Шпоры по теории литературы - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по теории литературы
скачать (78.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx79kb.05.06.2012 07:00скачать

n1.docx

1.Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.Науки дел-ся на 1)естеств 2) технич 3) гуманит (субъект изуч-т субъект). Филология дел-ся на языкознание и литературоведение .С-ма литературоведческих наук делится на 1) ключевые (текстология изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии, библиография– вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету. единые правила описания т-та) 2) основополагающие (хронология, палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи, библеотековедение наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги, историография) 3) особые (фольклористика, лит критика) 4) вспомогательные (история и теор лит-ры )

Теор. лит-ры исслед-т: 1)все дотсупн факты, выводы, наблюдения, 2)общ. законы развития научн лит-ры и всей нац/мировой лит-ры. 3) лит процесс и его закономерности. ТЛ изучает смысл всех лит произв-й, она органически связана с историей.ТЛ изучает литру как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общ понятия и термины. Первые трактаты по теор. лит были написаны в др.Индии. Александ-я библ-ка 3-2 в д н э - собрание книг. Появ-сь перв профес-лы, кот. разбирались в рукописях, они классифиц-ли писателей. они начинали с 1) описание 2) каталог 3) классиф-я 4) жанр 5) установл. автор-ва 6) комменты 7) выработка с-мы доказательств и аргументов 8) сравнение 9) перевод. Задачи ТЛ: разработка методологии познания лит-ры; разработка анализа произв, разр-ка с-мы терминов.- понять законы развития - влиять на процесс совершенствования чел-ка

ТЛ взаимод-т с др литературовед-ми дисципл, а также историей, философией (Платон, Аристотель) Текст Аристотеля требует такого же изучения, как текст Эсхила или Толстого. К тому же историю философии (особенно русской) трудно отделить от истории литературы: Толстой, Достоевский, Тютчев – крупнейшие фигуры в истории русской философской мысли. Связь с эстетикой(наука о прекрасном), социологией, лингвистикой., историей (история помогает филологу понять эпоху, когда творил тот или иной автор. К тому же исторические сочинения долгое время входили в состав художественной литературы: книги Геродота и Юлия Цезаря, русские летописи и “История государства Российского” Н. М. Карамзина – выдающиеся памятники прозы. С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также заним-ся изучением литры.

Поэтика – изучает состав и строение лит-го произведения.

Теория литер-го процесса – изучает закономер-ти развития родов и жанров. Литерат-я эстетика – изучает литературу как вид искусства. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности. Филолог пытается увидеть за текстом чужое сознание, встать на точку зрения иной культуры.

Литературоведение состоит из двух больших разделов – теории и истории литературы.Предмет изучения у них один и тот же: произведения художественной словесности. Но подходят к предмету они по-разному. Теорию литературы можно определить, как попытку ответить на вопрос: “Что есть худ лит?” История литературы всегда ответ на вопрос: “О чём здесь написано?” Для этого изучается и связь литературы с породившим её контекстом (историческим, культурным, бытовым), и происхождение худ-го языка, и биография писателя. Истор. лит изучает развитие литературы. Изучает конкр-е лит-е явления в их взаимосвязи с традицией.




2.Строение художественного образа. Типы художественного мышления.

Художественный образ — форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Поэт оперирует образами и картинами. Вооружаясь живым и ярким языком, показывает, действуя на фантазию читателей, убеждает картинами. Так, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" характер Андрея Болконского раскрывается и через любовь к Наташе, и через отношения с отцом, и через небо Аустерлица.

Худ-к мыслит ассоциативно. ХО обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Худ-к задает все изначальные параметры самодвижения образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художественной правдой. Худ-к порой приходит совсем не к тому выводу, к которому он стремился.

признаки: 1) типичность, возникает на почве тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия.2) органичность (живость), определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности.3) ценностная ориентация, Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и функция произведения.4) недосказанность.Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом: небольшая часть его видна, основное спрятано под водой. Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Однако это не домысел произвола. Каждая эпоха находит в классическом образе новое, дает ему свою трактовку. Образ непереводим на язык логики потому, что при анализе остается "сверхсмысловой остаток", и переводим - потому, что, глубже и глубже проникая в суть произведения, можно все полнее, выявлять его смысл: критический анализ есть процесс бесконечного углубления в бесконечный смысл образа.

ХО - индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме. Общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное. Каренин хочет развестись с женой и приходит к адвокату посоветоваться. моль. Маленькая деталь несет на себе большую смысловую нагрузку. Может показаться, что лирическая поэзия выпадает из закономерности: образ - единство общего и индивидуального. Вспомним стихи А.С. Пушкина "Я вас любил". В.Г. Белинский, говоря о себе самом, о своем "я", говорит об общем Художник мыслит образами, природа которых конкретно-чувственна.

Искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира. ХО-единство мысли и чувства, рацион-го и эмоц-го. Понятие образ многозначно, он,как способ познания и действий присущ ис-ву.Образ – это плод творч-ой фантазии. св-ва худ.образа: 1) образ свободн тв-ва, его нельзя сконструировать 2) образ – самодостаточен 3) О. индивидуален и неповторим 4) О. экспрессивен , он должен возд-ть на чел-ка 5) О. есть процесс 6) О. способен к саморазвитию 7) О.мнгозначен и неисчерпаем (в сознании созд-ся др.интерпретации 8) в обр присутствует наблюдения писателя

Противоречия худ обр-в 1содержание и форма 2объект.мир и внутр мир самого пис-ля 3индивид-й хар-р, конкретный и обобщенный

Типология художественных образов. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структурой.На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.Авторские образы вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий. Они конкретны, эмоц-ны и индив-ны. В то же время авторские образы имеют тесную связь с бытием,и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю гос-тв и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы. А с другой - создают галерею неподражаемых худож-х типов.Образ пушкинского Евгения Онегина обнаруживает «идею» разочарованного в жизни дворянства.Традиционные образы заимств-ся из сокровищницы мировой культуры, из различных сфер жизни (религиозной, философской, социальной). Они статичны и универсальны. Их лавная цель - коренная перестройка сознания читателя В аспекте функционального предназначения различают образы героев, образы природы, образы-вещи и образы-детали

в аспекте построения (правил иносказания, переноса значений) различают -символы и тропы.


Вопрос № 3 Общие свойства литературы

Лит – сов-ть словесно-худож-х произв-й, написан-х на нац языке: вид творч-ой деят-ти чел-ка, результатом которой явл-ся создание произведений, относимых к худ.лит-ре.

Общ. св-ва литры:1)художественность (романы, повести – вымысел) это, во-первых, включен-ть произв-я в сферу иск-ва, во-вторых–яркое, последоват и широкое раскрытие в произв-и свойств и черт искусства. Х. проявл-ся там, где автор сполна проявил свою творческ одаренность. Худож-ые достоинства произв-й опред-ся не только мерой одаренности автора, но и направленностью его деятельности на решение творческих заданий, позитивно значимых для культуры данного народа и всего челов-ва. 2)лит.не сущ-т вне истории, письменности и языка - Лит-ра работает со словом - главное ее отличие от др искусств. Слово - основной элемент лит-ры, связь между материальным и духовным. Через слово осуществляется контакт с общим в мир.культуре. лит-ра-синтез временного и пространственного. Лит-ра имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элем-в может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В люб момент можно прервать временной ход произв-я, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и чит-ль может в люб момент чтения останов-ся. 3) проблема авторства Знание имени автора или составителя источника позволяет точнее устан-ть место, время и обст-ва возникн источника, соц среду, в кот он возник Важн основанием для установления тождества личности (или атрибуции) является прямое указание собств имени человека или антротопонима.Выявление авторских особенностей довольно часто осуществлялось путем фиксации внешн деталей автор-го стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также фразеолог. оборотов и выражений (авторского стиля). 4)лит самодостаточна - она сама способна оказывать влияние на окр мир.

5)ХЛ— явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. => худ словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла и искусство слова как таковое словесный аспект литры двупланов: 1.- Речь, как ср-во изображения, 2)речь,как предмет изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Лит способна воссоздать речевую деят-ть людей. Только в лит человек предстает говорящим.это ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лир герою, персонажам) высказываний.В лит произ-ях нередки размышления героев на философские, соц, нравственные, религ-е, истор-е темы.
4. Функции литературы. 1) эстетическая - пробуждение и развитие эстетич-го чув-ва, умения воспринимать действ--ть по законам красоты, мыслить худож-ми образами; формир-ие у личности и общ-ва эстет-го идеала.Индивид-е представления худ-ка о прекрасном человеке и мире. Идейно-эстетическая оценка – автор указывает и дает оценку своим образам. Идея – ради чего написано произв-е,его смысл 2) коммуникативная - присуща люб текстам, чтение худ текста несет в себе функцию общения душ, поднимающего темы, закрытые в других сферах коммуникации. Тем самым оно раскрывает дух нации, эпохи или великой личности. читая произв, чел-к вступает в акт коммуникации с эпохой, культурной атмосферой, обстановкой, с личностью самого писателя (его внутр состоянием, миром , душой) 3) воспитательная лит воспитывает терпимость и уважение к др людям, даже к тем, кто очень непохож на нас и нам непонятен.Лит формирует строй чувств и мыслей людей.Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, лит заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутр мир. Вместе с тем воздейств литры ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством.Лит возд-т на личность через эстетич идеал,кот проявляется и в положит, и в отрицатх образах. совершенствование чел-ка как обществ существа. 4) познавательная - познавательные возмож-ти иск-ва огромны, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общ-ва больше, чем из сочинений всех историков той эпохи, вместе взятых.
Ис-во способно к отражению и освоению тех сторон жизни, кот труднодоступны науке.Оно служит средством познания мира и самопознания личности.точки зрения:1)ис-во должно соотв-ть морали (Руссо) 2)Писатель не должен навяз-ть свои эстетич идеалы 3)Честно изображ-ть кач-ва чел-ка.

Литература среди других видов искусства.В разн периоды культурного развития челов-ва литре отводили разн место в ряду дру видов ис-ва - от ведущего до одного из послед. Это объясняется господством того или иного направл в литре, а также степенью развития технической цивилизации

В раннем общ-ве основным видом ис-ва считался танец и пантомима. Античность - скульптура. Евр. средневек. к-ра + страны востока - архитектура. Эпоха Возрожд. - живопись. В 19-20 вв - лит-ра. К нач. 19 в. она начала действовать на все др. виды искусства: театр, кино, музыка. Но к посл. времени многие заявляют о том, что лит-ра сдает свои позиции и вынуждена уступить место видам масс. Коммуникации . в зав-ти от напрвл-я: Классицисты- скульптура,Романтики на первое место ставили поэзию и музыку. Символисты считали музыку высшей формой культуры. Однако уже в 18в. возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: проблема перевода. Мифолог и лит сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений др видов ис-ва - живописи, скульптуры театра, балета, оперы, музыки, кино.

5.Теория родов и жанров в истории и современности.

Роды – типы отношения высказ-я автора к худ.целому (Аристотель).Литру сложно разделить на группы. С древности уже вырабат-сь определ-е принципы, по кот лит делилась на неск частей. Понятие литер-го рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. Арист говорил, что лит не цельна в нутрии себя – её можно разделить, потому что изображ-е худ мира – разное.Аристотель:- Подражать можно, рассказывая, как о чём-то отдельном от себя. (ЭПОС)- Или подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица (ЛИРИКА)- Или изображая лиц, участвующих в поэме как действующих и деятелей. (ДРАМА)Далее, с увеличением кол-ва лит-х произв-ий возникла потребность изменить принципы деления на лит.родыКоррективу сформулировал в 18 Гегель: Эпос как предст-ие объективности в его объективности Лирику – как представление субъект-ти, внутр мира Драму как соединение – объективное раскрытие – так и внутр жизнь индивида.Но существует такой класс как лироэпическое произведение – например Евгений Онегин.Эпос – передает цельность бытия через события. Хар0-но свободн перемещ-е чел-ка в простр-ве. Для героев хар-ны монологи, диалоги,Повеств-е явл-ся связующ-м звеном.В лирике явл. главным целостность и неповторимость внутр мира чел-ка. душевн. сост-е, настр-е преобл-т над всем внешним. Переживание – смена душевны сост-й. Пейзаж в лирике – выражение души поэта. Пространственно-временные ориентации для Л.неважны. Важн.категория – лирич герой – синтез автора и внутр сост-я.Принцип драмы – действин, в ней проявл-ся волевая активн-ть чел-ка. Герой Д. – человек, стремящийся к своей цели. Эта лич-ть вступает в конфл-т.Герои – 1)целостн.волевые личн-ти, стремящ-ся к достиж-ю целей. 2) аморфные, безвольн, нестремящ,Драма – цепь действий, противоречий,спектр разнообразн человеч-х интересов Деление лит. на поэзию и прозу. Поэзия род-сь раньше, раньше нач-ла воспр-ть ис-во. лирика проникает в драм-ий род. В 20 в появ-сь модернис-я и авангард-я литра, в кот трудно опред-ть роды и жанры.Предполагалось, что существует такой род как Сатира. Но как-то не прижилось.Лит.жанры - это сложившиеся в процессе развития худ. словесности виды произведений. Жанр – относит-но устойчивая композиц-стилист-я категория, опред.предметом, целью и способом изложения. Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежность к тому или иному лит. роду: выделяются драматические, эпические, лирические и лиро-эпические жанры. Внутри родов различают виды - родовые формы. Они различаются по организации речи в произведении (стихи и проза), по объему текста (былина и эпопея), по принципам сюжетосложения и др. По жанровой проблематике произв-я могут принадлежать к национально-историческим, нравоописательным и романтическим жанрам. Эпические жанры: 1)национально-исторические жанры:- героическая песня - "песнь о победах и поражениях", гл.герой -лучший представитель коллектива Гектор,Ахилл).Сочетание гиперболич-го изображ физич мощи и внимания к нравственным кач-вам. - поэма - рассказ о важном историчесм событии, гиперболическое изображение героя и объективный тон повествования. - повесть - реальные исторические события ("Слово о полку Игореве") - рассказ2) нравоописательные жанры: сказка, поэма, идиллия, сатиры 3) романтические : "волшебн" сказка, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк.Драматические жанры: - трагедия - конфликт в сознании героя, - драма – столкнов-я персонажей с такими силами жизни, кот. противостоят извне. - комедия - пьеса, исполненная юмор-го или сатирич-го пафоса, с пом сюжетных кофликтов раскр-тся хар-ры. Лирические жанры:- ода - стихотворение, выражающее восторженные чувства. - сатира - стих-е, выражающее негодование, возмущение - элегия - стих-е, исполненное грусти - эпиграмма, эпитафия, мадригал. Лиро-эпические жанры: басня - кратко аллегорическое повествование и вытекающее поучение - баллада - стихотворное сюжетное произведение, повествование пронизано лиризмом.Жанры живут и развиваются, они могут обогащаться нов произв-ми, уже примыкающим к старым жанрам. Больш-во жанров зарод-сь в антич время. драма появ-сь в 18 в. В нач 19 в в рус лит господств-т лирика, 40 е годы – проза, 60-70 гг – роман. . Жанр иногда распадается. В драм лит-ре 18в. Комедия распалась на чистую комедию, комедию сентиментальную, слезную. В худ литре оч важно появление гения, который приносит новый жанр (Пушкин). Жанры возник-т в силу историч-ой необх-ти.Так же можно выделить конкретно историческ жанры: байроническ поэма, чеховск новелла, бальзаковск роман, духовная ода, пролетарск поэзия.

6. Жанр как память литературы. Лит.жанры-это сложившиеся в процессе развития худ. словесности виды пр-й. Ж.-относительно устойч.композ.-стилист.категория, определяемая предметом,целью и способом изображения.Каждый из них обладает опр.комплексом устойч.сво-тв.Ж.с трудом поддаются систематизации и классификации,упорно сопротивляются им.Потому,что их очень много,имеют разный историч.объем.В основу литературовед.классификации кладутся жанров.признаки,имеющие наиболее устойч., исторически повторим.хар-р. Важнейш.жанр.признаком пр-й является его принадлежность к тому или иному лит.роду:драматич,эпич,лирич.и лиро-эпич.жанры.Внутри родов различают виды-родовые формы.Они различаются по организации речи в пр-и(стихи и проза), по объему текста(былина и эпопея), по принципам сюжетосложения и др.По жанр.проблематике пр-я могут принадлежать к национально-историч.,нравоописат.и романтич.жанрам. Эпич.ж.:1)нац-историч.ж:героич.песня(песнь о победах и поражениях.Соч-е гиперболич.изображения физич.мощи и внимания к нравствен.кач-вам;поэма(рассказ о важном историч.событии, гиперболич. изображение героя и объектив. тон повест-я) ;повесть (реаль.историч. события; рассказ2)нравоописат.ж:сказка,поэма,идиллия,сатиры3)романтич:волшебн.сказка,роман,повесть,рассказ,новелла,очерк.Эпопея,роман-крупн,повесть,рассказ-средн,новелла,очерк-малые.Драм.ж.:трагедия(конфликт в сознании героя); драма (столкновения персонажей с такими силами жизни,кот.противостоят извне);.комедия(пьеса, исполненная юмористич.или сатирич.пафоса,с пом-ю сюжетн.кофликтов раскрываются хар-ры);водевиль;фарс.Лирич.ж:ода(стих-е,выражающее восторжен.чу-ва);сатира(стих-е,выражающее негодование, возмущение);элегия(стих-е,исполненное грусти);эпиграмма,эпитафия,мадригал.Лиро-эпич.ж: басня(крат.аллегорич.повест-е и вытекающее поучение);баллада(стихотвор.сюжетн.пр-е,повеств-е пронизано лиризмом).Ж.живут и развиваются,они могут обогащаться новыми пр-ями,уже примыкающим к старым ж.Ж.иногда распадается.В драм.литре 18в.комедия распалась на чистую комедию,комедию сентиментальную,слезную. Выс.ж.,порой вытесняются более низкими жанрами.В худ.литре очень важно появление гения,кот. приносит нов.ж.(Пушкин).Можно выделить конкретно историч.ж.:байронич.поэма,чехов.новелла,бальзак.роман, духовн.ода,пролетарс.поэзия.

лит-ый жанр – отражает наиболее устойчивые тенденции развитии – в жанре сохраняются элементы архаики, которые обновляются осовремениванием этой архаики Бахтин:«Ж.всегда живёт настоящим,но всегда помнит свое прошлое,своё начало.Ж. представитель творч.памяти в процессе лит. развития. В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы». Жанр, который выбирает писатель, диктует ему свои требования, заранее заложенные, но наст писатель не может творить только в рамках этого жанра, он своё произведение, соотнося с прошлым, делает новым.И с одной стороны он остаётся в соотнесении с жанром, но с другой стороны он выходит за его рамки. Пушкин, писал роман в стихах

8. Художественное текст,его понимание Текст-(ткань,сплетение,соединение)коммуникац.акт языка,имеющий миним.четко выражен.смысл.Бахтин:Т.печатный,записанный или устный не явл.всем пр-ем.Т.как ценность в культурологи,самодостаточен.Критерии:связность,целостность,динамизм.Если нарушен хоть один критерий, то это уже не текст.Т-сложноорганиз.смысл,эстетич.культура,культура границ.Худ.т-носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной инф-и,физич.бытие социально значимой худ.мысли.Несет в себе мысль и в пластич.форме,в форме идей,не опосредованных изображением.Существуют 3 разновидности т.:Науч.т(науч.труд,доклад, сообщение,лекция)не требует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря однозначности смысла и определенности значения научных терминов.Практич,делов.т(письмо, документ,репортаж)интерпретация к-го обусловливается коммуникатив.ситуацией. Худ.т, интерпретация к-го предполагает:выявление его аналогии с дейст-тью "посредством подобия",понимание в контексте культурной традиции.
Худ.т.может иметь множество прочтений.Но его многозначность имеет пределы. а пределами крайних точек прочтение становится неадекватным тексту.Восприятие худ.т.вариативно,но текст содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую программу худ.восприятия, обусловленную его объект.сод-ем.Д\худ.т.хар-ны:заверш-сть,невозможность вмешательства извне;изменч-сть смысла благодаря измен-ти историч.и культур.контекста,благодаря "диалогу" текста с разными рецепционными группами с разным личностным сознанием;реципиент, воспринимая худ.т, вовлекается в сотворчество,рождающее дополнительный смысл;образование поля сообщения как специфич.среды худ.общения; Отн-е к тексту реципиента-толкование(интерпретация).Знак-миним.единица худ.т.Знак должен быть узнан,а выск-е-понято.Сис-ма выск-й составляет худ.т,несущий худ.концепцию,подлежащую интерпретации и оценке.Худ.т.складывается из худ.образов,а последние-из знаков.Это замкнутая система.Сложность пр-я проявляется в его историч.измен-ти. Текст играет посреднич.роль м\д автором и читателем,связанными с Беспредельностью. в т.след.виды инф-и:фактуальн., концептуальн. и подтекст.Т.,содержит в себе описание   фактов, событий,места дей-я и времени протекания этого действия,рассуждения автора,движения сюжета и пр.Все это составляет фактуалъную информацию(фабулу,«внешнее   пр-е»).Концептуал.инф-я выражает мировоззрение автора, сис-му его взглядов,замысел,но не сводится к идее пр-я.Подтекст.инф-я возникает благодаря способности слов,словосочетаний,предложений в отдельных небольших отрезках  текста таить в себе скрыт.смысл. Герменевтика-ис-во и теория истолкования т,учение о понимании смысла выск-й. (Бахтин). Понимание-централ.понятие герменевтики. Задача:добиваться согласия,восстанавливать его.Понимание осуществляется по средством речи,имеет межличн.х-р,требует таланта познания отдел.ч-ка.Понимание составляет единство 2наачал:интуитивное постижение предмета и истолкование(интерпре-я).Сказанное побужд охарактер-ть зн-е слова смысл.Смысл выск-я-не только вложенное в него говорящим,но и то,что извлек из него толкователь.

9.Контекст(тесн.связь,соединение)шир.об-ть связей лит.пр-я с внеположными ему фактами,как литер-ми,так и внехудожеств-ми.Это закончен.отрывок пис.или устн.речи (текста),общий смысл к-го позволяет уточнить знач-е отдельных входящих в него слов,предложений,и т.п.Контекст —среда,в к-ой существует объект.Любое событие происходящие в жизни субъекта интерпретируется исходя из контекста-ситуации отраженной в памяти субъекта. Р.О.Якобсон говорил о контексте как необход усл-и того, «чтобы высказывание могло выполнять свои функ».К. писательского тв-ва — это его связи с предшествовавшими явле-ми, как ли- те-худож-ми, так и общекультурными.Близкие конт-ы лит-го тв-ва - это личность и биография писателя, а также лит-но-общест-я современность. Удаленные кон-ты — это все то, что наличествовало в прошлом.стимулирующ контекст – такая связь между лит-ми фактами, при кот. происходит возде-е на тв-во писателей предш-го лит-го и общекультур опыта, (идейные влияния, сюжетные заимствования). При этом отде звенья контекста тв-а пис-ей способны внедряться в их произведения.(цитаты и реминисц) К, в кот вершится лит ТВ-во, широк и разнообразен. Изучение конт-та лит тв-ва — это необх условие проникновения в смысловые глубины произвед.Пратекст-текст-источник,исходный текст,все тексты восходят к нему.Реминисценции-это образы лит-ры в лит-ре.ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ введена в 1967 Кристевой.«Любой текст строится как мозаика цитаций,любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь др.текста».Барт:«Т-это раскавыченная цитата,существует лишь в силу межтекст.отн-й,в силу интертекст-ти».В соврем. литературоведении термином «интертек-ть» обозначается общая сов-сть межтекст.связей,в состав к-х входят не только бессознат.,автоматич.или самодовлеющ. игров.цитация,но и направленные,осмыслен., оценочн.отсылки к предшествующ.текстам и лит.фактам.и. хар-на д/постомодергист-х т-тов (ироническ оперир-е ранее созд т-ми) подтекст-предметно-психологич.данность,лишь угадываемая в словах,к-ые составляют текст пр-я. Представления о нем сформировались на рубеже 19-20вв.Суть этого явления под названием«второй диалог»была осмыслена в статье Метерлинка «Трагизм повседневной жизни».В подтекст«уходит»то,что связано с внутрен.жизнью персонажей и лирич.героев,с ее глубочайшими,потаенными пластами Его сферу составляет главным образом «тайнопись» чел.души.Основан на св-ве разговор.речи,где в зависимости от реч.ситуации,намерений и экспрессии говорящего прямые лексич.зн-я слов и предложений перестают определять внутреннее сод-е речи и даже вступают с ним в противоречие.П- тот комплекс мыслей и чув-в,к-ый скрыт под словами текста.Средствами обнажения П.могут быть намекающие реплики,раз кач-ва звучания речи (Интонация, Пауза и т.д.),свидетельствующие о «подводном» теч-и действия(Чехов).
10. Литературное произведение,строение, принципы и виды его анализ.
Пр-е-продукт немеханич.деят-ти ч-ка,предмет,созданный при участии творч.усилия.В составе пр-й ис-ва вьделимы 2аспекта:«внешнее материал.пр-е» М.М. Бахтин),нередко именуемое артефакт(матер.объект, нечто,состоящее из красок и линий,либо из звуков и слов);эстетический объект-сов-ть того,что закреплено материально и обладает потенциалом худ.воздействия на зрителя,слушателя,читателя.Граница м\д лит.пр-ями является их циклизация.Циклы стихов становятся самостоят.пр-ями.Часть худ.творения может отделяться от целого и обретать некоторую самостоятельность:фрагмент способен получать черты собственно пр-я.Нередки в лит-ре пр-я в пр-иях,к-ые также получают самостоятельность в сознании читающей публики.Форма и содержание-Содержание - основа предмета,его определяющая сторона.Форма же-это организация и внешний облик предмета,его определяемая сторона.Важнейший принцип худ.деят-ти: установка на единство содержания и формы кот делает пр-е органически целостным. В составе формы,несущей содержание, выделяются 3 стороны, наличествующие в любом лит.пр-и.1)Предметное (предметно-изобразит.)начало,все те единичные явления и факты,к-ые обозначены с пом-ю слов и в своей сов-ти составляют мир худ.пр-я.2)Словесная ткань пр-я:худ.речь,(«поэтич.язык»,«стилистика»). 3)Соотнесенность и расположение в пр-и единиц предметного и словесного «рядов-композиция или структура(соотношение эл-ов сложно организован.предмета). Мир лит.пр-я-воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность.Он включает в себя не только материал.данности,но и психику,сознание ч-ка,его самого как душевно-телесное единство. Мир п-я — это художественно освоенная и преображенная реальность.Он многопланов.Наиболее крупные единицы словесно-худ.мира-персонажи,составляющие сис-му,и события,из к-ых слагаются сюжеты.Мир включает в себя компоненты изобразительности (худ.предметности):акты поведения персонажей,черты их наружности (портреты),явления психики,а также факты окр. людей бытия (вещи,подаваемые в рамках интерьеров;картины природы-пейзажи).При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесн.бытие,и как речевая деят-ть,в виде кому-то принадлежащих высказываний,монологов и диалогов.Наконец,малым и неделимым звеном худ.предметности являются единичные подробности (детали)изображаемого.Композиционные приемы:повторы, вариации,мотив, умолчания и т.д.Суть пр-я может быть постигнута путем непредвзятого и тщательного рассмотрения общей сов-ти текстов.фактов,в рез-те изучения формы в ее многоплановости,со всеми ее компонентами и нюансами.Фабула-последов-сть событий так,как это должно было происходить в жизни.Сюжет-то,как это выстроено в пр-и.Соотношение фабулы и сюжета-композиция. Структур.модель лит.пр-я можно представить в виде ядра,окруженного несколькими оболочками. На внешней оболочке располагается словесн.материал,из к-ого непосредственно состоит пр-е.Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст, Исходная задача филолога по отношению к худ.творению состоит в описании того,что в нем формализовано (речев.единицы; обозначенные предметы и действия;композиц.сцепления).Описание художеств.текста неразрывно связано с его анализом.Описание и анализ литературно-худ. формы не являются занятиями механическими.Переход от анализа к синтезу,к постижению смысловой целостности пр-я,к его интерпретации и контект.изучению.

11) Язык художественной литературы

Язык есть средство общения людей друг с другом. В худ.лит-ре язык является основным ср-м, при помощи кот. писатель создаёт худож.образы, картины жизни,характеры.ЯХЛ– основное сред-во передачи худож.образн.. ЯХЛ- язык, на к-ром создаются худож.произв-я (его лексикон,грамматика,фонетика.ЯХЛ– инструмент искусства. Он объединяет различные речевые стили и у каждого автора индивидуален. Создавая характер, описывая конфликт, авотр использ-т тропы и стилист.фигурам, повторам, параллелизму, ритму, стихосложению, рифме и прочему. В зависимости от лит.-родовой принадл. текста ЯХЛвыступает в форме драматург, повеств и лирич речи. 2 способа организации худож. речи, кот.явл-ся проза и поэзия.
Богатство языка художественной литературы раскрывается в использовании архаизмов и неологизмов, диалектизмов и т.д. Данные приемы необходимы для повышения эмоциональности речи, иногда для передачи душевного состояния героя или для указания его социальной принадлежности.На композиционном уровне ЯХЛ разделяется на речь действующих лиц (прямую речь), авторскую речь и несобственно-прямую речь (переход слов автора в размышления и высказывания персонажа) Язык героев: Язык того или иного человека характеризует особенности его жизненного опыта, культуры, склада ума, психологии. У Гоголя каждый герой имеет свою речевую особенность. Язык автора, имеет организующую роль в оформлении речи. Непосредственное выр-е автором своих мыслей и чувств раскрываются в лир.отст-х. Их композиц. роль очень многообразна: с их помощью писатели усиливают нужное восприятие и оценку читателями персонажей, их характеров и поведения. Автор в них:даёт оценку изображённой жизни в целом,раскрывают характер и задачу произведения, преследуемую автором раскрывают внутренний мир автора и показывают его отношение к описываемым событиям. Выбор яз.ср-в определяется приверженностью сочинителя к тому или иному лит.направлению и методу, а также жанром и содер. Произв-я. Кроме того, часты случаи несобственно-прямой речи, когда авторская речь переплетается с языком действ. лица и автор, рассказывая о нём, вместе с тем как бы воспроизводит строй его собственной речи. Наряду с понятиями «ЯХЛ» и «художественная речь» часто используются понятия «текст», «текст без берегов», «языковая игра», «пространство языка» и др.Следует разделять «литературный язык» и «ЯХЛ». Литературный язык обслуживает все сферы жизни общества, он закреплен в словарях и грамматиках и является лит.нормой. Лит.язык- лингвистика, язык особым образом отобранный, но отобранный не какой-то личностью, а нормативная система, выработанная обществом.ЯХЛ– индивидуален В своих произведениях писатели, в свою очередь, могут выходить за пределы норм лит.языка. ЯХЛ(поэтический язык, язык словесного искусства) определяется как язык духовной культуры (это понятие вбирает в себя также язык религии и язык науки). ЯХЛ имеют свою «установку на выражение», которая по словам Томашевского, задевает наши мысли и заставляет думать об услышанном.

12) Автор, герой в литературном процессе

Существование автора в произведении- заглавие, эпиграф, начало и конец произв-я, посвящение, отступления. Автор может быть спрятан за повествованием. В драме автор расворен в действии. Типы героев:авантюрно-героич. (акт. участие в жизни, спос-ть достигать цели, уверенность в силе и себе)а) цель служение обществу- Одиссей, Эней, Тарас Бульбаб) жажда власти, самоутверждение – Макбет, Ж.Сорельв) бунтарь - Демон, Раскольников, Печоринг) авантюрист – Д.Жуан, Чичиков, О.Бендер 2) герои, находящиеся в тождестве с бытием – семейство Лариных, капитан Миронов 3) герои – жертвы не способ. противостоять миру – бедная Лиза, А.А.Башмачкин 4) герои-созерцатели, не принимающ участия в жизни других, заняты своим миром, процессами, происходящ в них. – «Записки из подполья» Достоевского 5) анти-герои – Ставрогин в «Бесах».Писатель стремится воздействовать на читателя, вступить в диалог, заразить чувтвами. Возможности взаимодействия писатели и читателя:круг чтения героев,прямые и косвенные обращения к читателю,признания самих авторов в письмах,материалы периодики,сведения о тиражах и подписчиках,мемуарные свидетельства,письма самих читателей

«Слово «автор» употребл в литведении в неск-х знач. Прежде всего оно означает реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некий взгляд на действ-ть, выраж.кот. явл-ся все произведение(образ автора). Наконец, это слово употребляется для обозначения некот явлений, характерных для отдельных жанров и родов(автором называют рассказчика, повествователя (в эпических произведениях) либо лирического героя (в лирике))»(Б.О.Корман).

Биогр. автор может выбрать одну из трех форм повествованияОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произв. какого-либо субъекта рассказывания. ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоц.высказ-х о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. «Повести Белкина» ПушкинаОТ ЛИЦА ГЕРОЯ. Автор передает повествование герою тогда, когда хочет глубже раскрыть своего героя или в случае изображения полож героя.Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гда повествование ведется от лица Гринева.Формы присутствия автора в произв(лир. отступления)Непосредственное выражение автором эпического произведения своих мыслей и чувств раскрываются в лирических отступлениях. Ремарки - авторские замечания о поведении или характере персонажей.ГЕРОЙ - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматич произведении; Г.л. может быть "главным" или "второстепенным". На создание внешнего облика героя «работает» его портрет, профессия, возраст, история (или прошлое), имя. Прославленные лит.персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в лит.текстах.

13)Лит. процессЛит.пр- движение и развитие мировой литературы на протяжении всей истории человечества. в понятие литература входят все худож. произ-я и все, что с ними связано (критика, письма, периодика, газеты, журналы, салоны кружки). Периоды:1)архаический(мировой фольклор) 2)от средневек. до 18 века.(от Греции до Возрождения) 3)эпоха Нового времени (от Просвящения до сегод.дней)Худож.лит-ра имеет многовековую историю. Эволюция, историческое сущ-е и функц-е литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира называется ЛП. Этим термином, во-первых, обозначается лит жизнь опрй страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовек.развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Факторами,ограничивающими лит.процесс являются: 1) на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. 2) лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. 3) лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. Основные вехи истории европейского искусства – античность, Средневековье, Возрождение (Ренессанс), Барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм. Эк-кий и соц строй влияет на ЛП через идеологию. ЛП в каждую историч эпоху включает неоднородные литературно-худож произв – от высоких образцов до бульварной или массовой литературы. Классич (от лат. classicus — образцовый). Кл. лит-ра, создается гениями – Гете, Данте, Пушкин. Писатели обладают особым чувством слова. Классики владеют несколькими языками. Они талантливы во многих областях. Кл.лит-ра познает бытие человека и общества. Ставит проблемы – что такое мир, человек, счастье, смерть.. Образы клас лит способны к саморазвитию. В классич.литре достигается гармония содержания и формы. В них полность проявляется эстетич функц. На этих произв-х поколения учатся понимать красоту. Это произв, выдержавшее испытание временем.(Достоевский, Чехов и т.д.) Классика — та часть худож словесности, кот интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» лит-ры. Писатели-классики — по Мережковскому вечные спутники человечества. Беллетр – беллетр (фр.- изящная словесность) – лит, предназнач для широкого чтения. Эту литуру создают таланты. Здесь литра познает быт общ-го человека и отд личности. В современности это как правило любая тематика. А.Толстой, А.Дюма, А.Беляев- беллетристы. Главное качество беллетр – занимательность. Приключения, фантастика, детективы. Черта беллетр – бегство от реальной действит. Беллетристы не используют открытий, они используют, то что уже было открыто или свои традиции. Существуют нарушения содержания и формы, не совершенство эстетич хар-ра. Беллетр — это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассич, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от лит «низа» («чтива»), т. е. срединное пространство литры. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих худож масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам.Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произв, созданные с установкой на развлекат-ть, на легкое и бездумное чтение. «массовая литература» имеет разные значения. В широком смысле это все то в литре, что не получило высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею не замеченным. Но гораздо более распространено и влиятельно представление о массовой литре как литературном «низе». МЛ - произведения, к которым мы относимся заведемо пренебрежительно. Мы заранее знаем о чем эти произведения и чего от них ждать. Выходит в пёстрой бумажной обложке. МЛ работает на том, что подтверждает те стереотипы, хар-но динамично развивающ действие, обилие невероятных, фантастических, почти сказочных происшествий. Нередко герой выступает в обличии супермена. Худож мир. В высокой лит-ре худ. мир каждого произведения своеобразен. В беллетристике худ.мир обладает другими свойствами. Вместо уникальности - повторность, вместо сложности - как правило, упрощенность, присутствует ограниченность характеров -исчерпывается внутреннее содержание. МЛ антипод высокой лит-ры. Вместо уникальности -штамповочность, отсутствуют связи с реальностью (изолированное пространство - поезд, замок и т.п.). Теряется сложность соотношения с реальностью


14) Литературный процесс и его закономерности.

ЛП- движение и развитие мировой литературы на протяжении всей истории человечества. в понятие литература входят все художественные произведения и все, что с ними связано (критика, письма, периодика, газеты, журналы, салоны кружки). Периоды: 1)архаический(мировой фольклор, мифопоэтич.худож. созн-е )2)от средневек. до 18 века.(от Греции до Возрождения, преобл-е традиционализма худож.созн-я )3)эпоха Нового времени (от Просвящения до сегод.дней, на первый план выдв-ся индивидуально-творческое худож.сознание )Лит-ра: 1)Запад(Европа, США, афроазиатский контенент)- лит-ра динамичная, интенсивная, индивидуальная воля к саоутверждению.2) Восток(лит-ра Ирана, Афганистана, Япония, древний индийский эпос) – стабильная, медленная, каноническая. Мир. Лит.процесс сотоит из развития и слияния национальных литератур. Нац.лит-ра может развиваться самостоятельно, но она постоянно испытывает влияние со стороны др.литератур. Противоречия, за счет которых движется нац.литра: писатель и общество; литра классическая, беллетристическая, массовая; напрвления, течения, группировки, эпоха; традиции и новаторство; литра и культура. Направления- классицизм, реализм, модернизм, романтизм и т.д. Направления делятся на течения- неоклассицизм, экспрессионизм, сюрреализм. Школа – узкий круг – Озерная школа, Парнасцы. Группировка возникает благодаря лит.борьбе – «Ничевоки», «Лев». Есть страны литературоцентричные- Россия, Европа. Для США литра не играет большого значения. Худ лит имеет многовековую историю. Эволюция, историческое существование и функционирование литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира называется ЛП. Этим термином, во-первых, обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Факторами,ограничивающими лит.процесс являются: 1) на представление литературы внутри лит. процесса влияет время, когда выходит та или иная книга. 2) лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий. ("Молодая гвардия","Новый мир" и т.д.) 3) лит.процесс связан с критикой на выходящие в свет произведения. Устная критика тоже немало влияет на л.п. Сдвиги в сфере художественного сознания происходят, как правило, при смене социально-экономических формаций или в периоды революционных потрясений.Важнейшей законом.ЛП выступает появление новых эстетических идей,кот. свид-т об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами.Динамика и стабильность Тот факт, что литературное творчество подвластно изменениям по мере движения истории, самоочевиден, но есть стр-ры универс,надврем,статич, нередко именуемые топикой. (возвышенное, трагическое, смех, добро и зло, истина и красота,“вечные темы”) Объединяющ.роль в ЛП играют международные лит.связи ( влияния и заимствования)

По мысли Б. Г. Реизова, междунар.лит.связи«стимулируя развитие литератур развивают их национальное своеобразие».


15) Методы изучения литературы

Все методы сформировались достаточно поздно, в 19в. Историк лит-ры исследует лит.явл-я, применяя методы, определяемые как материалами исследования, так и задачами, стоящими перед исследователем.Методы познания литры:

а) комлексное изучение литры б)биографический разр-л Сент-Бев

в) культурно-исторический И. Тэн в 1860-х г. г) сравнительно-историческ конец XIXв д)компаративистика - (сравнительное литературоведение) – сам термин указывает на сравнение. В.М.Жирмунский является представителем. международные связи, Запад и Восток, различ. знаковые системы. Противопост: а) творившие в одну эпоху; б) в разные эпохи. Сравнивает разные литры, разные виды искусства, лирика и эпос, лирика и драма. Компаративистика изуч-т литератур-е взаимодействия . типологический подход - втор.пол.20в. Рассматр.сходства и различия в литер-х явлениях путем выявления степени сходства условий культурной жизни

е) социологический: лит-ра – одна из форм сознания. Здесь является главным степень воздействия на обществ.жизнь. в произведении выделяется соц обусловленность, истор.тенденции, обусловленные экономическими и политическим законами. Лит-ра становится прикладным феноменом. Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин, Луначарский – представители соц. подхода. Они подчеркивают огромное значение историзма при исследовании истории литры в наше время.Государство диктовало художнику, что он должен написать в произв. лит явления рассматривались как производные от соц-х процессов

ж) психологический

з)формальный метод, разработанный отечественными литературоведами (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др.) выделил в качестве главной проблемы изучение формы произведения. и) структурный

к)герменефтический-наука толкования текста –«герменевтика». Из античности проистекает толкование священных текстов. Причины точности: А) при написании юридич.законов Б)требования к истолкованию священных текстов- нельзя искажать и привносить свое. Герменевтика- искусствопонимание, истолкование и приминение.Фридрих Д.Шлеермахер «Герменевтика и критика». Понимание – процесс, постоянное путешествие от общего к частному. Читателю нужно превращаться в автора. Цель герменевтики- каждый текст должен быть правильно понят, вне того сочувствуем мы ему или нет.

к) историко-функциональный метод - выявление функционир.лит-х произв. в жизни общества

1.Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации