Бугель Н.В. Основы управления в органах внутренних дел - файл n1.doc

приобрести
Бугель Н.В. Основы управления в органах внутренних дел
скачать (1551 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1551kb.12.09.2012 14:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ВВЕДЕНИЕ

Объект, предмет и задачи теории управления
органами внутренних дел



В условиях совершенствования российской государственности реформы затронули практически все стороны общественно-политической, экономической и социально-правовой жизни общества. Особо важную роль приобретает проблема создания правового государства, поскольку реформы привели к ряду кризисных явлений, которые, в свою очередь, вызвали повышение уровня преступности и криминализацию экономики. Криминализация российского общества в период реформ конца XX века происходила на фоне целого ряда негативных факторов. Ослаблению борьбы с преступностью способствовали перекосы реформы правоохранительных органов и появление теневой юстиции.

Теория управления и практика общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что совершенствование системы государственного управления и ее правоохранительного звена должно базироваться, прежде всего, на правовом механизме ее регулирования. Такой механизм должен включать в себя как правовое обеспечение, так и формирование организационных структур управления в системе органов охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Социально-правовая действительность и конкретные результаты противодействия преступности в настоящее время пока не в полной мере отвечают ожиданиям общества. Предпринимаемые меры заметно отстают от общественных реалий, а зачастую остаются декларируемыми намерениями. Все это объективно обусловливает необходимость организационной перестройки деятельности системы Министерства внутренних дел России.

Реализация функций органов внутренних дел в свою очередь формируют специфику управления ими. Во многом управление этой деятельностью не имеет аналогов в других видах социальной практики. Это предопределяется, с одной стороны, более широкой общей компетенцией государственных служащих этих органов, а с другой – наделением управленческих аппаратов правоохранительных органов значительным объемом особых полномочий, связанных с деятельностью многочисленных субъектов общества. Кроме того, существует потребность в обеспечении постоянного взаимодействия правоохранительных органов как между собой, так и со многими государственными и общественными институтами.

Органы внутренних дел Российской Федерации являются неотъемлемой частью правоохранительной системы и своей деятельностью активно воздействуют на социально-политический и социально-психологический климат в обществе. Они обладают уникальными и разнообразными функциональными и организационными характеристиками. В определенной мере они самостоятельны, однако выполнение ряда правоохранительных задач требует объединения усилий с другими государственными и общественными структурами. Эффективное противодействие преступности требует координированных усилий общества в целом.

Деятельность органов внутренних дел характеризуется централизацией подчинения и наличием внутреннего распорядка, а также повышенной ответственностью за результаты оперативно-служебной деятельности. Органы внутренних дел и их должностные лица обладают процессуальной самостоятельностью, законодательство налагает на их деятельность определенные ограничения. Это обусловлено не только тесным переплетением управленческой и предметно-правовой деятельности, но и обязанностью принимать в повседневной практике социально значимые решения, которые нередко вырабатываемые в критических условиях.

Деятельность правоохранительных органов требует формирования не только системы, но и технологии управления, качественно отличающихся от иных сфер социального управления. Управление правоохранительной деятельностью составляет своеобразный объект изучения в рамках самостоятельной частной теории управления. Она изменяется в соответствии с динамикой развития общественных отношений и способна дать практические рекомендации, направленные на достижение высоких конечных результатов. Содержание управленческой деятельности в ряде аспектов правоохранительной практики может полноценно представлять объект общей теории социального управления.

Теория социального управления в новейшей истории приобрела высокую актуальность в связи с активными социальными преобразованиями общественного устройства. В настоящее время она является предметом изучения ряда гуманитарных и естественных наук. Теория социального управления существует и развивается исключительно в качестве междисциплинарной системы, в которой наиболее успешно развиваются экономико-правовые и государственно-правовые отрасли знаний.

Теория управления органов внутренних дел позволяет выделить проблему социального наполнения правоохранительной деятельности. Эта проблема всегда находилась в центре внимания исследователей. Вместе с тем, подходы к ее изучению, очевидно, никогда не будут исчерпаны. Каждый этап развития общества и его институтов раскрывает все новые и новые «слои» действительности, по отношению к которым проблемы индивидуального, группового и общественного характера пересекаются, взаимопроникают и порождают новые проблемы.

Констатация социальной ориентации деятельности органов внутренних дел, ограничивается сферой ее внешнего осуществления. К ней относится не только охрана общественного порядка, но и профилактика правонарушений, а также раскрытие преступлений и другие вопросы деятельности, определенные законодательством. Авторы настоящего учебника исходили из сложившихся в административной науке представлений о внеаппаратных и внутриаппаратных правоотношениях, характеризующих процесс функционирования органов внутренних дел. Рассматривая, управление в органах внутренних дел учитывали два вектора социальной ориентации органов внутренних дел, равнозначных по значению и находящихся в постоянном взаимодействии. В наиболее общем виде управление органами внутренних дел рассматривается в учебнике как социально-правовой механизм не только с присущей ему упорядоченностью компонентов, процессом функционирования, но и системными связями, принципами и отдельными функциями, а также областью компетенции и методами решения конкретных задач.

Объектом изучения теории управления органами внутренних дел являются закономерности функционирования и развития механизма управления ими. При этом органы внутренних дел рассматриваются как системное социальное образование, взаимодействующее с иными социальными структурами (государственными и негосударственными), призванными решать социальные вопросы общественного развития, жизнедеятельности институтов общества, а также защищать права и законные интересы человека и гражданина.

Управление органами внутренних дел – это система нормативных (социальных, экономических, правовых, психологических, технических) факторов, обеспечивающих:

1. Приведение систем и процессов управления в состояние, адекватное закономерностям общественного развития;

2. Эффективное, соответствующее общественным ожиданиям и социально одобряемое функционирование органов внутренних дел как субъектов реализации правоохранительной деятельности;

3. Организационную и правовую упорядоченность органов внутренних дел как организационных структур управления;

4. Интегрированность органов внутренних дел в систему социальных отношений;

5. Деловую активность, социальную и правовую защищенность личного состава, его мотивацию на качественное, высокопрофессиональное и высокоморальное выполнение ими своего служебного долга.

Развиваясь, теория управления органами внутренних дел приобретает все более четкое содержание, суть которого заключается в изучении четырех основных элементов управления, которые в совокупности и составляют предмет изучения теории управления органами внутренних дел:

В период становления правового государства борьба с недостатками в функционировании аппарата управления должна обеспечивать перестройку его работы и повышение требований к управленческим кадрам на основе сохранения преемственности всего положительного опыта, накопленного наукой и практикой управления органами внутренних дел.

Руководство Министерства внутренних дел России оказывает поддержку людям инициативным, думающим, энергичным, которые не только выражают желание идти вперед в совершенствовании своей деятельности, но и умеют найти организационно-правовые средства для достижения успеха. Безусловное выполнение служебных обязанностей в сфере правоохранительной деятельности объективно предполагает необходимость современной и разносторонней подготовки специалистов, составляющих основу органов внутренних дел, а также совершенствование качества деятельности всего управленческого аппарата.

Основная задача теории управления, отображенная в данном учебнике – вооружить обучаемых научными методами системного видения общественных явлений, понятиями и категориями науки управления, образующими необходимый теоретический фундамент для управления органами внутренних дел. Назначение учебника состоит в расширении кругозора обучаемых в области управления и освоении рекомендаций по решению разнообразных и зачастую неповторимых управленческих проблем и конкретных задач, возникающих в практике деятельности органов внутренних дел.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Объект, предмет и задачи теории управления органами внутренних дел
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации