Ответы экзаменационные по физической культуре - файл n1.doc

приобрести
Ответы экзаменационные по физической культуре
скачать (723.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc724kb.12.09.2012 17:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6




Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся со­вокупность достижений общества в создании и рациональном использова­нии специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое совершенство - это исторически обусловленное пред­ставление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечи­вающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие соци­альные силы его организуют и направляют. Физическая культура - продукт развития определенных историче­ских условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:


2. Современное состояние физической культуры и спорта в обществе

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс гигиени­ческих факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массо­вость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физиче­ских способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; про­паганда физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются: качество организации, систематичность, соответствие целям физической подготовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.
3. Законодательство о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одоб­рен Советом Федерации 27 января 1999 года.

В первой главе настоящего закона изложены общие положения (це­ли и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в об­ласти физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта).

Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.

Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и разви­тию спорта высших достижений.

Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.

Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работни­ков физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультур­ных организаций и их социальная защита.
4. Физическая культура личности

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке при участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.
5. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни

Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Основными признаками физической культуры можно считать: систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике; владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

  1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;

  2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий;

  3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.


6. Ценности физической культуры

В физической культуре можно выделить две основные ценности:

- общественную (общенародную);

- личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе с тем это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с другими областями человеческого знания и с общей культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.

Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, тех или иных регионах.

Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке при участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.

В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направ¬ленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познаватель¬ную, третьи - поведенческую активность.

7. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обес­печить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям выс­шего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвер­том курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осу­ществляется при проведении дополнительных элективных и факультатив­ных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержа­нию, организации и проведению занятий существенно отличается от уро­ков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе­цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектова­нием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регла­ментацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под­готовленности.

Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, вы­полняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-мето­дическое обеспечение физкультурного образования студентов формирует­ся с учетом требований федерального компонента государственного образо­вательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культу­ре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке со­держания учебных планов и программ физкультурного образования.

Кафедра физического воспитания пре­доставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинар­ные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студен­тов в их познавательной и практической деятельности.

Целью физкультурного образования студентов высших учеб­ных заведений является формирование физической культуры будущего ква­лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

Учебные (академические) занятия являются основной формой физи­ческого воспитания, включая:

Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выпол­нения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интере­сам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту­ризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меропри­ятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб­ное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи­ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись­менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Гомеостаз.

Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и само­развивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаи­модействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообуче­нию, восприятию, передаче и хранению информации.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического со­става крови и т.д.)

Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обла­дающего способностью к самовоспроизведению и саморазвитию.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природ­ной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспе­циализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обес­печивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.

Все органы и системы человеческого организма находятся в посто­янном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаи­мосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических сис­тем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная сис­тема, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отве­чать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность сози­дательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и фи­зической работоспособности.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятель­ности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм ес­тественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.

Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обяза­тельно влечет за собой активизацию деятельности других органов.
2. Пищеварительная система человека. Обмен веществ в организме человека. Процессы ассимиляции и диссимиляции.

Пищеварением называется процесс физиче­ской и химической переработки пищи, в результате которого ста­новится возможным всасывание питательных веществ из пищева­рительного тракта, поступление их в кровь или в лимфу и усвое­ние организмом благодаря моторной, секреторной и всасывающей функциям пищеварительного аппарата. Кроме того, органы пище­варительной системы выполняют и экскреторную функцию, выво­дя из организма остатки непереваренной пищи и некоторые про­дукты обмена веществ. Процесс пищеварения начинается в рото­вой полости, где в течение 15–18 с осуществляется физическая и химическая обработка пищи: перемешивание, измельчение, сма­чивание слюной, воздействие слюнных ферментов. Затем через пищевод пища поступает в желудок и в течение 6–8 ч подвергается дальнейшей физической и химической обработке. За счет работы гладкой мускулатуры желудка пища перетирается, перемешивает­ся, на нее воздействует желудочный сок, дальнейшая химическая обработка отдельных порций пищевой массы продолжается в две­надцатиперстной кишке, куда поступает сок поджелудочной желе­зы и желчь, вырабатываемая печенью. Пищеварительные соки двенадцатиперстной кишки продолжают расщеплять питательные вещества в тонком кишечнике, где в основном заканчивается пи­щеварение пищи и всасывание питательных веществ в кровь. До­полнительное частичное расщепление невсосавщихся продуктов переваривания пищи зависит от того, насколько оптимально коли­чество выделяемых пищеварительных соков и какова активность перистальтических, продвигающих движений мышц желудка и кишечника.

Систематически выполняемые физические нагрузки повы­шают обмен веществ и энергии, увеличивают потребность орга­низма в питательных веществах, стимулируют выделение пищева­рительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повы­шают эффективность процессов пищеварения. Однако при напря­женной мышечной деятельности могут развиваться тормозные процессы в пищеварительных центрах, уменьшающие кровоснаб­жение различных отделов желудочно-кишечного тракта и пищева­рительных желез в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс актив­ного переваривания обильной пищи в течение 2–3 ч после ее прие­ма снижает эффективность мышечной деятельности, так как орга­ны пищеварения в этой ситуации оказываются как бы более нуж­дающимися в усиленном кровоснабжении. Кроме того, наполнен­ный желудок приподнимает диафрагму, тем самым затрудняя дея­тельность органов дыхания и кровообращения. Вот почему физио­логическая закономерность требует принимать пищу за 2,5–3,5 ч до начала тренировки и через 30–60 мин. после нее.

Единство организма человека с внешней средой проявляется преж­де всего в непрекращающемся обмене веществ и энергии.

Обмен веществ — это два взаимосвязанных противоположных про­цесса, протекающих одновременно, в результате которых происходит ус­воение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма про­дуктов распада (диссимиляция).

Эти процессы согласованы между собой и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятель­ность организма человека.

Общая интенсивность обменных процессов в течение жизни меня­ется. Сразу после рождения человека скорость поступления в организм пи­тательных веществ превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени ус­танавливается динамическое равновесие между этими сторонами обмен­ных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращает­ся, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интен­сивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах на­чинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей, дистрофия мышц и снижение их силы; ухудшаются и качество нервной регуляции деятельности органов и систем организма.
3. Сердечно-сосудистая система человека.

Деятельность всех систем организма человека осуществляется при взаимосвязи гуморальной (жидкостной) регуляции и нервной системы. В зависимости от характера и состава циркулирующей в организме жидкости сосудистую систему разделяют на кровеносную и лимфатичес­кую.

По кровеносной системе перемещается кровь, которая бывает арте­риальной (насыщенной кислородом) и венозной (насыщенной углекислым газом).

У человека существуют три типа кровеносных сосудов: артерии, вены, капилляры. Артерии и вены отличаются друг от друга направлением движения крови в них. Таким образом, артерия - это любой сосуд, несу­щий кровь от сердца к органу, а вена - несущий кровь от органа к сердцу, независимо от состава крови (артериальная или венозная) в них. Капилля­ры - тончайшие сосуды, они тоньше человеческого волоса в 15 раз. Стенки капилляров полупроницаемые, через них вещества, растворенные в плазме крови, просачиваются в тканевую жидкость, из которой переходят в клет­ки. Продукты обмена клеток проникают в обратном направлении из ткане­вой жидкости в кровь.

Кровь движется по сосудам от сердца под воздействием давления, создаваемого сердечной мышцей в момент ее сокращения. На возвратное движение крови по венам оказывают влияние несколько факторов:

Сердце - центральный орган системы кровообращения. Сердце представляет собой полый четырехкамерный мышечный орган, располо­женный в грудной полости, разделенный вертикальной перегородкой на две половины - левую и правую, каждая из которых состоит из желудочка и предсердия. Сердце работает автоматически под контролем центральной нервной системы.

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе, в ко­торой выделяются два круга кровообращения - большой и малый.

1 - правое предсердие;

2 - правый желудочек;

3 - легочная артерия;

4 - капилляры в легких;

5 - легочная вена;

6 - левое предсердие;

7 - левый желудочек;

8 - аорта;

9 - капилляры тела;

10 - полая вена.
Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца, за­тем венозная кровь поступает в легочный ствол, который разделяется на две легочные артерии, которые делятся на более мелкие артерии, перехо­дящие в капилляры альвеол, в которых происходит газообмен (кровь отда­ет углекислый газ и обогащается кислородом). Из каждого легкого выхо­дит по две вены, впадающие в левое предсердие.

Большой круг кровооб­ращения начинается от левого желудочка сердца. Обогащенная кислоро­дом и питательными веществами артериальная кровь поступает ко всем органам и тканям, где происходит газообмен и обмен веществ. Забрав из тканей углекислый газ и продукты распада, венозная кровь, собирается в вены и двигается к правому предсердию.

Волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам ар­терий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасы­ваемой в аорту при сокращении левого желудочка, называется часто­той сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС взрослого мужчины в покое составляет 65-75 уд/мин., у женщин на 8-10 ударов больше, чем у мужчин. У тренированных спортсменов ЧСС в покое становится реже за счет увеличения мощности каждого сер­дечного сокращения и может достигать 40-50 уд/мин.

Количество крови, выталкиваемое желудочком сердца в сосудистое русло при одном сокращении, называется систолическим (ударным) объе­мом крови. В состоянии покоя он составляет у нетренированных - 60, у тренированных-80 мл. При физической нагрузке у нетренированных воз­растает до 100-130 мл., а у тренированных до 180-200 мл.

Количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в те­чение одной минуты, называется минутным объемом крови. В состоянии покоя этот показатель равен в среднем 4-6 л. При физической нагрузке он повышается у нетренированных до 18-20 л., а у тренированных до 30-40 л.

При каждом сокращении сердца поступающая в систему кровооб­ращения кровь создает в ней давление, зависящее от эластичности стенок сосудов. Его величина в момент сердечного сокращения (систолы) состав­ляет у молодых людей 115-125 мм рт. ст. Минимальное (диастолическое) давление в момент расслабления сердечной мышцы составляет - 60-80 мм рт. ст. Разница между максимальным и минимальным давлением называ­ется пульсовым давлением. Оно составляет примерно 30-50 мм рт. ст.

Под воздействием физической тренировки размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличе­нием его объема. Мышца тренированного сердца более густо пронизана кровеносными сосудами, что обеспечивает лучшее питание мышечной ткани и ее работоспособность.
4. Кровь. Её состав и основные функции.

Кровь - это разновидность соединительной ткани с жидким межкле­точным веществом (плазмой) - 55% и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов) - 45%. Основные компоненты плазмы - это вода (90-92%), остальные белки и минеральные веще­ства. Благодаря наличию белков в крови вязкость ее выше воды (примерно в 6 раз). Состав крови относительно стабилен и имеет слабую щелочную реакцию. Эритроциты - красные кровяные клетки, они являются носителем красного пигмента - гемоглобина. Гемоглобин уникален тем, что обладает способностью к образованию веществ в комплексе с кислородом. Гемо­глобин составляет почти 90% в эритроцитах и служит переносчиком ки­слорода из легких ко всем тканям. В 1 куб. мм крови у мужчин в среднем 5 млн. эритроцитов, у женщин - 4,5 млн. У людей, занимающихся спортом, эта величина достигает 6 млн. и более. Эритроциты образуются в клетках красного костного мозга. Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они далеко не так многочис­ленны, как эритроциты. В 1 куб. мм крови содержится 6-8 тысяч белых кровяных клеток. Основная функция лейкоцитов - защита организма от возбудителей болезней. Продолжительность их жизни 2-4 дня. Их число все время пополняется за счет вновь образующихся из клеток костного мозга, селезенки и лимфатических узлов. Тромбоциты - кровяные пластинки, основная функция которых – обеспечение свертываемости крови. Кровь свертывается вследствие раз­рушения тромбоцитов и превращения растворимого белка плазмы фибри­ногена в нерастворимый фибрин. Волокна белка вместе с кровяными клетками формируют сгустки, закупоривающие просветы кровеносных сосудов.

Под влиянием систематических тренировок увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина в крови, в результате чего повы­шается кислородная емкость крови. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям из-за повышения ак­тивности лейкоцитов. Основные функции крови: транспортная - доставляет клеткам питательные вещества и кислород, удаляет из организма продукты распада при обмене веществ; защитная - защищает организм от вредных веществ и инфекции, за счет наличия механизма свертывания останавливает кровотечение; теплообменная - участвует в поддержании постоянной температуры тела.
5. Опорно-двигательный аппарат (классификация, функции).

Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно само­стоятельные системы:

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечно­стей.

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное стро­ение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зритель­ная, слуховая, обонятельная.

Непосредственно с туловищем череп соединяется с помощью двух первых шейных позвонков. Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Грудная клетка выполняет защитную функцию для внутренних органов и состоит из грудины, 12 пар ребер и их соединений.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоя­щим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечно­сти, включающей бедро, голень и стопу.

На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У женщин на мышцы приходится до 35% общей массы тела, а у мужчин до 50%. Специальной силовой тренировкой можно значительно увеличить мышечную массу. Физическое бездействие приводит к умень­шению мышечной массы, а зачастую - к увеличению жировой массы.

В организме человека различают несколько видов мышц: скелетные (поперечно-полосатые), гладкие и сердечную мышцы. Деятельность мышц регулируется центральной нервной системой.

В результате физических тренировок объем и сила мышцы значи­тельно возрастает в 1,5-3 раза, а скорость сокращения и сопротивляемость к неблагоприятным факторам повышается в 1,2-2 раза, что приводит к воз­растанию прочности сухожилий под влиянием мышечных усилий.
6. Дыхательная система. Показатели работоспособности органов дыхания.

Дыханием называется комплекс физиологических процессов, обес­печивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом.

Процесс дыхания принято делить на:

Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательного аппа­рата, состоящего из воздухоносных путей (полость носа, носоглотка, гортань, дыхательное горло, трахеи и бронхи). Стенки носового хода устланы мерцательным эпителием, который задерживает поступающую с воздухом пыль. Внутри носового хода происходит согревание воздуха. При дыхании через рот воздух поступает сразу в глотку и из нее в гортань, не очищаясь и не согреваясь.

При вдохе воздух попадает в легкие, каждое из которых находится в плевральной полости и работает изолированно друг от друга. Каждое легкое имеет форму конуса. Со стороны, обращенной к сердцу, в каждое легкое (ворота легкого) входит бронх, делясь на более мелкие бронхи, об­разуется так называемое бронхиальное дерево. Мелкие бронхи заканчива­ются альвеолами, которые оплетены густой сетью капилляров, по которым течет кровь. При прохождении крови по легочным капиллярам и происхо­дит газообмен: углекислый газ, выделяясь из крови поступает в альвеолы, а те отдают в кровь кислород.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыха­тельный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вен­тиляция, потребление кислорода и др.

Дыхательный объем - объем воздуха, проходящий через легкие за один дыхательный цикл (вдох, выдох). Этот показатель значительно уве­личивается у тренированных и составляет от 800 мл и более. У нетрениро­ванных дыхательный объем в состоянии покоя находится на уровне 350-500 мл.

Если после нормального выдоха сделать максимальный выдох, то из легких выйдет еще 1,0-1,5 л воздуха. Этот объем принято называть ре­зервным. Количество воздуха, которое можно вдохнуть сверх дыхательно­го объема называют дополнительным объемом. Сумма трех объемов: ды­хательного, дополнительного и резервного составляет жизненную емкость легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха (измеряет­ся методом спирометрии).

Жизненная емкость легких в значительной степени зависит от возраста, пола, роста, окружности грудной клетки, физического разви­тия. У мужчин ЖЕЛ колеблется в пределах 3200-4200 мл, у женщин 2500-3500 мл. У спортсменов, особенно занимающихся циклическими видами спорта (плавание, лыжные гонки и т.п.), ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 мл и более, у женщин 5000 мл и более.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя часто­та дыхания в покое 15-18 циклов в минуту. У тренированных людей, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При физической нагрузке частота дыхания увеличивает­ся, например, у пловцов до 45 циклов в минуту.

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через лег­кие за минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель увеличивается.

Потребление кислорода - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максималь­ным потреблением кислорода (МПК).

Наиболее эффективно дыхательную систему развивают цикличе­ские виды спорта (бег, гребля, плавание, лыжный спорт и т.п.).
7. Нервная система (классификация, функции). Виды рефлексов.

Нервная система человека объединяет все системы организма в единое целое и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые подходят ко всем тканям и органам человека.

Нервную систему делят на центральную и периферическую. К цен­тральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Перифериче­ская нервная система образуется нервами, отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

По функциональному принципу нервную систему делят на сомати­ческую и вегетативную. Соматические нервы иннервируют на поперечно­полосатую мускулатуру скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (со­кращение сердца, перистальтика кишечника и др.).

Основными нервными процессами являются возбуждение и тормо­жение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нерв­ных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их актив­ность направлена на восстановление.

Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизнедеятельности).

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуще­ствляемая при участии ЦНС.

Все движения человека представляют собой приобретенные в про­цессе индивидуальной жизни новые формы двигательных актов.

Двигательный навык - двигательное действие, выполняемое авто­матически без участия внимания и мышления.

Образование двигательного навыка происходит последовательно по трем фазам: генерализации, концентрации, автоматизации.

Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются допол­нительные группы мышц. В этой фазе движения неэкономичны, плохо ко-ординированны и неточны.

Фаза концентрации характеризуется дифференцированным тормо­жением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах го­ловного мозга. Движения в этой фазе становятся точными, экономичными, стабильными.

Фаза автоматизации характеризуется выполнением движения ав­томатически, без участия внимания и мышления. Автоматизированный на­вык отличается высокой степенью надежности и стабильности выполнения всех составляющих его движений.

В процессе физической тренировки нервная система человека со­вершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов воз­буждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позво­ляет органам чувств более дифференцированно осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых дви­гательных навыков.
  1   2   3   4   5   6


Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации