Контрольная работа - Вариант №10 по сборнику упражнений Кириллова - файл n1.doc

Контрольная работа - Вариант №10 по сборнику упражнений Кириллова
скачать (73 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc73kb.12.09.2012 14:48скачать

n1.doc



Вариант №10
Гл.1: 6.10, 8.5, 11.5, 14.5, 20.5, 26.5. Гл.2: 2.5, 6.5, 10.5, 18.5. Гл.3: 2.5, 5.5, 10.5, 17.5. Гл.4: 2.5, 7.5, 11.5. Гл.5: 5.5. Гл.6: 16.5. Гл.7: 4.5.
Глава 1.
Упражнение 6.10.

Дайте полную логическую характеристику понятию.

"Подвиг" - понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.
Упражнение 8.5.

Подберите понятия, равнозначные данному.

Лекарь - врач, доктор.
Упражнение 11.5.

Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие - целого и части.

Норма права - род, диспозиция - вид.
Упражнение 14.5.

Подберите понятия, противоположные и противоречащие данному.

Легкая работа - исходное понятие;

Тяжелая работа - противоположное понятие;

Нелегкая работа - противоречащее понятие.
Упражнение 20.5.

Проверьте правильность ограничения понятий.

"Населенный пункт - деревня" - ограничение верно, т. к. понятие "населенный пункт" с большим объемом и меньшим содержанием по отношению к понятию "деревня", которое меньше по объему и с большим содержанием, при этом понятие "деревня" можно ограничить дальше.
Упражнение 26.5.

Укажите, произведено ли деление понятий и расчленение целого и части.

"Привычки бывают полезные или вредные" - произведено деление целого понятия на две части (дихотомическое деление).


Глава 2.

Упражнение 2.5.

Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.

"Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер" - атрибутивное суждение (S есть P).
Упражнение 6.5.

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

"Некоторые трудовые споры рассматриваются городскими судами" - частноутвердительное суждение (I), S - не распределен, Р - не распределен, отношения между терминами:




Упражнение 10.5.

Приведите примеры сложных суждений, разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.

1. "Сегодня воскресенье (р), и (связка) мы едем за город (r)" - "p˄r".

2. "Она является хорошим врачом (p) и (связка) занимается частной практикой (r)" - "p˄r".

3. "Вышлите ваше предложение по факсу (p), либо (связка) в электронном виде (r)" - "p˅r".

4. "Встреча пройдет в нашем конференц-зале (p), либо (связка) вне офиса (r)" - "p˅r".

5. "Если сосуд с газом нагреть (p), то он расширяется (r)". "Если…то" – связка. "p?r".

6." Мне не сдать зачета по логике (p), если и только если я не решу задачи, которые даны в тесте (r)". "Если и только если...,то..." – связка. "p?r".
Упражнение 18.5.

В Конституции Российской Федерации, Уголовном, Гражданском и других кодексах найдите правообязывающие, правозапрещающие и правопредоставляющие нормы.

1. Правообязывающая норма выражается словами "обязан", "должен", "признается", "надлежит" и др.: "Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях " (ст. 38 Конституции РФ).

2. Правозапрещающая норма выражается словами "запрещено", "не

вправе", "не может" и др.: " Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника" (ст. 4 Трудового кодекса РФ).

3. Правопредоставляющая норма выражается словами "имеет право", "может", "предоставляется", "разрешено" и др.: "Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" (ст. 23 Гражданского кодекса РФ).
Глава 3.
Упражнение 2.5.

Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода.

Ни один приговор суда (S) не должен быть необоснованным (P).

Всякий приговор суда (S) должен быть обоснованным (не-P).

Схема превращения общеотрицательного суждения (Е):

Ни одно S не есть P.

Все S есть не-P - верное превращение.
Упражнение 5.5.

Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.

(А) Иванов (S+) - квалифицированный специалист (P-).

(I) Одним из квалифицированных специалистов (P-) является Иванов (S-).

Схема: S суть Р­ .

Некоторые P суть S
Упражнение 10.5.

Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данному. Установите их истинность или ложность.

"Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет".

Исходное суждение (Е) "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" - истина.

Противоположное суждение (А) "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу" - ложность.

Противоречащее суждение (I) "Некоторые законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, имеют обратную силу" - ложность.

Подчиненное суждение (О) "Некоторые законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, обратную силу не имеют" - истина.
Упражнение 17.5.

Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

"Некоторые врачи - кардиологи. Все присутствующие на совещании - кардиологи".

1. Делаем вывод из посылок:

Некоторые врачи (Р) - кардиологи (М)

Все присутствующие на совещании (S) - кардиологи (М)

Все присутствующие на совещании (S) - врачи (Р)

2. Определяем фигуру:

Р М

- 2-я фигура.
S M

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей. Полученный модус IAA не входит в число правильных модусов данной 2-ой фигуры. Это означает, что анализируемое силлогистическое умозаключение не является достоверным.
Глава 4.
Упражнение 2.5.

В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

Обмен жилого помещения не допускается (следствие - q), если он носит корыстный или фиктивный характер (основание - p).

Данный обмен носит фиктивный характер (p).

Обмен жилого помещения не допускается (q).

p?q , p - утверждающий модус, дает достоверные выводы.

q
Упражнение 7.5.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе – отрицательному модусу, б) по отрицательно-утвердительному модусу, опираясь на схему модуса, определите следует ли с необходимостью заключение из посылок.

"По характеру и общественной опасности деяния преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести (p), преступления средней тяжести (q), тяжкие (r) и особо тяжкие преступления (s)".

1. Строим умозаключение по утверждающе-отрицательному модусу:

Данное деяние преступления небольшой тяжести (р).

Данное деяние преступления не является преступлением средней тяжести (q), тяжким (r) или особо тяжким преступлением (s).

p q r s, p - заключение следует с необходимостью.

˥q, ˥r, ˥s

2. Строим умозаключение по отрицательно-утвердительному модусу:

Данное деяние преступления не является особо тяжким преступлением (не-s).

Данное деяние преступления является преступлением небольшой тяжести (p), средней тяжести (q) или тяжким (r).

<p˅q˅r˅s>, ˥s - заключение следует с необходимостью.

p, q, s
Упражнение 11.5.

Сформулируйте пропущенную часть умозаключения, проверьте правильность вывода.

"Регистрация рождения производится в органах записи актов гражданского состояния по месту рождения детей либо по месту жительства родителей или одного из них. Регистрация рождения И. произведена по месту его рождения".

1. Большая посылка: "Регистрация рождения производится в органах записи актов гражданского состояния по месту рождения детей (р) либо по месту жительства родителей (q) или одного из них (r)" – исключающе-разделительное суждение.

2. Меньшая посылка: "Регистрация рождения И. произведена по месту его рождения (р)" - категорическое суждение, утверждает один член дизъюнкции.

3. Таким образом, пропущено заключение, которое также должно быть категорическим суждением и отрицать другие члены дизъюнкции: "Следовательно, регистрация рождения И. не произведена по месту жительства родителей (q) или одного из них (r)".

Схема утверждающе-отрицающего модуса:

p q r, p

˥q, ˥r

Заключение достоверно, т.к. соблюдено правило - большая посылка является исключающе-разделительным суждением.
Глава 5.
Упражнение 5.5.

Определите, какой метод научной индукции применяется в данном рассуждении. Запишите его в виде схемы.

"Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит воздух является необходимым условием горения".

В данном рассуждении использован метод различия путем сравнения двух случаев, в одном из которых исследуемое явление (горение огня) наступает, а в другом не наступает. При этом, второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством (исключен доступ воздуха), а все другие являются сходными.

Схема: А - горн

В - воздух

d - горение огня

(1) АВ вызывает d

(2) A не вызывает d

Значит, В является причиной d.
Глава 6.
Упражнение 16.5.

В приведенном тексте определите логические ошибки, укажите какие правила нарушены.

"А почему вы знаете, что вы ненормальный?" - спросила она (Алиса). "Начнем с собаки, - сказал Кот. - Возьмем нормальную собаку, не бешеную (а1). Согласна? - Конечно! - сказала Алиса. - Итак, - продолжал Кот, - собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется (а2). Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь (а3). Вывод: я ненормальный (Т)". (Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. М., 1997. С. 81)

Кот приводит аргументацию в форме аналогии путем уподобления себя собаке. При уподоблении кота и собаки не учитываются различия между ними, несмотря на наличие сходных признаков, их нельзя уподоблять. Ошибка в отношении к демонстрации - аргумент к невежеству, т. е. навязывание оппонентом мнения, которое не находит объективного подтверждения.
Глава 7.

Упражнение 4.5.

Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений.

"Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику" (частноутвердительное суждение - тип I). "Ни одно государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику" (общеотрицательное суждение - тип Е).

Согласно закономерностям логического квадрата, I и Е находятся в отношениях противоречия. Следовательно, оба данных суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно, и наоборот.
Библиографический список



  1. Гетманова А.Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.

  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учеб. для юридических вузов. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 256 с.

  3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под ред. В.И. Кириллова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: МЦУПЛ, 1999. - 160 с.

  4. Кобзарь В.И. Логика: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации