Презентация и Доклад. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи - файл n1.doc

приобрести
Презентация и Доклад. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи
скачать (5272.7 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc179kb.01.01.2011 22:38скачать
n2.ppt5395kb.08.12.2010 08:38скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Доклад-презентация

Государственный историко-архитектурный и этнографический
музей-заповедник «Кижи»


История создания



Государственный музей–заповедник «Кижи» – это музей традиционной крестьянской культуры Карелии. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях Обонежья, а также Северной и Южной Карелии, входивших в конце XIX – начале ХХ века в состав Олонецкой и Архангельской губерний. Музей находится в 68 км от города Петрозаводска на острове Кижи, входящем в состав Кижских шхер – живописного скопления островов на юге Заонежского полуострова. Общая территория музея насчитывает около десяти тысяч гектаров. В ее состав входит остров Кижи, соседние с ним острова, а также участок материкового побережья. Кроме памятников составляющих основную экспозицию, на территории музея находятся несколько старинных деревень, ценные природные объекты, а также памятники археологии. В городе Петрозаводске музей располагает двумя выставочными залами для размещения временных выставок. В Петрозаводске располагается и администрация музея.

Музей–заповедник «Кижи» как государственное учреждение культуры существует с 1966 года. Его созданию предшествовал длительный период, в ходе которого происходил процесс организационного становления музея как самостоятельного учреждения, осознания исключительной ценности и значимости находящихся в Кижах памятников деревянного зодчества.

Известно, что впервые Кижские храмы привлекли внимание специалистов еще в XIX веке. В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик Л.В.Даль. В начале 20 века на Север началось паломничество художников и архитекторов, которые воочию стремились увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали И.Я.Билибин (1904 г.), И.Э.Грабарь (1909 г.) и М.В.Красовский (1916 г.). И.Я.Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Постепенно Кижи становятся известными: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

Официальный же статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрел только в 1920 году. Охранное свидетельство за номером 1847 было выдано 11 августа 1920 году по результатам обследования строений сотрудниками органов «охраны и регистрации памятников искусства и старины» Народного комиссариата просвещения. Копия свидетельства была выдана церковному совету кижского прихода. Согласно этому документу, Кижи «… как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими–либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».

Государственный историко–архитектурный музей «Кижи» был основан 1 января 1966 года. Через три года, 4 апреля 1969 года он был реорганизован в Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник.

Именно в 1969 году музей стал многопрофильным и юридически получил территорию, на которой и стали развиваться экспозиция и все службы. Музею была присвоена 1 категория, расширилась его территория, увеличилась штатная структура, решались вопросы улучшения условий труда и быта сотрудников. Штат музея насчитывал 25 человек. Были созданы отделы: научно–исследовательский, фондов, древнерусской живописи, массовой работы, административно–хозяйственный, а также научная библиотека.

Первый Генеральный план развития музея–заповедника «Кижи» был разработан в 1972 году. Согласно этому плану «Кижи» рассматривался как субрегиональный музей, своеобразная «Карелия в миниатюре», где представлена традиционная культура всех основных этнических групп, проживающих на территории Карелии.

70–е годы можно определить как период завершения становления музея–заповедника «Кижи», когда были сформированы основные структурные подразделения, укомплектованы штаты, которые выполняли главные функции музея.

Музей–заповедник «Кижи» – один из первых в России историко–архитектурных и этнографических музеев под открытым небом. В настоящее время музей–заповедник «Кижи» имеет статус федерального государственного учреждения культуры.


Кижский архитектурный ансамбль – основа музея-заповедника «Кижи». Остальные постройки




История Кижского архитектурного ансамбля уходит в глубь веков. Первые письменные упоминания о церквях на острове Кижи содержатся в Писцовой книге 1583 года: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святий Богородицы». Правда, церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века.

Наиболее полное описание церквей Спасско–Кижского погоста содержится в Писцовой книге 1628 года: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображенья Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром… Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром… Да на колокольнице колокол весом 13 пудов». Из данного описания видно, что древние церкви на острове Кижи были шатровыми. В конце XVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

Современный вид Кижский ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении почти двухсот лет (с 1694 по 1874 годы).

Первой после пожара, в 1694 году, была построена церковь Покрова Богородицы. Это была уже не шатровая, как прежде, а более простая – клетская церковь, внутри которой имелся придел во имя Николы Чудотворца – отдельное молитвенное помещение с иконостасом и алтарем. Очевидно, первоначально церковь использовалась круглый год – в теплое время года службы велись в основном молитвенном помещении, а зимой в приделе.

Через двадцать лет, в 1714 году, на погосте освящается двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня.

Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года.

После завершения строительства многоглавой Преображенской церкви очевидной стала задача приведения ей в соответствие клетской церкви Покрова Богородицы и старинной колокольни, для создания гармоничного архитектурного комплекса.

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.

Существенное изменение облика Кижского ансамбля происходит в XIX веке. В период с 1818 по 1824 годы, в соответствии со строительными традициями того времени, срубы Преображенской церкви были обшиты тесом, а купола обиты листовым железом. (Эта тесовая обшивка была заменена новой в 1870–1871 годах, тогда же церковь была окрашена масляной краской).

В 1862 году «всем приходом» была разобрана обветшавшая к тому времени старая колокольня. На ее месте возводится новая постройка, которая также обшивается тесом. Еще через три года, в 1865 году, тесовой обшивке подвергается Покровская церковь (при этом, главы ее железом не обивались, а сохранили свое традиционное лемеховое покрытие).

В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит еще одно существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик, полуциркульные окна) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста.

Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Творческие поиски зодчих увенчались успехом.

Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ.

* * *

В 1990 г. ансамбль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. За годы существования музея, на остров Кижи были перевезены древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.), несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек – амбаров, риг, бань и пр. В 1993 г. архитектурное собрание музея было включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Собранные постройки объединены в три экспозиционных сектора, находящиеся на острове Кижи: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы», а также размещены в двух деревнях Ямка и Васильево, исторический облик которых восстанавливается музеем. Отдельные памятники архитектуры находятся в окрестных деревнях за пределами острова Кижи. Собранная коллекция памятников архитектуры насчитывает 87 построек.

В период 1950–1955 годы идея создания музея вырисовывалась в достаточно общем виде. До 1950 года вопрос о перевозе памятников на остров вообще не поднимался, а значит вопрос о создании какой–либо музейной экспозиции не стоял. Установленной и узаконенной музейной территории не существовало, а перевозимые вскоре памятники явочным порядком ставились на колхозной земле. Перевозка стала рассматриваться как конкретная и, по сути, единственно возможная мера, которая позволяла сохранить обреченные на гибель памятники народного деревянного зодчества.

Интересна история первого памятника архитектуры, перевезенного в музей – дома Ошевнева. Его первоначальное обследование было произведено в сентябре 1945 г. архитекторами А.Н.Буйновым и И.К.Рыбченко. Дом был включен в Список учтенных памятников К–Ф ССР и подлежал ремонту. Но время внесло свои коррективы. Положением о Государственном архитектурном заповеднике «Кижи» от 10 июля 1950 г. в его состав помимо Кижского архитектурного ансамбля были включены часовни и крестьянские дома согласно списку, утвержденному Управлением охраны памятников Министерства городского строительства СССР. Ведущим критерием для подбора памятников были архитектурная уникальность и типичность, соответствующая традициям народного деревянного зодчества. Именно этим традициям и соответствовал дом Ошевнева.

К этому времени по дому были закончены обмерные работы и составлен проект реставрации (автор Э.В.Ильин). Но к ремонтным работам так и не приступили: Было принято решение оформить документы на приобретение дома и перевезти его на остров Кижи. Перевоз дома был осуществлен в январе 1951 года. Дом являлся первым памятником гражданской архитектуры, перевезенным на остров, и положил начало созданию архитектурно–этнографической экспозиции будущего музея.

Принципиальные вопросы размещения новых объектов и структурного построения экспозиции пока не решались, так как музейная территория в 15 гектар была только предусмотрена, но юридически отчуждение колхозной земли, занятой под пашни, огороды и сенокос, произошло только в 1958 году. Именно поэтому первые перевозимые на остров объекты ставились на относительно небольшой площади в непосредственной близости от Кижского ансамбля.

Дом Ошевнева был поставлен на фундамент старого дома подобного типа, когда–то стоявшего на этом месте. В то время дом предусматривался для администрации будущего музея.

Тогда же из деревни Коккойла Пряжинского района был перевезен амбар. Поскольку в тот момент не было даже намека на проект планировки музея, то амбар из карельского района поставили рядом с русским заонежским домом Ошевнева.

После переноса в музей двух первых построек был создан эскизный проект его планировки, который отвечал злободневной задаче экстренного спасения памятников. Все перевозимые объекты размещались на небольшом «пятачке» по геометризированной схеме. Ни этнические, ни типологические, ни какие–либо другие признаки при размещении памятников не учитывались.

В сентябре 1975 года «Гипрогором» был разработан План детальной планировки музея (ПДП). ПДП определил основные методические принципы формирования архитектурно–этнографической экспозиции.

При определении этнографических зон выделялись следующие элементы дифференциации:

  1. Географический элемент – учет природных условий и географическое положение (профиль построек, назначение, приспособление к местным географическим условиям, рельефу, материал для строительства).

  2. Результаты исторической эволюции хозяйств.

  3. Социально–экономическое положение владельца (жилищные требования, возможности, род занятий, классовая дифференциация крестьянских хозяйств),

  4. Функциональная типология сооружений (жилые сооружения, хозяйственные сооружения, производственные сооружения, общественные сооружения).

В экспозиции каждой зоны (сектора) центральное место должны занимать крестьянские дворы различной степени зажиточности с жилыми и хозяйственными постройками в едином комплексе с предметами быта, включая произведения народного искусства.

В 1970–е годы наметились основы русского сектора (Заонежье), в который вошли Кижский ансамбль, дом Ошевнева, дом Елизарова, дом Щепина, часовня Михаила Архангела из дер.Леликозеро. К дому Ошевнева были поставлены баня из дер. Мижостров и амбары из дер.Южный Двор и дер.Липовицы. К дому Елизарова была поставлена баня из дер.Усть–Яндома.

Амбар из дер. Коккойла от дома Ошевнева и амбар из дер. Пелдожи от дома Сергеева были перенесены к карельскому дому Яковлева.

У домов Ошевнева, Елизарова, Щепина и вдоль дороги сделаны косые изгороди.

Часовня Трех Святителей из дер. Кавгора была перенесена с Южного конца острова на место планируемого сектора карел–людиков в северной части острова.

В 1970–е – начале 1980–х годов много внимания уделялось формированию деревень резерватов Ямка и Васильево, куда свозились типичные крестьянские дома, ставившиеся на место исчезнувших. Иногда дома ставили и на совершенно новые места (дом Сергина), стараясь не нарушить общую архитектурно–планировочную характеристику уже сложившейся деревни.

В деревню Ямка были перевезены дома: Вичурина из дер.Вигово, второй дом Ошевнева из дер.Ошевнева, Ананьиных из дер.Красная Сельга, Пономарева из дер.Маньшино, Пертякова из дер.Усть–Яндома, Березкина из дер.Грязная Сельга. Дом Мошниковой был отреставрирован на своем месте в дер.Ямка, также как и амбар, находящийся у этого дома.

В деревню Васильево были перевезены дома: Сергиных из дер.Мунозеро, Кондратьева из дер.Верхняя Путка, Сергеевой из дер.Липовицы.

На Нарьиной горе была поставлена часовня Спаса Нерукотворного из дер.Вигово.

Рядом с домами выросли хозяйственные постройки, перевезенные из соседних деревень.

В конце 1970–х – начале 1980–х годов впервые в музейной практике научные сотрудники музея разработали комплексные тематико–экспозиционные планы архитектурно–этнографических секторов музея: Пудожский А сектор – Б..Гущин, Заонежский сектор – М.А.Витухновская, сектор северный карел – С.В.Воробьева, Вепсский сектор – В.А.Гущина, сектор карел–людиков – Л.В.Трифонова.

В это же время в экспозицию был включен самый большой крестьянский дом на острове – дом Сергина из дер. Мунозеро.

В 1980–х годах в музее был создан Пудожский сектор, искусственно смоделированная пудожская деревня.

В экспозицию вошли следующие объекты: дом Бутина из дер.Пялозеро, дом Поташева из дер.Пяльма, дом Беляева из дер.Кубово, три амбара, макет бани из дер.Бутылгино Плесецкого района Архангельской области.

В доме Бутина был воссоздан типичный интерьер пудожского крестьянского жилища конца XIX–XX века.В доме Беляева была открыта выставка «Лен Русского Севера».

В северной части острова началось формирование и остальных секторов музея. На самом конце острова планировался сектор северных карел, куда были перевезены: ветряная мельница и рига из дер. Гафостров Музерского р–на.

Недалеко от часовни из дер. Кавгора был намечен вепсский сектор, куда были перевезены несколько вепсских амбаров и баня.

В эти же годы карельский сектор пополнился ригой из дер. Ламбисельга Пряжинского р–на, а рядом с домом Сергеева встала кузница из дер. Суйсарь Прионежского района, где была смонтирована выставка кузнечного инструмента и изделий.

Фондовое собрание музея-заповедника «Кижи»




Музейное собрание стало складываться задолго до создания самого музея. Первые шаги на этом пути относятся к 1950–м годам, когда на острове, параллельно с реставрацией памятников Кижского погоста, начала формироваться широкая архитектурная экспозиция. Предчувствуя рождение музея, жители окрестных деревень передавали предметы старого быта архитекторам и реставраторам, или приносили их прямо на реставрационную площадку. К началу 1960–х годов предметы заполнили подсобные и пустовавшие помещения острова. Часть из них использовалась на небольшой, стихийно образовавшейся выставке в одной из изб дома Ошевнева. К началу летнего сезона 1961 года экспонаты выставки принял только что образованный Кижский отдел Карельского государственного краеведческого музея. С этого момента формирование коллекций приняло упорядоченный характер.

Главным источником новых поступлений всегда были полевые работы. Начиная с 1966 года, музей осуществил более 130 экспедиций, причем выезды в окрестности о.Кижи были так многочисленны, что не подлежали исчислению. Даже в последние десять лет, крайне сложные для всех российских музеев, ежегодные экспедиции не прекращались. Сеть маршрутов охватила почти всю территорию Карелии и распространилась на сопредельные районы Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. Нередко экспедиции проводились в тесном сотрудничестве с другими музеями и научными учреждениями Карелии. При поиске предметов всегда находились добровольные помощники из числа местных жителей, и полевые отчеты наполнены словами признательности. Музей практиковал и другие формы собирательской деятельности: деловые связи с антикварными магазинами, с органами таможенного досмотра, листовки и обращения к местным жителям в средствах массовой информации. Так, в начале 1990–х годов, нуждаясь в старинной швейной машине, музей обратился за помощью в местные газеты. Через краткий срок поступило более 100 предложений, из которых были отобраны лучшие. Сейчас в музее сформирована коллекция почти всех видов швейных машин, бытовавших у населения Олонецкой губернии на рубеже XIX–XX вв. Контакт с коллекционерами позволил создать прекрасные коллекции поддужных колокольчиков, а также произведений медно–литой пластики работы мастеров–старообрядцев поморского толка.
Основная цель музейного собрания видится сейчас в достоверном отражении традиционной культуры народов Карелии как составной части традиционной культуры Русского Севера.

Объем фондов в 2005 году превысил 41000 предметов и продолжает активно увеличиваться. Многие коллекции могут быть признаны уникальными. Музей обладает, пожалуй, наиболее полным сводом вещественных и изобразительных источников о народном деревянном зодчестве Карелии. В состав собрания входят целые иконостасные комплексы, а также элементы убранства, сохраняющие традицию оформления обонежских храмов. Коллекция медно–литой пластики дает представления об исканиях «истинной веры», напоминает о трагической судьбе старообрядчества и широких симпатиях к раскольникам Даниловского общежительства. Ранние работы мастеров Выгозерья отмечают начальные этапы мастерства, получившего массовое признание на Европейском Севере России. Этнографическая часть собрания позволяет охарактеризовать не только хозяйственную жизнь или технологические навыки крестьянства Карелии, но и приоткрыть духовный мир её жителей, связанный с древними традициями или быстротекущим временем. Фотогалерея жителей Олонецкой губернии XIX – начала XX вв. предоставляет уникальные дополнения к этнографическим портретам русских, карел, вепсов из разных слоев населения. Документы из крестьянских архивов, свидетельствуют об образованности, особенностях сохранения и передачи крестьянского знания, о памяти рода. Собрание письменных источников хранит рукописи XVI – XVIII веков, книги кириллической и гражданской печати XVII–XX веков, а также документы XIX века.

Музейное собрание имеет уже сложившийся, ярко индивидуальный характер. Его значение как свода исторических источников постоянно растет. Тому служит практика целенаправленной полевой работы, закрывающая лакуны, тщательное документирование предметов и коллекций, электронная обработка информации. Качество и полнота музейных фондов уже сейчас является аргументирующей базой для всех видов музейной деятельности и может служить потенциальным фундаментом для самых разных изысканий в области этнографии и истории народов Карелии и Русского Севера.

В состав иконописного собрания музея входит уникальная коллекция, состоящая из 190 икон «неба», подобной которой нет в России, как по количеству, так и по иконографическому составу и хронологическим рамкам.

К раритетам коллекции с полным правом относятся шесть небольших икон из деисусного чина церкви Воскрешения Лазаря, написанные в первой половиной 16 в. в традициях новгородской иконописной школы.

Гордость собрания составляют обладающие яркой индивидуальностью иконы местного письма из часовни Архангела Михаила в дер. Леликозеро, среди которых есть подписные и, конечно же, иконы из Водлозерско–Ильинской церкви, середины 17 в. письма дьячка Игнатия Пантелеева, — иконописца, умевшего живописным языком передать тончайшие нюансы настроения. Его работы, вне всякого сомнения, принадлежат к лучшим произведениям иконописи Обонежья.

Изучение народной культуры в музее-заповеднике «Кижи»




Научно–исследовательская работа в музее–заповеднике «Кижи» – это исследования по профильным научным дисциплинам: истории, этнографии, архитектуре, фольклористике, археологии, искусствоведению. Кроме того, это специальные музееведческие исследования, прежде всего в области реставрации фондовых предметов, музейной педагогики и некоторых других видов музейной деятельности.

Исследовательская деятельность по профильным дисциплинам имеет источниковедческую направленность и основывается на фондовом собрании музея, коллекции памятников архитектуры, материалах научного архива музея, а также иных объектах культурного наследия, находящихся в поле деятельности музея–заповедника «Кижи». В музее–заповеднике «Кижи» основным предметом является традиционная культура народов Карелии, как составная часть традиционной культуры Русского Севера.

Приоритетными в научной деятельности музея–заповедника «Кижи» являются следующие направления исследований:

Результаты работы сотрудников музея нашли свое отражение в ряде подготовленных ими исследований.

Одно из основных направлений исследований – историко–архитектурное, связанно, прежде всего, с изучением памятников Кижского архитектурного ансамбля. В серии статей сотрудников музея и сотрудничающих с музеем специалистов (В.А.Гущина, Б.А.Гущин, В.А.Крохин) были рассмотрены вопросы, связанные с уточнением датировки Покровской церкви и колокольни, вопросы генезиса и формообразования как ансамбля в целом, так и его отдельных составляющих его памятников. Также затрагивались вопросы истории и реставрации памятников деревянного зодчества в России и Олонецкой губернии.

Изучение вопросов эволюции и хронологии памятников архитектуры, составляющих коллекцию музея–заповедника «Кижи», нашло свое отражение в серии публикаций А.Т.Яскеляйнена, а также в его диссертационном исследовании «Оптимизация хронологической атрибуции сооружений деревянного зодчества» (1998 г.).

Одно из актуальных направлений научной деятельности музея – комплексное изучение историко–культурной среды Заонежья, которое осуществляется на основе данных истории, этнографии и фольклористики. Результат данной работы подготовка двух монографических исследований, защищенных в качестве диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук: «Беседные песни Заонежья второй половины 19 в.» (Р.Б.Калашникова, 1999 г.) и «Родословия русских сказителей Заонежья. 18–19 вв.» (С.В.Воробьева, 2003 г.).

Изучение материальной культуры крестьянского населения – исключительно важная тема для любого этнографического музея, поскольку ее разработка имеет прямой выход на формирование этнографической экспозиции. В музее Кижи различные аспекты данной темы разрабатывали практически все сотрудники, занимавшиеся научно–экспозиционной работой. В научном архиве музея хранятся экспозиционные документы, на основе которых разрабатывались интерьеры жилых и хозяйственных построек. Авторами этих работ являются А.Т.Беляев, Б.А.Гущин, В.А.Гущина, С.В.Воробьева, Л.В.Трифонова, М.А.Витухновская и другие бывшие и нынешние сотрудники музея–заповедника «Кижи». В ряде публикаций нашли свое отражение такие аспекты данной темы как выращивание и обработка льна (О.А. Набокова), народный костюм различных этнографических групп Карелии (Е.И.Яскеляйнен, Л.В.Трифонова), ремесла и промыслы, в том числе бондарное ремесло (М.А.Витухновская), отхожие промыслы (Л.В.Трифонова), рыболовный промысел (И.В.Мельников). Специальные статьи посвящены интерьеру жилых и хозяйственных сооружений (Л.В.Трифонова, И.И.Набокова).

Историко–краеведческие исследования затрагивали темы крестьянской общины в Заонежье (Б.А.Гущин), истории деревень окрестностей острова Кижи в новое и новейшее время (Б.А.Гущин), история семей заонежских священников (Р.Б.Калашникова), изучение крестьянских родословий (С.В.Воробьева, И.И.Набокова) и некоторые другие темы.

Активно развивающееся в последнее время направление исследований в сфере фольклористики связано с деятельностью Р.Б.Калашниковой, последняя работа которой связана с вечериночными традициями русских Олонецкой губернии. Важная составляющая часть работы музейных фольклористов – формирование фольклорного архива, в котором собраны аудиозаписи и их расшифровки, полученные в ходе экспедиционных изысканий. Некоторые из этих материалов были опубликованы.

Еще одно направление исследований музея – топонимика. В работах В.А.Агапитова, на основе собранного в ходе экспедиционных исследований многочисленного ономастического материала, были рассмотрены процессы этнокультурного развития Заонежья и окрестностей Кижей в частности.

Научно–фондовые исследования музея–заповедника «Кижи» связаны с атрибуцией предметов и каталогизацией фондового собрания. Сотрудниками отдела фондов осуществляется систематическая работа по научному описанию фондовых предметов. Ряд исследований получили отражение в публикациях. Первыми из них были каталог фондового собрания музея–заповедника «Кижи» (1973 г.), подготовленный А.Т.Беляевым, Б.А.Гущиным и В.А.Гущиной, а также каталог произведений древнерусской живописи в фондах музея «Кижи» (1980 г.), подготовленный И.М.Гурвич. Среди работ последнего десятилетия, прежде всего, следует назвать серию статей О.А.Набоковой, в которых подробно рассматривается музейная коллекция прялок, в том числе впервые тщательно исследован этнокультурный аспект бытования прялок на территории Карелии. Среди других важных работ: каталог «Книги кириллической печати XVII–XX вв. в фондах музея–заповедника «Кижи» (Л.С.Харебова и Н.И.Шилов), а также статьи по коллекции одежды (Е.И.Яскеляйнен). В последнее время в научный оборот активно вводятся материалы фотоколлекции музея (Т.Г.Тарасова). Опубликованы обзоры некоторых этнографических коллекций (Ж.В. Гвоздева).

Особое место в спектре научной тематики музея–заповедника «Кижи» занимает изучение интерьера православного храма, которое осуществляется с позиций исторической и искусствоведческой наук. К этой тематике обращались ряд научных сотрудников музея (В.А.Гущина, И.М.Гурвич, М.А.Витухновская и др.). В последние годы данные проблемы активно разрабатывает Г.И.Фролова, которой выявлены и опубликованы материалы по истории внутреннего убранства Преображенской и Покровской церквей, а также часовен Спасо–Кижского погоста, по истории иконостасного строительства в Обонежье, иконописным традициям Выговской пустыни и некоторым другим темам. Являясь хранителем коллекции древнерусской живописи, Г.И.Фролова подготовила несколько тематических выставок, которые были сопровождены основательными каталогами.

Музей издает периодический сборник научных статей «Кижский вестник», который с 2000 года выходит ежегодно. «Кижский вестник» является главным научным изданием музея–заповедника «Кижи» и имеет междисциплинарный характер. Только в шести последних выпусках «Кижского вестника» было опубликовано 106 статей общим объемом 93,5 печатных листов. В том числе 74 статьи было подготовлено научными сотрудниками музея–заповедника «Кижи», остальные – сотрудниками других научных организаций, работающими над проблемами, имеющими большую актуальность в контексте деятельности музея–заповедника «Кижи».

Еще один важный проект, осуществляемый музеем–заповедником с 1991 года – проведение научной конференции по изучению традиционной народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения», которая с 1995 года имеет статус международной. Название конференции является данью уважения к знаменитой крестьянской династии сказителей Рябининых, живших в Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Основатель династии – Трофим Григорьевич Рябинин (1801–1885 гг.) похоронен на кладбище Кижского погоста.

Конференция проводится один раз в четыре года. Она носит междисциплинарный характер. В составе участников — фольклористы, этнографы, архитекторы, историки, археологи, искусствоведы, лингвисты, этномузыкологи, религиоведы и другие специалисты. Доклады участников публикуются в виде сборников материалов конференции.

Первая конференция состоялась в 1991 году на острове Кижи. В ней приняли участие около 40 специалистов. Последняя, четвертая по счету конференция состоялась в 2003 году. Ее тема: «Локальные традиции в народной культуре Русского Севера». Председателем оргкомитета являлась доктор филологических наук Т.Г.Иванова. Конференция стала самой представительной по количеству участников – 124 человека из 38 научных центров Москвы, Санкт–Петербурга, Петрозаводска, Новосибирска, Сыктывкара и других городов, а также иностранные участники из Литвы, Украины, Финляндии, США. Специально к открытию конференции был подготовлен сборник статей, в который вошли 110 докладов. Следующие «Рябиниские чтения» должны состояться в 2007 году.

Говоря о работе музея–заповедника «Кижи» по изучению традиционной культуры народов Карелии следует отметить роль научного архива и научной библиотеки музея, как структур осуществляющих информационное обеспечение научно–исследовательского процесса.

Научный архив как самостоятельное структурное подразделение музея был выделен из состава научной библиотеки в 1995 году (с момента выделения и до настоящего времени им заведует Л.Г.Чернова). Фонд научного архива формируется из документальных материалов, образовавшихся в процессе работы музея.

В настоящее время фонд научного архива музея–заповедника «Кижи» включает более 3 000 единиц хранения. Архив содержит комплексы научно–исследовательских, научно–фондовых, научно–экспозиционных и т.п. документов, научно–техническую документацию учета, хранения и реставрации памятников истории и культуры, документы производственной деятельности музея, а также некоторые другие документы и материалы.

Научная библиотека Государственного музея–заповедника «Кижи» существует с 1967 года. В настоящее время фонд библиотеки насчитывает более 13 000 единиц хранения (в том числе книжный фонд составляет около 10 000 экземпляров). Более 1 000 экземпляров находятся на острове Кижи и предназначены для обслуживания сотрудников, проживающих на острове. 1 361 экземпляров составляет научно–рукописный фонд. Ежегодно выписывается около 33 наименований периодических изданий, что составляет около 2 000 экземпляров. Фонд библиотеки имеет свой профиль. В основном, это гуманитарная литература по истории, этнографии, архитектуре, фольклористике, искусствоведению, археологии, а также музейному делу. Выделен фонд редкой книги – 139 экземпляров. В настоящее время библиотеко заведует А.И.Хикматова.


Презентационно-выставочная деятельность



В 2004 году в музее–заповеднике «Кижи» был создан Презентационно–выставочного центра (ПВЦ) - новое структурное подразделение входящее в состав блока информационной, образовательной деятельности и связей с общественностью. Это явилось результатом развития музея, реагирующего на современные общественные потребности, на новые социокультурные, экономические и рыночные условия. ПВЦ – это переход от «музея – хранителя культурных ценностей» к «музею – транслятору и генератору культуры».

В структуру блока входят 3 отдела: отдел информации и компьютерных технологий (ИКТ), отдел культурно–образовательной деятельности (КОД) и отдел Презентационно–выставочный центр (ПВЦ).

В отдел ПВЦ входят сектора: выставочный, общественных связей, маркетинга. В структуре отдела работают психолог, старший научный сотрудник, курирующий систему повышения квалификации сотрудников музея, дизайнер.

В структуре ПВЦ создано новое для музея подразделение – Инфоцентр, являющийся своеобразным центром гостеприимства. Все посетители музея сначала попадают в Инфоцентр, где получают обширную и популярную информацию о музее, острове Кижи, об истории и будущем музея. В Инфоцентре готовится вся рекламно–информационная продукция.

С появлением в двух отреставрированных исторических зданиях – (ремесленное училище, пл.Кирова, 10а и земская больница, ул.Федосовой, 19) выставочных залов, Инфоцентра, студий и помещений для лекториев стало возможным проводить весь комплекс презентационно–образовательной работы музея в течение года, а не только во время летнего сезона. «Кижи – круглый год» — так называется новый проект презентационно–выставочного центра, нацеленный на предоставление широкого спектра музейных услуг посетителям. За год в городе с появлением ПВЦ обслуживается более 20 тысяч человек – детей, специалистов, пенсионеров, семей и партнеров.

Приоритетными задачами коллектива ПВЦ являются:

Большое внимание уделяется разработке и внедрению в работу блока новых музейных технологий: проектных и программых методов работы; выставочного менеджмента; гибких систем работы (создание ВТК на междисциплинарной, межотдельской основе с привлечением внешних партнеров); информационно–рекламного обеспечения презентационных мероприятий музея; изучения и использования отечественного и зарубежного опыта в области новых музейных информационных технологий; партнерских технологий в работе с посетителями музея на базе опыта, накопленного РДМЦ; публичной системной презентации кижского историко–культурного наследия и организация работы инфоцентра как принципиально новой структуры музея; накоплению опыта работы со спонсорами и благотворителями и разработке технологии фандрайзинга; формированию позитивного имиджа музея–заповедника «Кижи» как музея развития и музея влияния; продвижение Кижского историко–культурного комплекса как особо ценного объекта российского наследия и объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; разработка проектов информационно–образовательного сопровождения реставрации уникального памятника деревянного зодчества – Преображенской церкви.

Презентационная деятельность музея строится на пяти уровнях: внутри музейная коммуникация, на местном (остров Кижи, Медвежьегорский район), республиканском (районы Карелии), межрегиональном, всероссийском.

Проектный менеджмент. Одним из ведущих направлений деятельности блока является проектный менеджмент. В отделе разработано 20 в основном среднесрочных программ и проектов, в том числе такие, которые целостно презентуют музей–заповедник «Кижи», например, программа «Музей, открытый миру», разработанная к 40–летию музея. Также созданы программы по инновационным направлениям деятельности музея – «Персонал музея XXI века» (Л.М.Степанова), «Инфоцентр музея» (А.В.Стирина), Информационно–образовательная программа «Преображенской церкви – 300 лет» (О.Г.Галушкина, Е.Б.Добрынина), «Возвращение к истокам» (Е.Б.Добрынина). Разработаны программы «Дни музея–заповедника «Кижи» в Москве», условия всероссийских конкурсов «Кижский сувенир» (О.С.Корпусенко) и научно–исследовательских студенческих работ (Л.М.Степанова).

Успешно ведется перспективная работа по долгосрочной программе, разработка которой стала возможной с появлением в штате ПВЦ психолога Е.А.Казанцевой, – «Музей и посетитель». Работа включает исследования психологии восприятия гостями музея памятников и выставок, психологии общения, а также социологические, маркетинговые исследования. К этой исследовательской работе привлекаются сотрудники сектора маркетинга, экскурсионного отдела, отдела культурно–образовательной деятельности. В течение летних месяцев ведутся психологические исследования по программам сопровождения детских групп Летней школы и студентов Летнего Университета.

В 2005 году новым ярким проектом ПВЦ, направленным на внедрение музея в культурную жизнь города, стала разработка новой городской пешеходной экскурсии, связавшей два выставочных зала ПВЦ и ЛВК – «Кижский остров в центре столицы». Над этим проектом работал большой творческий коллектив (автор идеи и концепции Л.В. Шилова, Н.Назарова, С. Митрукова).

Одной из задач ПВЦ является повышение квалификации сотрудников всех подразделений музея. Повышение квалификации осуществляется в рамках Программы «Персонал музея XXI века» (руководитель Л.В.Шилова, составитель и куратор Л.М.Степанова) с 2004 года. Долгосрочная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на адаптацию персонала музея к решению задач в новых социально–экономических условиях, с учетом развития новых музейных технологий.

Традиционной формой работы в этом направлении стала отчетная конференция сотрудников «Январские чтения», введенная в практику музея с 2004 года. Эти конференции не только улучшает внутримузейную коммуникацию, но и являются своеобразной формой повышения квалификации.

Для программы характерно разнообразие форм повышения квалификации: проведение тематических семинаров на базе музея и ПетрГУ, обучение специалистов в АПРИКТи других ресурсных центрах РК и РФ, участие сотрудников музея в выездных семинарах и конференциях.

Продвижение новых технологий в музейную практику возможно только при условии непрерывного обучения специалистов всех структурных подразделений.

Выставочная работа. Выставочная деятельность ПВЦ основана на новых интерактивных методиках и носит событийный характер для культурной жизни города. Особое внимание сотрудниками выставочного сектора уделяется технологиям выставочного менеджмента и созданию выставок на основе междисциплинарных и межотдельских ВТК.

Выставочная работа блока развивается на пяти выставочных пространствах: выставочный зал ПВЦ (пл.Кирова, 10а), выставочный зал ЛВК (ул.Федосовой, 19), выставочное пространство Инфоцентра, передвижные выставки музея «Кижи», передвижные выставки из фонда РДМЦ.

Современный выставочный комплекс музея в г.Петрозаводске позволяет вести интенсивную выставочную деятельность с увеличением числа выставок, с расширением их географии, использованием современных компьютерных технологий.

Выставочная политика музея выстраивается по нескольким направлениям.

Важным направлением работы отделов ПВЦ и КОД является организация и проведение на базе выставок культурно–образовательных мероприятий, как составной части всех выставочных проектов, разработка технологий создания и работы интерактивных блоков выставок, ориентированных на конкретные аудитории посетителей музея.

Общественные связи музея. С 2004 года в структуре ПВЦ существует специализированная новая служба музея–заповедника «Кижи» — сектор по связям с общественностью, в структуре которого выделена пресс–служба. Работа музея с прессой является важной частью политики музея, который стремится к прозрачности своей деятельности и доступности уникального наследия Кижей широким массам населения.

Распространение достоверной и актуальной информации о деятельности музея происходит путем рассылки пресс–релизов по всем самым важным событиям музея, организации пресс–конференций и пресс–туров, организации информационных поводов для региональных и российских СМИ, распространения информации на Интернет–сайты более, чем по 200 адресам.

Пресс–служба музея курирует и участвует в создании фильмов о музее–заповеднике «Кижи». За два года работы ПВЦ создано 4 фильма: «Обитаемый остров» (студия «Позитив», г.Москва), «Кижи в узоре времени» (ООО «Вектор–Юст», г.Петрозаводск), «Кижи. Летопись преображения» (филиал ВГТРК ГТРК «Карелия»), «Музей «Кижи». Путешествие во времени», ООО Телестанция «НКМ, г.Петрозаводск»).

С 2004 года сектором выпускается периодическое издание – газета «Кижи», ставшая первой музейной газетой Карелии.

Сектор активно занимается организацией и продвижением социокультурной деятельности музея. Важным для связей музея с обществом стало подписание договоров о социальном партнерстве с администрациями Медвежьегорского (2004 г.) и Пудожского (2005 г.) районов. В их рамках проводятся такие социально значимые акции, как День музея в Пудоже и Медвежьегорске, благотворительные акции в детском доме «Радуга» г.Медвежьегорска, выставки в районных музеях.

Сектор проводит работу с общественными организациями «Земля Заонежья» и «Заонежье», Карельское землячество в Москве и Пудожское землячество в Петрозаводске.

Важным для социального партнерства с различными слоями населения, предприятиями, благотворителями и частными лицами стало начало работы Клуба друзей музея «Кижи», у которого большие потенциальные возможности сплочения вокруг музея сил, заинтересованных в его развитии.

Музейный маркетинг. Сектор маркетинга создан в структуре блока в январе 2004 года для реализации новых маркетинговых подходов в развитии музея–заповедника «Кижи» в современных экономических и социокультурных условиях. Основными направлениями работы сектора являются:

Сформированная система культурных услуг музея–заповедника «Кижи» включает 10 видов услуг на острове и 15 – в городе Петрозаводске. К новым услугам музея относятся городской экскурсионный маршрут «Кижский остров в центре столицы» и появление в ПВЦ и ЛВК двух сувенирных киосков. Совместно с турфирмами Петрозаводска выпущен информационный буклет по услугам музея «Музей–заповедник «Кижи».

Совместно с экономическим отделом сектор занимался формированием ценовой политики – разработаны прейскуранты на выставки и абонементы лекториев.

Сектором совместно с психологом музея Е.А.Казанцевой активно проводятся маркетинговые и социологические исследования. Важным для дальнейшего взаимодействия с торговым отделом оказалось маркетинговое исследование «Спрос на сувенирную продукцию музея–заповедника «Кижи» на острове. Подготовлены рекомендации для формирования ассортимента сувенирной продукции музея.

Сектором инициирован и организован 3–летний проект «Кижский сувенир», в том числе его Интернет–версия.

В задачи сектора также входит планирование и организация рекламно–издательской и имиджевой продукции музея (О.С.Корпусенко, Е.А.Селифанова, дизайн М.Н.Шилов).

Занимаясь фандрайзингом, сектор сформировал сеть благотворительных организаций, постоянно оказывающих музею поддержку в социальных программах. Серьезная работа идет по привлечению благотворительных средств на республиканский детский музейный праздник, на программу «Дни музея–заповедника «Кижи» в Москве», посвященную 40–летию музея «Кижи».

Презентационно–выставочная деятельность призвана аккумулировать и представлять достижения музея широкой общественности. Образ музея нового времени, музея, открытого миру, работающего вместе с местным сообществом – это сегодняшний и завтрашний день музея–заповедника «Кижи».

Образовательная деятельность музея


Культурно–образовательная работа музея «Кижи» за 40 лет прошла путь, свойственный всем музеям страны – от решения главным образом пропагандистских, идеологических задач 60–х годов до научно–просветительской модели работы в 70–80–е годы. С начала 90–х годов музей вышел на новый этап культурно–образовательной деятельности.

В настоящее время это направление музейной работы реализуется экскурсионным и культурно–образовательным отделами. В ведении последнего находится работа с детьми и местным населением, а также обслуживание посетителей выставочных центров музея в г. Петрозаводске. Такая структура начала формироваться в начале 90–х годов в ходе реформирования культурной образовательной деятельности музея и развитием Республиканского детского музейного центра (РДМЦ).

В 1993 году в музее был создан сектор музейной педагогики (ныне культурно–образовательный отдел). Первым заведующим сектором была Л.В.Лопаткина (Шилова) (ныне заместитель директора музея «Кижи»), первые сотрудники – Е.И.Филиппова и А.А.Пронин. С 1995 года сектор возглавляет Н.В.Воронина. Главной задачей сектора было создание Республиканского детского музейного центра – уникального явления для Республики Карелия, как в сфере культуры, так и в сфере образования. В настоящее время в составе отдела – сектор музейной педагогики с информационно–методическим кабинетом, лекционно–выставочный комплекс, сектор развития музейно–образовательных баз (МОК) РДМЦ и работы со школами. С 1994 года оформилась и эффективно работает договорная межведомственная организационно–штатная структура РДМЦ, которая включает как сотрудников отдела музейной педагогики музея–заповедника «Кижи», так и педагогов – организаторов музейной деятельности в базовых школах РДМЦ, финансируемых управлением образования города Петрозаводска. Работает Совет учредителей и межведомственный научно–методический совет РДМЦ. За прошедшие годы в музее и в МОКах сформировался творческий коллектив музейных педагогов, трудами которого поднят и разработан огромный инновационный пласт образовательной деятельности.

Основные направления деятельности РДМЦ связаны с решением ведущих задач:

Музей–заповедник «Кижи» и РДМЦ в течение 12 лет успешно работают как республиканский научно–методический и координационный центр в области музейной педагогики. Центр стал широко известен не только в Карелии, но и в России. В российских музейных изданиях последних лет освещается опыт работы музея с детьми, а РДМЦ музея–заповедника «Кижи включен в число 5 ведущих музейно–педагогических центров России. Музейный актив РДМЦ – работники музея «Кижи», музейные педагогики базовых структур РДМЦ в г.Петрозаводске и партнеры РДМЦ в районах республики – постоянные участники республиканских и всероссийских конференций и семинаров по музейной педагогике. Республиканским детским музейным центром, при активном участии учреждений образования и культуры РК, создана постоянно действующая межведомственная система подготовки и повышения квалификации кадров по музейной педагогике, памятниковедению, использованию наследия в системе непрерывного образования (детский сад – школа – вуз). За 12 лет музей–заповедник «Кижи» и его партнёры по РДМЦ организовали и провели 7 республиканских конференций по проблемам музейной педагогики, 7 городских и республиканских научно–практических семинаров. Работает постоянно действующий семинар «Музей и дети».

Новым направлением в Карелии является создание и реализация музеем «Кижи» в детских садах и школах системы учебных музейно–образовательных программ для детей и педагогов. За 12 лет создано 9 учебных авторских музейно–образовательных программ для дошкольников, учащихся 1–3, 5–8, 10–11 классов; 10 программ дополнительного образования. Программа «Дом» РДМЦ в 1997 году завоевала 1 место среди 617 программ в Российском конкурсе авторских программ (авторский коллектив – Л.В.Шилова, научный руководитель; Н.В.Воронина; Е.И.Филиппова; Н.В.Пух; Т.В.Годунова; И.Т.Кислякова). Программа РДМЦ «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» для 9–11 классов рекомендована для школ Карелии как региональный компонент (автор – Л.В.Шилова). Разработана музейно–образовательная программа для 1–3 классов «Музей и культура» (авторский коллектив: Л.В.Шилова, научный руководитель; Е.И.Филиппова; Н.В.Воронина). Все программы опубликованы в российских и республиканских изданиях. Всего в программах РДМЦ ежегодно обучаются более 2 тысяч детей. В научно–методических мероприятиях за 12 лет приняло участие около 3 тысяч педагогов и музейных работников.

Создание РДМЦ и деятельность музея–заповедника «Кижи» способствовали становлению музейной педагогики в Карелии, как новой научно–методической и практической области деятельности. Итогом работы РДМЦ и его партнеров, учредителей является формирование новой профессии в системе образования и культуры РК – профессии музейного педагога, организатора музейной деятельности. Важно, что музейная педагогика не только освоена как новая научная дисциплина, но и превращается в образовательную технологию. Благодаря РДМЦ составные части музейно–образовательной технологии: специальная музейная среда, музейная программа, музееведческие методики активно используется в детских садах, школах Карелии (села Святозеро, Эссойла, городах Сегежа, Беломорск, Кемь) и России.

Культурно–образовательная служба музея ведет обширную информационно–рекламную и издательскую работу. За 12 лет издано 6 сборников, сотни публикаций в республиканских и российских изданиях, десятки радио и телепередач, издано более 15 номеров научно–методического вестника «Образование культурой».

Республиканский детский музейный центр – необычная организация, она изначально задумывалась как структура, действующая не только в музее Кижи, но внедренная в общество – в систему культуры и образования, вовлекающая в деятельность по изучению, сохранению, интерпретации и актуализации наследия острова Кижи и народов Карелии широкие слои и структуры общества: детей всех возрастных групп – от школьников до старшеклассников и студентов, родителей, бабушек и дедушек, педагогов школ и руководителей кружков, студий системы дополнительного образования, общественные, ведомственные и государственные музеи и т.д. Прошло 12 лет и мы можем говорить, что сегодня РДМЦ – это «институт партнерства», реальный коммуникативный инструмент взаимодействия музея с обществом.

Партнерская сеть музея «Кижи» и РДМЦ включает более 70 организаций сферы культуры и образования и 150 человек музейно–педагогического актива, около 2 тысяч детей – постоянных участников музейных проектов, из них более 500 школьников входят в детские музейные клубы и советы РДМЦ.

С 1994 года по настоящее время музеем–заповедником «Кижи» и его партнёрами в г. Петрозаводске и районах республики создана не имеющая аналогов в Карелии и отечественной практике музеев, музейно–образовательная инфраструктура, которая кроме музея–заповедника «Кижи» с летней школой, включает систему музейно–образовательных комплексов, баз, площадок, образовательных маршрутов, которые дают возможность «погрузить» ребёнка в мир народной культуры, развивать его творческие способности и организовывать долгосрочную культурно–образовательную и научно–методическую работу музея–заповедника «Кижи».

При активной поддержке Управления образования администрации г. Петрозаводска, Министерства образования РК, директоров, педагогических и детских активов учебных заведений музеем–заповедником «Кижи» в 1994–1998 годах было создано в г.Петрозаводске 5 музейно–образовательных комплексов: в детском саде №108, школах №№ 26, 2, 43, Державинском лицее и 4 музейно–педагогических площадки — в Педагогическом колледже №1, Петрозаводском государственном университете, в детском саду п.Святозеро и школе п.Эссойла Прионежского района.

Каждый музейно–образовательный комплекс РДМЦ – это специально спроектированная особая предметно–образная историко–культурная среда. Каждый комплекс имеет свой художественный образ, концепцию и программу деятельности и динамично развивается как социокультурный центр своего микрорайона. Более 2 тысяч детей обучаются в специально разработанных РДМЦ музейно–образовательных программах.

Спецификой организации культурно–образовательной работы музея–заповедника «Кижи» в рамках деятельности РДМЦ, с начала 90–х годов стал проектный метод актуализации наследия, направленный на создание востребованных обществом, партнерских, межведомственных социокультурных проектов.

Проект «Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» (автор идеи и концепций – Л.В.Шилова) – это долгосрочный социокультурный, музейно–образовательный проект сохранения, актуализации и трансляции наследия народов Карелии, направленный на воспитание и образование детей через личное участие каждого ребенка и взрослого (будущих участников праздника), вначале в культуротворческой конкурсной деятельности (участие в игре, исследовании, проектах, рисование, сочинение, изготовление изделий и пр.), а затем в празднике. Музейный праздник стал местом диалога культур и поколений, республиканской мастерской детского творчества, заметным явлением в культурной жизни Карелии, наиболее ярким, интересным и популярным среди детей, родителей, педагогов, музейных работников проектом РДМЦ, вошедшим в российскую копилку музейно–педагогических инноваций 90–х годов.

Общее название проекта – «Кижи мастерская детства», но каждый год меняется тема праздника, открывая детям новую грань многоликой, разнообразной традиционной культуры народов Карелии. С 1994 до 2006 года состоялись 13 республиканских праздников, в которых приняли участие 8860 человек. 7400 детей стали участниками праздника на острове Кижи и в г.Петрозаводске, 3600 - лауреатами 119 республиканских конкурсов.

Все детские музейные праздники по традиционной культуре базируются на активном использовании опыта народных праздников, которые рассматриваются как часть народной культуры. Вещь, памятник, заповедное место, раскрытие их историко–культурной семантики по методике музейной педагогики, лежат в основе каждого праздника, отражая его музейную специфику.

Особую притягательность детскому музейному празднику придает удачный выбор место постоянного проведения – остров Кижи с его уникальной насыщенной историко–культурной средой.

С 2005 года Республиканский детский музейный праздник стал проводиться в два этапа, первый этап в Петрозаводске в мае, в форме красочного детского фестиваля. Второй этап – в июне, на острове Кижи. Идея музея–заповедника «Кижи» о модернизации праздника была поддержана Карельским государственным краеведческим музеем и Музеем изобразительных искусств РК. Во время первого этапа в режиме реального времени на пл. Кирова проходят конкурсы, победители которых получают право участвовать в празднике на острове Кижи. Новая форма проведения детского музейного праздника расширяет круг партнеров, его образовательный ресурс и количество участников до 3 тысяч детей разного возраста, родителей, педагогов.

Вторым крупным проектом является созданная в 1993 году Республиканская детская музейно–этнографическая школа на острове Кижи. С 1994 года она является базовой структурой РДМЦ и работает ежегодно с 1 июня по 31 августа. С 1997 г. по настоящее время соучредителем школы, кроме музея–заповедника «Кижи», выступает Министерство образования РК.

Летняя музейно–этнографическая школа – это целевой межведомственный социкультурный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка на основе историко–культурного и природного наследия музея–заповедника «Кижи». Основной метод освоения наследия острова Кижи – «погружение» в культуру. Дети и педагоги живут в исторической деревне Ямка, в крестьянском доме, построенном в конце XIX века и являющимся памятником музея. Главная задача музейного педагога и ребенка создать особую эмоционально–насыщенную атмосферу духовного общения, «погружения» в историко–культурную среду острова, личного общения с памятниками и островом.

Для участников Школы музейными сотрудниками разработаны специальные занятия и программы: «Материальная и духовная культура русских Заонежья и Пудожья, карел, вепсов», «Деревянное наследие Карелии», «Православие на Севере России. История и современность Кижского прихода» и др. Занятия проводят сотрудники музея.

За 13 лет школа приняла 166 групп, 2013 учащихся 1–11 классов, более 500 педагогов из 15 школ и учреждений дополнительного образования г. Петрозаводска, 14 районов республики и других регионов Российской Федерации. В летней школе за 2000–2005 годы реализовано более 60 культуротворческих музейно–образовательных проектов детей и педагогов Карелии.

Школа стала республиканской экспериментальной площадкой музейной педагогики и памятниковедения и занимается разработкой новых интерактивных форм и методов работы с детьми, совершенствованием методик «средового образования» и культуротворческой деятельности. Летняя школа предоставляет уникальные возможности личностного постижения наследия острова Кижи каждому ее участнику, создает условия для творческого развития школьника, оздоровления и содержательного отдыха детей на живописном острове Кижи.

Прожив несколько дней в Кижах, дети на всю жизнь запомнят закаты, сияние куполов, ночную тишину, теплый хлеб из местной пекарни. Все это и есть чувство родины, ее «детальное» освоение.

Образовательная деятельность музея–заповедника известна за пределами республики. В 1999–2000 годах на острове Кижи работала Всероссийская летняя музейно–педагогическая школа (грант фонда Сороса, Л.В.Шилова – руководитель проекта, менеджер – Н.В.Воронина), которая стала экспериментальной площадкой по выявлению новых музейно–педагогических технологий в Республике Карелия и музеях России. В школе приняли участие дети и педагоги из 40 городов и областей России. По итогам ее работы издан научно–методический сборник.

Летом 2003 года музей–заповедник Кижи начал реализацию нового проекта – «Летний университет на о.Кижи».

Проект ориентирован на работу музея с новыми возрастными, социальными и профессиональными группами местных сообществ Карелии и регионов РФ: студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов, школ и средних специальных учреждений, творческих работников культуры, управленцами нового поколения, частью жизненного и делового опыта которых должно стать культурное наследие.

Летний университет развивает опыт РДМЦ по активному использованию образовательного потенциала острова Кижи в системе повышения квалификации и «образования культурой» и является новой интерактивной формой подготовки кадров и повышения их квалификации.

Разнообразны темы сессий Летнего университета: «Музейная педагогик в системе дополнительного образования. Культурологические аспекты музейно–образовательной деятельности», «Национально–региональный компонент. Музейные технологии в интерпретации историко–культурного и природного наследия музея–заповедника «Кижи», «Музей. Культура. Общество в 21 веке» и др.

Партнерами музея по проекту за 3 года стали ВУЗы Карелии: Петрозаводский Госуниверситет, Карельский педагогический университет, Славянский институт, а также Карельский институт повышения квалификации, ООО «Экокультура» (г.Москва) и др. За три года в 12 сессиях приняло участие 177 студентов, преподавателей, педагогов и музейных работников РК.

В музее «Кижи» есть все условия для развития Летнего университета как всероссийской межведомственной и междисциплинарной площадки для инициирования, создания и апробации новых научно–методических, музейно–образовательных, социокультурных новаций и проектов в области повышения «образования культурой».

Создание выставок для детей, родителей и педагогов является одним из ведущих направлений культурно–просветительской деятельности музея и РДМЦ. Выставочный фонд музейного центра создан на основе конкурсных работ детей и педагогов, семьи – участников двух проектов – «Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» и «Республиканская летняя детская музейно–этнографическая школа на острове Кижи» и включает более 2500 детских творческих работ.

Из детских коллекций фонда музеем Кижи и его партнерами были созданы такие крупные выставки, как Международная художественная выставка «Дети рисуют «Калевалу» (1999 г., г.Москва, Петрозаводск), республиканские выставки — «Кижи – остров вдохновения» (2000 г.), «Наследие и дети» (2001 г.), «Кижи глазами детей» (2003 г.) и другие. Ежегодно сотрудниками центра и музейными педагогами базовых комплексов создается более 20 передвижных выставок в учреждениях культуры и образования г. Петрозаводска и районов Карелии.

Всего за 12 лет на музейно–образовательных базах центра, в выставочных залах музея и других учреждениях города и республики было организовано 238 выставок, которые посетили более 100 тысяч человек, в том числе 80 тысяч детей.

К числу наиболее ярких и значимых выставок для детей, созданных в последние годы культурно–образовательной службой музея, можно отнести юбилейную Республиканскую детскую интерактивную выставку «Кижи – мастерская детства». Она аккумулировала наработанный за 10 лет РДМЦ опыт создания детских выставок с использованием информационных технологий, а также методик музейного менеджмента в выставочной деятельности. Выставка была открыта в юбилейный для РДМЦ 2004 год, в новом выставочном зале музея в г.Петрозаводске (пл. Кирова 10–а) и высоко оценена общественностью Республики.

С 2004 года культурно–образовательная деятельность музея–заповедника «Кижи» вступила в новый этап развития, который связан с использованием новой инфраструктуры музея в г.Петрозаводске: двух выставочных комплексов, Инфоцентра, помещений для студий, лектория и т.д., а также с организацией нового структурного блока – информационной, образовательной деятельности и связям с общественностью. Все это позволило активно использовать современные технологии, новые ресурсы, возможности кооперации с другими отделами блока и музея, особенно отдела информации и компьютерных технологий в культурно–образовательной работе.

В 2004 году была проведена модернизация музейно–образовательного отдела в культурно–образовательный отдел. Перед отделом поставлены новые задачи — организация круглогодичной систематической работы не только со школьниками, но и с другими категориями местного населения города Петрозаводска и республики, совершенствование традиционных форм научно–образовательной деятельности в новых условиях, использование новых информационных, интерактивных, партнерских технологий, развитие новых направлений и форм работы. С 2004 года в новом здании открыт Лекционно–выставочный комплекс, в котором ведут работу 8 народных лекториев. Внесены коррективы в выставочную деятельность, которая реализуется на основе музейно–педагогических подходов и технологий выставочного менеджмента. В 2005 году впервые в музее создана Детская музейная студия материально–художественного творчества «Кижская палитра» (руководитель С.А.Петрякова). В 4-х группах студии занимаются 37 детей от 6 до 13 лет. Студийцы – активные участники музейных мероприятий: выставок в Лекционно–выставочном комплексе, республиканского детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства». Дети из «Кижской палитры» выезжают на пленэры на остров Кижи, после которых появляются выставки их творческих работ.

В планах блока создание Музейной студии для студентов вузов, с которыми с 2004 года ведётся плановая системная работа (конкурсы, совместные проекты, учатие в музейных праздниках, выезд на практику на остров Кижи).

В настоящее время музейное образование, научно–образовательная деятельность музея–заповедника выходит на новый уровень взаимодействия со всеми категориями общества, становится всё более открытой, системной, делая образовательный ресурс музея и его культурные услуги доступным, привлекательным не только для местного населения Республики Карелия, жителей регионов Российской Федерации, но выходит и на международный уровень в соответствии со статусом музея–заповедника «Кижи» как объекта Российского и Всемирного культурного наследства ЮНЕСКО.
Содержание:
1.История создания…………………………………………………..2

2.Кижский архитектурный ансамбль – основа музея-заповедника «Кижи». Остальные постройки……………………………………………………………..3

3.Фондовое собрание музея-заповедника «Кижи»…………………8

4.Изучение народной культуры в музее-заповеднике «Кижи»…....9

5.Презентационно-выставочная деятельность……………………..14

6.Образовательная деятельность музея……………………………..18








Доклад-презентация
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации