Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) - файл n1.doc

приобрести
Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС)
скачать (719 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc719kb.12.09.2012 08:20скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра общей и возрастной психологии
61 (07)

Т 471

И.А. Тишевской

анатомия

Центральной нервной системы




Учебное пособие


Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2000

УДК 611.8 (075.8)

Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 131 с.




Ил. 81, табл. 2, список лит. – 9 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Зырянова В.М., Степанов В.А.
© Издательство ЮУрГУ, 2000 .
  1. Введение

Предмет изучения анатомии ЦНС. Функции ЦНС




    1. Нервная система как предмет изучения анатомии

Функции нервной системы


Любой организм от примитивного до самого сложного для своего существования в любых условиях и при разных уровнях активности должен поддерживать на одном уровне гомеостаз – устойчивое неравенство внутренней среды организма с окружающей средой. Это возможно только при упорядоченных потоках веществ, энергии и информации внутрь организма и из него. Для этого организм должен получать и оценивать информацию о состоянии внешней и внутренней среды и, учитывая насущные потребности, строить программы поведения.

Эту функцию выполняет нервная система, являющаяся по словам И.П.Павлова, «невыразимо сложнейшим и тончайшим инструментом сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний».

Таким образом, к важнейшим функциям нервной системы относятся:

  1. Интегративная функция – управление работой всех органов и систем и обеспечение функционального единства организма. На любое воздействие организм отвечает как единое целое, соизмеряя и соподчиняя потребности и возможности разных органов и систем.

  2. Сенсорная функция – получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от специальных воспринимающих клеток или окончаний нейронов – рецепторов.

  3. Функция отражения, в том числе психического, и функция памяти – переработка, оценка, хранение, воспроизведение и забывание полученной информации.

  4. Программирование поведения. На основе поступающей и уже хранящейся информации нервная система либо строит новые программы взаимодействия с окружающей средой, либо выбирает наиболее подходящую из уже имеющихся программ. В последнем случае могут использоваться видоспецифические программы, заложенные генетически*, или программы, выработанные в процессе индивидуального научения**. В реализации любой программы участвуют рабочие органы (мышцы и железы), изменяющие свою функциональную активность в зависимости от поступающих к ним из ЦНС сигналов. Нервная система осуществляет текущий контроль правильности выполнения программы: результаты поведения постоянно оцениваются, и на основе этой оценки могут вноситься поправки в программу поведения.



1.2. Место анатомии среди других наук


Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен несколькими науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

  1. Анатомия (греч. «anatemno» – рассекаю) является самой древней из наук о строении человеческого тела. Раздел этой науки – анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

  2. Гистология ЦНС (греч. «histos» – ткань) изучает строение нервной системы на тканевом и клеточном уровнях.

  3. Цитология (греч. «сytos» – клетка) изучает строение нейронов и клеток глии на клеточном и субклеточном уровнях.

  4. Биохимия и молекулярная биология изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

  1. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

  2. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Из наук, имеющих прикладное значение, знание анатомии ЦНС необходимо, в первую очередь, в медицине (7). Функции ЦНС и их связь с различными отделами и структурами мозга изучаются клиницистами, наблюдающими за больными людьми*. Особенно большой вклад сделан врачами таких медицинских специальностей, как невропатология и нейрохирургия, отоларингология, психиатрия.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология (8) и нейропсихология (9) делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе. Однако современная психология, особенно клиническая психология, уже не мыслима без знаний, полученных точными науками, позволяющими не умозрительно предполагать, а точно знать механизмы психических нарушений и возможные пути их компенсации. Это связано с тем, что, несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования (то, что называется духовной и социальной сущностью человека), он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы определяют или, по крайней мере, влияют на все высшие функции человека.

Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС. При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии (нейробиологии), который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

1.3. Основные термины и понятия, используемые в анатомии


Прежде чем перейти к изучению собственно строения нервной системы, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в анатомии и физиологии для обозначения расположения структур. При изучении строения мозга и других структур мы будем рассматривать их в разрезе (сечениях). Эти сечения обычно выполняются в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях (фронтальной, горизонтальной и сагиттальной) на разных уровнях (рис. 1).

Сагиттальные сечения проводятся сверху вниз и спереди назад параллельно плоскости сагиттального* шва черепа, делящей его на симметричные правую и левую половины. Основным сагиттальным сечением является центральное сечение, проходящее через центр позвоночника и сагиттальный шов черепа. Все остальные сагиттальные сечения называются латеральными (боковыми). Для точного указания места их прохождения указывают анатомические структуры, через которые они проходят, или указывается расстояние в сантиметрах от центрального сагиттального сечения, а также сторона (левая или правая).

Фронтальные сечения проводятся в плоскостях, параллельных плоскости лба (слева направо и сверху вниз). Горизонтальные сечения проводятся в горизонтальной плоскости (слева направо и спереди назад). Место прохождения фронтальных и горизонтальных сечений обязательно уточняется указанием структур, через которые эти сечения проводятся.

Кроме этого, в анатомии часто используются термины:

«Медиальный» – срединный, центральный;

«Располагается медиальнее чего-либо» говорят о структуре, находящейся между указанным ориентиром и центральной осью тела;

«Вентральный» – расположенный ближе к животу (передней поверхности);

«Дорсальный» – расположенный ближе к спине (задней поверхности);

«Проксимальный» – расположенный ближе к центру (например, к центральной оси тела);

«Дистальный» – расположенный дальше от центра;

«Афферентный» – приносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы поступают в ЦНС);

«Эфферентный» – выносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы покидают ЦНС);

«Ипсилатеральный» – расположенный, или проходящий (о нервных путях) на одноимённой стороне;

«Контрлатеральный» – расположенный, или проходящий (о нервных путях) на противоположной стороне;

Скопления нейронов называются нервными узлами или ганглиями, а большие группы нервных волокон, идущие в одном направлении, называются путями или трактами (лат. «tractus» – путь).

Для обозначения локализации структур относительно центральной оси тела (позвоночника) в анатомии используются термины:

«краниальный» (греч. «cranium» – череп) и «ростральный» (от лат. «rostrum» – клюв, носовая часть корабля) – при описании структур, находящихся ближе к голове (к верхней части тела);

«каудальный» – при описании структур, находящихся дальше о головы (ближе к хвосту, лат. «cauda» – хвост). Последние два термина перешли в анатомию человека из анатомии животных.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации