Шпоры по коммерческому праву - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по коммерческому праву
скачать (307 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc307kb.13.09.2012 13:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1) Понятие коммерции и ее функции

Коммерция (comercium) — слово латинского происхождения, означающее в переводе торговлю. Торговля — это вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и подготовка товаров к продаже.

Современное российское общество также невозможно представить без торговли. Торговля как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании, и такое регулирование призвано осуществлять коммерческое право. Коммерческое право — одна из новых дисциплин для современного российского правоведения.

Функции коммерции. Коммерческая деятельность выполняет важные экономические и социальные функции. Она обеспечивает продвижение товаров от производителей к потребителям. Торговля опосредует отношения обособленных товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда. Эти отношения развиваются через товарный рынок, куплю-продажу товаров. Торговый оборот оказывает первостепенное влияние на экономическое развитие.
2) Понятие коммерческой деятельности и ее признаки

Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака:

1) самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота;

2) деятельность, осуществляемая на свой риск;

3) деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;

4) деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке.

Коммерческая деятельность — это предпринимательская деятельность со всеми ее основными признаками, но осуществляемая в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения. Таким образом, коммерческая деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров и оказания услуг покупателям лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3) Понятие коммерческого права и его задачи

Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленные на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.

Наука коммерческого права представляет собой систему научных знаний о коммерческом праве, его месте в системе права, институтах.

Задачи коммерческого права. Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.

Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, разрабатывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого права является изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия.
4) Предмет и метод коммерческого права

Предмет коммерческого права — это совокупность правовых отношений, связанных с коммерческой (торговой) деятельностью. В предмет коммерческого права включаются правоотношения, связанные с осуществлением оптовой торговли.

Таким образом, предмет коммерческого права составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.

Методы коммерческого права. Главным является диспозитивный метод регулирования. Данный метод подразумевает равенство участников коммерческой деятельности, возможность выбора ими вариантов своих действий при организации торговой деятельности.

Диспозитивный метод можно выразить формулой: можно все, что не запрещено законом.

В то же время в целях обеспечения публичных интересов государства, защиты прав участников торгового оборота, потребителей, для регулирования отдельных отношений коммерческой деятельности характерен императивный метод, предполагающий наличие норм, обязательных для исполнения (ограничений, запретов, обязанностей).

Так, Гражданский кодекс РФ содержит обязательные для выполнения сторон торговых договоров правила об условиях заключения договора, его изменения, прекращения.
5) Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.

Конституция РФ. Конституция РФ содержит положения, являющиеся фундаментом коммерческого права:

1) о едином экономическом пространстве на территории России;

2) о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

3) о поддержке конкуренции;

4) о свободной экономической деятельности;

5) о равной защите частной, государственной и иных форм собственности;

6) о праве граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д.

Нормы международного права. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, определяет неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта: Кодекс внутреннего водного транспорта; Воздушный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания; Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области коммерческого права являются:

Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств.

Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли»

Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.

Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.).
6) Становление торгового права в зарубежных странах. Торговая революция

Торговое право в зарубежных странах

Принято различать три периода в становлении и развитии торгового права: итальянский, французский, германский.

Итальянский период. В XI — XIV вв. Италия благодаря своему удачному географическому положению являлась одной из наиболее развитых стран. В Италии успешно развивалась морская и сухопутная торговля. Являясь посредницей между Западной Европой и Азией, она стала одним из наиболее экономически развитых регионов. Господствующим классом в это время были купцы. В Италии получила свое развитие специальная торговая (консульская) юрисдикция, сформировались морские обычаи. Это послужило основой зарождения морского права.

Французский период. В середине XV в. Франция становится ведущей торговой державой. Во Франции формируется сильное торговое сословие. В 1673 г. издается Торговый кодекс. Торговый кодекс включал главы о торговле, морское право, конкурсное право, главу о коммерческих судах.

В 1807 г. принимается Торговый кодекс Наполеона. Торговый кодекс стал действовать дополнительно к Гражданскому кодексу 1804 г.

Германский период. Германия приняла в 1847 г. Вексельный устав, а в 1861 г. — Торговое уложение. В Торговом уложении сосредоточились нормы о коммерсантах, торговых товариществах, торговых сделках, а также морском праве. В Германии, как и во Франции, параллельно действовали и торговые, и гражданские кодексы. Под влиянием Франции и Германии торговые кодексы были приняты и в других странах — Испании, Греции, Португалии, Японии.

Торговая революция в США и Западной Европе

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась. В 60-е гг. XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошло то, что нередко называется торговой революцией.

Революция выражалась:

Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж.

Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи.

Важный аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара.

Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось в уточнении торговых кодексов, во внесении в них изменений и принятии новых кодексов.

Например, в США в 1952 г. был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным законом.

В Англии на рубеже 70—80-х гг. принято 19 законов торгового права, например, Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г. и др.
7) Становление торгового права в России

Дореволюционный период развития торгового права в России

Славянские племена с древних времен занимались торговлей. Длительное время они обменивали одни товары на другие. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений стали заключаться договоры купли-продажи. Уже в X в. Русь заключала международные договоры с Византией и другими государствами.

Иностранные купцы и их имущество находились под охраной великого князя. Им предоставлялось право на торговлю, но в то же время и возлагалась обязанность уплаты специальной пошлины.

Характерной формой торговли была торговля на ярмарках, площадях, около церквей.

Чрезмерные налоги вынуждали купцов осуществлять свою деятельность скрытно, чтобы уберечься от разорительных поборов.

Развитию торгового права препятствовало и крепостничество. Отмена крепостного права способствовала «оживлению» торговли; крестьянам было предоставлено право записываться в цеха, заниматься ремеслами, продавать свои изделия.

Торговые отношения сначала регулировались в основном общими законодательными актами. Отдельные нормы о торговле имелись в Русской правде, Соборном уложении 1649 г. Большой толчок развитию торговли придал Петр I. Им были учреждены торговые консульства во многих городах Европы. В 1729 г. был принят Вексельный устав. Расширению внешнеторговых связей способствовало издание в 1731 г. Морского пошлинного регламента, а в 1755 г. — Таможенного устава. По инициативе Петра Великого была создана коммерц-коллегия, контролирующая ведение торговли.

Основным источником, регулирующим торговый оборот, являлся Устав торговый 1857 г. Устав торговый состоял из трех книг. Книга первая была посвящена «договорам и обязательствам». Книга вторая содержала русское морское право, а книга третья содержала правила деятельности бирж и ярмарок.

Торговое право России в советский период

После революции перестают действовать Торговый устав и Устав торгового судопроизводства. В связи с образованием Союза ССР Комитет по внутренней торговле при Совете труда и обороны подготовил проект Торгового свода СССР. Он состоял из шести частей:

1) «О торговой деятельности и торговых предприятиях»;

2) «О торговых сделках»;

3) «Об Исключительных промышленных правах»;

4) «О несостоятельности»;

5) Об «Акционерных обществах с участием государственного капитала и товариществах с ограниченной ответственностью»;

6) «О биржах и ярмарках».

Проект не получил законодательного закрепления, но некоторые его части были изданы в виде декретов СССР и РСФСР.

В советской правовой литературе были высказаны принципиальные возражения против рассмотрения торгового права как самостоятельной отрасли права, действующей параллельно с гражданским правом.

Развитие коммерческого права России на современном этапе

В современной России коммерческое право вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2373 был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция РФ. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в РФ, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной собственности.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является Гражданский кодекс РФ. Наряду с ним издан ряд законов коммерческого права:

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»;

ФЗ «О защите конкуренции»;

Кодекс торгового мореплавания;

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд;

федеральные законы о государственном регулировании производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Перспективы принятия Торгового кодекса в РФ

В настоящее время за рамками Гражданского кодекса РФ остался ряд вопросов торговой деятельности. В частности, не закреплено правовое положение таких участников торговой деятельности, как посреднические организации, организаторы оптовой торговли: товарные биржи, ярмарки, рынки, не урегулированы вопросы приемки и экспертизы товаров.

В связи поднимается вопрос о необходимости принятия Торгового кодекса России, который должен сыграть решающую роль в формировании российского товарного рынка.

Некоторые правоведы критически относятся к идее принятия Торгового кодекса, считая, что это усложнит систему предпринимательского законодательства, так как наряду с ГК РФ и Торговым кодексом все равно будут действовать многие специальные законы.

По мнению других ученых, правила, регулирующие коммерческую деятельность, следует предусмотреть в специальном разделе Предпринимательского кодекса РФ, о необходимости разработки и принятия которого высказываются представители науки предпринимательского права.
8) Понятие субъекта коммерческой деятельности

Субъект права — физическое лицо или юридические лица, которые наделены способностью иметь юридические права и обязанности (т.е. наделены правоспособностью).

Физические лица, граждане не являются субъектами торгового права.

Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо также подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе (Федеральная налоговая служба).

Таким образом, субъектами коммерческой деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся торговлей.

Юридические лица, осуществляющие торговлю, называются в торговом обороте торговым предприятием. Торговое предприятие — это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания.

Виды торговых предприятий

Предприятие оптовой торговли — это предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины (универсальные, специализированные, с комбинированным и смешанным ассортиментом товаров), павильоны, киоски и палатки.
9) Индивидуальный предприниматель как субъект коммерческой деятельности

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, обладающее гражданской правоспособностью, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Виды торговой деятельности, которые не могут осуществлять индивидуальные предприниматели:

- оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией.

- не могут участвовать в обороте взрывчатых материалов промышленного назначения.

- не могут участвовать в обороте некоторых видов пиротехнических изделий.

- В обороте пиротехнических изделий могут участвовать только юридические лица на основании специального разрешения — лицензии.

- не могут участвовать в обороте наркотических и психотропных.

- не могут участвовать в обороте гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
10) Юридическое лицо как субъект коммерческой деятельности

Юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Юридическое лицо может создаваться в различных организационно-правовых формах.

Примерами организационно-правовой формы являются открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, учреждение и т.д.

Коммерческие организации — это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации — это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Филиалы и представительства организаций

Следует отметить, что юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их. Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Представительством же является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Организации с иностранными инвестициями

Организации с иностранными инвестициями пользуются дополнительной правовой защитой, гарантиями и льготами.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями — это организация, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее, чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.

Участие некоммерческих организаций в торговом обороте

Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Некоммерческие организации могут выступать покупателями по договорам оптовой купли-продажи с целью обеспечения своей деятельности.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.

Объединения юридических лиц

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Заниматься непосредственно коммерческой деятельностью объединение не может. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите интересов участников. Они могут заниматься разработкой конкурентной стратегии и анализом рынка, вопросами проведения рекламных кампаний, помогают улаживать конфликты с налоговыми и надзорными органами, содействуют участникам в решении хозяйственных задач.
11) Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в торговых правоотношениях

Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Через исполнительные органы они приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности, т.е. заключают договоры оптовой купли-продажи, поставки, выступая при этом всегда только покупателями.

Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям как к участникам гражданских правоотношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как участники гражданских правоотношений отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Регулируют порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в торговых правоотношениях следующие нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон № 53-ФЗ от 02.12.1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
12) Специальные субъекты коммерческой деятельности

Необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами.

Товарные биржи

Товарной биржей является организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам .

Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Основные задачи биржи — создание условий для совершения торговых операций, а также достижение возможности определения экономически обоснованных цен на важнейшие виды сырьевых товаров.

Рынки

Рынок — это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынок как организация создает условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи. Различают оптовые и розничные рынки.

Оптовые рынки

Все более значимую роль в организации торговой деятельности приобретают оптовые рынки. В отличие от оптовых ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются Правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Правовое регулирование деятельности оптовых рынков на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты.

Розничные рынки

Деятельность розничных рынков регулируется Федеральным законом РФ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ» № 271-ФЗ от 30.12.2006 г. Различают универсальные и специализированные розничные рынки.

Универсальный рынок — розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Специализированный рынок — розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Ярмарки

Ярмарка — это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей — продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Различают оптовые и розничные ярмарки.

На оптовых ярмарках заключаются сделки с целью последующей перепродажи товаров или их профессионального использования. Ярмарка призвана создать условия для совершения торговых сделок посетителями ярмарки, организовать проведение торгов.

На розничных ярмарках осуществляется торговля товарами для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Выставки

Выставка — регулярно организуемое рыночное мероприятие с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов. Выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами.

Торгово-посреднические организации

Различают торгово-посреднические организации в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров. В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническая организация право собственности на товар, выделяют:

оптовые торговые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;

посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.
13)

14) Основания выбора вида организации для осуществления коммерческой деятельности

Выделяет следующие критерии для выбора вида организации:

1 Быстрота, оперативность создания организации. Здесь товарищества и общества с ограниченной ответственностью имеют явные преимущества перед акционерными, средний срок образования которых составляет 30—35 дней.

2 Льготный режим налогообложения. Определенными возможностями в сфере налогообложения обладают субъекты малого и среднего предпринимательства.

3 Производительность труда и обеспечиваемый ею рост прибыли. Высокая производительность наблюдается в организациях, использующих передовые производственные технологии, передовые технологии управления организацией, умелую систему стимулирования труда.

4 Сохранение за учредителями прав на передаваемое в уставный капитал имущество. Согласно ГК РФ внесенное учредителями имущество становится собственностью юридического лица. Лишь член кооператива при выходе из него в силу ст. 111 ГК РФ имеет безусловное право на возврат ему паевого взноса.

5 Величина трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимаются расходы по сбору и обработке информации для подготовки договоров, проведению переговоров с деловыми партнерами, составлению договоров, затраты на осуществление контроля за исполнением обязательств, юридическое сопровождение договора и защиту при допускаемых нарушениях. Для сокращения указанных затрат предлагается включать в состав единой фирмы в качестве внутренних структурных подразделений, в том числе в виде филиалов, возможно большее число звеньев, по которым продвигается товар в процессе изготовления и реализации.
15) Торгово-посреднические организации

Различают торгово-посреднические организации в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров. В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническая организация право собственности на товар, выделяют:

- оптовые торговые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;

- посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.

Торгово-посреднические организации, приобретающие и реализующие товар от своего имени и за свой счет

Дилеры — это оптовые организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). Дилеры должны быть юридическими лицами. Другой их признак — самостоятельное, т.е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и продаж товара. Они могут принимать на себя по договору с изготовителем сервисные обязанности по обслуживанию покупателей, а также обеспечению покупателей деталями к техническим изделиям.

Торговые дома — это многопрофильные торговые предприятия, осуществляющие производственную, финансовую и внешнеэкономическую деятельность. Наряду с приобретением и последующей продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров.

Трейдеры — специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

Дистрибьюторские фирмы — это участники внешнеторгового оборота. Дистрибьюторы реализуют закупленный по импорту товар на территории своей страны. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, формируют складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой.

Торгово-посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а лишь содействующие реализации товаров

Фирмы-стокисты осуществляют по договору комиссии продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком.

Брокеры заключают договоры от имени и за счет собственника товара. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров.

Торговые агентства и агенты подыскивают покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.
  1   2   3   4


1) Понятие коммерции и ее функции
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации