Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч. пособие - файл n1.doc

приобрести
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч. пособие
скачать (1881 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1881kb.12.09.2012 20:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие...............................................................................................7
Раздел 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА.......................................13

Тема 1. Сочетание рынка и государства в смешанной экономике... 13

1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора...............................................................13

2. Модели смешанной экономики...................................................21

3. Сочетание рынка и государства в современной

рыночной экономике...................................................................24

4. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора...............................................................27

5. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора...............................................................29

6. Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуги ресурсов......................................30

7. Провалы рынка и государства. Контрактация и квазирынки......,..35

Вопросы для самопроверки........................................................38

Тема 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА..........................................38

1. Институциональные основы экономики

общественного сектора...............................................................38

2. Особенности частно-государственного предпринимательства ...45

3. Организационно-правовые формы

государственных предприятий....................................................47

4. Понятие, основные виды и формы

некоммерческих организаций.....................................................50

5. Благотворительная деятельность................................................58

6. Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные

акции и др.).................................................................................61

Вопросы для самопроверки........................................................67

Раздел 2. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО

СЕКТОРА.................................................................69

Тема 3. Формирование спроса и предложения на общественные

и социально значимые блага.........................................69

1. Понятие общественного блага и его основные свойства.............69

2. Виды, характеристика, порядок формирования предложения

и классификация общественных и социально значимых благ......71

3. Основы ценообразования в общественном секторе.

Проблема «безбилетника» и цены Линдаля.................................85
4. Разгосударствление и границы рынка

в общественном секторе.............................................................95

Тема 4. Равновесие в общественном секторе.............................99

1. Отличие равновесия в общественном секторе

от рыночного равновесия............................................................99

2. Две теоремы экономики благосостояния: производственный

и потребительский подходы......................................................103

3. Парето-эффективное и оптимальное распределение

ресурсов и доходов. Правило Калдора—Хикса..........................105

4. Общее и частичные равновесия в общественном секторе ........112

5. Два подхода к формированию бюджетной политики.................115

Вопросы для самопроверки......................................................118

Тема 5. Экономика благосостояния.........................................119

1. Основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция)..................119

2. Экономическая природа социальной защиты

и социального страхования.......................................................135

3. Дифференциация доходов: показатели, причины, состояние.... 142 Вопросы для самопроверки......................................................147

Тема 6. Роль общественного сектора в регулировании

провалов рынка........................................................147

1. Роль общественного сектора в разрешении проблем

внешних эффектов....................................................................148

2. Корректирующая роль субсидий производителям

и потребителям.........................................................................155

3. Меры государственного регулирования монополий..................159

4. Информационная асимметрия: причины возникновения,

методы нейтрализации.............................................................173

Вопросы для самопроверки......................................................177

Раздел 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА..........................178

Тема 7. Экономические основы политического механизма.........178

1. Теория общественного выбора в современной ^ рыночной экономике...........................................................^....179

2. Основные отличия механизма общественного выбора

от потребительского выбора на рынке.......................................183

3. Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством и парадокс голосования......................185

4. Приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура

учета интересов меньшинства в парламенте.............................191

Вопросы для самопроверки......................................................194

Тема 8. Основные субъекты политического рынка.....................194

1. Принцип профессионализма и высокой

информированности политиков................................................194

2. Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии. Механизм лоббирования...........................................................196

3. Специфика принятия решений исполнительной властью

в системе государственной службы. Проблемы бюрократии.....203

Вопросы для самопроверки......................................................207

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ....................208

Тема 9. Основы организации бюджетной системы ....................208

1. Принципы построения бюджетной системы..............................208

2. Структура доходов и расходов в бюджетной системе РФ..........214

3. Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования..........................................................221

4. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия.... 225 Вопросы для самопроверки......................................................231

Раздел 5. НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ.........................................232

Тема 10. Основные принципы построения налоговой системы.....232

1. Место налогов в формировании бюджета.................................232

2. Виды и функции налогов...........................................................233

3. Прямые и косвенные налоги (характеристика, эволюция, противоречия)...........................................................................236

4. Основные принципы построения налоговой системы. Эффективность и справедливость в налоговой системе...........240

5. Взаимосвязь и противоречие критериев оценок

налоговой системы...................................................................247

Вопросы для самопроверки......................................................248

Тема 11. Налоговые обязательства и сферы действия налогов.....249

1. Налоговые обязательства и перемещение налогов...................249

2. Распределение налогового бремени на конкурентных рынках... 251

3. Распределение налогового бремени в условиях монополии......257

4. Распределение налогового бремени на рынке труда.................260

Вопросы для самопроверки......................................................263

Тема 12. Избыточное налоговое бремя....................................263

1. Определение и характеристика избыточного

налогового бремени..................................................................263

2. Избыточное налоговое бремя и эффекты замещения

и дохода....................................................................................266

3. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея

и правило Корлетта—Хейга ......................................................270

4. Концептуальные основы реформирования

налоговой системы в РФ .,.........................................................272

Вопросы для самопроверки......................................................275

Раздел 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.....................................276

Тема 13. Общественные расходы:

структура и тенденции развития..................................276

1. Факторы роста общественных расходов....................................278

2. Основные направления общественных расходов.......................280

3. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов............................................................286

4. Искажающее действие общественных расходов.......................288

5. Оценка эффективности общественных расходов......................291

Вопросы для самопроверки......................................................295

Раздел 7. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ....................................297

Тема 14. Основы бюджетного федерализма.............................297

1. Теоретические основы бюджетного федерализма....................297

2. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.............................299

3. Вертикальное и горизонтальное выравнивание.........................303

4. Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия) ...311

5. Основные направления реформирования

межбюджетных отношений в РФ...............................................317

Вопросы для самопроверки......................................................321

Тема 15. Особенности теории и практики

местного самоуправления..........................................322

1. Теория местного самоуправления.............................................323

2. Финансово-экономические основы

местного самоуправления.........................................................330

3. Местный бюджет: понятие, структура,

принципы формирования..........................................................333

Вопросы для самопроверки......................................................339

ПРЕДИСЛОВИЕ

Становление учебного курса «Экономика общественного сек­тора» наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. и к на­стоящему времени можно констатировать, что в развитых странах мира уже сложилось ядро данной научной дисциплины.

Другая особенность экономики общественного сектора как од­ной из отраслей общественных наук заключается в ярко выраженном историзме. Историческое развитие цивилизации и государств про­исходит не линейно, а циклично, по спирали. Оно характеризуется сменой периода господства общественных интересов на периоды с ориентацией на частные интересы, ухода в частную жизнь. Каждый поворот цикла исторического развития находит отражение в смене теоретических взглядов о роли государства и общественных инс­титутов в экономической жизни общества. Периодичность циклов может быть разной: долгосрочный цикл — продолжительностью в два-три поколения, среднесрочный — продолжительностью в одно поколение, а также краткосрочный цикл — смена циклов в течение одного поколения.

Индустриальная эпоха (и связанный с ней переход от нату­рального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни), возникшая на рубеже XVIII и XIX вв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частного интереса перед общественным, реализации общественного интереса через частный, через невидимую руку рынка. Эта эпоха стала эпохой господства идеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическому человеку, не как к цели, а как к средству общественного развития.

В индустриальную эпоху наблюдается смена средне- и кратко­срочных циклов, когда ориентация на частный интерес сменяется ориентацией на общественные потребности, когда периоды гос­подства общественных интересов уступают свое место периодам ухода в частную жизнь. При этом существует следующая закономер­ность: периоды приоритета частного интереса над общественным были отмечены ростом коррупции и других антисоциальных явле­ний, деформацией общественной морали. С наступлением периода ориентации на общественные цели общество склонно к идеализму, к социальной инженерии. Повышаются уровень правосознания и чувство гражданского долга людей перед обществом.

В целом индустриальная эпоха была эпохой господства микро­экономической парадигмы и индивидуалистической концепции общественного благосостояния. Но смена периода господства час­тного интереса на периоды преобладания общественного интереса оставляла положительный след и вела к постепенному накоплению социального потенциала современного общества. Он существует в виде государственной и муниципальной системы образования, общественного здравоохранения, социального сектора культуры и жилищно-коммунального хозяйства. Социальный потенциал общества представляют государственные органы управления, государственный бюджет, Центробанк, методы, инструменты и технологии макроэкономического регулирования народного хо­зяйства, система национального счетоводства.

Однако до определенного времени микроэкономический подход являлся доминирующей тенденцией в науке об экономике обще­ственного сектора.

Концепция провалов рынка впервые была выдвинута итальян­скими и скандинавскими учеными, занимающимися вопросами государственного финансирования и налогообложения. Они пред­ложили редуцировать коллективные потребности частным путем сравнения товаров индивидуального пользования с неделимыми общественными товарами (благами). Поскольку финансирование производства таких благ может осуществляться с помощью налогов, то была дана трактовка налогов с позиции теории обмена. Налоги рассматривались как плата (цена) за оказание государством обще­ственных услуг. Предлагались идеальная конструкция выявления индивидуальных предпочтений в отношении общественных благ и готовность оплатить их соответствующим налогом. Идеальность такой конструкции состоит в том, что она предполагает высокий уровень гражданского сознания всех членов общества, их едино­душие в готовности честно и открыто платить налоги на финансирование общественных благ в соответствии с их индивидуальными предпочтениями. Предлагалась опирающаяся на такие теорети­ческие абстракции умозрительная модель общего равновесия, включающего общественные блага, имеющие денежную оценку с помощью аналога — цены-налога.

Микроэкономический подход в общественном секторе реали­зуется на практике при решении вопросов регулирования естес­твенных монополий и при организации производства клубных благ. Не случайно эти вопросы часто включаются в общий курс микроэкономик.

Неоклассическая экономическая теория в начале века попыта­лась подойти с микроэкономических позиций к такому макроэко­номическому инструменту, как государственный бюджет. Обос­новывалась необходимость его равновесия на основе принципов семейного бюджета.

Однако «кейнсианская революция» означала утверждение в экономической теории особого места макроэкономики как науки. Микроэкономический подход уступает место макроанализу в тео­рии государственных финансов. Это привело к тому, что большое внимание стали уделять недоходным финансовым инструментам, а общественным расходам. Дефицитное бюджетное финансирование рассматривается как средство для активизации агрегированного, совокупного спроса и как фактор экономического роста страны, а это в конечном счете должно способствовать поддержанию уров­ня занятости на высоком уровне и минимизировать безработицу до естественного уровня. Следовательно, при таком подходе не абсолютизируется прежняя целевая установка — обеспечение сбалансированного бюджета безотносительно к достижению по­ложительных макроэкономических показателей.

При макроэкономическом подходе к госбюджету центральное место в политике общественных расходов стали занимать вопросы социальной политики и прежде всего вопросы обеспечения соци­альной стабильности в обществе путем справедливого выравнива­ния уровней доходов населения и недопущения резкой подоходной и имущественной поляризации в обществе. Наряду с финансиро­ванием социальных программ поддержки малообеспеченных групп населения немалый объем бюджетных средств во второй половине XX в. стал выделяться на государственные программы развития социально-культурных отраслей, в первую очередь на образова­ние и здравоохранение, а также на государственную поддержку жилищного строительства и пенсионное обеспечение. Развитие макроэкономики способствовало обогащению содержания учебно­го курса экономики общественного сектора. Микроэкономическая трактовка провалов рынка была дополнена макроэкономическими причинами несовершенства рыночного механизма. Общественный сектор рассматривается теперь с позиции системы национальных счетов. Это позволяет полнее представить взаимосвязь финансо­вых потоков между общественным сектором и другими секторами экономики. Для анализа динамики общественного сектора исполь­зуются такие макроэкономические инструменты, как балансовые схемы «затрат-выпуска», программно-ориентированный метод финансирования целевых программ, математические модели макроэкономики.

Таким образом, макроэкономика внесла существенный вклад в формирование теоретических основ экономики общественного сектора.

Сильное влияние на формирование экономики общественного сектора как науки оказали такие социальные науки, как государ­ственное управление, публичное право и политология.

В современных условиях идет борьба двух тенденций, какая из этих тенденций возобладает — трудно предсказать. Одна тенденция представляет собой взаимодействие демократии и современного капиталистического рынка. Сохраняется сильная корпоративность как экономической, так и политической власти. При ослаблении властных позиций среднего класса государственный аппарат приобретает консервативно-бюрократический характер. Усили­вается коммерциализация политического процесса, возрастают масштабы негативных последствий лоббизма. Дает сбои всеобщая избирательная система как механизм моральной селекции высо­конравственных и профессионально подготовленных кадров для государственных дел.

Вместе с тем действует и другая тенденция — это тенденция ускорения институционализации социальной жизни и эко­номики. Возрастает роль институтов гражданского общества, общественно-добровольных структур, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-полезных потребностей нестандарт­ного, локального характера и функционирующих на некоммерчес­кой, неприбыльной основе. С развитием гражданского общества, с одной стороны, усиливается социальная ответственность атомизированных частных структур, а с другой — идет интенсивный процесс гуманизации, очеловечивания государственно-бюрократических структур путем децентрализации принятия решений и автономйзации первичных звеньев управления. Дальнейшее развитие граж­данского общества будет характеризоваться расширением самоуп­равляемых структур и усилением низовой демократии, участия масс на местном уровне в общественных делах. Это будет способствовать повышению уровня гражданского самосознания, широкому разви­тию социальных технологий компромисса и достижению баланса прав и обязанностей членов гражданского общества.

Новые проблемы, возникшие с институциализацией общества и экономики, с развитием гражданского общества обогащают содержание экономики общественного сектора. Он не может сводиться только к государству и к его институтам, он включает в себя прогрессивно развивающиеся добровольно-общественные, не­коммерческие структуры, занимающие промежуточное положение между государственными и общественными институтами, с одной стороны, общественными и рыночными институтами — с другой. Следовательно, с развитием демократии гражданского общества структура общественного сектора усложняется. Полицентричным становится механизм принятия социально-политических решений. Политические и социальные факторы активно влияют на эконо­мические процессы. Возник феномен экономических, деловых циклов, определяемых политической конъюнктурой, сменой социально-политических циклов. Это породило целый ряд науч­ных дисциплин и учебных курсов на стыке политики и экономики, социологии и экономики.

Демократический способ принятия решений через механизм общественного выбора, соответствующий западной системе цен­ностей и западному образу жизни, т.е. количественный механизм правления большинства должен разумно сочетаться с качественным механизмом правления меньшинства и отбора к государственной службе высоконравственных и профессионально подготовленных людей. Этот механизм принятия политических решений опирается на философию целого, на примат общего над частным.

С глобализацией общественного развития усиливается взаи­модействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций на другие, но и обратный процесс обогаще­ния западной культуры системой ценностей других цивилизаций.

Несомненно, современный учебный курс экономики обще­ственного сектора, отражающий западную систему ценностей, в будущем претерпит изменения под влиянием обобщения опыта развития государственности и традиций самоуправления в странах с другой культурой и другой цивилизацией. Ныне общепризнанно, что Япония и страны юго-восточной цивилизации с их патерна­листской системой ценностей и коллективистской психологией придали новый облик процессам модернизации и создали особую модель смешанной экономики. Не меньшее воздействие на фор­мирование общечеловеческих ценностей и на создание специфи­ческого типа смешанной экономики может оказать в перспективе российская цивилизация.

Так, в настоящее время в России формируется российская вер­сия учебного курса экономики общественного сектора. В 1995 г. на дневном отделении экономического факультета МГУ им.

М.В. Ломоносова впервые в отечественной истории профессора­ми Е.Н. Жильцовым и Л.И. Якобсоном были прочитаны учебные курсы «Экономика общественного сектора». С 2001 г. данный учебный курс читает профессор Г.А. Ахинов. Также важно отме­тить, что в настоящее время на кафедре «Экономика социальной сферы» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова идет работа над учебником «Экономика общественного сектора». Профессора Г.А. Ахинов и Е.Н. Жильцов являются авторами кон­цепции данного учебника. Для российских ученых представляет особый интерес международное сотрудничество с представителями западных университетов по проблемам экономики общественного сектора, в частности, авторы выражают особую благодарность про­фессорам Ж.-Д. Лафею (университет Париж-1 Сорбонна), И. Штарбатти (Тюбингенский университет, г. Тюбинген), Ч. Бланкерту, Б.А. Викстрему (Гумбольтский университет, Берлин), Ир. Коллиеру (Свободный университет, Берлин), с которыми удалось наладить плодотворное сотрудничество в рамках различных международных программ. Такое сотрудничество необходимо для того, чтобы они, опираясь на накопленный учеными других стран потенциал в этой области экономических знаний и учитывая особенности России как страны евразийской цивилизации, могли внести свой вклад в экономику общественного сектора как мировую науку.
Доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Е.Н. Жильцов
Раздел 1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
ТЕМА 1

СОЧЕТАНИЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

• во-первых, рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

• во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

• в-третьих, экономическое равновесие между спросом и пред­ложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с обще­ственными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода — общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг (рис. l.l).



В тех случаях, когда заключается коммерческая сделка по поводу общественного блага и извлекается доход, он не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций и используется только на развитие этих организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют не­коммерческими (неприбыльными). Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и госу­дарственного секторов в определенной степени допустимо. В то же время общественный сектор включает три подсектора: государ­ственный, добровольно-общественный и смешанный. С одной сто­роны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой — су­ществует смежная зона внутри общественного сектора между го­сударственным и добровольно-общественным подсекторами. При этом цель функционирования общественного сектора (через меха­низмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов, которые будут более подробно рассмотрены ниже) — формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Рассматривая в исторической ретроспективе процесс форми­рования общественного сектора, следует отметить, что понятие «смешанная рыночная экономика» точнее всего отражает природу современных общественно-экономических отношений. Ее суть можно определить как взаимообусловленное взаимодействие двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частное благо и общественное благо, рынок и социально-экономическая деятельность государства. Смысл современной рыночной экономики можно раскрыть, рассмотрев характерные для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также ее реальные формы и модели.

Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул те­зис о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации, кро­ме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не дос­тигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Теория развития, предложенная немецким экономистом Ф. Лис­том, нашла свое продолжение в XX в. в различных моделях линейных стадий роста (например, стадии экономического роста У. Ростоу, модель экономического роста Харрода—Домара), моделях структур­ных преобразований (например, теория развития А. Льюиса «двух-секторная модель») и в ряде других экономических теорий и моделей развития, а также и в экономике СССР, где соответствующие этой теории модели развития приводили к очевидным, во всяком случае в экономическом плане, успехам.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государ­ственная поддержка развития человеческого капитала и обеспече­ние социальной устойчивости нации.

В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии сло­жился треугольник взаимодействия «государство — местный капитал — иностранный капитал», причем в отличие, скажем, от латиноамериканских стран, решения государства являются обяза­тельными для всех участников этого взаимодействия.

Оригинальная теория обоснования экономической роли госу­дарства была предложена в середине XX в. французским эконо­мистом Ф. Перру. Его «доктрина трех экономик» близка по своей сущности теории развития, хотя и отличается меньшей этатистской направленностью. Исходной предпосылкой в рассуждениях Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство. Отсюда по­является концепция дирижизма. В качестве метода управления Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

Теоретические школы, традиционно менее озабоченные пробле­мами преодоления отставания одних государств от других, примерно с конца XIX в. также начинают говорить о необходимости экономи­ческой роли государства, общественного внедрения в экономику. Принципиально важным моментом является то, что англосаксонские и близкие к ним по духу политэкономы пишут именно об общест­венном контроле и общественном регулировании, а не о государст­венном. И дело здесь не только в той, несомненно, большой роли общественных организаций в экономической жизни (относящихся наряду с государством к общественному сектору), где их объеди­няет одинаковая направленность деятельности — удовлетворение совместных потребностей людей. Провалы и несовершенство рынка делают общественный контроль составным элементом экономиче­ского порядка, а отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории. Но проваливается и государство, оно также далеко не совершенно, поэтому такой видный ученый, как Дж.М. Кларк, и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли концаXIX —первой половины XX в. отводили непосредственно государству ограниченную роль. Го­сударство, по их мнению, представляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, в этой связи они возлагали особые надежды на другие компоненты общественного сектора, такие, как рост коллективного сознания и добровольное применение прин­ципов сотрудничества. Рассуждения американца Дж.М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, полезными, так как явились основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения доходов.

Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное обще­ство», в котором частная деятельность в сочетании с правитель­ственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества, между эгоисти­ческим интересом и общественными интересами. Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспе­ченности, мира и чувства общности людей. Все это требует созна­тельных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить. Прин­ципиальным является понимание Дж.М. Кларком качественно новой роли общества в экономике, так как в связи с проблемой общественного контроля неизбежно встают этические вопросы. У Дж.М. Кларка политическая экономия некоторым образом вер­нулась к точке зрения древних философов, для которых этические и экономические стороны поведения были связаны между собой. Свободные люди, говорил Дж.М. Кларк, должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система может выжить. Он считал неизбежным вторжение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как политическая экономия имеет дело с представ­лениями людей о ценностях, и соответственно этические критерии составляют неотъемлемую часть ее инструментария.

Еще один немецкий ученый А. Вагнер в конце XIX в. сфор­мулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Прин­ципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосо­стояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

Одним из подходов к обоснованию необходимости формиро­вания общественного сектора и является теория благосостояния. Целая группа концепций, теоретических воззрений и высказываний различных ученых, объединенных вместе, получила наименование «теория общественного благосостояния». Перераспределение дохо­да в обществе может увеличить совокупное благосостояние — таково положение, выдвинутое одним из ведущих представителей англо-саксонской экономической науки А.С. Лигу. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает за­ниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. Данная теория обогащена множеством моделей распределения доходов, которые и легли в основу такой экономической категории, как функция распределения доходов.

Развитие современной цивилизации вступило в такую стадию, когда все ощутимее проявляется ограниченность природных ресурсов планеты для поддержания на ней экологического и де­мографического равновесия. Выживание человечества во многом зависит от изменения ценностных ориентиров людей, в том числе от утверждения солидарного поведения. Важным представляет­ся обоснование необходимости общественного сектора с точки зрения теории, разработанной на базе «дилеммы заключенного». По этой теории согласованное кооперативное поведение дает большую выгоду, нежели индивидуальное, осуществляемое в лич­ных интересах поведение каждого. Сам по себе кооперативный тип поведения формируется с трудом, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда другие могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении за чужой счет. В связи с этим возникает необходимость механизма принуждения. Механизм принуждения в экономике реализуется с помощью двух институтов: контрагентного соглашения между экономическими агентами и государственной властью, т.е. общественным сектором. В насто­ящее время разработаны проверенные практикой концепции, ко­торые подтверждают положение о том, что в случае, когда человек предпочитает эгоцентрическое, индивидуалистическое поведение, ориентируясь только на свои собственные интересы, общественно ориентированному поведению, учитывающему интересы ближнего, интересы общества, не просто проигрывает общество, проигрывает и этот человек. Повышение значения духовно-нравственных начал человеческого общежития оказывается более обоснованным с точ­ки зрения общественной эффективности и становится средством максимизации общественного благосостояния. То, что раньше было предпочтительнее по морально-нравственным критериям, теперь оказывается и просто рациональнее, эффективнее. Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предпо­лагает и высокое чувство гражданственности, т.е. активное участие населения в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.

Немаловажное значение для обоснования необходимости об­щественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория ис­ходит из положения о наличии некоего экономического простран­ства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирова­ния рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

Представители теории общественного блага разработали мно­жество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ. Понимание сущности того или иного блага, его свойств, места в общей системе необходимо для эффек­тивной организации производства, распределения и потребления (в том числе и социально значимых благ) как на локальных уров­нях, так и в масштабах всего общества.

Для нас существенно отметить, что теория общественного блага изначально, по мнению ее создателей, исходит из примата рынка, и лишь там, где механизмы рынка не срабатывают, его вынужден замещать общественный сектор.

В настоящее время актуальным является рассмотрение тен­денций в развитии современной рыночной экономики в целом и экономики общественного сектора в частности с позиции теории права собственности. Основными категориями в теории прав соб­ственности являются «права собственности» и «трансакционные издержки». Право собственности, по определению основателя данной теории Р. Коуза, — это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в связи с существованием редких благ и их использованием. Полное право собственности, согласно концепции нобелевского лауреата A.M. Оноре, включает 11 элементов, а по подсчетам американского юриста Л. Беккера возможно существование 1500 правомочий в рамках полного права собственности.

Другим ключевым понятием, связанным с теорией «права собственности», является понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные с доставкой готового продукта к тому, кто ценит его в максимальной степени (т.е. это издержки, связанные с поддержанием функционирования экономической системы). Трансакционные издержки распыляют полезность вещей, для уменьшения трансакционных издержек возникают специальные институты- Как известно, в обществе все связано и любое движение одного элемента вызывает внешний эффект для других элементов. Существует проблема выявления положительных или отрица­тельных внешних эффектов и их трансформации во внутренние. Теория «прав собственности» утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе перего­воров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки. Снизить трансакционные издержки можно с помощью власти государства либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т.е. в обоих случаях при наличии общественного сектора. Теория «прав собственности» позволяет вскрыть очень важную для сегодняшней России проблему пони­мания рынка. Исходя из теории «прав собственности» рынок — та часть общего экономического пространства, в которой прежде всего четко установлены права собственности. Без четкого распределе­ния прав собственности не может заключаться никаких сделок, иначе это приводит только к конфликтам, так как основное поле конфликтов — это те ресурсы права собственности, которые либо не определены вообще, либо определены нечетко. Как известно, большинство экономических конфликтов, имевших место послед­ние годы в России, были порождены нечетким законодательством, нечеткими правилами обмена правами собственности. Следова­тельно, эти конфликты, имевшие, кстати, большой общественный резонанс, были предопределены не провалами рынка, а провалами государства (как одной из форм организации общества) и общества в целом.

Рынок сегодня, если давать ему прямое определение, не огра­ничиваясь определениями по признакам, — это, как и много лет назад пространство, где вступают во взаимоотношения спрос и предложение, место, где встречаются продавец и покупателе». Еще Дж.К. Гэлбрейт отмечал, что современный рынок — олигополистический по своей природе и его признаком являются прежде всего четко установленные права собственности. Три сектора экономики и составляют то экономическое пространство, которое современная экономическая наука и определяет как смешанную рыночную эко­номику. Это общественный сектор, в котором права собственности на ресурсы не распределены, частный сектор, в котором права собственности на ресурсы распределены и защищены, а также смешанный сектор экономики, в рамках которого, дополняя друг друга в обеспечении ресурсов для функционирования различных институтов общественного сектора, представлены как чистое об­щественное благо, так и чистое частное благо.

2. Модели смешанной экономики

Становление и развитие смешанной рыночной экономики и соответствующее функционирование и развитие общественного сектора происходили вовсе не по единой схеме, хотя и при несо­мненном наличии определенных общих моментов. Тяготение стран к различным моделям колебалось в зависимости от общественно-экономического развития, политической конъюнктуры и ряда других факторов. Учитывая это, а также принимая во внимание национально-географическую специфику стран, становится понят­ной многовариантность в толковании и классификации моделей смешанной рыночной экономики.

Несмотря на сам факт признания большинством экономистов не только необходимости, но и целесообразности сочетания рынка и государства в решении социальных и экономических вопросов, между ними существовали достаточно серьезные разногласия относительно пропорций этого сочетания, а именно: о границах государственного вмешательства в экономические процессы и о формах общественного (в том числе государственного) контроля в вопросах реализации социально-экономической политики.

В экономической литературе находят отражение две поляр­ные позиции относительно роли государства в решении проблем экономического и социального развития — неолиберальная и эгалитарная. Сторонники неолиберального подхода считают не­целесообразным усиление роли государства в экономике, в том числе и в решении проблем социального развития. При этом ре­шение социальных задач, которые невозможно отрегулировать в рамках рыночных отношений, предполагается передать частным негосударственным общественным организациям. Сторонники данного подхода (который в условиях кризиса государства всеоб­щего благосостояния был очень популярен с середины 70-х и до конца 80-х годов) фактически возвращаются к роли государства эпохи капитализма свободной конкуренции, в котором принцип распределения по труду действует опосредованно и реализуется через рынок факторов производства. Это предполагает обеспечение каждым индивидом благополучия своей семьи за счет своей трудо­вой и предпринимательской деятельности, а также высокую степень семейной, в том числе личной, ответственности и индивидуальной инициативы. Данная позиция восходит к пониманию роли госу­дарства как «ночного сторожа», которая описана еще А. Смитом в его работе о богатстве народов, и предполагает, что государство берет на себя минимальные функции и обеспечивает выполнение программ по борьбе с нищетой, а также помощь пострадавшим от различных бедствий.

Другую крайнюю позицию занимали радикалы-государствен­ники, которые считали необходимым, чтобы ведущей в экономике была государственная собственность, а доминирующей формой контроля над производством и распределением общественного богатства должно было стать социальное государство.

Понимание парадигмы социального и экономического разви­тия общества, лежащей в основе эгалитарного подхода, во многом восходит к концу XIX в., когда возрастающий вес государства и снижение степени автократии в вопросах общественного выбора благодаря усилению контроля со стороны парламентариев привели к тому, что экономисты стали все больше интересоваться расход­ной частью государственной деятельности и все активнее искали способы повышения ее эффективности. Появление «экономики благосостояния» А.К. Пигу и макроэкономики Дж.М. Кейнса и его идей антициклической бюджетной политики, вопросы государ­ственных расходов стали центром внимания аналитиков (поскольку их мультипликативный эффект был значительнее, чем результаты налогообложения). Дж.М. Кейнс, в частности, писал, что «идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром».

Менее радикальным вариантом подхода к решению социально-экономических задач можно назвать западную социальную систему, нашедшую свою реализацию в форме государства всеобщер бла­госостояния, в котором наиболее полное и законченное развитие нашла идея отделения механизма хозяйствования от способа рас­пределения (в том числе и через заключение тарифных соглашений между предпринимателями, профсоюзами и правительством).

Наиболее радикальный вариант социального государства пред­ставляет собой социальный уклад государственного социализма, и его самой типичной моделью была советская система, которая предполагала плановые отношения как в производстве, так и в распределении общественного богатства.

После Второй мировой войны и до середины 70-х годов сме­шанная экономика опиралась на комбинацию неоэтатистской, неолиберальной и контрактной моделей. Их сочетание в конкрет­ной экономике менялось от одной страны к другой. Каждая страна со временем использовала технику, уже применявшуюся ранее другим государством. В целом все страны являлись своеобразным «театром адаптации». Модели смешанной экономики в различных странах во второй половине XX в. проявили тенденцию к сближе­нию. В тех странах, в которых первоначально ориентировались на неолиберальную стратегию, в определенный момент обратили возрастающее внимание на долгосрочное планирование, но этот энтузиазм быстро уступил место краткосрочной прагматической политике. Государства же, выбравшие неоэтатистскую модель, постепенно отходили от перспектив долгосрочного планирова­ния, чтобы повернуться к краткосрочным антициклическим и антиинфляционным мерам. В Скандинавских странах система экономики согласия привела к серьезному конфликту между теми, кто боялся краха государства-покровителя, и теми, кто заботился о поддержке позиций на внешних рынках и соответствующей структурной перестройке ориентированных на экспорт отраслей промышленности. Неэффективность бюрократического аппарата отягощалась влиянием структурного кризиса 70-х годов. Страны, стимулировавшие внутренний спрос, не могли использовать воз­можности открытого рынка и сталкивались с растущей конкурен­цией в мировом масштабе. Затрудненной оказалась структурная перестройка промышленности. В конечном итоге во всех странах модель смешанной экономики породила «прагматический дири­жизм». Она все больше опиралась на бюрократические структуры, точные методы и сложные компромиссы между влиятельными группами давления.

В 80-е годы доминировала модель смешанной рыночной экономики с увеличившейся долей неолиберализма. Эта форма смешанной экономики характеризовалась поиском нового рав­новесия между ролью государства и рынка и возрождением веры в способность рыночных механизмов решить экономические и социальные вопросы. Усиление принципа индивидуального пре­успевания и конкуренции в рыночной экономике, предпринятое под влиянием правительств неолиберальной ориентации 80-х годов, ставило целью увеличить способность экономической системы к адаптации. Налоговые реформы, приватизация и бюджетное оздо­ровление стали главными инструментами ревизии послевоенной кейнсианской модели экономики.

3. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике

В современном демократическом обществе общественная де­ятельность не сводится только к деятельности государства, посколь­ку в соответствии с институциональной организацией гражданского общества государство является лишь одной из форм организации общества, хотя и концентрированно выражает и символизирует интересы данного общества в целом. Опираясь на силу закона и обладая исключительным правом принуждения, государство осу­ществляет свои властные функции для достижения целей общества в целом. Это одна из самых важных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, от понимания которой во многом зависит успех проводимых в настоящее время общественно-политических (втом числе социально-экономических) реформ. Реформы, направ­ленные на создание гражданского общества, предполагают отказ от тоталитарных форм правления, а следовательно, и отказ от сте­реотипов, существовавших в общественном сознании относительно патерналистской функции государства, в пользу его новой роли как организатора коллективных действий (в том числе и в организа­ции социально-экономического пространства). Понимание роли государства как организатора коллективных действий предполагает достаточно жесткий контроль со стороны общества (в том числе и через механизмы общественного выбора) над деятельностью органов государственной власти и управления.

В современном демократическом обществе центральным звеном, которое гарантирует свободу личности и реализацию ее социальных и экономических интересов, являются различные добровольные ассоциации и заинтересованные группы. Идея об обществе как единой целостности большого множества различного рода ассоциаций впервые была выдвинута А. Токвилем. Согласно его идеям, когда граждане путем взаимных соглашений создают различного рода ассоциации и объединения с целью решения тех задач, которые они, граждане, не могут реализовать в одиночку, они в первую очередь учатся совмещать понимание личного интереса с общественной добродетелью. «Правильно понимаемый личный интерес, — писал А. Токвиль, — включает правильное понимание и учет интересов других людей, соотнесение с ними. В демокра­тических странах умение создавать объединение — первооснова человеческой жизни, прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

Идея А. Токвиля об ассоциациях имеет много общего с идеями солидарности, нашедшими свое последовательное развитие еще в начале XX в. в работах российского ученого Г.К. Гинеа. Теория солидарного поведения, легшая в основу современных систем социального страхования, исходит из того, что в межгрупповых от­ношениях индивид имеет возможность достаточно полно выразить свои интересы, так как ассоциативное, солидарное поведение, по мнению Г.К. Гинса, выражается в уступках, компромиссах, согла­шениях не для пользы одних лиц, а для взаимной пользы.

Благодаря добровольным объединениям людей, как известно, не только формируются тесные отношения между людьми, что противодействует развитию индивидуалистических тенденций (за­ложенных в природу человека), но и формируется так называемый кооперативный тип экономического поведения. Как отмечал один из видных специалистов по проблемам американского федерализма В. Остром, относительно легкий учет в рамках малых групп усилий каждого их члена дает возможность использования общественного принуждения для того, чтобы каждый человек мог взять на себя долю общего бремени и нести его для обеспечения пользования каким-либо общественным благом. Поэтому, по его мнению, «по мере того как мы овладеваем искусством строить конструктивные отношения друг с другом... мы обучаемся самоуправлению. Правят не правительства, правят граждане».

Вместе с тем характерно мнение экспертов Всемирного банка, что более четкое понимание институтов и норм, воплощенных в рыночных механизмах, показывает ошибочность мнения, что стратегия развития — это выбор между государством и рынком. Странам необходимо развитие рынка, но им также нужны дееспо­собные государственные институты, обеспечивающие развитие рынка. Как видно, в основе данного подхода к определению роли государства в решении социально-экономических задач лежит идея о том, что уважение человеческой личности и улучшение условий ее жизни (т.е. экономические составляющие социального развития общества) — необходимые предпосылки обеспечения макроэконо­мической стабильности и микроэкономической конкуренции.

Для современной рыночной экономики, как уже отмечалось, характерно взаимодействие общественного и частного секторов. Качественное наполнение секторов и количественные соотноше­ния между ними колеблются от страны к стране и меняются в про­цессе движения в рамках единого экономического пространства. Устранение, насколько это возможно, провалов друг друга обще­ственным, частным и смешанным сектором — необходимое условие функционирования системы современной экономики. Подобный подход к пониманию феномена современной рыночной экономи­ки позволяет нам по-новому подойти к проблеме общественной эффективности. Постепенный переход к системе общественной эффективности (в том числе и с использованием механизма обще­ственного выбора) означает постепенное изменение общественного сознания и изменение ценностной ориентации человека.

Постоянная трансформация экономического пространства, исходя из принципов смешанной рыночной экономики, позволит создать объективные предпосылки для формирования системы общественной эффективности. Это предполагает, что эволюция во взаимоотношениях между экономической эффективностью и социальной справедливостью как факторов ограничения должна привести к образованию системы, в которой эти два фактора будут в равной степени применимы как в отношении чистого общественно­го блага, так и в отношении чистого частного блага. До последнего времени организация экономического пространства была такова, что противоречия между экономическими институтами, функционирующими по предоставлению как частных, так и общественных благ, носили антагонистический характер, что естественно не вело к эффективному потреблению ресурсов на стадии производства благ и снижению трансакционных издержек на стадии обмена. В настоящее время складываются объективные предпосылки для преодоления данного антагонистического противоречия путем трансформации его в разряд конструктивного противоречия. Поскольку кооперативный тип поведения (в условиях, когда права собственности четко определены и защищены), т.е. общественно ориентированное поведение, является рациональным для индивида и в большей степени в конечном итоге отвечает его собственным интересам.

В заключение следует отметить, что рассмотрение экономики общественного сектора дает много полезного и интересного не только в научном, но и в практическом плане, например, открыва­ется возможность определить основы экономической и социальной политики государства, а также механизма реализации, цель кото­рого есть оптимизация размеров социальных выплат в семейный бюджет и налоговых отчислений в различные бюджетные и вне­бюджетные социальные фонды на федеральном, региональных и местных уровнях государственной власти и управления.

4. Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора

Как уже нами отмечалось, общественный сектор включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный и сме­шанный.

В зависимости от конкретно поставленных задач анализа и исследования в экономической литературе предлагаются класси­фикации общественного сектора в соответствии с функциональной направленностью производимых экономических благ.

В современной статистической практике России принято выделять следующие структуры экономической деятельности: государственная, общественная, смешанная и частная. В системе национальных счетов институциональные структуры по их эконо­мическому поведению разделяют на эти сектора, в том числе выде­ляют сектор «общегосударственное управление» и сектор «негосу­дарственные некоммерческие (общественные) организации».

Сектор «общегосударственное управление» включает государ­ственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие нерыночные услуги для коллективного, совместного потребления, а также осуществляю­щие функции перераспределения национального богатства и национального дохода. К этому сектору относятся фонды соци­ального обеспечения и социального страхования, государственные финансовые учреждения, в частности центральный банк, и т.д. Негосударственные некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие население, если они финансируются и контроли­руются государственными органами, включаются также в сектор «общегосударственное управление».

Доходы (ресурсы) учреждений и организаций, объединяемых в сектор «общегосударственное управление», образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых предприятиями, организациями и экономическими единицами других секторов.

Сектор «негосударственные некоммерческие (общественные) организации» объединяют такие организации, которые заняты оказанием нерыночных услуг личного характера для населения, в основном в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, рекреации и т.д., а также удовлетворяют коллективные потребности — политические партии, профсоюзные организа­ции, общества, ассоциации и другие общественные организа­ции. В указанный сектор входят организации, не финансируемые и не контролируемые государственными органами. Их доходы (ресурсы) складываются в основном за счет добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из доходов от собственности. Как известно, коммерческие структуры свои доходы (ресурсы) формируют в основном за счет поступлений от реализации товаров и услуг.

О том важном месте, которое занимает общественный сектор в экономике развитых стран, можно судить поданным, характеризу­ющим объем государственных расходов и объем налоговых поступ­лений, а также долю занятых в этом секторе в общей численности работающих (табл. 1.1).



* Во Франции, Австрии, Бельгии, Голландии этот показатель приблизился к 50%-й

отметке, а в Швеции, Норвегии и Дании он превысил 55%-й рубеж.

** Германия, Канада, Австрия приближаются к 50%-му рубежу, а Франция, Италия,

Бельгия его перешли, в Швеции, Дании, Норвегии, Голландии преодолели 55%-ю

отметку.

*** Франция, Канада, Австрия, Финляндия перешли 20%-й рубеж, а Дания и Швеция

превысили 30%-ю отметку.
Существует несколько разнонаправленных факторов, влияющих на объем и структуру общественных расходов и определяющих динамику их движения. Эти факторы отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе. ..,, Один из существенных факторов, который будет определять дальнейший рост общественных расходов, — возрастающее зна­чение творческого потенциала человека. Это будет выражаться в росте расходов на развитие человека.

Большие перспективы открываются для снижения обществен­ных расходов в связи с широким использованием возможностей рыночного механизма и конкуренции в смешанном подсекторе общественной экономики, а также проведением продуманной политики приватизации. Существуют страноведческие различия в динамике государственных расходов развитых стран Запада, что во многом зависит от тяжести налогового бремени и объема общественных расходов, степени жесткости рестрикционной фи­нансовой политики, масштабов сокращения военных программ и размаха проводимой приватизации.

5. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора

Распределение ресурсов в экономике общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государствен­ной власти, т.е. применяются нерыночные способы распределения ресурсов.

В этих условиях рядовой потребитель общественных благ может выражать и защищать свои интересы в качестве избирателя, кото­рый, как известно, обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма голосования. К числу находящихся в распоряжении избирателя ресурсов относятся его собственное право голоса и возможность, связанная с участием в различных организациях, а также в проведении и финансировании политических кампаний. Смысл процедуры голосования как достаточно универсальной модели коллективного принятия решения состоит в том, чтобы адекватно выявить имеющиеся предпочтения, а также по мере возможности их согласовать. В отношении частных благ подобные задачи решаются с помощью механизма спроса-предложения. Механизм голосования — это инструмент, с помощью которого определяется совокупный спрос на общественные блага, поэтому он имеет важное значение для распределения ресурсов в обще­ственном секторе.

Как правило, при голосовании действует принцип: один человек— один голос и решения принимаются простым большинством голосов. Правда, из этого правила бывают исключения. Так, в со­ответствии с процедурой может быть необходимо абсолютное или относительное большинство или квалифицированное большин­ство. Возможны ситуации, при которых для принятия соответ­ствующих решений требуется общее согласие (отсутствие голосов против) и т.д. При этом надо особо подчеркнуть, что чем больше голосов необходимо для принятия решения, тем, при прочих рав­ных условиях, менее вероятны частные и глубокие изменения при распределении ресурсов в экономике общественного сектора.

6. Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов

Как ниже нами отмечалось, в соответствии с общими положе­ниями экономики общественного сектора современное эконо­мическое пространство определяется как смешанная рыночная экономика, в которой имеют место как общественное, так и частное потребление, и соответственно, обеспечение и производство благ осуществляется государственным и частным секторами, а роль го­сударства в реализации социальной и экономической политики оп­ределяется следующими категориями, описанными еще в середине XX в. одним из видных экономистов Р. Масгрейвом: стабилизаци­онная функция, функция распределения ресурсов (аллокативная) и функция распределения доходов (дистрибутивная).

Стабилизационная функция

Как известно, реализация экономической политики стабили­зационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит, в том числе и потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение де­нег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кре­дитной политики на основные макроэкономические показатели, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, которые используются для принятия властями практических решений в денежной политике. Кредитно-денежная политика на макроуровне — это совокупность мер, про­водимых в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государ­ству направления развития. Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством правом эмиссии Центральный банк (или приравненный к нему финансовый орган) реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В процессе реализации государством стабилизационной функции в экономике должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. И свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для эконо­мического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и без­наличных банковских операций, а также конкретные формы кон­троля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне, н рамках основной формулы макроэкономического равновесия (рис. 1.2)

Как отмечалось выше, в кейнсианской и монетаристских тео­риях по-разному рассматривается механизм воздействия денежно-кредитной политики на основе макроэкономических показателей. Это объясняется тем, что если показатель объема потенциального потребления (mv) будет превышать объем потенциального производ­ства (PQ), то, как видно на рис. 1.3, на горизонтальном кейнсианском и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения это превышение будет обеспечивать дальнейший экономический рост, а на вертикальном классическом отрезке такое превышение будет способствовать усилению инфляционных процессов.

В заключение необходимо также отметить, что большинство специалистов, занимающихся государственными финансами, счи­тают, что за реализацию стабилизационной функции в экономике должно нести ответственность центральное правительство.

Функция распределения ресурсов

Данная функция предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение опреде­ляется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительным источником ресурсов для обеспечения деятельности общественного сектора являются налоговые льготы. Бюджетная система — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназна­ченных для обеспечения задач и выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде ба­ланса доходов и расходов. Бюджетная система определяется как совокупность всех видов бюджетов и базируется на следующих принципах:

— единство с учетом типа государственного устройства страны (унитарное или федеральное);

— разграничение бюджетных полномочий между органами власти всех уровней;

— разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы;

— самостоятельность бюджетов;

— равенство бюджетов соответствующего уровня;

— сочетание интересов всех уровней бюджетной системы. Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права

деятельность государственных органов и органов местного само­управления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами различного уровня в целях выравнивания доходной части бюджетов до минимально необходимого уровня.

Специфика реализации распределительной функции в фор­мирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы меж­бюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократичного государства механизмы саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти, по крайней мере до этапа преодоления общего кризиса. Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы цент­ральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в вопросах реализации своей распределительной функции. Однако усиление централизации распределительной функции государства в рамках бюджетно-налоговой политики сталкивается с рядом ограничений, которые лежат в плоскости проблем, связанных с получением, владением и распределением информации и информационных потоков, необходимых для принятия опти­мальных социальных, экономических и политических решений. В этих условиях для исполнения распределительной функции государство должно (в отличие от стабилизационной функции и функции распределения доходов, которые могут и должны быть максимально централизованы) идти по пути децентрализации, т.е. путем распределения и перераспределения полномочий по уровням государственного и местного управления.

Функция распределения доходов

Данная функция предполагает распределение дохода или бо­гатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния.

Политика перераспределения доходов предполагает осущест­вление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перс­пективе — искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Функция распределения доходов имеет большое значение, поскольку при условии невмешательства государства в рамках рыночной экономики образуется тенденция к такому распреде­лению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение мас­штабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения и, как следствие, к сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.

В целях соблюдения справедливости политика перераспределе­ния доходов должна осуществляться в основном централизованно. В противном случае придется допустить существование нескольких различных функций общественного благосостояния внутри одной страны. Так или иначе, политика децентрализованного перерасп­ределения мало оправданна ввиду миграции, которая может из-за этого возникать (гипотеза Тибу): «богатые» будут перемещаться в зоны, где перераспределение доходов не такое сильное, а «бед­ные» — туда, где оно более значительно. Поэтому все зависит, во-первых, от масштабов предусмотренного корректирующего перераспределения; во-вторых, от того, насколько гармонично согласуется политика отдельных децентрализованных единиц, и, в-третьих, от пространственной подвижности экономических агентов.

Наметившаяся в России, за годы проведения реформы, тен­денция к постепенному отказу от патерналистской функции го­сударства в механизмах реализации экономической и социальной политики (что предполагает создание различных институциональ­ных структур, характерных для рыночной экономики) не должна существенно отражаться на целях экономической и социальной политики.

7. Провалы рынка и государства. Контрактация и квазирынки

Ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов, называются провалами рынка. Если не рассматривать проблему перераспределения доходов, то при определенных условиях и до­пущениях можно было бы утверждать, что общественный сектор должен функционировать исключительно в зонах провалов рынка, и, соответственно, механизмы государственного вмешательства должны быть адекватны специфике конкретных провалов рынка. При этом провалы рынка необходимо сопоставлять с провалами государства, поскольку действия государства, направленные на преодоление провалов рынка, в свою очередь могут привести к неэффективному использованию ресурсов.

К провалам рынка можно отнести ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполноту информации.

Ограниченность конкуренции

Как известно из общего курса экономической теории, моно­полия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, поэтому государственное вмешательство может способствовать более эф­фективному использованию ресурсов.

Сложнее дело обстоит в ситуации естественной монополии. Примером может служить водопровод. Так, если подвести комму­никации нескольких конкурирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет отсутствовать.

Поскольку в основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства, то, имея возможности ее преодолеть без потери эффективности, государству необходимо выбирать один из двух способов регулирования: 1) использовать меры регулирования для прямого воздействия на деятельность монополиста; 2) заполнять зоны естественной монополии програм­мами общественного сектора. Регулирование может выражаться, например, в установлении предельного уровня цен.

Внешние эффекты

Экономический субъект, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других. В то же время, если экономический эффект создает пози­тивные внешние эффекты, то он принимает на себя часть издержек по реализации интересов других экономических субъектов. Поэтому проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться двумя путями: либо установления прав и ответственности участников экономической деятельности, либо непосредственного выполнения государством функций, обеспечивающих положитель­ный внешний эффект, или налогового регулирования деятельности, порождающего отрицательные внешние эффекты.

Неполнота информации

Как известно, эффективность функционирования рынка во многом зависит от того, насколько полной информацией о потре­бительских свойствах товаров и услуг участники сделок владеют, а также от альтернативных возможностей их производства и при­обретения и складывающихся тенденций изменения конъюнктуры рынка. Это обусловлено тем, что неполнота информации огра­ничивает возможности эффективного использования ресурсов и приводит к неоптимальному поведению продавцов и покупателей. Классический пример информационной асимметрии представляет собой сфера здравоохранения.

В условиях, когда информационная асимметрия угрожает диктатом производителя, поставку данного вида услуг должен обеспечивать общественный сектор. Это оправдано, поскольку предполагается, что общественный сектор через механизмы общественного выбора подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

Провалы государства

Провалы государства — это неспособность обеспечить эффек­тивное распределение ресурсов и доходов в соответствии с приня­тыми в данном обществе представлениями о справедливости.

Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность го­сударства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор — это только один из экономи­ческих субъектов рынка. Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен-9твами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интере­сов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соот­ветствующих их основе — доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью конт­роля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сек­тора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновре­менно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое ре­шение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике пре­доставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые тра­диционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут пре­доставляться целиком или частично (сверх определенного обще­ством минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными ор­ганизациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным секто­рами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным секторами в решении соответствующих задач, будет эффективным только в том случае, если оно не сопровождается ростом трансакционных издержек.
Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия общественного сектора.

2. Уточните роль рынка и государства в различных моделях сме­шанной экономики.

3. Охарактеризуйте структуру и масштабы общественного сектора в различных моделях рыночной экономики.

4. В чем состоит особенность распределения ресурсов в эконо­мике общественного сектора?

5. Какие факторы способствуют развитию общественного сектора?

6. Раскройте функции государства в современной рыночной эко­номике.

7. Опишите порядок реализации стабилизационной функции государства.

8. Раскройте особенности реализации функции общественного сектора по распределению ресурсов (аллокативной).

9. Уточните особенности реализации функции общественного сектора по распределению доходов (дистрибутивная).

10. Раскройте основные типы провалов рынка.

11. Опишите основные провалы государства и методы их преодо­ления.

12. Какова роль контрактации и квазирыночных отношений в пре­одолении провалов государства?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации