Алгоритмы манипуляций по уходу за новорожденным - файл n1.docx

приобрести
Алгоритмы манипуляций по уходу за новорожденным
скачать (38.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx39kb.10.09.2012 16:04скачать

n1.docx

1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА

6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ (схема)

12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ (содержание)

13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)

14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС. (образец)

1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,


1. Оснащение манипуляции:

Линейка или сантиметровая лента, 3% хлорамин, ручка, история развития (ф.112), перчатки
2. Подготовка к манипуляции:


3. Выполнение манипуляции:


4. Завершение манипуляции:



2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК
НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ



1. Оснащение манипуляции:

Стерильное вазелиновое масло, стерильные марлевые салфетки, стерильный лоток, стерильная пелёнка, стерильные перчатки, лоток для отработанного материала, ёмкость с дезсредством для перчаток.
2. Подготовка к манипуляции:


3. Выполнение манипуляции:


4. Завершение манипуляции:


3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
1. Оснащение манипуляции:

Стерильные палочки с ватой, 1% спиртовой раствор бриллиантового зелёного, 3% раствор перекиси водорода; ёмкость для отработанного материала
2. Подготовка к манипуляции:



3. Выполнение манипуляции:



4. Завершение манипуляции:



4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

1. Оснащение манипуляции:

1. Тонкая и теплая распашонки,

2. Фланелевая и тонкая пеленки,

3. Подгузники,

4. Ёмкость с 3% раствором хлорамина

5. Ветошь.

6. Стерильные перчатки

2. Подготовка к манипуляции:


1. Провести гигиеническую обработку рук,

надеть перчатки

2. Объяснить ход манипуляции маме, получить согласие

3. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

дважды с интервалом 15 мин.

4. Уложить пеленки послойно

(снизу вверх, фланелевая пеленка, тонкая пеленка,

подгузник)

5. Приготовить распашонки швами наружу

3. Выполнение манипуляции:

1. Пациента положить на пеленальный стол

2. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад

и теплую разрезом впереди

3. Между ножек пациента прокладывают подгузник

4. Завернуть пациента в тонкую пеленку без ручек

- расположить ребенка на тонкой пеленке так чтобы

верхний ее край был на уровне "подмышек",

- один край пеленки провести между ножками

- другим краем – обернуть малыша

- подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство-

для свободного движения ножек и

обернуть им туловище пациента

- зафиксировать пеленку расположив "замочек пеленки"

впереди

5. Запеленать пациента в теплую пеленку с ручками при

необходимости:

- расположить ребенка на фланелевой пеленке, чтобы

ее верхний край располагался на уровне шеи

- одним краем пеленки зафиксировать плечо

соответствующей стороны, переднюю часть туловища и

подмышечной области другой стороны

- другим краем пеленки накрыть и зафиксировать

2-е плечо

-нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство

для движения ножек

- зафиксировать пеленки на уровне середины плеч,

"замочек" расположить спереди

6. Уложить ребёнка в кроватку

7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

4.Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки

2. Вымыть и осушить руки
5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА
1. Оснащение манипуляции:

1. Ростомер (горизонтальный, вертикальный)

2. Ёмкость с 3% раствором хлорамина,

3. Салфетка,

4. Пелёнка,

5. Ручка,

6. История развития ребенка (ф.112)

2.Подготовка к манипуляции:


1. Объяснить маме или ребёнку ход манипуляции,

получить согласие

2. Провести санитарную обработку рук

3.Протереть ростомер 3% раствором хлорамина двукратно с

интервалом в 15 минут

4. У детей 1 года рост измеряется горизонтальным ростомером,
3. Выполнение манипуляции:

1. Горизонтальный ростомер покрыть чистой пеленкой так,


чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению

подвижной планки

2. Положить ребенка на ростомер головой к неподвижной

планке

3. Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени

4. Подвинуть подвижную планку ростомера к подошвам

малыша

5. По шкале ростомера определить длину тела ребенка


4.Завершение манипуляции:

1. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

2. Вымыть и осушить руки

3. Полученные данные записать в ф.112, сообщить о них

родителям или ребёнку.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ РОСТА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦ

1 месяц 3 см.

2 месяца 3 см.

3 месяца 2,5 см.

4 месяца 2,5 см.

5 месяцев 2 см.

6 месяцев 2 см.

7 месяцев 2 см.

8 месяцев 2 см.

9 месяцев 1,5 см.

10 месяцев 1,5 см.

11 месяцев 1,5 см.

12 месяцев 1,5 см.
6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ


1. Оснащение манипуляции:

1. Проточная вода (Температура 37 гр.),

2. Марлевые салфетки,

3. Детское мыло

4. Стерильное растительное масло,

5. Чистое бельё и пелёнки,

6. Стерильные перчатки,

7. Мешок для грязного белья,

8. Ёмкость с дезсредством для перчаток

9. Ёмкость с 3% раствором хлорамина, ветошь

10. Лоток для отработанного материала

2. Подготовка к манипуляции:


  1. Отрегулировать температуру воды в кране

  2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки

  3. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

4. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

дважды с интервалом 15 минут

3. Выполнение манипуляции:

1. Снять с ребенка запачканную одежду, сложить

в мешок для грязного белья

2. Взять ребёнка так, чтобы голова и туловище пациента

находилась на левом предплечье

3. Правой рукой поднять ножки вверх и зафиксировать

левой кистью

4. Подмыть под проточной водой, используя салфетки, при

необходимости детское мыло

(девочек – подмывать, используя движение спереди назад)

5. Уложить ребёнка на пеленальный столик, мягкой пелёнкой

промокательными движениями осушить кожу

6. Вымыть и осушить руки
4.Завершение манипуляции:

1. Смазать паховые ягодичные складки стерильной салфеткой

смоченной растительным маслом

2. Одеть и запеленать пациента

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов

в соответствии с Сан.Пин

4. Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

5. Вымыть и осушить руки
7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

1. Оснащение манипуляции:

Весы чашечные, салфетка, 3% раствор хлорамина, емкость

с дезсредством, лоток для использованного материала

пеленка, история развития ребенка, ручка

2. Подготовка к манипуляции:


1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

2. Провести санитарную обработку рук

3. Протереть весы дезсредством с интервалом в 15 минут

4. Покрыть весы пелёнкой

5. Открыть затвор

6. Уравновесить весы путём вращения противовесов

7. Установить гири на нулевые деления

8. Закрыть затвор

3. Выполнение манипуляции:

5. Снять малыша с весов
4.Завершение манипуляции:

1. Записать показатели массы тела ребенка в историю

развития ребенка

2. Провести дезинфекцию и утилизацию мед. отходов

в соответствии с Сан.Пин

3. Вымыть, осушить руки
ПРИМЕЧАНИЕ:

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
ВОЗРАСТ ЗА МЕСЯЦ
1 месяц 600,0

2 месяца 800,0

3 месяца 800,0

4 месяца 750,0

5 месяцев 700,0

6 месяцев 650,0

7 месяцев 600,0

8 месяцев 550,0

9 месяцев 500,0

10 месяцев 450,0

11 месяцев 400,0

12 месяцев 350,0

8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


1. Оснащение манипуляции:

Детская ванночка для купания, кувшин,

2 кастрюли с кипяченой

холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло,

ветошь, флакон с 5% раствором

перманганата калия, стерильное растительное

масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце,

чистый набор для пеленания

2. Подготовка к манипуляции:


1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком

поставить в устойчивое положение

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз

4.Наполнить ванночку водой температуры 36,5 – 37,0 гр. С

(чтобы не образовывались водяные пары горячую и холодную воду

наливать попеременно),

добавить несколько капель 5% перманганата калия

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания

(Т 36,5 – 37,0 гр. С)

6. Провести санитарную обработку рук
3. Выполнение манипуляции:

1. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой-

ягодицы и бедра медленно опустить вводу ноги и ягодицы

малыша, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды

3. Помыть голову детским мылом

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать

складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между

ягодицами)

5. Перевернуть ребенка кверху спиной

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для

ополаскивания остывает до 34-35 гр. С)

7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
4.Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и

обсушить промокательными движениями

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным

маслом

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку

4. Вымыть, осушить руки

ПРИМЕЧАНИЕ: - Первую гигиеническую ванну проводить на следующий день после

вакцинации БЦЖ;

-Не купать сразу после кормления;

-При купании обеспечить в комнате температуру 22-24о

-Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ


1. Оснащение манипуляции:

Мерная чашка, женское молоко, косынка, маска

2. Подготовка к манипуляции:


1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие

2. Провести санитарную обработку рук

3.Надеть косынку, маску

4.Налить женское молоко в чашку
3. Выполнение манипуляции:

1. Расположить ребенка с возвышенным головным концом,

близко к себе

2. Поднести чашку к губам ребенка

3.Наклонить чашку, чтобы молоко было на краю чашки

4. Коснуться губами, чтобы ребенок "спивал" молоко

5. Лить молоко медленно, порциями

6. Давать ребенку время глотать и возможность отдыхать между

кормлениями

7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
4.Завершение манипуляции:

1. Подержать ребенка в вертикальном положении

2-5 минут

2. Положить ребенка в кроватку на спину, повернув голову на

бок.


10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


1. Оснащение манипуляции:

1.Мыло

2. Полотенце

3. Ёмкость для грязных пелёнок

4. Скамеечка

2. Подготовка к манипуляции:


1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

2. Маме вымыть руки санитарным способом

3. Обмыть грудь тёплой водой и осушить полотенцем

(если мама 2 раза в день принимает гигиенический душ, то

перед кормлением ребёнка грудь можно не мыть)

3. Выполнение манипуляции:

1.Перед кормлением сцедить несколько капель молока

2. Расположить ребёнка на руке (со стороны молочной железы

из которой планируется кормить) следующим образом: голова

ребёнка на локтевом сгибе, ладонь под ягодицами ребёнка.

Голова и туловище ребёнка должны находиться на одной линии.

3. Лицо ребёнка обращено к груди матери, нос напротив соска

4. Туловище ребёнка близко расположить к телу матери

5. Свободной рукой поддерживать грудь следующим образом:

- четыре пальца расположить снизу под грудью параллельно

грудной клетке

- большой палец расположить сбоку в верхней части груди, (не

нужно держать грудь возле соска

6. Коснуться соском губ ребёнка

7. Подождать, чтобы ребёнок широко открыл рот и помочь

ребёнку захватить сосок и околососковый кружок, направив

его нижнюю губу ниже соска)

8. Обратить внимание на признаки правильного прикладывания

ребёнка к груди:

- подбородок касается груди,

- рот широко открыт,

- нижняя губа вывернута наружу,

- околососковый кружок больше захвачен снизу,

- грудь во время кормления округлой формы,

- можно видеть и слышать глотание

9. Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал

грудь (если ребёнок заснул – будить его)

10. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

11. Спросить о самочувствии маму

4. Завершение манипуляции:

1.Отнять

ребёнка от груди, дать коже соска подсохнуть

2. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном

положении 2-3 минуты

3. Уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову

на бок

11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ

ОПРОС

ОСМОТР

СОВЕТЫ

ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ

КОНТРОЛЬ ЗА НПР

ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ПО ВОПРОСАМ УХОДА И ВОСПИТАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ГИГИЕНА ЖИЛИЩА

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

1

2

3

РЕЖИМ

ПИТАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙЙ

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ 2-3 ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

4

5

6

7

8

9

10

11

12

СОСТОЯНИЕ, САМОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОБЫ

КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ, ПУПОЧНАЯ ОБЛАСТЬ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

13

14

15

СОН

АППЕТИТ

БОДРСТВОВАНИЕ

16

17

18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НПР

19




РЕЖИМ

ПИТАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯН.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ 2-3 ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

20

21

22

23

24

25

26

БЕСЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ И ЭПИДОБСТАНОВКОЙ

12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ


Фельдшер должен знать:

  1. Первый дородовый патронаж должен быть проведен не позднее 7 дней с момента взятия на учет беременной женщины. Второй дородовый патронаж проводится к беременной при сроке 32-34 недели. Третий дородовый патронаж – к женщинам высокой группы риска в 38-39 недель. Социально-медицинский патронаж проводится к беременным женщинам высокого социального риска. Еженедельно фельдшер должен сообщать в ЦРБ о результатах дородовых патронажей.

  2. Перинатальные факторы риска для плода:

    • Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез,

    • Экстрагенитальная патология беременных,

    • Осложнения в состоянии внутриутробного развития плода,

    • Патология в родах,

    • Социально- биологические факторы риска.

С учетом этих факторов риска выработана система формирования групп риска беременных женщин по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Выделены три группы риска:

К высокой степени риска относят женщин с суммарной оценкой вредных факторов в 10 баллов и выше, к средней – 8-9 баллов, низкой – до 4-х баллов.

  1. Группы риска беременных:

  1. – риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений здоровья в период адаптации,

  2. – риск патологии ЦНС

  3. - риск возникновения рахита, анемии, дистрофии,

  4. – риск гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,

  5. – риск врожденных пороков развития органов и систем,

  6. – риск аллергических заболеваний,

  7. – дети из неблагополучных микросоциальных условий.

  1. Дородовую диагностику врожденной и наследственной патологии:

  1. Профилактические дородовые мероприятия при обнаружении у беременной риска для плода.

  2. Гигиенические основы питания и режима беременных женщин.

  3. Основы деонтологии (особое внимание юным беременным; первородящим 30 лет и старше; женщинам, не состоящим в браке; женщинам – многодетным матерям).

Фельдшер должен уметь:



13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)
18/ 01 Жалоб нет.

Ребенок находится на грудном вскармливании. Режим

кормлений свободный – 6 раз в день. Ночью просыпается 1-2 раза,

мама прикладывает к груди. Грудь сосет активно, не срыгивает.

Лактация достаточная, режим дня и

питания мама соблюдает, есть возможность дополнительного

отдыха, в уходе за ребенком помогает бабушка.
Если ребенок на искусственном вскармливании:

Ребенок находится на искусственном вскармливании, получает

адаптированную смесь «НАН» по 150 мл 6 раз в день, активно сосет

из бутылочки, мама готовит смесь непосредственно перед

употреблением, бутылочки и соски кипятятся.
Прогулки с ребенком ежедневные 2 раза в день по 1 часу,

дополнительный сон на закрытом балконе 1-1,5 часа. Мама 2 раза в

день проводит комплекс массажа и гимнастики (№2).

Гигиенические требования по уходу за ребенком мама выполняет

(купание ежедневное, проводит утренний туалет, профилактику

опрелостей, белье ребенка стирает детским мылом, проглаживает.)

Материально-бытовые условия удовлетворительные.

Состояние ребенка удовлетворительное. Бодрствование активное. Сон

Спокойный.

Кожные покровы обычной окраски, чистые, тургор тканей хороший.

Подкожно-жировой слой на животе 1,5 см. Б.р. 2Ч 2см, края плотные.

Стул ежедневный 2-3 раза в день в виде желтой кашицы,

мочеиспускание 20-25 раз в сутки.

НПР: Азудерживает взгляд на неподвижном предмете.

Ас – поворачивает голову в сторону источника звука.

До – в положении лежа на животе, поднимает голову, опираясь на

предплечья, хорошо держит голову в вертикальном положении

Др. – случайно наталкивается на игрушки, подвешенные пред грудью

Э – при общении с ребенком – комплекс оживления.
Рекомендации:

  1. Продолжить грудное вскармливание

  2. прогулки на свежем воздухе

  3. комплекс массажа и гимнастики №2

  4. режим дня



14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС.
12/03
Жалобы мамы на покраснение щек и ягодиц у ребенка.

Ребенок находится на грудном вскармливании, получает 1-й прикорм – картофельное пюре 200г со сливочным маслом 5 г, сок яблочный по 4 ч.л. – 3 раза в день. Сегодня у ребенка появилось покраснение щек, что мама связывает с погрешностями ее в питании (вчера она ела апельсины- 3 шт.)

Состояние ребенка удовлетворительное. Активен, сон спокойный. На коже щек, ягодиц – гиперемия., подкожно-жировой слой равномерный, 2см. Б.р. 1,5 Ч 1,5 см, края плотные. Стул 1 раз в день, оформлен, мочеиспускания – 15-16 раз в сутки.

Материально – бытовые условия хорошие, в квартире есть кошка, собака, попугай. Прогулки с ребенком 2 раза в день по 2 часа, мама делает комплекс массажа и гимнастики. Гигиенические требования по уходу за ребенком мама старается соблюдать, белье стирает обычным порошком.
DS: Экссудативно-катаральный диатез.

Рекомендации:

  1. Гипоаллергенная диета для мамы, грудное питание + прикорм, яблочный сок (из зеленых яблок)

  2. Гипоаллергенный быт

  3. Ведение пищевого дневника


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации