Реферат - Предпринимательство в Беларуси - файл n1.doc

Реферат - Предпринимательство в Беларуси
скачать (184 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc184kb.12.09.2012 08:04скачать

n1.doc

Введение
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной

экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило

широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм

организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы

предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством

осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в

частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства

составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя

является управление предприятием, которое включает в себя рациональное

использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и

хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей

деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только

деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном

хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие

предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий

составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой

являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая

свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для

предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность

заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам

и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской

деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом

предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных

результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием

предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике

предпринимательского типа. Создание условий для развития

предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных

изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков

и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное

значение.


ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛАРУСИ
Что касается предпринимательства, то история его становления в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц - частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

В 1993 г. принимаются законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности», «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. - новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики Бруцкая Ж.Е. Экономическое развитие Республики Беларусь.

По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывается более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.

В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. Наблюдается тенденция ухода предпринимателей в неофициальный сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:

• усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;

• отсутствие стартового капитала;

• установленный уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательство собственных оборотных средств;

• административные барьеры - действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия разного рода нормативных и распорядительных документов, которые противоречат законодательству РБ и общегосударственным нормативным актам.

В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание:

приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной

поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и

фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон,

научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных

предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с

действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается,

следовательно, поиск действенных и эффективных организационных

экономических инструментов государственной политики поддержки малого

бизнеса по-прежнему актуален.

Ведение бизнеса малых и средних предприятий в Беларуси: проблемы, барьеры и способы их преодоления


По мере развития рыночных отношений в Беларуси, с одной стороны, и углубления внешних шоков, с другой, значение малых и средних предприятий (МСП) или частного бизнеса будет возрастать. Это связано с их естественной ролью в переходной экономике, направленной на сглаживание негативов структурной перестройки, перераспределение трудовых потоков, повышение эффективности использования ограниченных ресурсов, создание широкой прослойки среднего класса.

Роль, которую МСП играют в том или ином обществе, напрямую зависит от состояния делового (предпринимательского) климата в стране. Защита прав инвесторов и собственников, макроэкономическая стабильность, легкость ведения бизнеса и возможность отстоять свою правоту в суде определяют динамику развития МСП. В странах, где заниматься бизнесом легко и безопасно, где высок уровень экономической свободы, МСП динамично развиваются, становясь партнерами крупных предприятий и корпораций и увеличивая общее благосостояние общества .

В странах, где занятие бизнесом опасно и дорого, МСП представляют собой небольшую прослойку, занимая узкие ниши, неинтересные или недоступные госпредприятиям. Сложность и противоречивость законодательства, накладываясь на жесткость наказания, создает прочную основу для коррупции. В этих странах уровень жизни ниже, чем в экономически свободных странах; высокие явные и неявные издержки по созданию МСП и ведению бизнеса способствуют попаданию страны в своего рода «ловушку бедности», когда именно бедные страдают от блокирования рыночных механизмов больше? чем богатые, поскольку не имеют достаточных накоплений для начала бизнеса, переезда в экономически развитые районы, и т.д.

В тоже время, несмотря на официальные заявления о необходимости улучшения делового климата и снижения налоговой нагрузки, малый и средних бизнес (МСБ) в стране по-прежнему рассматривается с фискальных и прогосударственных позиций как полностью подконтрольный и уязвимый сектор, который должен быть полностью подконтролен и приносить государству прибыль.

Однако в настоящее время, принимая во внимание параметры делового климата в стране, МСП не выполняют ту роль в экономике, которую могли и должны выполнять. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка изымает практически все свободные средства предпринимателей, оставляя минимум средств на развитие (инвестиционное и инновационное). Не способствует росту предпринимательской активности и частного сектора сложность и дороговизна получения заемных средств.

В результате, согласно официальным статистическим данным, в секторе МСП уровень зарплаты, рентабельности, инвестиционной и экспортной активности ниже, чем в среднем по экономике, а доля самого сектора в ВВП на протяжении последних десяти лет не превышает 8%. С другой стороны, специфическая регуляторная среда вынуждает многие предприятия уходить в нелегальные или полулегальные схемы, занижать выручку и прибыль, использовать коррупционные механизмы решения сложных вопросов. Непредсказуемость и боязнь завтрашнего дня (в виде проверок и штрафов), неверие в справедливость судебной системы вынуждает многих из них жить «одним днем» и использовать различные деструктивные и пассивные стратегии ведения бизнеса.
Внешние факторы, влияющие на развитие бизнеса в Беларуси

Благоприятные внешние факторы

Многочисленные эмпирические исследования развития МСП в Беларуси показывают улучшение экономического положения МСП и достаточно оптимистические настроения по поводу будущего . Так, согласно данным последнего исследования Исследовательского центра ИПМ, проведенного летом 2007г., около половины респондентов заявили о хорошем экономическом положении своих предприятий, 40% – о том, что оно не плохое и не хорошее. При этом субъективное ощущение «скорее хорошего» и «очень хорошего» положения в большей степени характерно для МСП-старожилов (54%), чем для МСП-новичков (46%); а также для МСП Минской и Брестской областей. В отраслевом разрезе можно отметить предприятия строительного комплекса (50% ответов), а также оказывающих различные небытовые услуги (консалтинговые, юридические) – 52%. При этом в наибольшей степени разница в экономическом положении определяется количеством занятых на МСП: крупные предприятия значительно чаще чувствуют себя «хорошо и очень хорошо».

Кроме того, более половины от всех опрошенных заявили о том, что экономическое положение их предприятия за последние два года улучшилось. Более всего позитивных изменений произошло у крупных предприятий (82% ответов у МСП с количество занятых свыше 200 чел. против 49% с числом занятых до 10 чел. Также большинство МСП (66%) очень оптимистично смотрит в будущее. Так, незначительное или значительное ухудшение прогнозирует только 14% респондентов, отсутствие изменений – 19%, в то время как все остальные МСП планируют улучшение своего экономического положения. При этом, высокий оптимизм характерен как для больших, так и маленьких МСП, как старых, так и молодых, как столичных, так и провинциальных; для всех отраслей.

Среди внешних факторов, помогающих МСП вести бизнес, респонденты отметили рост платежеспособного спроса и наличие неудовлетворенного спроса на рынке, что, в принципе, является обратной стороной роста спроса (табл. 1). Экономический рост, обусловленный ростом экспорта (в первую очередь, сырьевого – калийных удобрений, нефтепродуктов), позволяет увеличивать инвестиционную и потребительскую активность и населению, и предприятиям. Часть этого растущего денежного потока получает и сектор МСП, наращивая собственные продажи. Именно растущий платежеспособный спрос позволяет сглаживать издержки регуляторной среды страны и развивать бизнес. Третьим по значимости фактором является отсутствие высокой конкуренции. По пятибалльной системе эти факторы были оценены в 3 и выше балла. В тоже время и высокая конкуренция, которая вынуждает предприятия двигаться вперед, изменять стратегии и развивать бизнес получила высокие оценки у 30% МСП.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какие внешние (не зависящие от предприятия) факторы помогают Вам в ведении бизнеса?, %

 

«1» – это не имеет значения, «5» – это очень помогает)

среднее значение

1

2

3

4

5

Рост платежеспособного спроса

5.4

5.4

20.9

28.1

40.2

3.92

Наличие неудовлетворенного спроса на рынке

9.6

9.0

27.9

27.9

25.6

3.51

Слабая конкуренция или ее отсутствие

16.5

11.9

29.8

24.6

17.3

3.14

Высокая конкуренция на рынке

17.1

18.8

35.5

20.0

8.6

2.84

Высокие входные барьеры на рынке для новых игроков

23.5

15.0

31.0

19.5

11.1

2.80

Протекционистская политика государства (защита от конкуренции со стороны иностранных фирм и товаров)

28.2

15.9

31.3

14.9

9.7

2.62

Источник: расчеты экспертов ИПМ

Следует отметить, что рост платежеспособного спроса, отсутствие конкуренции и протекционизм имеют большее значение для крупных и долгое время находящихся на рынке МСП. В тоже время, фирмы-новички выше оценивают проблему высоких входных барьеров, что показывает, что фирмы-старожилы научились «решать» эти проблемы. В отраслевом разрезе рост платежеспособного спроса имеет наибольшее значение для МСП туризма (4.4), торговли и общественного питания (4.1).

Внешние факторы, затрудняющие деятельность МСП

Внешние факторы, затрудняющие деятельность МСП, многочисленны и разнообразны. Практически все, предложенные респондентам для ранжирования проблемы, получили три и выше балла по пятибалльной шкале. Наиболее высокие оценки получили такие традиционные для белорусского бизнеса проблемы как налоговая система, административные барьеры, проверки и штрафы (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Какие внешние (не зависящие от предприятия) факторы мешают Вам в успешном ведении бизнеса?», %

 

«1» – это не имеет значения, «5» – это очень мешает.

среднее значение

1

2

3

4

5

Налоговая система (высокое налоговое бремя, сложная система налогов и других обязательных платежей

4.2

7.0

18.7

26.2

43.9

4.0

Бюрократические барьеры и ограничения (регистрация, разрешения, лицензии, отчётность, большой документооборот и т.п.)

4.6

6.8

20.2

27.1

41.3

3.9

Проверки и штрафы

7.3

8.9

20.5

27.4

35.8

3.8

Недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса

8.8

10.4

26.0

25.6

29.2

3.6

Слишком сильная конкуренция на рынке

8.3

11.5

27.3

29.0

24.0

3.5

Административное давление (т.е. не предусмотренное действующим законодательством вмешательство центральных и местных органов власти)

10.5

11.6

27.5

26.5

23.9

3.4

Сложность процедур получения кредитов

14.0

9.3

25.0

26.4

25.2

3.4

Отсутствие поддержки со стороны государства

13.1

13.5

27.6

24.3

21.5

3.3

Неравные условия по сравнению с госсектором

12.8

12.6

27.7

23.3

23.6

3.3

Неразвитость белорусского рынка

16.9

11.3

24.6

23.0

24.2

3.3

Нет привлекательного предложения заемных средств со стороны банков и других финансовых организаций

14.8

10.8

31.5

23.3

19.6

3.2

Административное регулирование оплаты труда

11.9

15.1

30.3

24.1

18.6

3.2

Высокие требования по зарплате на рынке труда

13.8

16.3

35.8

22.7

11.4

3.0

Низкий спрос

14.3

18.1

32.0

23.2

12.4

3.0

Административное регулирование занятости

18.1

17.0

32.1

19.6

13.2

2.9

Низкое качество подготовки специалистов в вузах и других учебных заведениях

21.6

21.2

31.8

15.4

10.0

2.7

Экономическая политика других стран (например, защита своего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей)

36.5

15.0

30.0

12.4

6.1

2.4

Источник: Исследовательский центр ИПМ

Все МСП страдают от высоких налогов и административных барьеров, проверок, штрафов и тотального регулирования. Однако расчеты показывают, что административные барьеры, проверки и штрафы, а также регулирование оплаты труда является большей проблемой для МСП строительства. Для МСП сектора транспорта и связи налоговая система была оценена несколько выше, чем в среднем по выборке. Неразвитость белорусского рынка как барьер в отраслевом разрезе более высоко (по сравнению со средними оценками) отмечают предприятия сферы небытовых услуг (юридические, консалтинговые, компьютерные, туристические услуги).

В целом, внешние барьеры представляют большую проблему для малых (до 10 чел.) и для молодых, чем для крупных и более старых МСП (свыше 50 чел.).

Реакция МСП на специфику предпринимательского климата Беларуси

Использование нелегальных схем

Сложность и непредсказуемость регуляторной среды приводит к тому, что часть МСП начинает реализовывать деструктивные стратегии ведения бизнеса и использовать различные коррупционные схемы. Так, по данным исследования, треть МСП отметила, что значительная доля оборота в Беларуси проходит без отражения в документах бухгалтерского учета (в 2005 г. таких ответов было 20%). По мнению респондентов более всего этим злоупотребляют МСП г. Минска (36%) и Могилевской области (45%). В отраслевом разрезе использование теневого оборота как способ «ухода» от регуляторной и фискальной нагрузки чаще всего отметили МСП, оказывающие юридические, консалтинговые, аудиторские услуги (70% респондентов, занятых в этих сферах), туризма (43%), образования (50%). В этих сферах «спрятать» часть оборота и выручки относительно легче, чем в сфере строительства или производства. Очевидно, что усиление регулирования будет вызывать ответную реакцию в виде еще большего «увода части оборота в тень».

Еще одним способом ведения бизнеса является дача взяток представителям органов власти. В целом, 45% респондентов отметили, что руководители МСП довольно часто или очень часто вынуждены давать взятки. Еще 40% иногда использует такой механизм решения спорных вопросов. Следует отметить, что частота дачи взяток представителям органов власти не снижается на протяжении ряда лет . Более того, по мнению авторитетной международной организации Transparency International, уровень коррупционности белорусской экономики за последние несколько лет значительно вырос . Более крупные фирмы дают взятки несколько чаще, чем мелкие. В областном разрезе можно выделить опять же Минск (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, как часто руководители частных предприятий вынуждены давать взятки (в любой форме) представителям органов власти?» в зависимости от региона регистрации МСП, %

 

Минск

Минская область

Брестская область

Витебская область

Гомельская область

Гродненская область

Такого явления нет

11.1

33.3

7.0

17.2

14.0

12.5

Редко

37.9

26.2

46.5

48.3

38.0

40.0

Довольно часто

39.6

35.7

34.9

31.0

48.0

37.5

Очень часто

11.5

4.8

11.6

3.4

 

10.0

Итого

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

Источник: Исследовательский центр ИПМ

Еще одним нелегальным способом ведения бизнеса является получение «откатов» (неформальное вознаграждение за получение выгодных заказов). Около половины МСП считают, что это явление встречается в Беларуси довольно часто и очень часто. Более всего это явление встречается в секторе нематериальных услуг. Так, 80% МСП в сфере юридических услуг, 56% компьютерных и 75% МСП в сфере образования отметили довольно распространенное использование откатов.

В целом, следует отметить, что чуть более часто, чем в среднем по выборке, использование противозаконных схем отметили МСП с числом занятых от 51 до 100 чел. Возможно, что до определенных размеров (когда МСП небольшое) использование нелегальных схем не совсем оправданно экономически и затруднено технически. Более крупные предприятия (от 100 чел.), с одной стороны, чаще попадают в сферу контроля госорганов, а с другой, по мере роста продаж и самой фирмы, МСП становятся заинтересованными в «обелении» и законопослушании. Эта же мотивация была отмечена и участниками фокус-групп. Руководители крупных амбициозных МСП отмечали выполнение всех норм законодательства и отказ от любых нелегальных схем (например, отказ от выдачи зарплаты «в конвертах») как часть своих конкурентных преимуществ и сильных сторон. Естественно, что полностью законопослушное ведение бизнеса требует значительных финансовых и трудовых ресурсов.

Регуляторная среда и МСП: модели адаптации

Существуют различные модели поведения бизнеса перед лицом внешних препятствий. МСП могут жаловаться и судиться, а могут и не делать этого; при этом отказ от борьбы может сопровождаться как пассивными действиями (старательное выполнение всех норм и требований законодательства) и активными (увод деятельности в тень, за границу). Любая из этих групп предприятий одновременно может пытаться «договориться» с представителями органов власти. Кроме того, МСП могут сотрудничать и объединяться друг с другом.

Как было показано выше, регуляторная среда, при всех своих недостатках, позволяет заниматься бизнесом. Предприниматели научились выполнять требования законодательства, это приспособление является частью издержек бизнеса (в виде высоких затрат на бухгалтеров, юристов, аудиторов и пр.). Однако высокая регуляторная нагрузка ведет к значительным потерям сил и времени предпринимателей, затрудняет развитие бизнеса, приводит к значительному повышению издержек, а зачастую и к сворачиванию бизнеса. Все это понижает конкурентоспособность белорусских МСП и приводит к более высокому уровню цен (зачастую при более низком качестве) по сравнению со странами-соседями. Это ухудшает благосостояние населения и показатели экономического развития страны.

В целом, реагируя и адаптируясь к сложной регуляторной среде, МСП может выбрать пять вариантов действий (реакции):

Анализируя действия белорусских МСП можно увидеть, что белорусские МСП выбирают самые разные комбинации действий. Часть из них никогда не спорит и не судится с органами власти; часть – никогда не выполняет все требования законодательства. Сравнение с ответами на аналогичные вопросы прошлого года показывает, что в 2007 г. МСП несколько чаще, чем в 2006 г., выбирали вариант полного подчинения действующим правилам и также оборонительные действия. Это означает, что часть существующих на рынке фирм, с одной стороны, полностью приспособились к действующим «правилам игры», а с другой, – растет число тех МСП, которые находят мужество и знания выигрывать в судах и жалобах на противоправные действия органов госуправления. При этом по-прежнему значительная группа МСП использовала различные «уклонистские» схемы и игнорировала объединение и коллективную борьбу за свои права.

07 Мая 2008

Закон Республики Беларусь «О малом и среднем предпринимательстве»

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами предпринимательства в форме малого и среднего бизнеса. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основные условия их деятельности, виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства действуют все другие законодательные акты в той степени, в которой они не нарушают положений данного закона.
Права и обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе:

1) осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, если иное не установлено законами Республики Беларусь;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда в соответствии с законами Республики Беларусь, гарантирующими права наемных работников;

3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами Республики Беларусь;

4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных антимонопольным законодательством  Республики Беларусь;

5) предоставлять средства (займы) субъектам  предпринимательства на возмездной основе;

6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;

7) учреждать объединения субъектов малого и среднего бизнеса;

8) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов  предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

9) обращаться в государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов предпринимательства;

10) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов;

11) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты малого и среднего предпринимательства.

12) требовать от республиканских органов государственного управления, а также органов местного управления и самоуправления возмещения ущерба (включая упущенную выгоду), нанесенную действиями или бездействием указанных органов.

2. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Беларусь, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц;

2) обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям законодательства Республики Беларусь;

3) получать лицензии на осуществление видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, в соответствии с законом Республики Беларусь о лицензировании;

4) осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в соответствии с законами Республики Беларусь.

5) уплачивать налоги и сборы, установленные законодательством Республики Беларусь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Статья 5. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства.

1. Республиканские органы государственного управления, а также органы местного управления и самоуправления через экспертные советы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего бизнеса, в аккредитованные объединения субъектов предпринимательства для получения экспертного заключения.

2. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в обязательном порядке должна содержать результаты расчетов, подтверждающие снижение и (или) увеличение затрат субъектов предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

3. Экспертные заключения представляют собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов предпринимательства, носят рекомендательный характер и являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до их принятия государственным органом.

4. Государственный орган при согласии с экспертным заключением вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и дополнения.

В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган направляет в объединение субъектов частного предпринимательства ответ с обоснованием причин несогласия с экспертным заключением.

5. Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы малого и среднего предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с требованиями, устанавливаемыми данным нормативным актом.

Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам предпринимательства.

6. Процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательным условием принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

7. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях, до их рассмотрения в соответствующем органе или на заседании экспертного совета.

Статья 6.  Принципы государственной поддержки малого предпринимательства.

Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются

• приоритет развития малого предпринимательства в Республике Беларусь;

• комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;

• доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;

• международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства.

Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Брестская модель

В Брестской области сейчас наблюдается сокращение численности предприятий малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания. Однако делать вывод об откате "нэпа" как минимум преждевременно. Кто сегодня бывал в Бресте, тот увидел, как преобразился город за последние годы. Новой его чертой как раз и стало обилие частных заведений в сфере торговли и сервиса. Сказать, что потолок возможностей достигнут, конечно, нельзя: при росте покупательной способности и дальнейшее развитие возможно.

Частный интерес по природе своей энергичен и инициативен: он, как вода, которая всегда найдет, где просочиться. Поэтому, наверное, на Брестчине сегодня в сфере промышленности, строительства и транспорта негосударственные предприятия составляют почти половину от общего числа. Замедления темпов этого роста пока не наблюдается.


Брестский облисполком с недавних пор взял за правило принимать решения, регулирующие деятельность МСБ. После консультаций с местным предпринимательским союзом <Содействие> был вынесен результат: на протяжении последних лет доля поступлений в областной бюджет от субъектов малого предпринимательства составляет 15 - 16%, а число граждан, занятых в предпринимательстве, достигло 54 тыс. человек. В прошлом году 85 субъектов малого бизнеса получили финансовую поддержку на сумму 1006,6 млн. руб. и 20 тыс. долларов США. Источниками средств, направленных в сектор МП, стали областная служба занятости, ОАО <Белинвестбанк>, областной бюджет, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, городские и районные бюджеты. Косвенные меры поддержки предпринимательства в Брестской области позволили создать за прошлый год 3302 рабочих места.


Итоги проверок налоговой службы свидетельствуют, что штрафные санкции в отношении предпринимателей чаще всего применяются из-за незнания изменений, вносимых в законодательство о налогообложении. <Чтобы перейти к эффективной экономике, предпринимателей необходимо вооружить знаниями, - убежден Владимир Мазалов, председатель ОО <Брестский союз предпринимателей <Содействие>. - Курс на расширение экономической свободы для предпринимательства может оказаться неэффективным, если ограничится лишь облегчением регистрации предприятий, уменьшением лицензируемых видов деятельности, упорядочением контроля>.


Расставив приоритеты, союз предпринимателей <Содействие> сформулировал основные принципы упрощения процедур, сопровождающих ведение бизнеса. А также предложил:


в рамках унификации законодательства Союзного государства Беларуси и России установить единый налог с субъектов малого предпринимательства, аккумулирующий в себе все другие налоги и сборы, или налог с оборота;


освободить от уплаты налога на срок 1-2 года вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования, ведущие производственную деятельность;


снизить расходы на проведение сертификации и гигиенической регистрации. Небольшая иллюстрация к сказанному: сегодня для получения одного удостоверения о государственной гигиенической регистрации необходимо выложить 2 МЗП, а таких удостоверений каждому предпринимателю нужно от 30 до 50 и более. Получается, фактически, <тройное> налогообложение - плата в городской центр гигиены,  в областной центр гигиены, в республиканский бюджет.


Неудивительно, что <голубая мечта> белорусского предпринимателя: доходчиво разъяснить чиновникам - любой бизнес является рискованным способом приумножения собственности, и потому ему необходимы максимальные гарантии правовой защиты имущества от неправомерных посягательств кого бы то ни было. И главная из них в том, чтобы ответственность стала соразмерной совершенным правонарушениям. Если этот принцип останется <непроходным> в нашем правовом поле, а процедуры регистрации, ликвидации, сертификации - дорогостоящими и хлопотными, то трудно ожидать, что малый бизнес сыграет в белорусской экономике ту роль, что сыграл, например, в Польше и Прибалтике. Скорее всего, предприимчивая часть населения постарается найти себе применение в странах-соседях - невесело прогнозирует председатель союза предпринимателей <Содействие>.

Заключение
Малое и среднее предпринимательство в Беларуси в настоящее время имеет много особенностей и острые проблемы.

Необходимо отметить, что малый и средней бизнес в Беларуси уже имеет довольно

широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что

она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает

абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый и средней бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как

с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная

позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых и средних фирм, в первую очередь, определяются их размером.

Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и

исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля

оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого

бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая,

характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в

ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая

раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как

личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна

в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более

рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом и среднем бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь

при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое,

из которого нельзя исключать отдельные части.

На данном этапе развития малого и среднего бизнеса в качестве

основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю

Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-

посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей

экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность

и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное

отношение к малому предпринимательству государства и общества, также

является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение

меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый и средний бизнес

оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему

финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как

следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого и среднего бизнеса и государства, можно

заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не

хочет услышать малый и средний бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый и средний бизнес в Беларуси – уже

реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой

сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.







Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации