Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога - файл 142129_027BF_epifanceva_t_b_nastolnaya_kniga_pedagoga_defektologa.doc

приобрести
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога
скачать (563.6 kb.)
Доступные файлы (1):
142129_027BF_epifanceva_t_b_nastolnaya_kniga_pedagoga_defektologa.doc2067kb.01.02.2011 13:07скачать

142129_027BF_epifanceva_t_b_nastolnaya_kniga_pedagoga_defektologa.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40



Т. Б. Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога (Сердце отдаю детям) Ростов н/Д: Феникс, 2008.


Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ 6

История возникновения 6

Предмет и задачи дефектологии 6

Связь дефектологии с другими науками 7

Глава 2
ОЛИГОФРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ,
СТРАДАЮЩИХ ОЛИГОФРЕНИЕЙ 8

Этиология и патогенез олигофрений 8

Клинические формы олигофрении,
установленные по признаку этиологии 8

Классификация олигофрений 12

Общая симптоматика при олигофрении.
Психические процессы при олигофрении 16

Соматические и неврологические признаки олигофрении 19

Диагностика олигофрений 20

Динамика олигофрений.
Прогноз олигофрении 20

Коррекционно-развивающие
направления обучения и воспитания
ребенка с диагнозом олигофрения 21

Методические разработки обучения
аномальных детей основным
школьным предметам 24

Методы и формы обучения
в коррекционной школе 26

Урок как основная форма обучения 33

Состав уроков в зависимости от типов 37

Система работы коррекционной школы
восьмого вида, способствующая
социально-бытовой адаптации 51

Глава 3
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 55

Врожденная и приобретенная глухота.
Этиология 55

Классификация глухих и слабослышащих детей,
осложненная нарушениями в работе других анализаторов 58

Уровень развития речи у детей
с нарушениями слуха 60

Динамика и прогноз 62

Дошкольная сурдопедагогика 64

Развитие интеллекта
у детей с нарушениями слуха 65

Физическое развитие детей
с нарушениями слуха 70

Содержание и методы обучения детей
с нарушениями слуха 73

Особенности обучения глухих детей 75

Глава 4
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 78

Основные понятия об анатомическом
устройстве глаза и функциях зрения.
Этиология. Основные зрительные
функции и их нарушения 78

Значение зрения в жизни ребенка.
Системный характер нарушения зрения
и вторичные отклонения в развитии
слабовидящих детей 84

Восприятие слепых и слабовидящих 86

Представления слепых и слабовидящих 87

Память слепых и слабовидящих 88

Классификация детей по степени нарушения зрения
и зрительным возможностям 89

Вторичные отклонения в психическом
и физическом развитии детей
с нарушениями зрения.
Дифференциация детей по степени
нарушения зрения 91

Особенности развития речи при слепоте 92

Методы обучения и воспитания детей
с нарушениями зрения 95

Работа родителей и воспитателей
по развитию речи 108

Игры, упражнения
в дошкольном возрасте 111

Основы деятельности дошкольных
учреждений 117

Основы деятельности школ 117

Методика обследования помещений 118

Прием защиты при поиске упавшего
предмета при обследовании помещения 119

Добукварный период обучения грамоте
незрячих школьников 119

Букварный период обучения грамоте
незрячих школьников 122

Глава 5
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 128

Этиология 128

Классификация нарушений речи 130

Принципы и методы
логопедического воздействия 134

Практические методы 135

Наглядные методы в логопедии 136

Виды речевых нарушений
и их коррекция 138

Дифференциальная диагностика афазий 143

Глава 6
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) 184

Причины возникновения задержки психического развития 184

Особенности диагностики детей с ЗПР 186

Прогноз и эффективность
педагогического воздействия
на детей с ЗПР 187

Глава 7
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА) 189

Дифференциальная диагностика РДА 189

Проявления РДА на ранних этапах
развития ребенка 191

Особенности психического развития
детей с РДА 192

Методы избавления от РДА 197

Диагностическая карта
(авторы К.С. Лебединская и О.С. Никольская) 209

Глава 8
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 215

Психофизиологические особенности 215

Особенности развития
и обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 219

Глава 9
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ
СЛУХА И ЗРЕНИЯ 229

Глава 10
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (МППК) 245

Цели и задачи МППК 245

Состав и организация работы МППК 246

Методологические основы МППК 251

Методы обследования нарушений
в развитии дошкольников 252

Методы обследования и диагностика
нарушений в развитии детей
школьного возраста 257

Схема сбора анамнеза 263

История заболевания 265

Общая симптоматология
умственно отсталого ребенка 265



Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ

История возникновения


О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.В. и Е.X. Маляревские, Е.К. Грачева и др.

После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли Т.А. Власова, Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, В.П. Сербский и многие другие современные ученые.

В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Предмет и задачи дефектологии


Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации