Шпоры - Внутрифирменное планирование предприятия - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Внутрифирменное планирование предприятия
скачать (238.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc239kb.12.09.2012 08:05скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3
1. Основные принципы внутрифирменного планирования.

В условиях рыночной экономики внутрифирменное планирование (ВФП) решает следующие задачи: выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач, действий для их решения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, проектирование изменения состояния организации, согласование работы всех ее подразделений, создание базы для последующего контроля.

Важнейшими принципами ВФП в рыночных условиях являются:

Сущность первого принципа состоит в том, что организация рассматривается как открытая система, испытывающая на себе влияние внешней среды и в свою очередь оказывающая на нее влияние. В процессе планирования выявляются ключевые факторы внешней среды предприятия, прогнозируется их изменение в перспективе и на этой основе разрабатывается стратегия развития предприятия.

Гибкость (адаптивность) планирования – постоянное поддержание соответствия планов организации изменяющимся условиям ее функционирования.

Оптимальность планирования предполагает вариантную проработку плановых решений и выбор варианта, в наибольшей степени отвечающего интересам предприятия на основе принятых критериев.

Объектами оптимизации могут быть цены на продукцию и объемы продаж, производственная программа, парк технологического оборудования, уровень запасов и др. Общим критерием оптимальности текущей деятельности организации является максимум рентабельности капитала. Однако достижение максимальной рентабельности в краткосрочном периоде может нанести ущерб интересам фирмы в перспективе, если оно достигается, например, за счет экономии на подготовке кадров, ремонте оборудования, проведении маркетинговых исследований. Поэтому рекомендуется дополнять показатель рентабельности капитала другими показателями. Обеспечение высокой рентабельности капитала должно сочетаться с поддержанием и развитием потенциала организации и ее защитой от банкротства.

В последние годы многие зарубежные авторы в качестве критерия эффективности деятельности фирмы рассматривают повышение ее рыночной стоимости.
2. «Гибкость» планов. Понятие и способы её реализации.

Планирование – это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Результатом этого процесса являются плановые решения, которые служат основой для последующей целенаправленной деятельности организации.

Важнейшими принципами ВФП в рыночных условиях являются:

Гибкость (адаптивность) планирования – постоянное поддержание соответствия планов организации изменяющимся условиям ее функционирования. Необходимость гибкости связана с действием фактора неопределенности при разработке планов, которое усиливается по мере ускорения научно-технического прогресса. Основные методы реализации этого принципа: разработка «скользящих» (переходных) и ситуационных планов; резервирование ресурсов, в первую очередь, производственных мощностей; составление «гибких» смет расходов.

Скользящий (переходный) план составляется с распределением по временным интервалам внутри планового периода (например, на пять лет с распределением по годам). (1998 – 2002 гг., 1999 – 2003 гг. и т.д.) Ситуационный (резервный, запасной) план – вариант плана, разрабатываемый в дополнение к основному варианту. резервы производственных ресурсов. Это относится прежде всего к резервированию производственных мощностей

«Гибкая» смета – это смета расходов, разработанная в нескольких вариантах для различных значений объема производства или продаж. Составление таких смет требует предварительного разделения расходов на переменные и условно постоянные.

Оптимальность(максимум рентабельности капитала) (Обеспечение высокой рентабельности капитала должно сочетаться с поддержанием и развитием потенциала организации и ее защитой от банкротства.)планирования предполагает вариантную проработку плановых решений и выбор варианта, в наибольшей степени отвечающего интересам предприятия на основе принятых критериев

3. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Их содержа­ние и взаимосвязь.

Цель стратегического планирования (СП) – адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, создание потенциала рентабельности на перспективу.Задачи СП: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в научно-технической, экономической и социальной областях; предвидеть опасности и возможности; выработать стратегию фирмы, позволяющую справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Объекты СП: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность, структура и организационная структура. Высшее рук-во.

Цель тактического планирования (ТП) – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задачи ТП: конкретизация стратегических целей применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное развитие и наилучшее использование потенциала предприятия; обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности .Объекты ТП – это прежде всего номенклатура продукции и динамика производственных мощностей, а также необходимые ресурсы, затраты и финансовые результаты. Оперативное планирование (ОП) является продолжением тактического. Его цель – обеспечить повседневную согласованную работу всех подразделений организации по достижению перспективных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов. Содержание ОП – формирование плановых заданий подразделениям организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов деятельности организации в предыдущем периоде. В ОП время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, ОП осуществляется децентрализовано.

Все виды планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит стратегическому планированию, которое создает фундамент и ориентиры для других видов планирования.
4. Типовая система планов организации.

группы взаимосвязанных планов:

Основные направления развития организации должны содержать формулировку или уточнение генеральной цели (миссии) организации, прогноз развития внешнего окружения и анализ новых проблем и возможностей, основные цели предприятия, продуктово-рыночную стратегию.

Группа «Перспективные планы» включает:

Группа «Планы текущей деятельности» включает:

Группа специальных планов включает как перспективные (долгосрочные и среднесрочные), так и краткосрочные программы и проекты.


5. Нормативная база внутрифирменного планирования.

Роль: 1. Наличие обоснованной нормативной базы необ. для орг-ии труда и упр-я 2.От кач=ва норм. Базы зав. Обоснованность и ее сбалансированность. Норма- науч-обосн вел-на расхода рес-са на изготовление единицы прод-ии зад кач-ва в конкр. Орг. и тех усл-ии. Пример соотношения понятий «норма» и «норматив»: расход краски на окраску 1 кв.м. поверхности в 1 слой – это норматив; краски на единицу конкретного изделия – норма.

Классификация: 1. Объект нормирования(Затраты труда и заработной платы) 2. Время действия( препект. Текущие Среднегодовые) 3. Область распространения (Межотраслевые) 4. Степень детализации (Инд. Групп) 5. Метод установления (См. ниже)

Методы: При расчетно-аналитическом методе расчет норм и нормативов производится по составляющим их элементам с учетом организационно-технических условий производства, анализа действующих норм и нормативов и планируемых мероприятий по внедрению новой техники , технологии и организации производства и труда. Экспериментальный метод состоит в установлении норм на основе данных исследований и наблюдений, проведенных в лабораторных или производственных условиях. опытно-статистического метода – формирование норм на основе личного опыта нормировщика (мастера, технолога) или на основе статистической обработки данных о фактических затратах ресурсов по нормируемому или аналогичному объекту в ретроспективном периоде. Наиболее обоснованными считаются нормы, установленные расчетно-аналитическим методом.
6. Задачи, содержание и порядок разработки тактического плана.

План разрабатывается на основе стратегии организации, дост. целей. Задачи:

Содержание:

Основные показатели деятельности предприятия; План маркетинга и сбыта; План производства; План организационно-технического развития (ОТР); План материально-технического обеспечения (МТО); План по труду и социальному развитию; План по себестоимости продукции; Финансовый план; План капиталовложений и капитального строительства (КВ и КС); План охраны природы и рационального использования ресурсов.

Порядок разработки:

1.План мар-га 2.План пр-ва 2.1Расчет пр. мощности 3.(План орг. тех. разв-я и охраны природы) 3.План мат. тех. обесп-яя\ и План по труду и соц. Разв-ю 4. Себестоим-ти 5.Финанс. план 5.1План КВ и Кап стр-ва


7. Рентабельность продаж и рентабельность пред-тия (Р)

Р – относит пок-ль эффект-ти пр-ва, характеризующий уровень отдачи затрат и степень исп-ия ресурсов. В основе пок=ля Р лежит отношение прибыли (ПР) или к затраченным ср-вам или к выручке от реализации или к активам пред-тия (А).

Различают след пок-ли Р:

Р общ = ПР / А х 100%

А – средняя вел активов за период

ПР – прибыль до уплаты налогов

Если пред-тие выпускает не 1 вид продукции, то исчисляется Р отдел видов продукции Р пр =( Ц – С\ст)/ С\ст х 100% = ПР / С\ст х 100%

Ц – цена ед-цы продукции, С\ст – себест ед-цы продукции, ПР – прибыль за ед-цу продукции.

Р пр характеризует прибыльность различных видов продукции.

Решение об изм-ии структуры пр-ва или структуры продаж принимается на основе анализа пок-ля Р и пок-ля объема продаж.

Рентаб реализации (оборота) отражает зависимость между выручкой от реализации и его издержками: Р об = прибыль от реализации / выручку от реализации х 100% -

показывает какой % прибыли получает пред-тие с каждого руб. реализации

Рентаб собств капитала = Чистая прибыль / Собств капитал х 100% -

характеризует прибыль, кот приходится на 1 руб. собств капитала.

Взаимосвязь показателей рентабельности:

Р ск = ПР ч / РП х РП / А х А/ Ксоб

Р ск – рентаб собст капитала

РП – реализованная продукция

ПР ч – чистая прибыль

К соб – собственный капитал.

А - активы

Рент. Продаж – отношение чистой прибыли к чистому объему продаж. Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Этот коэффициент показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции и называется также коммерческой маржей.

Рент. Предприятия - Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов рентабельности и оборачиваемости, которые являются относительными финансовыми показателями деятельности предприятия, заключается анализ рентабельности и деловой активности.
8. Критический объем продаж: опр-ие, расчет, графич изображение. Исп-ие пок-ля

Точка безубыточности ТБ( критич объем пр-ва-продаж) – такой объем реализации, при кот получ доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, т.е. это нижний предельный объем выпуска продукции, при кот прибыль=0

Она характеризуется след пок-лями:

1.Критич (пороговый) объем реализации, шт. = Пост расходы на объем реализации: Цена – Ср перем затраты на ед-цу продукции

2. Порог рентабельности, руб. = Критич объем реализации,шт. х Цена

3. Запас финан прочности, руб. = Выручка от реал,руб. –Порог рентаб, руб.

4. Маржа безопасности, шт.= Объем реализ, шт.- Критич объем реализ, шт

3 и 4 оценивают, как далеко пред-тия находится от ТБ, что оказывает влияние на управл решения.

Если пред-тие приближается к ТБ – возрастает проблема управления постоян затратами, т.к их доля в ст-ти возрастает. Усл-пост затраты – аморт отчисления, управ и ремонт расходы, аренд плата, % за кредит, налоги, относимые на с\ст продукции.. Порог рентаб – выручка от реализации, при кот пред-тия уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Запас фин прочности – сумма, на кот пред-тие может позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Чем больше разность между факт объемов пр-ва и критическим, тем выше «фин прочность» пред-тия и его фин устойчивость.

9. Общая методика выбора решения из альтернативных вариантов.

Позволяет практически реализовать принцип оптимальности и при планировании отдельных сторон деятельности предприятия наиболее экономично и оперативно. Этапы:

  1. Определить проблему и выявить возможные варианты ее решения.

  2. Отбросить явно непривлекательные варианты (например, по длительности реализации и т.п.) и отобрать возможные альтернативные варианты для детального анализа.

  3. По каждому из отобранных вариантов рассчитать количественные показатели, позволяющие сопоставить их экономическую эффективность.

  4. Выделить последствия реализации сопоставляемых вариантов, которые не могут быть выражены количественно; оценить относительную значимость количественных и качественных параметров.

  5. По совокупности количественных и качественных параметров альтернативных вариантов выбрать оптимальное плановое решение.


10. Количественная оценка альтернативных вариантов плановых решений.

Количественная оценка альтернативных вариантов основана на понятиях «дифференцированные (релевантные) издержки», «дифференцированные поступления», «дифференцированная прибыль», под которыми понимаются соответственно расходы, поступления или прибыль, величина которых различается для сравниваемых вариантов. Дифференцированные издержки, как правило, составляют часть полных издержек.

Все проблемы альтернативного выбора можно разделить на три группы в зависимости от того, на какие составляющие рентабельности капитала они оказывают влияние.

1. Отличаются величиной текущих расходов (мин. дифференцированных издержек) (пример. - определение размера заказа)

2. Отличаются по величине текущих расходов и выручки от реализации (Макс. дифференцированной прибыли) (пр.. – ценов. дискриминация)

3. Отличаются по величине текущих расходов, выручки от реализации и капиталовложений (3.1. Проблемы поиска и предпочтения) (неотрицательная чистая дисконтированная стоимость от реализации проекта ЧДС);- приемлемая для инвестора величина внутренней нормы прибыли (ВНП и срок окупаемости капиталовложений макс индекса доходности) (пр. замена оборудования;)
11. Задачи, содержание и осн формы финансового плана

Задачи фин плана – планирование действий по формированию и исп-ию фин ресурсов, кот обеспечивают взаимосвязь доходов и расходорв на основании взаимоувязки пок=лей развития пред-тия с источниками финансирования.

Плановые показатели

- Финан результаты (прибыль или убыток), в том числе фин результаты от реализации товарной продукции, прочей реализации, внереализационные доходы и расходы.

-Показатели, характеризующие распределение прибыли;

- Сметы расходов фондов организации (фонда развития производства, потребления, социальной сферы и др.)

- Показатели движения ден средств по сферам деят-ти организации.

- Показатели рентабельности продукции и капитала.

- Показатели деловой активности организации.

- Показатели ликвидности.

- Показатели фин устойчивости.

Фин план является обобщающим разделом сводного плана. Если принятый объем продаж, цены, издержки не обеспечивают получения удовлетворительных фин результатов, необходимо внести изменения в принятые плановые решения: пересмотреть план сбыта, производственную программу, наметить дополнительные меры по снижению

издержек и т.п.

Содержание фин плана по разделам.

  1. Доходы и поступление ср-в (прибыль от реализации, прибыль от прочей реализации, планируемые внереализац доходы, аморт отчисления на восстановление, поступления ср-в от др. пред-тий, поступления из внебюджет фондов, прочие доходы)

  2. Расходы и отчисления ср-в (налоги с прибыли распред чистой прибыли на накопление и потребление, долгосрочные инвестиции, прочие расходы)

Содержание фин плана: план по фин результатам, план движения ден средств, плановый агрегированный баланс, сметы расходов фондов предприятия ( развития производства, социальной сферы, потребления и др.).

12. Планирование движения денежных средств

План движения денежных средств отражает поступление, расходование и нетто-изменение (чистый поток) суммы денежных средств по трем сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (операционной), инвестиционной и финансовой.

Рассмотрим состав поступлений и платежей денежных средств в каждой сфере деятельности предприятия.

Производственно-хозяйственная деятельность.

Поступления:

Платежи:

Примечание: В план не включаются расходы и отчисления, планируемые к начислению, но не к уплате: по расходам – материалы, полученные в кредит, по доходам – продукция, поставленная в кредит. Не включаются также расходы, не связанные с реальным оттоком денежных средств (амортизация основных фондов).

Инвестиционная деятельность включает операции, изменяющие внеоборотные активы, связанные с движением денежных средств.

Поступления:

Платежи:

Разработка плана движения денежных средств дает возможность оценить будущие поступления денежных средств, проанализировать способность предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, выявить возможности использования временно свободных денежных средств.

13. Определение экон эффективности оргтехмероприятий (ОТМ) и источники их финансирования.

Эффек-ть ОТМ определяется сопоставлением результатов и затрат. Для выбора методики экон обоснования все ОТМ целесообразно классифицировать на крупные (комплексные) и локальные.

Признаки локального мероприятия:

- сравнительно небольшие капвложения (КВ);

- единовременные затраты и результаты близки по времени осущ-ния (не нужно применять дисконтирование)….

Внедрение локального мероприятия целесообразно, если срок окупаемости КВ на его осущ-ние (Ток) не превышает нормативного.

Срок окупаемости единовр затрат на реализ ОТМ в отеч практике принято опр-ть по ф-ле:

К ,

Ток = П

где К – единовр затраты на внедрение ОТМ

П – год прирост прибыли от внедрения ОТМ.

Более обоснованным явл-ся опр-ние срока окупаемости локального ОТМ путем сопоставления единовр затрат и притока ден поступлений по ф-ле:

К ,

Ток = Пч + Ам

где Пч и Ам - год прирост чист прибыли и амортиз отчислений в результате внедрения ОТМ.

Критерием оптимальности при сравнении вариантов локального мероприятия может служить минимум суммы привед затрат, кот опр=ся по ф-ле С + Е К,

где C – с\ст год выпуска продукции при реализации данного варианта ОТМ;

K – единовр затраты на реализацию этого варианта ОТМ;

E – нормат коэф-нт эффективности КВ, установленный руководством орг-ции.

1

Е = Ток норм

Для отражения результатов внедрения локального ОТМ в плане по с\ст исп-ся пок-ли:

«экономия до конца года» – Э дкг ( в плане года внедрения мероприятия) и «переходящая экономия» - Эпер (в плане на след год).

Эдкг = (Со – С1) Nдкг ,

где Nдкг – выпуск продукции с момента внедрения мероприятия до конца года;

Эпер = (С – С1 ) Nсл.г

где Nсл.г - выпуск продукции в году, следующем за годом внедрения ОТМ;

С – средневзвеш с\ст ед-цы изделия в году внедрения мероприятия.

Фин-ние разработки и внедрения ОТМ осущ-ся за счет осн деят-ти и (или) за счет КВ.

За счет осн деят-ти финан-ся затраты, кот не связаны с приобретением или изготовлением осн ср-в и м. б. включены в с\ст продукции.

Источниками КВ м.б.: амортизац отчисления; чистая прибыль; целевое финан-ние из спец фондов; кредиты банков; ср-ва от размещения облигаций; ср-ва от вторичной эмиссии акций; ср-ва заказчиков; финан-ние из бюджетов федеро, субъектов федерации, муниципальных.

14. Производств мощность (ПМ): определение, общая методика расчета, исп-ие результатов. Область вариантных решений.

ПМ пред-тия – это мах возможный год выпуск продукции опред номенклатуры в заданных количеств соотношениях, достигаемый при полном исп-нии производ оборудования и площадей на основе применения прогресс технологии, рациональной орг-ции труда и пр-ва.

Общая ф-ла расчета ПМ имеет след вид:

Фэф ,

ПМ = Тед

где Фэф – эффек фонд времени произв-го звена;

Тед – трудоемкость (машиноемкость) ед-цы продукции.

Эффект фонд времени опр-ся исходя из режима работы подразделения (пред-тия) с учетом норм времени на ремонт и технолог перерывы. В расчете исп-ся прогрессе нормы трудоемкости или выработки.

В высокомеханиз-ом пр-ве ПМ опр-ся пропускной способностью оборудования, в маломеханиз-ом – производ площадей.

Расчет ПМ проводится по всем производ подразделениям от низшего производ звена к высшему (от группы оборудования к участку, от участка к цеху, от цеха к пред-тию).

Первичным звеном расчета служат:

в массовом пр-ве – специализ рабочее место, автоматическая линия, непрерывно-поточная линия;

в др типах пр-ва – группа взаимозаменяемого оборудования.

Мощность производ подразделения опр-ся по мощности ведущего звена предыдущей ступени (мощность цеха – по мощности ведущего участка, мощность пред-тия – по мощности ведущего цеха).

На каждой стадии расчетов в качестве ведущего звена принимается подразделение, в кот осущ-ся осн технолог операции, сосредоточена наибол часть осн фондов и трудозатрат. Подразделение, ПМ кот ниже, чем ведущего звена, является узким местом.

Для ликвидации узких мест – устранения диспропорций в пропускной способности отдел производ звеньев – применяются след меры:

Расчет ПМ исп-тся для обоснования год производ программы, выявления узких мест в пр-ве, разработки оргтех мероприятий, направленных на устранение диспропорций, и первоочередных направлений КВ.

План пр-ва пред-тия всегда ниже ПМ. Соотношение этих пок-лей характеризуется коэф-том исп-ния мощности, кот опр-ся как отношение планируемого объема продукции к среднегод ПМ.

Наличие резервов ПМ необходимо для успешного функционирования пред-тия так как они позволяют:

В мировой практике известны 2 подхода к решению этой проблемы:

Второй путь требует дополн КВ и текущих затрат.

Выбор способа резервирования ПМ и опр-ие величины резерва – вариантная задача, требующая эконом обоснования.
15. Расчет ПМ механообрабат цехов.

ПМ = Q обор Ф вр К обор

Для опр-ия ПМ необходимо:

-произ оборудования в ед-цу времени (Q обор), шт, кг

-кол-во оборудования (К обор), шт

-фонд времени работы ед-цы оборудования (Ф вр)

Расчет целесообразен, когда известна произв оборудования и вып-ся неск наименований продукции.
16. Расчет ПМ сборочных цехов

ПМ = Ф вр / Т р

Т р – трудоемкость комплекта изделия, изготовленного на этом оборудовании, нормо-час, чел-дн Т р = цикл сборки изделий в сменах х уд площадь сборки изделия

Для сборочного цеха Ф вр = (площадь – вспомог площадь) х число раб дней в году х сменность

К – коэф-т исп-ия мощности = произ программа / на среднегод ПМ

Среднегод ПМ учитывает изм-ие ПМ за год (ввод новых мощностей + и вывод старых мощн -)


17.Формирование год произв программы в усл рынка и ее оптимизация.

Произ программа опр-т номенклатуру и объем выпуска продукции в натур и ст=тном выражении с распред по кварталам.

При этом объем пр-ва изделия в натур выражении в общем случае опр-ся

N пр = N пост – О н + О к + N вн

где Nпост – объем поставки изделия в натур выражении;

O нскл и O кскл – остатки данных изделий на складе гот продукции на начало и конец план периода;

Nвн – кол-во изделий для внутр потребления.

Если спрос на продукцию пред-тия превышает произв возможности пред-тия, у него появ-ся возможность оптимизации произв программы.

Оптимальная производ программа – программа, обеспеченная сбытом, в наиб степени соответствующая структуре ресурсов пред-тия и обеспеч-ая наилуч результаты по принятому критерию.

В общем виде наиболее распространенная модель оптимальной произв программы содержит целевую ф-цию и систему ограничений

n

С =  XiCi  max (min) 

i=1

n

 aij . xi Aj (j = 1,2 …m) 

i=1

Ni min  Xi  N i max

где C –суммарное значение пок-ля, принятого в кач-ве критерия оптимальности;

n – число наименований изгот-мых изделий;

Xi – кол-во изделий i-го наимен в производ программе;

Ci – оценка i-го изделия в соответствии с критерием оптимальности;

aij - затраты j-го ресурса на изготовление изделия i-го наименования;

Aj – располагаемая величина j-го ресурса;

m – число ограничений по ресурсам;

Ni min, Ni max – допустимые пределы выпуска изделий i-го наименования.

В кач-ве оптимальности чаще всего применяется мах прибыли; в кач-ве огранич-ных условий – наличные производ ресурсы: оборудование, раб сила, мат. Миним выпуск изделий может опр-ся заключенными контрактами на поставку продукции, мах – потребностью рынка с учетом планируемой доли пред-тия.

При формировании оптим производ программы в кач-ве критерия оптимальности исп-ть мах маржинального дохода.

Марж доход на ед-цу изделия опр-ся как разность между ценой и перем затратами. В отличие от прибыли марж доход на ед-цу продукции явл-ся постоян величиной при колебаниях объема пр-ва в опред пределах. При изменении объема пр-ва изм-ся общая величина марж дохода. При стабильности усл постоянных расходов мах марж дохода будет соответствовать и мах прибыли.
18.Способы опр-ия год произв программы при неравномерном спросе на продукцию

При колебаниях спроса возможны различ варианты распределения год объема пр-ва.

Производ политика пред-тия может состоять в поддержании запасов гот продукции на миним необходимом уровне и планировании пр-ва продукции в строгом соответствии со спросом.

Др вариант производ политики пред-тия – исп-ние запасов гот продукции как амортизатора колебаний спроса. В период падения спроса пр-во частично работает «на склад», пополняя запасы гот продукции, в период подъема спроса на рынок выбрасываются ранее созданные запасы.

19.Особенности формирования производ программы при недогрузке производ мощностей

Если спрос на продукцию пред-тия временно не позволяет рационально исп-ть наличные ПМ, возникает проблема целесообразности их доп загрузки пр-вом продукции, цена реализации кот = полной с/ст или ниже ее. Аргументом в пользу такого решения является возможность сохранить квалифиц кадры в период спада потребительского спроса.

Рассмотрим пример.

Необходимо определить целесообразность снятия с производства изделия А как убыточного для предприятия при том, что нет возможности выпускать вместо изделия А более прибыльную продукцию.

Определим, как изменятся прибыль и маржин доход при снятии с пр-ва изделия А.

Расчет прибыли и маржин дохода для сопоставляемых вариантов, тыс.крон.

Показатели

С изделием

А

Без изделия А

Выручка от реализации

13750

11350

Перемен издержки

10260

8260

Маржин доход (1-2)

3490

3090

Прибыль

880

480


Как видно из табл., снятие с пр-ва изделия А уменьшит прибыль на 400 тыс. крон и, след, нецелесообразно.

Этот вывод можно было сделать сразу по величине маржин дохода. Известно, что маржин доход на ед-цу изделия А составляет 4 кроны, т.е. цена покрывает не только перем издержки, связанные с пр-вом изделия, но и часть постоян расходов пред-тия. .Снятие с пр-ва изделия А уменьшит общую сумму маржин дохода на 4 . 100 = 400 тыс.крон, что снизит величину прибыли также на 400 тыс.крон.

Из рассмотренного примера следует, что при недогрузке ПМ экон целесообразно пр-во всех изделий, по кот маржин доход явл-ся положительной величиной.
20. Планирование тов (ТП) и вал (ВП) продукции. Расчет норматива незавершенного пр-ва (НЗП).

На основе произв программы в натур выражении опр-ся ст-тные пок-ли объема пр-ва: ТП и ВП, НЗП.

ТП изготовлена для реализации на сторону, полностью закончена пр-вом, соответ стандартам и техусловиям. В ее состав входит ст-ть готовых изделий и запчастей к ним, полуфабрикатов собств пр-ва, работ и услуг произв характера, отпускаемых на сторону.

Объем ТП рассчитывается в действ и сопоставимых оптовых ценах пред-тия.

ТП в дейст опт ценах исп-ся для расчета объема реализации продукции и затрат на 1 р. ТП. ТП в сопостав ценах – для отражения динамики объема пр-ва продукции, Пр тр, фондоотдачи.

ВП включает помимо ТП изменение остатков НЗП, запасов спец инструментов и запчастей для ремонта- явл-ся обобщающим пок-лем объема пр-ва в данном периоде, изм-ся в сопоставимых ценах, исп-ся как и пок-ль ТП в сопост ценах.

НЗП – ст-ть незаконченной пр-вом продукции разной степени готовности.

Норматив опр-ся по ф-ле: НЗП = С тп Т ц К нз / Д (по с\ст)

С тп – с\ст ТП в план периоде,

Т ц – средневзвеш длительность произв цикла изготовления продукции,

К нз –коэф-т нарастания затрат,

Д – число календар дней в план периоде (год 360 дней)

Исп-ся в оценке по с\ст -для опр-ия потребности в оборотном капитале, в сопостав ценах – для расчета объема ВП.

В состав ВП включается изменение остатка НЗП.

21.Планирование объема реализации продукции

План объем реализации продукции (выручка от реализации ВР – нетто в действ опт ценах)
  1   2   3


1. Основные принципы внутрифирменного планирования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации