Реферат - Правовые основы банковской деятельности - файл n1.doc

Реферат - Правовые основы банковской деятельности
скачать (103 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc103kb.13.09.2012 09:56скачать

n1.doc

Глава 1. Правовые основы банковской деятельности.

§.1. Правовое положение Центрального банка и Коммерческих банков. Общие вопросы.


В течении многих лет в юридической литературе не предпринималось попыток проанализировать понятие «единого» юридического лица. Применительно к Государственному банку выдвигалось простое утверждение: Государственный банк — юридическое лицо. Отдельные авторы подчеркивали, что «юридическим лицом является не отдельная контора, отделение или агентство Государственного банка, а Государственный банк в целом, как таковой»1. Таким образом, согласно господствующей точки зрения, стороной в расчетно-кредитных отношениях с клиентурой выступает Госбанк в целом как единое юридическое лицо, а отдельные учреждения Госбанка, с которыми непосредственно фактически вступают в правоотношения хозорганы, никакой правосубъектностью не обладают.

Однако в 1951 году профессор Д.М.Генкин выдвинул другую конструкцию, исходящую из того, что Госбанк является сложным юридическим лицом и правосубъектностью обладает не только Госбанк в целом, но и его отдельные филиалы. Как считает Генкин, «поскольку институт юридического лица используется… в целях организации управления имуществом и целесообразного построения хозяйственных связей, поскольку права юридического лица могут быть предоставлены одновременно как организации в целом, так и отдельным ее частям»2. Этот довод Генкина поддержала С.В.Поленина3.

Противоположную позицию заняли Е.А.Флейшиц и Э.А.Зинчук. Тем не менее, двойственный правовой характер Госбанка был единодушно признан в юридической литературе1. Очень трудно выделить такие функции Центробанка, которые можно было бы считать только функциями власти, и такие, которые были бы исключительно хозяйственными функциями. Там, где Центробанк осуществляет преимущественно функции власти, он действует как административно-правовой орган государственного управления, а там, где он осуществляет преимущественно хозяйственную деятельность, он действует как юридическое лицо гражданского права. В одной и той же операции Центробанк выступает и как хозяйствующий субъект, и как орган власти. Некоторые авторы предпринимали попытку классификации отдельных функций Госбанка2. Такую точку зрения подвергают критике Е.С.Компанеец и Э.Г.Полонский. Например, невозможно выделить функцию контроля, которую нельзя отрывать от каких-либо иных функций Госбанка, ибо «контроль — непременная ставная часть выполнения Госбанком любой из его функций»3.

Продолжая вышеуказанную полемику между сторонниками и противниками выделения Госбанка как сложного юридического лица, И.С.Гуревич считает, что Госбанк в целом является сложным юридическим лицом. Что же касается его учреждений, то в сфере осуществления или банковских операций они юридическими лицами не являются; эти же конторы и отделения Госбанка в области обслуживания своих хозяйственных нужд являются самостоятельными субъектами гражданского права, то есть юридическими лицами4. Эту точку зрения опровергают Е.С.Компанец и Э.Г.Полонский, так как, по их мнению юридическое лицо обладает специальной правоспособностью. Это означает, что оно наделяется такими полномочиями, которые связаны с осуществлением его прямых функций и задач, то есть тех задач, ради которых это юридическое лицо создано и существует. Поэтому необходимо отрицать правосубъектность контор и отделений Госбанка1.

Таким образом, правосубъектность учреждений Госбанка и других филиалов финансово-кредитной организации может вытекать из принципа целевой, специальной правоспособности юридических лиц в советском праве2. Объем правоспособности этих учреждений определяется тем кругом функций, для осуществления которых они и наделяются правосубъектностью, то есть правами юридического лица. При этом следует исходить из высказанного С.Н.Братусем мнения, что «признание какого-либо коллективного образования юридической личностью зависит не от того, будет ли оно официально названо юридическим лицом, а от того, обладает ли оно теми свойствами, которые в своей совокупности делают его самостоятельным участником гражданских правоотношений, то есть юридическим лицом»3.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи — управлению кредитной сметой. Административные функции Банка России можно условно разделить на:

  1. организаторскую (организация и управление денежным обращением);

  2. функцию защиты гражданского оборота, интересов и других кредиторов коммерческих банков1.

Основные характеристики правового положения Банка России приведены в Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР» «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»2. Особое внимание надо обратить на ст.2 Закона, где Банк России объявляется юридическим лицом, уставной капитал и иное имущество которого является федеральной собственностью. А в ст.6 подчеркивается тот немаловажный факт, что Банк России может издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации. Тем не менее, нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Банк России выполняет следующие функции (ст.4 Закона о Банке России):

  1. при взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и приводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

  4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  6. осуществляет государственную кредитных организаций; выдает и отказывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом. Банк России так же не может участвовать в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих (ст.7 Закона о Банке России).

Важное значение среди функций Банка России играет эмиссия наличных и безналичных денег. Существует неразрывная связь между правом на эмиссию денег и хозяйственной деятельностью эмиссионного банка. Это прежде всего проявляется в том, что такой банк никогда не разорится. При недостатке средств для уплаты долгов он может произвести дополнительную эмиссию денег. По этой причине право на эмиссию денег рассматривается в специальной литературе как особая привилегия, предоставленная Центральному Банку1, обеспечивающая его постоянную ликвидность2.

Современные коммерческие банки России не должны осуществлять административно-контрольных полномочий в отношении клиентуры, как это делали государственные банки до реформы. Однако в двух случаях на коммерческие банки возложены обязанности по контролю за деятельностью клиентуры, но этот контроль не может носить гражданско-правового характера, поскольку никак не связан с коммерческими интересами самого банка. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков производится на основе Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» с внесенными изменениями от 7 июля 1995 года3. В ст.1 определяется положение банка как кредитной организации и юридического лица, имеющего исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции. Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке или другом языке народов РФ. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация, а так же указание на его организационно правовую форму (ст.7 Закона о банках).

Законодательно регламентирован тот немаловажный факт, что кредитная организация не отвечает по обязательствам кредитной организации за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства (ст.9 Закона о банках). Устав банка должен содержать (ст.10 Закона о банках):

  1. фирменное (полное официальное наименование, а так же все другие наименование, установленные настоящим федеральным законом);

  2. указание на организационно-правовую форму;

  3. сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений;

  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст.5 настоящего федерального закона;

  5. сведения о размере уставного капитала;

  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;

  7. иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Большое внимание уделяется правовой регламентации уставного капитала кредитной организации (ст.11 Закона о банках). Уставной капитал банка составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. При этом Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а так же минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России (ст.22 Закона о банках). В этой же статье оговаривается тот немаловажный факт, что филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами, а осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организации.


§.2. Контроль Центробанка за деятельностью коммерческих банков.


Часто контрольную деятельность Центробанка смешивают с его обязанностями как стороны по договору. Так, Р.О.Халфина утверждает, что право государственного банка отказывать в принятии поручения, то есть ограничить хозяйственную организацию в распоряжении ее расчетным счетом, является компетенцией Государственного банка как органа государственного управления, на который возложена обязанность не допускать незаконного перечисления средств хозяйственными организациями. Функции контроля, осуществляемого Госбанком, автор делит на две группы: самостоятельный контроль, не составляющий необходимой принадлежности данной банковской операции, и контроль, осуществляемый непосредственно путем производства банковской операции. Таким образом, в обоих случаях — это административный контроль1. Этой же точки зрения придерживается Е.А.Флейшиц2.

Н.С.Малеин, уделяя в своей работе целую главу финансовому контролю и выделяя банковский контроль в отдельную рубрику, подробно рассматривает формы и методы банковского контроля, но правовой характеристики контроля Госбанка мы здесь не находим. Поскольку автор считает банковский контроль видом финансового контроля, который направлен на обеспечение финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины, он относит финансовый контроль (в том числе и банковский) к области административно-правовой1.

Ни одно государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского оборота. Например, французские экономисты К.Гавалда и Ж.Стуффле считают, что законодатель обязан защищать вкладчиков банка не только от расточительства со стороны банкира, но также и от не вполне грамотного управления банком, которое может угрожать его ликвидности, а значит, привести к невозможности для клиентов истребовать вложенные ими средства в случае необходимости или по поступлении определенного срока2.

В соответствии с законом о Банке России он решает указанную задачу следующими методами:

  1. путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;

  2. путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность;

  3. путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций.

В ст.55 Закона о Банке России прямо указывается на то, что он является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Ведение порядка лицензирования1 банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при получении специальной лицензии, выдаваемой Банком России. Такое требование целиком обусловлено защитой интересов вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций. Банковскую лицензию должны получить также организации, которые предполагают выполнять отдельные банковские операции. Они называются кредитными учреждениями, входящими в банковскую систему и подчиняющимися всем требованиям, предъявляемым по закону к любой организации этой системы. В случае невыполнения кредитным учреждением требования по обязательному лицензированию Банк России имеет право обратится в арбитражный суд с иском о ликвидации данной организации (ст.13 Закона о банках).

Правила лицензирования банковской деятельности предусматривают обязанность представления учредителями банковских учреждений в Банк России соответствующей документации, позволяющей ему решать вопрос об обоснованности и целесообразности пользования нового субъекта банковского бизнеса.

К числу обязательных документов относятся: ходатайство о выдаче лицензии, учредительные документы (включая Устав), экономическое обоснование с указанием характера и масштабов планируемых операций, декларации о доходах физических лиц — учредителей, заверенные налоговой инспекций, сведения о руководителях исполнительного органа, аудиторское заключение лицензии на совершение банковских операций совместным или иностранным банком предусмотрено представление ряда дополнительных документов (ст.14 Закона о банках). Представленные в Банк России документы для лицензирования банковской деятельности рассматриваются им в течении определенного периода времени (не более 6 месяцев), после чего принимается соответствующее решение. Выдача лицензии на совершение банковских операций сопровождается регистрацией в специальных книгах. Реестры банков и кредитных учреждений публикуется Банком России в открытой печати.

Функция регулирования банковской деятельности, возложена на Банк России, включает так же его право на отзыв выданной лицензии при несоблюдении банком или кредитным учреждением установленных требований к деятельности и составлению учета (ст.57 Закона о Банке России).

Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создании системы на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, установленных банком. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.

К числу таких экономических нормативов относятся: требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности собственного капитала, ликвидности баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска; требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как одному из источников покрытия убытков банков и кредитных учреждений и восстановления их платежеспособности (ст.61 Закона о Банке России).

Механизм регулирования Банком России создания и деятельности банковских учреждений, закрепленный соответствующими правовыми актами, имеет большое значение для самих коммерческих банков, так как определяет общие требования к их законному и устойчивому функционированию. Такой механизм важен и для контролируемых органов, поскольку создает отправные критерии для организации надзорной и контрольной деятельности.

Функция надзора Банка России за деятельностью банков и кредитных учреждений направлена на соблюдение требований, которые введены для них в целях обеспечения законного и устойчивого функционирования.

В полномочия Банка России по надзору входят: наблюдения за экономическими результатами деятельности субъектов банковской системы на основе представленной ими отчетности; организация и осуществление проверок операций, финансовых результатов и отчетности. Основными формами отчетности, представляемой всеми банками (и кредитными учреждениями) в Банк России, являются ежемесячные балансы и расчеты установленные экономических нормативов. В результате Банк России имеет систематическую информацию о выполнении каждым банком нормативов достаточности капитала, ликвидности баланса и максимального риска на одного заемщика. Наличие баланса банка, сопровождаемого необходимыми расшифровками по отдельным статьям активов и пассивов, позволяет сотрудникам банка России проверять правильность проведенных расчетов экономических нормативов. Несвоевременное представление Банку России установленной отчетности, невыполнение обязательных нормативов служит основанием для принятия санкций к отдельным банкам в виде штрафа или более жестоких мер. Одновременно Банк России письменно обязывает руководство банка, допустившее то или иное нарушение, срочно применять меры к его устранению.

Для осуществления проверок на местах в Банке России создано специальное подразделение, занимающиеся контрольным инспектированием. Наряду с этим, для проверки финансовой отчетности банков и кредитных учреждений Банк России создает систему аудиторских служб. Проверка банка и подтверждение достоверности их учета и отчетности требует высокой квалификации лиц, занимающихся аудиторской деятельностью. Поэтому создание аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитором, подвергается лицензированию Банка России.

В настоящее время условием получения лицензии на банковский аудит, кроме прочих требований, является сдача квалификационного экзамена. При выявлении серьезных нарушений в деятельности банков, при неустойчивом финансовом положении банка, по указу Президента Банк России может назначить в такой банк временную администрацию для внесения причин неудовлетворительной работы. На основе выводов временной администрации принимаются меры по защите интересов вкладчиков вплоть до реорганизации банка (глава XV Закона о Банке России).

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается по следующим основаниям (ст.16 Закона о банках):

  1. несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

  2. неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации за последние три года;

  3. несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суде или арбитражном суде в порядке, установленными федеральными законами (ст.21 Закона о банках). Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего закона. Сообщение аннулировании записи о регистрации кредитной организации подлежит опубликованию Банком России в официальном издании Банка России в месячный срок после внесения указанного изменения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (ст.23 Закона о банках).

Глава 2. Правовые особенности банковских операций.

§.1. Виды банковских операций.




В законе о Банке России (ст.45) рассмотрены основные виды его операций:

  1. представление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

  2. покупка и продажа чеков, векселей, имеющих товарное происхождение со сроками погашение не более шести месяцев;

  3. покупка и продажа государственных ценных бумаг, депозитных сертификатов и иных ценных бумаг со сроками погашения не более одного года;

  4. покупка и продажа иностранной валюты;

  5. покупка, хранение и продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;

  6. осуществление расчетных, кассовых и депозитных операций;

  7. выдача гарантий и поручительств;

  8. осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками и т.д.

Почти те же самые операции имеют право осуществлять и коммерческие банки (ст.5 Закона о банках). Тем не менее, коммерческие банки, в первую очередь, производят три вида операций:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц (до востребования и на определенный срок);

  2. разрешение вышеуказанных средств от своего имени и за свой счет;

  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Особо оговаривается деятельность коммерческого банка на рынке ценных бумаг. Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг (ст.6 Закона о банках). Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим федеральным законом (ст.13 Закона о банках). Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а так же взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Кроме того, Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях (ст.20 Закона о банках):

  1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

  2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дне ее выдачи;

  3. установление фактов недостоверности отчетных данных;

  4. осуществление банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

  5. неисполнение требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;

  6. неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнение его своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.



1 Братусь С.Н. Учебник советского гражданского права. М., 1950. Т.1. С.176.

2 Цит. По: Гуревич И.С. Очерки советского банковского права. Л., 1959. С.30.

3 См.: Поленина С.В. Правовые формы иногородних расчетов меджу социалистическими организациями. Автореферат канд.дисс. М., 1953. С.8.

1 См.: Флейшиц Е.А. Расчетные и кредитные правоотношения. М., 1956.; Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1958. Т.1. С.133-134.

2 См.: Флейшиц Е.А. Указ.соч. Глава 2; Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.302-305.

3 Компанеец Е.С., Полонский Э.Г. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. М., 1967. С.5-6.

4 См.: Гуреевич И.С. Указ. соч. С.36-37.

1 См.: Компанеец Е.С., Полонский Э.Г. Указ. соч. С.11.

2 См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С.194-200.; Иоффе О.С. Советское гражданское право Л., 1958. С.108-109.

3 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С.134.

1 См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994. С.8.

2 См.: Российская газета. 4 мая 1995 года.

1 См.: Годме П.-М. Финансовое право. М., 1974. С.330.

2 См.: Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М., 1986. С.24.

3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №9. Ст.391; №34.Ст.1966.

1 См.: Халфина Р.О. Правовое положение Государственного банка СССР//Извести Академии наук СССР. Отделение экономики и права. №1. 1947.С.11.

2 См.: Флейшиц Е.А. Указ. соч. С.37-38.

1 См.: Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. М., 1964. Глава 5.

2 См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994. С.9.

1 См.: Банковский надзор и аудит/Под ред. И.Д.Мамоновой. М., 1995.


Глава 1. Правовые основы банковской деятельности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации