Реферат - Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу - файл n1.doc

Реферат - Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
скачать (102 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc102kb.10.09.2012 15:30скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

План:


Введение

  1. Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников

    1. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих

веществ, за размещение отходов

      1. Удельный экономический ущерб

      2. Коэффициент индексации платы

      3. Виды базовых нормативов платы

      4. Определение базовых нормативов платы

    1. Источники платежей за загрязнение окружающей природной среды

  1. Пути совершенствования системы платежей за выбросы загрязняющих веществ

  2. Платежи за загрязнение окружающей среды и экономическое регулирование природопользования на территории Московской области

Заключение

Библиография

Платежи за загрязнение: механизм, практика применения

и ее перспективы

Введение

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т.п.

1. Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников

Платежи за загрязнение представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории Российской Федерации. Эти платежи возмещают затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения и поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

    1. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы

загрязняющих веществ, за размещение отходов

В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывает 217 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты – 198 ингредиентов загрязнения. Однако, как показывает мировой опыт и отечественная практика установление платы по такому чрезмерно детальному охвату ингредиентов не вполне оправдано. Тем более, что отсутствуют достаточно эффективные методы и надежные средства контроля отдельных ингредиентов выбросов. Поэтому, целесообразно ограничить количество ингредиентов выбросов загрязняющих веществ, по которым устанавливается плата, до 20-30. Среди ингредиентов, которые являются наиболее существенными по объему выбросов в атмосферу, можно рассматривать твердые частицы пыли, NOx, SO2, CO(CO2) и некоторые другие. С другой стороны, имеются такие ингредиенты загрязнения, например, ртуть, тяжелые металлы и др., разрешение на выброс которых из-за их высокой токсичности не должно выдаваться, как это практикуется за рубежом.

Для определения величины платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду в 1993 г. были установлены «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов». В связи с инфляцией и ростом цен эти нормативы были пересмотрены в сторону многократного увеличения.

1.1.1. Удельный экономический ущерб

При расчете базовых нормативов (в ценах 1990 г.) был определен удельный экономический ущерб:

1.1.2. Коэффициент индексации платы

Коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов в связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и природоохранные мероприятия Госкомэкологией России по согласованию с Минфином России и Минэкономикой России пересматривается и вводится ежегодно с 1 января на территории всей РФ. Правительства субъектов Федерации этот коэффициент индексации своими постановлениями вводят на своих территориях. Он может быть меньше, но не более нормативного коэффициента установленного Госкомэкологией России на текущий год.

С 1 января 1993 г. коэффициент индексации был установлен в размере, превышающем нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов не более чем в 25 раз, затем ежегодно он уве6личивался и в 1997 г. составил 42, в 1998 г. был сохранен – 42, а на 1999 г. установлен – 68.

1.1.3. Виды базовых нормативов платы

Базовые нормативы включают:

Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

Из-за отсутствия действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» лимиты размещения отходов устанавливают объемы их складирования, места размещения, предельные размеры выделяемой площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

1.1.4. Определение базовых нормативов платы

Базовые нормативы платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ определяются умножением удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются умножением удельных затрат за размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Показатели относительной опасности веществ Аi рассчитываются на основе нормативных документов «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения»:

Аi = 1/ПДКi

Где ПДКi – предельно допустимая концентрация; для атмосферного воздуха принимается среднесуточная (ПДКсс), а для водных объектов – предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяыйственных водоемов (ПДКрх); i – вид загрязняющего вредного вещества.

Если нельзя определить ПДКсс, то применяют предельно допустимую максимально разовую концентрацию (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр принимают ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).


Если неизвестен показатель ПДКрх, то используют предельно допустимые концентрации веществ в воде водных объектов хозяйственно–питьевого и культурно–бытового водопользования или ОБУВ.

К базовым нормативам платы за предельно допустимые поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду установлен коэффициент индексации платы, равный 5, т.е. плата за выбросы, превышающие допустимые берется в пятикратном размере.


    1. Источники платежей за загрязнение окружающей

природной среды

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды.

  1. Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг).

  2. Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, на которых они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно–хозяйственной деятельности на территории РФ (далее природопользователи).

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиняемого загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», а также другим законодательством РФ.

Когда подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения, и используются на природоохранные цели. В случае необходимости размер платежей корректируется в сторону снижения с учетом экологических условий и экономических возможностей предприятий, а также освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление их в счет платежей.

С учетом накопленного опыта взимания платежей, Правительством РФ издано постановление от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия». Согласно данного порядка общая методология определения платежей осталась прежней, но были внесены некоторые изменения в порядок их определения и взимания.

При аварийном загрязнении природной среды устанавливаются штрафы (до десятикратного размера тарифа) к нормативам платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.
2. Пути совершенствования системы платежей за выбросы

загрязняющих веществ

Существующая система платежей за загрязнение окружающей природной среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них – низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям стало гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 годом произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции.

При дальнейшем совершенствовании платного природопользования платежи за загрязнение окружающей среды должны рассматриваться как важнейший элемент общей системы хозяйственного механизма экологически безопасного и устойчивого развития экономики. При этом необходимо исходить из того, что платежи за загрязнение природной среды являются важнейшими элементами общей системы регулирования состояния окружающей среды. В этой системе они должны иметь строго целевое назначение, тесно быть увязаны с экологическими ограничениями на хозяйственную деятельность, экологическими сертификатами, стандартами на предельный выброс (сброс) загрязняющих веществ, а также с возможностями нашего общества по выделению необходимых материальных и финансовых средств на защиту окружающей природной среды от загрязнения.

Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории. Сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями, в пределах стандарта не должна превышать установленной квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата в дальнейшем должна перерасти в экологический налог и использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в экологические фонды (местный, областной, федеральный) и использоваться на природоохранные цели.

В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, тек и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) – в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Следует помнить, что в условиях рыночной экономики движущим мотивом и определяющей целью производства при прочих равных условиях является извлечение максимальной прибыли. Этой цели в конечном счете практически подчиняются все хозяйственные решения. Следовательно, если мы не создадим экономический механизм, который бы адекватно отражал ущерб от загрязнения окружающей природной среды в хозяйственной деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению природной среды. Поэтому налог и платежи за загрязнение окружающей природной среды должны постепенно повышаться до оптимального уровня при одновременном уменьшении других видов налогов.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов в дальнейшем должны определяться исходя из региональных затрат, предусмотренных республиканской (областной, краевой) и местными экологическими программами на снижение этих выбросов с учетом отчислений на финансирование общефедеральных программ.

Платежи за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ должны устанавливаться индивидуально по предприятиям исходя из дополнительных затрат, необходимых для достижения нового, более низкого лимита выбросов в соответствии с экологической программой. Таким образом, предприятия будут заинтересованы в поэтапном сокращении загрязнений природной среды в сроки, предусмотренные программой.

В перспективе система платежей за выбросы загрязняющих веществ должна быть несколько модифицирована и тесно увязана с прогрессивными стандартами на предельно допустимый выброс (сброс) загрязняющих веществ по отдельным технологиям и видам производств.

Для внедрения такой системы в практику требуется:

Сумма выбросов загрязняющих веществ по предприятиям в пределах установленных стандартов не должна превышать экологическую емкость территории. В случае ее превышения необходимо выводить с данной территории или перепрофилировать отдельные предприятия.


Экономический ущерб от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и соответственно в ее цену. Эта мера будет стимулировать внедрение в практику экологически чистых видов производств. Недоучет этой составляющей в цене искажает экономическую эффективность внедрения нетрадиционных источников энергии, малоотходных технологических схем производства.

Что касается методологии установления за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Токсичные и опасные отходы должны храниться, перерабатываться или уничтожаться только специализированными, имеющими на это право, предприятиями. Плата за их размещение должна быть такой, чтобы возместить затраты указанных предприятий, обеспечить необходимый уровень прибыли и экологическую безопасность процесса.

При этом экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита могут разрабатываться на основе капитальных затрат:

Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, тепловое загрязнение, радиационные воздействия, бактериологическое загрязнение и др.). Такая плата применяется в ряде регионов России (например, плата за шумовое и бактериологическое загрязнение – в Нижегородской области) и по мере отработки методических подходов к ее применению будет внедряться на всей территории страны.

Дальнейшее совершенствование экономического регулирования природопользования предполагает введение паты за загрязняющие вещества, оказывающие влияние на глобальное изменение климата (СО2), разрушающие озоновый слой Земли др. На указанные вещества следует установить специальный экологический налог. Определение размера донного налога (или платежа) может осуществляться:

Очевидно, что в перспективе мировое сообщество перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения и оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере и установлению налога на эти вещества.

  1. Платежи за загрязнение окружающей среды и экономическое регулирование природопользования на территории

Московской области

Управление природопользованием на территории Московской области в 2003 г. осуществлялось в основном через систему плотности природопользователей и ответственности за нарушения природоохранного законодательства.

Основным элементом экономического регулирования являются платежи за загрязнение окружающей среды, взимание которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.99 г., в котором определен Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.03 г., в котором утверждены новые базовые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления, а также даны коэффициенты экологической ситуации для воздуха, почвы, воды.

Для более успешной работы в этом направлении были заключены:

  1. соглашение с Управлением по налогам и сборам по Московской области о взаимодействии и предоставлении ежемесячной информации по сбору платежей за загрязнение окружающей природной среды;

  2. соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями в сборе указанных платежей, в котором определены полномочия сторон. Заключение соглашения предусматривало, что муниципальные образования будут заинтересованы в сборе платежей, т. к. платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в т. ч. в местный бюджет для решения природоохранных мероприятий в муниципальном образовании.

Заключение данных соглашений способствовало сохранению механизма контроля и сбора платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Московской области.

Сведения налоговых органов по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов по состоянию на 01.01.2004 приведены в табл. 1.

Табл. 1. Характеристика платежей за загрязнение окружающей среды в области,

тыс. руб.

Начисления, платежи


2003 г.

Начислено к уплате – всего

344686

Фактически поступило – всего

419619

В т. ч.:

федеральный бюджет


797332

Областной бюджет и бюджеты муниципальных образований


339887



Из материалов таблицы следует, что фактический сбор платежей в 2003 г. превысил начисленную (расчетную) величину почти на 22 %. По сравнению с 2002 г. сбор экологических платежей возрос примерно в 2 раза, что отражает реальное увеличение соответствующих денежных поступлений даже с поправкой на инфляционные процессы.


Указанный рост, также за перевыполнение фактических платежей против предварительно начисленных сумм в значительной степени объясняется принятием Постановления Правительства от 12.06.2003 г. № 344. В нем были установлены новые базовые нормативы платы, которые оказались в несколько раз выше ранее действовавших. Особенно возросли эти нормативы по отходам производства и потребления, в т. ч. за счет уточнения их класса опасности согласно новому Классификатору отходов.

Наибольший объем поступлений в 2003 г. пришелся на следующие города и муниципальные образования области:

– г. Кашира – 21643 тыс. руб.

– г. Электросталь – 42418 тыс. руб.

– Солнечногорский район – 14640 тыс. руб.

– г. Подольск – 12100 тыс. руб.

– г. Химки – 10579 тыс. руб.

– г.Раменское и г. Бронницы – 35719 тыс. руб.

– г.Люберцы – 24272 тыс. руб.

– г.Дмитров – 19120 тыс. руб.

Заключение
Взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций: стимулирующую, аккумулирующую, распределительную и контрольную. В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.

Введение платежей за загрязнение окружающей природной среды побудило руководителей предприятий найти резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования, оказало стимулирующее воздействие на предприятия, которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и предельно-допустимых сбросов (ПДС).

Результатом введения указанных платежей и проведения связанных с ними природоохранных мероприятий имело место снижение общих выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Введение указанных платежей способствовало также значительно увеличить средства, выделяемые предприятиями на осуществление природоохранных мероприятий.


Библиография:



  1. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учеб. пособие для вузов. Под общей ред. проф., д-ра геогр. н. Глушковой В.Г., доц., к. геогр. н. Шевченко А.Т.- М.: Московский лицей, 2002.

  2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

  3. Экология и безопасность жизнедеятельности. /

Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. и др.; Под. ред. Муравья


Л.А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  1. Лосев К.С., Горшков В.Г. и др.

Проблемы экологии России. М., 1993.

  1. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М.

Экономика и организация природопользования. – М.: Тройка, 2000.

  1. Новиков Ю.В.

Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов.-

М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  1. Протасов В.Ф.

Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное

и справочное пособие.– М.: Финансы и статистика, 1999.

  1. О состоянии и охране окружающей среды Московской области в 2003 году. Государственный доклад. / Под ред. Гаранькина Н.В.,

Рыбальского Н.Г., Снакина В.В.- М.: НИА-Природа, 2004.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации