Курсовой проект - Важнейшие принципы социальной защиты: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, превентивность, адресность, активность - файл n1.doc

приобрести
Курсовой проект - Важнейшие принципы социальной защиты: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, превентивность, адресность, активность
скачать (208 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc208kb.13.09.2012 13:39скачать

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Акмуллы»


Социально-гуманитарный факультет

Кафедра Социальной педагогики

Дисциплина Основы социальной работы

5 курс ОЗО

Специальность Социальная педагогика


Важнейшие принципы социальной защиты: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, превентивность, адресность, активность, многосубъектность.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

УФА - 2011
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

I. Сущность понятия «социальная защита»……………....…………………….8

II. Принципы социальной защиты ……………………………………………..15

III. Деятельность социальных служб в системе социальной защиты населения…………………………………………………………….…………...25

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы.……………………………………………..……………..41
Введение

Социальная работа как особый вид деятельности строится на духовно-нравственной основе, опираясь на совокупность ценностей. В духовном содержании человека важнейшую роль играют духовно-нравственные ценности, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках.

В современных условиях возрастает значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др. Ценности составляют ядро духовного мира человека, играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности, формировании социальных отношений в обществе. Они являются основаниями, на которых строится конкретная социальная работа.

Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Это – предельно широкое толкование социальной работы. В более узком смысле социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества [15,3].

В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества [14,259].

В науке существует точка зрения, выраженная известным специалистом в области теории социальной работы Е.И.Холостовой, согласно которой социальная работа должна охватывать формы социальной помощи и поддержки максимально широких слоев населения. Такой подход к социальной работе связан с тем, что жизнедеятельность всех социальных слоев зависит от состояния социально-экологической сферы как пространства социальной работы, от уровня развития общества и государства [23,215]. Названные факторы определяют содержание социальной политики, представляющей собой один из существенных аспектов практики социальной работы. Имея социальные проблемы, граждане нуждаются в помощи и защите государства, которое может проводить социальную политику самостоятельно или привлекая к ней частные, общественные и благотворительные структуры и организации [3,23].

Государство и общество призвано удовлетворять нужды социально уязвимых групп населения. Социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы [9, 64].

Наиболее значимой функцией государства является создание условий обеспечивающих каждому человеку возможность реализовать свои потребности с учетом принятой в обществе системы ценностей.

Социальная политика – часть внутренней политики государства, представленная в его социальных программах и приоритетных направлениях, в практической деятельности и реализующая отношения в общества в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика - это деятельность государства и его институтов, органов местного самоуправления, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, граждан по развитию и управлению социальной сферой общества [14,189]. Цель социальной политики – создание условий для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, поддержки, защиты, коррекции и реабилитации отдельных граждан и социальных групп [15, 460].

Структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Принципы социальной работы перекликаются с принципами социальной защиты. Главными принципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, превентивность, адресность, активность, многосубъектность.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Концепция развития системы социальной защиты базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Социальная работа и другие социально-гуманитарные науки накопили достаточный материал по вопросам социальной работы и социальной политики, социальной защите, принципам социальной защиты. В современной социальной литературе мы часто встречаем такие понятия как гуманность, гуманизм, справедливость, социальная защита и др.

Большой вклад в рассмотрение социальной работы и социальной политики внесли Н.Ф. Басов, В.М. Басова, Н.А.Волгин, И.А.Григорьева, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Н.Ф. Дементьев, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, В.И. Курбатов, И.М. Лавриненко, В.П. Мошняга, П.Д. Павленок, А.М. Панов, В.Г. Студенова, В.И. Филоненко, М.В. Фирсов, С.С. Фролов, Е.И. Холостова и др.

Понятием «социальная защита» занимались В.В. Адамчук, Н.А.Волгин, Н.Н.Грищенко, Т.Ф. Зарембо, Н.М.Римашевская, О.В.Ромашов, А.Н.Савинов, И.Г.Студенова, В.Ю.Фалин, М.Хансенн, Ф.И. Шарков, Л.П. Яушев и др.

Принцип справедливости впервые мы встречаем в работах Аристотеля, впервые термин «справедливость» употребил философ Л.Т д'Адзельо, также о справедливости писал Дж.Ст.Миллем, американский исследователь Д.Ролз.

Проблема ценностной базы социальной работы связана с ее гуманистической сущностью. Основами гуманизма занимались М.Хайдеггер, Э.Фромм, А.Маслоу, К. Роджерс и др.

Ценности и принципы социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, так как основания для целесообразной деятельности лежат в сфере человеческих ценностей. Предметом любой культурной ценности являются действия людей, соответствующие цели. Таким образом, ценности указывают на то, к чему человек должен стремиться.

Социальная работа как особый вид деятельности строится на духовно-нравственной основе, опираясь на совокупность ценностей.

На основе осознания необходимости защиты прав человека для общественного блага постепенно складывались ценностные ориентации социальной работы.

Таким образом, на основе ценностей складываются принципы социальной работы, воплощающие основополагающие правила и нормы этой деятельности. Они указывают, как необходимо поступать в конкретных социальных ситуациях, чтобы достичь цели.
Цель исследования - на основе изучения социально-педагогической литературы раскрыть сущность принципов, как важнейших компонентов социальной защиты.

Объектом исследования являются принципы социальной защиты.

Предметом исследования является социальная деятельность социальных служб основанных на принципах социальной защиты.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность понятия «социальная защита».

2. Дать анализ принципам социальной защиты.

3. Рассмотреть деятельность социальных служб в системе социальной защиты населения: их виды и специфику деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и использованного списка литературы.

Сущность понятия «социальная защита»
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».

В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX — начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин был впервые применен в законодательстве США в Законе по социальной безопасности в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. данный термин был применен в законодательном акте Новой Зеландии и вскоре быстро нашел широкое распространение в МОТ (Международное организация труда), так как доходчиво выражал смысл серьезных проблем и ожиданий значительных слоев населения. Постепенно термин распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемлености вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.

Активное применение категории "социальная защита" международным сообществом можно объяснить тем фактом, что в период 30-50-х годов ХХ столетия во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.

В отечественной литературе термин "социальная защита" достаточно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 1990-х годах. В настоящее время он стал широко употребляться при описании социальной политики государства в случаях, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения [30].

В 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила Российское государство социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому система социальной защиты и становиться основным направлением социальной политики. На сегодняшний день социальная защита включает в себя:


В имеющихся отечественных публикациях встречается множество трактовок понятия социальной защиты и обозначаемой им реальности. Различные определения понятия «социальная защита» отличаются тем, что применимы ко всему населению или только уязвленным категориям населения, некоторые авторы связывают социальную защиту с проблемой социальных рисков.

По мнению Н.А.Волгина социальна защита – это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающих индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [13,329]

А.Н. Савинов дает такое определение, социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни [6,3].

П.Д. Павленок определяет социальную защиту как систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом [8,14].

Е.И. Холостова ссылаясь на Н.А. Волгина дает такое определение, социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи [23,358].

Следующее определение предлагает глоссарий, подготовленный группой исследователей Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (2002): «Социальная защита – комплекс программ, осуществляемых с целью удовлетворения основных потребностей и реализации основных прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации: возможность получения средств к существованию, наличие работы, образование, жилье, медицинские услуги, т.е. обеспечение социально-приемлемого уровня жизни населения» [11,324].

Социальная защита населения базируется на международном и национальном законодательстве, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления. Субъектами социальной защиты …являются не только государство в лице органов государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной), органов местного самоуправления, но также работодатели, предприниматели, институты гражданского общества и сами люди.

Законодательство определяет совокупность условий и инструментов, методов, образующих систему социальной защиты населения. Важнейшими элементами практической деятельности системы социальной защиты населения являются подсистемы социального страхования и социального обеспечения [11, 325].

Система социальной защиты в широком смысле — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

трудоспособным гражданам — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума [1, 307].

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность [3, 85].

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов государства и общества создавать условия гражданам для реализации социальных, экономических, политических, юридических прав, осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом людям. Система социальной защиты способствует снижению социальной напряженности в обществе, адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, защищает права и интересы граждан.

Система социальной защиты на сегодняшний день строится на принципах гуманизма и социальной справедливости, системности и комплексности, адаптивности к новым социально-экономическим условиям, адресности, превентивности мер, многосубъектности. Необходимо отметить, что многосубъектность социальной защиты является еще одним положительным отличием от социального обеспечения. Организацией и проведением мероприятий по социальной защите граждан занимаются не только федеральные органы власти, а также и региональные, муниципальные, активно принимают участие общественные организации, работодатели, профсоюзы.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни [30].

В Конституции Российской Федерации определены пути реализации права граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осуществление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспечения, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения [3, 88].

Система социальной защиты выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Социальная система населения может рассматриваться как средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав, а также как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер [31].

Таким образом, анализ определений понятия «социальная защита населения», которые были даны разными исследователями, позволяет сделать вывод о том, что социальная защита населения является одновременно и функцией государства, и комплексом действий, и законодательным обеспечением, и определенной политикой государства.


Принципы социальной защиты.
Система социальной защиты базируется на принципах, составляющих ее научную основу. Принципы – это научно обоснованные положения, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам по социальной защите людей. Основываясь на принципах, система социальной защиты наиболее полно и эффективно реализует свои функции.

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость.

Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода их них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека.

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

1) единством целей, принципов и направлений деятельности;

2) сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

3) всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

4) координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

5) контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

На основе комплексного подхода удается увязать решение проблем социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет принцип превентивности мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а, прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду; развития надомного труда;

- поддержки негосударственных систем социального страхования;

- формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

- развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);

- сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укреплении их здоровья, улучшении жилищных условий и др.;

- поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социальной защиты людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений. Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и др.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресности удается достичь главное – помочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и т.д.), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность к самообслуживанию;

- материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и др.).

На основании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

- инвалидам 1-й и 2-й групп;

- одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, не способным к самообеспечению;

- престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;

- детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;

семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

многодетным и неполным семьям;

семьям безработного;

лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);

- лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);

- лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы социальной системы населения означает что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и др. Адаптивность системы социальной системы населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию садозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению социального творческого потенциала, использованию собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демографических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство, социальная защита населения является одной из его основных функций. Государство разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, – государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.) Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и др.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5-10% населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где свыше 60% населения находятся за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладения новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности – все эти функции профсоюзных организаций делают их в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными.

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально-защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Деятельность многих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретным категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.

Отмечая особую роль в социальной защите населения профсоюзов и других общественных организаций, следует отметить, что их возможности влиять на социальную защиту ограничены: они не располагают значимыми финансовыми ресурсами, поэтому некоторым из них присуща увлеченность популистскими воззрениями и призывами. Требуя высокого уровня социальной зашиты, фиксируя достигнутые соглашения с органами государственной власти и законодателями, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите. Поэтому и эффективность работы многих из них низка.

Еще один субъект социальной защиты – работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной гагаты, обязательное страхование по установленным нормативам пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальную инфраструктуру, предоставлять различные социальные блага – бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и т. д.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что социальная защита не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человёке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические, организационные, правовые финансовые и другие – для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами социальной защиты [23,359-369] .

Подводя итог, выделим следующие важнейшие принципы социальной защиты: гуманизм, социальная справедливость, системность, комплексность, превентивность, адресность, активность, многосубъектность.
Деятельность социальных служб в системе социальной защиты населения.
Социальная защита населения в теории и практике социального государства занимает без преувеличения особое место, поскольку данное направление социальной политики обеспечивает условия жизнедеятельности

экономически несамостоятельным категориям населения, которые не смогут прожить без поддержки государства. Поэтому социально-экономическое положение представителей слабозащищенных слоев населения является своеобразным индикатором степени «социальности» того или иного государства.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных случаях, установленных законом.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон­ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ­ходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня­тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» [6,74].

Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2008-2010 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда [29].

Система социальной защиты многосубъектна, ориентирована на широкое участие институтов гражданского общества, отличается полиформизмом экономических основ, значительной ролью солидарной самозащиты и индивидуальной ответственности, принципиально новыми подходами.

Одним из базовых принципов системы социальной защиты является приоритетность государственных начал. Государство, выражая волю общества, обеспечивает закрепленные в Конституции РФ гарантии в сфере социальной защиты населения. Оно является гарантом полной реализации прав на социальную защиту и несет ответственность, если права эти остаются лишь декларацией. Государство – главный субъект и единственный гарант социальной защиты [25,24].

В наше время с большой остротой встает вопрос об эффективности деятельности различных институтов власти. Неоднократно и справедливо на всех уровнях прямо указывалось на необходимость оптимизации структур власти. Задача непростая и к ее решению надо подходить после глубокого осмысления выполняемых государством задач в социальной сфере, роли каждой структуры власти в обеспечении социального спокойствия и ее эффективности.

Доктор исторических наук, профессор Е.И.Холостова считает, что эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества [10,316] .

Применительно к социальной работе понятие ее эффективности можно сформулировать следующим образом: эффективность социальной работы – это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах. Приведенное определение ориентирует не столько на добывание дополнительных материальных и финансовых средств, сколько на субъективную сторону дела – организацию, управление, технологии, профессиональное мастерство и т.д. [10, 398].

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [12,7].

Организационно-функциональное обеспечение социальной рабо­ты осуществляется социальными службами.

Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специали­зированные учреждения и предприятия, осуществляющие со­циальную работу.

К государственным социальным службам относятся органы уп­равления, учреждения и предприятия социального обслужива­ния системы социальной защиты населения, соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации [13,339].

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Федеральной службы по труду и занятости;

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;

Федерального медико-биологического агентства;

Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи.

Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования [29].

В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

Структурным подразделением Управления социальной защиты является Отдел по труду и социальным вопросам, поэтому перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед Управлением социальной защиты населения [31].

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ве­дении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и други­ми организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального об­служивания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и него­сударственные пенсионные фонды; социально-бытового об­служивания; материальной помощи; социального обслужива­ния на дому; специализированного стационарного социально­го обслуживания; протезирования, ортезирования и протезостроения; технических средств реабилитации; специального транспортного обслуживания; медико-социальной эксперти­зы и реабилитации инвалидов; медико-социальных, социаль­но-психологических и социально-педагогических услуг раз­личным группам населения; детские специализированные ме­дицинские, дошкольные и школьные учреждения; специаль­ные профессиональные образовательные учреждения; под­держки семьи, женщин и детей; реабилитации несовершенно­летних с девиантным поведением; по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных; кризисные центры (для лиц, страдающих алкого­лизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физиче­скому насилию); регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам; по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми и т.п.; другие службы.

Социальные службы функционируют как в системе самосто­ятельной социальной отрасли — социальной защиты населе­ния, подведомственной Министерству труда и социальной за­щиты населения Российской Федерации, так и в структуре от­раслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, си­ловых и других структурах, а также на различных предприятиях и в организациях.

Значимым достижением социальной защиты населения стало создание широкой сети социальных служб и института социаль­ной работы за необыкновенно короткий срок. Начиная с 1989 г., особенно в период с 1993 по 1996 г., в стране появилось много разнообразных социальных служб, более чем в 50 вузах откры­лись факультеты социальной работы; переориентация на подго­товку работников среднего звена в системе социальной работы была осуществлена в ряде средних профессиональных образова­тельных учреждений. Однако все эти меры были нацелены на решение проблем наиболее социально уязвимых граждан в пе­риод сложнейших политических и экономических процессов в стране. Они инициировались государственными структурами, поддержка общественных организаций по линии гуманитарных акций и благотворительности была незначительной. Практиче­ски нерешенными остаются вопросы профилактики социаль­ных рисков в институциональном и правовом поле, в том числе в аспекте социальной работы и социальных служб.

В течение последних лет в России, несмотря на всевозмож­ные, прежде всего экономические, трудности, растет число со­циальных учреждений. Ниже приведены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также ин­новационных подходов в социальном обслуживании населе­ния, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конфе­ренции «Реальная социальная политика в период модерниза­ции в России» профессором Е.И. Холостовой.

По данным этого автора, за 1995—2000 гг. в России числен­ность учреждений социального обслуживания семьи и детей воз­росла в 21 раз и составила на 2000 г. около 2,3 тыс. учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных социальных услуг.

Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитацион­ные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подро­стков с ограниченными возможностями (рост в 2 раза).

Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, для несовершеннолетних мам.

Активизировалась деятельность некоммерческих организаций [13,339-346].

Ценный опыт социальной работы имеется во многих регионах.

Система социального обслуживания населения республики Башкортостан представлена 97 государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения. Только в течение 2009 года данными учреждения оказаны услуги около 230 тыс. человек.

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности социальных служб, совершенствования нормативного правового регулирования, оптимизации и развития сети учреждений, в республике принята и реализуется Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения на 2007-2011 годы и на период до 2015 года [28].

В ноябре 2009 года в Воронеже состоялось Всероссийское совещание по актуальным вопросам социальной защиты населения, в котором приняли участие руководители социальной сферы страны. На совещании выступил М.А.Топилин, заместитель Министра Минздравсоцразвития РФ. В докладе были определены основные проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении. Среди них:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы социального обслуживания населения.

Минздравсоцразвития России разработан проект Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. В проекте Концепции определены цели развития социального обслуживания. Идет работа над проектом обновленного федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Проблемы стандартизации социального обслуживания.

Стандарты – один из элементов защиты прав граждан, как потребителей услуг. Без них говорить о создании цивилизованного рынка социальных услуг, привлечения к этой работе негосударственного сектора социального обслуживания, реального повышения качества предоставления социальных услуг нельзя.

В настоящее время разработано 22 национальных стандарта, из них 6 действующих основополагающих стандартов. Целесообразно создание трехуровневой системы стандартов, включающих национальные стандарты; стандарты субъектов Российской Федерации; стандарты деятельности учреждений социального обслуживания. Эта позиция Минздравсоцразвития России проводится в законопроекте «Об основах социального обслуживания населения»

3. Обеспечение прав инвалидов.

Российской Федерацией в 2008 году подписана Конвенция ООН о правах инвалидов.

В 2010 году завершается реализация ФЦП «Социальная поддержка инвалидов». Минздавсоцразвития России ведется разработка и принятие в 2010 году новой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

В заключение: по динамике жизненно-важных показателей можно судить и об эффективности всей социаль­ной политики властных структур. Чтобы система со­циальной защиты действительно защищала интересы людей, и каждый конкретный человек это чувствовал, она должна направить усилия на решение ряда задач.

В их числе:

- с ограниченными возможностями, созданию для них доступной среды жизнедеятельности [5,5-9].

В деятельности государственных и негосударственных органов социальной защиты прописаны базовые принципы социальной защиты. Принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни и реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты.

В общем виде организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.


Заключение
Состояние современного общества таково, что оно нуждается, хотя и в разной степени, в разви­тии социальной сферы и особой разновидности социальной деятельности - социальной работы. Уровень и качество социальной работы отражают самоиденти­фикацию и самосознание нации, степень цивилизованности и гуманности государства. Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности невелики, а способности самостоятельно разрешить свои трудности неудовлетворитель­ны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном рас­положении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначи­тельными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Благополучие и безопасность каждого гражданина России зависит от того, насколько полно будут реализованы социальные права каждого россиянина на достойную и обеспеченную жизнь. Если для многих экономически самостоятельных и активных граждан достаточно продуманной и взвешенной экономической политики, политики создания и сохранения стабильных условий их экономической деятельности, для других необходимы меры специальной помощи. Инвалиды, дети-сироты, выпускники детских домов, пенсионеры, безработные и другие категории населения нуждаются в социальной помощи и защите, поскольку реализовать свой трудовой и творческий потенциал, и, следовательно, собственными усилиями достичь материального благополучия им крайне затруднительно. Система социальной защиты должна предоставить им гарантии.

Социальная защита населения в теории и практике социального государства занимает особое место, поскольку данное направление социальной политики обеспечивает условия жизнедеятельности экономически несамостоятельным категориям населения, которые не смогут прожить без поддержки государства. Поэтому социально-экономическое положение представителей слабозащищенных слоев населения является своеобразным индикатором степени «социальности» того или иного государства.

Чтобы попытаться подойти к определению «социальная защита» выделим ее наиболее сущностные базовые признаки:

Социальная защита предназначена для защиты населения от рисков (угроз) различного происхождения, вызывающих ухудшение социального положения человека. В первую очередь от рисков социальных, действующих в обществе, воспроизводимых самим обществом, его устройством.

Система социальной защиты населения обеспечивает реализацию законодательно установленных государством социальных гарантий и прав гражданина – базовых норм защиты, отраженных в конституционном праве, трудовом и социальном законодательстве.

Социальная защита охватывает не только нетрудоспособных или бедных, а всех без исключения граждан, все социальные группы и общности.

Цель социальной защиты – защита положения человека в обществе во всем многообразии отношений, факторов, обуславливающих социальное положение.

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе и в целом населению, комплексное решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.

Социальная защита может рассматриваться в двух аспектах:

в широком смысле – деятельность человека и общества по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

в узком смысле – комплекс мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

В новых экономических условиях приходит на смену термину «социальное обеспечение», использовавшееся в советской экономике в качестве специфической организационно-правовой формы социальной защиты, осуществляемой непосредственно государством.

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

Система социальной защиты населения выстраивается, опираясь на определенные положения теории о социальной защите, которые являются основой ее устройства и отражают приоритеты и главные правила деятельности. Несмотря на некоторые различия, обусловленные особенностями применяемых национальных моделей социальной защиты, можно выделить общие, характерные для социальной защиты населения в целом, базовые принципы. Эти же принципы прописаны и в деятельности государственных и негосударственных органов социальной защиты.

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Гуманизм – это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью, его право на свободу. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни личности и общества. Его политическим и правовым эквивалентом выступает демократия, принципы социальной справедливости и государственных гарантий соблюдения прав человека.

Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость – гарантия прав и свобод человека. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества.

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Социальная защита населения является системой, в которой можно выделить отдельные взаимосвязанные между собой элементы, срезы, блоки. Подавляющее большинство ученых, исследующих проблемы социальной защиты, говорит о ней как о системе.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Огромное значение имеет принцип превентивности мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а, прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Благодаря принципу адресности удается достичь главное – помочь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Принцип адаптивности системы социальной системы населения означает что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и др.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство, социальная защита населения является одной из его основных функций. Государство разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении.

Современное общество многосубъектно и помимо главного субъекта социальной защиты – государства, есть еще немало «генераторов» защитных функций: общественные организации, частная и организованная благотворительность, предприятия и организации всех форм собственности, оказывающие социальную помощь. Наконец, сам человек, как субъект социальной защиты. Многосубъектность социальной защиты – это атрибут, преимущество и достижение демократического общества.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Принципы – это научно обоснованные положения, разрабатываемые с учетом объективных условий требований. Но реализуются они в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защите населения, в которой используются прак­тически все организационно-правовые формы, существую­щие в странах с рыночной экономикой.


Список литературы
1. Адамчук, В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

2. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учеб. пособие [Текст] – М.: Гардарика, 1996. – 267 с. – (Институт «Открытое общество»).

3. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие [Текст]. – Владивосток: Изд-во ДВПУ, 2006. – 230 с.

4. Мошняга, В.П. Международный опыт социальной политики и социальной работы. Курс лекций [Текст]. – М.: Московский гуманитарный институт, 2006. – 285с.

www.mosou.ru/nauchaya/publicatiohs...moshnjaga/

5. «На повестке дня – социальная защита населения» [Текст] //Научно-популярный журнал «Социальная работа». – 2010. - №1. – с.5-9

6. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. Для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

7. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Басов Николай Федорович, Басова Валентина Марковна, Бессонова Ольга Николаевна и др.; Рец. С.К.Кулдаков, М.И.Рожков. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 288 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности).

8. Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д.Павленок. – 3-е изд., исп. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2009. – 560 с. – (Высшее образование).

9. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие [Текст]. – 7-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 476 с.

10. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 427с.

11. Смирнов, С.Н., Сидорина, Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие [Текст]. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2004. – 432 с. – (Учебники Высшей школы экономики).

12. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» [Текст] / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н /Д: издательский центр «МарТ», 2003. – 336 с.

13. Социальная политика: Учебник [Текст] / Под общ. ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 544 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

14. Социальная работа: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. В.И.Филоненко. Сост.: Е.П.Агапов, В.И.Акопов, В.Д.Альперович, А.О.Бухановский и др. – М.: «Контур», 1998. – 480 с.

15. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / В.И.Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 480 с.

16. Социальная работа в регионе: состояние, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию профессионального образования в области социальной работы в Республике Башкортостан – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 170 с.

17. Справочное пособие по социальной работе [Текст] /Л.С.Алексеева, П.В.Бобкова, Г.Ю.Бурлака и др.; Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. 168 с.

18. «Теория социальной работы» М.В.Ромм, Т.А.Ромм: Учебное пособие [Текст]. – Новосибирск, 1999 г. – 48с.

http://socpedagogika.narod.ru

19. Теория и методология социальной работы: Учеб.пособие [Текст] / С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, В.А.Ельчанинова и др..; Под ред.С.И.Григорьева; Ин-т «Открытое общество». – М.: Наука, 1994. – 185 с. (Прогр. «Обновление гуманит. Образования в России»).

20. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие [Текст]. – М.: Академический проект, 2001. – 496 с. – (Gaudeamus)

21. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под. ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Гуманит. из. центр. Владос, 2002. – 240 с.

22. Фирсов, М.В., Студенова, В.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центра Владос, 2000. – 432 с.

23. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие [Текст]. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.

24. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие [Текст]. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2009. – 216 с.

25. Шарин, В. «Социальная защита населения: теоретические основы» // Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение». – 2005. -№14. – с.21-25.

26. http://www.sutd.ru/publish/dobroshtan2.doc

27. http://www.politvektor.ru/analitika/3847/

28. http://www.bashkortostan.ru/society/base/socialprotection/

29. http://www.minzdravsoc.ru/ministry/budget

30.http://www.minzdravsoc.ru/labour/public-service/9/nauchno-metodicheskoe_posobie_-_Sotcialynaya_zacshita_naseleniya.doc

31. http://www.classs.ru/library/node/2707




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации