Шпаргалка по специальной (коррекцонной) педагогике - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по специальной (коррекцонной) педагогике
скачать (1097 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1097kb.12.09.2012 08:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
СОДЕРЖАНИЕ

1. Специальная психология как наука (опреде­ление и основные понятия)............................5

2. Предмет и объект изучения специальной психологии.......................................................5

3. Задачи специальной психологии.....................5

4. Взаимосвязь специальной психологии со смежными науками..........................................7

5. Предметные области специальной психологии .... 7

6. Принципы психологического изучения аномальных детей...........................................7

7. Методы психологического изучения аномальных детей...........................................9

8. История развития специальной психологии как науки в России..........................................9

9. Современное состояние специальной психологии....................................................... 9

10. Методологические основы специальной психологии.....................................................11

11. Понятия «аномальное развитие», «аномальный ребенок», «дефект».................11

12. Теории компенсации дефекта. Л. С. Выготский

о дефекте и компенсации..............................11

13. Современные критерии отклоняющегося развития......................................................... 13

14. Причины аномального развития психики ... 13

15. Дети с умственной отсталостью..................13

16. Формы умственной отсталости...................15

17. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России...............15

18. Олигофрения (понятие, причины возникновения)..............................................15

19. Классификация олигофрении....................... 17

20. Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией................................... 17

39. Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины и формы ДЦП ."................................29

40. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы ... 31

41. Дети с нарушениями речи (понятие

и причины возникновения)............................31

42. Классификация речевых нарушений...........31

43. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями...................33

44. Дети с комплексными дефектами.................33

45. Проблема интеграции аномальных детей в общество.........................................................33

46. Специальная педагогика (определение и основные понятия).........................................35

47. Предмет и объект специальной педагогики.... 35

48. Задачи специальной педагогики...................35

49. Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.............................................37

50. Отрасли специальной педагогики.................37

51. История развития специальной педагогики

в России..........................................................37

52. История развития специальной педагогики

за рубежом......................................................39

53. Современное состояние специальной педагогики.......................................................39

54. Технологии и методы специальной педагогики.......................................................39

55. Дошкольное образование детей с проблемами в развитии................................41

56. Школьная система специального образования...................................................41

57. Профессиональная ориентация и адаптация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности........................................41

58. Общая характеристика основополагающих принципов специальной педагогики..............43

70. Практические методы. Их значение и особенности использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы.............................................................51

71. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога...................................................51

72. Характеристика форм организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.............................................................51

73. Урок - основная форма организации учебного процесса. Требования к современ­ному уроку в специальной(коррекционной) школе..............................................................53

74. Типы уроков в специальной (коррекционной) школе, специфика их реализации..................53

75. Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся

в условиях специальной (коррекционной) школы..............................................................53

76. Организация и содержание коррекционно развивающего обучения детей с ЗПР...........55

77. Основные направления коррекционно педагогической работы с умственно отсталыми школьниками................................55

78. Система образования лиц с недостатками слуха в России................................................55

79. Своеобразие процесса обучения детей

с нарушениями слуха.....................................57

80. Система образования лиц с нарушениями зрения в современной России......................57

81. Особенности обучения детей с нарушениями зрения.............................................................57

82. Методы коррекции детского аутизма...........59

83. Система помощи детям, страдающим ДЦП ... 59

84. Образование лиц со сложными нарушениям

и в развитии...................................................59

85. Психолого-педагогическое сопровождения развития'ребенка со сложным де'ф'ехтом ...: 61

86. Проблема раннего выявления отклонений в развитии и пути ее решения в современной России............................................................61

87. Система профилактики, диагностики и оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в России .... 61

88. Политика в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возмож­ностями жизнедеятельности в России..........63

89. Проблема интеграции в системе специального образования и пути ее решения в России.... 63

90. Проблема дифференциации в системе специального образования и пути ее решения в России..........................................................63

59. Принцип педагогического оптимизма

и его значение в организации работы с детьми с проблемами в развитии.................43

60. Принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и его значение.........................................................43

61. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности педагогического процесса спецобразовательных учреждений

и его роль.......................................................45

62. Сущность принципа социально-адапти­рующей направленности специального педагогического процесса.............................45

63. Характеристика принципа деятельностного подхода и его значение в специальной педагогике.......................................................45

64. Принцип дифференцированного

и индивидуального подхода, его значение в педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.................47

65. Общая характеристика методов обучения детей с нарушениями в развитии..................47

66. Метод рассказа и объяснения. Особенности его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............47

67. Метод беседы. Своеобразие его исполь­зования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы..................................49

68. Метод работы с книгой. Специфика его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49

69. Наглядные методы. Особенности их использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49

21. Диагностика олигофрении............................17

22. Дети с задержкой психического"развития .. 19

23. Основные варианты задержки психического развития......................................................... 19

24. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР...................................................19

25. Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма, причины его возникновения)........................21

26. Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма

как особой формы недоразвития.......................21

27. Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка.........................................21

28. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонической личности..........................................................23

29. Классификация психопатий. Характеристика типов психопатий............................................23

30. Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатией.......................................23

31. Дети с нарушением слуха (понятие

и причины возникновения).............................25

32. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха...........................25

33. Категории детей с недостатками слуха........25

34. Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения)................................27

35. Классификация нарушений зрения...............27

36. Психолого-педагогическая характеристика слепых детей..................................................27

37. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей.......................................29

38. Дети с нарушением двигательной сферы. Общая характеристика...................................29
1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Специальна* психология - раздел психологи­ческой науки о закономерностях развития, воспита­ния, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с откло­нениями в развитии. Это отклонение, как правило, свя­зано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психо­логических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Главной задачей специальной психологии явля­ется формирование адекватной личности в резуль­тате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и проис­ходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии опреде­ляются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система про­фессиональной консультации и профессиональной ориентации.

В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась со­вокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминоло­гией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диаг­ностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало нача­лом построения понятийно-категориального аппара­та специальной психологии. Одним из основных по­нятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развити­ем понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выража­ется в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психо­логом Л. С. Выгототтбыло установлено, что пси­хическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормаль­ного ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физи­ческих или психических отклонений.

Центральным вопросом как специальной психо­логии, так и смежных наук является проблема ком­пенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недо­развитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных фун­кций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлече­ние в работу новых структур, которые раньше выпол­няли другую функцию или участвовали в осуществ­лении других функций.

**

2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специаль­ной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствую­щих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом це­лого ряда принципов: принципа комплексного под­хода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребен­ка, принципа единства качественного и количест­венного подходов при оценке психического разви­тия и др.

Предметом исследований специальной психоло­гии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных отно­сят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло наруше­ние общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся систе­мой образовательных учреждений для детей с от­клонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу клас­сификации по традиции положен характер наруше­ния. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зре­ния, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

с нарушением интеллектуального развития, с комп­лексными нарушениями психофизиологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кроме перечисленных групп, существуют и другие, ■группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с труд­ностями в адаптации к школе, одаренные дети, стра­дающие так называемыми школьными неврозами и требующие отдельного внимания со стороны педа­гогов и психологов.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушений в определенной системе организма:

1) соматические нарушения (хронические заболева­ния, нарушения опорно-двигательного аппарата

идр);

2) сенсорные нарушения (слуха и зрения);

3) нарушения деятельности мозга (умственная отста­лость, нарушения движения, психические и рече­вые нарушения).

По своему составу группа детей с проблемами в развитии сложная и разнохарактерная. Различные нарушения развития по-разному сказываются на фор­мировании познавательных возможностей детей и трудовой деятельности. Нарушения в психическом или физическом развитии ребенка оказывают влия­ние на весь ход развития его познавательной дея­тельности.

**
3. ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

По содержанию практической и научной направлен­ности задачи специальной психологии объединены в соответствующие группы.

1. Общенаучные теоретические задачи:

1) раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка;

2) раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей;

3) изучение специфических закономерностей разви­тия психики у разных групп аномальных детей;

4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.

2. Изучение нарушений развития конкретных форм психической деятельности у разных групп аномаль­ных детей.

3. Выявление путей компенсации нарушений раз­вития личности в целом и разных видов психических процессов. Компенсация какого-либо дефекта - это возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или пере­стройки частично нарушенных функций. В процессе компенсации утраченных или поврежденных психоло­гических функций вполне возможно вовлечение в ра­боту новых структур, которые раньше выполняли дру­гую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

4. Разработка основных видов обучения и воспита­ния разных групп аномальных детей.

5. Разработка способов психологической коррекции и диагностических методик для различных типов нару­шений психического развития. Грамотная диагностика

нарушения в развитии является залогом успешной психологической коррекции, целенаправленного обу­чения и воспитания в рамках специального образова­тельного учреждения. Однако многие диагностические методики и методы психологической коррекции не от­вечают современным требованиям специальной пси­хологии, а потому необходимы их пересмотр, а в неко­торых случаях разработка новых методов.

Б. Выявление наиболее эффективных путей и мето­дов психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными отклонения­ми в развитии. •

7. Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения. Под интеграцией в об­щество лиц с отклонениями в развитии понимается предоставление такому человеку возможностей при­нимать участие во всех видах социальной жизни на­равне с остальными членами общества. Интеграция в образовании означает возможность получения об­разования лицам с особыми образовательными по­требностями как в специальном образовательном учреждении, так и в образовательном учреждении об­щего назначения. Однако, как уже было подтвержде­но экспериментами, российское общество пока не готово (в первую очередь психологически) к такого рода образовательным новшествам.

8. Разработка психологических основ содержания образования, принципов, методов, технологий, орга­низация реализации условий специального образо­вания.

9. Взаимодействие специальной психологии с рядом смежных наук, в частности с общей психологией и спе­циальной педагогикой, по проблемам, касающимся людей с нарушениями в развитии и вследствие этого с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

**
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ СО СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ

Специальная психология связана со многими дру­гими науками, которые можно объединить в несколь­ко блоков:

1) медицинский блок - физиология, анатомия, невро­патология, психиатрия, офтальмология и др.;

2) гуманитарный блок - социология, философия, пси­хология во всех ее разновидностях и др.;

3) педагогический блок - общая педагогика, методи­ки преподавания различных предметов и др. Взаимосвязь психологии с медициной и педагоги­кой способствует формированию научного целостно­го взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также позволяет успешно устранить односторонность взгляда каждой из этих дисциплин. Специальная психология самым тесным образом связана с медициной и ее различными от­раслями: анатомией и физиологией человека разного возраста в норме и патологии, невропатологией, нейро­анатомией и физиологией, психопатологией, пси­хиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией, ортопедией,оториноларингологией и не­которыми другими. Психологические и медицинские знания тесно переплетаются в одни и те же факты, а явления получают и медицинскую, и психологиче­скую интерпретацию. Такой подход позволяет получить разностороннее системное видение проблемы физи­ческого и психического развития человека, возмож­ность преодоления негативных тенденций в развитии.

Специальная психология вместе со специальной педагогикой способствует развитию, закреплению и усилению эффекта, достигнутого при помощи меди-

цины. Совокупность основных знаний из всех меди­цинских наук составляет клинические основы для специальной психологии. Кроме того, специаль­ная психология обязана большинством терминов медицине. В основном это термины, обозначающие различные анатомо-фиэиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствова­ны следующие термины: «психика», «аномалия», «аутизм», «деменция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физиче­ском развитии стало началом построения собствен­ного понятийно-категориального аппарата спе­циальной психологии. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные виды нарушений развития. Психологические знания определяют наиболее эффективные методы обучения такой категории лиц, возможность их дальнейшей про­фессиональной ориентации.

В построении целостной теории специальной пси­хологии ведущая роль отводится блоку гуманитарных наук, таких как философия, социология, политология, которые позволяет интегрировать знания из разных областей. Понимание современного состояния спе­циальной психологии возможно при рассмотрении социально-философского аспекта, который рассмат­ривает явления специальной психологии в социокуль­турном контексте. Наиболее важные и концептуаль­ные проблемы, ближайшие перспективы развития специальной психологии могут быть решены только на философском уровне при участии многих специа­листов.

**
5. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология (от лат. specialts -«особый») - отрасль психологии, изучающая людей с отклонением от нормы в психическом развитии, свя­занным с врожденными или приобретенными дефекта­ми. На основе данных специальной психологии строют систему обучения и воспитания людей, имеющих ано­малии психического развития, их профессиональную консультацию и профессиональный отбор. Главной за­дачей специальной психологии является формирова­ние адекватной личности в результате применения спе­циальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушен­ных функций. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные ме­тоды обучения этой категории лиц, строится по­следующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации. Специальная психо­логия стала основой для развития целого ряда отрас­лей. В настоящий момент они представляют собой раз­витые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.

1. Тифлопсихология - часть специальной психоло­гии. Это наука изучает лиц с нарушениями зрения. Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и пси­хического развития при этих нарушениях, пути кор­рекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий форми­рования и всестороннего развития личности при раз-| ^личных нарушениях зрительной функции. '(

2. Сурдопсихология - наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопсихологии являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, вы­явление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, принципы проведения работы, направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабили­тацию.

3. Олигофренопсихология - наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом разви­тии и его особенностях лиц с умственной отстало­стью. В последнее время начали интенсивно разви­ваться новые отрасли олигофренопсихологии.

4. Психология детей с нарушением опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии идру- -гих наук. Основной целью этой отрасли специальной психологии является изучение особенностей разви­тия лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последую­щей трудовой деятельности этой категории лиц.

5. Психология детей с задержкой психического раз­вития занимается изучением особенностей развития этой категории детей. Это многочисленная группа детей с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.

6. Психология детей с комплексными нарушениями является частью специальной психологии. К слож­ным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являют­ся поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика.

**
6. принципы психологического

ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших практиче­ских задач специальной психологии. Психологическое изучение дает неоценимые материалы, необходимых для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиаг­ностических методик. В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с на­рушениями в развитии руководствуются определенны­ми принципами.

1. Принцип комплексного подхода к изучению ре­бенка. Этот принцип предполагает проводить всесто­роннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, умений, навыков и всей личности в целом. Обследование предполага­ет использование различных психодиагностических методик, что является важной частью общей диаг­ностической системы. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка предполагает не только психоло­гическое исследование, но и анализ состояния нерв­ной системы ребенка, его сенсорной и двигательной сферы. В соответствии с принципом комплексного подхода обследованием ребенка занимаются психо­логи, дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи, психиатры и др.

2. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии

, предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а ц?В?деление причин их возникновения и установления связи меж­ду ними. Это способствует выявлению основных осо­бенностей познавательной сферы ребенка, его инте­ресов, увлечений и личности в целом.

3. Принцип динамического изучения ребенка. Ос­новой для выделения этого принципа является поло­жение Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития ребенка. Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумева­ла уровень трудности задач, решаемых ребенком само­стоятельно, и зону ближайшего развития, т. е. уро­вень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.В соответствии с этим прин­ципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциаль­ные возможности детей. Реализация принципа дина­мического изучения ребенка предполагает использо­вание наряду с диагностическими методиками методики, позволяющие определить зону его ближай­шего развития.

4. Принцип единства качественного и количествен­ного подходов при оценке психического развития. При реализации данного принципа предполагаются анализ процесса выполнения задания (рациональ­ность, последовательность операций, логика, на­стойчивость в достижении цели, доведение работы над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитыва­ется взаимо-свяэь качественных и количественных по­казателей.

**
7. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Методы психологического изучения - это те

приемы и средства,.с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об ин­теллектуальном, речевом и физическом развитии ано­мальных детей.

1. Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюде­ние. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное,стандартизирован­ное, включенное и стороннее. Применительно к груп­пе аномальных детей применяются все варианты этого метода в зависимости от того, какая цель стоит перед специальным психологом. Внешнее наблюдение удоб­но в том случае, если исследователь проводит сбор данных о поведении аномального ребенка, выполне­нии им каких-либо заданий и др. Этот вариант наблю­дения удобен и прост, позволяет наблюдать за ано­мальным ребенком со стороны и без труда определить отклонения в его развитии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения. В ходе свободного наблю­дения в зависимости от пожелания исследователя может меняться предмет и объект наблюдения. Оно применяется тогда, когда специальному психологу заранее неизвестны признаки и ход рассматривае­мого явления, качества личности аномального ребен­ка. Стандартизированное наблюдение имеет четкий план, программу проведения и строго следует им не­зависимо от того, что происходит с аномальным ре­бенком. Включенное наблюдение предполагает участие самого психолога в процессе. Например, он может вступить в общение с аномальным ребенком или при­нять участие в игре, организованной детьми с отклонением в развитии. Стороннее наблюдение не пред­полагает личностного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

2. Беседа как метод психологического исследо­вания применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая оп­ределенные вопросы, анализируя полученные отве­ты и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окру­жающем мире, самом себе, о его отношении к опре­деленным понятиям,явлениям.

3. Тестирование является удобным методом пси­хологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в лроцессе обследования, можно по­лучить точную количественную или качественную ха­рактеристику интеллектуального, речевого и физиче­ского развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а так­же своеобразие их последующей интерпретации. Кро­ме того, тестирование дает возможность давать диф­ференцированные и сопоставимые оценки уровня сформированности различных сторон личности ано­мального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следую­щие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

4. Эксперимент как метод психического исследо­вания аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целена­правленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой так или иначе проявляется ис­следуемое свойство личности или мышления ано­мального ребенка.

**
8.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ В РОССИИ

Специальная психология как ветвь психологиче­ской науки начала развиваться в России в 20-е гг. XX в. До этого исследованием психики аномальных детей занималась медицина. В 1935 г. в России была соз­дана первая в мире экспериментальная психологи­ческая лаборатория по изучению психики аномаль­ных детей. Ее возглавил известный отечественный дефектолог
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации