Мартишина Н.И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Мартишина Н.И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие
скачать (494.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc495kb.13.09.2012 12:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Н. И. Мартишина, С. П. Исачкин, О. В. Хлебникова

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

НАУКИ И ТЕХНИКИ


ОМСК 2007

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения


Н. И. Мартишина, С. П. Исачкин, О. В. Хлебникова


ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

НАУКИ И ТЕХНИКИ
Учебное пособие


Омск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение …………………………………………………………………………

1. Структура и методы научного знания ………………………………………

1.1. Проблема классификации наук …………………………………………

1.2. Уровни научного знания ………………………………………………...

1.3. Формы систематизации научного знания ……………………………...

1.4. Методы научного познания ……………………………………………..

2. Основные этапы истории мировой техники ……………………………......

2.1. Техника от зарождения до начала Нового времени …………………...

2.2. Становление и развитие современной техники ………………………..

3. Философские проблемы техники и технических наук …………………….

3.1. Философия техники в структуре философского знания ………………

3.2. Сущностные характеристики техники …………………………………

3.3. Концепции техники ……………………………………………………...

3.4. Естественные и технические науки …………………………………….

3.5. Особенности строения технической научной теории …………………

3.6. Этапы формирования современной технической теории ……………..

3.7. Системотехническое проектирование и компьютерное моделирование …………………………………………………………………..

3.8. Социальная оценка научно-технического прогресса ………………….

3.9. Информационно-технологическая парадигма …………………………

3.10. Становление информатики как междисциплинарного направления ...

3.11. Синергетический подход в информатике ……………………………...

3.12. Проблемы виртуальной реальности ……………………………………

3.14. Интернет как информационно-коммуникативная среда ……………...

Библиографический список ……………………………………………………..

5

7

7

15

19

24

32

32

43

59

59

61

63

65

67

69
71

74

76

77

79

81

83

85


УДК 101

ББК Ю.25

М 29
Мартишина Н. И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие / Н. И. Мартишина, С. П. Исачкин, О. В. Хлебникова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 89 с.
Издание подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Рассмотрены некоторые общие проблемы философии науки: структура научного знания, специфика естественных, гуманитарных и технических наук, основные формы организации научного знания. Дана характеристика основных методов научного исследования. Рассмотрена историческая эволюция техники и технических наук, выделены основные этапы развития техники. Определены предмет и круг проблем философии техники как области исследований, особое внимание уделено философским проблемам системотехники, информационной техники, социальным аспектам развития техники.

Предназначено для аспирантов, магистрантов и соискателей технических специальностей.


Библиогр.: 54 назв.

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор С. И. Орехов;

доктор ист. наук, профессор С. В. Новиков;

доктор филос. наук, профессор С. А. Ветров.

________________________
© Омский гос. университет

путей сообщения, 2007


ВВЕДЕНИЕ



Учебное пособие ориентировано на курс истории и философии науки, который в настоящее время включен в систему подготовки аспирантов всех специальностей. Введение этого учебного курса было обусловлено необходимостью соединения всех направлений и форм подготовки аспирантов для решения единой задачи – формирования квалифицированного, творчески работающего и широко мыслящего исследователя. Курс истории и философии науки призван помочь начинающему ученому выработать, в дополнение к конкретным профессиональным знаниям, общее понимание сущности научной деятельности, правил и традиций, норм и идеалов, существующих в науке как одной из важнейших сфер культуры.

В соответствии с учебной программой курса подготовка к кандидатскому экзамену по истории и философии науки состоит из двух основных разделов. Соискатель должен познакомиться с общими проблемами истории и философии науки, а затем более основательно изучить историю и философские проблемы собственной области исследований. Это определило структуру учебного пособия. В первой его части рассматривается общие проблемы науковедения: структура научного знания, основные формы систематизации научного знания, общенаучные методы исследования. Во второй и третьей частях рассмотрены (в соответствии с профилем вуза) проблемы истории и философии техники.

Часть вопросов, включенных в программу учебного курса истории и философии науки, представлены в ранее вышедшем учебном пособии: Мартишина Н. И. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2003. Эти разделы в настоящее пособие не включены, и для подготовки к экзамену рекомендуется использовать оба источника.

Обязательным элементом подготовки к экзамену является также написание реферата по истории своей области исследований. Тема реферата и литература по теме определяются аспирантом (магистрантом) совместно с его научным руководителем. Реферат может быть посвящен истории отдельных областей научных знаний, конкретных инженерных специальностей как в целом, так и на определенных этапах их существования. Темы работ могут носить биографический характер, т. е. раскрывать творческий путь известных ученых, инженеров, изобретателей, причастных к данной отрасли науки или производства. Оптимальным вариантом содержания реферата представляется рассмотрение исторических аспектов темы своего будущего диссертационного труда.

Реферат выполняется на стандартных листах бумаги шрифтом 14 через 1,5 интервала. Ориентировочный объем работы составляет 20 – 25 стр. На титульном листе реферата в обязательном порядке должны быть указаны ведомственная принадлежность и полное название вуза, тема работы, шифр и наименование специальности, наименование кафедры аспиранта (магистранта), фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя и рецензента, место и год выполнения работы. В начале реферата помещается план, в соответствии с которым осуществляется изложение материала, сопровождаемое ссылкой на источники. Список источников (общетеоретической и специальной литературы, научно-технической документации, материалов из Интернета и др.) помещается в конце работы и должен состоять не менее чем из восьми наименований.

Смысл написания реферата заключается в самостоятельном, полном и качественном раскрытии темы. Его содержание должно продемонстрировать умение аспиранта (магистранта) ставить цели и задачи работы и достигать их в процессе изучения материала, работать с литературой, обосновывать собственные выводы и положения. После выполнения реферативной работы аспирант (магистрант) представляет ее своему научному руководителю для проверки и написания отзыва. В отзыве в краткой форме освещаются достоинства и недостатки реферата и предлагается оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). После этого реферат представляется на кафедру истории, философии и культурологии. Окончательная оценка выставляется после рецензирования работы на кафедре. В случае положительного результата аспирант (магистрант) допускается к сдаче экзамена по истории и философии науки, где кроме ответа по билету будет учитываться оценка, полученная за реферат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Н. И. Мартишина, С. П. Исачкин, О. В. Хлебникова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации