски по сырой или сухой штукатурке; связующим веществом является известь); энкаустика - восковая живопись (предварительно разогретые краска: воск, смолы, масло, пигмент – наносятся на подогретую основу; живопись 5 в. до н.э. – в термах, фаюмские портреты, ранние христианские иконы); эмаль (живопись керамическими и силикатными красками); мозаика (изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, цветного стекла); витраж (произведения декор. искусства, выполненные из цвет. стекла или др. матер., пропускающих свет); произведения, выполненные в технике акварели, гуаши. Главным выразительным средством живописи – цвет. Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности худ. образа в живописи. Это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, с индивидуальностью мастера. По характеру цветовых сочетаний может быть спокойным – напряженным, холодным – теплым, светлым – темным. По степени насыщенности – ярким, сдержанным, блеклым и т.д. интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привел к явлению валёрной живописи. Валер – оттенок тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающий определенное соотношение света и тени. В живописи нового времени широко использовались рефлексы – влияние света и цвета на предмет, когда на него подает отсвет от неба, предметов и т.д. Используется монохромная живопись (одним тоном или его оттенками). Локальные краска – чистые, не смешанные тона. Тон – изменение цвета под воздействием света, воздуха, рефлексов. В станковой живописи большую роль играет формат картины. Он связан со стилем эпохи, с особенностями жив. техники, композиции, интерьера, для которого предназначении картина. Прямоугольный (вертикальный – приобретает динамику, более эмоциональный настрой; горизонтальный – повествовательный сюжет, показано действие, психологически); квадрат – действие на таком формате как бы останавливается, внимание направлено в центр картины, выражение покоя); в эпоху Возрождения – круглый формат – выражение покоя; овальный – эпоха Рококо. Работа над картиной включает: 1 – многочисленные этюды и эскизы; 2 – нанесение рисунка на грунт, выстраивается композиция, намечаются основные светотеневые соотношения; 3 – подмалевок – лепится основной объем; 4 – лессировка. Жанры: портрет (парадный, интимный, групповой); пейзаж (арх., сельский, городской, индустриальный, марина); натюрморт (цветы, со снедью, с быт вещами); сюжетно-тематическая картина (историческая, бытовая, анималистическая, интерьер).

Графика. В отличии от живописи – основным изобразительным средством является однотонный рисунок (линия, светотень). Роль цвета – ограничена. Со стороны технических средств графика включает в себя: уникальную (рисунок), существующую в единственном экземпляре и печатную графику в зависимости от назначения: станковая (самостоятельная), книжная и журнально-газетная, плакатная, художественно-прикладная. Рисунок – разновидность худ. графики. Существует в единственном экземпляре, фактически является уникальной графикой. Рисунок это основа для реалистического изображения действительности; подготовка к будущей работе. Он выполняется преимущественно твердыми красящими веществами (карандаш, уголь, сандина), жидкими (тушь, соус, акварель). Как худ. произведение рисунок появляется в эпоху поздней Готики. Саамы древние материалы: деревянные дощечки, рисовали метал. стержнями. В XV в. – появляется пергамент. В XVI в. – бумага. Главный инструмент для рисования в Европе – перо. Часто – комбинированная техника – перо + карандаш. Печатная графика. Дает возможность получать многочисленный тираж, все образцы при этом имеют равноценные оттиски. I. Самостоятельная графика (не требует для раскрытия своего содержания непременной связи с литер. текстом и не ограничена практическим назначением). II. Несамостоятельная (зависимая) – служит прикладным целям: 1 - книжная и журнально-газетная графика, сопроводительная, иллюстрации, реклама, экслибрис – создает общее идейно-художественное единство с литературным или сопроводительным текстом, выполняя одновременно и декоративные функции; 2 – плакатная – массовый вид изобр. ис-ва, осуществляющий задачи политической агитации; 3 – художественно-прикладная – этикетки, марки, грамоты. Раздел графики, включающий в себя произведения выполненные посредством печатной доски – гравюра. Гравюра: оригинальная – если она целиком включает обработку доски, выполнена одним художником. Этот термин относится и к уникальной графике. Гравюрная техника различается по способам гравирования (нанесения на доску мелких углублений при помощи различных средств). Способов гравирования много. Обработка доски производится механическим, химическим или смешанным способом. 3 основных способа печати: 1 – Выпуклая гравюра (углубления на поверхности доски соответствуют белым частям отпечатка; 2 – Углубленная гравюра – углубления на поверхности доски соответствуют черный частям отпечатка; 3 – Тоновая гравюра – углублений нет, рисунок и фон – на одном уровне. В качестве основного художественного средства используется светотень. У графических произведений нет рамы. Этим подчеркивается плоскостный характер, создается абстрактное пространство.

3. Искусство как художественное отражение действительности.

Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – прежде всего воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее.

Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства).

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Как и философия, искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки.

Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Все то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.


4. Характеристика эпох и стилей искусства.

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох )Античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Др. Египта, Киевской Руси), иногда она обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно служит дополнением, иногда заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.

Всю историю МХК можно рассматривать как историю стилей (Вёльфлин). Стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческ3ую эпоху создано произведение искусства. Великие стили: античность – архаика и классика, средние века – романский стиль, готика. Возрождение – это переходный период от Ср. веков к новому времени. Новое время – барокко и классицизм. На рубеже XIX- XX вв. – модерн 0 попытка возрождения единства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Романский стиль, Готика, Ренессанс – эти стили проявились во всех видах искусства, оказали влияние на мировоззрение, философию, быт. Все чтили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную эпоху, они возрождались на новом этапе. Стиль присутствует во всех видах искусства, но в первую очередь он формируется в архитектуре.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте. Египетский стиль (5-4 тыс. до н.э. – первых веков н.н.). Великие достижения связаны с архитектурой и монументальной скульптурой. Оказал глубокое влияние на зодчество и изоб. искусство Др. Греции и др. стран Средиземноморья. Д.Е. искусство главным образом призвано обслуживать потребности религии, в т.ч. заупокойного культа и культа обожествленного фараона. Были выработаны много классич. архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колона), виды изоб. иск-ва (круг. скульптура, рельеф, монумент, живопись и др.). сложилась канонизированная форма изображения челов. фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Господствуют принципы монументальности и статичности (незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона). Выработан новый арх. тип гробницы – пирамида, предельная простота формы и гигантские размеры. В росписях и рельефах – проявилась острая наблюдательность, чувство ритма, красота контурной линии, силуэта, цветового пятна. Типы в изображении людей (идущий, сидящий), отличаются ясностью и точностью в передаче характерных черт и соц. положения. Скальные гробницы – ср. царство. В изоб. иск-во – тенденция в правдоподобию, изображение бытовых сцен, растений, животных. В скульптуре – раскрывается характер. Символизм Ег. искусства, некоторые его образы и конкретные произведения (Пирамиды, Сфинкс, Фаюмский портрет и др.) имели большое значение для развития Европ. худ-ного мышления последующих тысячелетий.

Стиль азиатских народов. Мало повлияло на будущие исторические стили. Отличит. Черты: монументальность, роскошь, величие. Храмы – зиккураты (ступенчатые пирамиды). Внутрен. отделка – рельефы, плиты и дер. Дощечки с клинописью, колоны с капителями в виде чел. голов, повествовательные рельефы (как егип.), изображение в профиль, орнамент в виде лотоса, цветы. Стиль развивался в Шумере и Аккаде. Все храмовое строительство, скульптура – подчинено богам. Символ – голова быка – символ силы.

Греческий стиль. Рамки: 11 -1 вв. до н.э. 3 периода: архаика, классика, эллинизм. Творчество др. греч. мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоте естественного бытия, физич. и духовного совершенства человека. Челов. метрическое начало присутствует не только в изоб. ис-ве, но и в зодчестве (пропорции храмов – соразмерны челов. фигуре). Архаика – складывается храм – периптер (в результате эволюции – от др. жилища – мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю). Строились общ. сооружения (театры, стадионы). Складываются разновидности архит. ордера – дорический (Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе), ионический – строгая изысканность, стройность (Храм Артемиды в Эфесе). Скульптура украшает храмы (рельефы фризов, фронтонов). Суровые изваяния богов и миф. героев, борющихся со страшными чудовищами. Статуарная скульптура – атлетический идеал юноши (куроса) и женщины (коры). Крайне ограниченная мимика лица (архаич. улыбка). Развитие основных др. греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Чернофигурные и краснофигурные. Искусство глиптики. Классика. (5-4 вв. до н.э.). Достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регул. планировки. Скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать челов. фигуру, ее структуру и движение. В творчестве Мирона (Дискобол) и Поликлета складывалось представление об идеальном образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной ис-ва классики - время правления Перикла, велич. скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат – создатели Афинского Акрополя. Классический период завершается творч. Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру челов. чувствии и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм. Строительство новых городов. особенность – величие. Фаросский маяк. Величественные архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Храм – перистиль (весь обнесен колонами). Скульптура – Венера Мелосская, Ника Самофракийская, борьба гигантов фриза Пергамского алтаря, группа Лаокоон – пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходит прославление владык, божество (статуя Гелиоса – Колосс Родосский). В живописи, как и в скульптуре развивается более свободная экспрессивная манера изображения.

Римский стиль. Решающее значение в формировании римского стиля имеет этрусское зодчество, достигшее успехов в создании сводчатых сооружений. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), базилики, аквидуки, мосты, триумфальные арки, дворцов, термы, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

Архитектура (кон.6-кон.1 в. до н. э.). В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада - конструктивная логика монументаль­ных инженерных сооружений (оборонительные стены Рима).

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях). Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр. Строились круг­лые (моноптер, окруженной колоннадой) и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Использовалась античная фреска (помпейские росписи - 4 группы).

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре самобытный реализм (статуя «Оратор»). Создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э. - наз. ис-вом империи. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Триумфальные арки.

Византийский стиль (с 4 в. до1453 г.). история Византийского искусства – это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов. Высшие достижения связаны с храмовой архитектурой, фреской, мозаикой, иконописью, миниатюрой. Главным храмом Византии была гранд. Церковь Св. Софии в Константинополе (6 в.). мозаики Равенны (5-7 вв.) стали вершиной в истории этого вида изоб. искусства.

В культовой арх-ре уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от античных – базилики и центрические купольные здания. Простота наружного облика контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров. Главная роль – стенным росписям, иконописи. Церкви украшались христианскими символами и орнаментом. В зодчестве совершился переход к типу крестово-купольного храма. В 9-10 вв. – росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды – мозаика и фреска. Господствует идеально возвышенный образ людей. Лучшее произведение иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств – «Владимирская богоматерь».

Средние века. Романский стиль. Господствовал в искусстве ср.-век. Европы с 10 по12 вв. термин был введен в науку в 1-ой пол. 19 века. В эпоху Р.с. духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, там проходило становление искусства - искусств слова, музыки, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи (фрески, витражи), книжного искусства (шрифта, миниатюры). Стиль проявился особенно ярко в архитектуре, представленной церквами, монастырями, замками. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, углубленными порталами, внушительными башнями. Тип – базилики. Несмотря на общие стилистические черты, Р.с. отличается разнообразием образных решений: во Франции – множество архит. школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, др. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. В Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, во Флоренции трудно назвать суровыми, тяжеловесными; памятники Болоньи – строги, напоминают арх-ру соборов Москов. Кремля.

Если в раннем Р.с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11- нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумен. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В роман. живописям и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).

Готический стиль (приблиз. с 12 по 14-15 вв). Термин возник в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским. Для стиля характерно: легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша (здание город. самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готи­ческий собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с новой конструкцией сводов. Если в роман­ской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфор­сам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). В готическом соборе ис­чезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Внутри и снаружи собор ук­рашало множество статуй и рельефов. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на рели­гиозные и светские сюжеты. В застылость и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений. В готический период изменился образ Христа - на первый план выдви­нулась тема мученичества: изображали Бога скорбя­щего и страдающего. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве очень часто, как и в романском в виде скульптур химер.

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм (Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре (XII—XIV вв.)). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носится соборы и Реймсе и Амьене. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. (Кентерберийский собор, соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. Архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Не встречались окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна. Соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме. Выдающееся произведение гер­манской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIX в.), высота - 46 м, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Исполнена менее изящно. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика (линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент) достигла своего высшего завершения в Миланском соборе, Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.

Возрождение (ренессанс). Эпоха, охватывающая в Италии 14-16 вв., в странах к северу от Альп (северное В.) – 15-16 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. – в гуманизме как мировоззрении эпохи. Круп. худ-ки – универсальные личности в науки, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Использовали «прямую перспективу», изучали анатомию человека. Евангельские сцены изображались на фоне гор. архитектуры или природы своей страны. Рядом со святыми – портрет заказчика и исполнителя. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и худ-ного воплощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, Дюрер). Портрет определился как отдельный жанр и достиг вершин в творчестве скульпторов Донателло, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера.

Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура – городской ансамбль, где гл. являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии). На протяжении эпохи В. определяется место скульптурного памятника на площади (следование античным традициям). Главенствующее место занимали монументальные виды изобр. искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Возрождается классический ордер.

Итальянское искусство периода расцвета на рубеже 15-16 вв. – это Высокое В.Художники – Браманте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Позднее – Джорджоне, Тициан, Палладио. Последние две трении 16 в. – позднее В. Художники как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манер) вел. мастеров, что определило название направления – «Маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека этого периода.

Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстве ряда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.

Художественные особенности стиля Б. определились новым (в сравнении с эпохой В.) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусства, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века, приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями; в результате на протяжении 17-18 вв. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. Особенности стиля Б. - ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. В изоб. иск-ве Б. преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер Б. – архитектор и скульптор Бернини; мастер декорат. живописи – Пьетро да Картона. В живописи черты Б. проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.

Русское Б. развивалось в 1-ой половине 18 в (рус. архитектура кон. 17 в. лишь условно называется «Нарышкинским барокко»), гл. образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Блистательными примерами Б. являются ансамбли Зимнего дворца в СПб, екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин0, скульптурные произведения Растрелли-отца (Памятник Петру 1 в СПб, портрет Меньшикова, «Анна Иоанновна с арапчонком»).

Рококо – худ-ное направление в 18 в. гл. обр. во Франции в период Людовика XV. Название обозначает «узор из камней и раковин». Р. Явилось завершающей стадией барокко. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусств, прежде всего в архитектуре. Утрачивает тектоничность. Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Десюдепорты, зеркала. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль). В период Р. Падает значение исторической и мифологической картины. Религиозные сюжеты проникаются светским духом. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты Р. Живопись и графика Р. – характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметричные композиции. Ватто, Фраганар, Буше. В скульптуре Р. Преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты. Лучшие произведения Р. Были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России (Мраморный дворец Ринальди в СПб).

Классицизм («образцовый») – направление в евр. ис-ве кон. 16 – нач. 19 в. за это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Фран. революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновский империи (холодное величие, четкость линий, академизм). В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но есть и общие черты. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров – от «высоких» (ист., миф., религ.) до «низших», или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные признаки.

Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть – академизм. Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

К. в изоб. ис-ве в 17 в. представляет живопись Пуссена, Лоррена, а в 18-19 вв. – Давида, Энгра, скульпторы Фальконе, Гудона, итальянца Кановы. Величественными памятниками арх-ры К. стал Версаль, резиденция короля Людовика XIV.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Романтизм (1-ая пол. 19 в). Р. 19 в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. но он не был тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от класс-ма Р. существенным образом не затронул арх-ру, повлияв в основном на садово-парковую арх-ру, на зодчество малых форм и на направление т.н. псевдоготику. Романтики в изоб. ис-ве – фр. живописцы Делакруа, Жерико, нем. – Фридрих, Рунге, рус. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср.-век. Построек. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.

Эклектизм (от греч. - выбирать) – соединение разнообразных художественных элементов. В истории искусства наиболее заметное место занимает Э. арт-ры сер. -2-ой пол. 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных ист. стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). он оказал влияние на становление целостного в своей сущности стиля – «модерн».

Модерн (новейший, современный), стиль в европ. и америк. иск-ве кон.19- нач.20 вв. разные названия: во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти». Наиболее ярко М. выразился в арх-ре частных домов – особняков, в строительстве деловых, пром. и торг. зданий, вокзалов, доходных домов. Новое – отказ от ордерной системы украшения фасада и интерьера. Определяюшее значение в структуре здания – построение внутреннего пространства. Фасады зданий М. обладают динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих орган. природные явления (постройки Гуади, Орта, Шехтеля в России). Некоторые арх-ры М. предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. Одним из основных выразительных средств – орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом. Орнаментальное начало объединяет все виды иск-ва (в интерьере – стены, пол, потолок). Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельных характер, включаясь в общий ансамбль. Вестибюли украшались витражами, интерьеры – живописными, а фасады майоликовыми или мозаичными панно, рельефами. Цель – создание синтетического, цельного проив. иск-ва. Особенно широкое распространение М. получил в декор.-прикл. иск-ве (керам. и жел. изделия Гауди, ограды метро Гимара). Тяготение к конструктивизму, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша. Большое развитие в М. получила графика (ведуший представитель – англ. Бёрдсли, норвеж. Мунк, в России – Бенуа, Сомов, фран. Тулуз-Лотрек). Графика тесно связана с расцветом книжного дела.

5. Творческий замысел, тема и сюжет произведений искусства.

Круг явлений реальной действительности, которые изображает художник, принято называть темой произведения. Краткая формулировка темы заключена в самом названии картины. Тема, волнующая автора – привлекает и зрителя. Выбор темы – ответственный момент для художника. Тема находит свое конкретное выражение в сюжете.

В изобразительном искусстве сюжет употребляется в 2-х значения – в широком и узком. В широком смысле – это предмет художественного изображения: сюжет портрета – внешний облик человека, в котором отражены его личностные качества; пейзаж – конкретный вид природы; натюрморта – вещи, окружающие человека. В этом смысле сюжетную живопись противопоставляют абстрактной. В более узком смысле под сюжетом подразумевается изображение событий, действия, поступков и взаимоотношение людей, вытекающих из определенной жизненной ситуации. Сюжет произведения искусства важен, но сам по себе он не гарантирует успеха. Иногда сюжет представляет собой развернутое повествование; часто заимствованное из какой-либо литературы, мифологического источника. Живописец претворяет сюжет живописными пластическими средствами (рисунок, цвет, ритм) и дает изображенному событию свою оценку. Поэтому один и тот же сюжет (мать и дитя) у различных художников в разные эпохи получает свое неповторимое толкование: в их картинах находят свое выражение как общие представления эпохи, так и глубоко личная позиция художника. При разборе сюжета необходимо учитывать специфику жанра, в котором работает художник. Исторический жанр -

Необходимо знание эпохи, умение погрузиться в ее атмосферу. Портрет – основным становиться определение особых черт внешнего и духовного облика модели, жеста, мимики, обстановки, которая дополняет образную характеристику портретируемого, позволяет судить о его жизни, о роде его занятия. Пейзаж – разбор сюжета в пейзажной картине заключается в оценке самого мотива и состояния природы, изображенных художником для выражения той или иной темы. Натюрморт – в нем тоже есть сюжетное начало, рассказывающее о людях, об эпохе, иногда о больших общественных переживаниях.

В основу содержания картины заложена идея – мысль художника, выраженная им в художественных образах. Но для своего зрительного проявления она должна предстать в особом эстетическом качестве – как творческий замысел.

Содержание хорошее, подлинной картины является продуманным. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ. Показать в картине событие6 – значит найти и обобщить широкое идейное содержание. Маленький эпизод может предстать в картине как подлинное событие («Возвращение блудного сына», эпизод – старец встречает сына, но выражена большая эпическая идея – отношение между отцами и детьми).

Творческий замысел – сложившееся в творческом воображении художника конкретное и целостное представление об основном содержании и форме художественного произведения до начала работы над ним. В деталях он постоянно уточняется, обогащается и видоизменяется в ходе практического выполнения. Замысел бывает: эпическим – отражает особенно значительные события; обычно используются монументальные средства выражения, как правило ясная композиция, отчетливо читаемые детали («Последний день Помпеи» - момент кульминации, «Утро стрелецкой казни» - ожидание). В ряде случаев имеет тенденцию перерастания в символический план; символический – Делакруа «Свобода на баррикадах» - женщина – революция). Может быть в любом жанре; драматический (конфликтный) – художник показывает борьбу противоположных сил, как правило показана вся неприглядность неправого; жанровый – героико-романтический (обычно это историко-революционные события), лирико-романтические события (лирические отношения), камерный или интимный замысел (сюжет полон характерных штрихов, часто художник подмечает черты человека в различных будничных эпизодах, вызывающих размышления – Ярошенко «Кочегар»).

К пониманию замысла относят формат. Он тесно связан с внутренней структурой произведения. Часто он указывает путь к пониманию замысла художника. Художник задумывает формат еще до начала работы. Самый распространенный формат – прямоугольник, реже – квадрат. В эпоху Возрождения – предпочтение круглому формату. Овальный формат - эпоха рококо. В формате выражены вкусы эпохи. Выбор формата зависит от того, как художник понимает тему. Формат так же имеет психологическое воздействие на зрителя. Горизонтальный – психологический, поэтапный, повествовательный сюжет, как правило художник стремиться показать действие. Вертикальный – более эмоциональный настрой, композиция приобретает динамику. Квадрат и круг – выражение покоя, действие в таком формате как бы останавливается, внимание зрителя направлено в центре.


6. Выразительно-изобразительные средства произведений искусства.

Это совокупность средств и приемов, которыми пользуется художник при решении своих, обусловленных видом искусства, задач. Любое искусства не просто изображает или описывает (как лит-ра), но и создает, творит выразительное изображение. Изображая, создавая художник выражает определенную гамму чувств, дает оценку бытия, передает атмосферу события, показывает свое отношение к событиям, персонажам. Все изобразительные средства (все художественные материалы, технические приспособления, приемы работы) в конечном итоге становятся настоящими выразительными средствами.

Изобразить – есть способность художественными средствами достичь подобия. Выразить – свойство художественного отражения в образно-наглядной яркой форме раскрыть сущность изображаемых явлений и характеров, передать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства и оценки.

Каждое искусство обладает своей системой изобразительных средств. Это композиция, перспектива, пропорции, светотень, объем, цвет, фактура и т.д.

Изобразительные средства: Архитектура – ее язык – пространство, оно выявляется при помощи конструкции. Художественное выражение конструкции называется – тектоникой. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Она тоже организовывает пространство и связана с архитектурой. Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Цвет условен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).

Большое место для выразительности имеет роль композиции, особенно «зрительный центр картины. Композиция – расположение всех основных элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественного образа. Часто новое композиционное простроение элементов изображения дает совершенно новый аспект в передаче объектов и явлений ( иное расположение фигур, изменение ракурсов, местоположения источника освещения). Подход к построению композиции начинается с размера, формата. Выбор масштаба полотна, формата имеет всегда свои основания. Камерный, интимный сюжет – в небольшом формате, многофигурная, батальная сцена – в широком, крупном, чаще горизонтальном формате. Выбор формата зависит от того, как художник понимает тему. Формат так же имеет психологическое воздействие на зрителя. Горизонтальный – психологический, поэтапный, повествовательный сюжет, как правило художник стремиться показать действие. Вертикальный – более эмоциональный настрой, композиция приобретает динамику. Квадрат и круг – выражение покоя, действие в таком формате как бы останавливается, внимание зрителя направлено в центр. Большое значение в композиции картины играет масштаб фигурной части композиции по отношению к пространству пейзажа или интерьера, в который она включена, а так же силуэт, позволяющий судить о душевном состоянии изображенного человека (человек на фоне природы, человек – часть среды). Активная роль в организации пространства принадлежит линии горизонта. Иногда художник раздвигает рамки изображенного на картине и выстраивает композицию так, что невольно представляешь ее продолжение на пределами ее. Активную роль в композиции играет срез фигур. Такой прием приближает зрителя к действию, делает его соучастником событий. Для выразительной передачи изображаемого необходим соответствующий композиции эффект освещения. В зависимость от степени освещения, от взаимоотношения световых и теневых участков картины, зритель направляет свой взгляд на определенные участки картины. Самое темное и самое светлое пятно – притягивает к себе взгляд.

Выразительными средствами в изобразительном искусстве и архитектуре являются динамика и статика, передающие эмоциональное состояние, настроение.

Составной частью изобразительного языка является колорит. Он объединяет в се части картины, отдельные элементы в целое, вместе с тем оказывает огромное влияние на эстетическое восприятие произведения. Основа художественного языка в живописи это рисунок и цвет. Рисунок придает картине структурную четкость и ясность. Среди понятий из области рисунка – первое – линия. Далее – контур – граница формы, замыкающая силуэт, отделяющая ее от окружающей среды. Объем. Объемность живописи достигается пластической лепкой. Это связано с понятием – светотень.

Все выразительно-изобразительные средства подчинены содержанию карт

7. Произведение искусства как система художественных образов.

В основе искусства лежит образное отражение действительности с позиции эстетического идеала. Художественный образ – это и есть форма отражения действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи. Художественный образ – это чувственная мысль, он обладает индивидуальностью, определенностью и в тоже время содержит черты, характерные для широкого круга социально обусловленных явлений, характерных для своего времени. Художественный образ должен воздействовать интеллектуально и эмоционально на воспринимающего. Художник в своих произведениях совершает образное открытие жизненной правды и выражает свое отношение к миру. Художественный образ это сплав действительности и творческой фантазии.

Человек воспринимает мир образами, т.е. теми общественными представлениями, которые возникают у него на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных и т.д.). В изобразительном искусстве художественный образ трактуется как восприятие человеческого характера, события. Но образом может становиться не только конкретная личность или предмет, но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания художника.

Образ в своем развитие проходит 3 ступени. 1 – возникновение в сознании художника мысленного, идеального образа. Образ – замысел. 2 ступень – замысел претворен в материал, создано произведение, в котором отражен не только объект, но с субъект (художник). Это – образ-произведение. 3 ступень – образ – восприятие. Для воспринимающего произведение искусства он снова станет «Субъективным образом объективного мира», субъектом восприятия здесь будет зритель, слушатель, читатель, а объектом восприятия станет то, что было субъективным образом художника, существовало в его сознании, а теперь стало картиной, романом, музыкальным произведением. Являясь результатом сознательной деятельности, художественный образ представляет собой высокую форму обработки действительности.

Изображает мир каждый художник по своему, с помощью различных техник: живопись – кисти, краски; графика – карандаш и перо; скульптура – глина, камень, дерево.

Средством воссоздания художественного образа является язык изобразительного искусства. В скульптуре – на языке объемов; в графике – линиями и пятнами на плоскости; в живописи – на языке цветов на

8. Единство содержания и формы художественных произведений.

Тема, идея и оценка, будучи неразрывны, составляют содержание художественного произведения. Это содержание воплощено в материально-предметной, чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения.

Совершенными художественными произведениями являются те, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства (содержание является продуманным, а форма – логичной, завершенной).

Форма не только объективирует содержание, но и выступает как организующий принцип содержания. Получается, что она не может быть оторвана от содержания. Содержание не существует отдельно от формы, так как выражается и воспринимается только через форму. Реально содержание и форма неразделимы, но в искусствоведческом анализе обычно выделяются стороны, уровни, элементы произведения, которые тяготеют или к содержанию или к форме. Так, например,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации