Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право - файл n1.doc

приобрести
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право
скачать (5211.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5212kb.13.09.2012 10:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Ю.М. Колосов

Э.С. Кривчикова

Москва

«Международные отношения»

2000

Предисловие

«Международное право – язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права первая Всемир­ная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году.

Международное право представляет собой живой организм, нахо­дящийся в непрерывном развитии и обновлении.

История международных отношений свидетельствует, что госу­дарства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Между­народное право как совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения и превращающих их в международно-правовые отношения, является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами улич­ного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катаст­рофами.

Международно-правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе И в тех областях, которые тра­диционно находились в рамках регулирования национального права (права человека, хозяйственное использование государственной тер­ритории и др.).

Это и предопределило подход коллектива авторов Московского государственного института международных отношений (Универ­ситета) МИД России к созданию нового учебника «Международное право».

Отличительной особенностью этого учебника является то, что он подготовлен исключительно силами профессорско-преподава­тельского состава одной кафедры – кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, что свидетельствует о том, что здесь сфор­мировалась своя научная школа международного права.

Другой особенностью данного учебника является то, что в нем впервые появились такие главы, как «Международное право массовой информации», «Религия и международное право», «Международное ядерное право», а в главе «Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» освещаются вопросы таможенного и транспортного права, анализи­руются правовые аспекты торговли продовольственными и сырьевы­ми продуктами, туризма и туристических услуг, валютно-финансовых отношений, отношений в области культуры.

Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспиран­тов юридических вузов и факультетов, а также для специалистов в области международных отношений и международного права. Он мо­жет быть использован всеми, кто хочет приобщиться к правовой культуре и повысить правовую грамотность.

Проф. Ю.М. Колосов
Проф. Э.С. Кривчикова

Общая часть

Глава 1
Понятие современного международного права


1. Возникновение международного права

Человеческое общество – это сложная система взаимодействия людей, продукт их совместной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной обще­ственной организации является государство, характеристиками ко­торого считаются наличие публичной власти и территориальная организация населения. Государство осуществляет регулирование об­щественных отношений с помощью специального аппарата. Система правил поведения членов человеческого общества и норм публично­го управления образует государственное право.

Различные группы людей взаимодействовали и на самых ранних этапах возникновения общественной организации жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменились межгосударственными отно­шениями. Как и внутригосударственные отношения, межплеменные, а затем и межгосударственные связи регламентируются определен­ными нормами поведения. Сначала возникают неписаные правила (международный обычай), а затем и писаные (в форме международ­ных договоров) на межплеменном уровне. Но это еще не междуна­родное право в современном понимании.

В римском праве система правовых норм, определявших отноше­ния граждан с негражданами, именовалась правом народов (jus gen­tium). Именно это понятие было перенесено в средние века на пра­вила международных отношений (jus inter gentes – международное право), в их недрах происходит формирование общего международ­ного права, которое в более ранние эпохи характеризовалось локаль­ностью.

2. Особенности международного права

Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.

На каждом этапе развития международных отношений междуна­родное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь над­строечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношения­ми и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отража­ет объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать ката­лизаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на между­народной арене.

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международ­ное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат – par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Другой особенностью системы международного права являет­ся отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные ис­ключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государ­ства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.

Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функци­ей создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате доброволь­ного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

3. Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты пове­дения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать вза­имных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответству­ющих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невоз- -можно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международ­ные обязательства (например, положения о международной ответст­венности за нарушения международного права или механизмы конт­роля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защи­щать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

4. Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существу­ет тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отра­жают национальные законы о границах соответствующих гранича­щих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы го­сударства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей тер­ритории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой сис­темы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой пре­имущественную силу имеет норма международного права.

Если конституция этого не предусматривает, государство пред­принимает шаги для включения положений взятых на себя междуна­родных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.

Согласно международному праву, государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюде­ния международного обязательства.

В теории международного права исследуется вопрос о так назы­ваемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой – он означает обязанность государств руководст­воваться в своих международных отношениях прежде всего между­народным правом, а не другими побудительными мотивами (военны­ми, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в между­народных отношениях, для чего требуется содействовать его пре­подаванию, изучению, распространению и более широкому при­знанию.

Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения междуна­родного и внутригосударственного права существуют две теории.

Монистическая теория исходит из единства двух правовых си­стем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятель­ных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.

Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правопри­менения они неразрывно взаимосвязаны.

5. Нормообразование в международном праве

Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет – основной принцип признания действительности между­народно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязан­ность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в международном праве началось с формиро­вания обычаев. Международно-правовой обычай – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный харак­тер. Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформ­лена в виде юридического документа с четкой словесной формули­ровкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяю­щихся действий всех или подавляющего большинства субъектов (на­пример, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать их неприкосновенность).

Признание существования той или иной обычной нормы и ее кон­кретного содержания может явиться предметом разногласий между государствами. На помощь установлению истины в данном вопросе приходят труды ученых-юристов (доктрина международного права) и толкования, составляющие часть решений арбитражных и судеб­ных международных органов. В последние десятилетия в этом отно­шении существенную роль стали играть резолюции международных организаций, в первую очередь Организации Объединенных Наций. Например, вопрос о том, какие действия государства следует рас­сматривать как вооруженное нападение, предоставляющее другому государству право на самооборону, проясняется в резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. К актам агрессии, как наиболее опасной форме незаконного применения силы, отнесены вторжение или нападение вооруженных сил одно­го государства на территорию другого, любая аннексия с приме­нением силы, блокада портов или берегов вооруженными силами, засылка одним государством на территорию другого вооруженных банд и т.д.

Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (регио­нальный) характер.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объеди­ненных в международном договоре, и систематизация норм называ­ются кодификацией. Так, Комиссия международного права ООН ко­дифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление обычных норм не успевает за потребностями международно-правового регулирования возникающих проблем меж­государственных отношений. Поэтому международное сообщество не может ограничиться кодификационной деятельностью, и, соглас­но Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не только ко­дификации, но и прогрессивного развития международного права (п. 1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (например, порядок участия государств в деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства).

Образование норм обычного международного права – процесс длительный. Он продолжается и в настоящее время. Однако время складывания новых обычаев сокращается в результате деятельности международных организаций. Если в десятках резолюций ООН по одному и тому же вопросу в течение ряда лет единогласно прини­мается какое-либо положение и все государства следуют этому пра­вилу, можно говорить о становлении новой нормы обычного права. Это еще не договорная норма, поскольку резолюции международных организаций за редким исключением носят характер рекомендаций. Например, происходит становление обычных норм в области между­народного сотрудничества по поддержанию и сохранению качества окружающей среды.

Обычай продолжает сохранять значение и после его кодифика­ции, в частности для государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.

От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это – международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях значительное место, международное право все больше становится договорным правом. Заключение договоров – это сегодня основной способ нормообразования в системе международного права.

В последние годы развивается концепция возникновения «мягкого права». К нему относят международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.). Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъек­тивизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковывать какое-либо положение международного докумен­та либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

6. Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, меж­властные. Действующими лицами на международной арене выступа­ют физические и юридические лица в своем личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами на­ционального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заклю­чаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих междуна­родные отношения такого рода, дает основание для различения меж­дународного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука междуна­родного права разделилась также на две части.

В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного пра­ва; по мнению других, международное частное право входит в нацио­нальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипло­матическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность соответствия частноправовых отношений общепризнанным принци­пам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных догово­рах – все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

7. Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика – это общий курс государства в международ­ных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия – это важнейший инструмент осуществления внеш­ней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать между­народному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организа­ции ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из дого­воров и других источников международного права» (Преамбула Ус­тава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является меж­дународное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в про­тиворечие с международным правом, являющимся единственным об­щим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила до­минирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в бу­дущем».

Международное право – средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего – превращение международного права в истин­ный кодекс поведения всех народов.

8. Система международного права

Система международного права – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнан­ных принципов международного права, договорных и обычно-пра­вовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных органи­заций, и решениям арбитражных и судебных международных ор­ганов.

Отрасль международного права совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принци­пов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт это группа норм и прин­ципов, регулирующих определенную область правоотношений (на­пример, институт признания государств, институт международ­ной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая – объективно существующее социальное явление, вторая – результат научной мысли отдель­ных юристов или коллективов юристов-международников, между­народное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она явля­ется своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосто­ронних и двусторонних договоров, которыми связано каждое госу­дарство.

Существует множество научных определений понятия международ­ного права. Наиболее общим является следующее: система юридичес­ких норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на опре­деленном этапе развития цивилизации.

Глава 2
История и наука международного права


1. Периодизация истории международного права

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, в частности с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Ки­тая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появились и иные центры международной жизни (в Африке, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообраз­ные отношения между собой, что вело к возникновению международ­но-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения го­сударств, расположенных в региональных центрах, носили преиму­щественно двусторонний характер, однако наряду с ними существо­вали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных междуна­родно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели различные изменения и вошли в современное международное право, например некоторые нормы, относящиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории междуна­родного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории междуна­родного права: международное право в древности, международное

право в средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г., завер­шившего Тридцатилетнюю войну) и международное право в новое время. Последний период можно подразделить на международное право с 1648 года до Венского конгресса 1815 года, которым завер­шилась эпоха наполеоновских войн, с 1815 года до окончания Пер­вой мировой войны и Версальского мирного договора 1919 года; с 1919 года до завершения Второй мировой войны и создания в 1945 году Организации Объединенных Наций. В настоящее время развитие меж­дународного права происходит под знаком системы ООН, в которую кроме самой ООН входят специализированные учреждения ООН.

Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на меж­дународное право и являлся определенной вехой в его развитии.

2. Международное право в древности

Возникновение первых государств, как свидетельствуют истори­ческие источники, относится к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вступ­ление первых государств в отношения между собой привело к обра­зованию международно-правовых норм, однако говорить о возникно­вении системы международного права было бы преждевременно.

Сохранившиеся исторические памятники свидетельствуют, что государства вели переговоры по таким вопросам, как окончание войн, заключение договоров, оформление союзнических отношений и др. Для ведения переговоров направлялись посольства. Следует иметь в виду, что как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны.

В основе международно-правовых норм древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами, а также между племенами и первыми государствами. Международно-правовые обы­чаи на протяжении столетий оставались основным источником меж­дународного права.

Наряду с обычаями государства для регулирования своих отноше­ний заключали договоры первоначально в устной форме. Появление письменности способствовало дальнейшему развитию договорных отношений между государствами, в том числе в письменной форме.

Одним из древнейших договоров, дошедших до нас, является вы­сеченный на каменном блоке договор о границах, заключенный в 2100 году до н.э. между городами-государствами Лагаш и У мм а в Южной Месопотамии (в Двуречье). В договоре предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.

Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем II, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Такая же по­мощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчи­ков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю до­говора грозили страшные небесные кары.

В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государст­ва, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заклю­чались в это время, также касались вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династи­ческих связей.

В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломати­ческие связи, заключали международные договоры. Послы пользова­лись неприкосновенностью. Для разрешения международных вопро­сов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов за­ключались военные союзы.

На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения перего­воров, способов ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность по­сольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут дать этому соответствующее обоснование. Особое значение придава­лось правилам ведения войны. В частности, различались справедли­вые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравлен­ное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.

В VIII веке до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие госу­дарства и их колонии подпадают под действие права. Это обусловли­валось тем, что полноправными гражданами считались лишь греки, а негреки относились к варварам.

Древнегреческие государства поддерживали между собой разно­образные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период гречес­кой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, состояв­шая из двух сложенных вместе навощенных дощечек (диплома). От­сюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользова­лись неприкосновенностью и находились под покровительством богов. Договоры между греческими государствами заключались по са­мым различным вопросам. Среди них можно отметить мирные дого­воры, договоры о союзах, об арбитраже, о правовом положении ино­странцев и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами либо в некоторых случаях заложниками.

Греческие города-полисы заключали союзы двух видов: религиоз­но-политические – амфиктионии (например, Дельфийско-Фермопильская) и военно-политические – симмахии (например, Лакеде-монская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы являлись, в сущности, предвестниками современных между­народных организаций. Они действовали на постоянной основе, име­ли высшие органы. Члены союзов, независимо от их величины и значения, имели по одному голосу, а решения принимались большин­ством голосов.

Из-за бесправного положения иностранцев на территории горо­дов-полисов в Древней Греции появился такой институт, как проксения (гостеприимство). Проксеном назначался какой-либо гражданин, главной функцией которого являлось оказание покровительства ино­странцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся. Некоторые ученые видят в проксении зачатки современного института консулов.

Греческие города-полисы выработали определенные правила, ка­сающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выде­лить следующие. О начале войны следовало официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийст­во женщин, детей, стариков в захваченных вражеских городах счи­талось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотат­ством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время вой­ны между греческими полисами всем грекам разрешалось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.

Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Кро­ме того, войны подразделялись на законные и незаконные. Для веде­ния законной войны необходимы были причины, в качестве которых выступали защита от нападения, исполнение союзных обязательств и др.

Известен был Древней Греции и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д.

В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдель­ные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отноше­ния между греками и варварами.

Значительная роль в становлении международного права принад­лежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция.

Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государст­вами с помощью специальной жреческой коллегии фециалов, на ко­торую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др.

Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми. К справедливым войнам относились войны, о начале которых забла­говременно объявлялось. Процедура объявления войны осущест­влялась фециалами. При ведении войны римляне не знали никаких ограничений: захваченные города, жители и все имущество счита­лись законной добычей, а пленных либо убивали, либо обращали в рабство.

Однако следует отметить, что римляне считали недопустимым применение отравленного оружия.

Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой-либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отно­шении лиц, прибывавших из дружественных государств, то есть го­сударств, с которыми Рим заключил договор о дружбе.

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к на­значению специального лица – praetor peregrinus, в функции кото­рого входили дела, связанные с участием иностранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло jus gentium – право народов. Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам – как к римлянам, так и к иностранцам.

В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия «междуна­родное право».

Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государст­вами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.

Несмотря на то что в Риме право получило значительное развитие, в трудах римских ученых можно обнаружить лишь отдельные выс­казывания, относящиеся к международному праву. В частности, М. Цицерон выделял справедливые войны, к которым относились войны, предварительно объявленные. Д. Ульпиан считал, что к праву народов относятся занятие и укрепление местностей, возведение на них строений, войны, плен, рабство, мирные договоры, перемирие, запрет оскорблять послов.

Римское право оказало большое влияние на последующее разви­тие правовой науки, в том числе и международного права. В част­ности, под влиянием греческих стоиков, римские юристы развили идею естественного права, под которым понималось право, вытека­ющее из природы. В связи с этим естественное право распространяет свое действие на все лица, на все народы. Впоследствии эта идея нашла свое отражение и в международно-правовой науке.

3. Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)

В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.

Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.

Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением го­сударствами постоянных войн, развитие государственности, необ­ходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных ин­ститутов международного права. Большую роль на Европейском кон­тиненте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно ока­зывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На ка­толических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.

С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, между­народных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.

С XV века появляются постоянные посольства. Послы, как и прежде, пользуются неприкосновенностью. Принцип неприкосновен­ности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. Значительную роль в укреплении принципа неприкосновенности послов сыграла церковь, которая рассматривала послов как находя­щихся под ее покровительством. Приобрел большую остроту вопрос о старшинстве послов.

С XIII века в купеческих колониях итальянских городов-респуб­лик появляются консулы, основной функцией которых было разре­шение споров, между согражданами и защита их интересов в ино­странных государствах, на территории которых они находились.

Иностранцы находились в бесправном положении. Любой иност­ранец, оказавшийся на территории какого-либо феодала без специ­ального разрешения или проживший там больше года, превращался в крепостного, а имущество переходило в собственность феодала. В это же время получило большое распространение береговое право, согласно которому люди, потерпевшие кораблекрушение, и их иму­щество попадали под власть феодала, в чьих владениях находился берег. В целях защиты прав иностранцев в международные договоры стали включаться соответствующие положения.

С XVI века европейские государства стали заключать с мусуль­манскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых преду­сматривался режим капитуляций. Сущность режима капитуляций за­ключалась в предоставлении только европейским христианам льгот и изъятий в области судопроизводства, налогов и повинностей.

Получает дальнейшее развитие право международных договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с оконча­нием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных политических и торговых отношений, династических связей. Особое внимание в договорной практике го­сударств уделяется вопросу обеспечения выполнения международ­ных договоров. Основным таким средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Еван­гелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта1 и отлучение от церкви. Однако религиозная клятва постепенно становилась недостаточной, и государства начали прибегать к таким ме­рам, как поручительство (гарантии) третьей стороны (чаще всего Папы римского или императора Священной Римской империи), взя­тие или обмен заложниками, залог ценностей или территорий.

Успехи в мореплавании и судостроении оказывали влияние не только на развитие международных связей, но и на международное право. В частности, в Средние века государства стали претендовать на прилегающие к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое море, Генуя и Пиза – на Лигурийское, Англия – на прилегающие к ее берегам морские пространства.

Великие географические открытия в XV и XVI веках обусловили притязания таких могущественных в те времена морских держав, как Испания и Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные столкновения, сначала Папа римский Алек­сандр VI в 1493 году утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти государства заключили в 1494 и 1529 годах договоры о разделе между собой земель, которые омыва­лись водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов.

Однако с этим не могли смириться другие государства. В конце XVI века и в начале XVII века Англия, а также Нидерланды вы­ступили за свободу открытого моря. Теоретическое обоснование принципа свободы открытого моря дал Г. Гроций в опубликованной в 1609 году работе «Свободное море». Он также обосновал право го­сударств на прибрежные воды, то есть на территориальное море. Иными словами, в международном праве стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использо­ванием Мирового океана. Эти нормы касались не только правового режима судов в таких пространствах, как территориальное море и открытое море, но и в портах. На становление правового режима портов оказали большое влияние сборники морских обычаев, такие как Родосское право, Олеронские свитки, Консолато дель маре, Висбийские законы и др.

В Средние века война считалась естественным состоянием, и средства и способы ее ведения ничем не ограничивались. Имущество неприятеля в случае его поражения доставалось победителю. Захва­ченные города и поселения подвергались разграблению. Однако су­ществовали определенные обычаи, которые в той или иной степени соблюдались государствами. В частности, государства прибегали к обоснованию начала войны. Кроме того, началу войны предшест­вовало ее официальное объявление. Постепенно войны стали подраз­делять на законные и незаконные. Законная война должна была быть обязательно объявлена.

На церковных соборах принимались постановления, направлен­ные на ограничение способов и средств ведения войны, а такжеторговли оружием. Так, Латеранский собор в 1139 году запретил использовать арбалеты, продажу, мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от церкви.

Пленных не запрещалось убивать. Это же относилось и к ране­ным. Тем не менее появлялись и такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих пощады. Поскольку в европейских государствах рабства не существовало, то постепенно стали исполь­зовать выкуп пленных.

Развитие морской торговли обусловило появление специальных норм, касающихся ведения морских войн. В частности, в XIII– XIV веках возникает институт каперства. Капер – любой частный судовладелец, получивший от государства каперское свидетельство на захват неприятельских судов и находящегося на них имущества. Захваченные суда и имущество получили наименование приза.

В Средние века получают дальнейшее развитие такие мирные спо­собы разрешения международных споров, как посредничество и арбитраж. Заключаются специальные договоры об арбитражном раз­бирательстве.

В IX веке появляется Древнерусское государство. Его междуна­родная практика, как и практика последующих русских государств, в принципе не отличалась от практики западноевропейских. В част­ности, это относится к войнам, договорам, положению пленных и т.д. В то же время нужно обратить внимание на то, что в некоторых слу­чаях эта практика имела отличия. Так, еще в договорах Киевской Руси с Византией 911 и 944 годов предусматривался отказ Руси от берегового права.

Хотя в рассматриваемый период самостоятельной науки между­народного права не было, в трудах богословов, философов и юристов можно встретить отдельные высказывания по вопросам международ­ного права. Большое влияние на взгляды ученых средневековья ока­зал труд жившего в 345-430 годах Августина Блаженного «О граде божьем». В этом труде обосновывалась необходимость соблюдения международных договоров. Августин Блаженный подразделял войны на справедливые и несправедливые. Войны могут рассматриваться как справедливые только в том случае, если их начало было вызвано законными причинами, например необходимостью отражения напа­дения врагов. Другой богослов, Фома Аквинский (1225-1275 гг.), также подразделял войны на справедливые и несправедливые. Спра­ведливой война может считаться в том случае, если она вызвана, на­пример, необходимостью к принуждению исполнения договорных обязательств.

Взгляды Фомы Аквинского оказали большое влияние на после­дующие правовые концепции, в том числе и международно-правовые. Прежде всего это касается его идеи о естественном праве, которое он рассматривал в качестве части божественного права.

Из юристов можно выделить итальянцев Бальда (1237-1400 гг.) и Бартола (1314-1350 гг.), которые в своих трудах, в частности, затронули вопрос о законности заключенных монархами междуна­родных договоров.

В XVI столетии ученые все больше внимания уделяют вопросам международного права. Так, испанский теолог Ф. Виториа, вопреки политике Испании, считал, что индейцы Америки должны рассмат­риваться в качестве народов со своими законными интересами. Война испанцев против индейцев может быть оправдана только на основе справедливой причины. Поскольку он полагал, что междуна­родное право является частью естественного права, то и народы, про­живающие за пределами Европы, подпадают под его действие.

Можно также отметить такого выдающегося ученого, как А. Джен-тили (1552-1608 гг.), который известен своими работами «О посоль­ствах» (1585 г.) и «Право войны» (1598 г.). Эти работы оказали заметное влияние на развитие науки международного права. Он вы­делял справедливые войны, для ведения которых необходимы спра­ведливые причины. И далее: посол, хотя и совершивший преступле­ние, может быть подвергнут судебному преследованию, однако в интересах государства его следует выслать.

Необходимо отметить, что в XVI столетии появляется понятие суверенитета. Это понятие было выдвинуто и научно обосновано французским ученым Ж. Боденом (1530-1596 гг.) в его произведении «Шесть книг о республике», вышедшем в 1576 году. Под суверени­тетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, которые распространяют свое дейст­вие на все лица и учреждения государства; в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц; в действии в качестве выс­шего суда; в помиловании. В XVII веке понятие суверенитета было воспринято международным правом, и с тех пор суверенитет призна­ется необходимым юридическим свойством государства.

В конце рассматриваемого исторического периода появляется первое систематизированное произведение, в котором исследованы все основные вопросы международного права. Это труд Гуго Гроция (1583-1654 гг.) «О праве войны и мира. Три книги», вышедший в 1625 году. Его влияние на развитие как науки международного права, так и самого международного права весьма велико. Г. Гроций пони­мал международное право как право, основанное на соглашении го­сударств (на договоре или обычае). В то же время он считал, что источниками международного права являются природа либо боже­ственные законы. Иными словами, Т. Гроций различал естественное право и позитивное (положительное) право.

Эти взгляды впоследствии обусловили появление в юридичес­ких науках двух направлений – естественного права и позитивного права.

4. Международное право с 1648 года до 1815 года

1648 год знаменуется заключением Вестфальского мира, завер­шившего Тридцатилетнюю войну в Европе (1618-1648 гг.), вызван­ную прежде всего религиозными причинами.

Вестфальский договор – это два связанных между собой подпи­санных 24 октября 1648 г. договора: Оснабрюкский и Мюнстерский. Первый подписали император Священной Римской империи с союз­никами с одной стороны и Швеция с союзниками – с другой. Мюнстерский договор подписали император Священной Римской империи и Франция с союзниками. Со стороны Швеции гарантом Вестфальского мира выступил великий князь Московский.

Этот договор разрешил ряд международно-правовых вопросов, что оказало существенное влияние на последующее развитие международ­ного права и на историю европейских государств. Им впервые была установлена система политического равновесия, сущность которой заключалась в том, что созданная договором общность европейских государств считалась неизменной и против государства – нарушителя договорных положений могла вестись справедливая война.

Договор признал равенство вероисповеданий – католического и протестантского. Кроме того, был подтвержден Аугсбургский дого­вор 1555 года, в соответствии с которым религия монарха определяла религию его подданных.

Все государства не только считались равноправными, но и обла­дающими правом на территорию и верховенством, то есть призна­вался суверенитет государства на его территорию. Были признаны в качестве независимых государств Швейцария и Нидерланды. Герман­ские государства (в количестве 355) получили независимость, но с одним условием: они не имели права заключать договоры, которые могли бы нанести ущерб интересам других германских государств. Вестфальский договор содержал положения, направленные на ограничение войны в ответ на нарушение договора. В течение трех лет государства должны были попытаться решить спор путем заклю­чения мирного соглашения или судебного разбирательства. И только в том случае, если спор не мог быть решен названными способами и все участники договора приходили к такому выводу, потерпевший имел право обратиться к войне. Однако данное положение так и не было применено на практике.

Вестфальский договор заложил основу классического междуна­родного права, которое формировалось в последующие столетия.

Наряду с нормами международного права, провозглашенными Вест­фальским договором, в XVII-XVIII веках появлялись новые и претер­певали изменения действовавшие международно-правовые нормы.

Развитие международного права в этот период непосредственно связано с идеей равноправия государств и понятием суверенитета, который олицетворялся с независимостью и полновластием государ­ства. В то же время равноправие не всегда признавалось. В част­ности, соблюдалась определенная иерархия послов в зависимости от того, какое государство они представляли. Так, французские и ис­панские послы при английском дворе требовали более почетного места для себя по сравнению с другими.

В посольском (дипломатическом) праве утвердился принцип не­прикосновенности посла, а также неприкосновенности посольских помещений. Было признано, что посол неподсуден судам государства пребывания за совершенные преступления или долги.

Рост международной торговли и ее значение для внутренней эко­номики вызвали интерес государств к такому институту, как консу­лы. Если раньше консулы выбирались купцами из своей среды или из почетных граждан, то теперь консулы находятся на государствен­ной службе и назначаются только государствами. Правовое положе­ние консулов и их функции закрепляются в международных дого­ворах. Особое значение консульской службе придавал Наполеон I.

Среди договоров этого периода выделяются договоры о торговле и мореплавании, которые, в частности, касались правового положе­ния иностранцев. Появившийся еще в XV веке принцип наибольшего благоприятствования широко используется в договорной практике XVIII столетия. Под ним понималось предоставление подданным до­говаривающихся государств таких же прав и льгот, какие они предо­ставили подданным третьих государств.

Приобретение территорий осуществлялось на основе цессии; при этом использовались ее разнообразные формы (обмен, купля-прода­жа, дарение и др.). Колонизация новых земель обусловила появление такого института как первичная оккупация в качестве основания завладения ничейной территорией.

Колонизация территорий была связана с успехами в мореплава­нии, что не могло не сказаться и на правовом режиме морских про­странств? Появляются такие международно-правовые институты, как открытое море и территориальное море. В частности, термин «тер­риториальное море», появившийся в конце XVIII столетия, стал впоследствии общепризнанным. Государство имело право на такое пространство территориального моря, ширина которого опреде­лялась дальностью пушечного выстрела. Поскольку в конце XVII и на протяжении XVIII века эта дальность не превышала трех миль, это явилось основанием для образования соответствующего обычая. Было признано, что открытое море находится в общем пользовании, что привело к закреплению принципа свободы открытого моря.

Законы и обычаи войны по-прежнему оставались жестокими. Появление наемных армий способствовало произволу в войнах. Вою­ющие государства не проводили различия между комбатантами и некомбатантами. Однако уже во второй половине XVIII столетия заключаются договоры, в соответствии с которыми признается на взаимной основе1 неприкосновенность военных госпиталей, оказание помощи взятым в плен больным и раненым, неприкосновенность мирных жителей (женщин, детей и других лиц).

В морской войне признавалось каперство, однако только государ­ство было вправе выдавать каперские свидетельства. Наряду с эффек­тивной блокадой широко применялась и фиктивная, «кабинетная» блокада. Каждое государство само определяло, какие товары отно­сятся к контрабанде. Это вело к произволу, прежде всего каперов, при захвате призов. Выдвигается принцип «неприятельского зараже­ния», когда груз, принадлежащий неприятельскому государству или его подданным и находящийся на нейтральном судне, подлежал за­хвату в качестве законного приза. Делаются попытки определить пу­тем заключения договоров (например, Утрехтские договоры 1713 г.), какие предметы составляют военную контрабанду.

Значительной вехой в развитии законов и обычаев морской войны стала Декларация о вооруженном нейтралитете, с которой в 1780 го­ду выступила Россия. В ней выдвигались следующие принципы права морской войны: свобода плавания нейтральных кораблей (воен­ных и гражданских) даже вблизи берегов воюющих государств; за­прет захвата на нейтральных судах собственности, принадлежащей подданным неприятельских государств (принцип «флаг покрывает груз»); определялось, какие предметы составляют военную контра­банду; признавалась только эффективная блокада, условия установ­ления которой определялись Декларацией. Положения Декларации легли в основу двусторонних договоров, заключенных Россией, либо были в одностороннем порядке признаны некоторыми государст­вами.

Революция во Франции 1789-1793 годов оказала существенное влияние на все последующее развитие международного права. Идеи, выдвинутые в ходе революции и частично закрепленные в Деклара­ции прав человека и гражданина 1789 года, а также Конституциях Франции 1791 и 1793 годов, касались таких вопросов, как признание суверенитета народа, невмешательство во внутренние дела, призна­ние неприкосновенности территории, правовое положение иност­ранцев (иностранцы на территории Франции обладали теми же правами, что и французы). Вводится понятие гражданина, что пред­полагает наличие у индивида не только обязанностей по отношению к государству, но и прав. Революционные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие международного права.

Франция в вопросах ведения войны проводит различие между комбатантами и мирным населением.

Но особое значение Декларация прав человека и гражданина 1789 года имела для последующего развития прав и свобод человека и гражданина как институтов внутреннего и международного права. В рассматриваемый период формируется наука международного права, которая начинает оказывать существенное влияние на между­народные отношения. Под влиянием Г. Гроция определились два на­правления – естественно-правовое и позитивно-правовое. Яркими представителями естественно-правового направления были X. Вольф, С. Пуффендорф и др., а позитивного – К. Бинкерсхук, Р. Зеч, Ж.-Ж. Мозер. Так, С. Пуффендорф (Германия) отождествлял между­народное право с естественным правом и отрицал юридическое действие обычаев, а также отказывался признавать договоры в ка­честве основы международного права. В свою очередь, позитивисты Р. Зеч (Англия) и К. Бинкерсхук (Голландия) полностью отвергали естественное право.

В то же время некоторые ученые подходили к пониманию меж­дународного права с позиции единства естественного и позитивного права (представителей этого направления называют гроцианцами). Так, швейцарский ученый Э. Ваттель в своем произведении «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к пове­дению и делам наций и суверенов» (1758 г.) писал, что в междуна­родном праве следует различать естественное и позитивное право. Первое является необходимым элементом права народов, которое предписано природой и обязательно для всех народов и всех людей. Позитивное, или производное, право является продуктом деятельно­сти государств. В его основе лежит согласие государств. Заслугой Э. Ваттеля является то, что он, в частности, обосновал концепцию равенства государств, полагая, что малая республика обладает таким же суверенитетом, что и могущественное королевство. Г.Ф. Мартене (Германия), хотя и различал естественное и позитивное международ­ное право, главное внимание в своих трудах уделял позитивному праву, подразделяя его на обычное и конвенционное. Он считал, что естественное международное право связывает все народы, а позитив­ное действует только в Европе.

Труды Э. Ваттеля и Г.Ф. Мартенса пользовались большой по­пулярностью и оказали влияние на международно-правовую науку XIX столетия.

Начиная с конца XVII столетия стали появляться сборники меж­дународных договоров. Первым был сборник, выпущенный в 1693 году Г.В. Лейбницем под названием «Кодекс дипломатии и международ­ного права». Г.Ф. Мартене издал «Собрание договоров о союзе», во­семь томов которого вышли в период с 1791 по 1801 год. Издание этого собрания с дополнениями продолжалось и в начале XX века.

В этот период в России также появляются работы, затрагивающие некоторые вопросы международного права. Наиболее известны «Рассуждения...» П. Шафирова о законных причинах войны России со Швецией (издана в 1717 г.). В своей работе П. Шафиров рассмотрел такие вопросы, как положение дипломатических агентов воюющих государств в начале военных действий, положение подданных вою­ющих государств на территории противника, сражающееся и мирное население, положение пленных, репрессалии и капитуляции. Вышли и такие работы, как «Сокращение естественного права» (1722 г.) В.Т. Золотницкого, «О первенстве и председательствовании евро­пейских государей, их послов и министров» (1792 г.) П.А. Левашова, «Рассуждения о мире и войне» (1798 г.) В.Ф. Малиновского, обосно­вавшего в своей работе необходимость создания международной организации, основной целью которой было бы обеспечение мира.

5. Международное право с 1815 года до окончания Первой мировой войны

С 1795 года начались захватнические войны Франции, которые разрушили Вестфальскую систему равновесия. Франция в течение 15-летнего периода непрерывных войн отказалась от прогрессивных международно-правовых идей, выдвинутых во время французской революции.

В результате победы коалиционных сил над Францией произошли изменения не только на политической карте Европы. Государства-победители стремились создать новый международный порядок, ко­торый был бы основан на принципах равновесия и легитимизма. Принцип легитимизма означал обеспечение сохранения территори­альных приобретений, а также внутреннего правопорядка от револю­ционных потрясений.

XIX столетие характеризуется тем, что многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах (конферен­циях), в которых принимали участие все или почти все европейские государства. Начало этой практике положил Венский конгресс 1814-1815 годов, созванный в связи с разгромом Наполеона I. В нем при­нимали участие все европейские государства (за исключением Тур­ции). Акты Венского конгресса 1815 года сыграли значительную роль в развитии международного права. Этими актами признавались сво­бода судоходства по некоторым европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии и единообразие в рангах различных дипло­матических представителей. Особое значение имела «Деклараций держав об уничтожении торга неграми».

На этом конгрессе был создан Священный союз в составе России, Пруссии и Австрии, к которому присоединились впоследствии Вели­кобритания и Франция. Этот союз, в сущности, присвоил себе функции на основе принципа легитимности выступать гарантом территориальной стабильности в Европе и внутреннего правопорядка от революционных посягательств. Уже в 1821 году во имя принципа легитимности войска Австрии вторглись в Неаполь и Сардинию, а войска Франции – в Испанию в 1823 году в целях защиты королев­ской власти. В противовес этому принципу, в связи с революцион­ными выступлениями в Венгрии в 1848 году ряд государств выступил за признание принципа невмешательства.

Идеи французской революции в области прав человека, несом­ненно, оказали влияние на возникновение принципа национально­сти, который лег в основу образования национальных государств и освобождения народов от иноземного господства (Греция, Бельгия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Румыния).

Правовое положение иностранцев становится более обеспечен­ным, поскольку ряд государств предоставляет им в основном те же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предостав­ления права убежища политическим эмигрантам.

Колонизация территорий в Африке и связанные с ней спорные вопросы о принадлежности той или иной территории вызвали необ­ходимость созыва в 1884 году конгресса в Берлине. На этом кон­грессе было решено, что право открытия «ничейной» территории не является достаточным правовым основанием для оккупации терри­тории. Оккупация должна быть эффективной, то есть государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Кроме того, об акте оккупации государство должно сообщить (ноти­фицировать) другим государствам. На этом конгрессе также была признана свобода судоходства по реке Конго.

В международном праве признавались такие способы террито­риальных изменений либо территориальных приобретений, как цес­сия в разнообразных формах и плебисцит. Так, в 1867 году Россия продала США Аляску, в 1863 году Великобритания уступила Греции Ионические острова. В практике государств стало признаваться, что покупка означает приобретение территории, но не населения. Поэто­му населению уступаемой территории предоставляется право оптации гражданства.

Плебисциты проводились в 1858 году в Румынии, в 1860 году в Ницце и Савойе.

Международное морское право получает дальнейшее развитие. Ни одно государство не ставит под сомнение существование таких ин­ститутов международного морского права, как открытое море и тер­риториальные воды. Кроме того, появляется настоятельная потреб­ность в регулировании отдельных видов пользования морскими пространствами, В частности, заключаются как двусторонние, так и многосторонние договоры относительно рыболовства и добычи от­дельных видов живых ресурсов, например котиков, тюленей и др.

Появляются такие понятия, как исторические заливы и прилежа­щие зоны.

Развитие экономики и связанный с ней научно-технический про­гресс привели к созданию международных организаций. Были обра­зованы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Меж­дународный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.), Междуна­родный союз для охраны промышленной собственности (1886 г.), Международный противоневольнический союз (1890 г.), Междуна­родный союз для публикации таможенных тарифов (1890 г.), Меж­дународный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.) и др.

Большое распространение получили договоры, роль которых в регулировании международных отношений значительно возросла. Заключались не только мирные договоры или договоры, связанные с территориальными изменениями, но и договоры о торговле, море­плавании, по консульским вопросам, о взаимной судебной помощи, о выдаче (экстрадиции) преступников, о рыболовстве, по вопросам связи и транспорта и др. Появились многосторонние договоры, на­пример по борьбе с пиратством, торговлей женщинами, распрост­ранением порнографических изданий и т.п.

Для разрешения международных споров государства часто прибе­гали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров между Великобританией и США в 1870 году по делу крейсера «Алабама», между Россией и США в 1893 году по поводу захвата американских судов, осуществлявших добычу котиков, между Вене­суэлой и Великобританией в 1897 году по спору о Британской Гви­ане, и многие другие.

Законы и обычаи войны претерпели существенные изменения. Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы. Так, в 1856 году на конференции в Па­риже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном ней­тралитете 1780 года, дополняя их лишь новым правилом о запрете каперства. В 1868 году в Санкт-Петербурге подписывается Деклара­ция об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Но особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 годах Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты о законах и обычаях войны, уч­реждена Постоянная палата третейского суда.

Формирование классического международного права начиналось с Вестфальского мира. Характерная его черта – формирование преимущественно как права европейских государств.

В XIX столетии сложилась наука международного права. В ней продолжали существовать два направления – естественно-правовое

и позитивно-правовое. Однако в результате развития международно-правовой практики все большее распространение получило позитив­ное направление. Во многих странах появляются курсы международ­ного права: в Великобритании – Р. Филлимора, Т. Твисса, У. Холла и др.; во Франции – Ж. Рейневаля, П. Прадье-Фодере и др.; в США – Г. Уитона, Дж. Кента, Т. Улси и др.; в Германии – Й. Клюбера, А. Гефтера, Ф. Гольцендорфа, Ф. Листа и др.; в Ита­лии – П. Фиоре и др.; в Швейцарии – И. Блюнчли и т.д.

Разрабатывались и отдельные международно-правовые вопросы. Так, П. Манчини (Италия) посвятил свою работу принципу нацио­нальности. В частности, его определение нации как естественного общества людей, которые вследствие общей территории, происхож­дения, нравов и языка объединены общей культурой и общественным сознанием, оказывает до сих пор влияние на понятие народов, нацио­нальных меньшинств и т.п.

Большое внимание вопросам международного права уделялось в России. Появляются как общие курсы и учебники по международно­му праву, так и работы, посвященные отдельным вопросам. Необхо­димо заметить, что расцвет российской науки международного права падает на вторую половину XIX столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников: М.Н. Капустин, В.А. Неза-битовский, Л.А. Камаровский, И.И. Ивановский, Ф.Ф. Мартене, М.А. Таубе, О.О. Эйхельман, В.Э. Грабарь, П.Е. Казанский, В.А. Ов­чинников и др.

6. Международное право с 1919 года до создания ООН

Первая мировая война 1914-1919 годов и заключенный по ее окончании Версальский мирный договор (1919 г.) не только измени­ли политическую карту мира, но и оказали существенное влияние на развитие международного права. В 1917 году в результате Великой Октябрьской социалистической революции появляется Советская Россия, которая в первые же дни своего существования выдвинула политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на международное право.

Те бедствия, которые принесла война, показали международному сообществу, что необходимы средства для ограничения войн и обес­печения международного мира. Основным механизмом для решения этой задачи была призвана стать созданная в 1919 году Лига Наций, членами которой уже в первые годы ее существования стали 44 го­сударства, а к 1932 году ее членами являлись уже 55 государств. СССР стал ее членом в 1934 году.

Статут Лиги Наций предусматривал процедуры мирного разреше­ния споров между государствами.

Особо следует отметить влияние идей Октябрьской революции и внешнеполитических акций Советского государства на международное право. Эти идеи касались таких международно-правовых вопросов, как запрет агрессивных и колониальных войн, аннексий и контри­буций, признание права народов на самоопределение. На развитие международного сотрудничества в области защиты социальных прав человечества оказала влияние и внутренняя политика Советского госу­дарства. В частности, созданная в 1919 году Международная организа­ция труда специально занималась вопросами социальных прав граждан. Период 1919-1939 годов характеризуется тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны. В связи с этим в 1928 году принимается Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана–Келлога). Тем не менее острой проблемой оставалась необходимость общепри­нятого определения понятия агрессивной войны. Усилия Советского Союза в этом отношении в определенной степени увенчались успе­хом, поскольку в 1933 году по его инициативе была заключена Кон­венция об определении агрессии (ее участниками являлись СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия и Афганистан). Делаются определенные шаги в области обеспечения прав челове­ка. В частности, принимаются Конвенции о запрете рабства (1926 г.) и о правовом положении политических беженцев (1928 г.).

Лига Наций предпринимает попытку кодификации международ­ного права. Однако эти попытки на созванной в 1930 году конферен­ции завершились неудачей.

Среди советских ученых, занимавшихся проблемами международ­ного права этого периода, можно выделить В.Э. Грабаря, В.Н. Дурденевского, Е.А. Коровина, СБ. Крылова, Д.Б. Левина, Е.Б. Пашуканиса и др.

На Западе появляется нормативистская школа международного права, основоположником которой являлся австрийский ученый Г. Кельзен (в годы фашистской оккупации покинувший Австрию и поселившийся в США). Суть нормативизма заключалась в том, что и международное право, и внутреннее право составляют одну пра­вовую систему, однако международное право стоит над внутренним правом. В основе правовой системы находится норма, обладающая высшей юридической силой. Такой нормой является норма pacta sunt servanda, и все нормы как международного, так и внутреннего права подчиняются названной норме.

7. Современное международное право

Образование в 1945 году Организации Объединенных Наций по­ложило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значи­тельной степени развивается под влиянием Организации Объединен­ных Наций.

Поскольку главной задачей международного сообщества явля­ется обеспечение международного мира и безопасности, основ­ным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значи­тельны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось класси­ческим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вто­ричной и отличается существенным образом от правосубъектности государств.

Право государств на войну запрещено. Государства могут обра­щаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Осуществлена кодификация многих отраслей международного пра­ва, например дипломатического и консульского права, права между­народных договоров, международного морского права и др..

Ученые многих стран внесли вклад в развитие международно-правовой науки. В Советском Союзе ей уделялось значительное вни­мание. В послевоенный период появилась большая плеяда ученых, которые занимались различными проблемами международного пра­ва. Это М.М. Аваков, И.П. Блищенко, Р.Л. Бобров, B.C. Верещетин, ГЛ. Задорожный, Г.В. Игнатенко, Ф.И. Кожевников, А.Л. Колодкин И.И. Лукашук, С.А. Малинин, А.А. Моджорян, СВ. Молодцов Г.И. Морозов, В.К. Собакин, Г.Б. Старушенко, Г.И. Тункин! Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, В.М. Шуршалов и многие другие. Их труды сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие науки международного права.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации