Ромек Е.А. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Ромек Е.А. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. Учебное пособие
скачать (481.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc482kb.13.09.2012 09:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


федеральное государственное образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

е.А. РОМЕК

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ».

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА И РОЛЬ

СГН В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ



Учебное пособие


Ростов-на-Дону

2008

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор

Мирская Людмила Анатольевна

доктор философских наук, доцент

Алферов Анатолий Александрович





Ромек Е.А.




«Общество знания» Дисциплинарная структура и роль СГН в процессе социальных трансформаций: Учебное пособие.  Ростов-на-Дону, 2008.  93 с.

Аннотация.
Учебное пособие освещает становление и изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, роль знания в современном обществе, значение социально-гуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Материал пособия отражает содержание 13 раздела программы «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.
Содержание

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ». 1

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА И РОЛЬ 1

СГН В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ 1

4

1. Введение. 5

2. Общие положения. 5

3. Раздел 1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. 6

Понятие дисциплины. Академические дисциплины. Меж- и интердисциплинарные исследования. 6

Предыстория социально-гуманитарных наук. 10

Средние века. 13

Новое время (XVII-XIX вв.) 13

XIX век. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания. 15

Изменение учебных прграмм. 15

Позитивизм: положительная наука и метафизика. 17

Проектное задание. 20

Тестовые задания рубежного контроля. 21

4. Раздел 2. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. 22

Канон естественных наук. Социобиология и психофизика. 23

«Науки о духе» и «науки о природе». 26

«Науки о культуре». 29

Проектное задание. 37

Тестовые задания рубежного контроля. 38

5. Раздел 3. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. 40

От линейного мышления к релятивизму. 40

Парадигмы и научно-исследовательские программы. 42

Эпистемологический анархизм. 45

«Постмодернистский вызов». 51

Микроистория. 55

Проектное задание. 56

Тестовые задания рубежного контроля. 57

6. Раздел 4. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». 59

Информационное общество. 60

«Общество знания». 65

Знание-власть. 68

Проектное задание. 74

Тестовые задания рубежного контроля. 75

7. Раздел 5. Участие социально-гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. 78

Тестовые задания рубежного контроля. 84

8. Глоссарий. 85

1. Введение.


Настоящее учебное пособие по философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначено для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относя­щихся к социально-гуманитарному блоку наук. Учебное пособие освещает становление и изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, роль знания в современном обществе, значение социально-гуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Материал пособия отражает содержание 13 раздела программы «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

Учебное пособие разработано доктором философских наук, профессором кафедры социальная философия Ромек Е.А.

2. Общие положения.


Учебное пособие нацелено на формирование у аспирантов и соискателей знаний о наличном состоянии, становлении и социокультурной обусловленности дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук, а также роли этих наук в процессе общественных трансформаций. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. изучения социогенеза гуманитарного знания и его дисциплинарной дифференциации в XIX-XX вв.;

  2. знакомства с концептуальным аппаратом, основными эпистемологическими подходами и методами классической, неклассической и постнеклассической парадигм в социально-гуманитарном знании;

  3. изучения специфики и перспектив «общества знания»; анализа роли социально-гуманитарных наук в информационном обществе;

  4. формирования знания о возможностях применения социально-гуманитарного знания в целом и отдельных дисциплин для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков;

  5. воспитание умения научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления, используя знания, приобретенные в результате изучения философии социально-гуманитарных наук и конкретной дисциплины.

Материал пособия изложен в пяти разделах-модулях, каждый из которых содержит проектные задания, список основной и дополнительной литературы. Выполнение проектного задания предполагает помимо освоения соответствующего раздела настоящего пособия самостоятельное изучение аспирантами и соискателями рекомендованной литературы.

3. Раздел 1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.



Цель первого раздела состоит в углубленном изучении наличного состояния, социогенеза и дифференциации дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук.

Понятие дисциплины. Академические дисциплины. Меж- и интердисциплинарные исследования.


Слово «дисциплина» происходит от латинского глагола «disciple», что значит – учить. В большинстве отечественных и зарубежных словарей первым значением этого слова отмечается «подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива», и лишь вторым, а то и третьим – «отрасль научных знаний».1

В качестве академической дисциплина представляет собой область науки, являющуюся предметом изучения и преподавания в высших учебных заведениях. Поскольку институт образования закрепляет и транслирует социально признанные научные достижения, постольку список академических дисциплин отражает статус кво научного знания.

Приведенные ниже таблицы академических дисциплин (Табл. 1 и 2) дают представление о структуре современного социально-гуманитарного знания.
Таблица 1. Академические дисциплины социально-гуманитарных наук, изучаемые в англо-американских университетах

Гуманитарные науки

Социальные науки

История

Антропология

Философия

Археология

Теология

Регионоведение

Филология и языкознание

Культурная антропология и этнография

Литературоведение

Экономика

Изобразительное искусство

Гендерные исследования

Архитектура, дизайн, ремесла

География

Театро- и киноведение

Политология




Психология




Социология


Таблица 2. Социально-гуманитраные науки, изучаемые в высших учебных заведениях России.

Социально-гуманитарные науки

Философия

Культурология

История

Археология

Антропология

Этнография

Филология

Литературоведение

Журналистика

Лингвистика

Юриспруденция

Право

Криминалистика

Психология

Социология

Искусствоведение

Этика

Эстетика

Политология

Науковедение

Экономика

Педагогика


Каждая из указанных в таблицах 1 и 2 дисциплин в свою очередь подразделяется на несколько «дочерних» областей знания. В целом развитие структуры социально-гуманитарных наук характеризуется прогрессирующей дивергенцией, обусловленной, с одной стороны, спецификацией их предметов, а с другой, - междисциплинарными исследованиями. Например, современная психология включает в себя следующие дисциплины:

Социальная психология

Юридическая психология

Поведенческая психология

История психологии

Клиническая психология

Когнитивная психология

Психология развития

Политическая психология

Экспериментальная психология

Общая психология

Организационная психология

Феноменологическая психология

Дифференциальная психология

Практическая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Психология здоровья

Психофизика

Психология личности

Психология спорта




Нейропсихология

Психология рекламы




Патопсихология

Экономическая психология




Историческая психология

Эволюционная психология







Зоопсихология





В 1970 - 1980-х гг. появились новые дисциплины, сфокусированные на отдельных темах, таких как журналистика, африканистика (black studies), феминистика (women’s studies) и т.п. В то же время появились социально-гуманитарные дисциплины, нацеленные на подготовку к практической деятельности - социальная работа, психотерапия, мэнэджмент и др. Все большую роль в социально-гуманитарных науках стали играть меж- и интердисциплинарные исследования.

Междисциплинарные исследования представляют собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга. Примером междисциплинарных исследований может служить американистика, китаистика. В рамках этих дисциплин сотрудничают история, языкознание, культурология, искусствоведение, политология, социология, философия, экономика, правоведение.

В конце 1970-х годов в связи со стремительным развитием некоторых областей медицины и, в частности, – трансплантологии и генетики в центре общественной дискуссии оказались этико-правовые последствия применения достижений этих наук в практике здравоохранения. Проблема трансплантации органов человека, моральные аспекты клонирования, допустимость эвтаназии – решение этих проблем предполагает сотрудничество исследователей разных направлений. В. Поттер, Т. Бичамп, Дж.Чилдерс и др. основали новую междисциплинарную науку - биоэтику, объединяющую усилия биологов, врачей, философов, теологов, правоведов для решения указанных проблем.

Интердисциплинарные исследования предполагают не просто сотрудничество, но взаимодействие и взаимовлияние дисциплин, разрабатывающих одну и ту же тему. Результатом этого взаимодействия может стать новая исследовательская методология. Обычно в качестве примера интердисциплинарных исследований приводят педагогику. В начале XX в. в США появилась новая наука – педология, интегративная наука о ребенке, объединившая психологию, дефектологию, психиатрию, историю, этнографию. В 1920-е гг. только в нашей стране было создано несколько десятков педологических институтов, призванных решить проблему беспризорности, педагогической запущенности сотен тысяч детей и подростоков. Интердициплинарные исследования этой социально значимой проблемы объединили методологические походы психологии, психиатрии, этнографии, философии. И хотя позже педология канула в Лету, интердисциплинарный подход к изучению ребенка получил дальнейшее развитие в психологии и педагогике.

Предыстория социально-гуманитарных наук.


Античность.

В античной философии разграничительные линии между отдельными видами знания проводились не столько по предмету изучения, сколько по степени общности изучаемого. Наиболее ценным считалось знание общего – причин и начал. Поэтому философия, изучающая первопричины и первоначала всего сущего, рассматривалась как высшая, самая прекрасная, наиболее и само- ценная наука. В философии Платона это представление, коренящееся в социальной практике античного полиса, получило мифологическое обоснование.

Согласно Платону, познание представляет собой воспоминание о том, что видела душа до рождения человека. В диалоге «Федр» от лица Сократа он пересказывает на эллинский манер индуистский миф о переселении душ. Бессмертные души до вселения в тела - животных и людей – обитают на небесах среди богов и героев. Поскольку они обладают крыльями и находятся в беспрестанном движении, Платон сравнивает их с колесницами, запряженными парой коней. Неудержимая сила влечет их ввысь – в Занебесную область, туда, где сияют божественным светом идеи красоты, блага, справедливости, мужества, истины и т.д. Созерцание этих идей столь упоительно, что на подступах к «хребту неба» возникает нечто вроде толчеи, давки. Тем душам, чьи возницы крепко держит поводья и направляют колесницы вслед богам, удается пробиться наверх, и они наслаждаются блаженнейшим из зрелищ, другие видят лишь малую часть его, третьи же вовсе лишены такой возможности. В зависимости от виденного души воплощаются в телах:

  1. ФИЛОСОФОВ, видевших больше всего

  2. ЦАРЕЙ, соблюдающих законы и ВОИНОВ, способных управлять

  3. ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ХОЗЯЕВ, ДЕЛЬЦОВ

  4. ВРАЧЕЙ

  5. ПРОРИЦАТЕЛЕЙ

  6. ПОЭТОВ и ЛЮДЕЙ ИСКУССТВА

  7. РЕМЕСЛЕННИКОВ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

  8. СОФИСТОВ или ДЕМАГОГОВ

  9. ТИРАНОВ2

Положение человека в этом иерархическом списке определяется степенью общности и «возвышенности» знания, которым владеет его душа от рождения. На последних позициях – обладающие самым приземленным, чувственным, практическим знанием ремесленники и крестьяне, отстаивающие частные мнения софисты и руководствующиеся личными интересами тираны.

Подлинным, т.е. наиболее общим, знанием, обладают только философы. Ведь постижение общих понятий и есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность»3.

Философия наделяется, таким образом, статусом универсальной науки о первоначалах всего сущего, «матери» всех других наук.

Аристотель выразил это представление в «чистом» виде. Наибольшей ценностью, утверждает он в «Метафизике», обладает умозрительное знание, обретаемое не ради какой-либо выгоды (практической пользы), а исключительно ради себя самого. Такое знание – знание истины - достояние свободных людей, обладающих досугом. Поэтому, например, математические искусства было созданы в Египте жрецами, располагавшими досугом. «…Человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theoretikai) – выше искусств творения (poietikai)».4

Исходя из этого принципа, Аристотель выстраивает «дисциплинарную пирамиду» познания (episteme):

ФИЛОСОФИЯ –
«все науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной»5

ЭТИКА, ПОЛИТИКА –

практические науки, добывающие знание, необходимое для целесообразной деятельности человека (гражданина – dzoon politikon)

ИСКУССТВА, РЕМЕСЛА –
созидательные науки, воплощающие знание в произведениях искусства и различных полезных изделиях

Обучение различным дисциплинам в древнегреческих школах осуществлялось в соответствии с приоритетами, обозначенными Аристотелем: начинали с «мусического» цикла, объединявшего различные «искусства», а именно, - литературу, музыку, грамматику, арифметику рисование, затем приступали к освоению гимнастического цикла (пятиборья). Завершали обучение в гимнасиях, где преподавались этика, политика и философия. Сам Аристотель читал в Ликее лекции двух типов – утром по философии для посвященных (эзотериков), вечером по этике и политике – для всех желающих (экзотериков).

В XIII в. с небольшими поправками дисциплинарная структура античной episteme была воспроизведена в европейских университетах.

Средние века.


Как известно, средневековые университеты состояли из четырех факультетов: богословcкого, юридического, медицинского и факультета искусств (XV в. – философского факультета). Факультеты представляли собой своего рода научные цехи, во главе с мастерами - магистрами и докторами, в подчинении которых находились подмастерья – бакалавры и ученики - школяры. Декан, избиравшийся из числа профессоров, надзирал за правильностью преподавания, приема экзаменов, служил гарантом соблюдения прав и привилегий цеха. Дисциплинарная структура преподавания была единообразной во всех европейских университетах. На подготовительном «артистическом» факультете изучались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Освоив тривий – грамматику, риторику и основы диалектики, студенты получали степень бакалавра и приступали к изучению квадривия - философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. После присвоения степени магистра искусств, они могли продолжить обучение на одном из высших факультетов.

Как видно из приведенного перечня, дисциплины группировались по принципу богословие, медицина, право и все остальное (тривий и квадривий). Привычного нам противопоставления социально-гумнитарного и естественно-научного знания не существовало.

Новое время (XVII-XIX вв.)


На исходе средних веков в результате первой научной революции, связанной с именами Дж. Бруно, Г. Галилео, Н. Коперника, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Ньютона и многих других, была переосмыслена миссия науки (scientia): на первый план была выдвинута ее социально-практическая функция. «…Я не считаю возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого, писал Т. Гоббс, оспаривая точку зрения самого Аристотеля. - Знание есть только путь к силе». Назначение науки, разъясняет он свою мысль, состоит в том, что «благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами следствия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».6 Эта установка, активно пропагандировавшаяся пионерами европейской науки и деятелями эпохи Просвещения подготовила секуляризацию как университетского образования, так и социально-гуманитарного знания. В соответствие с «принципом Оккама» Ф. Бэкон и Т. Гоббс предложили разграничить религию и науку (естественную философию). Нет необходимости прибегать к объяснению сверхъестественным того, что может быть понято на основе естественных причин. Философия изучает естественные (производящие) причины явлений, зная которые, люди могут искусственно вызвать следствия, улучшающие их жизнь. Религия и толкующая ее схоластика (теология) учат чтить Бога, толкуют Священное писание, предметом их изучения является сверхъестественное. Стало быть, религия и философия представляют собой самостоятельные и независимые сферы познания.

В область философии Т. Гоббс включил следующие отрасли знания:
ФИЛОСОФИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Филология (наука об именах) Естественное Право

Логика

Физика

Оптика

Этика

Наука о человеке

С конца XVIII в. в Европе начался процесс отделения образования от церкви. Так, например, 15 сентября 1793 года Национальное Собрание Франции приняло решение о независимом статусе школ и запрещении теологического, юридического, медицинского и артистического факультетов на всей территории Республики. В результате все факультеты перешли в ведение государственного Французского университета. В 1896 г. это решение об упразднении классических факультетов было признано ошибочным и прежняя система независимых факультетов была восстановлена, но без теологического факультета.
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации