Организация зеленой зоны на участке детского сада - файл n1.docx

приобрести
Организация зеленой зоны на участке детского сада
скачать (46.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx47kb.12.09.2012 19:38скачать

n1.docx





По предмету: «Теория и методика экологического образования детей».
На тему: «Организация зеленой зоны на участке детского сада».

Оглавление.


  1. Введение………………………………………………….……..2

  2. Значение участка и его организация…………………….……3

    1. Организация участка на территории детского сада………3

    2. Традиционный огород и фруктовый сад………….……….5

    3. Озеленение участка детского сада………………………….6

    4. Площадка природы………………………………………….8

    5. Экологическая тропа……………………………….………..8

    6. Уголок нетронутой природы………………………………12

    7. Альпийская горка……………………………………………13

  1. Заключение……………………………………………………17

  2. Список литературы…………………………………..………18

  3. Приложения…………………………………………………...19

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский.1



  1. Введение.


Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Все эти знания и навыки необходимы также для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.



  1. Значение участка и его организация.


2.1. Организация участка на территории детского сада.
Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях, — это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом — весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей. И от его оборудования зависит, какое воспитательное воздействие окажет он на ребенка.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок - необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада. Основное познание природы – наблюдение. На участке детского сада воспитатель приучает детей любоваться яркими красками неба, замысловатой формой снежок, полетом ласточки, дети познают окружающий мир.

Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которой дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточной земельной площадью, для детей средней и старших групп организуют цветник, огород и сад.

Прежде чем приступить к озеленению, участок надо очистить от мусора и камней, измерить его и составить план размещения на нем растений для всех групп детского сада.

Участок обычно огораживают забором. Хорошо сделать живую изгородь, посадив деревья со смыкающимися кронами или кустарники в 1—3 ряда. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти. Посадками деревьев и кустарников можно отделить участки разных возрастных групп.

Для выращивания деревьев и кустарников требуется несколько лет. Хороший травостой также создается в течение не одного сезона. Удалять деревья и кустарники с участка можно только в том случае, если они затеняют здание детского сада, создают сырость или заражены какой-либо болезнью.

Около беседок, теневых навесов и других построек сеют вьющиеся растения.

Место для огородных культур лучше выбирать открытое, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью.

Фруктовые деревья и ягодные кусты сажают на пологом склоне или ровном месте, где не скапливается вода.

Дорожки на участке должны быть широкими (1—2 м), чтобы дети не затаптывали растений. Пространство между клумбами в цветнике и грядками на огороде делают шириной 50—60 см.

На земельном участке должны быть помещения для содержания мелких домашних животных (кроликов, кур), скворечники и площадки с кормушками для наблюдения над прилетающими птицами.



    1. Традиционный огород и фруктовый сад.


Традиционный огород и фруктовый сад в настоящее время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных — обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес), Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовую базу. При этом, к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор — заготовка кормов для обитателей уголка природы.

Фруктовый сад приобретает и настоящее время больше эстетическое, познавательное и природоохранное значение: дети могут любоваться плодовыми деревьями в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся на них птицы, использовать плоды для кормления животных.

Территория участка детского сада должна быть хорошо озеленена. По всему периметру забора (внутри и снаружи) целесообразно посадить высокие деревья и кустарники, которые создадут зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Иначе говоря, зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым — улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.



    1. Озеленение участка детского сада.


Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и такие замечательные деревья, кик липа, рябина, ива, каштан, дуб, ясень. Если территория большая, то на каком либо отдаленном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, лиственницы интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями, праздник вокруг живой елки, входящий в акцию «Зеленая елочка — живая иголочка».

На участке ДОУ может быть много цветов — детский сад должен стать действительно цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Цветы — это удивительно разнообразные по форме, цвету, ароматам растения. Каждый из них хорош по-своему. Цветы вызывают радость и умиротворение — их должно быть много в детском учреждении: на центральном входе, у всех подъездов, вдоль основных дорожек. Не мешая играм детей, они должны вписываться в каждый групповой участок. Ноготки могут обрамлять огород — они улучшают почву, а настурция хороша на приствольных кругах плодовых деревьев. У заборов, создавая высокую зелено-цветущую стену, хорошо себя чувствуют золотые шары и топинамбуры (земляная груша), плоды которых могут идти на корм животным.

В разных местах участка могут расти и многолетники, и однолетники. У центрального входа, подъездов, вдоль основных дорожек лучше посадить легко растущие многолетники — ирисы, лилии, пионы, флоксы. Однолетники целесообразнее сажать на групповых участках — воспитатель с детьми будет выращивать рассаду, высаживать ее в фунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Растения должны быть простыми в уходе, долго-цветущими: ноготки, бархатцы, космея. Окружающее население привыкнет к «цветущему оазису» детского сада и не будет топтать газоны и рвать цветы.

Не следует забывать про вертикальное озеленение: прекрасно выглядят стены и заборы, увитые диким виноградом, хмелем, а беседки на игровых площадках — душистым горошком, декоративной фасолью.

При наличии хорошего участка детский сад может создать «экологические пространства» нового типа.

Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

На территории детского сада для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, и в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.


    1. Площадка природы.


На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря, вольера с выгулом для какого-либо животного, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой (если сделан фонтанчик или небольшой водопад). Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может быть что-то особенно красивое — сад непрерывного цветения, розарий, экзотические растения (не характерные для данной местности). Красота новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе, особенно если воспитатель сумеет использовать это место для приобщения детей к познавательной или практической деятельности.



    1. Экологическая тропа.


Новая и интересная форма работы no экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы — учебного специально оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станции юных натуралистов, дом пионеров и т.н.). При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детскою сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создастся специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Здесь обсуждается именно этот парная г оборудования тропы.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. В этой работе у педколлектива должны быть консультанты (преподаватели биологии, географии. сотрудники BOOП. краеведческого музея, СЮН). На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема — обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

  1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.

  2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту.

  3. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно посадить 2—3 дерева.

  4. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.

  5. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40—50см, а рядом на земле положить часть ствола (1—1,5м), тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям для наблюдения.

  6. Устроить фитоогород — посадить, лекарственные ценные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

  7. Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые.

  8. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями — место пересечения ветки и стойки в момент средней! влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз — его насыщенность влагой, всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто. где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

  1. Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.

  2. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

  3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

  4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники: просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда И выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба. встречаются следы мышей — все эти явления, если они постоянны. могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

  1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

  2. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные шиты, которые, как правило. сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести но тропе гостей детского сада.



    1. Уголок нетронутой природы.


«Уголок нетронутой природы» — это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.

Это — небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Велел за растениями поселятся насекомые, птицы, В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам, которые преобладают в каждом детском саду Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов.

Итак, opганизация в ДОУ различных экологических пространств» — это второе важное условие успешной работы по программе «Юный эколог». Детский сад может выбрать любое из перечисленных «пространств», чтобы наилучшим образом организовать и использовать в деятельности с детьми свою зеленую зону.



    1. Альпийская горка.


Альпийская горка может стать одной из видовых точек вашей экологической тропы. В то же время альпинарии самых разных размеров могут рассматриваться и как самостоятельные объекты для наблюдений: они имеют познавательное и эстетическое значение. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. Альпийская горка сделает ваш участок оригинальным, неповторимым, при ее оформлении вы сможете совместно с детьми проявить фантазию, творчество, это будет именно ваша альпийская горка, не похожая на другие.

Надо отметить, что сооружения подобного рода стали популярными не так давно. Однако их количество быстро растет, вероятно, потому, что альпинарий дает возможность человеку соприкоснуться с «настоящей» природой, не выходя за пределы городов, среда которых отличается однообразием и бесцветностью. Поэтому альпийские горки рекомендуются, прежде всего, городским дошкольным учреждениям.

Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно, альпинарий будет выглядеть привлекательно в любой сезон года — с ранней весны до поздней осени. К тому же, время от времени вы можете изменять видовой состав растительности, создавать различные композиции растений на горке.

Какие же условия требуются для создания альпийских горок? Безусловно, вы должны заранее правильно выбрать место для этого сооружения с учетом экологических условий, сочетания этого объекта с ландшафтом вашего участка в целом, его сохранности и т.д. Из экологических факторов следует принять во внимание:

Свет. На вашей горке наверняка будут растения, по-разному относящиеся к свету. Светолюбивые виды вы высадите на наиболее освещенных (открытых) участках, теневыносливые — в тени больших камней. Важно также учесть влияние близко расположенных деревьев: они не должны постоянно затенять всю горку. В противном случае на ней сможет расти лишь небольшое число теневыносливых растений.

Тепло. Многие растения альпийских горок в природных условиях выдерживают довольно большие колебания температуры, как правило, они морозоустойчивы. Однако желательно, чтобы зимой горка была укрыта снегом, что защитит ее от больших морозов. В летнее время камни, особенно крупные, сильно нагреваются и затем отдают тепло в окружающую среду. Поэтому возле них температура будет повышенной по сравнению с окружающей территорией. Следовательно, в жаркую погоду растения горки нужно чаще поливать и опрыскивать, чтобы они не перегрелись.

Вода. Многие растения, которые выращиваются в альпинариях, в природе довольно долго могут существовать без воды. Это растения с сочными, мясистыми листьями, запасающими влагу, часто с белым восковым налетом. Их называют суккулентами. Например, молодило, хорошо известное у нас как «заячья капуста». Такие растения не требуют постоянного полива, более того, он для них вреден. Поэтому при высадке растений следует выделить на горке наиболее сухие (обычно возвышенные) места и наиболее влажные участки, куда стекает и где скапливается влага, и в соответствии с этим размещать растения. Точно так же следует учитывать отношение растений к воде и при поливе. Какие-то растения вы будете поливать чаще, какие-то реже. Отношение растений к воде, как и другие их требования к экологическим условиям, послужит основой для наблюдений, для бесед с детьми. Необходимо отметить, что альпийскую горку лучше поливать рассеянным потоком (например, из лейки), а не направленным (из шланга), так как мощная струя воды может смыть почву и растения, разрушив экосистему горки.

Почва. Почва для альпинария создается искусственно. Для этих целей может быть использована естественная почва, характерная для вашего региона. Можно добавить в нее выбросы кротов, торф, перегной из листьев, немного песка, дробленый кирпич и каменную крошку (последние увеличивают проницаемость почвы в отношении воздуха и влаги). Специалисты советуют использовать такую смесь: верхний слой естественной почвы + песок + торф в сочетании 2:1:1.

Создание альпийской горки. Выбрав участок, перекопайте поглубже землю, уберите весь мусор, корни растений. Затем разместите на участке почву и камни по своему усмотрению. Подберите камни разного размера, желательно, чтобы преобладали крупные. Хорошо, когда камни немного отличаются и по цвету, и по характеру поверхности. Однако важно не переусердствовать: слишком большое разнообразие камней выглядит как безвкусное нагромождение.

Обычно для альпийских горок подбирают такие растения, как различные виды очитков, луков, гвоздик (особенно стелющиеся формы), молодило, низкорослые астры, кошачья лапка, живучка ползучая, копытень европейский, камнеломки. Среди раннецветущих можно отметить адонис (горицвет) весенний, сон-траву (прострел), гиацинт мышиный, первоцвет обыкновенный, пролеску сибирскую, виды хохлаток, ветрениц (анемон), чистяк весенний и др.

Кроме дикорастущих на альпийской горке можно высадить и некоторые культурные формы растений. Помимо этого, может быть выделен участок с растениями, подлежащими охране в вашем регионе (однако в этом случае нельзя собирать экземпляры растений в естественных условиях, можно обратиться на опытные участки, в ботанические сады, питомники).

Составьте краткое описание растений вашей альпийской горки, указав название каждого, места, где оно растет в естественных условиях, как используется человеком, подлежит ли охране, какие требования предъявляет с точки зрения экологических факторов. Всю информацию занесите в специальный альбом, куда вы поместите фотографии горки в разное время года, фотографии различных растений, детские рисунки с натуры. Постарайтесь также сфотографировать насекомых, посещающих растения вашей горки, детей, которые ухаживают за ней. Интересно также отснять «историю» создания альпийской горки, начиная с фотографии места, где создавалась горка, и кончая уже оформленным альпинарием. Это поможет наглядно увидеть плоды вашего труда не только вам и детям, но и родителям, гостям детского сада.

Мини-альпинарий можно создать и в помещениях детского сада. Мини-альпинарии — это сооружения в поддонах, крупных бетонированных емкостях. На дно емкости поместите слой дробленого щебня, кирпича, черепицы. Этот слой засыпьте торфом, на него выложите почву. Разместите камни, размер которых зависит от размера емкости. Высадите в землю низкорослые растения.


  1. Заключение.


Изучив литературу и проанализировав программы по экологическому воспитанию детей по данной теме, я пришла к выводу: что большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время. Она должна быть экологически чистой и безопасной. Дети должны почувствовать природу, увидеть уникальность флоры и фауны на примере зеленой зоны детского сада.

Организация зеленой зоны дошкольного учреждения должна быть наиважнейшей заботой руководителя и всего коллектива. От воспитателей требуется умение создать уголок живой природы, создать для растений и животных условия близкие к тем, в которых они живут в природе. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют воспитателю правильно организовать воспитательный процесс.

Правильно организованная зеленая зона детского сада дает возможность ребенку ближе познакомиться с удивительным разнообразием окружающего мира и воспитывает в нем бережное отношение к представителям растительного и животного мира.

В процессе формирования у детей знаний о природе громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в ней красивое и неповторимое и наслаждаться им.

Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребенка.


  1. Список литературы.




  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.- 132с.

  2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 1998.- 190с.

  3. Экологическое воспитание дошкольников / сост. С. Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.- 320с.

  4. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Новая школа, 1993.

  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2004. – 128 с.

  6. Рыжова Н.А. Я и природа. Учебн.-метод. Комплект по эколог. Образованию дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 1996, - 56 с.

  7. Лунич М.В. детям о природе: Кн. для воспитателя дет. Сада. 2-у изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. 143 с.

  8. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1980. – 272с.




1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. - С.22.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации