Гордеев В.А. Мировая экономика Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Гордеев В.А. Мировая экономика Учебное пособие
скачать (990 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc990kb.12.09.2012 13:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

В.А. Гордеев



Мировая экономика
Рекомендовано научно-методическим советом университета

в качестве учебного пособия





Ярославль 2009

УДК

ББК

Г


Гордеев В.А.
Г Мировая экономика: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2009. - 112 с.

ISBN
Данное учебное пособие подготовлено доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономической теории ЯГТУ В.А. Гордеевым на основе государственного стандарта и рабочих программ по дисциплине «Мировая экономика». При подготовке книги автором обобщён и использован опыт преподавания указанной дисциплины на факультете дополнительного профессионального образования и инженерно-экономическом факультете за полтора десятилетия, учтены при этом как положительные, так и отрицательные аспекты в нём, наиболее типичные затруднения, возникающие у студентов при освоении той или иной темы.

В книге определены цели и задачи учебной дисциплины «Мировая экономика», сформулированы тематический план, краткое содержание лекционного курса и практических (семинарских) занятий, для студентов ФДПО предложены тематика контрольных работ и методические рекомендации по их подготовке, приведён список основной и дополнительной литературы, которая рекомендуется студентам для изучения дисциплины и подготовки к экзамену. Но самое главное в содержании книги – изложение лекционного материала по данной учебной дисциплине.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов ФДПО, приобретающих квалификацию 080100.62 «Бакалавр экономики», а также для студентов экономических специальностей инженерно-экономического и заочного факультетов.


Рецензенты: Г.А. Родина, д-р экон. наук, директор Ярославского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института; кафедра экономической теории Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского


Оглавление

  1. Цели и задачи изучения дисциплины «Мировая экономика…………………………4

  2. Тематический план лекций и практических занятий…………………………………6

  3. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите……………………………………………………………………………………9

  4. Проверочные тесты для подготовки к экзамену……………………………………..15

  5. Краткое содержание лекционного материала по темам:

Тема 1. Мировая экономика как наука, учебная дисциплина и объект изучения……..21

Тема 2. Теория сравнительных преимуществ и международное разделение труда…..25

Тема 3. Отраслевая, воспроизводственная и социально-экономическая структура мирового хозяйства………………………………………………………………………..26

Тема 4. Всемирное хозяйство и национальная экономика………………………………28

Тема 5. Новые тенденции в развитии мировой экономики……………………………...30

Тема 6. Мировой рынок и международная торговля…………………………………….31

Тема 7. Классические, неоклассические и современные теории международной торговли……………………………………………………………………………………..33

Тема 8. Взаимосвязь внешней торговли и распределения доходов……………………..35

Тема 9. Влияние современного научно-технического прогресса на тенденции и структуру международной торговли……………………………………………………...37

Тема 10. Внешнеторговая политика современных государств………………………….39

Тема 11. Проблемы вступления России в ВТО…………………………………………..41

Тема 12. Международная трудовая миграция……………………………………………43

Тема 13. Мировые инвестиции и сбережения…………………………………………….47

Тема 14. Валюта и валютный курс………………………………………………………..48

Тема 15. Валютный рынок…………………………………………………………………51

Тема 16. Международные кредитные отношения………………………………………..55

Тема 17. Сущность и виды глобальных проблем. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения……………………………………………….58

Тема 18. Экологический кризис как глобальная проблема……………………………...69

Тема 19. Экономические основы решения сырьевой и продовольственной глобальных проблем……………………………………………………………………………………...73

Тема 20. Роль ООН в решении глобальных экономических проблем………………….83

Тема 21. Глобализация и антиглобализм…………………………………………………87

Тема 22. США как центр глобализации…………………………………………………..89

Тема 23. Слаборазвитые страны в системе мировой экономики……………………….95

Тема 24. Китай как мировой экономический центр……………………………………..98

Тема 25. Место РФ в мировой экономике……………………………………………….100

Тема 26. РФ и развитие СНГ……………………………………………………………..106

  1. Список рекомендуемой литературы…………………………………………………111


1.Цели и задачи изучения дисциплины «Мировая экономика»
Уважаемый коллега! Вы продолжаете приобретать квалификацию бакалавра экономики. Позади освоение учебной дисциплины «История экономики и экономических учений» и такого фундаментального для экономиста предмета, как «Экономическая теория». Перед Вами сегодня очередной важный этап в приобретении высшего экономического образования в лице новой учебной дисциплины – «Мировая экономика». Вы, разумеется, прекрасно представляете, что Ваша экономическая деятельность в масштабе какой-либо фирмы, её результативность в значительной мере зависит от внешних обстоятельств, которые, выходит, необходимо хорошо знать, внимательно изучить. В этом и призвана Вам помочь предлагаемое учебное пособие и в целом учебная дисциплина «Мировая экономика».

Согласно Государственному образовательному стандарту программа данной дисциплины предусматривает следующее содержание этой дисциплины (основные её разделы):

Сущность мирового хозяйства;

Международное разделение труда и факторы, его определяющие;

Природно-ресурсный потенциал мирохозяйственных связей. Трудовые ресурсы;

Отраслевая структура мирового хозяйства;

Уровень экономического развития национальных государств. Классификация национальных экономик. Группы стран;

Основные тенденции развития мировой экономики;

Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей;

Социально-экономическая характеристика крупнейших национальных экономик. Центр и периферия мировой экономики;

Россия в мировом хозяйстве.
Цели изучения данной дисциплины заключаются в формировании у студентов целостного представления об основных закономерностях и тенденциях развития мирового хозяйства, об особенностях функционирования мирового рынка товаров и услуг, факторов производства, а также мирового валютного рынка.

Учебная программа предусматривает, что в результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

Закономерности и особенности современного этапа развития мирового хозяйства;

Особенности функционирования глобальных товарных и денежных рынков, а также рынков факторов производства;

Сущность интеграционных процессов в мировом хозяйстве;

Основные теории международной торговли и мировой экономики;

Содержание основных вариантов государственной внешнеэкономической политики в условиях глобализации мировой экономики;

Факторы конкурентоспособности страны в мировой экономике;

Взаимосвязь курса валюты и состояния торгового баланса;

Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики.
Таков основной круг вопросов, которые характеризуют объём знаний, которые должен приобрести студент в результате изучения данной дисциплины. Но ведь только получением научно-теоретических знаний не ограничиваются цели и задачи учебной работы. Ведь надо ещё овладеть определёнными умениями и навыками, позволяющими применить приобретённые знания в практической деятельности. Не случайно программа данного курса предусматривает, что в результате изучения дисциплины «Мировая экономика» студент должен уметь:

Использовать статистические данные для анализа динамики участия страны в мирохозяйственных связях;

Классифицировать и оценивать используемые государством методы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности;

Применять полученные теоретические знания для анализа конкретных практических ситуаций.

Кроме того, в ходе изучения мировой экономики студент должен научиться владеть:

Специальной экономической терминологией и лексикой предмета;

Навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, использования современных образовательных технологий;

Знаниями по мировой экономике, необходимыми для изучения других специальных дисциплин, для написания и защиты выпускной квалификационной работы.
Как видите, цели и задачи данного предмета и достаточно важны, и не просты для их достижения. Конечно, дисциплина «Мировая экономика» опирается на ранее изученные Вами предметы, особенно историю экономики и экономических учений, а также, разумеется, на экономическую теорию. В условиях глобализации мировой экономики, углубления международного разделения труда и воздействия этих процессов на национальные экономики, в том числе на российскую, указанная дисциплина получает ведущее место в формировании и подготовке квалифицированного специалиста. Своим содержанием предмет «Мировая экономика» тесно связан с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: экономической географией, внешнеэкономической деятельностью предприятия, менеджментом, финансами и кредитом, маркетингом и другими.

Сложность целей и задач изучения дисциплины «Мировая экономика» и очень ограниченное количество учебного времени на лекции и практические занятия выдвигают на первый план самостоятельную работу студента. Такая работа требует много времени, а его, как известно, и так всегда не хватает, особенно в условиях ускоренного прохождения учебных дисциплин на факультете дополнительного профессионального образования. Выход, как показывает практика, заключается в строгом упорядочивании Вашей учебной деятельности, отвлечении от второстепенного, в чёткой последовательности Ваших действий, без необоснованного «забегания вперёд» раньше времени и в то же время без опозданий, без упущений в своевременном выполнении необходимых компонентов Вашей самостоятельной работы.

Важные составные части самостоятельной работы студента – подготовка к прослушиванию лекций преподавателя, подготовка к активному участию в проведении практических занятий, и особенно - написание и подготовка к защите контрольной работы, подготовка к выполнению проверочных тестов, к сдаче экзамена. Поэтому советую Вам как можно внимательнее изучить следующие разделы данного пособия, где излагаются тематический план лекций и практических занятий, даётся тематика контрольных работ и методические рекомендации по написанию и подготовке их к защите, приводятся тесты для самопроверки. А самое главное – излагается краткое содержание лекционного материала.

Разумеется, всё это лишь основа, «костяк», который надо ещё нарастить «мясом». То есть всё равно не обойтись без систематической и обстоятельной самостоятельной работы студента с учебной литературой. Её рекомендательный список приведён в конце данного учебного пособия.

2.Тематический план лекций и практических занятий
Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» на факультете дополнительного профессионального образования предусматривает всего 16 академических часов на лекции (то есть только четыре четырёхчасовых лекции!). Тем более важно Вам уже сейчас внимательно разобраться, что именно будет изложено в лекциях, а чем в таком случае нужно «добирать» самостоятельной работой.

Содержание лекционного материала, предусмотренного программой и тематическим планом, распределяется на 9 учебных тем:

  1. Мировое хозяйство и его структура.

  2. Основные школы и теории мировой экономики.

  3. Субъекты мировой экономики.

  4. Международное движение капитала.

  5. Международная трудовая миграция.

  6. Особенности международного технологического обмена в условиях глобализации мирового хозяйства.

  7. Мировая валютная система и механизмы её регулирования.

  8. Платёжный баланс страны, его структура и проблемы государственного регулирования.

  9. Глобализация мировой экономики и место России в структуре мирового хозяйства.


Следует заметить, что на различные темы предусмотрено разное количество учебного времени. Так, на изложение первой лекционной темы отводится два академических часа (одна пара), на вторую тему – 3, на третью – 4, а затем на каждую из последующих тем, кроме самой последней, предусмотрено всего по одному часу (на последнюю тему – два часа). Понятно, какой «галоп по Европам» будет представлять лекционное изложение! Поэтому следует вникнуть, какие именно вопросы, пункты плана будут охвачены лекционным изложением, чтобы определить, чем оно может быть дополнено материалом данного учебного пособия, а что надо поискать в другой учебной литературе, готовясь к практическим занятиям, защите контрольной работы и экзамену.

При рассмотрении первой темы предусматривается изложить в лекции следующие аспекты:

Понятие и сущность мировой экономики;

Субъекты мировой экономики;

Формы международных экономических отношений;

Международное разделение труда и международная кооперация;

Этапы становления мировой экономики;

Критерии классификации стран в мировой экономике;

Группы стран в мировой экономике.
При лекционном изложении второй темы рассматриваются такие пункты плана:

Протекционизм и фритредерство;

Меркантилизм;

Теории абсолютных и сравнительных преимуществ;

Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона;

Парадокс Леонтьева;

Теория жизненного цикла товара;

Теория технологического разрыва;

Модель экономии за счёт масштабов производства;

Теория национальной конкурентоспособности Портера.
При лекционном изложении третьей темы предусмотрено рассмотреть такие аспекты:

Государство как основной субъект мировой экономики;

Внешнеэкономическая деятельность государства и её регулирование. Инструменты регулирования;

Экспорто- и импортозамещение;

Транснациональные корпорации (ТНК) как основной субъект мировой экономики;

Понятие, виды, структура и источники эффективной деятельности ТНК;

Теоретические модели функционирования ТНК;

Международные интеграционные объединения мира;

Этапы и особенности интеграционного процесса;

Преимущества и угрозы интеграционных процессов;

Интеграция и глобализация;

Международные правительственные и неправительственные организации и их роль в функционировании мировой экономики, их особенности, сходство и различия.
Четвёртая тема при лекционном изложении подразумевает раскрытие следующих вопросов:

Прямые и портфельные зарубежные инвестиции, их особенности, выгоды и угрозы;

Субъекты мирового рынка капитала;

Структура мирового рынка капитала;

Мировые центры рынка капитала.
При лекционном изложении пятой темы предусмотрено рассмотреть такие пункты плана:

Страны-экспортёры и импортёры рабочей силы;

Демографические, социальные и экономические аспекты международной трудовой миграции;

Экономические и административные методы и инструменты регулирования трудовой миграции;

Центры трудовой миграции в мировой экономике.
Шестая тема включает при лекционном изложении такие аспекты:

Носители технологий. Особенности международного обмена технологиями;

Каналы распространения технологий в условиях глобализации мировой экономики;

Лицензии, патенты, инжиниринг, аутсорсинг;

Показатель технологической емкости торговли.
Следующая, седьмая тема при лекционном изложении включает такие содержательные компоненты:

Этапы и особенности становления мировой валютной системы: золотой, золотовалютный стандарт, система плавающих курсов валют;

Валюта и режимы конвертируемости валюты;

Валютное регулирование и контроль. Валютный арбитраж;

Влияние колебания курса валют на субъектов экономики.
Лекционное изложение восьмой темы предусматривает рассмотрение следующих аспектов:

Понятие и методологические особенности составления платёжного баланса страны;

Структура платёжного баланса;

Взаимосвязь торгового баланса и валютного курса;

Активное и пассивное сальдо платёжного баланса;

Регулирование платёжного баланса.
Последняя, девятая тема включает такие пункты плана для лекционного изложения:

Глобализация мировой экономики: предпосылки, факторы, последствия;

Глобализация и интернационализация;

Россия как поставщик сырьевых товаров в системе международного разделения труда;

Проблемы повышения национальной конкурентоспособности России в условиях глобализации мировой экономики.
Такова структура и основные пункты плана девяти лекционных тем. Надо заметить, что для практических занятий тематический план и учебная программа предусматривают восемь тем. Перечислим их по порядку:

  1. Мировое хозяйство и его структура;

  2. Основные школы и теории мировой экономики;

  3. Субъекты мировой экономики;

  4. Международное движение капитала;

  5. Международная трудовая миграция;

  6. Особенности международного технологического обмена в условиях глобализации мирового хозяйства;

  7. Мировая валютная система и механизмы её регулирования;

  8. Платёжный баланс страны, его структура и проблемы государственного регулирования.


К сожалению, для практических занятий отводится ещё меньше аудиторного

времени, причём вдвое: всего восемь академических часов – по одному часу на каждую тему. Согласно тематическому плану на этих занятиях предусматривается устный опрос по лекционному материалу и, конечно, защита и обсуждение контрольных работ. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию и защите изложены в следующем, третьем, разделе данного учебного пособия. Кроме того, следует иметь в виду, что в пятом разделе этой книги содержится лекционный материал по 26 темам (за основу взят лекционный курс для дневных студентов экономических специальностей инженерно-экономического факультета). И хотя этот материал изложен достаточно сжато, но он может служить хорошим помощником при подготовке к устному опросу на практических занятиях и при написании контрольной работы. А самое главное, где особенно поможет указанный материал, - это подготовка к экзамену. Не случайно названия его 26-ти тем в точности совпадают с формулировками вопросов экзаменационных билетов. Этот материал «расподробнивает» те положения, которые прозвучат в устном изложении преподавателя на лекциях.

3. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите
В процессе изучения дисциплины «Мировая экономика» студенты-экономисты факультета дополнительного образования должны выполнить одну контрольную работу, содержащую теоретическую и проверочную (тестовую) части. Для теоретической части предлагаются следующие темы:

1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.

2. Современные модификации теории сравнительных преимуществ.

3. Теории международной торговли.

4.Современная структура мировой торговли.

5. Внешняя торговля России и проблемы её развития.

6.Мировое хозяйство: основные черты и проблемы развития.

7. Международная миграция рабочей силы и её регулирование.

8. Международная миграция капитала и её особенности в современных условиях.

9. Мировая валютная система и её развитие.

10. Современные проблемы мировой валютной системы.

11. Валютные курсы, их установление и регулирование.

12. Валютный рынок, его структура и проблемы.

13. Валютное регулирование и валютные проблемы в России.

14. Валютный курс и платёжный баланс.

15. Платёжный баланс: его структура и проблемы.

16. Платёжный баланс России: основные проблемы.

17. Международные кредитные отношения и их развитие в современных условиях.

18. Основные международные экономические организации.

19. Международные финансово-кредитные организации.

20. Международный валютный фонд и его роль в мировом хозяйстве.

21. Всемирная торговая организация и её роль в мировом хозяйстве.

22. Европейские страны и проблемы создания единого рынка.

23. Экономические проблемы развивающихся стран.

24. Новые индустриальные страны и современные особенности их развития.

25.Торговая политика и современные формы протекционизма.

26. Проблемы тарифных барьеров в мировой торговле.

27. Нетарифные ограничения в мировой торговле.

28. Международные торговые организации и их роль в мировом хозяйстве.
Тема из перечисленного списка или определяется преподавателем в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки студента, или по предложению преподавателя темы выбираются с учётом пожеланий студентов, но согласовываются с преподавателем, чтобы в учебной группе не допустить повторяющихся тем. После этого распределение между студентами тем контрольных работ по каждой группе рассматривается и утверждается на заседании кафедры экономической теории.

Выбрав и согласовав тему контрольной работы, Вы приступаете к её выполнению. Прежде всего, надо отобрать материал из Ваших лекционных записей, из лекционного материала, помещённого в данном учебном пособии (в пятом разделе), а также из рекомендованной основной и дополнительной литературы, относящийся к избранной Вами теме. Затем этот материал нужно внимательно проанализировать для составления плана контрольной работы. При этом надо начать с уяснения названия Вашей темы, задуматься над её смыслом. Такое уяснение многое может дать для определения главной идеи, логической структуры изложения содержания всей работы.

Например, выбрав пятую тему – «Внешняя торговля России и проблемы её развития» - Вы должны обратить внимание не только на смысл каждого слова в её названии, но и даже на порядок расположения слов в нём, а также на ближайшее «соседство» этого названия в приведённой выше тематике. Вы заметили, что предшествует названию Вашей темы четвёртый заголовок: «Современная структура мировой торговли»? А какое это имеет отношение к Вашей пятой теме? – Самое прямое. Ведь Ваше название состоит из трёх смысловых частей: средняя, вторая, представляет собой союз «и», а первая, соответственно, - то, что этому союзу предшествует, а третья, последняя – то, что за союзом «и» следует далее до конца названия темы Вашей контрольной работы. А теперь разве трудно догадаться, что центральной частью названия Вашей темы (центральной не только по месту расположения, но и по смысловому назначению) является такой маленький по размерам и внешне малозаметный союз «и». А значит, главная мысль Вашей работы, которая должна быть проведена через всю её структуру, через все её составные части – это мысль, обосновывающая проблемы развития внешней торговли России из особенностей этой самой торговли нашей страны. А почему именно из «особенностей»? – Ведь в первой части названия Вашей работы написано просто: «Внешняя торговля России» - и нет слова «особенности». Но для чего же мы обращали внимание на предшествующий, четвёртый заголовок – «Современная структура мировой торговли»? Выходит, он наталкивает на некоторое введение к Вашей теме: развитые страны экспортируют конечные высокотехнологичные товары, а слаборазвитые – сырьё, невосполнимые ресурсы. Значит, первая часть Вашего названия темы требует говорить и писать о внешней торговле России не вообще, а сравнивая её со структурой таковой торговли в развитых и слаборазвитых странах. И тогда характеристика российской внешней торговли логично выводит на определение причин и сути её проблем (ведь не радость же, а именно проблемы получает наша страна, по дешёвке продавая невосполнимые газ и нефть из кармана наших внуков!). Тем самым соединительный союз «и» по праву получает центральное смысловое место, соединяя содержание первой части названия с третьим.

Уяснив название темы и составив план контрольной работы, следует приступить к изложению её содержания. При этом весь использованный материал (как прямые, так и косвенные цитаты) должен быть сопровождён соответствующими ссылками на источники. Эти ссылки следует оформлять в соответствии с действующими библиографическими стандартами. Например, при прямой цитате (точной, дословной передаче фразы из источника) нужно в конце её указать номер, а внизу страницы под этим же номером привести полное и правильное библиографическое название источника (фамилия и инициалы автора, название книги, время и место издания) и номер страниц источника, с которых взят цитируемый материал. Заметьте: сказанное только что означает и то, что любые выписки из библиотечных и других источников, подлежащих срочному возвращению, надо своевременно дополнить пометками о номерах страниц, с которых Вы брали материал для цитирования. Иначе неизбежна двойная работа, чтобы снова найти те же источники, а значит, нерациональная трата драгоценного времени, которого и так у нас всегда не хватает.

Если же Вы употребили непрямое цитирование (свободный, своими словами, как правило, сжатый пересказ достаточно пространного материала источника, занимающего в нём обычно несколько страниц), то, в отличие от прямой цитаты, Вам не надо заключать в кавычки получившийся пересказ, но остальные требования, относящиеся к оформлению письменной контрольной работы, остаются в силе. То есть по окончании Вашего пересказа материала источника тоже нужно указать номер сноски, а внизу страницы под этим же номером следует опять-таки дать полное и правильное библиографическое название используемого источника и номера его страниц, на которых находится пересказанный материал. Ещё одно маленькое отличие здесь заключается в том, что перед названием источника теперь надо написать: «См.:».

Контрольная работа, как правило «набивается» на компьютере и распечатывается на листах формата А-4. Начинается она с титульного листа, где сверху даётся название нашего университета, а под ним – название кафедры, которая проверяет работу (кафедра экономической теории). Затем, отступив вниз 3-5 строк, следует указать тему контрольной работы и название учебной дисциплины, по которой она выполняется («Мировая экономика»). После этого ниже и с правой стороны страницы указываются фамилия и инициалы автора работы, название группы и факультета, а под этой записью – учёная степень и учёное звание, инициалы и фамилия преподавателя, проверяющего контрольную работу. И, наконец, в самом низу страницы (по середине последней строчки) Вы должны указать название нашего города, где находится ЯГТУ, и год написания и защиты контрольной работы.

Следующий, второй, лист предназначен для изложения плана Вашей работы. При его составлении советую избегать крайностей, обычно создающих дополнительные проблемы у студентов-авторов. Например, излишняя подробность (до нескольких десятков пунктов) не столько помогает, сколько мешает автору в определении оптимальной структуры, логической последовательности, композиционной чёткости в изложении содержания работы. И, наоборот, чрезмерная краткость, когда автор , например, ограничивается лишь повторением составных частей общего названия темы – тоже оказывается плохим помощником в написании работы. Кроме того, заметив, что указанные крайности мешают и преподавателю, так как не позволяют ему сразу сориентироваться в сути содержания и логике структуры проверяемой работы. Дело тут, конечно не в том, что Вы тем самым вызываете отрицательные эмоции по отношению к себе со стороны проверяющего преподавателя, а в том, что Вы не обеспечили такое качество Вашего письменного труда, как его ясность, чёткость изложения, а значит, объективно снизили его возможную оценку.

С третьего листа начинается непосредственное изложение текста контрольной работы. А вот вопрос о том, каким по счёту листом оно завершается, - лучше не задавать, хотя студенты почему-то чаще всего именно этот вопрос и задают, как будто именно он и является главным критерием оценки контрольной работы при её проверке. Правда, программа указывает примерный объём в 20-25 листов, но это просто цифра, выведенная как средняя из практики проверки работ Ваших предшественников, и незачем под данную цифру искусственно «подгонять» объём именно Вашей конкретной работы. В действительности её объём зависит от содержания, которое не должно сводиться к переписыванию материала из найденных Вами литературных источников, а обязательно должно включать Ваши собственные соображения об актуальности указанного материала, степени его применимости во внешнеэкономической политике современной России, во внешнеэкономических связях отечественных фирм. А значит, Ваша контрольная работа должна содержать авторские рекомендации бизнесу и властным структурам, вытекающие из изложенного Вами теоретического материала.

После завершения изложения содержания контрольной работы должен быть представлен список использованной (в виде и прямых, и косвенных цитат) литературы. Обычно названия источников в этом списке приводятся в алфавитном порядке. При этом материалы из лекционных записей – «полноправный участник» списка. Важно заметить, что Вы имеете право не ограничиваться кругом основной и дополнительной литературы рекомендованной данным учебным пособием. Ведь выполнение контрольной работы – это, помимо прочего, - ещё и средство приобщения студента университета к исследовательской деятельности. А значит, получив тему контрольной работы, с этого момента и до защиты её, студент «заболевает» ею в хорошем смысле: постоянно обдумывает её, «впитывает» факты и примеры для иллюстрации и аргументации её положений из Интернета, телепередач, газетных сообщений и другой информации, с которой сталкивается не только в специально отведённое для написания работы время, а практически постоянно. Поэтому любые найденные Вами материалы, относящиеся к теме контрольной работы, в том числе газетные, журнальные, взятые из Интернета или телепередач, - имеют право на цитирование в Вашей работе, а значит, - на внесение в список использованных источников. Но цитирование не должно стать самоцелью: это лишь средство для реализации Вашей главной задачи – наилучшего изложения избранной темы. Поэтому, например, использование ста источников – далеко не всегда лучше, чем десяти, хотя, конечно, и использование менее десяти источников, при прочих равных условиях, позволяет сомневаться, что автор учёл достаточное количество существующих точек зрения на рассматриваемую тему.

Особо хочу обратить внимание на необходимость правильного использования журнальных статей. В последнем разделе данного учебного пособия названы научно-экономические журналы, мимо которых не должен пройти добросовестный студент при выполнении контрольной работы. Настоятельно рекомендую, чтобы использовались номера этих журналов именно за последние годы. Акцентирую Ваше внимание на данном аспекте, так как среди студентов, к сожалению, бытует предрассудок, будто сданная и защищённая знакомым предшественником несколько лет назад контрольная работа по такой же теме сохраняет свою «идеальность» и сегодня. И дублируют её порой слово в слово, в том числе и список литературы с журнальными статьями уже многолетней давности. А ведь за последнее время выходят новые, неведомые автору контрольной работы журнальные статьи, нередко опровергающие основные положения прежних, принятых этим автором за хронический, вечный идеал. И в результате предстаёт работа мишенью для критики автора за то, что положился лишь на компьютерную память да товарищескую услугу, не проявив собственного соображения и поиска новой научной информации.

Перед сдачей контрольной работы преподавателю на проверку Вы должны указать на титульном листе дату сдачи и поставить свою подпись. Лучший срок сдачи контрольной работы – перед началом проведения практических занятий по данной дисциплине. Кроме написания контрольной работы важной частью Вашей учебной деятельности является подготовка устного выступления на защите её. Особо обращаю Ваше внимание на то, что письменная контрольная работа и устное выступление по её защите – это два совершенно разных вида учебного труда. Они существенно различаются и по форме, и по содержанию. К сожалению, некоторые студенты не учитывают данное обстоятельство: становятся беспомощными, когда текст контрольной работы оказывается не в их, а в преподавательских руках. Или, вооружившись копией указанного текста, считают своей задачей просто-напросто прочитать его вслух. Но ведь такое чтение, даже мастерски-художественно исполненное, ворует у группы немало драгоценного и дефицитного времени от практического занятия. А значит, перечитывание всего текста просто недопустимо: надо, как минимум, предварительно отобрать из него, во-первых, самое важное и полезное для Ваших товарищей по группе как будущих экономистов. А во-вторых, самое интересное, «зацепляющее» внимание и мысль Ваших коллег (например, неожиданный факт или яркий иллюстративный материал, хотя они могут и не соответствовать предыдущему критерию).

Кроме того, нельзя не иметь в виду, что письменный стиль, присущий Вашей оформленной и сданной контрольной работе, совершенно не годится для устного произнесения и слухового восприятия. Ну где Вы видели людей, которые в обычном разговоре пользовались бы сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, употребляя при этом несколько придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты? Конечно, в письменном тексте такие обороты – вполне нормальное явление, которое объяснимо и оправдано: ведь при зрительном восприятии мы способны охватить взглядом достаточно большие блоки текста и уловить их смысловое единство, чего, как правило, невозможно достичь на слух. Поэтому попытка читать по бумажке – пытка для слушателей, не дающая им ничего воспринять, осознать и запомнить из прочитанного «оратором». Казалось бы, это настолько очевидная истина, что и говорить её незачем, ведь каждый студент снова и снова убеждается в её очевидности, как только ещё раз оказывается слушателем такого «оратора»-палача. Но приходится повторять, к сожалению, эту само собой разумеющуюся аксиому, поскольку до сих пор не перевелись из числа студентов любители исполнить роль палача, бесплодно и бездарно уничтожающего дефицитное учебное время у товарищей по группе.

Немного лучше выглядит и стремление «добросовестной» части студентов выучить наизусть письменный текст и затем на занятии по памяти его воспроизвести. Ведь здесь опять-таки, наличествуют уже упоминавшиеся атрибуты письменного стиля, неизбежно отключающие внимание и мысль слушателей. Приходится повторить для таких пересказывателей письменной речи, что надо не просто повторять текст контрольной работы, а предварительно переработать его для устной подачи. Прошу иметь в виду, что здесь требуется не просто соответствующий отбор материала из письменного текста, не только «укорачивание» фраз и упрощение их формы, но и специальные операции, приёмы, учитывающие требования ораторского и артистического искусства. Я уже обращал Ваше внимание в учебном пособии по истории экономики и экономических учений (См.: с.13), что экономист должен обладать данными, помимо прочего, и оратора, и артиста, ведь, например, менеджерская и маркетинговая деятельность экономиста требует от него умений убеждать компаньона-клиента совершать с ним сделку на предложенных экономистом условиях. А теперь представьте, уважаемый коллега, согласится ли Ваш компаньон-клиент с Вашими условиями внешнеэкономической сделки, если Вы пробубнили эти условия по бумажке, употребив длиннющие сложноподчинённые предложения с причастными и деепричастными оборотами? Согласитесь, что вообще-то ни один продавец самого неприметного ларька не добьётся успеха в своей работе без ораторских и артистических качеств, без умений убеждать, о необходимости которых я Вам так настойчиво толкую. А где этим качествам учиться? Да всегда и везде, и уж тем более на университетских занятиях по экономическим дисциплинам. Причём, учитывая их немногочисленность, - делать это надо особенно добросовестно. И уж Ваше выступление при защите контрольной работы по мировой экономике – такая исключительно важная тренировка по выработке указанных качеств, что не воспользоваться ею, заменить её профанацией воспроизведения письменного стиля речи – непростительное кощунство.

Так что не воспринимайте требования ораторского искусства как что-то инородное для Вас, когда готовитесь к защите контрольной работы. Например, в письменном тексте практически не требуются такие ораторские приёмы, как риторические вопросы (то есть такие вопросы, которые автор произносит не в расчёте на ответы собеседников, а сам же на них отвечает). А в устной речи без них, пожалуй, не обойтись. Почему? Потому что они заостряют внимание слушателей, заставляют их задуматься над смыслом вопроса-ответа, предоставляя для этого необходимую паузу и изменение интонации и темпа речи. Подобными ценными свойствами воздействия на восприятие слушателей обладают и различные иллюстративные материалы, которые выступающий заблаговременно размещает на доске или плакатах, распечатывает на принтере и раздаёт слушателям перед выступлением. Но ведь всё это нужно готовить своевременно и продуманно, не один раз, как правило, репетируя своё выступление перед зеркалом, перед членами семьи и, конечно, «в компании» с аудиовидеотехникой, каждый раз фиксируя допущенные недостатки и учитывая их затем с целью недопущения при последующих репетициях и окончательном выступлении на практическом занятии в группе.

Таким образом, Ваше выступление при защите контрольной работы должно быть очень коротким по занимаемому времени, но насыщенным по содержанию и ярким, броским, нестандартным по форме произнесения. Надо, чтобы оно не только показало Вашу подготовленность по теме контрольной работы, но и принесло максимально обучающий результат для Ваших товарищей по группе. Например, очень важно, чтобы Вы чётко донесли до сознания слушателей композиционную структуру Вашего сообщения (членение его на основные части, причём частей этих должно быть не менее трёх, но не более пяти, с учётом психологии слухового восприятия). Ведь слушающие Вас должны суметь и успеть во время Вашего выступления составить его письменный план, который затем будет просматривать преподаватель, а также подготовиться оценить содержание и форму данного выступления. Согласитесь, что без чёткости его структурирования (которое достигается, между прочим, и соответствующими интонациями, паузами, темпом изложения!) указанные задачи Вашим товарищам по учебной группе просто не выполнить. Да Вы и сами хорошо почувствуете справедливость и важность этих моих рекомендаций, как только с кем-то из одногруппников поменяетесь ролями, став на некоторое время слушателем чьего-то сообщения, имея указанные выше обязанности и задачи.

Из прочитанного в этом разделе, уважаемый коллега, Вы, надеюсь, осознали и необходимость ещё раз мысленно вернуться к предыдущему, где говорилось о тематическом плане лекционных занятий. Дело в том, что задача успешной защиты контрольной работы требует, в том числе, и соответствующей, а именно максимально эффективной Вашей работы во время лекции преподавателя, необходимости наиболее подробного фиксирования её содержания с помощью не только записывания за преподавателем, но и, желательно (если имеется возможность), использования при этом диктофона и другой необходимой техники. Причем это касается не только непосредственно темы, относящейся к Вашей контрольной работе: мы уже говорили с Вами в начале данного раздела о важности видеть свою тему в логической и смысловой связке с другими темами – предшествующими и последующими, видеть её место и значимость в структуре всего курса, «осязать» «впитываемость» этой темой тех или иных положений из других тем и в то же время обогащение материалом данной темы других тем, в целом учебной дисциплины.

Только что высказанные замечания и рекомендации особенно актуальны и важны при подготовке и выполнении проверочных тестов, приводимых в следующем разделе данного учебного пособия, поскольку они охватывают материал уже не одной темы, а всего учебного курса в целом.


4. Проверочные тесты для подготовки к экзамену


  1. Торговое сальдо – это

А) разность стоимостных оценок экспорта и импорта;

Б) сумма стоимостных оценок экспорта и импорта;

В) объём товаров, экспортируемых из страны;

Г) среди вышеперечисленных трёх вариантов нет ни одного правильного ответа.


  1. Мировой рынок

А) - это простая совокупность национальных рынков;

Б) и национальные рынки не взаимосвязаны;

В) нельзя рассматривать как простую совокупность национальных рынков;

Г) все вышеперечисленные три варианта ответов неверны.


  1. Патент – это

А) разрешение, выдаваемое владельцем технологии для использования её другим на определённый срок и за оговорённую плату;

Б) символ принадлежности товара конкретной фирме-производителю;

В) эксклюзивное право автора на показ и воспроизведение своего новшества;

Г) свидетельство монопольного права изобретателя на использование своего изобретения.


  1. Неотехнологические теории, в отличие от классических и неоклассических, утверждают, что

А) государство не должно вмешиваться во внешнеторговые отношения;

Б) государство должно стимулировать свёртывание старых отраслей и ускорение развития принципиально новых;

В) государство должно осуществлять реформы только внутри страны;

Г) все три вышеперечисленные варианты ответов неверны.


  1. Импортно-экспортные квоты – это

А) обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт и импорт товара;

Б) вводимый страной количественный и стоимостной лимит на ввоз или вывоз товара из страны в течение определённого периода;

В) расходы отдельных лиц, фирм и правительства данной страны на приобретение товаров и услуг, произведённых в других странах;

Г) все три вышеперечисленных ответа верны.


  1. На проблему результативности внешней торговли первыми из представителей различных научно-экономических направлений обратили внимание

А) меркантилисты;

Б) физиократы;

В) неоклассики;

Г) классики политической экономии.


  1. Внешнеторговый дефицит – это

А) превышение товарного экспорта страны над её товарным импортом;

Б) продажа в другой стране товаров ниже их себестоимости;

В) уменьшение установленной стоимости валюты;

Г) превышение товарного импорта страны над её товарным экспортом.


  1. Меркантилисты

А) обосновали концепцию фритредерства;

Б) обосновали концепцию протекционизма;

В) создали теорию соотношения факторов производства;

Г) создали теорию жизненного цикла товара.


  1. Международная торговля появилась с возникновением

А) национальных государств;

Б) рынка ценных бумаг;

В) финансового рынка;

Г) валютного рынка.


  1. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует

А) торговый баланс;

Б) торговое сальдо;

В) разницу потребления;

Г) стоимость товаров и услуг.


  1. Теория соотношения факторов производства признавала мобильными

А) только труд;

Б) только капитал;

В) труд и капитал;

Г) труд, капитал и землю.


  1. Теория международной конкурентоспособности наций разработана

А) М. Портером;

Б) В. Леонтьевым;

В) Д. Рикардо;

Г) П. Самуэльсоном


  1. Инжиниринг – это

А) передача технических знаний и услуг;

Б) использование своих технологий;

В) разработка технологий;

Г) изменение технологических знаний и услуг.


  1. Копирайт – это

А) право воспроизведения;

Б) право преобразования;

В) право использования;

Г) право разработки.


  1. Мировой рынок окончательно сформировался

А) в ХVIII веке;

Б) в ХIХ веке;

В) в ХХ веке;

Г) в ХVII веке.


  1. Теория Столпера-Самуэльсона определяет

А) изменение дохода;

Б) изменение спроса;

В) изменение предложения;

Г) изменение расходов.


  1. Какой НТП создаёт возможность для снижения издержек производства и роста его объёма?

А) нейтральный;

Б) трудосберегающий;

В) капиталосберегающий;

Г) каждый из трёх ранее названных.


  1. Внедрение НТП в капиталоёмких отраслях, работающих на экспорт,

А) ухудшает условия международной торговли;

Б) улучшает условия международной торговли;

В) никак не влияет на условия международной торговли, а лишь повышает цены производимых товаров.


  1. Если показатель технологической ёмкости торговли составляет 15%, то товар считается

А) высокотехнологичным;

Б) низкотехнологичным;

В) оба первых варианта ответов неверны;

Г) оба первых варианта ответов верны.


  1. Регулирование внешней торговли, направленное на защиту субъектов национальной экономики от иностранных конкурентов, принято называть термином

А) фритредерство;

Б) протекционизм;

В) либерализм;

Г) ни один из приведённых трёх вариантов ответов не является правильным.


  1. Односторонний протекционизм

А) предполагает согласование с партнёром принимаемых мер;

Б) направлен на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнёрами;

В) учитывает мнение многих стран при выработке торговой политики;

Г) ни один из вышеперечисленных трёх вариантов ответов не является верным.


  1. Таможенная пошлина – это

А) обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт товара в соответствии с его количеством или стоимостью;

Б) обязательные платежи, которые устанавливаются на импорт товара в соответствии с его количеством или стоимостью;

В) обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт и импорт товара в соответствии с его количеством или стоимостью;

Г) необязательные платежи, которые могут устанавливаться на экспорт или импорт товара в соответствии с его количеством или стоимостью.


  1. В международной торговле технологический жизненный цикл товара обычно включает

А) два этапа;

Б) три этапа;

В) четыре этапа;

Г) пять этапов.


  1. Показатель условий международной торговли определяется как

А) отношение индекса цен импортируемых товаров к индексу экспортируемых;

Б) отношение индекса цен экспортируемых товаров к затратам на производство этих товаров;

В) отношение индекса цен экспортируемых товаров к индексу импортируемых;

Г) отношение индекса цен импортируемых товаров к затратам на производство этих товаров.


  1. По теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо эти сравнительные преимущества определяются через

А) минимальные издержки;

Б) альтернативные издержки;

В) максимальные издержки;

Г) ни один из приведённых выше вариантов ответа не является верным.


  1. Ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённого к ввозу или вывозу из страны, называется

А) таможенный налог;

Б) таможенная пошлина;

В) импортно-экспортные квоты;

Г) инжиниринг.


  1. Зоны свободной торговли – это

А) зоны, охваченные государственным таможенным режимом;

Б) зоны, не охваченные государственным таможенным режимом;

В) слаборазвитые страны;

Г) развитые страны.


  1. Меркантилисты видели богатство страны в обладании ценностями (золотом) и поэтому считали, что

А) объём экспорта должен быть больше объёма импорта;

Б) объём импорта должен быть больше объёма экспорта;

В) объём экспорта должен быть равен объёму импорта;

Г) необходимо свести международную торговлю к минимуму.


  1. Согласно теореме Столпера-Самуэльсона рост или снижение цены факторов производства происходит

А) в меньшей степени, чем изменение цен товаров;

Б) в большей степени, чем изменение цен товаров;

В) одинаковым темпом с изменением цен товаров;

Г) в обратной зависимости от изменения цен товаров.


  1. Одновременное внедрение новых товаров как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей производство этих товаров, характерно

А) для товаров с коротким жизненным циклом;

Б) для товаров со средним жизненным циклом;

В) для товаров с длительным жизненным циклом;

Г) для всех вышеперечисленных видов товаров.


  1. Показатель технологической ёмкости торговли отражает

А) долю затрат на исследования и разработки в общем объёме затрат на производство и торговлю товарами;

Б) отношение индекса цен экспортируемых товаров к индексу импортируемых;

В) сумму стоимостных оценок объёма экспорта и импорта;

Г) экспортные ресурсы, то есть запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке.


  1. Экономико-математическая модель Хекшера-Олина-Самуэльсона разработана на основе

А) теории соотношения факторов производства;

Б) закона стоимости;

В) спроса и предложения;

Г) ни один из предложенных вариантов завершения фразы не является верным.


  1. Теорию абсолютных преимуществ создал

А) В. Леонтьев;

Б) А. Смит;

В) Дж М. Кейнс;

Г) К. Маркс.


  1. Фритредерство и протекционизм – это два основных направления

А) внутренней торговой политики государства;

Б) внешней ценовой политики государства;

В) внутренней ценовой политики государства;

Г) внешней торговой политики государства.


  1. На начальном этапе становления мирового рынка наибольший удельный вес в международном товарном обращении занимают

А) сырьё и продовольствие, импортируемые в развивающиеся страны;

Б) сырьё и продовольствие, импортируемые в развитые индустриальные страны;

В) сырьё и продовольствие, экспортируемые из индустриальных стран;

Г) высокотехнологичные товары, экспортируемые из развивающихся стран.


  1. Наиболее распространёнными протекционистскими мерами являются

А) таможенные пошлины;

Б) нетарифные барьеры;

В) вышеперечисленные варианты ответов оба верны;

Г) ни один из первых двух вариантов ответов не является верным.


  1. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что

А) наибольшую выгоду получают те страны, которые продают товар и выручают золото;

Б) существует необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех видов товаров;

В) богатство страны определяется её ресурсонасыщенностью;

Г) среди вышеперечисленных вариантов ответа нет ни одного верного.


  1. Специализация отдельных стран на определённых видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке, - это

А) международная интеграция;

Б) международная кооперация;

В) международное разделение труда;

Г) международная концентрация производства.


  1. На базе ГАТТ была создана организация, которая называется

А) Международная организация труда;

Б) Всемирная торговая организация;

В) Международный валютный фонд;

Г) Организация объединённых наций.


  1. Запрещение ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны тех или иных товаров – это

А) демпинг;

Б) лицензирование;

В) квотирование;

Г) эмбарго.


  1. Систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок – это

А) таможенные пошлины;

Б) таможенный тариф;

В) тарифная эскалация;

Г) технические стандарты.


  1. Специфическая пошлина взимается

А) со стоимости, превышающей лимитную стоимость товара;

Б) в % от таможенной стоимости товара;

В) в виде твёрдой ставки с единицы товара;

Г) с разницы между стоимостью ввозимой продукции и стоимостью национальных товаров в оптовых ценах.


  1. Прямые инвестиции предполагают

А) предоставление займа местной компании;

Б) создание собственного производства за границей;

В) покупку пакета акций местной компании;

Г) ни один из предыдущих трёх вариантов ответа не является верным.


  1. Портфельные инвестиции – это

А) покупка акций местной компании, не дающих права контроля за её деятельностью;

Б) создание собственного предприятия за границей;

В) долгосрочные капиталовложения;

Г) все три вышеприведённые варианты ответа являются верными.
45. Основу миграционных потоков рабочей силы составляют

А) учёные;

Б) служащие;

В) специалисты;

Г) рабочие и неквалифицированные работники.


  1. Валюта, за которой официально был закреплён статус резервной в рамках Бреттон-Вуддской валютной системы, - это

А) немецкая марка;

Б) японская иена;

В) доллар США;

Г) российский рубль.


  1. Если правительство РФ объявляет о снижении курса рубля по отношению к курсу евро, то это означает, что оно провело

А) инфляцию;

Б) девальвацию;

В) стагнацию;

Г) ревальвацию.


  1. Если доллар США дешевеет на валютных рынках, то это означает, что

А) импортируемые в США товары обходятся дешевле для американских граждан;

Б) на зарубежных рынках доллар обладает большей покупательной способностью;

В) экспорт США становится менее дорогостоящим для иностранцев;

Г) экспорт США становится более дорогостоящим для иностранцев.


  1. В организацию НАФТА не входит

А) Венесуэла;

Б) Мексика;

В) Канада;

Г) США.


  1. Включение в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортёре, - это

А) договор на экспорт;

Б) договор на импорт;

В) офсетная сделка;

Г) договор на экспорт и импорт.
5. Краткое содержание лекционного материала по темам:

Тема 1. Мировая экономика как наука, учебная дисциплина и объект изучения
Уважаемые коллеги! В конце лета 2008 года человечество неожиданно для себя познакомилось с таким событием, которое сначала было названо мировым финансовым кризисом, а затем стало всё более отчётливо осознаваться как не просто и далеко не только финансовый, а всеохватный социально-экономический кризис и даже катастрофа всей существующей модели организации общества и его хозяйства. Сейчас, когда я пишу эти строки, данная катастрофа развивается по нарастающей и, думаю, будет так же развиваться тогда, когда Вы приступите к чтению предлагаемого учебного пособия. Понятно, что указанный процесс не может не затрагивать экономических и других интересов каждой страны и даже каждого человека. А значит, становится несомненной особая, прямо-таки исключительная актуальность и практическая значимость той учебной дисциплины, к освоению которой Вы приступили с помощью данной книги.

При объяснении сегодняшних кризисных явлений высказывается немало интерпретаций, точек зрения по поводу причин, сущности и последствий наступившего кризиса. Чтобы разобраться, что в них правильно, а что не очень, требуется серьёзная работа по изучению теоретических аспектов возникшей проблемы. Только при этом условии можно надеяться на нахождение оптимального решения в создавшейся ситуации. И главным помощником в таком поиске выступает, разумеется, мировая экономика как наука и учебная дисциплина. Что же она собой представляет, каково её место в системе экономических наук?

Прежде всего отметим, что мировая экономика как наука и учебная дисциплина – это часть экономической теории, уже известной Вам в качестве методологической основы для всего экономического образования. А чем мировая экономика отличается от других частей экономической теории, в чём её специфика? Тем, что она изучает закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами по обмену товарами и услугами, движению факторов производства, капиталов и финансово-кредитных потоков.

А как объект изучения мировая экономика представляет собой совокупность национальных хозяйств, которые объединены различными мирохозяйственными связями.

(Кстати, заметили ли Вы, что это определение вовсе не означает, будто мировая экономика сводится лишь к простому арифметическому сложению национальных экономик, имеющихся на планете? Что объединённость мирохозяйственными связями придаёт совокупности национальных хозяйств качественно иное состояние, чем если бы это была простая сумма арифметических слагаемых?) При этом, вспоминая изученное в курсе экономической теории, мы можем констатировать, что в новой дисциплине обнаружим как уже знакомое по своей сущности, так и принципиально другое. Так, во внешнеэкономических сделках, как и во внутренних, преследуется та же цель, а именно максимизация полезности для потребителей и доходов для производителей.

В то же время между внешнеэкономическими и внутриэкономическими сделками есть и существенные различия. В чём же они выражаются? Во-первых, например, в том, что международные сделки требуют расчёта в иностранной валюте, и здесь колебания курса вызывают дополнительный риск по сравнению с внутренними сделками.

Во-вторых, национальные правительства могут вводить ограничения на международные сделки, не применяемые к внутренним. Например, таможенные тарифы и пошлины, импортные квоты, экспортные лимиты, субсидии по стимулированию экспорта, ограничения конвертируемости национальной валюты.

В-третьих, многие изменения в международных торговых и финансовых сделках инициируются внутренней политикой отдельных стран. Примеров в подтверждение данного положения мы можем найти массу даже за последние годы и месяцы. Например, осенью 2008 года вдвое сократился импорт металлопродукции из РФ в США и страны Европейского Союза, поскольку страны-потребители из-за разразившегося кризиса вынуждены были «по одёжке протягивать ножки», сократив свой спрос на металл и объём металлоёмкого производства.

В-четвёртых, обычно любая страна больше знает о структуре, объёме и направлениях внешней торговли, чем о тех же показателях внутренних сделок. Например, в США никто не знает точно, какими товарами и в каких количествах торгуют между собой штат Калифорния и город Нью-Йорк, поскольку на административных границах между штатами эту информацию никто не фиксирует. Подобную же картину мы можем констатировать и при характеристике, положим, экономических взаимоотношений между Ярославской и Костромской областями.

В-пятых, факторы производства гораздо мобильнее внутри страны, чем между странами. Например, между штатами в США ничто не мешает перемещению рабочей силы. А вот между странами существуют иммиграционные ограничения, языковые и другие различия. Правда, капитал как фактор производства, легче, чем труд, перемещается из страны в страну. Но и капитал более мобилен внутри страны, чем между странами.

Наконец, в-шестых, чтобы проникнуть на иностранные рынки, экспортёры должны приспособиться к стандартам на продукцию и вкусам заграничных потребителей. И это обстоятельство, разумеется, создаёт дополнительные проблемы для субъектов внешнеэкономических сделок по сравнению с таковыми же при внутренних.

Все отмеченные шесть различий объясняются тем, что существует национальный суверенитет и государственные границы между экономически взаимосвязанными странами. Конечно, эти различия касаются, вообще-то, лишь формы, а не сущности экономических связей. Но они столь важны, что потребовалась специальная отрасль экономической теории – теория мировой экономики.

Наука эта слишком молода: не удивляйтесь, но всего сто лет назад её просто не существовало. Да, мир был, конечно, была и соответствующая экономика, а вот мировой экономики как науки и учебной дисциплины не было. Потому что не было ещё объекта её изучения. Вернитесь на страничку назад и вдумайтесь в его определение. Ведь речь идёт, как мы с Вами уже отмечали, не о простом каком угодно наборе национальных экономик (такое-то было давно-давно), а такой их совокупности, в которой они связаны мирохозяйственными связями. А такая совокупность появилась лишь менее ста лет назад.

В развитии современной мировой экономики, как объекта нашего изучения, и вовлечения в неё национальных экономик выделяют обычно следующие три этапа. Первый – это 1920-1930-е годы. Он характеризовался кризисными явлениями после первой мировой войны, общей неустойчивостью мировой экономической системы, Великой депрессией 1929-1933-го годов, охватившей США и западноевропейские страны.

Второй период – с конца 1940-х до конца 1980-х годов. Он отмечался интенсивным ростом вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике. Главной силой в производственных связях стали транснациональные корпорации (ТНК). Общемировое экономическое доминирование США стало перерождаться в многополюсную систему. Второе место в мире по производству валового внутреннего продукта (ВВП), принадлежавшее СССР, с 1987 года перешло к Японии, а с 1993 года - к Китаю. Страны Европейского Союза по совокупному ВВП превзошли США. Лидером этого мирового экономического центра стала объединённая Германия. Ещё одним центром стал ближневосточный нефтеносный регион. В 1970-х – 1980-х годах в целом в мировой экономике обозначилась кризисная полоса. Но это не замедлило интеграционные процессы.

Третий период начался в 1990-е годы. В это время сформировались не просто международные, а планетарные производительные силы. В них включилось и большинство бывших социалистических стран. Правда, утверждения многих политиков и журналистов о гибели социалистической системы и социалистической и коммунистической идеи, особенно настойчиво навязываемые в нашей стране, не соответствуют действительности. Руководство социалистической системой с развалом СССР перешло к Китайской Народной Республике, в эту систему сейчас входят также Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Куба, Корейская Народно-Демократическая Республика. Социалистическая система сегодня – это самый динамичный сектор мировой экономики, с большим отрывом опережающий остальной мир по темпам приращения ВВП.

В качестве иллюстрации и подтверждения данного положения посмотрите, например, статью В. Иванова в журнале «Экономист», посвящённую анализу экспорта компьютерной и аудиовидео-техники (См.: Экономист.2006. №1. – С. 52-57). В этой статье очень показательна таблица, где по каждому году, начиная с 1996-го и завершая 2004-ым, приведены в миллиардах долларов абсолютные показатели объёма упомянутого экспорта по четырём основным сейчас субъектам: США, Европейскому Союзу в составе 15-ти стран, Японии и Китаю. Понятно, что в 1996 году Китай по этому показателю почти в семь раз уступал Соединённым Штатам Америки, в 4-5 раз Японии и Западной Европе. Не случайно тогда даже такие выдающиеся специалисты, как, например, академик В. Иноземцев, утверждали, что Китай обречён на лишь догоняющую траекторию развития, что остальные три конкурента ни за что не допустят его опережения. Что достигнутое Китаем первенство в производстве более простых потребительских товаров не распространится на высокотехнологичную продукцию. Но вот мы смотрим на той же таблице колонку «2003 год» и видим, что Китай по объёму экспорта компьютеров уже обошёл Японию и Европейский Союз, уступив только США. А в 2004-м году, как свидетельствует таблица, Китай обошёл и США, причём с заметным отрывом (соответственно 180 и 149 миллиардов долларов), выйдя на первое место в мире. Таким образом, беспрецедентная динамичность экономики социалистических стран привела к качественному изменению всего мирового хозяйства: к смене в нём лидера, основного мирового экономического центра.

Ещё более впечатляющи сравнения КНР и США по динамике промышленного производства в целом. Так, ещё в 2006 году доля КНР в мировом промышленном производстве составляла 13,2 процента, в то время как доля США – около 20 процентов. Иными словами, объём китайской промышленности составлял примерно две трети американской. Однако китайский промышленный рост продолжился небывалыми в истории темпами, приближаясь к среднегодовой отметке в 20 процентов, в то время как в США наблюдалась совершенно обратная картина. Тяжелейший ипотечный (всё более перераставший в общефинансовый) кризис в американской экономике в 2007-2008 годах нанёс ещё более серьёзный удар некогда сильнейшей промышленности мира, подрывая возможности её дальнейшего развития и вгоняя в подлинную катастрофу.

В результате одновременного действия двух этих разнонаправленных тенденций, как писала в сентябре 2008-го года ведущая британская газета «Файнэншл таймс» со ссылкой на авторитетную американскую исследовательскую организацию «Глоубл инсайт», уже по итогам 2009-го года на долю КНР будет приходиться 17 процентов всего мирового промышленного производства, в то время как на долю США – лишь 16 процентов. Так что, по заверению отнюдь не симпатизирующих социалистическому Китаю западных аналитиков, уже в конце 2009-го года эта страна сделает решающий шаг к обретению ведущей роли в современном мире.

Видимо, с середины августа 2008-го года (с момента признания Россией Южной Осетии и Абхазии) начался четвертый этап развития мировой экономики. Я утверждаю это впервые и первым: такого утверждения пока нет не только в учебниках, но и в статьях, публикуемых в периодических научно-экономических журналах, не говоря уж о монографических исследованиях. Но не утверждать этого уже, считаю, больше нельзя: к этому обязывает научный анализ обнажившейся с указанного момента мировой экономической катастрофы. В узком смысле толчком к ней послужил слом Соединёнными Штатами Америки в 1971 году Бреттон-Вуддской системы, разрушение тем самым мировой валютной системы вообще, образование «мыльного пузыря» виртуальной экономики, базирующейся на валютных спекуляциях. В широком же смысле причина и сущность начавшейся катастрофы в полной и окончательной исчерпанности капиталистической или рыночной экономики как системы, основанной на обогащении меньшинства за счёт обнищания большинства.

Начавшаяся экономическая катастрофа, как проявление объективной закономерности, направлена, на мой взгляд, на полное уничтожение мировой экономики, а значит, и человечества как её субъекта. Однако объективная закономерность реализуется через субъективный фактор, его деятельность, а поэтому тенденция к уничтожению человечества и экономики не обладает стопроцентной необратимостью, даёт «отдушину» для альтернативы. А именно: если субъективный фактор, хотя бы из инстинкта самосохранения, прекратит действовать без учёта, а тем более вопреки объективной экономической закономерности, и перейдёт к переустройству организации общества и его экономики на совершенно новых принципах, соответствующих указанной закономерности, то четвёртый этап в развитии мировой экономики станет не только последним, как в противном случае, а, наоборот, начнёт новую череду новых-новых этапов, действительно достойных настоящих людей.

Тема 2. Теория сравнительных преимуществ и международное разделение труда
Основой объединения национальных экономик в мировое хозяйство является международное разделение труда. Что же такое международное разделение труда? – Это специализация стран на производстве и продаже тех видов продукции, где имеются сравнительные преимущества. В чём же проявляются или какими бывают эти сравнительные преимущества тех или иных стран?

Чаще всего данные преимущества бывают следующих четырёх видов. Во-первых, естественные преимущества. Например, запасы природных ресурсов, специфические климатические условия. Так, Саудовская Аравия имеет сравнительные преимущества в добыче нефти и производстве нефтепродуктов, Бразилия – в производстве кофе, а Канада – в выращивании пшеницы. К естественным преимуществам можно отнести и избыток населения относительно других ресурсов. Это позволяет, например, Индии делать очень трудоёмкую, но достаточно конкурентоспособную продукцию (текстиль, обувь).

Второй вид сравнительных преимуществ – приобретённые. Так, избыток машин и оборудования относительно других ресурсов стимулирует специализацию на производстве капиталоёмких изделий. Например, США и Япония производят автомобили. Кроме того страны, вкладывающие значительные средства в образование населения, приобретают сравнительное преимущество в изготовлении высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. К примеру, Китайская Народная Республика, как мы уже отмечали, специализируется в производстве новейших систем компьютеров, США – реактивных самолётов, Япония – промышленной и бытовой радио-, аудио- и видеотехники.

Третий вид сравнительных преимуществ связан с различиями в привычках, вкусах и предпочтениях. Например, и Норвегия, и Швеция занимаются рыболовством и обе же эти страны производят мясо (говядину) примерно в одинаковых условиях и количествах. Но потреблять шведы предпочитают мясо, а норвежцы – рыбу. В результате обе страны посредством взаимной торговли получают дополнительный экономический эффект, выгоду.

Четвёртый вид – преимущества на основе экономии на масштабах производства, в результате которых образуются различия между национальной и интернациональной стоимостью товара и, таким образом, получение опять-таки дополнительной экономической выгоды.

Все перечисленные четыре вида сравнительных преимуществ способствуют углублению международного разделения труда, которое проявляется в единстве, во-первых, специализации и, во-вторых, взаимодействия национальных экономик. Таким образом, благодаря международному разделению труда мировая экономика приобретает потенциал, превышающий сумму потенциалов составляющих её национальных экономик. (Вспомните ещё раз определение мировой экономики из первой темы и комментарий там к тому обстоятельству, что мировая экономика не сводится к простому арифметическому сложению отдельных национальных экономик, что это качественно новое образование).

Под влиянием международного разделения труда внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства приобретает сложную структуру. Она включает, во-первых, международную торговлю, во-вторых, международную специализацию и кооперацию производства, в-третьих, научно-техническое сотрудничество, в-четвёртых, совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, в-пятых, международные хозяйственные организации и т.д.

Таким образом, международное разделение труда, являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран.

Расчёты и прогнозы, сделанные ещё в начале 1990-х годов американским экономистом Василием Леонтьевым, показывают, что международное разделение труда и в перспективе будет неуклонно углубляться, а на его основе будет расти международный обмен товарами и услугами. При этом производство развитых стран всё больше будет ориентировано на внешних потребителей, а внутренний спрос – на импорт. А в слаборазвитых странах будет преимущественно экстенсивное расширение внутреннего рынка. И возможно относительное снижение степени (но не масштабов) вовлечённости этих стран в международное разделение труда в предстоящие годы и десятилетия. Так предполагал выдающийся учёный. Конечно, сегодня, в условиях начавшейся мировой экономической катастрофы, эти прогнозы будут претерпевать существенные коррективы. Особенно в части различий между развитыми и слаборазвитыми странами. Но для недавней ещё ретроспективы указанные положения В. Леонтьева вполне, на мой взгляд, правомерны.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации