Биографии психологов - файл n1.doc

приобрести
Биографии психологов
скачать (445.9 kb.)
Доступные файлы (48):
n1.doc37kb.28.10.2007 13:06скачать
n2.doc24kb.08.01.2010 15:14скачать
n3.doc26kb.28.10.2007 13:06скачать
n4.doc29kb.28.10.2007 13:30скачать
n5.doc41kb.28.10.2007 13:54скачать
n6.doc32kb.08.01.2010 15:14скачать
n7.doc41kb.28.10.2007 13:55скачать
n8.doc27kb.28.10.2007 13:08скачать
n9.doc26kb.28.10.2007 13:09скачать
n10.doc26kb.28.10.2007 13:10скачать
n11.doc36kb.28.10.2007 12:46скачать
n12.doc43kb.28.10.2007 12:47скачать
n13.doc30kb.28.10.2007 12:48скачать
n14.doc52kb.28.10.2007 13:57скачать
n15.doc83kb.28.10.2007 13:58скачать
n16.doc34kb.28.10.2007 12:50скачать
n17.doc46kb.28.10.2007 13:59скачать
n18.doc32kb.08.01.2010 15:14скачать
n19.doc36kb.28.10.2007 12:54скачать
n20.doc35kb.28.10.2007 12:54скачать
n21.doc40kb.08.01.2010 15:14скачать
n22.doc34kb.28.10.2007 12:56скачать
n23.doc25kb.28.10.2007 13:13скачать
n24.doc27kb.28.10.2007 14:00скачать
n25.doc33kb.28.10.2007 14:00скачать
n26.doc36kb.08.01.2010 15:14скачать
n27.doc37kb.28.10.2007 14:01скачать
n28.doc139kb.28.10.2007 12:59скачать
n29.doc51kb.28.10.2007 14:01скачать
n30.doc52kb.08.01.2010 15:14скачать
n31.doc25kb.28.10.2007 13:17скачать
n32.doc26kb.28.10.2007 13:18скачать
n33.doc32kb.28.10.2007 14:02скачать
n34.doc33kb.28.10.2007 14:03скачать
n35.doc28kb.28.10.2007 13:20скачать
n36.doc23kb.28.10.2007 13:01скачать
n37.doc33kb.28.10.2007 13:01скачать
n38.doc28kb.08.01.2010 15:14скачать
n39.doc35kb.28.10.2007 13:03скачать
n40.doc26kb.28.10.2007 13:25скачать
n41.doc41kb.28.10.2007 13:26скачать
n42.doc30kb.28.10.2007 14:03скачать
n43.doc67kb.28.10.2007 14:04скачать
n44.doc38kb.28.10.2007 13:27скачать
n45.doc42kb.28.10.2007 13:28скачать
n46.doc67kb.28.10.2007 13:03скачать
n47.doc43kb.28.10.2007 14:04скачать
n48.doc62kb.28.10.2007 14:05скачать

n1.doc


Альфред АДЛЕР








АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. унте (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции “либидо” и “Эдипова комплекса”. В 1907 опубликовал книгу “Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации”, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — “индивидуальную психологию”. В 1914 основал журнал “Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie”, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.

А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.

Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать “вездесущее человеч. чувство неполноценности” и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). “Жизненный план”, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.

Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения “отношения человека к своим социально установленным задачам”. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также “чувство общности”: “Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти “стремление к личной власти”. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.

Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.

Невроз А. понимал как “ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности”, как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных “частных логик”, нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его “апперцепционной схеме” жестких дихотомич. дистинкций (“вверху-внизу”, “победитель-побежденный”, “мужское-женское”, “все-ничто” и т.п.).

Формирование “невротич. плана”, с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей “семейной конституции”. Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.

Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама “индивидуальная психология” как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.

Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М.., 1995.

Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler's Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации