Никитин Л.Н., Яли И.А. Философия. Методические разработки для аспирантов и соискателей - файл n1.doc

приобрести
Никитин Л.Н., Яли И.А. Философия. Методические разработки для аспирантов и соискателей
скачать (277.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc278kb.12.09.2012 08:46скачать

n1.doc

  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет

экономики и торговли

им. М. Туган-Барановского
Кафедра философских наук

Л.Н.Никитин, И.А.Яли

ФИЛОСОФИЯ

Методические разработки для аспирантов и соискателей.

Утверждено на заседании

кафедры философских наук,

Протокол № от 2005 г.


Одобрено учебно-методическим

советом ДонГУЭТ

Протокол № ___ от __________2005 г.

Донецк 2005

ББК 87. я 73

Н-62

УДК 101 ( 076. 5 )
Рецензенты:

Муза Д.Е., к.филос.н., доц.,

Филипенко Н.А., к.филос.н., доц.

Никитин Л.Н.

Н-62 Философия. Методические разработки для аспирантов и соискателей.

/ Л.Н.Никитин, И.А.Яли. - Донецк, ДонГУЭТ, 2005 - 38 с.

В методические разработки включены: программа курса, тематика лекции и планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к реферату, перечень вопросов к экзамену и ряд других методических материалов необходимых для самостоятельной работы в период подготовки к кандидатскому экзамену по философии.

Рассчитаны на преподавателей, аспирантов и соискателей. Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке магистров с учетом особенностей обучения в магистратуре.

ББК 87. я 73

© Никитин Л.Н., Яли И.А., 2005

© Донецкий государственный университет

экономики и торговли

им. М.Туган-Барановского, 2005

ВВЕДЕНИЕ
Курс философии призван обеспечить глубокое освоение аспирантам и соискателям специфики философского освоения действительности.

Важное место в этом курсе занимает история становления философской мысли, в том числе и в Украине, от античности до наших дней.

Формирование и развитие современной мировоззренческо-методологической культуры специалиста высшей квалификации невозможно без философии. При этом основная задача обучения состоит не только в развитии умственных способностей, но и в основательной подготовке будущих ученых к более глубокому овладению философским способом мышления, в выработке практических навыков использования философских знаний в научной и практической деятельности.

Предлагаемая ниже «Программа кандидатского экзамена по философии для аспирантов и соискателей» подготовлена на основе разработок Министерства образования и науки Украины, Высшей аттестационной комиссии Украины и Академии наук Украины..

Программа рассчитана на 112 часов аудиторных занятий. Из них: 52 часа составляют лекции, 60 часов – семинарские занятия.
I. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.




Название темы

Вид занятия

Количество часов

1.

Философия, ее происхождение, проблематика и функции.


лекция


4

2.

Исторические типы философии

лекция

4

3.

Исторические типы философии

семинар

4

4.

Философская мысль Украины.

лекция

4

5.

Философская мысль Украины.

семинар

4

6.

Основные философские концепции ХХI в. Гуманистические тенденции современной философии.


лекция


4

7.

Основные философские концепции ХХI в. Гуманистические тенденции современной философии.



семинар


4

8.

Проблема бытия человека. Понятие субстанции. Духовное измерение бытия человека.


лекция


4

9.

Духовное измерение бытия человека. Сознательное и бессознательное.

семинар

4

10.

Главные концепции развития. Диалектика и метафизика о процессуальности бытия мира.

семинар

4

11.

Природа и общество как предмет философского анализа.

лекция

4

12.

Природа и общество как предмет философского анализа.

семинар

4

13.

Общество как развивающаяся система.

лекция

4

14.

Общество как развивающаяся система.

семинар

4

15.

Культура как основа человеческого существования. Социальное прогнозирова-ние и глобальные проблемы современности.

лекция

4

16.

Культура как основа человеческого существования. Социальное прогнозирова-ние и глобальные проблемы современности.

семинар

4

17.

Личность. Свобода. Ценности.

семинар

4

18.

Материально-практические измерения человеческого бытия. Философские проблемы творчества.

семинар

4

19.

Возникновение науки и основные этапы ее развития. Специфика социального познания

лекция

4

20.

Возникновение науки и основные этапы ее развития. Специфика социального познания

семинар

4

21.

Закономерности развития науки.

лекция

4

22.

Закономерности развития науки.

семинар

4

23.

Логико-гносеологические проблемы науки.

лекция

4

24.

Логико-гносеологические проблемы науки.

семинар

4

25.

Методологические и аксиологические проблемы науки.

лекция

4

26.

Методологические и аксиологические проблемы науки.

семинар

4

27.

Мировоззренческие и методологические итоги ХХ века. Будущее науки.

лекция

4

28.

Мировоззренческие и методологические итоги ХХ века. Будущее науки.

семинар

4




ИТОГО


Лекций – 52 ч.


Семинаров – 60 ч.





ВСЕГО


112 часов




II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ.


  1. Возникновение философии в странах Древного Востока, Китая и Индии.

2. Античная философия: ее космоцентристский характер и основные

направления.

3. Главные проблемы и основные направления философии средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.

4. Классическая немецкая философия. Философские воззрения Канта, Фихте,

Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Занятие 2. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ.
1.  Философские идеи в культуре Киевской Руси.

2. Развитие философской мысли в Украине в XV –XVII вв.

3. Развитие философской мысли в Украине в XVIII – XIX вв.

4. Философская мысль в Украине в XХ – начале XXI вв.


Занятие 3. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.

1. Неопозитивизм и его формы.

2. Философская антропология: экзистенциализм, неотомизм, неофрейдизм,

персонализм и др.

3. Марксистская философия: основные проблемы и специфика.

4. Постмодернизм: особенности пост-модернистского дискурса.

Занятие 4. ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.


  1. Проблема сознания в философии. Сознание как форма отражения

действительности и регуляции человеческой деятельности. Сознательное и

бессознательное.

  1. Генезис сознания. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

3. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

4. Структура общественного сознания. Сферы и формы общественного

сознания, их специфика и взаимовлияние.

Занятие 5. ГЛАВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА О ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ БЫТИЯ МИРА.


  1. Главные концепции развития. Диалектика как учение о развитии и способ философствования.

2. Типы диалектики. Метафизика, софистика и эклектика - как альтернативы диалектики.

3. Основные принципы и законы диалектики и их методологическое значение.

4. Категории диалектики, их роль в познании закономерностей процесса развития.
Занятие 6. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

АНАЛИЗА.


  1. Природа и общество: взаимосвязи и взаимодействие.

  2. Экологический кризис и пути выхода из него.

  3. Демографические проблемы и их влияние на жизнь социума.

  4. Теоретические модели общества (натурализм, идеализм, материализм).


Занятие 7. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.


  1. Отличие закономерностей природы от закономерностей в обществе. Понятие

материального и духовного производства.

  1. Способ производства как материальная основа жизнедеятельности общества.

  2. Категории «базис» и «надстройка», их место и роль в натуралистическом, идеалистическом и материалистическом воззрениях. Роль надстройки в

осуществлении экономических реформ.

  1. Политическая система общества, ее структура.


Занятие 8. КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
1. Понятие культуры и цивилизации. Культура как основа человеческого

существования.

  1. Развитие культуры: традиции и творчество. Проблема «массовой» и элитарной культуры.

З. Социальное прогнозирование, основные методы и типы прогнозов.

4. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

Занятие 9. ЛИЧНОСТЬ, СВОБОДА, ЦЕННОСТИ.

  1. Понятия человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности как одна из приоритетных в современной философии.

2. Личность и общество, их взаимосвязь и взаимодействие.
3. Свобода как ценность. Выбор, свобода и ответственность.

4. Роль народных масс и личности в историческом процессе.
Занятие 10. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.


  1. Бытие как деятельность. Концепция деятельной сущности человека.

2. Проблема практики в философии .Практика как основа жизнедеятельности

человека. Структура практики.

  1. Необходимость и свобода в практической деятельности.

  2. Феномен творчества. Творчество - наивысшая форма активности человека. Этапы и структура творческого процесса.


Занятие 11. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

.

1. Наука как объект философского исследования. Понятия: «знание»,

«познание», «истина», «научная картина мира».

  1. Многообразие путей познания и форм знания в различных сферах человеческой деятельности.

  2. Возникновение науки. Основные этапы развития науки. Общая характеристика современной науки.

  3. Важнейшие функции науки и ее социальная роль.


Занятие 12. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
1. Общие модели развития науки. Новации и традиции в развитии науки

( К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд).

2. Влияние технических средств наблюдения и эксперимента на развитие науки.

3. Взаимодействие наук как фактор их развития. Научные революции.

4. Социокультурная основа развития науки.
Занятие 13. ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
1. Классификация и ее место в развитии науки. Причины возникновения

классификационной проблемы и возможные пути ее решения.

2. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

3. Теория и многообразие ее функций. Критерии выбора теории.

4. Природа теоретических объектов науки. Проблема реальности и соотношение научной картины мира с объективной действитель­ностью.
Занятие 14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ.


  1. Многообразие и специфика объектов в науке, законов и методов их

описывающих. Основные методы и формы научного познания.

2. Специфика социального познания.

3. Этическое измерение науки. Сциентизм и антисциентизм.

4. Ценностные ориентации ученого. Мотивы научного творчества и социальная ответственность ученых.
Занятие 15. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИТОГИ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХІ ВВ. БУДУЩЕЕ НАУКИ.
1. Научно- технический прогресс в в конце ХХ – начале ХХІ столетий, его

содержание и сущность.

2. Новые исследовательские программы в науке XXІ века.

3. Изменение роли науки в обществе. Наука и будущее человечества.

4. Развитие науки в современных условиях. Будущее науки.

III. ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ФИЛОСОФИИ.
РАЗДЕЛ І.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ОСНОВА ФИЛОСОФСКО-

МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
І.Философия, ее происхождение, проблематика и функции.
Современные представления о философии и ее особенностях в сравнении с мифом, религией, искусством и наукой. Философия и философствование, жизнесмысловые факторы философствования. Концепции происхождения философии. Сущность философского бытия. Специфика философского познания, особенности результатов философствования. Философия в сфере культуры. Философия и политика. Философия и право. Философия и наука. Мировоззрение и метод. Понятие мировоззрения и методологии. Основные функции философии.


  1. Философия античности. Зарождение основных парадигм философствования.


Предпосылки философии в древней Индии. Ведическая литература о человеке, ее происхождение и существование. Упаниведы. Религиозно-философские учения (джайнизм и буддизм). Основные философские школы Древней Индии о человеке и мире его жизни.

Зарождение философии в Древнем Китае. Конфуций о человеке и его воспитании. Даосизм о начале бытия и идеале мудреца. Специфика философствования.

Античная философия, ее своеобразие в сравнении с философией Индии и Китая. Учение о бытии. Человек как мера всех вещей (Протагор). Самопознание и надлежащее существование (Сократ). Человек как макрокосм (Демокрит). Антропологические мотивы метафизики Платона. Аристотель о взаимопринадлежности души и тела. Античная наука и проблема метода познания. Образы надлежащего существования человека в эллинистической и римской философии /стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм). Особенности античной науки.


  1. Философия средних веков, ее особенности.


Особенности средневекового общества. Развитие христианства в Западной Европе. Апологетика, патристика, схоластика. Учение Августина о природе и человеке. Душа и тело, концепция времени. Разум и воля. Феномен исповеди. Проблема самопознания. Концепция исторического процесса.

Специфика западноевропейской и религиозной восточноевропейской философии. Мусульманская и иудейская культура и философия.

Иоанн Скот Ериугена о «разделении природы», Ансельм Кентерберийский об онтологическом доказательстве бытия Бога. Пьер Абеляр о диалектике. Споры о природе универсалий: номинализм и реализм. Учение Фомы Аквинского о соотношении веры и разума , о единстве души и тела, о двойственности истины, о взаимоотношениях религии и науки. Дунс Скот о свободе воли. Номинализм У.Оккама, его значение для современной методологии науки. Средневековая эсхатология и теодицея.
4.Философские идеи в культуре Киевской Руси.
Особенности формирования мировидения Киевской Руси. Мифологические представления восточных славян в дохристианский , языческий период . Элементы дуализма . Космогонические и космологические взгляды . «Синопсис» .

Развитие письменности и литературы, их роль в формировании мировоззрения.

Влияние антично-византийской, западноевропейской культуры на становление киеворусьской культуры. Специфика мировоззрения древних русичей, его морально-философско-теологические синкретизм. Понимание философии как « любьви к мудрости». Проблема отношения человека к Богу. Христианский антропоцетризм. Творчество Иллариона, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника.

Отражение идеи равноправия, политической самостоятельности, независимости в народном творчестве, в творчестве мыслителей – «книжников», в период формирования украинской нации (Х1У-ХУ вв.) «Киево-Печерский патерик».


  1. Западноевропейская философия эпохи Возрождения.


Характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм и проблемы целостной человеческой индивидуальности (Данте, Петрарка, Альберти). Разработка проблемы индивидуальности в платонизме и аристотелизме итальянского Ренессанса. Пико Мирандола и Пьеро Помпонаци. Реформация, ее идеи. Н.Кузанский о человеке как центре космической иерархии бытия. Социальные теории Н.Маккиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы и др. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского. Естественнонаучные достижения Н.Коперника, И.Кеплера, Парацельса, Тихо де Браге. Слом средневековых представлений о Земле как центре универсума и о человеке как царе природы. Пантеизм Дж.Бруно. Скептицизм М.Монтеня. Значение национальных языков и народных традиций в становлении нового мировидения.
6. Философско-гуманистическая мысль украинского

Ренессанса (ХV-XVII вв.)
Общая характеристика эпохи. Распространение идеи гуманизма в Украине. Творчество Франциска Скорины. Идея двойственности истины. Скорина о значении образования и учености.

Борьба против догм католицизма, обоснование православной догматики:

Ю. Дрогобыч, Р. Русин, С. Ориховский, Ш. Шимонович. Специфика реформации в Украине. Зарождение профессиональной философии. Творчество И. Вишневского, С. Зизания, З. Копистенского, И. Борецкого, Г. Смотрицкого.
7. Западноевропейская философия Нового времени.
Особенности эпохи. Формирование новой парадигмы философствования. Научная революция XVII в. и проблемы метода познания. Механицизм, рационализм и эмпиризм. Натуралистическая антропология Ф.Бэкона, разработка новой модели науки, эмпирического метода и раскрытие причин понимания в познании. Механистический материализм Т. Гоббса, его учение о государстве. Р.Декарт о самосознании как сущностном свойстве человека, о методе познания. Психофизическая проблема. Рационализм Декарта, его последователи. Б. Паскаль о возможности и границах разума. Понятие субстанции в философии Б.Спинозы. Структура мира и структура разума. Разум и страсти. Необходимость, творчество, свобода. Монадология В. Лейбница. Проблема бессознательного. Личностное измерение бытия. Свобода, выбор, теодицея. Дж. Локк и его критика теории врожденных идей Декарта. Субъективно-идеалистические теории XVIII в., П.Бейль, Дж.Беркли, Д. Юм. Проблема человека в философии Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо. Французские материалисты XVIII в. о человеке как о сложной машине. Особенности механистической методологии в гуманитарных науках и естествознании.


8.Киево-Могилянская академия и философия П р о с в е щ е н и я.
Киево-Могилянская академия, ее влияние на философскую мысль украинского и др. народов (Ф.Прокопович, Г.Конисский, Г.Бужинский, Л.Горка и др.) Проблемы отношений человека и Бога, природы и духа, пространства и времени, места человека во Вселенной. Рационалистическое направление философских исследований в Киево-Могилянской академии, их морально-гуманистическая проблематика. Распространение философских достижений академии за пределами Украины. Роль народного творчества в формировании мировоззрения украинского народа в период становления его государственности (Запорожская Сечь). Характер национального самосознания. Становление Просвещения в Украине.

Г.С.Сковорода, его жизнь и философия. Соотношение теории и практики. Самосознание. Толкование Библии. Антитеистичный метод в философии Г.С.Сковороды. Теория познания. Мир, материя, бог. «Философия сердца », ее влияние на мировую философскую мысль. «Внутренний человек». Концепция «сродного» труда. Эсхатологические взгляды Г.С.Сковороды.

Пантеизм. Религиозно-идеалический уклон философской тематики XV111в.
9.Немецкая классическая философия, ее влияние на

отечественную философскую мысль.
Место немецкой классической философии в истории философской мысли. «Коперниковский переворот» И .Канта. Человек как «гражданин двух миров». Природа и свобода. Теоретический и практический разум. Деятельно-творческая основа бытия в философии И.Г. Фихте. Субъективная диалектика. Философия тождественности Ф.В.И. Шеллинга. Г.В.Ф. Гегель, его философская система и метод. Человек как субъект духовной деятельности, которая творит мир культуры. Гегель о закономерностях становления сущности человека. Тождество бытия и сознания. Диалектика Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Человек как природная, чувственно-телесная сущность. Чувства и разум. Общение и существование человеческой сущности. Любовь как основа общения. Универсальность человека. Л. Фейербах и кризис классической философии. Проникновение идей немецкой классической философии в Украину (П. Лодий, И. Шад, Д. Велланский ( Кавунник) и др.).

10. Возникновение неклассических философских учений в XIX в.

Марксизм. Философия жизни, экзистенциализм, психоанализ.
Предпосылки становления марксизма и его философии. Проблема отчуждения человека, его эксплуатации и свободы, идея самоосвобождения индивидов. Социально-практическая ориентация марксистской философии. Новая концепция социального бытия. Категория практики. Идея принципиального отличия бытия и сознания. Два типа общественных отношений. Понятие идеологии как преобразованной формы сознания. Общественный прогресс: его законы и субъект. Происхождение человека. Материалистическое понимание истории. Революционная практика как способ достижения коммунистического идеала. Концепция материалистической диалектики, ее содержание. Роль Г.В.Плеханова и российских марксистов в пропаганде марксистской философии. Развитие философии марксизма В.И.Лениным. Диалектическая методология познания. Влияние марксистской философии на другие философские доктрины.

Антирационалистическая установка философии жизни, проблема иррационального /воля, чувства, интуиция, бессознательное /.Человек как субъект желания, мир как воля и представление (А. Шопенгауэр). Человек как «великое обещание». Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше. Человеческая жизнь как культурно-исторический процесс (В. Дильтей).

Зарождение экзистенциализма. Экзистенциализм С. Кьеркегора как отрицание сведения человека к частному моменту абсолютной идеи. Человек как духовное существо, способное к выбору и самоопределению. Проблема экзистенциальной истины.

Идея бессознательного и психоанализ З. Фрейда. Структура психики по Фрейду. Психоаналитическая онтология человеческого бытия. Феноменология бессознательного. Психоанализ и проблема антропосоциогенеза.
11. Украинская философия ХІХ-ХХ вв. в контексте мировой философской мысли.
Особенности украинской духовности на рубеже Х1Х-ХХ вв. Проблема человека и нации в творчестве Кирилло-Мефодиевского братства. Н. Костомаров об украинском народном характере. Т.Г. Шевченко как философ. «Философия сердца» П. Юркевича, его отношение к антропологическому материализму Л. Фейербаха и Н. Чернышевского. Экзистенциалистические мотивы в творчестве Юркевича.

Влияние «философии сердца» на формирование «российского космизма», философию «всеединого» В. Соловьева, философию общего дела Н. Федорова, философских взглядов К. Циолковского, Д. Чижевского, Н. Холодного.

В. Вернадский о феномене жизни, Вселенной, человечестве и ноосфере. Влияние взглядов В. Вернадского на мировую философскую мысль.

«Философия сердца» и русскоязычная школа «киевского гуманизма». Л.Шестов как один из основателей современного экзистенциализма. Проблема человека, смысла истории и творчества в философии Н. Бердяева, С. Франка,

Н. Лосского, П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Карсавина, В. Розанова.

Философия И. Франко, влияние марксизма и позитивизма на ее формирование. Проблема прогресса, человека и свободы. Философские взгляды Л. Украинки, П. Грабовского и М. Коцюбинского. Социально-философские идеи М. Драгоманова, их влияние на развитие славянского менталитета. Концепция национальной элиты в историософии В. Липинского и в политологии Д. Донцова. Д. Чижевский о закономерностях формирования украинской духовности. Влияние Д.Чижевского на европейскую духовную культуру. Идейные взаимосвязи с русскоязычными мыслителями. Философские взгляды украинцев диаспоры и их влияние на особенности украинской ментальности.
12.Гуманистческие тенденции в развитии современной философии.
Плюрализм течений современной философии. Проблема человека как одно из главных направлений их взаимодействия.

Антропологическая философия. М. Шелер о природе человека и его месте во Вселенной. Последователи Шелера в поисках сущностных черт человека (Г.Плеснер, А.Гелей). Феномен человека в христианском эволюционизме

П. Тейяра де Шардена. Структурная антропология К. Леви-Строса.

Современная марксистская философия о человеке, его сущности и бытии.

А. Альтюссер об антропологической ориентации «молодого» Маркса. Марксизм и французская школа. Особенности онтологии человеческого бытия

Д. Лукача. Развитие диалектико-материалистической философии в современных условиях.

Философия феноменологии о мире человеческой жизни. Основы феноменология Э.Гуссерля. Жизненный мир как основа субъективности. Влияние феноменологии на современную философию. Философские взгляды Г.Шпета и А.Лосева. Особенности феноменологической методологии.

Экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса. Основная антропологическая проблема экзистенциализма. Человек в общей структуре бытия. Смысл бытия. Трансценденция. Проблема свободы. Экзистенция и коммуеникация. Русскоязычный экзистенциализм. Экзистенциалистические тенденции Киевской философской школы. Проблема синтеза экзистенциализма с марксистской философией.

Эволюция религиозной философии в ХХ- начале ХХI в. Неотомизм, его антропоцентристская переориентация. Проблема соотношения веры, знания и ценностей в жизни человека. Персонализм. Личность как уникальная субъективность, пути ее самореализации. Философские взгляды П.Флоренского и С.Булгакова.

Неофреидизм. Проблема души современного человека, психика с энергической точки зрения, структура и архетипы коллективного бессознательного в философии К.Юнга. Понятие «социального характера» в философии Э.Фромма. Любовь как наивысшая ценность.

Антропологические ориентации философской герменевтики, прагматизма и неопозитивизма. Общение и понимание. Проблема истины. Человек как субъект познания. Критерии истины. Истинность философского знания. Логико-методологические школы во Львове и Киеве.
РАЗДЕЛ ІІ.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
13. Проблема происхождения и существоывания человека. Мир человеческого бытия.
Философский аспект проблемы происхождения человека. Два подхода к решению проблемы, натуралистический и антинатуралистический. Происхождение человека: необходимость и случайность?

Натуралистическая антропософия. Диалектика природы и проблемы происхождения человека. Значение естественных наук. Возможности и ограниченность палеантропологии в объяснении происхождения человека. Трудовая концепция антропогенеза Ф. Энгельса. Моральная гипотеза возникновения человека З.Фрейда. Возникновение человека и становление символической деятельности (Э. Кассирер.)

Религиозная антропософия. Ортодоксальная доктрина происхождения человека и ее современные модификации. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шердена о происхождении и цели существования человека. Духовно-материальная природа человека М. Шелера и его последователей. Антинатуралистические взгляды на природу человека в отечественной философии.

Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека. Их корреляция. Разнообразие измерений мира человеческого бытия.

Природное измерение мира. Понятие природы. Проблема жизни. Природные условия существования человека. Ограниченность понимание человека как сугубо природного существа (Л. Фейербах). Природа и свобода. Концепции антижизненного предназначения человека. Идеи панпсихизма и пантеизма.

Жизненный мир как культура. Понятие культуры, ее «внеприродные» духовные аспекты. Культура как основа человеческого существования. Культурные модальности человеческого бытия. Предметность и процессуальность культуры. Социальные детерминанты и возможности включения человека в культуру.

Жизненный мир как социум. Понятие общества и общественного бытия. Деятельность, сознание, понимание, общение. Историчность бытия общества.

Мир как совокупная реальность. Смысл мира. Проблема субстанции. Материалистический и идеалистический монизм. Основной вопрос метафизики. Понятие материи, его исторический генезис. Понятие о духе и душе в истории философии. Необходимость и возможность в бытии мира.

Движение, время и пространство. Критерии субординации форм развития материи и сознания. Главные концепции развития. Диалектика и метафизика о процессуальности бытия мира.

Две концепции человеческого существования: субстанциальная и экзистенциальная. Существование человека как модус субстанции. Бытие как свобода. Бытие и самореализация. Главные аспекты самореализации человека. Конечность человеческого существования и его смысл.
14.Материально-практические измерения человеческого бытия.

Начала праксеологии

.

Бытие как деятельность. Концепция деятельной сущности человека, ее пределы. Деятельность и наблюдение. Виды деятельности: духовная и практическая. Постановка проблемы практики в марксистской философии, в других философских доктринах.

Практика как основа жизнедеятельности человека. Структура практики. Труд и общение. Необходимость и свобода в практической деятельности. Проблема выбора. Выбор и целепологание. Особенности практического сознания.

Практика и культура. Человекотворческие функции практики. Индивидуальные и общественные стороны практики. Практика и онтология общественного бытия. Ценностно-духовные ориентиры общественной практики.

15. Духовные измерения бытия человека. Сознательное и бессознательное.
Духовная деятельность, ее особенности. Категория «дух», ее роль в осмыслении внутреннего мира человека. Идеальное, его природа. Дух и душа. Феноменология духа. Духовно-практическое преобразование действительности. Проблема происхождения и сущности духовного. Дух и сознание. Происхождение и сущность сознания как философская проблема. Основные концепции происхождения сознания. Сознание как субстанция. Сознание как функция мозга и отражения действительности. Марксистская концепция сознания. Феноменологическая концепция сознания. Сознание и бытие в мире. Самосознание, его формы и структура, предметность и рефлексивность.

Феномен бессознательного, его природа и функции. Место бессознательного в духовном мире человека. Роль бессознательного в человеческом бытии. Некоторые пути влияния на бессознательное (аутотренинг, медитация, молитва).

Общественное и индивидуальное сознание и бессознательное. Архетипы коллективного бессознательного. Формы общественного сознания. Духовность общества. Политическое сознание и деятельность. Правосознание. Мораль как регулятор жизнедеятельности. Эстетическое сознание и освоение действительности. Специфика религиозного сознания. Феномен революционного сознания.
16. Человек как волевое существо. Свобода, выбор, ценности.
Воля, как сущностное состояние человека. Концепции воли в истории философии. Воля и разум. Воля как практическая духовность. Свобода воли. Воля и произвол. Волюнтаризм против рационализма: воля как наивысший прнции бытия и сознания. Добро и зло. Выбор как сущность волевого акта. Выбор, самопроектирование и самоусовершенствование человека. Выбор, свобода, ответственность.

Бремя свободы, феномен конформизма. Проблема абсолютов, способных правильно сориентировать выбор. Знание и ценность, сущность и явление. Выбор с оглядкой на оценку и ценность. Мир ценностей, способ их бытия, уровни и структура. Основы аксиологии как науки о ценностях.
17. Познание, наука, проблема истины.
Познание в контексте человеческого существования. Познание как направление самореализации человека. Основной вопрос гносеологии. Субъект и объект познания. Две концепции познавательного процесса: познание как отражение и познание как творчество, проблема их синтеза. Модели объекта познания, которые вытекают из этих концепций. Формы познавательной деятельности. Обыденное, религиозное, художественное познание.

Наука как специализированная форма познавательной деятельности. Специфика научного знания. Уровни познания в науке. Философия и методология науки об истине и ее критерии. Специфика социального познания. Роль общественных интересов и потребностей в познании социального бытия. Соотношение познания и оценки.

Истина, ее концепции. Прагматическая концепция истины (В.Джеймс). Истина как соответствие (Б.Рассел). Истина как соглашение. Истина как процесс. Проблема объективной истины и ее критериев в ценностно-сориентированном познании. Истина и метод познания. Истина и бытие.
18. Творчество: философские аспекты и проблемы.
Феномен творчества. Творчество как наиболее адекватная форма человеческого существования. Основные концепции творчества в истории философии. Предпосылки и онтологический смысл творчества. Этапы и структура творческого процесса. Специфика творческого мышления. Мышление и материально-предметная деятельность. Находчивость, остроумие. Мышление, сознательное и бессознательное в творчестве. Творческий эрос и архитектонический инстинкт. Вдохновение. Творческая воля. Талант и способности как социо-культурный феномен. Творческая интуиция. Инсайт. Эволюция и творчество, детерминизм и свобода. Проблема детерминантов творчества. Творчество, свобода, объективация и коммуникация. «Трагедия» творчества. Творческий замысел и его осуществление. Эвристика. Развитие творческих способностей человека. Специальные методики творческой деятельности человека. Творчество – наивысшая форма активности человека.


  1. Человек в социокультурной среде. Общение и понимание.


Главное направление в осмыслении социо-культурного измерения мира. Марксизм, онтологическая школа (О. Шпенглер и другие), «философия жизни», неокантианство, структурно-функциональный анализ, Франкфуртская школа, социология М. Вебера, экзистенциализм. Проблемность бытия человека в социо-культурной среде. Отчуждение и пути его преодоления. Конфликты, методы их разрешения. Коллективность.

Организация коллектива как принуждение и организация как гармония интересов. Проблема освоения и воспроизведения культуры человеком. Категория культуры. Распредмечивание социо-культурных ценностей и становление человека личностью. Личность как самоценное и самодостаточное существо. Уникальность и самодостаточность личность. Проблема интерсубъективности как основы общения. Концепции общения. Методики общения. Понимание как метод познания другого и суть человеческого отношения к действительности. Понимание и самопонимание. Философская герменевтика, ее возможности и ограниченность.


  1. Личность, общество, история. Субъект исторического процесса.


Основные проблемы и направления развития социально-философской мысли на современном этапе. Значение проблемы личности как основы всех направлений социальной философии. Наука, утопия, социальная мифология. Социальная философия как рациональный способ самоосознания общественного бытия личности, смыслоутверждающих, ценностных констант ее жизни.

Причинность и целенаправленность. Субъект истории. Социальная детерминация включения человека в общественную деятельность. Законы и движущие силы истории, проблемы ее смысла. Необходимость и свобода. Потребность свободы как показатель развитости личности. Свобода и ответственность в истории.



  1. Общественное производство человеческой жизни. Проблема направленности истории.


Общественное производство как социально-философская категория. Технологические, социальные, человеческие «измерения» производства, его структура, тенденции развития. Человек как основа, цель и способ производства. Духовное производство, его специфика.

Взаимоотношения технологического и социально-экономического способов производства, их исторические типы. Сущность и структура производительных сил. Диалектика производительных сил и социальных форм их развития. Технологические и социальные революции : проблема их взаимоотношения. Сущность и природа НТР.

Теории научно-технического прогресса в концепциях индустриального и постиндустриального общества. Человек и труд в работах Хайдеггера, Ясперса, Мемфорда, Тофлера и других.

Технология и культура. Проблемы этики научно-технического творчества.

Проблема направленности истории. Становления идей общественного прогресса. Античная философия : идеи регресса и цикличности развития (Гесиод, Платон, Аристотель, Сенека, Полибия) провиденциализм христианской историософии, эсхатология. Идея прогресса в философии Просвещения, немецкой классической философии и в марксизме.

Эволюционизм в ХХ веке. Глобальные проблемы ХХ века и главные социально-политические процессы. Проблемы «цены» прогресса. Общественные идеалы и прогресс. Добро и зло в истории. Будущее человечества как предмет исследования и прогнозирования.

22.Диалектика развития мира, человека, познания. Типы диалектики, ее

содержание и функции.
«Человек-мир» как предметное поле философии. Принципиальная противоречивость понятий «мир в целом» и «человек как микрокосм». Противоречивость и процессуальность бытия мира и человека. Два способа философского осмысления бытия: метафизика и диалектика. Софийная природа диалектики. Эпистемологическая природа метафизики как учение о неизменных основах мира. Метафизический способ мышления, его ограниченность.

Диалектика как учение о развитии и способ философствования. Содержание и разновидности диалектики. Категории. Проблема законов диалектики. Закон взаимного перехода количества и качества. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Философские споры о законах диалектики и ее принципах. Модификации диалектики в современных философских доктринах.

Человеческий компонент диалектической философии как отображение процесса бытия человека в мире. Инварианты содержания различных типов диалектики. Функции метафизической и диалектической философии в научном познании.



  1. Методологическая функция философии в научном познании.


Наука как объект философского исследования. Типология философских и методологических проблем науки. Анализ ситуаций, их возникновения, особенностей проявления и путей решения. Философские основы науки. Философия как рефлексия над наукой. Прогностическая миссия философской рефлексии. Философия и научное творчество. Черты творческой личности, «идеального ученого». Философия как способ включения научного поиска в широкий социо-культурный контекст. Эвристика научного поиска. Философия как способ адаптации научных знаний культурой и мировоззрением.

Специфика методологического мышления современной науки. Стиль мышления и философия. Взаимодействие наук как фактор их развития. Методологическое единство и многообразие современной науки. Миграция методов, способов и концептуальных схем из одной отрасли знания в другую. Методологическое значение диалектики единства и многообразия наук.


  1. Основные концепции философской методологии науки.


Позитивизм Х1Х века. Учение о науке философии О. Конта. Эволюционизм

Г. Спенсера. Индуктивизм (Д. Милль, Т. Джевонс). Концепция философии науки Э. Маха. Проблемы философии науки в неокантиантстве Марбургской (Коган, Наторп, Кассирер) и Баденской (Виндельбанд, Риккерт) школ.

Марксизм. Философская концепция науки в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Категориальные основы научного мышления. Социально-практические основы науки. Проблема деполитизации методологии К. Маркса.

Неопозитивистские концепции методологии науки (Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк). Концепция развития научного знания К. Поппера. Теория научных революций Т. Куна. Концепция П. Фейерабенда. Эволюционная модель Ст. Тулмина.

Философия науки Г. Башляра, А. Уайтхеда. Взаимоотношения научной мысли и научного духа. Концепция «нового рационализма». «Новый образ науки». Проблема взаимосвязи философии (метафизики) и науки.

Методологические идей философии структурализма, феноменологии и герменевтики.

Этика и праксеология науки. Проблема гармонии истины, добра и красоты в творчестве ученого. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

  1. Структура научного исследования.



Анатомия науки. Научное знание и научный метод, их структура. Научные абстракции. Научный текст. Инфраструктура науки. Основные формы научного познания ( факт, гипотеза, закон, теория, концепция).

Основные процедуры научной деятельности (наблюдение, измерение, сбор данных, описание, эксперимент, пояснение и т.д.). Научные методики как способ познания. Связь гносеологического, социологического, онтологического, антропологического, аксеологического, методологического и психологического аспектов научного поиска.

Философские дискуссии об основах и структуре научных исследований. Системный характер исследовательской деятельности. Научная проблема и гипотеза. Особенности эмпирического и теоретического этапов. Выбор предмета, способов и методов исследования. Классификация специальных научных методов. Изложение и обоснование научных результатов.

Общие принципы и концептуальные основы научного исследования, их философское основание.


IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К ПРОГРАММЕ


  1. Учебники и учебные пособия :

Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковский В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

Введение в философию. - К., 2003.

Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 1996.

Історія філософії. - К., 2002.

Історія філософії України. - К., 1994.

История философии.- М., 1999.

История философии в кратком изложении. - М., 1991.

Кальной И.И. Философия. – Симферополь.2003.

Мир философии. В 2-х т. - М., 1991.
Никитин Л.Н., Гребеньков Г.В. Научное познание и философия

экономики. – Донецк, 2004.

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001.

Петрушенко В.Л. Філософія. – Київ-Львів, 2002.

Причений Є.М., Черній А.-М., Гроздецкий В.Д., Чекаль Л.А.

Філософія. - К., 2003.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003.

Социальная философия. – Киев- Харьков, 2002.

Тесты для самоконтроля по курсу «Философия»(для студентов всех форм

обучения). – Донецк, 2002.

Самостоятельная работа по курсу «Философия».. – Донецк, 2002.

Философия. - Ростов/Дон, 2004.

Философский энциклопедический словарь. -М., 2005.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

Філософський словник.- К., 1986.

Хрестоматия по философии. -М., 1996.

Хрестоматия по философии. –Ростов/Дон, 2002.
2. Основные первоисточники.

Августин А.И. Исповедь. - М.,1991.

Аристотель . Метафизика. Соч. в 4-х т. - М.,1983. Т.1.

Бердяев Н.А. Философия свободы . Смысл творчества. - М.,1989.

Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т.- М., 1972. Т.2.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма - М.,1987.

ГегельГ. Энциклопедия философских наук. Наука логики.- М.,1974. Т.1.

Гуссерль Е. Формальна і трансцендентальна логіка. // Читанка з історії філософії.В.6.кн.- Книга VI . Зарубіжна філософія ХХ ст. К. ,1993.

Декарт Р.- Начальная философия. // Антология мировой философии.

В 4-х т.- М.,1970. Т.2.

Драгоманов М.Чумацькі думки про українську національну справу.// Вибране. - К.,1991.

Камю А. Миф про Сизифа. Эссе об абсурде.// Камю А. Бунтующий человек.- М.,1990.

Кант И. Критика чистого разума.// Кант. И. Соч. в 6-ти т. Т.3 - М.,1966.

Канинський Г. Загальна філософія поділена на чотири відділи.

Відділ “Моральна філософія або естетика”. // Твори в 2-х т. - К.,1990. Т.1.

Кузанский Н. Об ученом незнании. // Соч. в 2-х т.- М., 1979. Т.1.

Кун т. Структура научных революций. - М.,1977.

Леибниц Г.В. Монадология. // Соч. в 4-х т.- М.,1983. Т.1.

Ленин В.И. Карл Маркс. //ПСС, т.23.

Маркс К. Экономико- философские рукописи 1844 года. //Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.42.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.,1991.

Ортега -и- Гассет. Нові симптоми. // Читанка з історії філософії.

Книга VI . Зарубіжна філософія ХХ ст.- К.,1993.

Платон. Банкет.Тімей.//Читанка з історії філософії. Книга I. Філософія

стародавнього світу. - К.,1992.

Поппер К. Логика и рост научного познания.- М.,1983.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм- это гуманизм. //Сумерки богов.- М.,1989.

Сковорода Г.С. Тлумачення Плутарха про тишу серця. //Твори. Т.2.- К.,1973.

Соловьев В.С.- Оправдание добра. // Собр соч. Т.І. - М.,1989.

Спиноза Б. Этика .// Онтология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. - М.,1970.

Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М.,1984.

ФейербахЛ.Основныеположенифилософиибудущего.//Избран.филос.произв.Т.1

– М.,1955.

Фрейд З. Введение в у 50-ти т. Т-45. психоанализ. - М.,1989.

Франко І. Що таке поступ? // Франко І. Зібрання творів

Фромм Э. Искусство любить . // Фромм Э. Душа человека.- М.,1992.

Хайдеггер М. Що таке метафизика? // “Читанка з історії філософії. Книга VI.

Зарубіжна філософія XX ст.- К.,1993.

Чижевський Д. Нариси з історії філософії на Україні. – К.,1992.

Шевченко Т.Г. Щоденник. - К.,1981.

Шелер М. Походження людини в Космосі. // Читанка з історії філософії. Книга

VI. Зарубіжна філософія ХХ ст.- К.,1993.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. // Шопенгауэр А. Свобода во

ли и нравственности. – М.,1992.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека. // Философские науки,

1989, №5.

Ясперс К. Философская вера.// Ясперс К. Смысл и назначение истории, -

М.,1991.


Примечания В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет: «Вопросы философии»; «Філософська думка»; «Философские науки»; «Вестник Московского университета» Серия: философия и др.


V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации