Землянский А.А. Финансовый менеджмент - файл n1.doc

приобрести
Землянский А.А. Финансовый менеджмент
скачать (646.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2074kb.05.10.2006 12:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


российская академия государственной службы

при президенте российской федерации

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

А. А. Землянский, Н. И. Морозова

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


Учебное пособие

Волгоград 2006

ББК 65.9(2)29я73

З 53
Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. В. Н. Кабанов, ВАГС;

канд. экон. наук, доцент С. А. Кращенко, Российский

государственный торгово-экономический университет


Землянский, А. А.

З 53 Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. А. Землянский, Н. И. Морозова; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2006. – 204 с.

ISBN 5-7786-0264-2
В учебном пособии рассматриваются основные вопросы управления финансами организации в условиях рыночной экономики. Большое внимание уделяется вопросам финансового планирования и прогнозирования, проблемам формирования финансовых ресурсов организации с учетом специфики ситуации в современной России.

Для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит», аспирантов, преподавателей экономических вузов, руководителей, финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров предприятий.
ББК 65.9(2)29я73
ISBN 5-7786-0264-2  Землянский А. А., Морозова Н. И., 2006

 ФГОУ ВПО «Волгоградская академия

государственной службы», 2006



Оглавление

Введение 7

Глава 1. Финансовый менеджмент и его место в системе управления

организацией 8

1.1. Базовые концепции финансового менеджмента 9

1.2. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента 11

1.3. Внешняя и внутренняя среды финансового менеджмента 15

Вопросы для самопроверки 17

Список литературы 17

Глава 2. Информационное обеспечение финансового менеджмента 19

2.1. Структура информационной системы финансового менеджмента 19

2.2. Краткая характеристика основных форм бухгалтерской отчетности 22

2.3. Финансовый контроллинг 24

Вопросы для самопроверки 25

Список литературы 25

Глава 3. Методологические основы принятия финансовых решений 26

3.1. Принципы и этапы принятия финансовых решений 26

3.2. Количественные методы принятия финансовых решений 27

Вопросы для самопроверки 31

Список литературы 31

Глава 4. Капитал предприятия: сущность, цена, структура 32

4.1. Сущность и виды капитала 32

4.2. Цена капитала 35

4.3. Структура капитала 38

4.4. Темп устойчивого роста 40

Вопросы для самопроверки 42

Список литературы 42

Глава 5. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики

в управлении собственным капиталом 43

5.1. Сущность и источники формирования собственного капитала 43

5.2. Элементы собственного капитала 44

5.3. Дивидендная политика предприятия 48

Вопросы для самопроверки 51

Список литературы 52

Глава 6. Управление оборотным капиталом и источниками

его финансирования 53
6.1. Сущность, классификация и кругооборот оборотного
капитала предприятия 53

6.2. Источники формирования оборотного капитала 56
6.3. Показатели, характеризующие эффективность использования
оборотных средств 61

Вопросы для самопроверки 63

Список литературы 63

Глава 7. Управление запасами: нормирование, мониторинг,

оценка эффективности 64

7.1. Управление производственными запасами как фактор

повышающий эффективность функционирования предприятия 64

7.2. Методы нормирования производственных запасов 65

7.3. Оценка эффективности формирования и использования

производственных запасов 73

Вопросы для самопроверки 74

Список литературы 74

Глава 8. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика) 75
8.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 75

8.2. Способы получения дебиторской задолженности 76
8.3. Методика формирования резерва по сомнительным долгам 77

8.4. Кредитная политика организации 77

Вопросы для самопроверки 82

Список литературы 82

Глава 9. Денежные потоки и методы их оценки 83
9.1. Сущность и виды денежных потоков внутри организации 83

9.2. Особенности управления денежными потоками 85
9.3. Прямой и косвенный методы расчета денежного потока организации 87

Вопросы для самопроверки 92

Список литературы 93

Глава 10. Управление денежными средствами и их эквивалентами 94
10.1. Модели управления денежными средствами и их эквивалентами 94
10.2. Методики определения потребности предприятия
в денежных средствах 97
10.3. Контроль (мониторинг) за денежными активами предприятия 98

Вопросы для самопроверки 99

Список литературы 99

Глава 11. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования.

Бюджетирование как новая управленческая технология

планирования на предприятии 100
11.1. Финансовое планирование: сущность, задачи, принципы 100

11.2. Виды финансового планирования 102

11.3. Особенности разработки финансовой стратегии 104
11.4. Финансовое прогнозирование и его роль в финансовом
планировании 105
11.5. Особенности бюджетирования как управленческой технологии
планирования на предприятии 107
11.6. Особенности составления Главного бюджета предприятия 110

Вопросы для самопроверки 111

Список литературы 112
Глава 12. Традиционные и новые методы долгосрочного финансирования.

Управление источниками долгосрочного финансирования 113
12.1. Долгосрочная финансовая политика: цель, задачи, область
применения, формы 113
12.2. Долгосрочное банковское кредитование как традиционный
источник долгосрочного финансирования 114
12.3. Облигационный заем как традиционный источник
долгосрочного финансирования 116
12.4. Лизинг как новый инструмент долгосрочного финансирования 118

Вопросы для самопроверки 125

Список литературы 125

Глава 13. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования 126
13.1. Общая характеристика краткосрочной финансовой политики 126
13.2. Краткосрочное банковское кредитование как традиционный
метод краткосрочного финансирования 127

13.3. Краткосрочная бюджетная поддержка и ее сущность 129
13.4. Факторинг как один из новых методов краткосрочного
финансирования 130

Вопросы для самопроверки 132

Список литературы 132

Глава 14. Производственный и финансовый леверидж 133
14.1. Финансовый леверидж и его роль в финансовом управлении
организацией 133

14.2. Производственный леверидж 135

14.3. Производственно-финансовый рычаг 137

Вопросы для самопроверки 138

Список литературы 138

Глава 15. Управление инвестициями. Инвестиционная политика 139
15.1. Инвестиции: сущность, объекты, субъекты, классификация 139

15.2. Инвестиционная деятельность предприятия 142

15.3. Инвестиционная политика предприятия 143

Вопросы для самопроверки 145

Список литературы 145

Глава 16. Инвестиционные проекты и формирование бюджета

капиталовложений 146

16.1. Инвестиционный проект и его структурирование 146
16.2. Методы расчета эффективности инвестиционных проектов 148

16.3. Оценка рисков инвестиционных проектов 152

16.4. Формирование бюджета капитальных вложений 154

Вопросы для самопроверки 156

Список литературы 157


Глава 17. Финансовые активы: сущность, методы оценки, риск и доходность 158

17.1. Сущность и виды финансовых активов 158

17.2. Методы оценки доходности финансовых активов 160

17.3. Методы оценки риска финансовых активов 166
Вопросы для самопроверки 168

Список литературы 169

Глава 18. Инвестиционный портфель. Риск и доходность

портфельных инвестиций 170
18.1. Сущность и классификация типов инвестиционного портфеля 170
18.2. Формирование и управление инвестиционным портфелем 171
18.3. Определение риска и доходности портфельных инвестиций 173

Вопросы для самопроверки 176

Список литературы 176

Глава 19. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие

решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса 177

19.1. Субъекты и объекты оцениваемой деятельности 177
19.2. Особенности оценки предприятия как имущественного комплекса 178
19.3. Виды стоимости, рассчитываемые оценщиком 181

19.4. Алгоритм, принципы и информация, необходимые

для оценки стоимости объекта 185

19.5. Основные подходы, используемые для оценки бизнеса 187

Вопросы для самопроверки 194

Список литературы 195

Глава 20. Неплатежеспособность и банкротство предприятия.

Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления 196
20.1. Неплатежеспособность предприятия: сущность, причины,
нормативно-правовая база 196
20.2. Процедуры банкротства предприятия в соответствии
с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 197

20.3. Методы прогнозирования банкротства 201

Вопросы для самопроверки 202

Список литературы 203

Введение
Как обеспечить необходимую доходность функционирования организации и ее платежеспособность? Как привлечь средства для освоения новой продукции? Брать или не брать кредиты и какой процент при этом будет являться допустимым? Как сохранить контроль над акционерным обществом? Эти и многие другие вопросы постоянно находятся в центре внимания руководителей организаций различных организационно-правовых форм.

К сожалению, ни теория, ни практика предпринимательства не дают да и не могут дать готовых рецептов, универсальных ответов на эти и многие другие вопросы. Искать и находить их – задача самих управляющих. Цель же авторов настоящего учебного пособия – оказать помощь в подготовке финансовых менеджеров, призванных решать разнообразные задачи в области управления финансами.

Для лучшего усвоения тем к каждой из них даны контрольные вопросы. Это позволит будущим специалистам овладеть навыками самостоятельной работы

Учебное пособие «Финансовый менеджмент» подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит». Материал в учебном пособии построен с учетом российского и зарубежного опыта.


Глава 1
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы управления финансами выделились в самостоятельную научную дисциплину – «Финансовый менеджмент» – еще на рубеже XIX–XX вв. Так, известный американский специалист в области финансового менеджмента Ю. Бригхем считает, что впервые термин «финансовый менеджмент» появился в США в 90-е гг. XIX в.

В процессе своего развития финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем. На первоначальном этапе своего становления в финансовом менеджменте рассматривались финансовые вопросы создания новых организаций, впоследствии – вопросы управления финансовыми инвестициями и проблемы банкротства, а в настоящее время – практически все аспекты управления финансами предприятия. В последние годы ряд проблем финансового менеджмента получили свое углубленное развитие в новых, относительно самостоятельных областях знаний – финансовом инжиниринге, риск-менеджменте, инвестиционном менеджменте, антикризисном управлении и т.д.

В России практика эффективного финансового менеджмента находится пока в стадии становления. Это обусловлено объективными экономическими трудностями переходного периода, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов. Однако преодоление кризисных экономических явлений и углубление рыночной реформы позволит в полной мере адаптировать и использовать в российских условиях накопленный теоретический и практический опыт финансового менеджмента развитых стран.

Современная парадигма финансового менеджмента базируется на следующих основных концепциях – это теория идеальных рынков капитала, теория стоимости и структуры капитала Модильяни – Миллера, концепция неравноценности денег во времени, современная портфельная теория Марковица, концепция агентских отношений, теория асимметричной информации. Рассмотрим кратко базовые концепции финансового менеджмента [1. С. 1–36].
1.1. Базовые концепции финансового менеджмента

Большинство ранних теорий финансов основываются на допущении существования идеальных рынков капитала. В общем виде, идеальный рынок капитала – это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег может совершаться легко и не сопряжен с какими-либо затратами. Идеальный рынок капитала имеет следующие характеристики: 1) отсутствуют трансакционные (брокерские) затраты; 2) отсутствуют налоги; 3) имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может воздействовать на цены обращающихся на рынке ценных бумаг; 4) как физические, так и юридические лица имеют равный доступ на рынок; 5) отсутствуют информационные затраты, поэтому все субъекты рынка обладают одинаковым объемом информации; 6) все субъекты рынка имеют одинаковые (гомогенные) ожидания; 7) отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями.

Теория стоимости и структуры капитала была выдвинута Ф. Модильяни и М. Миллером и изложена в работе «Стоимость капитала: корпоративные финансы и теория инвестирования» (1958). Авторы пришли к выводу, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и рискованности), но не от соотношения между ее заемным и акционерным капиталом. Если бы эта теория была корректна, менеджерам не приходилось бы волноваться, принимая решение о структуре капитала фирм, поскольку данный фактор, согласно этой теории, никак не повлиял бы на цену акций фирм. Позднее Модильяни и Миллер опубликовали работу «Налоги и стоимость капитала: уточнения (a correction)», в которой они ввели в свою модель новый фактор – налоги на корпорации. С учетом этого фактора была показана прямая связь между ценой акций фирмы и использованием фирмой заемного капитала. Согласно данной теории, фирмам следует почти на 100 % финансироваться за счет займов. Такой результат объясняется структурой налогообложения корпораций в США. Доходы акционеров должны выплачиваться из прибыли, остающейся после выплаты налогов, а выплаты кредиторам производятся из прибыли до уплаты налогов. Такое асимметричное налогообложение приводит к тому, что при увеличении доли заемного капитала увеличивается и доля валового дохода фирмы, остающейся в распоряжении инвесторов.

Обычно доля заемных средств в капитале фирм значительно меньше 100 %. Это обстоятельство поставило под сомнение выводы Модильяни – Миллера, и в их модель был введен фактор финансовых затруднений. Согласно модифицированной таким образом теории, по мере увеличения доли заемного капитала стоимость фирмы возрастает благодаря экономии от снижения налогов (за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли), но начиная с определенного момента (когда достигается оптимальная структура капитала) рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала. Эта модифицированная теория Модильяни – Миллера, получившая название теории компромисса, позволила лучше понимать влияние различных факторов на процесс формирования оптимальной структуры капитала фирмы.

Концепция неравноценности денег во времени. Основные теоретические положения этой концепции были сформулированы в 1930 г. И. Фишером в работе «Теория процента: как определить реальный доход в процессе инвестиционных решений». Более полно механизм этой концепции был рассмотрен в 1958 г. Дж. Хиршлейфером в работе «Теории оптимального инвестиционного решения». Сущность этой концепции состоит в том, что настоящая стоимость денег всегда выше их будущей стоимости в связи с альтернативной возможностью их инвестирования, а также влияния факторов инфляции и риска. С учетом этой концепции были разработаны различные модели дисконтирования денежных потоков, которые широко используются в практике финансового менеджмента.

Современная портфельная теория. Ее родоначальником является Г. Марковец, изложивший основные принципы данной концепции в 1952 г. в работе «Выбор портфеля». В основе этой концепции лежат методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношения уровня риска и доходности рисковых инструментов финансового инвестирования. Основной вывод из теории портфеля Марковица состоит в том, что, как правило, общий риск инвестора может быть снижен при объединении отдельных рисковых активов в портфель. Теория портфеля указывает на то, что: 1) с целью минимизации риска инвесторам следует группировать активы в инвестиционные портфели; 2) рисковость отдельного актива следует измерять его влиянием на общую рисковость диверсифицированного портфеля. Хотя теория портфеля учит инвесторов измерять риск, она не конкретизирует связи между уровнем риска и требуемой доходностью.

В дальнейшем в разработку этой теории существенный вклад внесли Дж. Тобин и У. Шарп.

Концепция агентских отношений. Авторами концепции являются американские исследователи М. Дженсен и У. Меклинг, опубликовавшие ее в 1976 г. в работе «Теория фирмы: управленческое поведение, агентские затраты и структура собственников». Рассматриваемая концепция предполагает, что между собственниками (акционерами) и менеджерами – доверенными лицами (агентами собственников) может существовать конфликт интересов в обеспечении максимизации благосостояния собственников. Согласно концепции, деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансами, если она будет дополнительно стимулироваться их участием в прибыли и соответственно эффективно контролироваться собственниками. Это стимулирование и мониторинг связаны с дополнительными затратами средств, объективно обусловленными разделением прав собственности и управления предприятием. В свою очередь, агентские затраты оказывают влияние на формирование и распределение прибыли, дивидендную политику, на цены обращающихся на рынке акций компании.

Концепция асимметрической информации. Авторами этой концепции являются американские экономисты С. Майерс и Н. Майджлаф, опубликовавшие ее в 1984 г. в работе «Корпоративное финансирование и инвестиционные решения в условиях, когда фирмы владеют информацией, которой не располагают инвесторы». Сущность ее состоит в том, что потенциальные инвесторы – возможные покупатели ценных бумаг компании располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметрической информации инвесторы впоследствии несут определенные финансовые потери.

Сущность упомянутых теоретических концепций составляет основу современной парадигмы финансового менеджмента.
1.2. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента

В настоящее время существует множество точек зрения на определение термина «финансовый менеджмент». Например, И. Т. Балабанов в книге «Основы финансового менеджмента» определяет финансовый менеджмент как специфическую систему управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений [2. C. 40]. Подчеркивая при этом нецелесообразность сведения финансового менеджмента к науке о принятии инвестиционного решения [2. C. 39].

По мнению И. А. Бланка, финансовый менеджмент «представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств» [3. C. 13].

Группа авторов во главе с А. Н. Гавриловой считают, что «финансовый менеджмент – это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия» [4. C. 10].

В предложенных определениях термина «финансовый менеджмент» фигурируют понятия «финансовые ресурсы» и «финансовые отношения», которые необходимо уточнить.

Финансовые ресурсы организации – это совокупность денежных источников средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне [5. C. 10].

Финансовые ресурсы могут подразделяться на собственные, заемные, привлеченные (на возвратной и безвозвратной основе), ассигнования из бюджета или централизованных внебюджетных фондов.

Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [6. C. 122–123].

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям [7. C. 276–277]:

1) между учредителями в момент создания организации (пред­приятия) – связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования;

2) между отдельными организациями (предприятиями) – связанные с производством и реализацией продукции, возник­новением вновь созданной стоимости. К ним относятся финан­совые отношения между поставщиком и покупателем сырья, ма­териалов, готовой продукции и т.п., отношения со строитель­ными организациями при осуществлении инвестиционной дея­тельности, с транспортными организациями при перевозке гру­зов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финан­совый результат коммерческой деятельности;

3) между организациями (предприятиями) и их подразделе­ниями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования при­были, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на ор­ганизацию и ритмичность производства;

4) между организацией (предприятием) и ее работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, выплата зарплаты и удержание налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования тру­довых ресурсов;

5) между организацией (предприятием) и вышестоящей ор­ганизацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация. Эта группа отношений связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на под­держку и развитие предприятий;

6) между коммерческими организациями (предприятиями) – связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных пред­приятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

7) между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства – при уплате налогов и осу­ществлении других платежей в бюджет, формировании внебюд­жетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, при­менении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерче­ских банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании дру­гих банковских услуг;

9) между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями;

10) между коммерческими организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами – в ходе размещения инве­стиций, приватизации и др.

Несмотря на отсутствие единого подхода к определению термина «финансовый менеджмент», все авторы единодушны в определении основной цели финансового менеджмента, заключающейся в максимальном увеличении благосостояния владельцев предприятия, которое выражается в максимизации рыночной стоимости предприятия или рыночного курса акций.

В процессе реализации своей цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач:

1. Обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

2. Эффективное распределение и использование сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3. Сохранение финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

4. Оптимизация денежного оборота предприятия.

5. Обеспечение максимального размера прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска.

6. Избежание банкротства и крупных финансовых потерь.

Финансовый менеджмент является неотъемлемой частью общей системы финансового управления предприятием. Роль финансового менеджмента заключается в поиске методов и средств по более эффективному использованию финансовых ресурсов внутри и вне организации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия результатов намеченному плану. В общем виде процесс управления финансами можно представить в виде схемы (рис. 1).



Рис. 1. Общая схема финансового менеджмента [8. C. 48]

Однако следует помнить, что принимаемые управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов могут носить противоречивый характер. Так, например, отвлечение финансовых ресурсов на выполнение выгодного в перспективе инвестиционного проекта может резко ухудшить оперативную (текущую) финансовую ситуацию на предприятии, что потребует привлечения краткосрочных кредитов и займов.

Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как часть комплексной управляющей системы, обеспечивающей разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

Характеристика финансовой деятельности любого предприятия невозможна без четкого отражения влияния факторов внешней среды и оценки влияния факторов внутренней среды на цели развития предприятия и характер его деятельности.
1.3. Внешняя и внутренняя среды финансового менеджмента
Внутренними факторами являются факторы, которые находятся под контролем руководства предприятия, на которые оно может и должно оказывать влияние.

К внутренним факторам относятся [9. C. 12–13]:

  1. факторы, связанные с исходными ресурсами:

  1. факторы, связанные с процессом производства:

  1. факторы, связанные с выпуском продукции:

Внешними называются факторы, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия. Однако в ходе финансово-хозяйственной деятельности необходимо научиться быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, чтобы не утратить конкурентные преимущества.

К внешним факторам относятся:


Вопросы для самопроверки


Список литературы

Глава 2
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Структура информационной системы

финансового менеджмента

Финансовая информация играет важную роль в подготовке и принятии эффективных управленческих решений, что соответственно предъявляет высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента.

К основным требованиям, предъявляемым к финансовой информации, можно отнести:

Под информационной системой (или системой информационного обеспечения) финансового менеджмента понимается функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия [1. C. 68].

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей (кредиторы предприятия, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия по операционной деятельности, налоговые органы, аудиторские фирмы и прочие внешние пользователи).

Ключевым элементом информационного обеспечения является информационная база, для создания которой необходимо:

1. Установить объем, содержание, виды и периодичность анализа.

2. Определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов.

3. Уточнить на основании принятой методики приемы решения.

4. Определить общую потребность в информации по задачам.

5. Устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач.

6. Определить объем, содержание, периодичность, источники информации для формирования информационной базы финансового анализа [2. C. 21].

Один из возможных вариантов структуры информационной базы представлен на рис. 2 [3. C. 266–268].

Рис. 2. Структура информационной базы системы управления

Все информационные ресурсы можно условно сгруппировать в пять крупных бло­ков.

Первый блок включает в себя сведения регулятивно-правового характера (законы, постановления, указы, т.е. докумен­ты, определяющие, прежде всего, правовую основу деятельности предприятия). Информацию этого блока необходимо принимать в расчет потому, что представленные в нем документы носят обяза­тельный для исполнения характер.

Во второй блок входят сведения нормативно-справочного характера (нормативные документы государственных органов (Министерства финансов, Банка России, Федеральной комиссии но рынку цепных бумаг и др.), международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержанию требования, рекомендации и количествен­ные нормативы в области финансов к участникам рынка). Не все документы этого блока являются обязательными для исполнения. В частности, нормати­вы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят ско­рее информационно-справочный характер, однако, в аналитическом смысле эти нормативы играют достаточно важную роль при оценке финансового состоя­ния возможного контрагента.

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, формы бухгалтерской отчетности).

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива:

1) централизованно формируемые статистические данные (на рис. 2 они представлены в виде общеэкономической и финансо­вой статистики);

2) внутреннюю статистику.

В первый массив входит регуляр­но публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую на­правленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в раз­личных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т.п.).

Во втором масси­ве накапливаются статистические данные по предприятию по основным пока­зателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложе­ния и т.п.).

В пятом блоке представлены информационные ресурсы, условно названные несистемными. Основные элементы этого блока – внутренние оперативные данные и прочие сведения из внешних источников. Внутренние оперативные данные представля­ют собой сведения, циркулирующие между линейными и (или) функциональ­ными подразделениями. К прочим сведениям из внешних источников относятся публикации в различных средствах массовой информации, неофициальные дан­ные, информация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т.п. Данные этого блока не обязательно имеют финансовую природу. Ярким примером несистем­ных данных является финансовая пресса.

Наибольшую ценность для финансового менеджера представляет бухгалтерская отчетность.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» [4] (ст. 2), бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бух­галтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также с При­казом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бух­галтерской отчетности организаций» в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации включают сле­дующие формы:

форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В составе пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о при­былях и убытках включаются:

форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

(Форму № 6 рекомендуется включать в бухгалтерскую отчетность неком­мерческим организациям).

«Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Аудиторское заключение (для предприятий, подлежащих обяза­тельному аудиту), подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.
2.2. Краткая характеристика основных форм бухгалтерской

отчетности1

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива.

Согласно международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Актив принесет в будущем экономические выгоды организации, если он может быть:

Пассив – это часть бухгалтерского баланса, отражающая источники образования средств предприятия и их назначение (собственные резервы, займы других учреждений).

В годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятель­ности организации за отчетный год принятых решений о покры­тии убытков, выплате дивидендов и пр.

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Значение отчета о прибылях и убытках определяется ролью прибыли как показателя оценки эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации и источника финансирования расширенного воспроизводства.

В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражается информация о состоянии и движении собственного капитала организации. Основными элементами собственного капитала являются уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток)).

Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» представляет собой сово­купность показателей, развернуто характеризующих поток де­нежных средств за отчетный период. Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.

Данные отчета о движении денежных средств должны харак­теризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Приложение к балансу (форма № 5) заполняют на основа­нии регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведо­мостей, оборотных ведомостей, машинограмм и т.д. При запол­нении формы нужны не только данные синтетического, но и аналитического учета. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяет провести достаточно детальный анализ фи­нансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.

В пояснительной записке приводится краткая характеристика деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые резуль­таты деятельности организации, а также решения по итогам рас­смотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финан­совом положении организации, финансовых результатах деятель­ности организации за отчетный период и изменениях в ее фи­нансовом положении.
2.3. Финансовый контроллинг

Одним из направлений совершенствования информационного обеспечения предприятия являются стандартизация, типизация и унификация информационного потока на всех уровнях его использования, а также внедрение на предприятии системы «финансового контроллинга».

Финансовый контроллинг [1. C. 134] представляет собой регуляторную управляющую систему, координирующую взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных (плановых) и принятие оперативных управленческих решений, направленных на ее нормализацию.

Алгоритм действий по устранению выявленных отклонений представлен на рис. 3.


Рис. 3. Алгоритм действий по устранению различных видов отклонений

фактических результатов финансовой деятельности от плановых показателей [1. C. 144]

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое информационная система предприятия? Какие требования предъявляются к финансовой информации, формирующей информационную систему предприятия?

  2. Опишите алгоритм создания информационной базы. Приведите примерную структуру информационной базы предприятия.

  3. Охарактеризуйте основные элементы предложенной информационной базы предприятия.

  4. Расскажите о сущности и роли финансового контроллинга в деятельности предприятия.

  5. Охарактеризуйте основные формы бухгалтерской отчетности.


Список литературы

    1. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента [Текст] / И. А. Бланк. – Киев: Эльга, НИКА-ЦЕНТР, 2004. – Т. 1.

    2. Бороненкова, С. А. Управленческий анализ [Текст] / С. А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2002.

    3. Финансы [Текст] / под ред. Ковалева В. В. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004.

    4. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: федер. закон [принят 21 ноября 1996 г. с послед. изм. и доп.] // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 5369.


Глава 3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ

ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ
3.1. Принципы и этапы принятия финансовых решений

К основным принципам принятия финансовых решений можно отнести:

1. Органическую интеграцию в общей системе управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на результаты финансовой деятельности.

2. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Принимаемые управленческие решения в области финансовой деятельности должны быть согласованы с миссией (главной целью деятельности) предприятия и стратегическими направлениями развития организации.

3. Комплексный характер формирования управленческих решений. Финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое их которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

4. Высокий динамизм управления. Это связано с высоким динамизмом факторов внешней среды, а также с изменением во времени и внутренних условий функционирования предприятия.

5. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Необходимо учитывать альтернативные проекты, выбирая лучший из них по ряду критериев.

Можно выделить следующие этапы принятия финансовых решений:

1 этап. Выбор и ранжирование критериев.

2 этап. Формирование вариантов (стратегий), максимизирующих каждый критерий, и определение интервалов возможных значений критериев (выручка, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и т.д.).

3 этап. Выбор целевой установки.

4 этап. Выбор варианта финансово-экономической стратегии (траектории перехода из исходной точки в целевую):

5 этап. Выбор объема продаж (определение точки безубыточности).

6 этап. Выбор ассортимента.

7 этап. Выбор схемы использования прибыли (доли потребления и накопления).

8 этап. Выбор самофинансируемого варианта финансовых потоков с минимальным дефицитом наличности.

9 этап. Выбор выгодного варианта объемов и сроков привлечения заемных средств:

10 этап. Выбор рационального изменения структуры капитала.

11 этап. Выбор рациональной структуры форм оплаты (предоплата, по факту, в рассрочку).

12 этап. Выбор налоговой политики.

13 этап. Выбор механизмов по экономическому стимулированию подразделений и персонала.

14 этап. Выбор варианта бюджета организации и ее подразделений.

15 этап. Выбор правил и форм принятия решений при отклонении от плана.
3.2. Количественные методы принятия финансовых решений

Расчет суммы простого процента в процессе наращения стоимости (компаундинг):

, (1)

где I – сумма процента за обусловленный период времени в целом;

PV – первоначальная сумма (стоимость) денежных средств;

n – количество интервалов, по которым осуществляется расчет

процентных платежей, в общем обусловленном периоде времени;

i – используемая процентная ставка, выраженная десятичной

дробью.

В этом случае будущая стоимость вклада (FV) с учетом начисленной суммы процента определится по формуле

. (2)

Множитель называется множителем (или коэффициентом) наращения суммы простых процентов. Его значение всегда должно быть больше 1.

Расчет суммы простого процента в процессе дисконтирования стоимости (т.е. суммы дисконта) используется следующая формула:

, (3)

где D – сумма дисконта (рассчитанная по простым процентам)

за обусловленный период времени в целом;

S – стоимость денежных средств;

n – количество интервалов, по которым осуществляется расчет

процентных платежей, в общем обусловленном периоде времени;

i – используемая дисконтная ставка, выраженная десятичной

дробью.

В этом случае настоящая стоимость денежных средств (РV) с учетом рассчитанной суммы дисконта определится по следующей формуле:

. (4)

Используемый множитель называется дисконтным множителем (коэффициентом) суммы простых процентов, значение которого всегда должно быть меньше 1.

Расчет будущей стоимости вклада (стоимости денежных средств) в процессе его наращения по сложным процентам используется следующая формула:

, (5)

где Sc – будущая стоимость вклада (денежных средств) при его

наращении по сложным процентам;

PV – первоначальная сумма вклада;

i – используемая процентная ставка, выраженная десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

Расчет настоящей стоимости денежных средств в процессе дисконтирования по сложным процентам производится:

, (6)

где Рс – первоначальная сумма вклада;

S – будущая стоимость вклада при его наращении, обусловленная

условиями инвестирования;

i – используемая дисконтная ставка, выраженная десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

Расчет будущей стоимости аннуитета на условиях предварительных платежей (пренумерандо) используется следующая формула:

, (7)

где SApre – будущая стоимость аннуитета, осуществляемого

на условиях предварительных платежей (пренумерандо);

R – характеризует размер отдельного платежа;

i – используемая процентная ставка, выраженная десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

Расчет будущей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях последующих платежей (постнумерандо) используется формула

, (8)

где SApost – будущая стоимость аннуитета, осуществляемого

на условиях последующих платежей (постнумерандо);

R – характеризует размер отдельного платежа;

i – используемая процентная ставка, выраженная десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

Расчет настоящей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях предварительных платежей (пренумерандо) используется следующая формула:

, (9)

где РApre – настоящая стоимость аннуитета, осуществляемого

на условиях предварительных платежей (пренумерандо);

R – характеризует размер отдельного платежа;

i – используемая процентная (дисконтная) ставка, выраженная

десятичной дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

Расчет настоящей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях последующих платежей (постнумерандо):

, (10)

где РApost – настоящая стоимость аннуитета, осуществляемого

на условиях последующих платежей (постнумерандо);

R – характеризует размер отдельного платежа;

i – используемая процентная (дисконтная) ставка, выраженная

десятичной дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

При оценке будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула:

, (11)

где Sн – номинальная будущая стоимость вклада (денежных

средств), учитывающая фактор инфляции;

РV – первоначальная сумма вклада;

Ip – реальная процентная ставка, выраженная десятичной

дробью;

ТИ – прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

При оценке будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула:

, (12)

где Sн – номинальная будущая стоимость вклада (денежных средств),

учитывающая фактор инфляции;

РV – первоначальная сумма вклада;

Ip – реальная процентная ставка, выраженная десятичной дробью;

ТИ – прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.

При оценке настоящей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется формула

, (13)

где Рр – реальная настоящая сумма вклада (денежных средств),

учитывающая фактор инфляции;

Sн – ожидаемая номинальная будущая стоимость вклада

(денежных средств);

Ip – реальная процентная ставка, используемая в процессе

дисконтирования стоимости, выраженная десятичной дробью;

ТИ – прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной

дробью;

n – количество интервалов, по которым осуществляется каждый

процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени.
Вопросы для самопроверки

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы и этапы принятия финансовых решений.

  2. Как происходит расчет суммы простого процента в процессе наращивания стоимости (компаудинга) и в процессе дисконтирования стоимости?

  3. Как происходит расчет настоящей стоимости денежных средств в процессе дисконтирования по сложным процентам?

  4. Охарактеризуйте расчет будущей стоимости аннуитета на условиях предварительных платежей (пренумерандо) и на условиях последующих платежей (постнумерандо).

  5. Расскажите о расчете настоящей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях предварительных платежей (пренумерандо) и на условиях последующих платежей (постнумерандо).

  6. Охарактеризуйте процесс оценки будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции.


Список литературы

1. Просветов, Г. И. Математические методы в экономике [Текст] / Г. И. Просветов. – М.: Изд-во РДЛ, 2005.

2. Просветов, Г. И. Математика в экономике: Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов. – М.: Изд-во РДЛ, 2004.

Глава 4
КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ЦЕНА, СТРУКТУРА
4.1. Сущность и виды капитала

В. В. Ковалев выделяет три основных подхода к формулированию сущностной трактовки категории капитал [1. C. 145–149]: экономический, бухгалтерский и учетно-аналитический подходы.

1. В рамках экономического подхода реализуется так называемая физическая кон­цепция капитала. Согласно которой капитал рассматривается как совокупность ре­сурсов, являющихся универсальным источником доходов общества, и подразделяет­ся на:

а) личностный (неотчуждаемый от его носителя, т. е. человека);

б) частный;

в) публичных союзов, включая государство.

Каждый из двух последних видов капитала, в свою очередь, можно подразделить на реальный и финансовый.

Реаль­ный капитал воплощается в материально-вещественных благах как факторах произ­водства (здания, машины, транспортные средства, сырье и др.), финансовый – в ценных бумагах и денежных средствах.

В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу.

2. В рамках бухгалтерского подхода капитал определяется как интерес собственников хозяйствующего субъекта в его активах, т. е. термин «капитал» в этом случае выступает сино­нимом чистых активов, а его величина рассчитывается как разность между суммой активов субъекта и величиной его обязательств. Такое представление выражается сле­дующей балансовой моделью:

К = А – О, (14)

где К – капитал (собственников);

А – активы хозяйствующего субъекта в стоимостной оценке;

О – обязательства перед третьими лицами.

В соответствии с этим подходом величина капитала исчисляется как итог раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

3. Учетно-аналитический подход является некоторой комбинацией двух предыдущих подходов. В этом случае капитал как совокупность ресурсов характе­ризуется одновременно с двух сторон:

а) направлений его вложения (капитал как единая самостоятельная субстанция не существует и всегда облекается в не­которую физическую форму);

б) источников происхождения (откуда получен капитал, чей он).

В соответствии с этим выделяют две взаимосвязанные разновидности капитала: активный и пассивный капиталы.

Активный капитал – это производст­венные мощности хозяйствующего субъекта, формально представленные в активе его бухгалтерского баланса в виде двух блоков – основного и оборотного капита­лов (рис. 4).


Рис. 4. Структурное представление активного капитала

Для того чтобы избежать путаницы, в рамках учетно-анали-тического подхода термин «активный капитал» стараются не использовать, а за элементами активной стороны баланса закреплен термин «сред­ства».

Пассивный капитал – это долгосрочные источники средств, за счет которых сформированы активы субъекта; они подразделяются на собст­венный и заемный капиталы (рис. 5).



Рис. 5. Структурное представление пассивного капитала

Собственный капитал есть часть стоимости активов предприятия, дос­тающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц.

Оценка собственного капитала может быть выполнена:

формально (причем одним из двух способов: по балансовым оценкам, т.е. по данным текущего учета и отчетности, или рыночным оценкам);

фактически, т.е. в случае ликвидации предприятия.

Собственный капитал – это аналог долгосрочной задолженности пред­приятия перед своими собственниками (данное утверждение не следует по­нимать буквально, поскольку предприятие не имеет обязательства вернуть средства собственникам; последние могут получить определен­ный эквивалент вложенных ими средств либо через механизмы рынка, либо после ликвидации предприятия).

Формально собственный капитал пред­ставлен в III разделе пассива баланса и основными его компо­нентами являются уставный, добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль.

Заемный капитал есть денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами.

В отличие от собственного заемный ка­питал:

а) подлежит возврату, причем условия возврата оговариваются на момент его мобилизации;

б) постоянен в том смысле, что с позиции поставщиков капита­ла номинальная величина основной суммы долга не меняется (если банк предоста­вил долгосрочный кредит в размере 10 млн. долл., то именно эта сумма и будет возвращена; напротив, вложение аналогичной суммы в акции может с течением времени сопровождаться как доходами, так и потерями).

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокуп­ность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами, раздел IV баланса.

В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина капитала ис­числяется как сумма итогов раздела III «Капитал и резервы» и IV «Долго­срочные обязательства» бухгалтерского баланса.
4.2. Цена капитала

Цена капитала – это основной показатель, на основе кото­рого производится оценка капитала с целью определения затрат фирмы по его привлечению, а также целесообразности исполь­зования в конкретных экономических ситуациях.

Цена капита­ла определяется как отношение издержек, связанных с обслужи­ванием капитала, к его сумме.

Данный показатель рассчитывается как в целом на весь ка­питал фирмы, так и по отдельным его составляющим, т.е. в расчете на его собственную и заемную части. Это вызвано тем, что из­держки на обслуживание собственного и заемного капитала раз­личны.

Издержками на обслуживание собственного капитала явля­ются дивиденды. Исходя из этого цена собственного капитала (Цк) находится из выражения [2. C. 64]

, (15)

где Dпр – дивиденды по привилегированным акциям, которые

определяются следующим образом:

, (16)

где dпр – дивиденд, объявленный для выплаты

по привилеги­рованным акциям;

qпр – число привилегированных акций;

Dоб дивиденды по обыкновенным акциям, которые находятся

по формуле

, (17)

где dоб – дивиденд, объявленный для выплаты по обыкновен­ным

акциям;

qоб число обыкновенных акций;

Кс – усредненная величина собственного капитала за отчет­ный

период.

Издержки, связанные с привлечением заемного капитала, представляют собой проценты за кредит и некоторые другие расходы, которые несет предприятие в соответствии с условия­ми кредитного договора.

Для долгосрочного кредита, кроме процентов за кредит, это могут быть также арендная плата по финансовому лизингу, пре­мии по облигационным займам, другие расходы.

Для краткосрочного кредита это могут быть, кроме процен­тов за кредит, также проценты по векселям, проценты по крат­косрочным займам и пр.

Для определения цены капитала предприятия в целом рас­считывается средневзвешенная цена капитала.

Средневзвешенная цена капитала – это средневзвешенная величина из стоимостей капитала по различным источникам средств, взвешенная по доле каждого из источников в общей сумме инвестиций. Определяется она по формуле средневзвешенной арифметической [3. C. 229]:

, (18)

где ki – стоимость i-го источника средств;

di – удельный вес i-го источника средств в общей сумме.
Экономический смысл использования показателя WACC состоит в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельнос­ти которых не ниже текущего значения WACC.

На финансовом рынке цена отдельных источников финансирования постоянно изменяется, следовательно, будет изменяться и их соотношение в структуре пассивов организации, а также цена капитала WACC. Поэтому для оценки приемлемости финансовых ресурсов для инвестиций важно определить не только существующую цену капитала, но и цену привлечения каждой дополнительной его единицы, т.е. определить предельную цену капитала.

Под предельной ценой капитала понимается уровень стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием.

Концепция формирования предельной цены капитала базируется на том, что экономическое поведение субъекта хозяйствования предполагает использование на первоначальной стадии формирования капитала его элементов с наиболее низкой стоимостью; в процессе своего развития по мере исчерпания источников привлечения капитала с таким уровнем стоимости предприятие вынуждено прибегать к привлечению элементов капитала с более высоким уровнем стоимости. Следовательно, по мере развития предприятия и привлечения им все большего объема нового капитала показатель предельной его стоимости постоянно возрастает.

По каждому отдельному элементу капитала возрастание предельной стоимости капитала носит скачкообразный характер. Это означает, что до определенного размера привлечения нового капитала по данному элементу уровень его стоимости остается прежним, а затем новая единица капитала привлекается по более высокой стоимости (это новый уровень стоимости элемента капитала также сохраняется до определенных пределов его привлечения, после чего наступает очередной его скачок).

Графически механизм формирования предельной стоимости капитала представлен на рис. 6.







А Б В Г Д

Сумма дополнительно привлекаемого капитала
Рис. 6. График динамики предельной стоимости капитала предприятия

по отдельному его элементу [4. C. 470–471]

Приведенный график (см. рис. 6) иллюстрирует скачкообразный характер изменения предельной стоимости капитала по отдельному его элементу по мере возрастания объема дополнительного его привлечения.

Точка, в которой происходит каждый новый скачок уровня стоимости дополнительно привлекаемого капитала, называется «точкой разрыва» (break point – BP). На представленном графике такими «точками разрыва» являются точки А, Б, В, Г, Д.

Увеличение уровня стоимости привлечения каждой дополнительной единицы отдельного элемента капитала в «точке разрыва» приводит одновременно к росту средневзвешенной стоимости дополнительно привлекаемого капитала предприятия. Следовательно, «точка разрыва» характеризует не только новый скачок уровня стоимости отдельного элемента капитала, но и границу перехода к новой средневзвешенной стоимости дополнительно привлекаемого капитала.

С помощью «точки разрыва» можно определить, какая сумма дополнительного капитала может быть привлечена предприятием, прежде чем возрастет предельная средневзвешенная стоимость капитала. Алгоритм этого расчета имеет следующий вид:



Точка разрыва



=

Сумма дополнительно привлекаемого капитала по конкретному элементу до возрастания уровня его стоимости


(19)

Удельный вес дополнительно привлекаемого капитала по данному элементу в общей сумме дополнительно привлекаемого капитала
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации