Шабалов Н.П. Детские болезни - файл n1.doc

приобрести
Шабалов Н.П. Детские болезни
скачать (1339.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1340kb.12.09.2012 18:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
НАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ

БИБЛИОТЕКА

УЧЕБНИК

ДЕТСКИЕ

БОЛЕЗНИ

5-Е ИЗДАНИЕ

Н. П. ШАБАЛОВ

ТОМ 1

изалтвльсктй яом



Издательский дом «Питер» создан в 1991 году. Сегодня он входит в десятку крупнейших издательств России и СНГ и является самым круп­ным в Санкт-Петербурге.

Если вы—профессионал в медицине, психологии, компьютерных тех­нологиях, экономике или стремитесь к этому, — всю необходимую литера­туру вы найдете у нас. В соответствующих разделах сайта (www.piter.com) показаны не только книги, которые уже можно приобрести, но и те, что только готовятся к выходу в свет.

Отзывы и предложения можно присылать по электронной почте (medicina@piter.com).

\ '. : f ;. s S



УЧЕБНИК

"   Допущен Проблемной комиссией по педиатрии Министерства здравоохранения РФ в качестве учебника для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов

Издание пятое,

переработанное и дополненное, в двух томах

ТОМ 1

Москва • Санкт-Патврбург - Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара

Киев • Харьков • Минск

2002

Н. П. Шабалов

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

Учебник

5-е издание, переработанное и дополненное
,                                  "В двух томах

Том 1

Серия «Национальная медицинская библиотека»

Главный редактор                                                 Е. В. Строганова

Заведующий редакцией                                                П. В. Алесов

'- Редакторы                                Ю. И. Староверов, Т. П. Ульянова

Художественный редактор                                      К. Ф. Радзевич

Корректор                                                                         Т. В. Дубраво

Дизайн и верстка                                                       В. С. Кучукбаев

Рецензенты:

Л. С. Бале«а, профессор, доктор медицинских наук, Институт педиатрии и детской хирургии МЗ РФ; В. А. Таболнн, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой педиатрии Российского государственного медицинского университета.

ББК57.3я7 УДК 616-053.2(075) Шабалов Н. П.

Ш12 Детские болезни: учебник. 5-е изд. В двух томах. Т. 1. — СПб: Пнтер, 2002. — 832 с. — (Серия «Национальная медицинская библиотека»). ISBN 5-94723-451-3 ISBN 5.272-Ш320-9

Перед вами первый том пятого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999 гг.). Издание содержит новые разделы, посвященные истории отечественной педиатрии, дефициту микроэлементов, иммуномодулирую-щим средствам. Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последо­вательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциаль­ный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения РФ на 4-6-х курсах педиат­рических факультетов медицинских вузов.

Автор:                                                                                •

Шабалов Николай Павлович, вице-президент Союза педиатров Санкт-Петербурга, заведую­щий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии и кафедрой педиатрии с курсом перинаталогии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, профессор, член-корреспондент Военно-медицинской академии.

ОН. П. Шабалов, 2002

О Издательский дом «Питер», 2002

Все прим шциикны. Нншш част* данной «шги не может выть воспроизведена в какой бы то ни выло форме без письменного

разрешения владельцев шорских прав.

Отзывы и предложенш можно присылать в редакцию по электронной почте: medicina@piur.com.

ISBN 5-94723-451-3

ISBN 5-2_____________________

***•**——     ла

f> Принт», 196103, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

той2; 953003-литератураучебна». 01.08.02. Формат 70x100'/,.. Усл. п. и. 67,08. Тираж 5000 экз. Заказ J* 1035.

_____ с диапозитнюввФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадионшашм и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловскии пр., 15.

Лицензия ИД Л» 05714 от 07.09.01. льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,



Посвящается Учителю, который был счастлив выздоровлением ребенка??
успехами учеников, их горести воспринимал как собетвенные и верой &
них придавал ученикам уверенность в собственных силах — выдающемуся
русскому Педиатру Александру Федоровичу Туру \^^             
■:;     ;

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие... <............................... 17

Предисловие к 5-му изданию....................... 19

Введение'....................................... 20

Педиатрия как раздел медицины........................................................... 20

История отечественной педиатрии (краткий очерк)............................ 41

Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России........... 60

Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра......................... 70

Медицинская этика................................................................................. 77

Деонтология педиатра.................. :..................................................... 102

Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)......................... 125

Глава 3. Аномалии конституции и диатезы......................................... 145

Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК).............. 146

'   Аллергические диатезы................................................................. ,..... 155

Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (JlrAK).......... 162

Нервно-артритический диатез............................................................. 167

Глава 4. Синдром внезапной смерти..................................................... 172

Глава 5. Дефицитные состояния.............................................................. 179

Хронические расстройства питания.................................................... 182

Гипотрофии................................................................................. 182

Паратрофия................................................................................. 203

Гиповитаминозы................................................................................... 206

Гипервитаминозы................................................................................. 218

Гипервитаминоз А...................................................................... 219

Гипервитаминоз D...................................................................... 219

8                                                            Детские болезни. Том 1

Профилактика гип§рвитаминозов..................................... ..,„...... 222

Побочные действия других витаминов..................................... 223

Рахит..................................... ■............................................................. 224

Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания).................... 248

Железодефицитные состояния............................................................ 251

Дефициты других макро-и микроэлементов....................................... 261

Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей......................................... 269

Субфебрильные состояния.................................................................. 289

Глава 7. Болезни органов дыхания....................................................... 299

Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп).................... 304

Бронхиты..:..................................... :..................................................... 312

Острый простой бронхит (ОПБ)............................ :...... :.......... 312 •

Острый обструктивный бронхит (ООБ),................................... 319

Острый бровхиолит.................................................................... 326

Острый облитерирующий бронхиолит..................................... 331

Хронический облитерирующий бронхиолит............................ 333

Рецидивирующий бронхит (РБ)................................................. 336

Рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ).. f....................... 342

Хронический бронхит <(ХБ)............................................................ 346

Пневмония............................................................................................ 348

Очаговые пневмонии............ ,.................................................... 360

Сегментарные пневмонии.............................................. ,.......... 363

Крупозная пневмония................................................................. 364

Интерстициальные пневмонии................................................... 367

Основные особенности пневмоний, вызванных разными

возбудителями............................................................................ 369

Осложнения пневмонии.............................................................. 375

Гнойные осложнения.................................................................. 381

Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний...... 385

Лечение больных острыми пневмониями.................................. 387

Затяжные пневмонии.................................................................. 403

Ателектазы.................................................................................. 407

Плеврит............................................................................................... „409

Пневмоторакс....................................................................................... 415

Хроническая пневмония...................................................................... 417

Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)................................. ..,.,430

Токсический фиброзирующий альвеолит (ТФА)........................ -...,. ;432

Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФ А).................... ^433

Оглавление1^                                                                 9

1 Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов.................... :........       435

Наследственные заболевания легких....................................... '......... 440

Глава 8. Аллергические заболевания................................................. „.. 448

Анафилактический шок....................................................................... 448

Сывороточная болезнь..................................................... ,................. 453

Крапивница и ангионевротический отек............................................. 456

Атопический дерматит.............. '..'.......................... ............!.............. 461

"Респираторные аллергозы................................................................... 468

Бронхиальная астма............................................................................. 479

Поллиноз......................... ,.................................................................... 532

Пищевая аллергия.............. .'................................................................ 535

. .; Лекарственная аллергия.................. *,.,.,............ ...,....,..,.,....,............. 546

I ■ Аллергические реакции на насекомых ..и.....,;.;;...,...;„и......... ............i......u    :           553

■''>,'

Глава 9. Заболевания органов пищеварения

"*,,','.       (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л, В. Эрман)...................... ........!      556

?; ^.Заболевания полости рта............ ..,........ ;....i,.................,..r,............. 556

М-'■'       Грибковые поражения слизистой обрлоч^си полости рта ......у.ь...      556

^ j,        Острый герпетический стоматит................................................. 557

Н-: Острый эзофагит (ОЭ)................................. ..,........ ...;.....,... ^........... 559

ci; Гастроээофагеальнаярефлюкснаяболезнь;....:„.......,......... L...:;.......... ..;.....       560

.^.^функциональныегастродуоденальныезаболевания............................ 570

('"'       Функциональная диспепсия..................................... ..........!!....... 570

,;.-,,        Аэрофагия.................................................................................... 576

- "         Функциональная рвота..................... ■■•••••••••.. •'......... ■•:........ •  576

(   Острый гастрит (ОГ)................................. ,................ ,........................ 578

'   Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденот (ХГД) .:...-..................... 582

.. , Язвенная болезнь (ЯБ)................................................................ i....... 600

г;; Пилоростеноз.................................................... ,................ ,....,.„.,..... 615

'\- Острая диарея............................................................................... *...... 619

Ротавирусная инфекция.............................................................. 627

Кампилобактериоз...................................................................... 629

Алиментарная диспепсия у младенцев...................................... 631

'' Хроническая диарея.................. .......U.. ....;...:.„....;„..........:.......... ;....... 633

-' Синдром мальабсорбции........... .....;...J.....;..i..'..:.............;...:j............... ;;....;        634

'  ' Внутриполостная мальабсорбция..... ;...... ....:....:„.......:.1!................... ;...„....      636

10е                                                                                      Детские болезни. Том 1

Врожденные гипоплазии поджелудочной железы......... ;*.-..... 636

Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением

мембранного пищеварения....................................... ..:............ :...'..... 640

Дисахаридазная недостаточность... !... ,....... ........................... 640

Лактазная недостаточность..;...//.1';:^:.;!;.Д.....1./.1';/.....:..:.............:..:..     640

Сахаразо-изомальтазная недостаточность.. '................. :...;...... 646

Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания...... 648

Мальабсорбция глюкозы-галактозы.......................................... 648

Мальабсорбция фруктозы.. ,._.... ....„...,............................ j...;.....;. 6#:

Первичная мальабсорбция солей желчных кислот................... 650

Энтеропатический акродерматит............................................ ...651

Врожденнаяхлориднаядиарея......................................... :....:..,.:... 652

Врожденная натриевая диарея....................... ,.................... .........653

Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением пищеварения

и всасывания......................................................................................... 654

Целиакия................................................................................. .....654

Трудноизлечимые младенческие диареи............................................ 665

Аутоиммунная энтеропатия................................... '.................. 666

Первичные аномалии энтёроцита...................................... .....'.I... 669

Атрофия микроворсинок (болезнь включения микроворсинок)   669

Интестинальная эпителиальная дисплазия (пучковая энтеропатия).... 670

Синдромальная энтеропатия, ...,,„..... ,........... ,,,.... .............с....... 672;

Дифференциальный диагноз трудноизлечимых младенческих диарей... 673

Постцеллюлярная мальабсорбция...................................................... 673

Экссудативная энтеропатия....................................................... 673

Дифференциальный диагноз синдрома мальабсорбции................. ..„.676

Функциональные запоры........................................................... ...:„....... 680

Синдром раздраженного кишечника.......................................... ;.;.'.... 688

Неспецифический язвенный колит (НЯК)........................................... 697

Острый панкреатит (ОП)..................................................................... 708

Хронический панкреатит (ХП)............................................................ 717

Гельминтозы........................................................................................ 724

Аскаридоз (Ascaridosis).............................................................. 726

Токсокароз (Toxocarosis)............................................................ 730

Трихоцефалез (Trichocephalosis)................................................ 731

Энтеробиоз (Enterobiosis)........................................................... 732

Трихинеллез (Trichinellosis)....................................................... 734

Анкилостомидозы (Ankilostomiasis).......................................... 736

Гименолепидоз (Hymenolepidosis)............................................ 738

Дифиллоботриоз(О1рЬу11оЬо1;11гю818)......................................... 740

Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)................................................. 741

Тениоз (Taeniosis)....................................................................... 742

к

\                                                                          Оглавление                                                                    11

Цистицеркоз (Cysticercosis)........................................................ 742

Эхинококкоз (Echinococcosis).................................................... 744

Описторхоз (Opisthorchosis)....................................................... 746

Фасциолез (Fasciolosis)............................................................... 748

,"        Дифференциальный диагноз гельминтозов.................................. 748

Профилактика гельминтозов...................................................... 749

Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis).................. ,................ .:.................. 751

Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы...................... 754

Дискинезий............................................................................................ 755

Острый холецистит (острый холецистохолангит)............................. 759

' Хронический холецистит..................................................................... 760

Желчнокаменная болезнь (ЖКБ).................................. ;..................... 767

:! Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей.................. 770

Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желчевыводящих
!.'. цутей в условиях поликлиники.......................................................... 775

■.., Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков................ 777

• V;.,      Атрезия желчевыводящих путей............................................... 777

Другие аномалии желчевыводящих путей................................ 780

Глава 11, Хронические заболевания печени....................................... 782

"п Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит)      783

Хронический гепатит........................................................................... 790

%у.Жировой гепатоз.................................................................................. 804

,,;. Синдром Рея........................... ,........................................................... 807

,  Цирроз печени....................................................................................... 809

(Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени.... 823

Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом

и циррозом печени...................................................................... 828

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клинические дисциплины — завершающий этап обучения в меди­цинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознако­миться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.

Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обра­титься к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, ди­ететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закалива­нии и валеологии детства.

При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгено­логии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармаколо­гии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике за­болеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дер­матологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода ново­рожденное™ освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).

Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.

А. Ф. Тур — инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Ту­ровский учебник.

, На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур — 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974.

Между этими датами — вся жизнь: счастливое детство в семье талант­ливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Макси­мова, Н. П. Кравкова, В. Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатуро-ва> №BjЈ&fQBettuBO и дЦ), две войны, работа главным педиатром в умираю-

• } Учебный фонд

18                                                         Детские болезни. Том 1

щем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней де­тей. Между этими датами — самоотверженная каждодневная работа врача, ученого.

Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского вра­ча России — М. С. Маслова.

С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович воз­главлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии.

А. Ф. Тур — автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских бо­лезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденное™», «Гематология детского возра­ста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений.

Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура яви­лись: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонато-логия, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология.

Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций.

A- Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии.

За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орде­нов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Россий­ской Федерации».

Для всех своих учеников А. Ф. Тур — не только незабываемый образец слу­жения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и граж­данской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгариза­ции учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.

ПРЕДИСЛОВИЕ К 5-му ИЗДАНИЮ

:<■!■:,;■■   ■:■<:

Прошла четверть века с момента сдачи в издательство рукописи пер­вого 'издали»учебника. Несомненно, потребность переиздания в течение тако-госрока ^ свидетельство полезности книги. Это стало возможно лишь потому, что содержательный материал учебника все время уточнялся и пересматривал­ся, ибо считается, что в конкретной области знаний за 7 лет объем фактичес­кий сведений удваивается. По общему мнению, все предыдущие издания учеб­ника существенно отличались друг от друга. Не избежало этой участи и пятое издание1 по сравнению с четвертым. Большинство глав претерпело существен­ные изменения и уточнения, введены новые разделы, таблицы, рисунки и т. д. Кшжаябнию, это привело к некоторому увеличению объема учебника, и он стал'даже физически тяжеловатым. Это порождает такие вопросы: нужно ли студейту знать новейшие сведения? С другой стороны, должен ли студент оЖй&деть лишь фундаментальными знаниями или иметь представления о со­временной системе взглядов по тем или иным нередко дискуссионным трак­товкам патогенеза, диагностики и лечения? Главная задача студента — сдать Экзамен или подготовить себя к профессиональной деятельности? Ответы на Э«»«опросы очевидны. Учебник — не книга для чтения, а помощник в упорном труде по освоению труднейшей и счастливейшей человеческой профессии — врачевания, которой, впрочем, человек учится всю жизнь. Если говорить об экзамене, то к нему нужно готовиться по конспекту учебника, заготовленному загодя, и конспекту лекций. Александр Федорович Тур считал, что учебник иичем не должен уступать по уровню изложения материала руководствам, мо­нографиям и должен учить современному клиническому мышлению, на совре­менном уровне знаний дать представление об «образе болезни». От студента требуется многолетняя постоянная работа и с учебниками, и на занятиях, и у постели больного, и вновь с учебником, специальной литературой, работа трудная, но благодарная. Уверен, что объем сведений в подавляющем боль­шинстве глав не избыточен и лишь достаточен для усвоения материала на современном уровне. Студент не только должен научиться как поступать в той ли иной клинической ситуации, но понимать, почему следует поступать так или иначе. Надеюсь, учебник поможет в этом. В то же время, следует под­черкнуть, что учебник написан в соответствии с Программой по педиатрии для студентов педиатрических факультетов, утвержденной Министерством здра­воохранения России в 2000 г., и, соответственно, не охватывает все аспекты профилактической и клинической педиатрии.

Любые суждения об учебнике будут приняты с благодарностью и учтены При работе с возможным следующим изданием.

ВВЕДЕНИЕ

ПЕДИАТРИЯ КАК РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ

Педиатрия (от греч. paidos — ребенок и iatreia — лечение) по опреде­лению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 г. в первом отечественном руководстве «Педиятрика», «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Иными словами, основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, по­зволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.

Более чем через 100 лет выдающийся отечественный педиатр Михаил Сте­панович Маслов (1961) так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углуб­ленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные пе­риоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факто­рам. Поэтому основное направление педиатрии — профилактическое». Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разде­лам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррек­ция отклонений в развитии (И. М. Воронцов). Именно в антенатальном перио­де, раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека и закладывается фундамент формирования здоровья. В частности, у нас в стране зарегистри­ровано открытие, формула которого такова: устойчивость или чувствитель­ность к опухолевому росту определяется событиями перинатального периода (А. Г. Маленков). Справедлива народная мудрость: «Каков в колыбели, таков и в могиле».

В единой практической науке педиатрии условно выделяют ее ветви (на­правления, отрасли): профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.

Профилактическая педиатрия — система мероприятий, способствую­щих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направле­на на предупреждение развития заболеваний, в основном инфекций, за счет

Ы,,

 Введение                                                                     21

профилактических прививок, асептики, пастеризации (и других методов обез­зараживания молока и других пищевых продуктов, воды). Примерами пер­вичной профилактики неинфекционных заболеваний могут быть специфичес­кая профилактика рахита, железодефицитных анемий. Вторичная профилактика — выявление лабораторных и других предвестников, ранних признаков заболевания с целью предупреждения развития бго тяжелых про­явлений. Например, скрининг программы на выявление врожденного гипо­тиреоза, наследственных заболеваний; обнаружение признаков патологии при плановой диспансеризации в анализах мочи, крови, туберкулиновых пробах, осмотрах специалистов (ортопеда, окулиста, невропатолога и др.); пеницил-линовая терапия при стрептококковых инфекциях носоглотки. Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации уже при выявленном заболевании: антистрептококковая профилактика у детей, пере­несших атаку ревматизма; диетотерапия при гастроэнтерологических заболе­ваниях, метаболических нефропатиях; ортопедическая коррекция у детей с церебральными параличами, грубыми врожденными костными аномалиями, не поддающимися радикальному лечению, и др.

Различают медицинские абилитацию и реабилитацию. Абилитация имеет целью воссоздание функций, которых ребенок не имеет. Методы абилитации включают реконструктивную и пластическую хирургию, протезирование с помощью технических средств, обучение и социальную абилитацию, то есть вхождение детей в общество, «умение жить по возможности полноценно с дефектом или болезнью». Реабилитация — восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функций с помощью медицинских, педагоги­ческих, физических, профессиональных мер и средств. Таким образом, тер­мин абилитация в большей степени относится к врожденным дефектам, за­держкам и нарушениям развития, тогда как реабилитация направлена на восстановление ранее развитых, но утраченных или нарушенных функций, например, в результате травм, хронических заболеваний.

Профилактические прививки — одно из крупнейших достижений челове­чества, позволившее резко снизить заболеваемость и смертность от многих инфекций. «Человечество — вакцин-зависимая цивилизация» (В. И. Покров­ский). При этом лишь при охвате профилактическими прививками 95% насе­ления возможно резко снизить заболеваемость соответствующей инфекцией. Ца Земле уничтожена натуральная оспа, к 2000 г. планировали искоренить  полиомиелит, а затем — корь. Помня о том, что «профилактическая привив­ка г- важная биологическая операция» (П. Ф. Здродовский), необходимо, с одной стороны, тщательно выбирать время ее проведения, а иногда и гото­вить ребенка к прививке, с другой — разъяснять родителям необоснованность боязни прививок, их чрезвычайную важность для ребенка, Снижение (по раз-НЫн причинам) охвата детского и взрослого населения профилактическими Прививками во второй половине 80-х годов привело к существенному росту

22                                                         Детские болезни. Том 1

Таблица 1

Календарь профилактических прививок, 2002 г.1

(Приказ МЗ РФ № 229 от 27.06.2001 г.)

 

Возраст

:                         Наименование прививки

12 часов

Первая вакцина — гепатит В"

3-7 дней

Вакцинация—туберкулез

1 мес

Вторая вакцинация — гепатит В

Змее

Первая вакцинация—дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит

4,5 мес

Вторая вакцинация — дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит*

6 мес

Третья вакцинация—дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация—гепатит В

12 мес

Вакцинация—корь, эпидемический паротит, краснуха

18 мес

Первая ревакцинация—дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит

20 мес

Вторая ревакцинация — полиомиелит

6 лет

Вторая ревакцинаци — корь, эпидемический паротит, краснуха

7 лет

Вторая ревакцинация—дифтерия и столбняк Первая ревакцинация — туберкулез"*

13 лет

Вакцинация против вирусного гепатита В**** Вакцинация против краснухи (девочки)*****

14 лет

Третья ревакцинация—дифтерия и столбняк Ревакцинация—туберкулез***"*. Третья ревакцинация — полиомиелит

Взрослые

Ревакцинация—дифтерия и столбняк каждые 10 лет после последней ревакцинации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


НАЦИОНАЛЬНАЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации