Стернин И.А. Практическая риторика - файл n1.doc

приобрести
Стернин И.А. Практическая риторика
скачать (713.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc714kb.13.09.2012 10:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Лекция 1

ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ. ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

В современных книгах термин «риторика» употребляется не только в указанном нами смысле – «мастерство публичного выступления».

Как справедливо отмечают в своей книге «Общая риторика» современные исследователи Е. Л. Юнина и Г. М. Сагач, термин «риторика» «никогда в истории не отличался однозначным толкованием» (с. 30) '.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждою данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это попятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтано-

Полное библиографическое описание работ, на которые мы даем ссылки в ходе изложения, приводится в конце нашей книги.

4
вить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики – когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения.

Платон следующим образом понимал диалектический метод полемики: сопоставляя мнение с фактами и «твердыми свидетельствами», мы либо устанавливаем истину, либо видоизменяем мнение.

Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»).

Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактически аргументы – свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

На исходе античности риторика превращается в норма
5
тивную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру:

I. Источники красноречия:

а. «Природа».

б. Обучение.

в. Упражнение.

II. Роды красноречия (судейское, учительское и др.).

III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи:

  1. Нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов).

  2. Расположение (композиция выступления).

  3. Элокуция (то есть словесное выражение, собственно красноречие).

Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.

IV. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти).

V. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.).

Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию.

Нетрудно заметить, что это, в общем, разные вещи: нельзя применять одни и те же приемы и обращаясь к одному собеседнику, и обращаясь к толпе. Но и то, и другое, начиная с аристотелевской традиции, называется риторикой. Эта двойственность понятия «риторика» дошла и до наших дней. Основание для этого есть, так как при убеждении отдельного человека и аудитории, мы можем найти много общих моментов; и то, и другое есть речевое воздействие на людей. Но к настоящему времени искусство спора, аргументации и искусство публичного выступления оформляются уже в две относительно самостоятельные науки, хотя, конечно, общие моменты у них сохраняются.

В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть
6
которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Каковы же причины этого?

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы – как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Ослабление позиций логики вело к тому, что логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей – важнее стала апелляция к чувству, а не к логике. Это тоже «вбивало гвоздь в гроб» средневековой риторики. И она постепенно умерла. Девятнадцатый век – это век без риторики.

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

Причины психологического характера: с конца девятнадцатого века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужен кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии – все это привело к смене концепции человека. Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим диф-
7
ференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

Кроме того, XX век – век персонификации личности, то есть век роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина, с. 97–98). Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению. Подробнее о персонификации личности и ее последствиях для общения см.: Стернин И. А. Общение в современном обществе, с. 13–18.

Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в XX веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга – не только в суде и на дворянских собраниях. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Можно говорить и о своеобразных социально-политических причинах, приведших к «возобновлению» риторики. Дело в том, что люди «внизу» получили определенные права, «работника стало невозможно полностью запугать» (В. Зигерт, Л. Ланг). Работники перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общества стали выступать в защиту людей; права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. Люди стали «оговариваться» – XX век стал «веком возражений». Людей стало нужно убеждать, причем всех (даже детей!). Убеждать необходимо в демократических государствах при выборах, в условиях политической жизни и борьбы – политикам надо учиться убеждать людей в своей правоте.

Есть и экономические причины, способствовавшие возрождению риторики: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры бы-
8
ли первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать. Кроме того, XX век принес и изменения в отношении к труду – люди начинают больше ценить интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать. В современном западном менеджменте в настоящее время господствует мнение, что совершенствование техники перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления производством (это называется «тихой управленческой революцией»).

Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии – как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г.

В середине XX века появляется еще одно направление риторики – так называемая филологическая риторика. Она возникла на базе развития такого лингвистического направления, как лингвистика текста, прагматика. Ее еще называют «новой риторикой». Она имеет мало общего с классической риторикой, основывается на понятии текста и связана в основном с анализом текстов. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» риторика определяется как «филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего поэтической и устной», а предметом риторики признается прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. В этом плане – «филологической риторики» – написана известная книга Ж. Дюбуа и др. «Общая риторика» (пер. с фр., М., 1986).

Существует в настоящее время и расширительное понимание риторики как науки о речи вообще: так, в одной из программ по риторике для средней школы (1987 г.) риторика определяется как учение об отборе содержания высказывания, его построении и особенностях языкового оформления в разных стилях и жанрах речи. В этом случае риторика выступает как наука об умении говорить «в разных стилях и жанрах», то есть как культура речи."

Особенностями современной риторики, риторики конца XХ века, можно считать следующие моменты:

9


  1. риторика существует как наука о речевом бездействии;

  2. она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

  3. она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

  4. риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Под риторикой в нашей книге мы понимаем науку о публичном речевом воздействии, то есть ораторское искусство. Это, кстати, полностью отвечает этимологическому значению термина, а также наиболее традиционно. Основное внимание мы уделяем проблемам практического освоения ораторского искусства, не погружаясь и филологические исследования и риторический анализ текстов разных жанров; в связи с этим мы и предпочитаем термин «практическая риторика». Практическая риторика противостоит теоретической, а также межличностному речевому воздействию); последнее составляет в настоящее время особую науку.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст.

(Подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, план и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории.

(Выработка уверенности, личность оратора первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации.

(Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория.

(Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

10
Именно в таком объеме мы и представляем себе науку «практическая риторика», к изложению содержания которой мы теперь и приступаем.

Лекция 2

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Публичная речь в современном мире

Наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном обществе. С чем это связано?

Во-первых, все большую роль в современном обществе начинает играть личный фактор – обаяние, привлекательность, убедительность человека в общении. Ораторское искусство – важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если человек занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии.

Во-вторых, в современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип – доверие к слову. Людям, высказывания и речь которых внешне правильные точки зрения языка и приятны для собеседников, доверяют, считают высказываемые ими мысли правильными, истинными.

В-третьих, возрастание роли публичной речи в обществе обусловлено развитием в обществе плюрализма и демократии. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Сопер писал в своей знаменитой книге «Основы искусства речи»: «Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение. Он успешен не только потому, что мешок овса впереди мула лучше, чем кнут сзади. Он сопровождается успехом и потому, что большинство людей, не в пример мулам, способно внять убедительной речи всякий раз, когда она прозвучит» (с. 301).

«Ничто так не выражает силу демократии и грозящие ей опасности, как публичная речь, – отмечал также П. Сопер. – Сама свобода убеждать словом – главная гарантия и форма демократии» (с. 360).

Почему устное выступление эффективнее письменного

Существует целый ряд причин, в силу которых эффектив-

11
ность устного выступления, как правило, оказывается значительно выше, чем если бы данный текст распространялся среди аудитории письменно.

Каковы же эти причины?

Устное выступление – наиболее древний, а значит наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудоемкий для него.

Устная речь имеет богатый арсенал коммуникативных средств – мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. Гораздо легче в устной речи передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь – способ общения, которым всегда владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

В условиях устной речи дополнительным воздействующим фактором является сама личность оратора, его внешность, эмоциональность, убежденность.

В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает се воздействующую силу, облегчает понимание.

В условиях устного выступления творящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы достичь максимальной эффективности в данных конкретных условиях.

В условиях устного выступления обычно есть четкий адресат выступления, что позволяет ориентировать выступление на конкретные интересы и особенности аудитории.

Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.

Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации по сравнению с письменным – не нужны материальные затраты, специальные средства размножения и т. д.

Способы речевого воздействия на личность

Общаясь с людьми, человек постоянно осуществляет речевое воздействие на них – он чего-то от них требует, просит, спрашивает совета, в чем-то убеждает, побуждает к действию, пытается изменить их поведение и т. д. Все способы речевого воздействия на личность могут быть подразделены на три вида: убеждение, внушение и принуждение.

Убеждение как форма речевого воздействия есть изменение точки зрения собеседника путем приведения аргумен-

12
тов. При этом аргументы могут быть как логическими, так и психологическими, эмоциональными.

Внушение как форма речевого воздействия, именуемая также суггестией, есть форма речевого воздействия на человека без аргументов, доказательств. Важнейшая характерная черта внушения заключается в том, что внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимает его некритически. Условия для этого создает внушающий.

Внушение может осуществляться за счет давления престижа («Сталин всегда прав»), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Последний Способ может быть проиллюстрирован диалогом Балаганова и Паниковского из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова. Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые:

– Да, – сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, – теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик – и все раскрыл!

Внушаемы и могут внушать практически все люди, хотя и в разной степени. Внушаемость зависит от ряда причин; в некоторых случаях она может существенно повышаться – например, в условиях напряженного бодрствования; при переходе от сна к бодрствованию и наоборот; в новом коллективе (ср. – новичков всегда разыгрывают); в критических ситуациях; в состоянии эмоционального напряжения; при длительной болезни; в толпе и в нек. др. случаях.

Разграничивают две основные формы проявления внушаемости – подражание (сознательная имитация) и заражение (бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника). Подражание лежит в основе моды. Заражение лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Заражению особенно подвержены неразвитые личности и дети.

Принуждение как форма речевого воздействия есть способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него, последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугива-

13
ния), а может включать и неречевые элементы. Как говорил известный американский гангстер Эль Капоне, «при помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем только при помощи доброго слова». И ведь он прав!

Публичное выступление из перечисленных форм речевого воздействия должно использовать убеждение и внушение. Принуждение должно быть исключено даже из организационной стороны выступления. Рольф Эмерсон, американский поэт, критик и философ, писал в XIX веке: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».

Трудности публичного выступления

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности для оратора:

– нельзя прервать выступление, когда хочется;

– нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

Ф. Снелл дает совет: «Слово находится с вами постоянно. Оно – прекрасная ежеминутная реклама вас и вашей работы. Не потеряйте шанс!»

Общие требования к публичному выступлению

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна

14
обычно не тема, а изложение». В большинстве случаев это оказывается именно так. Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?

2. Решительное начало и решительный конец.

Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1–2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

4. Разговорность.

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» (с. 31). Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда – не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не

15
должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до людей.

Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» – без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением (с. 109). Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.

Позиции оратора в ходе публичного выступления

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Таких коммуникативных позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

1. Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о воз-

16
можных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера.

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

«Борьба» слушателей с оратором

Любой оратор знает, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», достучаться до нее? Тому есть ряд причин, основные из которых следующие.

Во-первых, аудитория инерционна. Будучи собрана вместе, аудитория уже имеет, как правило, определенное мнение, чем и определяется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору – «ну что он может нам рассказать?» Конечно, часть аудитории может быть актив-

17
но заинтересована в получений информации, однако исследования показывают, что таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается, это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инерционна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б. Ф. Поршнев в своей книге «Социальная психология и история» (М., 1979).

«Всякий говорящий внушает», писал Б. Ф. Поршнев (с. 155), слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Внушение, как мы уже писали, психологи называют суггестией; борьба же с внушением оратора со стороны его слушателей, по Б. Ф. Поршневу, – «контрсуггестия».

Б. Ф. Поршнев пишет: «Если налицо полное и безоговорочное доверие.., то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, которые имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием, а не посредством другого лица.

...Прямое внушение опасно – оно может привести человека к несвойственным, чуждым ему мыслям и поступкам, сделать орудием того, кто владеет этим оружием. Защищаясь, человек «отпускает» другим доверие очень осторожно. Поэтому, хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность – контрсуггестия» (с. 155).

Контрсуггестия, таким образом, представляет собой как бы проявление инстинкта самосохранения, проявление само-

  1   2   3   4   5   6   7


Лекция 1 ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ. ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации