Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности - файл n1.doc

приобрести
Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
скачать (3226 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3226kb.12.09.2012 16:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
В. Г. Свинухов Т. Н. Оканова

Налогообложение участников

внешнеэкономической деятельности

Учебник

//& Москва

магистр

2008

УДК [336.221:339.9](470+571)(07)

ББК 65.261.411.13(2Рос)я7+65.261.411.21(2Рос)я7

С24

Рецензенты: д-р экон. наук, проф. В. Е. Новиков (главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Российской таможенной академии); д-р экон. наук, проф. А. Н. Захаров (кафедра мировой экономики Московского государственного института международных отношений (МГИМО(У) МИД РФ)

Свинухов В. Г., Оканова Т. Н.

С24 Налогообложение участников внешнеэкономической дея-

тельности : учебник / В. Г. Свинухов, Т. Н. Оканова. — М.: Ма­гистр, 2008. — 447 с.

ISBN 978-5-9776-0056-9 (в пер.) Агентство CIP РГБ.

В учебнике комплексно рассмотрены вопросы взимания доходов государст­ва при внешнеэкономической деятельности. В первом разделе с позиций дейст­вующего законодательства РФ обобщен и систематизирован порядок налогооб­ложения иностранных организаций и физических лиц — резидентов и нерези­дентов. Дана подробная характеристика и приведены примеры исчисления основных налогов. Приведены основные критерии и принципы отнесения дохо­дов иностранных организаций к налогооблагаемым доходам. Рассмотрен инсти­тут постоянного представительства, его существенные признаки и виды. Описа­ны основания и порядок постановки на учет в налоговых органах России ино­странных организаций. Сформулированы принципы налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налого­обложения. Раскрыты способы урегулирования двойного налогообложения, сис­тема налоговых льгот.

Во втором разделе дано понятие таможенного тарифа, видов пошлин. Про­анализирован уровень таможенного обложения в различных государствах. Ос­новное внимание уделено анализу российской системы налогообложения, та­рифных льгот и преференций, проблеме определения страны происхождения то­вара и методам определения таможенной стоимости.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также для руководителей и бухгалтеров организаций, брокеров, специалистов по таможенному оформлению.

УДК [336.221:339.9](470+571)(07) ББК 65.261.411.13(2Рос)я7+65.261.411.21(2Рос)я7

В оформлении переплета использован фрагмент картины Б. Миллера «Американский мигрант» (1939 г.)

ISBN 978-5-9776-0056-9 © Свинухов В. Г., Оканова Т. Н., 2008

© Издательство «Магистр», 2008

Оглавление

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Налогообложение резидентов и нерезидентов в Российской Федерации

ГЛАВА

1

Характеристика российской системы налогообложения 13

  1. Структура налоговой системы РФ 13

  2. Налог на добавленную стоимость 15

  3. Акцизы 49

  4. Налог на прибыль организаций 65

  5. Налог на имущество иностранных организаций 101

  6. Налог на имущество физических лиц 113

  7. Транспортный налог 117

Вопросы для самопроверки 121

ГЛАВА

2

Основные принципы участия во внешнеэкономической

деятельности 122

  1. Внешнеэкономические связи. Внешнеэкономическая деятельность . 122

  2. Понятие резидентства и нерезидентства физических

и юридических лиц в Российской Федерации 125

2.3. Постановка на учет и открытие банковского счета иностранной

организации (нерезидента) 137

Вопросы для самопроверки 145

ГЛАВА

3

Особенности налогообложения иностранных организаций и физических лиц, уплачивающих налоги на территории

Российской Федерации 146

3.1. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц,
действующих через постоянное представительство 146

Налогообложение участников ВЭД 5

Оглавление

3.2. Налогообложение иностранных юридических лиц,

не осуществляющих деятельность через постоянное представительство

и получающих доходы от источников в Российской Федерации .... 159

  1. Налогообложение отдельных операций, связанных с получением доходов в Российской Федерации 167

  2. Налогообложение доходов физических лиц — нерезидентов . . . 181

  3. Ответственность иностранных организаций и физических лиц.

Санкции за налоговые правонарушения 187

Вопросы для самопроверки 191

ГЛАВА

4

Урегулирование международного двойного налогообложения . . . 192

  1. Экономическое и юридическое двойное налогообложение .... 192

  2. Способы урегулирования международного двойного налогообложения 194

  3. Система налоговых льгот для иностранных юридических лиц

в Российской Федерации 198

4.4. Соглашения между Российской Федерацией и зарубежными

странами в области налоговых отношений 200

Вопросы для самопроверки 204

РАЗДЕЛ II

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

ГЛАВА

5

Таможенные тарифы и пошлины 207

  1. Функции таможенного тарифа 207

  2. Виды таможенных пошлин и их классификация 212

  3. Уровень таможенного обложения. Тарифная эскалация 217

  4. Экономическая роль тарифов. Неоклассическая концепция . . . 224

  5. Оптимальный тариф 227

  6. Аргументы против тарифов 229

  7. Аргументы в защиту тарифов 231

Вопросы для самопроверки 235

ГЛАВА 6

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности . . . 236

6.1. Гармонизированная система описания и кодирования товаров . . 236

6 Налогообложение участников ВЭД

Оглавление

6.2. Товарная номенклатура внешнеэкономический деятельности

и классификация товаров 243

Вопросы для самопроверки 250

ГЛАВА

7

Таможенная стоимость товаров и методы ее определения 251

7.1. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара

и Кодекс таможенной стоимости 251

  1. Оценка товаров в таможенных целях и виды внешнеторговой документации 256

  2. Общая характеристика базисных условий контрактов купли-продажи 270

  3. Специфика отдельных условий поставки 277

  4. Таможенная стоимость и исчисление таможенных платежей . . . 291

  5. Порядок заявления и контроля таможенной стоимости 295

  6. Права и обязанности декларанта и таможенного органа

при определении таможенной стоимости 302

  1. Методы определения таможенной стоимости 309

  2. Метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами 310




  1. Метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с идентичными товарами 313

  2. Метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с однородными товарами 313

  3. Метод определения таможенной стоимости товара на основе метода вычитания 315

  4. Метод определения таможенной стоимости товара на основе метода сложения 318

  5. Резервный метод определения таможенной стоимости товара . 320

  6. Порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации . . 321

  7. Проблемы, связанные с определением таможенной стоимости. . 328 Вопросы для самопроверки 332

ГЛАВА

8

Таможенный тариф Российской Федерации 333

  1. Импортный тариф Российской Федерации. Основные направления развития таможенного тарифа 333

  2. Льготы по уплате таможенных платежей 338

Налогообложение участников ВЭД 7

Оглавление

8.3. Определение страны происхождения товаров 348

Вопросы для самопроверки 362

ГЛАВА

9

Таможенные платежи 364

  1. Понятие и виды таможенных платежей, их функции 364

  2. Таможенная пошлина 375

  3. Налог на добавленную стоимость 382

  4. Акциз 398

  5. Таможенные сборы 406

  6. Исчисление таможенных платежей 413

  7. Обязанности по уплате таможенных платежей.

Лица, ответственные за уплату таможенных платежей 420

  1. Порядок уплаты таможенных платежей 425

  2. Сроки уплаты таможенных платежей 428




  1. Обеспечение уплаты таможенных платежей 435

  2. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей 439

Вопросы для самопроверки 445

Список рекомендуемой литературы 446

Предисловие

Ход исторического развития государства свидетельствует о том, что вопросы исчисления и уплаты налогов и таможенных платежей являются неотъемлемой частью государственного управления. В экономике нашей страны происходят серьезные перемены, кото­рые стимулируют рост общественного интереса к налоговым правоотношениям.

Реформы, проводимые в российском обществе, обусловили по­иск новых подходов к механизму взимания налоговых доходов го­сударства, необходимость совершенствования налогового законо­дательства, обеспечения его эффективной реализации.

Взиманию налогов и таможенных платежей при осуществле­нии внешнеэкономической деятельности на современном этапе развития государства уделяется большое внимание, поскольку они играют важную роль в формировании бюджетной политики Рос­сийской Федерации.

Авторами предлагается первый в России учебник по налогооб­ложению участников внешнеэкономической деятельности, в кото­ром обобщены вопросы взимания доходов государства при внеш­неторговой деятельности: налоги, сборы, таможенная пошлина представлены как единая система платежей. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту выс­шего профессионального образования по специальности «Налоги и налогообложение».

Учебник состоит из двух разделов. Первый раздел, «Налогообло­жение резидентов и нерезидентов в РФ», содержит характеристику российской системы налогообложения, отдельных видов налогов. В нем раскрытыпонятие резидентства и нерезидентства физических и юридических лиц; особенности налогообложения иностранных организаций и физических лиц, несущих налоговое бремя на терри­тории РФ; рассмотрено урегулирование вопросов международного двойного налогообложения; система налоговых льгот для иностран­ных организаций и физических лиц; соглашения между РФ и зару­бежными странами в области налоговых отношений.

Второй раздел, «Таможенно-тарифное регулирование внешне­торговой деятельности», включает классификацию таможенных

Налогообложение участников ВЭД 9

Предисловие

тарифов и пошлин, описание функций таможенного тарифа, структуры товарной номенклатуры внешнеэкономической дея­тельности, таможенной стоимости товара и методов ее определе­ния, понятие и виды таможенных платежей, порядок их исчисле­ния и уплаты, способы обеспечения уплаты таможенных платежей и другие вопросы, связанные с налогообложением внешнеэконо­мической деятельности.

Учебник предназначен для студентов, преподавателей, специа­листов по таможенному оформлению, брокеров, предпринимате­лей и менеджеров.

Раздел

i


Налогообложение резидентов

и нерезидентов

в Российской Федерации

1

ГЛАВА

1

Характеристика российской системы налогообложения

1.1. Структура налоговой системы РФ / 1.2. Налог на добавленную стои­мость /1.3. Акцизы /1.4. Налог на прибыль организаций /1.5. Налог на иму­щество иностранных организаций /1.6. Налог на имущество физических лиц / 1.7. Транспортный налог

1.1. Структура налоговой системы РФ

Начало создания современной налоговой системы Российской Фе­дерации было положено в декабре 1990 г. с принятием пакета зако­нов о налоговой системе, устанавливающих перчень налогов, сбо­ров, пошлин и других платежей, определяющих права и обязанно­сти плательщиков налогов и налоговых органов. Налоговым законодательством применена классификация налогов по принци­пу административного устройства: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. В период с 1992 по 2006 г. включительно состав налогов и сборов постоянно менялся, что являлось отражением новых тенденций экономического разви­тия и реформ государственного управления. Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы налогов, является Налоговый кодекс РФ. Кодексом установлен состав и порядок взи­мания налогов и сборов.

Структура налоговой системы по видам налогов и сборов пред­ставлена на рис. 1.1.

Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым кодексом России (НК РФ) и обязательны к уплате на всей территории Рос­сийской Федерации (ст. 12 НК РФ). Региональные налоги устанав­ливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными орга­нами субъектов Российской Федерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты

Раздел I 13

1. Характеристика российской системы налогообложения

Виды налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги


Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество организаций


Акцизы на отдельные виды товаров

Налог на игорный бизнес


Налог на прибыль организаций

Транспортный налог

Т

Налог на доходы физических лиц

Местные налоги


Единый социальный налог

Земельный налог


Государственная пошлина

Налог на имущество физических лиц


Налог на добычу полезных ископаемых

Специальные налоговые режимы


Водный налог

Единый сельскохозяйственный налог


Сбор за использование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Налогообложение при соглашении о разделе продукции

Рис. 1.1. Структура налоговой системы по видам налогов и сборов

налога, налоговые льготы, принимаются иные самостоятельные решения в соответствии с установленными общими принципами налогообложения. Местные налоги устанавливаются НК РФ, а так­же нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право уста­навливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, один и тот же вид

14 Налогообложение участников ВЭД

1.2. Налог на добавленную стоимость

налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания. Порядок исчисления налогов и сборов НК РФ установлен с учетом особенностей ведения пред­принимательской деятельности по отдельным секторам эконо­мики.

Неотъемлемой частью налоговой системы России являются на­логи, установленные специальными налоговыми режимами. Это осо­бый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение оп­ределенного периода времени, который применяется в случаях, установленных НК РФ.

1.2. Налог на добавленную стоимость

Система налога на добавленную стоимость (НДС) была разрабо­тана и впервые применена во Франции в 1954 г., а с 1960-х гг. эта система получила широкое распространение в западноевропей­ских странах. Налог на добавленную стоимость — это разновид­ность косвенного налога на товары и услуги. НДС является фор­мой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара до перехода его к конеч­ному потребителю. Многолетний опыт использования НДС в за­рубежных странах показал, что это один из наиболее эффектив­ных фискальных инструментов государства. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного нало­гообложения. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран — членов ЕЭС. Налог на добавленную стоимость взимается также в 35 странах Азии, Африки и Латин­ской Америки1. В России НДС был введен со 2 января 1992 г. Зако­ном РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». Первоначально, в погоне за ростом доходов бюджета, ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне. В мо­мент введения максимальная ставка была утверждена в размере 28%. В последующие годы эта ставка была снижена до 20%, и с 2004 г. основная ставка установлена в размере 18%. Наравне с основной ставкой были предусмотрены и применяются по насто­ящее время льготные ставки в размере 10 и 0%. Порядок исчисле­ния и уплаты налога в бюджет регулируется положениями гл. 21 НКРФ.

Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник. М., 2006.

Раздел I 15

1. Характеристика российской системы налогообложения

Плательщиками НДС являются:

Организации и индивидуальные предприниматели, не являю­щиеся плательщиками акцизов, могут быть освобождены от упла­ты налога, если сумма выручки от реализации товаров (работ, ус­луг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в сумме не превысила 2 млн руб. Освобождение не приме­няется в отношении обязанностей, возникших в связи с ввозом то­варов на таможенную территорию Российской Федерации. Осво­бождение предоставляется на 12 последовательных месяцев, за ис­ключением случая, когда право на освобождение утрачивает силу. После истечения указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, желающие продлить освобождение от уплаты налога, должны представить в налоговые органы письменное заяв­ление и документы, подтверждающие правомерность обращения.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ признаются следующие операции:

При определении объекта обложения НДС необходимо опреде­лить понятие товара. Под товаром понимается продукция (пред-

16 Налогообложение участников ВЭД

1.2. Налог на добавленную стоимость

мет, изделие), недвижимое имущество, нематериальные активы. Товары могут быть собственного производства и приобретенные на стороне.

Правильное определение объекта налогообложения — одна из основных проблем при исчислении НДС.

Важное значение при этом имеет четкое определение места реа­лизации товаров (работ, услуг). Для выяснения необходимости уп­латы НДС требуется установить, является ли местом реализации товаров (работ, услуг) территория Российской Федерации. Если местом реализации товаров признается иностранное государство, то в России объекта обложения НДС нет.

Согласно действующему законодательству местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:

Принципы определения понятия «место реализации» работ (услуг) для целей налогообложения представлены на рис. 1.2.







Понятие «место реализации» работ, услуг







для целей налогообложения определяет:






















^

Место нахождения недвижимого имущества

*—

Работы (услуги), связанные с этим недвижимым имуществом













—»■

Место фактического производства работ (услуг)

■*—

Работы, связанные с производством













—*■

Место фактического осуществления услуг

■*—

Услуги в сфере культуры, искусства,

образования, физической культуры,

спорта













*

Место фактических перевозок

■*—

Работы (услуги) по перевозкам













*•

Место экономической деятельности покупателя услуг

■*-

Покупка совершается в одном государстве, а продажа — в другом

Рис. 1.2. Принципы определения понятия «место реализации» работ, услуг при исчислении НДС

2 - 9026

Раздел I 17

1. Характеристика российской системы налогообложения

Налоговым кодексом России предусмотрены операции, кото­рые не подлежат налогообложению и соответственно не являются объектом обложения НДС. В соответствии со ст. 149 НК РФ не яв­ляются объектами и не подлежат налогообложению следующие операции:

• передача на безвозмездной основе жилых домов, детских са­
дов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного
и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электриче­
ских сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений
и других подобных объектов органам государственной власти и ор­
ганам местного самоуправления;

• передача имущества государственных и муниципальных
предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

• передача имущества, имущественных прав и денежных
средств некоммерческим организациям на формирование целевого
капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Фе­
деральным законом «О порядке формирования и использования
целевого капитала некоммерческих организаций»;

18 Налогообложение участников ВЭД

1.2. Налог на добавленную стоимость

• выполнение организациями научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к
созданию новых продукции и технологий или к усовершенствова­
нию производимой продукции и технологий, если в состав научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ включаются следующие виды деятельности:







Раздел I 19

1. Характеристика российской системы налогообложения

• проведение иных операций в соответствии с налоговым зако­нодательством.

Если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет таких операций.

Действующим законодательством установлен перечень това­ров, ввозимых на территорию России и не подлежащих налогообло­жению:

  1. товары (а также сырье и комплектующие изделия для их про­изводства), ввозимые в качестве безвозмездной помощи, за исклю­чением подакцизных товаров, согласно постановлению Прави­тельства РФ;

  2. материалы для изготовления медицинских препаратов со­гласно перечню Правительства РФ;

  3. художественные ценности, передаваемые в качестве дара;

  4. все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведения кинематографии;

  5. продукция, произведенная в результате хозяйственной дея­тельности российских организаций на земельных участках ино­странных государств на основании международного договора;

  6. технологическое оборудование и комплектующие к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал;

  7. товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими лицами и приравненными к ним представительствами.

Налоговая база по НДС рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) оп­ределяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по их оплате. Налоговая база при реализации товаров определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен в действующей системе ценообразования с учетом условий, предусмотренных ст. 40 НК РФ. Аналогично определяется налоговая база по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде­рации налоговая база определяется как сумма:

  1. таможенной стоимости этих товаров;

  2. подлежащей уплате таможенной пошлины;

  3. подлежащих уплате акцизов.

20 Налогообложение участников ВЭД

1.2. Налог на добавленную стоимость

В налоговую базу не входит стоимость возвратной тары, однако в нее включаются расходы на упаковку и транспортировку, осуще­ствляемые самим покупателем.

С 1 января 2006 г. для всех налогоплательщиков НДС моментом определения налоговой базы признается наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи товаров) либо день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет поставок товаров, т.е. налоговые обяза­тельства по исчислению НДС возникают при получении оплаты в счет предстоящих поставок (авансов) и при реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, практически для всех налогопла­тельщиков моментом определения налоговой базы и, следователь­но, возникновения обязательства по уплате НДС стала «дата от­грузки» товаров.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации