Садохин А.П. Мировая культура и искусство - файл n1.docx

приобрести
Садохин А.П. Мировая культура и искусство
скачать (3958.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx4732kb.15.01.2011 20:01скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО


Посвящаю светлой памяти моих родителей, проживших трудную и достойную жизнь


Садохин Александр Петрович Мировая культура и искусство/М: ЗАО «БММ», 2007. - 448 с: ил.
Предлагаемое пособие представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных вопросов истории культуры и искусства в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Свою главную цель автор видел в том, чтобы представить в систематизированном виде содержание современных культурологических знаний, показать историю развития культурологической мысли, рассмотреть развитие культур стран Востока, Запада и России с древности до современности, познакомить читателей с категориальным аппаратом данной дисциплины, раскрыть существо основных проблем современной культуры. Наряду с освещением основополагающих фактов культурной истории человечества автор старался привлечь дополнительные материалы, которые должны способствовать более глубокому изучению заинтересованным читателем всех тем данного учебного курса.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, может также представлять интерес для специалистов-гуманитариев, учащихся старших классов средних школ, лицеев и колледжей, а также для широкого круга читателей.
15ВИ-13: 978-5-88353-280-0 (рус.)
© Бертельсманн Медиа Москау АО, 2007

Корректоры Т. И. Нарва, Н. С. Седова Оператор компьютерной верстки Е. С. Фомина Оформление обложки, подбор иллюстраций С. Б. Шехов

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 95 300 - книги, брошюры

Подписано в печать 20.07.2007 г. Тираж 5000 экз. Печать офсетная. Гарнитура «№»1опС».

ЗАО БММ: Москва, 1-й Рижский пер., д. 2, стр. 1, 9.

Отпечатано в Венгрии при содействии фирмы Интерпресс т(егрге5$@1п(егрге55.еи. Все права защищены. Запрещается полное или частичное использование

и воспроизведение текста и иллюстраций в любых формах без письменного разрешения правовладельца.

По вопросам приобретения книг Бертельсманн Медиа Москау по издательским ценам просьба обращаться по адресу: Москва, 1-й Рижский пер., д. 2, корп. 1, 9. Тел.: 686—4772, 993-0129. Сайт БММ в Интернете: »™«<.Ьтт.ги

Содержание
Предисловие 6
Тема 1. Возникновение культуры

в первобытном обществе 8

Тема 2. Культура древних цивилизаций Востока 25

ТемаЗ. Культура древних цивилизаций Египта 40

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры 57

Тема 5. Культура Древнего Китая 80

Тема 6. Древнееврейская культура 100

Тема 7. Культура народов Месоамерики 110

Тема 8. Античная культура Древней Греции 122

Тема 9. Античная культура Древнего Рима 147

Тема 10. Культура Византийской цивилизации 163

Тема 11. Европейская культура Средних веков 179

Тема 12. Арабо-мусульманский тип культуры 201

Тема 13. Культура и искусство

Страны восходящего солнца 216

Тема 14. Культура эпохи Возрождения 229

Тема 15. Культура Европы в Новое время 257

Тема 16. Основные направления европейской

культуры XIX в 275

Тема 17. Русская культура эпохи Киевской Руси 293

Тема 18. Средневековая культура Московской Руси 317

Тема 19. Два лика русской культуры Нового времени 344

Тема 20. Золотой век русской культуры 368

Тема 21. (Вместо заключения) Мировая культура

новейшего времени 400
Краткий словарь специальных терминов 426

С

овременные тенденции общественного развития требуют обновления и критической переоценки сложившейся ранее системы ценностей. Одним из приоритетных направлений в реализации новых целей и задач общественной жизни стала гуманизация всех ее сторон и гуманитаризация системы образования, призванные значительно повысить уровень культуры будущих специалистов.

В связи с этим в учебные планы высших учебных заведений в качестве обязательных была введена целая группа культурологических дисциплин, призванных обеспечить переориентацию обучения с учетом гуманитарных потребностей личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в учебные планы специальности «Социально-культурный сервис и туризм» был включен курс «Мировая культура и искусство».

Знание истории культуры дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с собственным жизненным опытом, усзоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного овладения миром ценностей культуры и научиться использовать эти знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. Все эти качества в полной мере соответствуют культурно-воспитательной функции искусства, которая заключается в том, чтобы расширить круг общения и духовное пространство каждого человека, дополнить его повседневную жизнь встречами с героями художественных произведений, а через них с авторами этих произведений, постичь культурный смысл творчества.

Однако реализация этой миссии культуры возможна лишь в том случае, если содержание того или иного произведения воспринимается адекватно. Для этого необходимо иметь представление о специфических средствах художественной выразительности, о «языках» различных видов искусства. Непосредственное восприятие произведений искусства необходимо сочетать с их грамотной интерпретацией и всесторонней оценкой. Понимание произведений культуры и искусства — сложная и специфическая духовная деятельность, которой необходимо учиться.

Главная цель данного пособия - введение студентов вузов в мир культуры и искусства. По своему содержанию и структуре оно предназначено помочь студентам освоить первоначальные знания об искусстве как явлении культуры. В пособии систематически в сжатой и доступной форме излагаются современные представления о культуре, ее структуре, исторических типах, а также основные понятия теории искусства.

Изучение и преподавание курса «Мировая культура и искусство», как всякое новое дело, имеет свои серьезные проблемы. В частности, отсутствие необходимого научно-методического обеспечения, общей концепции культурологической подготовки студентов, нормативных программ курсов, сборников методических и иллюстративных материалов, учебной литературы вынуждает преподавателей искать авторские пути решения указанных проблем. Настоящее издание
6

представляет собой оригинальное изложение учебного курса «Мировая культура и искусство», содержание которого автор стремился максимально приблизить к требованиям Государственного образовательного стандарта.

Основу настоящего учебного пособия составили лекции по данному курсу, которые читались автором на протяжении нескольких лет студентам естественных и гуманитарных специальностей различных вузов. Как следствие, учебное пособие создавалось для студентов начальных курсов институтов и университетов, где данная дисциплина имеет статус нормативной, то есть обязательной. Здесь свою основную задачу автор видел в том, чтобы форма изложения была понятна и доступна недавним выпускникам школ. Поэтому темы и вопросы к ним излагаются в едином комплексе, включающем архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, поэзию и другие виды творчества данного региона, причем особое внимание в пособии уделяется приоритетным художественным направлениям в каждый конкретный исторический период развития культуры.

История мировой культуры и искусства многогранна и многолика, и это обстоятельство обусловило сложность определения структуры и содержания данного учебного пособия. Решая этот вопрос, автор исходил из убеждения, что знакомство студентов с максимально широкой панорамой культур разных частей планеты позволит полнее реализовать цели данного учебного курса, так как даст возможность оценить и сравнить различные художественные школы и течения; проследить формирование системы искусств в ее историческом развитии; показать эволюцию художественных стилей во взаимосвязи с культурно-историческим процессом. Это и определило тематическую широту настоящего издания.

Но, приступая к работе над текстом книги, автор в то же время понимал, что все многообразие типов, форм, течений, стилей и памятников мировой культуры невозможно отразить в ограниченном объеме одного издания. Поэтому акцент в учебном пособии делается не на описании конкретных произведений и памятников, их живописных и стилистических особенностей, творческой манеры художников, их создавших, а на выявлении социокультурных доминант конкретных исторических эпох и реализации их в соответствующих произведениях, идеях и образах. Выбор в пользу такого методологического подхода был обусловлен и практикой преподавания курса, когда студенты при подготовке к семинарским занятиям весьма успешно самостоятельно осваивают вопросы искусствоведческого характера, описывая памятники художественной культуры. Наконец, именно культурологический, а не искусствоведческий методологический подход был продиктован автору недостатком иллюстративных и наглядных материалов по курсу, без которых изучение конкретных памятников культуры в учебных аудиториях дает минимальный эффект, превращая занятия в абстрактные сообщения и рассуждения.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку окончательно не сформировалась программа курса, еще ведется активное обсуждение его структуры и содержания, автор заранее выражает благодарность всем заинтересованным читателям за благожелательные и обоснованные замечания и пожелания по совершенствованию его учебного пособия.
7


Тема 1.


1.1. Периодизация

и характерные черты первобытной культуры

Становление культуры первобытного общества

Духовная первобытная культура

Художественная культура первобытного общества

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ

В ПЕРВОБЫТНОМ

ОБЩЕСТВЕ
Каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе развития человеческого общества формировалась первобытная культура? Ответ на этот вопрос требует обращения к далекому прошлому, когда шел процесс становления самого человека. Современная антропология не дает полного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Здесь очевидным является лишь тот факт, что люди прошли в своем биологическом и социальном развитии весьма долгий путь. При этом большая часть истории человечества приходится на первобытную эпоху.



1.1. Периодизация и характерные черты первобытной культуры. Первобытный период культурной истории продолжался минимум 35 тыс. лет, пока в 3 тыс. до н. э. не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать стремительный рывок. Основные же ее изменения произошли за последние 5 тыс. лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.

Основными источниками изучения первобытной культуры являются археологические находки и наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня сохранились лишь мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных,
8

на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что она является специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла. В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.

Стадия архантропа (1,5 млн. лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты. К архантропам относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Этот вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение. Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Собственно возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие несколько замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей - и языка. Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее остались только камни, кости, зола, изображения на скалах. Поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры. В соответствии с первым, она разделяется по

социальному —-

признаку на

несколько эпох: первобытное человеческое стадо, родовой строй (включаю



9


щий в себя матриархат и патриархат) и высшую демократию. Второй путь предполагает разделение всей истории первобытной культуры на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: 1) каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) - 12 тыс. лет назад, среднека-менный (мезолит) - 9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит) - 6 тыс. лет назад, 2) век бронзы - 3 тыс. лет до н. э. и 3) век железа - 1 тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом, первобытная история начинается с первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины началась с возникновением первых упорядоченных форм социальной организации. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, обшая собственность и уравнительное распределение.

Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Она ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому периоду можно определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые изобразительные памятники. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились такие виды художественной деятельности, как росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.
1.2. Становление культуры первобытного общества. В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности — потребляющий и производящий. На первом этапе люди использовали готовые дары природы, применяя для их получения подручные средства — камни, палки, кости. Постепенно человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. В процессе их изготовления совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы - дерево, кость, кожа и т. д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, их отношения между собой.


Возникновение культуры в первобытном обществе
2




чупо-учили

! ПрО-

(ение.

з1ТНО-'ННОЙ

обст-лесто эизо-гвен-
шает ооп-шой. мес-ы ху-льеф


ного по-гда-лки, >уда. , во-еня-

!ЖДУ

Второй этап первобытного производства (производящий) начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие этих видов хозяйственной деятельности, а также возникновение ремесел привело к общественному разделению труда, разложению больших трудовых коллективов на мелкие, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда.

Для становления культуры в то время важнейшее значение имело изготовление орудий труда, что сыграло решающую роль в процессе очеловечивания приматов. Освоение приемов обработки камня позволяло в дальнейшем перейти к его художественной обработке. Во время работы с камнем развивалась визуальная память человека, а целенаправленная деятельность по достижению заданной формы способствовала накоплению знаний о материале и технологических особенностях его обработки. Постепенно усложнялись технические навыки, появлялось избыточное мастерство: человек овладевал умением обработки материала настолько, что к жесткой технологии придания материалу необходимых качеств добавилось его украшение.

Основным видом хозяйственной деятельности в то время была охота, которая оказала влияние на общественное устройство, психику, верования и сознание людей. Охота не только удовлетворяла потребность людей в пище, но и играла важную роль в их очеловечивании. Во-первых, коллективный характер охоты способствовал возникновению и укреплению отношений на общественном уровне. Во-вторых, охота стимулировала развитие ремесла, поскольку обеспечивала относительный избыток продуктов питания и тем самым освобождала известную часть времени от этой деятельности. В-третьих, она постоянно расширяла представления человека о пластическом и цветовом разнообразии природных явлений.

Совместная охота не только способствовала объединению архантропов, но и заставляла их определенным образом относиться друг к другу, формировала опыт сопереживания, сочувствия, эмоциональных чувств, учила понимать друг друга и исходить в своих действиях из общих нужд и потребностей. В связи с этим образы внешнего мира наполнялись общественно значимым содержанием, способствуя укреплению внутриколлективных связей и отношений.

Важное значение для становления первобытной культуры имело открытие способа добывания огня — могучего средства очеловечевания первобытных людей. Овладение огнем способствовало перестройке животной психики в направлении человеческого разума, требуя целенаправленных действий. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас, за ним надо было следить, чтобы от него не воспламенились другие предметы, и т. д. Огонь стал центром жилища, источником тепла и света, помощником в приготовлении пищи, защитой от хищников и важным средством охоты. Таким образом, и использование огня содействовало объединению людей в коллектив, укрепляло их сотрудничество.

Однако наиболее значительное влияние на формирование первобытной культуры оказала неолитическая революция, сравнительно быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему. Главным ее достижением стала доместикация (одомашнивание) растений и животных, которая принципиально из-



менила все существование человека. Пшеница, ячмень, горох, а также свиньи, овцы, крупный рогатый скот обеспечили совершенно новые условия жизни человека и развития культуры. Культура того времени характеризуется интенсивным изготовлением орудий труда и оружия из камня, кости, рога, дерева. Оседлый образ жизни также давал целый ряд преимуществ: появление постоянных поселений, увеличение рождаемости, накопление, обобщение и передача накопленного опыта и знаний, укрепление независимости от природных условий.

В этот период произошла также резкая эволюция мировосприятия человека: земледелие потребовало нового уровня отношений и более сложных систем общинной организации. Постоянные контакты и взаимодействие скотоводческих и земледельческих общин способствовали культурной интеграции, развитию самосознания и создавали объективные условия для образования первых мировых цивилизаций.

С развитием хозяйственных связей произошли и глубокие изменения в семейных отношениях. Поскольку мужчина осваивал ведущие отрасли семейного хозяйства, становился основным добытчиком в семье, то закономерно, что он стал и главой семьи. В первобытную эпоху произошел переход от матриархата к патриархальным отношениям. Патриархальный тип семьи подорвал родовую общину, поскольку большие трудовые коллективы оказались ненужными, основной производственной ячейкой стала семья. Старая родовая демократия уступила место новой форме организации отношений — военной демократии. При этом значительно укрепилось положение вождя - его должность стала наследственной, с большими полномочиями. Таким образом, эволюция социально-экономических отношений привела к замене родового строя государством.

Появление различного рода новых типов хозяйственной деятельности, социальных и семейных отношений, материальных предметов тем не менее сохраняло главную отличительную особенность первобытной культуры — ее синкретический (нерасчлененный) характер.

Многочисленные археологические находки убеждают в том, что первобытная культура представляла собой изначальную синкретическую целостность, составляющими компонентами которой были орудия труда, эмпирические знания, верования, предметы быта, нравственные нормы, традиции и обычаи, наскальные рисунки и скульптурные изображения. Эта синкретическая нерасчлененность первобытной культуры убедительнее всего подтверждается наскальными рисунками, найденными в разных регионах планеты (Пиренеи, Франция, Африка, Сибирь). Почти все рисунки и изображения животных испещрены ударами заостренных предметов — видимо, каменными наконечниками копий и стрел. Их следы дают основания для вывода, что сами рисунки были сделаны не для получения эстетического наслаждения, а из более утилитарных соображений, имели не эстетический, а магический смысл. Первобытный художник, почти все время занятый поисками пропитания и охотой, высекал и рисовал животных только для совершения магических обрядов, так как охотники племени были убеждены, что, поразив изображение во время обряда, они добудут животное на настоящей охоте.


Синкретизм первобытной человеческой деятельности находил также свое выражение в следующих основных признаках:

- единстве человека и осваиваемой им природной среды;

неосознанности различий между реальностью и нереальностью (бытием или небытием);

отсутствии развитых форм социального самосознания;

доминировании чувственного восприятия мира и основанного на нем воображения.
1.3. Духовная первобытная культура. Современному человеку трудно представить себе характер мышления первых людей. Дело в том, что современные люди мыслят и представляют себе мир совершенно иначе, соотнося с определенной системой духовных ценностей, норм и смыслов, ставя перед собой определенные цели. Иначе говоря, мы живем в сложной духовной среде, создание которой является результатом деятельности многих и многих поколений.

Что касается первобытного человека, то у него такая готовая духовная среда отсутствовала. Все окружающее даже не имело названий, а потому отношение к миру было не рациональным, а эмоциональным. Относиться к чему-либо эмоционально - означает приписывать свои эмоции тому, что воспринимается в данный момент, «проецировать» свои эмоциональные состояния на мир. Поэтому первобытные люди видели в своем окружении то, что хотели видеть, и не замечали того, чего не хотели замечать. Таким образом, эмоциональность и уподобление вещи себе были характерными чертами мышления первобытных людей.

Такой способ мог породить только мифологическое мышление, в соответствии с которым представления о мире основывались на убеждении, что все природные явления — результат действий каких-то невидимых сил. Мироощущение первобытных людей было эмоционально напряженным, тревожным, драматичным. Окружающая их реальность воспринималась ими как действие хаотических и неукротимых сил, когда каждое мгновение подстерегала опасность. И для того чтобы выжить в этом неподвластном человеку мире, необходимо было породниться с грозными природными стихиями, воспринимаемыми как родственные, одушевленные существа, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Мифологическое мироощущение основывается на уподоблении окружающей реальности человеку, перенесении внутренних свойств индивида на внешний мир. Под влиянием человеческих чувств солнце, луна, облака, звезды, скалы, реки, животные, растения становились одухотворенными, наделялись сознанием и волей. Отсюда миф можно рассматривать как способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на смысловом породнении людей с миром, при котором человек воспринимает изначальные свойства вещей и явления природы как одушевленные существа.

Другая причина, порождавшая мифологическое мировоззрение первобытного человека, заключалась в его неразвитой практике. В течение всей эпохи палеолита первобытное общество существовало в условиях присваивающего способа
13







хозяйственной деятельности. Поэтому человек оставался пассивным, созерцательным существом, смутно представляющим свойства окружающих его предметов и явлений. Сознание скользило лишь по поверхности явлений, фиксируя чаще всего внешнее, частное, случайное и иллюзорное в них. Тем самым окружающая реальность воспринималась не полно, не адекватно. В воображении человека она преломлялась в неупорядоченную и хаотическую жизнь. Предметы и явления казались олицетворением несоразмернос-


ти, чуждости, дисгармоничности. Свое понимание и осознание этого мира человек стремился выразить с помощью мифа, который в этом случае выступает как способ осмысления природной действительности на ранней стадии человеческого развития, проявляющийся в очеловечивании окружающей среды, в одушевлении космоса, в стремлении гармонизировать отношения человека с миром и мира с собой, сделать его понятным и ясным для себя.

Важнейшими сюжетами первобытных мифов были космогонические представления о происхождении земли и неба, Вселенной в целом, человека и т. д. Первобытные мифы передавались от поколения к поколению, накопленный опыт сохранялся в социальной памяти и образовал первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начали свое развитие философия и наука. В мифологических рассказах о божествах, духах, предках зародилось религиозное мировоззрение. Распространение мифов обеспечивало единство взглядов всех членов племени на окружающий мир.

Господство мифов в духовной жизни придало всей культуре первобытного общества качество традиционности. Благодаря мифам особенности бытия, нормы поведения, художественные вкусы племен оказывались стабильными, передавались от поколения к поколению, как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Так родилась традиция - культурный заменитель утраченного человеком генетического способа передачи поведенческих программ, социальный регулятор поведения людей, объединявший человеческие коллективы.

Как исторически первая форма понимания мира миф сочетает в себе фантастические представления и реальные элементы. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение устройства мира; сакральное обоснование универсального порядка в обществе; придание престижа традициям; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о земном и потустороннем мирах.
14

На основе мифов возникли религия, философия и искусство. Древние мифы со временем вошли в священные книги современных мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины высказали еще древние шумеры. Позднее этот миф вошел в Библию и Коран. О влиянии мифологии на художественную культуру свидетельствует тот факт, что многие мифы стали сюжетами изобразительного искусства, скульптуры и литературы.

Изменения в хозяйственной деятельности закономерно повлекли за собой и изменения в первоначальной синкретической целостности культуры. Единое мифологическое объяснение мира перестало определять содержание художественной деятельности, стала развиваться рационалистическая тенденция, порожденная прежде всего наблюдениями за природой. В то же время происходивший процесс дифференциации общественного сознания приводил к новым формам мифологии. Именно в мезолите огромную роль начинает играть поклонение культовым героям. Человек по-прежнему сохраняет потребность в единении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Отныне большая часть наблюдаемых явлений природы уже не связана с богами. Боги переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором уже есть твердое место для самого человека. Таким образом, мифология трансформировалась в религию.

Религиозные верования первобытных людей также являлись своеобразной формой практического и духовного освоения мира человеком. В них выражена зависимость людей от природных сил. Не отделяя себя от природы, человек переносил на нее отношения, которые складывались в первобытной общине. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной практической деятельности и которые имели для него жизненно важное значение. Бессилие перед природой вызывало у человека страх перед ее могущественными и таинственными силами. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.

Практическое отношение людей к объективному миру имело две стороны: одна выражала и фиксировала степень господства людей над окружающим миром, а другая — господство объективных условий жизни над людьми. Исторический опыт показывает, что своим трудом люди преобразуют природу, удовлетворяя свои потребности. Характер и глубина воздействия людей на природу определяются способом хозяйствования и состоянием орудий труда. Чем более развиты у людей орудия труда, тем полнее и всестороннее они используют силы природы в своих целях. Другая сторона характеризует господство природы над людьми, выражает бессилие человека перед теми явлениями, которыми он пока не в состоянии овладеть. Соотношение этих сторон менялось по мере исторического развития и в первобытную эпоху было специфическим: люди делали только первые шаги на пути подчинения себе природы и, следовательно, в их практической деятельности зависимость от нее значительно преобладала над свободой.

Первобытные люди во многих случаях были не в состоянии реальными практическими средствами обеспечить постоянный успех своих действий. Первобытный охотник, несмотря на всю свою ловкость и умение, часто оставался без добычи. Присваивающий тип хозяйства не гарантировал необходимого количества средств к существованию. Результат хозяйственных действий человека зачастую не соответствовал поставленной им цели. Отсюда неуверенность первобытных людей в результатах их труда: отсутствие реальных средств, обеспечивавших постоянный успех охоты и иных действий, и были основной причиной, побуждавшей людей той эпохи к использованию иллюзорных средств практического воздействия. Совокупность таких средств мнимого воздействия на предметы и явления окружающего мира получила свое выражение в первых религиозных верованиях, таких как анимизм, фетишизм, тотемизм и магия.

Наиболее универсальной и распространенной формой первобытных религиозных верований в культуре Древнего мира является анимизм (от лат. атта — «душа») - вера в существование духов и души у всех природных явлений и процессов. Анимизм стал своеобразной попыткой первобытных людей понять и объяснить причинно-следственную обусловленность окружающего мира. По их представлениям, любой элемент природы, в том числе и человек, обладает душой — тонкой невещественной субстанцией, которая и есть причина жизни этого элемента. Душа владеет сознанием и волей своего материального носителя, она является людям в виде призрака, отделенного от тела, но сходного с ним.

Убежденность в том, что душа самостоятельна по отношению к телу, позволила делить мир на две части - реальный и потусторонний. Соответственно все элементы окружающего мира представлялись древнему человеку раздвоенными на видимые образы и незримые души. Первобытные люди наделяли душами-двойниками все живые существа, явления природы и неживые материальные предметы. Представление о существовании души у каждого отдельного элемента мира развилось постепенно до верования в духов, населяющих весь мир. Духи природы, духи вещей, добрые и злые духи требовали по отношению к себе особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. Многие религиозные культы возникли на основе анимистических представлений, а наиболее известными из них являются культы духов природы и культ предков.

Культ предков отмечается у многих народов, он характеризуется верой в то, что умершие могут оказывать воздействие на земную жизнь своих потомков и родственников. Поэтому для поддержания добрых отношений с умершими живые должны совершать различные обряды, чтобы умилостивить и снискать расположение своих предков. Так, например, в Древнем Китае существовало множество жертвоприношений и ритуалов, предназначенных для поддержания добрых отношений с духами предков, к которым обращались с просьбами и за советом по каждому важному делу. Согласно китайским поверьям, у человека имеются две души. Одна появляется в момент зачатия ребенка, другая — в момент его рождения. После смерти человека первая душа разлагается подобно телу покойника, а затем превращается в тень и навсегда исчезает в подземном мире. Вторая душа после смерти возносится на небо, где становится божеством и в ответ на жертвоприношения и дары она оказывает поддержку своим потомкам. Первую душу также следует одаривать, иначе она может покинуть могилу и стать злым духом, приносящим людям несчастья. Жертвоприношения могут совершать только мужчины, являющиеся потомками духа. Если в роду пресекается мужская линия, то над всем родом нависает смертельная опасность, поскольку божественный предок может превратиться из доброго опекуна и защитника в злобного мстителя.

Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши - служащие местом пребывания духов. Различные формы почитания искусственных или природных предметов получили название фетишизма — формы первобытной религии, когда почитались неодушевленные предметы, наделенные сверхъестественными свойствами и силами. Фетишем мог стать любой предмет, но обычно выбирались такие, которые обладали притягательной силой, отличались красотой или уродством, символическим подобием каким-то реальным явлениям. Притягательность предмета означала наличие в нем души, которая помогала владельцу в различных видах деятельности или охраняла его от враждебных сил.

Фетишизм был распространен у всех первобытных народов и проявлялся в их вере в силу амулетов и оберегов, которые должны были защитить людей от бед и несчастий, отвести болезни и дать здоровье, принести удачу на охоте. Наиболее известным и почитаемым фетишем сегодня является «черный камень» Кааба, который в мусульманстве считается главной святыней. Ежегодно тысячи мусульман, совершающих хадж (паломничество в Мекку), обходят семь раз вокруг этой святыни. Как полагают ученые, «черный камень» представляет собой остаток метеорита, которому поклонялись арабы Аравийского полуострова еще в языческие времена.

На самых ранних этапах своей истории люди чувствовали единство с природой и поэтому отождествляли себя с ее различными проявлениями. В первобытной культуре эта идентификация приняла форму тотемизма, т. е. убежденности, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ним в родственных отношениях. В классическом варианте тотем связан родственными узами с отдельным родом, который почитает его за своего отца. Каждый род носил имя своего тотема. Установление родственных отношений с определенным животным или растением подразумевает, помимо почитания, также ряд строгих запретов и ограничений. Прежде всего, тотемное животное нельзя было убивать или употреблять в пищу. Однако такой запрет мог нарушаться в определенных случаях во время проведения особых обрядов и празднеств, когда жертвоприношение тотемного животного было призвано укрепить кровнородственные связи с ним.

В современном обществе проявления тотемизма можно встретить в виде различного рода символов. Например, многие государства, политические партии и движения выбирают в качестве своей эмблемы или символа какое-либо животное или растение. Так, в США в качестве символа республиканской партии выступает слон, а у демократов — осел. В России существует политическое движение под названием «Яблоко», которое использует одноименную символику. Можно также вспомнить о символе Франции — галльском петухе, о символе Англии - британском льве, а также о канадском клене и т. д.

Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства. Члены каждого племени считали, что они составляют единое целое, что у них у всех одна «кровь», что по отношению друг к другу они являются своими. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими».

Из всех форм первобытных верований наиболее древней является магия (от греч. та§в'ш — «колдовство»), в основе ее лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Мистическая сопричастность предметов и явлений, по убеждению наших древних предков, носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически сопричастны друг другу, то судьбы их связаны между собой. А поскольку первобытный человек не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. Поэтому магия представляет собой способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. В связи с этим большое значение обретают жест, ритуал, слово, обряд, обычай, которые могут вызвать соответствующие практические результаты.

Многочисленные археологические и этнографические источники свидетельствуют о том, что древнейшие магические верования и обряды зародились очень давно, на самых ранних этапах развития первобытного общества. Магия была рождена не трудовой деятельностью, а ее ограниченностью и слабостью. Будучи не в состоянии практическими усилиями обеспечить желаемый результат своих трудовых действий, первобытный человек прибегал к мнимым средствам воздействия на природу. Магия с помощью иллюзий восполняла трудовую деятельность первобытных людей там, где она не могла обеспечить требуемый результат. Следовательно, истоки магии - в ограниченности человеческой практики, в несвободе людей, в их зависимости от господствующих над ними стихийных сил.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации