Ромашева Л.Г. Профессиональная этика и психология делового общения - файл n1.docx

приобрести
Ромашева Л.Г. Профессиональная этика и психология делового общения
скачать (619 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx620kb.13.09.2012 12:14скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Технологический колледж сервиса
Л.Г. Ромашева

«Профессиональная этика и психология делового общения»

Учебно-методическое пособие для преподавателей

Челябинск

2009

ББК 74.56

П – 55
Одобрено Научно-методическим советом

Технологического колледжа сервиса
Рецензент

доцент, кандидат психологических наук

Быструшкина Н.Г.
Ромашева, Л.Г.

«Профессиональная этика и психология делового общения»: Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Челябинск: ТКС ЮУрГУ, 2009. – 222с.

В пособии предлагается учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 100108 «Парикмахерское искусство», на основе инновационной модели образования доктора педагогических наук, профессора К.Я. Вазиной.

Учебно-методический комплекс предмета включает в себя: блочно-модульную программу, систему модулей и семантическое поле предметного содержания, организационно-деятельностную карту управления процессом обучения, ситуации учебных занятий, методологические и предметные средства обучения, средства контроля, понятийно-терминологический словарь, литературу.

Учебно-методическое пособие предназначено для методистов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.

© Издательство ТКС ЮУрГУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ







От автора ………………………………………………………………

4

  1. Рабочая блочно-модульная программа …………………………

5

1.1. Пояснительная записка к программе……………………………

5

1.2. Тематический план………………………………………………..

7

1.3. Содержание программы ………………………………………….

11

1.4. Система модулей к программе …………………………………..

17

1.5. Системно-семантическое поле …………………………………..

25







2. Организационно-деятельностная карта управления процессом обучения……………………………………………………………………..


26







3. Система ситуаций занятий………………………………………….

31







4. Система методологических и предметных средств ……………..

108







5 Система средств контроля ..…………………………………………

154







6.Понятийно-терминологический словарь .…………..……….…….

182







7. Литература ..………………………………………………………….

185

От автора

Обучение студентов в Технологическом колледже сервиса Южно-Уральского государственного университета осуществляется по инновационной модели «Саморазвитие человека», разработанной доктором педагогических наук, профессором Вазиной Кимой Яковлевной.

Данная модель осуществляется через авторскую рефлексивную технологию, состоящую из трех функционально взаимосвязанных этапов: целевого, поискового, рефлексивного.

Технологическая организация образовательного процесса включает в себя инвариантный инструментарий, позволяющий создать единое образовательное пространство для непрерывного развития компетентности преподавателей и студентов.

В сборнике представлены материалы инновационного проектирования непрерывного развития компетентности преподавателей и студентов по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» (для специальности 100108 «Парикмахерское искусство»).

Инновационное проектирование осуществляется под руководством научно-методического центра колледжа и внедряется в течение ряда лет в образовательный процесс Технологического колледжа сервиса ЮУрГУ.



  1. РАБОЧАЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА



    1. Пояснительная записка к программе


Рабочая блочно – модульная программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования 100108 «Парикмахерское искусство» и является единой для всех форм обучения. Программа предназначена для формирования у студентов базовых знаний по этике, эстетике, профессиональной этике, психологии, деловому общению, сервисной деятельности.

Дисциплина «Профессиональная этика и психология делового общения» в учебном плане относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и базируется на знаниях такой дисциплины, как «Этика».

Рабочая блочная – модульная программа состоит из 8 взаимосвязанных блоков:

Блок № 1. «Введение»;

Блок № 2. «Общие сведения об этике»;

Блок № 3. «Психологическая культура и психологические особенности сервисной деятельности»;

Блок № 4. «Этическая культура сервиса. Профессиональное поведение и этика взаимоотношений в сфере сервиса»;

Блок № 5. «Эстетика в профессиональной деятельности»;

Блок № 6. «Психологические особенности делового общения и коммуникативная сторона общения в сфере сервиса»;

Блок № 7. «Психология группы»;

Блок № 8. «Психология конфликта».

Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит погружение в предметное содержание, студенты исследуют понятие «Профессиональная этика и психология делового общения». В блоке 2 раскрывается содержание «этики, как науки»; в 3, 4, 5 и 6 блоках студенты изучают закономерности общения и поведения в профессиональной деятельности. В 7 блоке раскрывается классификация социальных групп, а в 8 блоке - природа конфликтных ситуаций и их разрешение.

В результате изучения дисциплины студент:

должен осознать и понять:

- культуру обслуживания в сфере сервиса;

- влияние психологических факторов на формирование профессиональных качеств специалиста в сфере сервиса;

- нормы и правила профессионального поведения и делового этикета;

- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере сервиса.

должен быть способен:

- пользоваться приёмами и техниками делового общения в процессе оказания услуг;

- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её практический аспект: показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические компетенции могут быть использованы в будущей деятельности.

На занятиях необходимо отдавать предпочтение активным методам и формам обучения: индивидуальную работу сочетать с групповыми формами работы, использовать наглядность, методы беседы, дискуссии, методы проблемного изложения материала и особое внимание – разрешению студентами проблемных ситуаций.

Программа «Профессиональная этика и психология делового общения» рассчитана на 48 часов.

Для осуществления текущего контроля проводятся тематические тесты, итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.

    1. Тематический план




Наименование блоков, ситуаций

Кол-во часов

при очной форме обучения

максимальная учебная нагруз-ка студен-та

всего

аудиторных занятий

Практи-ческих

(лабораторных)

Самос-тоятель-ная работа студен-та

3 курс

Блок № 1. Ведение в предметное содержание по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения»

2

2

2

-

-

1.1. Введение в предметное содержание по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения»

2

2

2

-

-

Блок № 2. «Общие сведения об этике»

4

4

4

-

-

2.1 Этика как наука. Основные этические категории. Понятие о профессиональной этике

3

3

3

-

-

2.2 Контрольный тест по блоку №2

1

-

1

-

-

Блок № 3. «Психологическая культура и психологические особенности сервисной деятельности»

6

4

4

-

2

3.1 Психологические особенности сервисной деятельности

5

3

3

-

2

3.2 Контрольный тест по блоку № 3

1

-

1

-

-

Блок № 4. «Этическая культура сервиса. Профессиональное поведение и этика взаимоотношений в сфере сервиса»

14

12

8

-

2

4.1 Этика в сфере сервиса

4

4

2

-

-

4.2 Профессиональные качества и особенности профессионального поведения специалиста сферы сервиса. Этикет обслуживания

6

4

2

-

2

4.3 Культура речи специалиста сферы сервиса

3

3

3

-

-

4.4 Контрольный тест по блоку № 4

1

-

1

-

-

Блок № 5. «Эстетика в профессиональной деятельности»

10

8

8

-

2

5.1 Понятие и основные категории эстетики. Эстетика внешнего вида специалиста и его рабочего места

6

4

4

-

2

5.2 Эстетические требования к производственной среде и процессу обслуживания

3

3

3

-

-

5.3 Контрольный тест по блоку № 5

1

-

1

-

-

Блок № 6. «Психологические особенности делового общения и коммуникативная сторона общения в сфере сервиса»

9

6

6

2

3

6.1 Психологическая характеристика процесса общения: понятие, структура, виды общения

4

4

3

2

-

6.2 Слагаемые успеха делового общения. Правила ведения партнёрской беседы

4

2

2

-

3

6.3 Контрольный тест по блоку №6

1

-

1

-

-

Блок № 7. «Психология группы»

8

6

6

2

2

7.1 Группа и её структурная организация. Группа и коллектив

4

4

3

2

-

7.2 Характеристика групповых процессов. Морально – психологический климат коллектива

3

2

2

-

2

7.3 Контрольный тест по блоку №7

1

-

1

-

-

Блок № 8. «Психология конфликта»

8

6

4

2

2

8.1 Понятие конфликта, его сущность. Классификация конфликтов

4

2

1

-

2

8.2 Особенности поведения человека в конфликте. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций

3

4

2

2

-

8.3 Контрольный тест по блоку №8

1

-

1

-

-

Итого за 3 курс:

61

48

42

6

13

Всего:

61

48

42

6

13



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


блока



Наименование практических занятий

1

2

Блок №6

6.1 Деловая игра: «Выработка умений общения в трудовом коллективе и с потребителями услуг» (с учётом требований профессиональной этике)

Блок №7

7.1 Деловая игра: «Королевство», направленная на исследование структуры группы и социально – психологического климата

Блок №8

8.2 Деловая игра: «Конфликтная ситуация»


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


Наименование

блоков (разделов)

Кол-во часов

Виды самостоятельных работ

Информационное обеспечение

Форма контроля

Блок № 3. «Психологическая культура и психологические особенности сервисной деятельности»

3.1 Психологические особенности сервисной деятельности

2

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения

Защита сообщений на семинаре

Блок № 4. «Этическая культура сервиса. Профессиональное поведение и этика взаимоотношений в сфере сервиса»

4.2 Профессиональные качества и особенности профессионального поведения специалиста сферы сервиса. Этикет обслуживания

2

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения

Защита сообщений на семинаре

Блок № 5. «Эстетика в профессиональной деятельности»

5.1 Понятие и основные категории эстетики. Эстетика внешнего вида специалиста и его рабочего места

2

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения

Защита сообщений на семинаре

Блок № 6. «Психологические особенности делового общения и коммуникаций в сфере сервиса»

3

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения

Защита сообщений на семинаре

6.2 Слагаемые успеха делового общения. Правила ведения партнёрской беседы













Блок № 7. «Психология группы»

7.2 Характеристика групповых процессов. Морально – психологический климат коллектива

2

Ответы на контрольные вопросы, тестирование

Раздаточный материал

Результаты теста по группе

Блок № 8. «Психология конфликта»

8.1 Понятие конфликта, его сущность. Классификация конфликтов

2

Учебно-исследовательская работа

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения

Браим И. Культура делового общения

Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности



    1. Содержание программы

Цель: формирование компетенций о нормах и правилах профессионального поведения и делового этикета.

Результат: понимание приёмов и техники делового общения в практической деятельности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации