Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) - файл n1.doc

приобрести
Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы)
скачать (68842.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc68843kb.12.09.2012 19:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27








Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)
УЧЕБНИК


Под редакцией профессора О.И. Волкова

и доцента О.В. Девяткина
Третьеиздание,переработанноеидополненное

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по экономическим специальностям


Москва

ИНФРА-М

2007
УДК 364(075.8) ББК 65.272Я73

Э69
Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова В.А. Слепое, кандидат экономических наук, профессор, генеральный директор Научно- исследовательского и внедренческого предприятия «Производственно интегрированные системы» НИИ ВПРИПС М.Ю. Горнштейн

Авторский коллектив:

доктор экономических наук, профессор О.И. Волков (руководитель), кандидат экономических наук, доцент О.В. Девяткин (соруководитель), кандидат экономических наук, доцент Н.Б. Акуленко,

кандидат экономических наук, доцент В. Г. Слепухин,

доктор экономических наук, профессор О.В. Забелина, доктор экономических наук, профессор А. С. Паламарчук, кандидат экономических наук, доцент В.К. Скляренко, доктор экономических наук, профессор А.П. Гарное, кандидат экономических наук, профессор В.Я. Поздняков, доцент Л.Л. Покрышкина,

ассистентЮ.Ю.Ковалева
Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. Э69 О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:

ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
ISBN 978-5-16-002990-0
В учебнике рассматривается современный экономический меха- низм, обеспечивающий жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, изучение которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, которые неизбежно возника- ют в работе не только экономистов, но и руководителей, инженеров и других специалистов производственного сектора.

Для студентов и преподавателей вузов, руководителей производ- ства, предпринимателей, инженеров производственного сектора и всех интересующихся проблематикой экономики производственного предприятия.

УДК 364(075.8) ББК65.272я73

ISBN 978-5-16-002990-0 ©Авторский коллектив, 2002

ВВЕДЕНИЕ
Экономика предприятия (фирмы) — образовательная и науч- ная дисциплина, в которой излагаются методы и правила хозяй- ственной деятельности производственной организации. В соответ- ствии с государственным образовательным стандартом 2000 г., в учебнике представлены хозяйственные методы и приемы, исполь- зуемые в практике организации производства продукции, разра- ботки и определения стратегии решения перспективных и текущих задач предприятий, достижения поставленных перед ними конк- ретных экономических и социальных целей.

Основная задача, которую решает управленческий персонал предприятий, заключается в том, чтобы каждый вложенный в про- изводство рубль не только окупался в полном объеме, но и прино- сил дополнительный доход. Профессиональный экономист как ос- новное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механиз- мах производства и обращения товаров, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

На рабочих местах и в цехах производственных предприятий со- здается материальная база обеспечения жизнедеятельности каждо- го человека в отдельности и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Чтобы поддержи- вать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить по- томство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий транспорта, торгов- ли и связи. Поэтому знание экономики предприятий, где создают- ся предметы жизнеобеспечения — необходимое условие понима- ния происходящих социально-экономических процессов и реше- ния любых хозяйственных задач.

Экономика предприятия (фирмы) как образовательная дисцип- лина — это комплекс знаний о средствах, законах и правилах веде- ния хозяйства. Она включает широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального исполь- зования материальных и нематериальных ресурсов, объектов, про- цессов и способов с целью создания и распределения материаль- ных и духовных благ, без которых не мох^ет обходиться как от- дельный индивид, так и общество в целом. Таким образом, если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором покоятся все без исключения компоненты системы хсизнеобеспе- чения людей, то ее основным звеном, или ядром, является про-
изводство материальных благ, включая как предметы потребления, так и средства производства.

С ростом масштабов производства, стремительным расширением ассортимента выпускаемой продукции повышается сложность уп- равления экономикой. Наряду со специализацией и кооперировани- ем труда в производстве появилась необходимость специализации и кооперирования труда в управлении. В отдельные разделы управле- ния выделились управление финансами, учет, маркетинг, организа- ция оплаты труда и др. Наряду с этим использование современных информационных технологий становится необходимым условием успеха в управлении предприятием и обеспечения его развития. За- дачи экономистов, независимо от того, в какой сфере управления экономикой они заняты, сводятся в конечном счете к организации производства и его интенсификации в соответствии с изменяющим- ся спросом и ростом требований к выпускаемой продукции.

Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной иерархии имеет чрезвычайную важность. По проблемам развития экономики и различных ее отраслей и сфер опубликована обширная научная и учебная литература, подготовлен большой массив дело- вой документации, компьютерных программ и их версий. Среди них значительное место занимают финансы и банковское дело, аудит и бухгалтерский учет, маркетинг и планирование, оплата и стимули- рование труда, организация производства и др. Весь этот огромный информационный массив, однако, имеет смысл и ценность лишь в той мере, в какой он непосредственно связан с деятельностью пред- приятий, наполняющих экономику материальными ресурсами.

Реальной экономики, оторванной от материального производ- ства, не существует. А если и появляется описание подобной эко- номики в литературе, то оно может рассматриваться лишь как вы- мысел малосведущих литераторов. В реальном хозяйственном меха- низме действия, не вытекающие из требований материального производства и не учитывающие спрос на его продукцию, — это ошибочные действия. Чтобы исключить подобные ошибки (а порой и недобросовестные притязания отдельных лиц) при подготовке и принятии хозяйственных решений, в том числе на микро- и мак- роуровне, надо всегда увязывать содержание документов с требо- ваниями и объективно обусловленным механизмом деятельности производственных предприятий (организаций). А для этого необхо- димо изучить этот механизм. На бесчисленных примерах практикой доказано, что при решении сложных хозяйственных (и не только хозяйственных) задач слабо подготовленный, несведущий специа- лист действует не лучше, а порою хуже добросовестного невежды. Последний будет стремиться к успеху. И он с помощью консуль- тантов может найти правильное решение задачи. Недостаточно под- готовленный, но самонадеянный специалист решит вопрос, как умеет — плохо. Чтобы не оказаться в числе последних, каждый

экономист должен иметь достаточно полные знания о деятельнос- ти предприятия. Усеченные и ограниченные знания не позволяют решать современные сложные экономические проблемы.

В специальной экономической литературе (к примеру, по фи- нансам, планированию, труду и др.) описывается какая-то одна сторона хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Полу- чая углубленное представление о ее функциях, правилах и задачах, специалист может подготовить правильное решение в своей про- фессиональной работе, лишь увязав его с другими сторонами дея- тельности предприятия. Методы, правила и условия комплексного подхода к вопросам управления хозяйственным объектом представ- лены в настоящем учебнике.

Учебник предназначен главным образом для студентов вузов и лиц, заинтересованных в изучении экономики предприятия и предприни- мательского дела. Вместе с тем он будет полезен руководителям и специалистам независимо от рода их деятельности. Студенты вузов, преподаватели, специалисты найдут в учебнике полный набор сведе- ний о внутреннем хозяйственном механизме, позволяющем на каж- дой фабрике и заводе, в крупных и мелких организациях сплотить персонал и направить его работу на решение поставленной задачи.

Что касается внешней среды, то читатель получит четкое пред- ставление о социально-экономических функциях, месте и роли про- изводственных предприятий в формировании отраслевых и террито- риальных комплексов, развитии национальной экономики в целом, а также их отношениях с органами федеральной и местной власти. Здесь детально рассматриваются вопросы экономической деятель- ности и связанной с ней организации управления предприятиями в соответствии с их размерами, отраслевой специализацией и формой собственности. Разъясняются способы, цели и основные мотивы со- здания, расширения и ликвидации отдельных предприятий.

Особое место отводится вопросам предпринимательства, его значению в сфере производства, включая индивидуальные и кол- лективные, частные и функционально-управленческие формы. Под- робно освещаются проблемы рынка'и рыночных отношений. Уточ- няется роль и место рынка как сферы товарообмена, вызванного общественным разделением труда. Показано, что в различных ((юр- мах и при различной степени регулирования рынок безостановоч- но функционирует уже несколько тысячелетий. Рынок на совре- менной стадии развития цивилизации невозможно ни отменить, ни вновь ввести. Распространенный в России тезис о «переходе к рынку» не только ошибочен по содержанию, но и имеет крайне негативные последствия, так как нацелен не на укрепление хозяй- ственного механизма за счет устранения имеющихся в нем недо- статков, а на забвение сложившихся национальных традиций и опыта. Попытки в 1990-х годах в России и ряде других стран претворить в жизнь абстрактную идею «перехода к рынку» привели к катастро-
фическим результатам — к обвальному снижению объема произ- водства и потребления, непомерному росту имущественного нера- венства в распределении доходов1. Иначе и не могло быть. Меха- низмы и конкретные правила управления экономикой и ее звенья- ми в каждой стране складываются столетиями. В их основе исподволь закладываются объективно и неумолимо действующие законы и факторы, как общие для всех стран и связанные с прогрессом про- изводительных сил, так чисто национальные, обусловленные внеш- ней средой и традициями народов. В частности, по оценкам беспри- страстных наблюдателей, побывавших во многих странах мира, у российского народа исторически сложился «сильный приоритет духовного над материальным», что в меньшей мере замечается у народов стран Запада2. Попытки исключить действие отдельных внутренних факторов экономики обречены на неудачу. Выбор стра- тегического курса развития экономики — «это учет социальных при- оритетов, интересов общества, его нравственных ценностей»'. За пределами интересов человека, его объективных потребностей ни- какой экономики не существует.

В частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотовар- ного производства, для России в основном малопригодны. Чрезвы- чайно тяжелые природно-климатические условия и огромные про- странства России, общинные народные традиции диктуют необхо- димость укрепления централизованного управления экономикой, концентрации и взаимострахования материальных и трудовых ресур- сов. Тем более, что процесс концентрации материальных и финан- совых ресурсов в настоящее время отмечается во всем мире. А для глобальных корпоративных операций, связанных с большими затратами ресурсов и риском их потерять, требуются иные подходы к управлению экономикой, делающие упор на развитие стандарти- зации, использование информационных технологий, разработку стратегии предприятий (фирм), проведение крупномасштабных ис- следований. Поэтому значительное внимание в учебнике уделяется современному состоянию и основным направлениям развития стра- тегического, текущего и оперативно-календарного планирования на предприятиях и построенному на принципах планирования со- временному отечественному и зарубежному менеджменту. Показы- вается, как организована в целом экономическая и коммерческая работа на предприятиях в России и за рубежом, какими методами и средствами они пользуются, чтобы достичь успеха.

Подробно освещаются методы экономического регулирования производства на предприятии в соответствии с требованиями рын-

1 Микроэкономика: Учебник. М.: ДИС, 1997. С. 245.

г АИФ. Москва. 2001 . № 32. С. 20.

'Экономист . 2001 . №2 . С. 58.
ков сбыта продукции и рынков обеспечения предприятий необходи- мыми компонентами производства. Впервые в российской научной и учебной литературе детально описывается инструментарий, кото- рым пользуются экономисты и руководители предприятий в сфере управления производством. Несмотря на то, что любое совершен- ствование и перестройка механизма управления экономикой каса- ются в первую очередь инструментария (показателей, нормативов, моделей), из-за слабости методической основы его разработки учеб- ная литература уделяла данной проблеме недостаточное внимание. Данный учебник призван восполнить этот пробел.

Учебник не замыкается узкими операционными вопросами внут- рипроизводственного экономического механизма управления и пред- принимательства. Экономика предприятия (фирмы) и предпринима- тельство рассматриваются как всеобъемлющая и необходимая сфера деятельности экономически активной части населения. При подго- товке учебника использован опыт российского и зарубежного менед- жмента и производственного предпринимательства, официальные материалы государственных органов, литературные источники, а так- же опыт авторов, много лет отдавших педагогической деятельности и работе на руководящих постах на промышленных предприятиях, в научных и других организациях. Авторы избегают прямого копирова- ния как самой практики, так и законодательной базы, связанной с экономикой предприятия, которые имеют свойство быстро изменяться в деталях. Акцент делается на основные принципы, правила и про- грессивные приемы организации экономической деятельности на пред- приятиях, использование которых дает возможность специалистам са- мостоятельно выбирать оптимальные варианты.

Широко распространенные в российском хозяйственном лекси- коне в качестве равнозначных термины «предприятие», «фирма»,

«организация» в той же мере используются авторами учебника как эквивалентные понятия. По мнению авторов, принципиального значения не имеет, как именуется производственное звено — «пред- приятие» или «фирма», а также как называется учебная дисципли- на — «Экономика предприятия» или «Экономика фирмы». Содер- жание учебника сводится не к обсуждению терминологических нюансов, а к рассмотрению организации и управления производ- ством и реализацией продукции в реальном секторе экономики.
Введение, главы 14, 9—//, 13, 15, 16, 18 учебника написаны д.э.н., проф. О. И. Волковым; глава 5 д.э.н., проф. А. С. Паламарчуком; главы 6, 17 к.э.н., доц. О. В. Девяткиным; глава 7 — к.э.н., доц. В. Г. Слепухиным; главы 8, 19 к.э.н., доц. 11. Б. Акуленко; глава 12 д.э.н., проф. О. И. Волковым и д.э.н., проф. А. П. Гарновым; глава 14 доц. Л. Л. Покрышкиной; глава 20— к.э.н., проф. В. К. Скляренко, к.э.н., доц. О. В. Девяткиным, асе. 10. Ю. Ковалевой; глава 21 д.э.н., проф. О. В. Забелиной; глава 22к.э.н., проф. В. Я. Поздняковым.
РАЗДЕЛ I

ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ

ГЛАВА 1

ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) - КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1. Назначение и сфера деятельности предприятия(фирмы)
Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в каче- стве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко исполь- зуются не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промыш- ленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в Рос- сии чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопро- фильная, со многими входящими в нее обособленными предприяти- ями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая органи- зация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации.

Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напро- тив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммер- ческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и не- сут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на раз- личных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расшире- ния сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:

• производственные организации , занятые в основном изго- товлением, строительством и поставкой потребителям готовой то-
варной продукции личного, общественного и производственного потребления;

• торговые организации;

• брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организа-

ции.

Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.

В соответствии с основной целью производственного предприя- тия — получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего предприя- тие определяет:

• куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал",

• каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.

В связи с этим предприятие досконально изучает доступные для него рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потен- циал, включая;

• производственные мощности, их структуру и загрузку;

• кадры предприятия, их квалификацию и возможность попол-

нения;

• финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перс-

пективы получения кредитов банка);

• наличие и возможность осуществления инновационных про- ектов (в том числе финансируемых со стороны) по выбранному перспективному виду продукта.

В условиях конкуренции и ускорения технического прогресса перечисленные и некоторые другие секторы анализа предприятие вынуждено осуществлять непрерывно. В противном случае оно бу- дет работать «вслепую», и потому может оказаться банкротом.

1.2. Производственное предприятие (фирма) —

сфера материального производства
Производственноепредприятие(фирма)этообособленнаяспе- циализированнаяорганизация,основаниемкоторойявляетсяпрофес- сиональноорганизованныйтрудовойколлектив,способныйспомощью имеющихсявегораспоряжениисредствпроизводстваизготовлятьнуж- нуюпотребителямпродукцию(выполнятьработы,оказыватьуслуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К произ- водственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбина-

ты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения. Внутренняя среда пред- приятия (фирмы) — это люди, средства производства, информа-
ция и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутрен- ней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1.1).
Внутренняя среда


Рис. 1.1. Производственное предприятие (фирма)
Основу предприятия (фирмы) составляют люди, которые ха- рактеризуются определенным профессиональным составом, квали- фикацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, люди не могут трудиться на пустом месте. Им необхо- димы средства производства: основные средства, с помощью кото- рых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработ- ной платы работникам и осуществления прочих платежей предпри- ятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчет- ном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кре- дитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация — коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информа- ция отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает техно- логию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материа- лов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин,

10

оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательнос- ти должна вестись работа. На основе оперативной информации выда- ются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода про- изводственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функ- ционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия, — это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производствен- ных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 1.2). Население, в инте- ресах и при участии которого создается предприятие, — главный фактор внешней среды. Население также является главным потре- бителем продукции и поставщиком рабочей силы. Поскольку пере- работка исходного сырья в готовый для потребления продукт про- ходит много ступеней на отдельно взятых специализированных пред- приятиях, большинство из них (особенно в таких отраслях, как химия, металлургия и машиностроение) являются не только по- ставщиками собственной продукции, но и наиболее крупными потребителями продукции других предприятий.
Например, металлургический завод является поставщиком металла для машиностроительных и других предприятий и населения и вместе с тем потребителем угля и руды, добытых горнодобывающими предприятиями, а также потребителем продукции машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, энергетики.


Рис. 1.2. Внешняя среда производственного предприятия
11
К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причис- лить кредитные учреждения — банки, поставляющие денежные ре- сурсы, а также научные и проектные организации, которые гото- вят для предприятий необходимую научно-техническую информа- цию и проектную документацию. Контроль исполнения законов осуществляется правительством и местными органами власти. Вслед- ствие того, что предприятие занимает центральное место в народ- нохозяйственном комплексе, на его деятельности концентрирует- ся внимание субъектов внешней среды — населения, правитель- ственных органов, поставщиков и потребителей продукции. Во внешней среде активно действуют и конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рын- ке. Оценка сильных и слабых сторон предприятия (фирмы), опре- деление его конкурентных преимуществ специалистами и руково- дителями предприятия позволяют избегать провалов в работе. Раз- работка перспективных вариантов программы действий обеспечивает закрепление имеющихся достижений и их наращивание. Коммер- ческая самостоятельность предприятия (фирмы) не только раскре- пощает инициативу персонала, но также повышает его ответствен- ность за конечные результаты работы предприятия.

С чисто правовой стороны, согласно законодательству Россий- ской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятель- ныйхозяйственныйсубъект,созданныйвпорядке,установленномза- коном, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлет- ворения общественных потребностей и получения прибыли. К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) от- носятся:

• возмещение затрат и получение дохода владельцем предпри- ятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, час- тные лица);

• недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе сры- вов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной про- дукции, резкого сокращения объема производства и дохода пред- приятия);

• обеспечение потребителей продукцией предприятия в соот- ветствии с договорами и рыночным спросом;

• обеспечение выплаты заработной платы персоналу предпри- ятия, нормальных условий труда и возможностей профессиональ- ного роста работников;

• создание рабочих мест для населения, живущего в окрест- ностях предприятия;

• охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

• стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
12
Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владель- ца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Факторы, определяющие формирование предприятия
Право постановки задачи перед персоналом предприятия оста- ется за его владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец, действуя в рамках закона, исходя из собственных интересов, поставленных им целей и выбранных приоритетов, не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия. В противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах. Но всегда, во всех случаях главной задачей предприятия является возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполняе- мых работ, оказанных услуг). Только на основе полученного дохода решаются текущие и перспективные задачи производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хо- зяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее испол- нения. Это могут быть целесообразность этой задачи с точки зре- ния интересов и профиля предприятия; наличие достаточного объема денежных и материальных ресурсов, а также квалифицированных кадров; отсутствие запретов и ограничений производственной дея- тельности и т. п. Независимо от формы собственности, размеров и отраслевой принадлежности предприятие работает, как правило, на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофи- нансирования. Руководство предприятия самостоятельно заключа- ет договоры с потребителями продукции (в том числе получает го- сударственные заказы), заключает договоры и ведет расчеты с по-
13
ставщиками нужных производственных ресурсов, осуществляет наем рабочей силы, управляет собственными финансами, ведет денеж- ные расчеты.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

• изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;

• продажу и поставку продукции потребителю;

• послепродажное обслуживание продукции;

• материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

• управление и организацию труда персонала на предприятии;

• повышение качества продукции;

• снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;

• предпринимательство;

• уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.;

• соблюдение действующих стандартов, нормативов, государ- ственных законов.

Функции предприятия (фирмы) конкретизируются и уточня- ются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства; отраслевой принадлежностью; степенью специализации и кооперирования; наличием коммерчес- кой и социальной инфраструктуры; формой собственности; взаи- моотношениями с местными органами власти.

Экономические и социальные задачи, из которых вытекают фун- кции предприятий, определяются многими факторами и неоди- наковы для различных предприятий. Одно дело — малое предпри- ятие, например, по индивидуальному пошиву женского платья, с числом работников 14—20 человек, совсем другое — крупный ме- таллургический завод, где заняты десятки тысяч работников. В первом случае с предприятием связан его малочисленный кол- лектив и ограниченное количество заказчиков и партнеров. Во втором — целый город или его большой район, а также огромное количество потребителей, на результаты деятельности которых большое влияние оказывают цена, качество и ритмичность поста- вок продукции.

Предприятие несет полную ответственность перед финансовы- ми органами за своевременное перечисление налогов и других пла- тежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а так- же на закупку сырья и материалов, оплату рабочей силы. Админи-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации