Останин В.А. Финансы - файл n1.docx

приобрести
Останин В.А. Финансы
скачать (323.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx324kb.12.09.2012 18:47скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Дальневосточный государственный университет

В.А.Останин

Учебное пособие

Финансы

Владивосток

Издательство Дальневосточного государственного университета

2001

Предисловие.

Учебное пособие по дисциплине "Финансы" представляет собой краткое

воспроизведение курса лекций, который читался студентам на протяжении

последних лет в Дальневосточном государственном университете. И хотя этот

курс разработан в соответствии с Государственным образовательным

стандартом, он по отдельным темам, структуре курса существенно отличен от

предлагаемых на сегодняшний момент книг традиционного трактования теории

финансов.

Область финансовых отношений, регулируемая финансовым правом,

представляет собой одну из динамично развивающихся областей

экономических отношений в сегодняшней действительности. Однако новации в

науке, в т. ч. и в финансовой науке, никогда не представлялись как голое

отрицание. Новое одновременно не есть и хорошо забытое старое. Новое в

финансовой науке есть положительное преодоление прежнего содержания в

финансовых отношениях.

Имея возможность непосредственного общения со студентами во время

чтения лекций, автору удалось, по крайней мере, так представляется, сделать

более доступным изложение отдельных тем, а с другой стороны, дополнить

философским осмыслением казалось бы общеизвестное в финансах.

Наиболее радикальное отличие данного курса просматривается уже в

первых темах, где финансовая система представлена в иной структурно-

функциональной форме.

Выражаю признательность Приступ Н.П., Немцову А.Г., которые оказали

помощь при составлении планов семинарских занятий, подборе контрольных

вопросов и тестов по каждой теме.

В.А.Останин

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие.

Раздел 1. Теория финансов

Глава 1. Финансы и их экономическая сущность

1. Экономическая сущность финансов.

2. Функции финансов.

3. Финансы в системе экономических категорий.

4. Финансы и кредит: единство и различия.

Глава 2. Место финансов в процессе расширенного

воспроизводства.

1.Значение и роль финансов в процессе расширенного воспроизводства.

2.Этапы формирования финансовых ресурсов на уровне предприятия.

3.Финансовая система России.

Глава 3. Управление финансами.

1.Понятие управления финансами.

2.Органы управления финансами.

3.Финансовая политика и ее содержание.

3.1.Типы финансовой политики.

4.Актуальные проблемы финансовой политики на современном этапе

реформирования российской экономики.

Раздел 2. Государственные финансы

Глава 4. Государственные финансы.

1.Экономическая природа государственных финансов.

2.Государственные доходы и их мобилизация.

3.Государственные расходы и их социально-экономическая значимость.

Глава 5. Государственный бюджет.

1. Экономическая природа государственного бюджета.

2. Бюджетная классификация, понятие, состав.

3. Доходы государственного бюджета. Экономическая сущность

налогов.

4. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит и

управление им.

5. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской

Федерации.

5.1.Бюджетная система, принципы ее построения.

5.2.Бюджетное устройство, понятие консолидированного бюджета.

5.3.Бюджетный процесс.

5.4.Межбюджетные отношения.

5.5.Бюджетный кодекс.

Глава 6. Государственный кредит.

1.Понятие государственного кредита, сущность и экономические

функции.

2.Формы государственного кредита. Классификация займов.

3.Управление государственным долгом.

4.Россия как заемщик, гарант и поручитель.

5.Россия как кредитор.

6.Займы территорий.

Глава 7. Государственные внебюджетные социальные фонды.

1. Социально-экономическая природа государственных внебюджетных

социальных фондов.

2. Виды государственных внебюджетных фондов Российской

Федерации.

3. Общие положения о структуре, организации и деятельности

государственных внебюджетных фондов.

3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Общие

положения.

3.2. Фонд социального страхования Российской Федерации. Общие

положения.

3.3. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

(ГФЗ). Общие положения.

3.4. Фонды обязательного медицинского страхования Российской

Федерации (ОМС). Общие положения.

Раздел 3. Финансовые рынки, финансы организаций и

страхование

Глава 8. Финансовые рынки и их роль в распределении

финансовых ресурсов.

1. Финансовые рынки: понятие, структура, необходимость становления

и развития.

2. Проблемы становления рынка ценных бумаг (ЦБ) в России.

3. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

4. Финансовые инструменты и практика их обращения на фондовых

рынках.

4.1.Финансовые инструменты как элемент финансового механизма.

4.2.Акция, ее основные характеристики, виды.

4.3.Облигация.

Глава 9. Страхование.

1.Экономическая природа страхования.

2.Формы и виды страхования.

2.1Обязательное страхование

2.2.Добровольное страхование

2.3.Имущественное страхование.

2.3.1.Страхование ответственности за причинение вреда.

2.3.2.Страхование ответственности по договору.

2.3.3.Страхование предпринимательского риска.

2.4.Договор личного страхования.

2.5.Обязательное страхование.

3.Понятие перестрахования.

3.1. Взаимное страхование.

Глава 10. Финансы предприятия.

1. Понятие финансов предприятий.

2. Носители отношений финансов предприятий.

3. Денежные фонды и финансовые ресурсы предприятий.

4. Принципы организации финансов предприятий.

Раздел 4. Международные и местные финансы.

Глава 11. Местные финансы.

1.Основные понятия и определения в системе местных финансов.

2.Местные финансы как экономическая категория.

3.Правовое регулирование местных финансов.

4.Местные бюджеты и их исполнение.

5.Основные принципы межбюджетных отношений и порядок

бюджетного регулирования.

6.Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.

7.Права органов местного самоуправления в финансово-кредитной

сфере.

Глава 12. Международные финансы.

1. Международные финансы как экономическая категория.

2. Наднациональное регулирование финансово-кредитных отношений.

3. Мировая валютная система.

4. Соглашение о Международном валютном фонде как основа

современных международных расчетов.

4.1.Текущие платежи и торговые ограничения.

4.2.Способы согласования позиций Фонда и стран-участниц.

Планы семинарских занятий.

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ

Глава 1. Финансы и их экономическая сущность.

1.Экономическая сущность финансов.

Финансы есть экономическая категория, выражающая экономические отношения,

возникающие в процессе мобилизации и распределения фондов денежных средств и их

целевого распределения на уровне индивида, производственного звена (фирмы), ассоциации

фирм, муниципалитета, района, города, края, республики, государства, международного

сообщества и т. д.

Слово «финансы» происходит от французского finances, буквально – то, чем оплачивают.

Финансовые отношения возникают только в условиях регулярных товарно-денежных

обменов и отношений в связи с развитием государства и его потребностей в

аккумулировании денежных средств.

Сущность финансов, их социальная направленность всегда определяется целевой функцией,

выражающей материальные интересы правящих партий. Сами по себе финансовые

отношения индифферентны по отношению к механизму их осуществления. Однако

господствующие цели в обществе всегда определяют социально-экономическую сущность

финансовых отношений и их социальную направленность. Взятые сами по себе формы

движения денежных инструментов не раскрывают сущности финансовых отношений.

Другой существенный момент в процессе понимания природы финансовых отношений

заключается в специфике познания экономических явлений. Так, в некоторых работах

учебного и научного плана финансы представляются как “совокупность всех денежных

средств, находящихся в распоряжении предприятия (фирмы), объединения, государства, а

также система их формирования, распределения и использования” (см. Краткий словарь

экономических терминов. Под. ред. Р. Г. Маниловского, М.: 1994).

Можно заметить некоторое несоответствие в приведенных понятийных определениях

финансов и их экономической природы. Как нам представляется, оба определения обладают

существенным недостатком, суть которого кроется в односторонней крайности. В первом

случае делается ударение на сущностные отношения, во втором - на исключительно внешние

формы проявления финансовых отношений. Можно отметить, что на уровне познания

экономического феномена - финансов, последние реально существуют как некоторая

совокупность денежных инструментов и механизмов формирования денежных потоков.

Сущность же при этом игнорируется. Явление здесь берется вне сущности, следовательно,

на уровне видимости или “кажимости”, как бы сказал по этому поводу Г. Гегель. В первом

случае, наоборот, дается сущность финансов без указания форм ее явления. Но сущность

никогда не может существовать реально вне форм своего существования. Будучи оторванной

от форм своего проявления сущность финансов может находить формы своего проявления

только в сознании. Таким образом, первое определение несет в себе первородный грех -

абстрактность, а второе - поверхностность.

Можно предложить другое определение финансов, которое, на наш взгляд, свободно от

отмеченных недостатков. Под финансами следует понимать некоторую систему

экономических отношений, складывающихся в процессе формирования денежных ресурсов

и их распределения, взятых в единстве с внешними формами их осуществления.

Возникновение финансов можно отнести к феодальному обществу, когда собственность

монарха отделяется от собственности полиса. Именно на этом этапе возникает потребность в

аккумулировании ресурсов на общегосударственные нужды, как то на ведение войн,

содержание армии и двора, осуществление крупных мероприятий в масштабе государства.

Натуральные повинности и сборы вытесняются из системы экономических отношений.

Движение материальных ресурсов начинает опосредоваться движением денежных ресурсов

и других финансовых фондов (государственных обязательств, векселей, бонов и т. д.).

Возникают финансовые атрибуты - государственный бюджет, государственные

внебюджетные фонды, государственный кредит.

Дальнейший этап формирования финансовых отношений связан с созданием акционерного

капитала. Появляется новая форма привлечения капитала в виде корпоративных

обязательств, формируются финансы предприятий. По своей экономической природе и

организационной структуре эти отношения выражали суть акционерных сообществ.

Привлечение капитала путем выпуска акций до сегодняшнего дня является одной из

наиболее эффективных форм привлечения капитала. Собственного капитала становится

недостаточно для осуществления крупных инвестиционных проектов.

Движение материальных ресурсов в централизованной и рыночной экономике является в

корне отличным. Во-первых, подрыв или игнорирование денежных отношений уже

существенно ограничило сферу осуществления финансовых отношений. Последние не могли

проявиться иначе как опосредованными стоимостными формами. Но движение

материальных ресурсов для каких либо нужд государства могло инициироваться властью,

сопряженной с насилием, путем прямых изъятий материальных ценностей и их дальнейшего

перемещения вне всяких эквивалентных обменов. Следовательно, финансовые отношения не

могли получить своего существенного развития в период военного коммунизма, сталинских

репрессий, эпохи ГУЛАГа и т. д.

Финансы становятся неотъемлемой частью денежных отношений, но не сводятся к ним.

Последние существенно шире финансовых отношений, что вытекает из функций денег и

форм их осуществления.

Можно выделить сферы, в которых проявляются финансовые отношения. На уровне

индивида – персональные, личные, семейные финансы, или финансы потребительской сферы

далее финансы предприятий, ассоциаций, государственные финансы, внебюджетные фонды,

сфера международных финансовых отношений.

2.Функции финансов.

Функция в философском смысле есть проявление сущности экономической категории в

действии. Финансы всегда относились к базисной категории. В то же время они всегда

выражали важнейшие социально-политические цели той или иной господствующей партии.

Это хорошо проявляется в том, каким образом, в пользу каких социальных групп, ведомств

финансы выявляют свою распределительную функцию. С помощью финансов

осуществляется вторичное, третичное и т.д. распределение или перераспределение части

национального дохода. Обнаруживается устойчивая тенденция к тому, что доля

перераспределяемого в обществе национального дохода возрастает (закон Менгера, 20-е

годы XX столетия). Если до Первой мировой войны объем перераспределяемого

национального дохода составлял не более 20%, то в настоящее время эта доля составляет

более 50%.

Социально-экономическая сущность финансов раскрывается при ответе на вопрос - за счет

кого формируются доходы и в чью пользу эти доходы распределяются. Другими словами, в

чьих интересах эти доходы используются.

В последнее столетие существенно возросла роль и значение государственных финансов.

Это связано с развитием производительных сил, ускорением научно-технического прогресса,

демократизацией общественной жизни. Существенным моментом стало ранее неизвестное

явление - все более возрастающая доля финансовых ресурсов стала перераспределяться в

пользу широких масс населения. Стали осуществляться программы массового образования,

здравоохранения, развития городской инфраструктуры. Выросла роль и так называемых

внебюджетных фондов (см. например Клинтона на 1998 год).

Одновременно существенная часть приходится на военные расходы, на проведение научных

изысканий в области высоких технологий, большие вырастающие затраты по обслуживанию

громадного государственного долга.

Перераспределительная функция финансов дополняется также такими инструментами как

цена, кредит. Цена, как денежное выражение стоимости, существенно увеличивает свои

перераспределительные функции, особенно в период высоких темпов инфляции. Это

отчетливо прослеживалось на примере широких масс населения, когда последние в очень

короткое время потеряли ранее накопленные денежные средства. Это произошло тем

образом, что обесценились вклады в банках, сберегательных кассах и иных кредитных

организациях.

Распределительная функция цены проявляется в процессе производства, когда начисляется и

выплачивается заработная плата..

Существенные перераспределительные отношения осуществляются и в сфере кредита. Это

дает основание считать, что финансы и кредит есть взаимосвязанные категории. Финансы и

кредит выявляются в процессе воспроизводства, взаимно дополняя друг друга на разных

стадиях воспроизводства.

Следует различать первичное распределение национального дохода, когда формируются так

называемые первичные доходы. Количественно их величина равна национальному доходу.

Эти первичные доходы следует понимать как основные доходы участников материального

производства: доходы рабочих в форме их заработной платы, доходы и заработная плата

служащих, фермеров.

Вторую группу составляют доходы предприятий различных форм собственности. Однако эти

денежные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, способных стать

источником удовлетворения потребностей общества в целом: на оборону, медицину,

образование. Следовательно, выявляется потребность в аккумулировании необходимых

финансовых ресурсов посредствам механизма их вторичного перераспределения. В

результате формируются доходы других субъектов. Последние служат отправной ступенью

в образовании вторичных, или производных доходов. К ним относят налоги с физических

лиц, таможенные пошлины, акцизы и т. д.

Именно на этом этапе финансы выполняют свою перераспределительную функцию,

формируя пропорции в структурной перестройке всей экономике. Здесь же происходит

перераспределение национального дохода между производительной и непроизводительной

сферами в рыночных отношениях, в укреплении государственности, повышении

благосостояния всех членов общества и создании условий для реализации каждого как

индивида так и социума.

Финансы способны сигнализировать о течении распределительного процесса. Это

проявляется через контрольную функцию финансов. Контрольная функция осуществляется в

тесном единстве с распределительной функцией, что позволяет проявиться экономической

сущности финансов. Суть сводится к проверке точного соответствия фактического состояния

в сфере распределения и перераспределения нормам права, выполнением обязательств перед

бюджетом всех налогоплательщиков, начиная от рядового гражданина и кончая самим

государством. Осуществляется посредством развитой системы контролирующих органов.

Обе этих важнейшие функции реализуются через финансовый механизм, который

представляет некоторую совокупность организационных форм финансовых отношений в

системе народного хозяйства, порядок формирования и использования централизованных и

децентрализованных финансовых ресурсов, систему управления и обслуживания

финансовых ресурсов, методов планирования и управления всей финансовой системой, в том

числе и механизмом осуществления финансового законодательства.

3.Финансы в системе экономических категорий.

Финансы всегда выявляются в форме денежных отношений. Можно сделать вывод,

что степень развитости финансовых отношений определяется степенью развитости

денежных отношений. В то же время финансовые отношения не сводятся к денежным

отношениям. Последние отличаются от финансов как по содержанию, так и по выполняемым

ими функциям. Если деньги представляют собой всеобщий эквивалент в движении ресурсов,

то финансы представляют собой экономический инструмент, при помощи которого могут

формироваться сами ресурсы, происходит распределение и перераспределение валового

внутреннего продукта и национального дохода. ВВП – обобщающий экономический

показатель, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных

внутри страны в реальных рыночных ценах. Рассчитывается тремя методами:

1. По доходам, когда суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ,

частных компаний, а также доходы государственных предприятий от предпринимательской

деятельности;

2. По расходам, когда суммируются расходы на личное потребление, на

государственное потребление (государственные закупки), на капитальные вложения и сальдо

внешней торговли;

3. Методом добавленной стоимости или производственным методом, когда

суммируется условно-чистая стоимость продукции всех сфер экономики.

При всех методах расчет ВВП содержит элементы повторного счета.

Национальный доход (НД) – часть стоимости совокупного общественного продукта,

остающаяся после возмещения потребленных средств производства – предметов и орудий

труда – в размере их амортизации. В стоимостном выражении выступает как вновь созданная

стоимость за определенный период времени, например, за год. Воплощает в себе живой труд,

затраченный в сфере материального производства. В странах с развитой рыночной

экономикой НД определяется как сумма доходов от труда и собственности. Суммируются

все формы доходов, полученные от любой деятельности, следовательно, допускается

повторный счет доходов. НД дается в системе национальных счетов. Статистическими

органами ООН разработана стандартизированная методика, позволяющая сопоставлять

данные о НД различных стран.

Объем НД определяет возможности общества к потреблению и к расширенному

воспроизводству, формируя фонд потребления и фонд накопления, их размеры и

соотношение, что составляет важнейшие характеристики экономики страны. Формирование

и распределение этих фондов есть та сфера экономических отношений, которая выражается

финансами. По своему содержанию финансы есть целевые фонды денежных средств. В

своей совокупности эти денежные фонды составляют финансовые ресурсы страны. В то же

время финансы и финансовые ресурсы не являются тождественными экономическими

понятиями. Финансовые ресурсы не раскрывают социально-экономической сущности

финансов. Они – не более как индифферентная совокупность возможностей страны.

Финансовая наука, теория финансов изучает не столько финансовые ресурсы, сколько

общественные отношения, складывающиеся в обществе процессе формирования этих

ресурсов, их распределения и перераспределения. Следовательно, экономическая политика

государства в первую очередь выражается через финансовую политику.

Финансовые ресурсы, как материальные носители финансовых отношений, всегда

имеют атрибут собственности, а, следовательно, и возможности и направленность их

использования. Эта принадлежность финансовых ресурсов позволяет отделить финансовые

ресурсы от денежных средств населения, разделить понятия дохода, заработной платы и

финансовых ресурсов.

Распределение финансовых ресурсов в обществе всегда имеет целевой характер.

Данные целевые ресурсы, через которые государство осуществляет свою экономическую и

социальную политику, называют финансовыми фондами.

Финансы осуществляют одну из важнейших экономических функций –

распределительную. Но распределительные отношения существенно шире той сферы,

которая отводится финансам. Например, заработная плата также выполняет функцию

распределения по труду, а более глубокое её понимание – распределение по стоимости

рабочей силы. Но только денежные ресурсы, связанные с формированием денежных доходов

и накоплений, принимают форму финансовых ресурсов.

Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого

созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования,

осуществляется с помощью разных стоимостных категорий. Финансы, участвуя в

стоимостном распределении, взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Исходным моментом появления финансовых отношений выступает процесс первичного

распределения стоимости на составляющие ее элементы и образование различных форм

денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в

производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря

которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом

распределения, является цена. Она выступает исходной основой, на которой совершается

весь дальнейший распределительный процесс.

Функционирование цены и финансов осуществляется в тесной взаимосвязи: цены

являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на

пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом,

реализующим эти пропорции, одновременно корректируя их с учетом экономических

условий развития общества. Все это в полной мере относится и к заработной плате.

4.Финансы и кредит: единство и различия.

Кредит1 – есть ссуда в товарной или денежной форме на условиях возвратности,

платности и срочности. Участвует наряду с финансами в стоимостном распределении

финансовых ресурсов. Во многом однотипен с финансами, но одновременно несет в себе и

различие. Кредит осуществляется на возвратной основе. Любой заем должен быть погашен в

строго оговоренный срок. Возвратность есть важнейший признак и атрибут кредита.

Финансы всегда есть одностороннее движение финансовых ресурсов. Кредитные же ресурсы

сначала движутся от кредитора к заёмщику, а через определённое время движутся назад – от

заёмщика к кредитору. Кредитная функция перераспределения заключается в том, что

кредитные ресурсы представляют уже ранее распределённые финансовые ресурсы, ставшие

временно свободными и получившие таким образом способность переливаться в другие

сферы производства.

Кредитные ресурсы имеют более ярко выраженный рыночный характер по сравнению

с финансовыми ресурсами. Здесь денежная форма кредитных ресурсов сама имеет цену в

форме процента по ссуде.

Финансовые ресурсы формируются на стадии стоимостного распределения из

доходов населения и предприятий. Кредитные ресурсы формируются из временно

свободных финансовых ресурсов.

Если предприятие сталкивается с недостатком собственных финансовых ресурсов, то

оно мобилизует денежные средства. Следовательно, развитость финансовых ресурсов

формирует развитость кредитных ресурсов.

Это связано с тем, что первичное распределение доходов не обеспечивает

формирование необходимых пропорций в обществе. Причины могут быть названы

следующие:

1. Доход создаётся в сфере материального производства, но потребители – вся

совокупность общества. Следовательно, объективно возникает потребность изъятия части

доходов, например, в форме налогов, а затем их перераспределения, т.е. перераспределяется

то, что уже создано и подверглось первичному распределению в сфере материального

производства.

2. Вторичное распределение способно уже более тонко сформировать пропорции,

отталкиваясь от рыночных потребностей, учесть социальную ориентированность хозяйства в

1 Кредит - заимств. в Петровскую эпоху на нем. яз., где kredit “кредит”(от лат. creditum

“ссуда”) - “верить”.

целом и его отдельных звеньев, сформировать адекватные потребностям общества конечные

пропорции.

3. Доходы, перераспределяемые на втором этапе, должны обеспечить соответствие

между материальными и финансовыми ресурсами, т.е. между приобретаемыми населением

материальными благами, предметами и средствами труда и денежными ресурсами.

Образующиеся диспропорции в определенных пределах может разрешить кредит.

Следует подчеркнуть, что в странах с развитой системой демократического

обустройства общества и развитой рыночной экономикой, социально ориентированным

рыночным хозяйством, это вторичное перераспределение национального дохода (что и есть

сфера финансов) осуществляется в пользу развития приоритетных направлений народного

хозяйства (транспорт, сельское хозяйство, энергетика, конверсия каких-либо отраслей, в

пользу наименее защищенных слоев населения, образования и т.д.).

Одновременно происходит перераспределение НД и между территориями,

осуществляется перекачка финансовых ресурсов из территорий, в которых производится

национальный доход, в пользу территорий, где он не может производиться в той степени, в

которой это необходимо для нормальной жизнедеятельности. При этом следует помнить, что

в социально ориентированном хозяйственном государственном механизме

перераспределение НД должно способствовать развитию производительных сил общества,

созданию необходимых условий для функционирования экономики.

Движение кредитных ресурсов осуществляется через финансовые рынки.

Кредиту внутренне присущи те же функции, что и финансам. Следует различать

финансы в широком смысле слова, как систему отношений, складывающихся в обществе в

процессе формирования целевых фондов денежных средств и их адресного распределения, и

финансы в узком смысле слова, сводящие свои атрибуты к видовым специфическим

характеристикам (differencia specifica). Кредит есть органическая часть финансовых

отношений, или финансов, понимаемых в широком смысле слова. Понятие кредита в

денежной или товарной форме, но имеющей стоимостную оценку, то есть цену, полностью

поглощается объемом понятия финансы. Последнее соотносится с кредитом как соотносится

род с видом. Финансы в узком смысле слова, например, государственные финансы

выступают по отношению к кредиту как противоположное понятие.

Финансы и заработная плата. Сама по себе заработная плата не может выступать как

материальный носитель финансов, следовательно, не может быть и финансовым ресурсом,

хотя заработная плата и выражает отношения распределения. Но в процессе воспроизводства

момент выплаты заработной платы не совпадает по времени с процессом реализации

продукта и получения дохода. Если продукт реализуется постоянно, непрерывно, то

__________предприятие от момента выплаты заработной платы до следующей выплаты формирует фонд

оплаты труда, который может использоваться для текущих нужд, следовательно, могут

формироваться кредитные ресурсы. Это постоянное отставание в сроках выплаты заработной

платы от реализации товаров и услуг и получения дохода позволяет предприятию

формировать финансовые ресурсы предприятия в форме устойчивых пассивов. Находясь на

счетах предприятия, эти денежные ресурсы позволяют пополнять оборотные средства

предприятия.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение финансов как экономической категории.

2. Охарактеризуйте основные этапы формирования финансовых отношений.

3. Укажите отличия осуществления финансовых отношений в централизованной и рыночных

экономиках.

4. Назовите и раскройте функции финансов.

5. Каким образом финансы осуществляют распределительную функцию? Что является

объектом ее действия?

6. Охарактеризуйте ВВП как источник финансовых ресурсов государства, назовите способы

его расчета.

7. Проследите взаимосвязь финансов с основными экономическими категориями (ценой,

заработной платой, кредитом) в процессе воспроизводства.

8. Можно ли утверждать, что финансовые отношения в конечном итоге сводятся к

денежным? Обоснуйте ответ.

9. Сравнить роль финансов, кредита, цены в механизме распределения национального

дохода.

Глава 2. Место финансов в процессе расширенного

воспроизводства.

1.Значение и роль финансов в процессе расширенного

воспроизводства.

Финансы обеспечивают воспроизводственный процесс тем образом, что обеспечивают

покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов. Последние, прежде

чем обеспечить процесс воспроизводства, должны быть аккумулированы различными

способами в форме целевых финансовых ресурсов или финансовых фондов.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется непрерывно, как непрерывен сам

процесс расширенного воспроизводства, финансы есть необходимая форма аккумулирования

денежных ресурсов расширенного воспроизводства. Недостаток финансовых ресурсов может

не только существенно ограничить возможности расширенного воспроизводства, но и

полностью парализовать его, что отмечалось в экономике России в 90х годах. Нехватка

финансовых ресурсов имеет первым своим следствием замораживание инвестиционной

деятельности как в производственной, так и в социальной сферах. Замораживание

инвестиционной деятельности в производственной сфере сначала низводит расширенное

воспроизводство до уровня простого, а затем начинается снижение общего объема

производства. Достигая некоторых критических размеров, простое падение может привести к

обвалу производства и коллапсу экономики. Одновременно, падение инвестиционной

активности, сокращение объемов производства подрывают налогооблагаемую базу, а это в

свое время непосредственно ведет к падению жизненного уровня основной массы населения,

росту социальной напряженности, в обществе. Всякие попытки стабилизировать положение,

проводя эмиссионную политику, приведут к несбалансированности материальных ресурсов в

натурально-вещественной форме и денежных ресурсов, а далее к расстройству всего

народного хозяйства страны.

Следовательно, можно сделать вывод, что нехватка финансовых ресурсов либо их

неэффективное распределение и использование приводит к широкой расбалансированности

всего народного хозяйства.

Постоянное и эффективное оздоровление экономики немыслимо без наведения порядка в

финансовой системе. В то же время сам процесс укрепления экономики, рост объемов

производства являлся предпосылкой укрепления финансов.

В формировании финансовых ресурсов основная роль отводится национальному доходу,

причем его существенной части - чистому доходу, который выступает в денежной форме –

доходах работников и прибыли предприятий. Следовательно, можно сделать вывод, что

выход из кризиса следует находить в тех направлениях воздействия на экономику, которые

способствуют росту эффективности производства, росту чистого дохода, прибыльности и

рентабельности. Дополнительным источником роста финансовых ресурсов страны является

внешнеэкономическая деятельность, вовлечение в народнохозяйственный оборот

имеющихся ресурсов (переходящие остатки оборотных средств, обращаемых на

финансирование текущих расходов и становящихся таким образом оборотными средствами

предприятий, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи золотого

запаса страны, распродажа излишнего имущества). Для придания активности всей

финансовой системе могут привлекаться и заемные средства (кредиты отечественных

коммерческих банков, а также иностранные кредиты), привлеченными финансовыми

ресурсами могут стать средства, полученные в результате выпуска ценных бумаг

депозитарной деятельности.

В России может найти применение и такой нетрадиционный способ мобилизации

финансовых ресурсов, как продажа долговых обязательств других стран, компаний и т.д., что

выражается в феномене секьюритизации.

Подобное разнообразие в формировании финансовых ресурсов порождает в экономике

богатство форм финансовых связей и отношений в процессе стоимостного распределения.

Можно выделить следующие формы финансовых ресурсов, в зависимости от способов их

формирования: прибыль, различные виды налогов, страховые платежи, отчисления в

пенсионный и другие виды специальных внебюджетных фондов, амортизационные

отчисления. Общая динамика и структура финансовых ресурсов определяется, как это было

отмечено несколько ранее, не только размером ВВП и его важнейшей составной частью -

национальным доходом, но и структурой, динамикой составляющих источников финансовых

ресурсов.

Если в экономике России в доперестроечный период преобладал рост фондоемкости, то это

не могло ни привести к сокращению возможностей формирования необходимых финансовых

ресурсов. Экономика России к1990 г., оказалась финансово обескровленной. Но именно в

период коренной перестройки всей социально-экономической системы потребность в

финансовых ресурсах была как никогда велика.

Потребность в финансовых ресурсах возникает на всех этапах процесса расширенного

воспроизводства, как на уровне производственного звена, так и по субъектам федераций, по

территориям.

На всех этих уровнях формируются децентрализованные финансовые ресурсы, необходимые

на восполнение оборотных средств и решение социальных задач, стоящих перед обществом.

Эти целевые фонды используются на капитальные вложения, увеличение оборотных

средств, финансирование научно-технических разработок, природоохранные мероприятия,

финансирование социальных программ, развитие инфраструктуры предприятия. Все это

позволяет осуществить процесс функционирования на микроуровне.

Централизованные финансы призваны решать задачу на макроуровне, формируя пропорции

расширенного воспроизводства в обществе в целом. При этом используются как бюджетные,

так и внебюджетные целевые финансовые ресурсы. Эти ресурсы используются на развитие

народного хозяйства в целом, финансируются социально-культурные программы общества,

обеспечивается поддержание обороноспособности страны, содержание государственного

управления.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может быть осуществлено в

следующих формах:

Самофинансирование - базируется на использовании собственных финансовых ресурсов

субъектов хозяйствования. Если собственных финансовых ресурсов становится

недостаточно, то предприятие ограничивает свои социальные программы, либо прибегает к

заимствованию денежных ресурсов или увеличению акционерного капитала путем эмиссии

акций.

Кредитование - недостаток собственных финансовых средств покрывается за счет ссуд

банка, для которых характерны срочность, платность за финансовые ресурсы и возвратность.

Государственное финансирование - осуществляется на безвозвратной основе за счет как

бюджетных, так и внебюджетных средств. Эта форма применяется в тех отраслях, которые

общество признает жизненно важными для страны в целом. В данной форме государство

непосредственно выправляет образовавшиеся диспропорции в экономике страны.

Все эти формы финансирования основного производственного звена- предприятия могут

осуществляться практически одновременно, либо независимо одна от другой. Однако

самофинансирование было и остается основной формой изыскания финансовых ресурсов.

Для обеспечения бесперебойного осуществления процесса расширенного воспроизводства в

обществе формируются финансовые резервы. В условиях перехода к рынку их значимость

трудно переоценить. Они создают возможность для маневра, для снятия социальной

напряженности, для выправления возможных диспропорций, образовавшихся в обществе.

Одновременно существенные резервы ведут к оттоку ресурсов, снижают общую

эффективность хозяйствования с экономической точки зрения.

2.Этапы формирования финансовых ресурсов на уровне

предприятия.

1 2 3

Д – Т . . . П . . . Т – Д

1 этап. Формируются и используются ранее накопленные и уже имеющиеся ресурсы,

которые выступают в денежной форме. Приобретаются факторы производства: основные и

оборотные средства.

2 этап. Формируются финансовые ресурсы: например, различие время получения дохода и

выплаты заработной платы создает условия образования у предприятий кредиторской

задолженности по заработной плате. Этот кредитный ресурс в денежной форме выступает

уже как финансовый ресурс, позволяя накапливать денежные средства. Последнее

формирует оборотные средства.

3 этап. Финансовые ресурсы уже реализовали себя на предыдущем этапе. Здесь

приобретаются конкретные потребительские стоимости. Создаются предпосылки для

удовлетворения потребностей. Одновременно предприятия получают возможность из

полученных денежных средств формировать целевые финансовые ресурсы или финансовые

фонды для расчета с бюджетом, внебюджетные финансовые фонды и т.д.

3.Финансовая система России.

Финансовая система России есть совокупность сфер, финансово-кредитных институтов и

звеньев, обеспечивающих перераспределение денежных потоков с целью эффективного

функционирования народного хозяйства страны. Можно представить в виде следующей

схемы:

Финансовая система России

Финансы

предприятий,

организаций и

учреждений

Государственные

финансы

Страхование

Местные

финансы

Финансы

потребитель-

ского сектора

(Финансы хаус

холдов)

1. Финансы

предприятий,

функционирующи

х на

коммерческих

началах

2. Финансы

некоммерческих

предприятий

1. Государственный

бюджет

2. Внебюджетные

фонды

3. Государственный

кредит

4. Финансы

государственных

предприятий

1. Личное

страхование

(в т.ч.

социальное)

2. Имущест-

венное

страхование

(в т.ч.

страхование

ответственности)

1. Местный

бюджет

2. Внебюджет-

ные фонды

3.Муниципаль-

ные займы

4. Финансы

муниципальных

предприятий

1. Личные

2. Семейные

Контрольные вопросы.

1. Изложите этапы формирования финансовых ресурсов в процессе расширенного

воспроизводства.

2. Поясните, каким образом нехватка финансовых ресурсов приводит к диспропорциям в

народном хозяйстве страны.

3. Охарактеризуйте существующие формы финансовых ресурсов.

4. По каким основным направлениям осуществляются расходы федерального бюджета?

5. Назовите формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат.

6. Дайте характеристику финансовой системы России.

Глава 3. Управление финансами.

1.Понятие управления финансами.

Процесс управления любыми объектами всегда осуществляется посредством сложившейся

системы отношений и связей. Управление финансами в обществе рассматривается как

неотъемлемая составная часть финансовой политики, реализующийся через исторически

определенный финансово-кредитный механизм. В соответствии с финансовой политикой

осуществляется распределение и перераспределение произведенного национального дохода

в обществе.

В системах с развитой рыночной экономикой основная масса денежных ресурсов обращается

вне государственных структур. Государство осуществляет воздействие на экономическую

ситуацию посредством финансов через налоговую, таможенную политику, регламентируя

поведение участников рынка капиталов и кредитных ресурсов, систему устанавливаемых

дотаций, льгот, налоговых освобождении и другие формы государственной поддержки.

Следовательно, по сути речь идет о воздействии государства на экономическую ситуацию

посредством формирования соответствующих финансовых отношений.

Сфера государственного управления финансами есть составная часть всей системы

финансов. Государственные финансы затрагивают ту часть финансовых ресурсов, которые

мобилизуются государством и субъектами федерации в государственном бюджете и

бюджетах субъектов федерации, в специальных государственных внебюджетных

социальных фондах и государственных предприятиях.

В качестве объектов финансового управления выступают различные сферы финансовой

системы. Субъекты финансового управления - это финансовые службы предприятий,

страховые органы, финансовые контролирующие органы. Совокупность всех финансовых

структур, осуществляющих управление есть финансовый аппарат.

2.Органы управления финансами.

Министерство финансов РФ есть важнейший финансовый орган России и на территориях

субъектов федерации. Основные цели и задачи:

- разработка и реализация стратегических направлений развития социально-экономической

жизни страны;

- составление проекта и исполнение бюджета;

- обеспечение финансовой устойчивости страны;

- концентрация финансовых ресурсов страны на приоритетных направлениях развития;

- разработка финансовой политики по привлечению в страну иностранных инвестиций;

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым использованием

бюджетных средств и внебюджетных фондов;

Эти цели министерство финансов осуществляет тем образом, что:

- составляет долговременные и кратковременные прогнозы функционирования экономики.

Совместно с другими органами государственной власти определяет потребность в

привлекаемых денежных ресурсах, готовит проекты предложений по распределению

ресурсов между отдельными бюджетами;

- готовит проект государственного бюджета, выступая при этом в качестве организующего

начала (готовит проекты норм, тарифов, сборов, дотаций, субвенций из федерального

бюджета в бюджеты субъектов федераций);

- обеспечивает исполнение федерального бюджета, a также государственных федеральных

внебюджетных социальных фондов;

- осуществляет работу по совершенствованию работы налоговой службы в части улучшения

собираемости налогов;

- принимает участие в осуществлении ценовой политики, страховой деятельности;

- разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск

государственных внутренних займов;

- разрабатывает предложения по совершенствованию финансового рынка;

- осуществляет связь с финансовыми учреждениями других государств;

- разрабатывает проекты внешних заимствований.

Важнейшие управления и департаменты Минфина РФ: бюджетный, отраслевые

(финансирование промышленности, строительства, строительной индустрии, транспортных

систем и связи, сельского хозяйства и пищевой промышленности, охраны природы,

оборонного комплекса), иностранных кредитов и внешнего долга, налоговых реформ,

государственных ценных бумаг и финансового рынка и т.д.

Включает важное структурное подразделение : Главное управление федерального

казначейства, ответственного за кассовое исполнение бюджета.

Министерство по налогам и сборам и ее подразделения (налоговые инспекции) на

территории РФ:

- осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством в сфере

налогообложения;

- ведут персональный учет налогоплательщиков, проводя их проверки;

- ежемесячно предоставляют федеральному казначейству данные о налоговых

преступлениях, информируют Минфин РФ о фактах неуплаты налогов;

- осуществляют возврат излишне начисленных и удержанных налоговых сумм.

Федеральная служба налоговой полиции реорганизована из Департамента налоговой

полиции РФ в декабре 1995. Имеет право:

- предупреждать, выявлять и пресекать налоговые преступления в налоговой сфере;

- обеспечивать личную безопасность деятельности налоговых инспекций;

- налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц,

уклоняющихся от уплаты налогов;

- возбуждать, уголовное преследование, проводить дознание, предварительное следствие и

непосредственно передавать дела в суд.

Государственный таможенный комитет РФ:

- проводит налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

- проверяет все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, -взимаемых

таможенными органами;

- приостанавливает операции по счетам в банках обслуживающих участников ВЭД, при

обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового и

таможенного законодательства;

- производит взимание недоимок в бюджет и внебюджетные фонды, а также суммы

начисленных штрафов. Правительство РФ и его департаменты.

Счетная палата РФ - независимая организация, утверждаемая Советом Федерации.

Деятельность регулируется законодательством.

3. Финансовая политика и ее содержание.

3.1. Типы финансовой политики.

Финансовая политика охватывает направления обеспечения соответствующими

финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы

экономического и социального развития. Следовательно, финансовая политика есть

совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых

ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика как экономическая категория не поглощается понятием

экономической политики. Финансовая политика охватывает более, широкие сферы

человеческой жизни, включая социальную сферу: культуру, здравоохранение,

коммунальную сферу и т.д. Финансовая политика относительно самостоятельная сфера

деятельности субъекта финансовых отношений. Ее следует в первую очередь рассматривать

как некоторый важнейший инструмент в реализации более глобальных целей субъекта

финансовых отношений: государства, региона, муниципалитета, предприятия.

Финансовая политика сводится к выяснению и постановке главных стратегических целей,

конкретизации ближайших и перспективных задач. Осуществление и проведение

финансовой политики предполагает разработку методов, средств, конкретных форм

организации отношений. Последнее дает возможность решить поставленные задачи

оптимальным способом.

Важным и повсеместно актуальным остается вопрос о кадровом потенциале, способном

решить поставленные задачи. Сама по себе финансовая политика не может быть хорошей

или плохой.

Она оценивается исходя из того, насколько она соответствует истинным целям общества,

интересам всех членов общества.

Эффективность финансовой политики тем выше, чем в большей степени она учитывают

потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-

исторические условия жизни, особенности исторического сознания.

Финансовая политика направлена в первую очередь на формирование максимально

возможного объема материальных ресурсов, так как они всегда есть материальная база

любых преобразований.

Развитие государства связано с тем или иным типом финансовой политики. Ее тип всегда

несет в себе историческую предопределенность, отражающей текущий этап развития

производительных сил и производственных отношений, общее состояние социальной среды,

интересы и влияния правящих партий и движений, господствующие теоретические

концепции и предрассудки. В своей совокупности все это предопределяет сохранение

традиций и одновременно гибкости в системе общественных отношений.

Исторически можно выделить три типа финансовой политики: классическая, регулирующая

и планово-распорядительная. Классическая - осуществлялась в государствах до середины 20-

х годов нынешнего столетия. В ее основе лежали теоретические концепции А. Смита (1723-

1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Ее суть сводилась к невмешательству государства в

экономическую жизнь страны, государству отводилась роль ночного сторожа". Сохранялась

свободная конкуренция, рыночный механизм признавался как главный регулятор

хозяйственных процессов. Следствием было ограничение государственных расходов и

налогов. Государство финансировало расходы, связанные с войной, выплату процентов по

государственному долгу, его управлению и погашению. Система налогов строилась в

основном на косвенных и имущественных налогах, которые были просты и достаточно

эффективны с точки зрения понимания их населением и механизма взимания.

Регулирующий тип финансовой политики стал на повестку дня в конце двадцатых годов как

реакция на бурный рост производительных сил. Последнее чрезвычайно обострило

социальные, экономические, политические противоречия капиталистического мира.

Прежний подход к финансам уже не мог адекватно выразить потребности бурно

развивающегося мира. В основу регулирующей финансовой политики были положены

взгляды Дж. М. Кейнса (1883-1946), суть которых сводилась к необходимости

вмешательства государства и регулирования цикличности развития экономики,

Основными инструментами вмешательства становились государственные расходы, которые

способны создавать дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы

обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода,

снижение безработицы путем создания дополнительных рабочих мест. Существенно

меняется система и принципы взимания налогов. Главным механизмом регулирования

становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог

обеспечивает изъятие у субъектов доходов, которые используются в виде сбережений.

Последнее позволяет обеспечить сбалансированность бюджета при больших

государственных расходах. Государство уделяет большее внимание системе

государственного кредита, который составляет основу дефицитного финансирования.

Находят применение система долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных

капиталов становится вторым по значению привлекаемых финансовых pecурсов для

финансирования дефицита государственного бюджета.

Трансформируется система управления финансами. Создаются и выделяются отдельные

специализированные службы, занимающиеся проблемами планирования бюджета, контроля

за финансированием программ, управлением государственным долгом.

Политика финансового регулирования в целом показала свою эффективность на рубеже

середины столетия. Обеспечила стабилизацию системы, рост экономики, высокий уровень

занятости, эффективную систему финансирования социальных программ.

В 70-е годы эта политика трансформируется в неоконсервативную регулирующую

финансовую политику. Ее суть сводится к тому, что не отказываясь от основных идей Дж.

Кейнса, она приобретает некоторые оттенки: сокращение вмешательства государства в

экономику и социальную сферу. Регулирование приобретает многоцелевой характер.

Государство начинает регулировать не только экономический рост, занятость, но и денежное

обращение, валютный курс, структурную перестройку экономики. Происходит сокращение

перераспределяемого объема финансовых ресурсов, снижение бюджетного дефицита,

стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Роль

налогов меняется, снижается интенсивность /прогрессивность/ и масса налогового бремени.

Планово-директивная финансовая политика. Нашла свое применение в странах с командно-

административными методами управления. Основанная на господстве государственной

формы собственности на средства производства финансовая политика опиралась на

принципы, которые были адекватными самой природе директивных форм управления

экономикой в целом.

Эта форма финансовой политики преследовала цель - максимально возможная концентрация

финансовых ресурсов у государства для последующего их распределения и

перераспределения. Для этой финансовой политики было характерно создание таких

финансовых инструментов, которые обеспечивали бы изъятие на безэквивалентной основе

всех неиспользованных финансовых ресурсов, как у государственных, так и колхозно-

кооперативных предприятий, местных органов власти, населения.

Система изъятия сводилась к двухканальной форме. Чистый доход изымался вначале в

форме налога с оборота в отраслях, где уровень цен обеспечивал доход в повышенных

размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных

отчислений от прибыли, таких, как отчисление свободного остатка прибыли, изымались в

бюджет уже остатки. Считалось, что эти излишки нельзя было использовать в рамках,

границах предприятия.

Следствием этого стала необходимость жесткого регламентирования предельных расходов

за счет прибыли. Государство полностью регулировало и контролировало весь финансовый

механизм формирования и изъятия дохода. По отдельным предприятиям и отраслям

подобным образом изымалось до 80% чистого дохода.

Денежные доходы населения регулировались при помощи тарифных ставок при начислении

оплаты труда и подоходного налога. Значительная часть денежных средств изымалась при

помощи принудительных государственных займов. Свободные средства населения,

помещенные в сберегательные кассы, также направлялись на финансирование

государственных расходов в виде специальных безоблигационных займов. Аналогичный

механизм применялся и для корпоративных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением самостоятельности

формирования и использования доходов в местных бюджетов. Местные бюджеты

практически полностью зависели от вышестоящих бюджетов.

Расходы определялись, как правило, исходя из приоритетов, установленных правящей

партией без учета эффективности вложений, т. е. непроизводительно (финансировались

предприятия оборонной промышленности, многочисленные “стройки века”, долгострои,

закупки вооружений, оказание военной помощи братским странам и т. д.).

Управление осуществлялось из единого центра - Минфина, которое замыкало на себя

практически все вопросы хозяйственного применения финансового механизма. Других

управленческих органов не существовало.

Планово-директивная политика имела место практически во всех бывших социалистических

странах. Она показала свою эффективность в трудные для страны периоды: войны,

стихийные действия, поддержание военного паритета в гонке вооружений, восстановление

народного хозяйства.

В то же время эта политика не могла быть эффективной в условиях нормального мирного

строительства. Она приводила к снижению эффективности производства, замедлению

темпов роста жизненного уровня населения страны, нарастанию проблем в социальной

сфере, ухудшению финансового положения страны и т. д.

4.Актуальные проблемы финансовой политики на современном

этапе реформирования российской экономики.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в России

состоит не только в том, чтобы обеспечить материально различные экономические

преобразования, но предотвратить нарастание социальной напряженности в обществе и

смягчить максимально трудности адаптации всех слоев населения России к новым для них

экономическим условиям. Социальная напряженность в обществе предопределена резко

полярной дифференциацией отдельных групп населения. Чем многочисленнее та часть

населения России, которая проигрывает в ходе реформ, тем сложнее протекает сама

реформа, тем непредсказуемее может оказаться результат политических и экономических

преобразований.

Особенность финансовой политики на современном этапе заключается в том, что она

осуществляется в условиях острой нехватки финансовых ресурсов, в условиях принятия

неотложных мер по финансовому оздоровлению в стране, стабилизации денежного

обращения. Так, денежный оборот стал регулироваться ЦБР косвенными методами, возросла

роль банковского кредита в стимулировании заинтересованности предприятий в

эффективном использовании заемных средств, посредством более гибкого подхода к

предоставлению кредита, формированию банковских резервов, становлению финансового

рынка, прекращению перелива денег из безналичной формы в наличную, дедолларизации

экономики, реорганизации страхового и сберегательного дела, борьбы инфляцией,

преодоления кризиса неплатежей и всеобщего обнищания основной массы населения

России, а также гипертрофированным размером криминализации экономики с массовой

коррупции чиновничьего аппарата.

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте сферу государственного управления финансами.

2. Назовите основные органы управления финансами. Какие функции выполняет

Министерство финансов?

3. Обоснуйте актуальность финансового менеджмента на предприятии.

4. Дайте сравнительную характеристику экономических категорий: финансовая

политика, экономическая политика.

5. В чем преимущества и недостатки основных типов финансовой политики?

6. Укажите особенности формирования современной финансовой политики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Дальневосточный государственный университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации