Валуйский А.В., Валуйская О.Н. Банкротство: финансовое оздоровление бизнеса, антикризисное управление организацией. Учебно-практическое прособие - файл n1.rtf

приобрести
Валуйский А.В., Валуйская О.Н. Банкротство: финансовое оздоровление бизнеса, антикризисное управление организацией. Учебно-практическое прособие
скачать (2111.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf2112kb.10.09.2012 15:01скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Банкротство: финансовое оздоровление бизнеса,
антикризисное управление организацией
(Валуйский А.В., Валуйская О.Н.)



Предисловие



Учебно-практическое пособие "Банкротство: финансовое оздоровление бизнеса, антикризисное управление организацией" является логическим продолжением методического пособия "Банкротство: экономика, право, комментарии, образцы документов", изданного в марте 1998 года. Оно более широко освещает основные темы предыдущего издания, включает в себя ряд новых разделов.

Учебно-практическое пособие дополнено разделами, посвященными юридическим и экономическим механизмам финансового оздоровления, способам организации работы менеджеров успешно действующих предприятий. В нем рассматриваются современные методики оценки, финансового анализа и управления финансами.

Предлагаемая читателям часть первая пособия посвящена правовым аспектам банкротства. В ней рассмотрены порядок и основания признания организации банкротом; особенности, присущие процедурам банкротства; приведены образцы судебных и других документов, связанных с несостоятельностью.

В основу пособия положена Типовая программа ФСДН России по обучению специалистов по антикризисному управлению (курс краткосрочной подготовки ).

Часть первая охватывает следующие темы Типовой программы:

Организационные формы предпринимательской деятельности (частично).

1.3. Законодательство о банкротстве.

1.4. Неплатежеспособность. Процедуры, связанные с мониторингом финансового состояния предприятия и внесудебными мерами восстановления платежеспособности должника.

1.5. Арбитражный процесс. Практика рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

1.6. Условия подготовки, лицензирования и деятельности антикризисных управляющих.

3.2. Реструктуризация.

3.6. Государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

Практика антикризисного управления.

Авторы выражают искреннюю благодарность:

Камышанскому Владимиру Павловичу,

Полонскому Августу Михайловичу,

Субе Вячеславу Дмитриевичу - за доброжелательное рецензирование и пожелания о дополнении пособия, учтенные авторами при окончательном редактировании издания;

Манохину Александру Васильевичу - за ценные идеи;

Бушу Игорю Федоровичу,

Васильеву Александру Юрьевичу,

Кожевникову Льву Кирилловичу,

Михалеву Виталию Васильевичу - за неравнодушие и помощь, оказанную при издании пособия.

Пособие предназначено для слушателей, обучающихся по программам Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, а также для преподавателей и студентов экономических и юридических специальностей ВУЗов. Пособие будет полезно арбитражным управляющим и другим лицам, в практической деятельности по антикризисному управлению организациями.
Содержание

1. Правовое обеспечение антикризисного управления и деятельности

антикризисных управляющих.

1.1 Неплатежеспособность.

1.2 Государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

1.3 Организационные формы предпринимательской деятельности

1.4 Законодательство о банкротстве

1.5 Условия подготовки, лицензирования и деятельности антикризисных

управляющих

1.6 Основы законодательства о банкротстве. Арбитражный процесс.

Арбитражная практика

1.7 Практика деятельности Федеральной службы России по делам о

несостоятельности и финансовому оздоровлению

1.8 Реструктуризация

Приложения: образцы судебных и иных документов


"Суд не обязан выяснять причины неплатежеспособности. Это было бы так же нелепо, как если бы суд не признал кого-то умершим от того, что сиделка не давала ему прописанные средства"

Введение
С 1 марта 1998 года введен в действие Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года. Предыдущий (он же первый) Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. завершил свой пятилетний путь. Этот закон стал "пробным шаром" в применении цивилизованных процедур погашения безнадежных долгов работающего бизнеса, попыткой финансового оздоровления предприятий через существенное облегчение им налоговой и другой кредиторской нагрузки.

Как все неизведанное, "старый" Закон имел и положительные стороны, и значительные недостатки. В частности, ограничения, установленные им, практически не позволили применять к неплатежеспособным предприятиям такие процедуры как санация и мировое соглашение. Отсутствие расшифровки понятия "мораторий на удовлетворение требований кредиторов" породило множественные толкования и разнобой в судебной практике. Не учитывал закон и особенностей различных субъектов, таких как сельхозпроизводители, банки, страховые компании и другие.

Однако, несмотря на объективные недостатки, главным результатом применения первого банкротского закона явилось изменение психологии многих руководителей и собственников предприятий. Они стали более восприимчивыми к изменениям ситуации, более рыночно ориентированными. Закон стал важным инструментом для динамичного развития производства и приращения национального богатства.

Новый Закон предлагает еще больший арсенал средств спасения предприятий. Это и "продажа бизнеса", и процедура "наблюдения", и новый порядок мирового соглашения, и приближенная к реальности подробно описанная последовательность действий каждого участника процедур банкротства. Закон девяносто восьмого года явился своеобразным итогом российской практики применения законодательства о банкротстве, впитал в себя положительный опыт, накопленный ею.

1. Правовое обеспечение антикризисного управления и деятельности антикризисных управляющих.




1.1. Неплатежеспособность.



Длительное функционирование социалистической системы хозяйствования в России привело к утрате традиций в области рыночных отношений: психологических, экономических, законодательных, в т.ч. в сфере применения законодательства о несостоятельности.

На первом этапе внедрения рыночных отношений, отсутствие установленных государством норм и правил государственного влияния на кризисное состояние предприятий привело их руководителей к потере ориентиров в производственной деятельности. Как следствие этого: процесс "ползучей самоликвидации" - снижение объемов производства, неоправданное завышение цен и потеря рынков сбыта, фактическое (а не на бумаге) снижение численности работающих, использование производственных площадей не по назначению и т.д., и, в конечном итоге, фактическое банкротство.

Сегодня Российская экономика переживает не самые лучшие времена. Наблюдаются такие негативные явления, как кризис неплатежей, структурный кризис, нехватка инвестиций, разбалансированность расходной и доходной частей государственного бюджета страны, противоречие между законами и другими нормативными актами и тому подобное. Наша экономика унаследовала черты социалистической экономической системы, которая могла быть высоко эффективной только в нескольких наиболее приоритетных направлениях (космические программы, программы обороноспособности страны и некоторые другие). Одновременно с успехами в приоритетных программах советская экономика была не в состоянии удовлетворять полностью каждодневные, обыденные потребности членов общества.

"Прыжок" в рынок привел к резкому ухудшению в 1992-1994 гг. финансового состояния национальных предприятий независимо от того, к какой форме собственности и организационной форме они относились.

Объективно это было предопределено:

Разрушением единого экономического пространства в рамках бывшего СССР и разрушением сложившихся производственных связей;

Ранее сложившимися структурными перекосами в экономике страны, которые характеризовались высокой степенью монополизации и неоправданным дублированием производства отдельных видов продукции;

Отсутствием единой государственной программы проведения структурной перестройки промышленного и сельскохозяйственного производства и конверсии оборонных предприятий;

Отсутствием необходимых оборотных средств у предприятий для поддержания производственной деятельности (связанным с резким ростом цен на потребляемую продукцию при отсутствии опыта хозяйствования в новых экономических условиях выразившихся в саморегулировании цен при минимальном их государственном контроле);

Отсталыми технологиями в области производства товаров народного потребления и производстве средств производства для переработки, производства сельхозпродукции и для ряда машиностроительных направлений. Предприятия строились как конгломераты не способные без больших вложений переналаживаться на выпуск новых видов продукции (строились по принципу большой мастерской);

Медленным обновлением морально и физически устаревшего оборудования;

Отсутствием соответствующего новым хозяйственным условиям законодательства об ответственности руководства предприятий за результаты работы и принятые на себя обязательства. Одной из причин такого положения явилась оторванность собственника предприятия (любой формы собственности) от контроля за предприятием;

Неудовлетворительной системой отчетности предприятий, ориентированной на государственное плановое хозяйство;

Отсутствием налогового законодательства, направленного на стимулирование производства;

Недоработанностью законодательства о несостоятельности (банкротстве).

К субъективным причинам убыточности и падения эффективности производства на отечественных предприятиях относились: неготовность руководства многих предприятий к работе в рыночных условиях (конкурентная борьба, либерализация цен и внешней торговли), прекращение большей части государственных заказов и централизованного финансирования, бюрократизация управленческого аппарата предприятия. Работа по поиску новых рынков платежеспособного спроса, и по привлечению инвестиций в производство не велась. Решение всех проблем перекладывалось на государство и связывалось с осуществлением государственного финансирования.

Такое положение дел создалось в результате столкновения в России двух диаметрально противоположных систем регулирования национальной экономики. Первая - административная, предполагающая тотальный контроль и управление хозяйствующими субъектами из Центра. Ценообразование в этой системе происходило не от финансового результата, а от некоей внутренней убежденности чиновника в справедливости и правильности цены на определенный продукт. Выравнивание цен на продукцию эффективных и малоэффективных производств, проводилось за счет фактического покрытия убытков одних за счет прибыли других путем централизованного перераспределения финансовых, материальных и других ресурсов. Стимулирование развития осуществлялось в основном за счет мощной пропаганды "лучшего строя" и "образа врага" и методов принуждения - тотального вмешательства государственного аппарата в частную жизнь. Вторая система - это система экономического регулирования производства и распределения, так называемая рыночная экономика. Основным стимулом к развитию является материальная заинтересованность собственников и производителей национального богатства и платежеспособный спрос потребителя при создании равных шансов для конкурентного развития.

В результате действовавшей долгие годы системы централизованного перераспределения доходов у руководителей предприятий выработались определенные психология и навыки в работе. Они ориентированы на производственный процесс, исполнение доведенных до предприятия планов и смет. Из-за постоянного дефицита материальных и денежных средств руководители считали своим естественным правом при каждом подходящем случае просить у государства. При этом у руководителей практически полностью отсутствовали навыки управления финансами. Многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм породили тягу к расточительству, которая проявила себя как только представились благоприятные условия. Громадные средства потрачены руководителями предприятий за пореформенное время в непроизводственную сферу, в том числе на собственное благосостояние, на элементы внешней роскоши (иномарки, стильную мебель, загранкомандировки), на неоправданное инвестирование. Эти характеристики определили особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям.

Закон о несостоятельности (банкротстве) является частью программы нормального функционирования экономики. За рубежом, банкротство - это норма предпринимательской жизни, оно не вызывает ощущения потерпевшего в авиакатастрофе, но заставляет эффективнее руководить, лучше думать, правильно действовать. Ежегодно "жертвами" банкротства в США становятся примерно 50 тысяч фирм, в Германии 15 - 16 тысяч, в Канаде около 10 тысяч. Законы о банкротстве в этих странах работают по 70 и более лет. Экономика же их развивается динамично, в том числе и по этой причине.

Первый российский закон о банкротстве родился в разгар эпохи финансовых пирамид, инфляционного "навара" банков и финансового "чуда" дочерних предприятий, которые "присоседились" к флагманам и гигантам отечественной индустрии. Ни в 1993 году ни в 1994 году значения экономического рычага он не имел и иметь не мог. Фактическое банкротство большинству наших промышленных руководителей казалось далекой и нереальной перспективой. Однако, уже со второй половины 1994 года, изменение экономической ситуации дало повод задуматься о реальности применения законодательства о несостоятельности.

В 1994 году арбитражными судами по всей России рассмотрено всего лишь 239 дел о банкротстве. В 1995 году уже 1108. В Волгоградской области первое предприятие было признано банкротом 28 февраля 1995 года. К настоящему моменту (на 01.01.99 г.) только в арбитражном суде Волгоградской области уже имеются около 400 возбужденных дел о банкротстве предприятий и банков.

Общие причины неплатежеспособности.

Снижение или недостаточный рост выручки.

Опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в выборе надлежащего (последнее характерно для энергетиков);

сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Опережающий прирост обязательств наблюдается в случаях, когда:

предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Может быть также разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашней выручкой, которая делает вложения с учетом индекса инфляции невыгодными или убыточными;

предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые увеличивают затраты на их обслуживание (затраты на производство запасов, налоги на имущество, затраты на поддержание в товарном состоянии, складские расходы и т.п.);

предприятие наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке (дебиторская задолженность, товары отгруженные, но не оплаченные);

предприятие вынужденно продает продукцию по ценам ниже себестоимости и несет убытки.

Капитал предприятия.

Уставный капитал юридического лица (предприятия) определяется из стоимости вкладов его учредителей. Вкладом в имущество предприятия могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи, относящиеся к основным и оборотным средствам либо иные права, имеющие денежную оценку (право на аренду, промышленный образец, товарный знак и т.п.). Уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Для различных видов юридических лиц закон определяет различный минимальный размер уставного капитала. Существует правило, согласно которому в случае если стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, предприятие подлежит ликвидации. Минимальный уставный капитал для открытых акционерных обществ установлен в размере не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, для обществ с ограниченной ответственностью не менее 100 МРОТ. Так происходит своеобразное страхование кредиторов от рисков, связанных с договорными отношениями между предприятиями.

Любое предприятие начинает свою хозяйственную деятельность, имея первоначальный собственный капитал. В дополнение к собственному капиталу оно принимает на себя обязательства по оплате поставленной ему продукции, банковским займам, расчетам по услугам, по обязательным платежам и т.д. Таким образом у предприятия появляются заемные средства.

Производя прибыль, предприятие приращивает капитал и, по определению, всегда способно исполнить свои финансовые обязательства, если только не разместит свои финансы так, что их нельзя быстро или безболезненно мобилизовать для расчета по обязательствам. В бухгалтерском балансе прибыль рассчитывается как разница между реализацией (выручкой) и всеми видами затрат и убытков (балансовая прибыль). Из балансовой прибыли вычитаются налоги, уплата которых осуществляется из прибыли, и некоторые обязательные траты. Остаток прибыли представляет собой чистую прибыль предприятия - базу для формирования собственного капитала. Для получения прибыли важно планировать денежный поток, то есть правильно распределять выручку и другие денежные поступления по различным видам платежей.

Планировать денежные потоки означает:

добиваться планирования выручки;

увязывать плановый объем выручки с объемом текущих обязательств;

удерживать общую сумму текущих обязательств в некоторых рамках, пропорционально выручке;

расходовать выручку прежде всего с учетом погашения обязательств и поддержания запланированных резервов;

заблаговременно планировать все расходы из выручки по отдельным направлениям, удерживая их в определенных лимитах;

ставить задачи по дополнению выручки за счет мобилизации внутренних резервов, которые сокрыты в основных и оборотных средствах предприятия.

Перечень основных внутренних резервов, которые можно дополнительно мобилизовать в активах предприятия, обычно сводится к следующим статьям:

основные средства в той их части, которая не является базой производства и, наоборот, требует расходов на свое содержание;

оборудование к установке в той части, которая не имеет отношения к поддержанию процесса производства прибыли;

долгосрочные финансовые вложения. Сюда относятся вклады в уставные капиталы других предприятий, учредительные взносы в банки, акции других предприятий, долгосрочные ценные бумаги. Данные вложения имеют смысл, если на один рубль вложений они приносят больше дохода от внереализационных операций, чем рубль, вложенный в производство;

готовая продукция на складе, которая представляет собой задержку (замораживание) выручки и прибыли;

товары ненужные в производстве;

долги дебиторов, которые необходимо контролировать, не допуская превращения отгруженной продукции в долговременные товарные ссуды потребителям;

краткосрочные финансовые вложения, в отношении которых должна применяться та же логика, что и в отношении долгосрочных вложений;

денежные средства в кассе, на счетах.

Чистая прибыль может расходоваться на нужды потребления и накопления. Прирост собственного капитала предприятия осуществляется лишь за счет той части прибыли, которая расходуется на накопление, т.е. присоединяется к активам - к основным или оборотным средствам. Разность суммы собственного капитала предприятия и стоимости его основных средств составляет величину собственного оборотного капитала. От величины которого зависит финансовая устойчивость и которая во многом определяет ликвидность предприятия. Величина (доля в источниках средств) собственного капитала и платежеспособность взаимозависимы друг от друга. Чем выше доля собственного капитала, тем более платежеспособным является предприятие. Увеличение доли собственного капитала возможно только при строгом контроле за денежным потоком. В России к сожалению нет традиции планирования денежного потока. В результате выручка зачастую расходуется хаотически, под влиянием текущих обстоятельств и без увязки со своевременным исполнением обязательств.

Всякий неуправляемый процесс, как известно, не решает проблем, а формирует итог по принципу "так вышло".

Отсутствие планирования денежных потоков как планомерного поступления и расхода выручки во многих случаях является базовой причиной неплатежеспособности многих российских предприятий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Банкротство: финансовое оздоровление бизнеса,антикризисное управление организацией(Валуйский А.В., Валуйская О.Н.)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации