Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье) - файл n1.doc

приобрести
Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье)
скачать (4098 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4098kb.10.09.2012 14:54скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье)




СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К УЧАЩИМСЯ………………………………………………………………………………………...……….3
ВВЕДЕНИЕ (коротко о татарском народе и Татарстане)…………………………………………………………………...4
Раздел I

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСТАНА
§ 1. Земли Татарстана в первобытную эпоху……………………………………………………………………………………..6

§ 2. Древние люди в Поволжье и Прикамье………………………………………………………………………………………6

§ 3. Новый каменный век………………………………………………………………………………………………………….7

§ 4. Из жизни первобытных людей………………………………………………………………………………………………..8

§ 5. Первые успехи в древней металлургии………………………………………………………………………………………9

§ 6. Разложение родового строя…………………………………………………………………………………………………10
Раздел II

РАННИЕ ТЮРКИ И ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ЕВРАЗИИ
§ 7. Гунны и Великое переселение……………………………………………………………………………………………….12

§ 8. Ранние тюрки в Восточной Европе и Среднем По­волжье…………………………………………………………………13

§ 9. Тюрки-кочевники степей Евразии. Авары, болгары, хазары……………………………………………………………...14

§ 10. Тюрки-кочевники степей Евразии. Торки, печенеги, половцы…………………………………………………………..15
Раздел III

ПЕРВЫЕ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА
§ 11. Тюркский каганат…………………………………………………………………………………………………………..17

§ 12. Кимакский каганат………………………………………………………………………………………………………….20

§ 13. Хазарский каганат…………………………………………………………………………………………………………..21

§ 14. Великая Болгария………………………………………………………………………………………………………….23
Раздел IV

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
§ 15. Ранние болгары на Волге. Образование нового болгарского государства - Волжской Булгарии……………....25

§ 16. Территория, население, соседи…………………………………………………………………………………………...27

§ 17. Хозяйство, ремесло и военное дело………………………………………………………………………………………..29

§ 18. Общественно-политический строй………………………………………………………………………………………...31

§ 19. Города Волжской Булгарии. Булгар и Сувар……………………………………………………………………………..32

§ 20. Буляр и другие города. Селения…………………………………………………………………………………………...34

§ 21. Культура и просвещение……………………………………………………………………………………………………35

§ 22. Внешние связи………………………………………………………………………………………………………………38
Раздел V

ЗОЛОТАЯ ОРДА
§ 23. Древние татары и Чингисхан………………………………………………………………………………………………41

§ 24. Монгольские завоевания и образование Золотой Орды…………………………………………………………………42

§ 25. Ранний период истории Золотой Орды. Бату-хан ………………….…………………………………………………….44

§ 26. Период могущества Золотой Орды. Узбек-хан …………………………………………………………………………..46

§ 27. Политико-государственное устройство Золотой Ор­ды……………………………………………………………...…..47

§ 28. Экономическая жизнь Золотой Орды …………………………………………………………………………………….49

§ 29. Армия и вооружение………………………………………………………………………………………………………..51

§ 30. Города Золотой Орды. Сарай-Бату и Сарай-Берке……………………………………………………………………….52

§ 31. Другие города Золотой Орды………………………………………………………………………………………...…...54

§ 32. Культура Золотой Орды. Материальная культура………………………………………………………………………..56

§ 33. Культура Золотой Орды. Духовная культура……………………………………………………………………………..60

§ 34. Булгар и булгарская земля в составе Золотой Орды……………………………………………………………………...62

§ 35. Иски-Казань………………………………………………………………………………………………………………….65

§ 36. Тохтамыш, Идегей и последние попытки возрож­дения могущества Золотой Орды…………………………………..69

§ 37. Распад Золотой Орды……………………………………………………………………………………………………...71

Раздел VI

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО
§ 38. Образование Казанского ханства………………………………………………………………………………………….75

§ 39. Территория и население. Первый период существо­вания ханства……………………………………………………..76

§ 40. Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и тор­говля………………………………………………………………..................................................................................................................................78

§ 41. Государственное правление и общественный строй…………………………………………………………………......80

§ 42. Военное дело и вооружение……………………………………………………………………………………………….81

§ 43. Культура Казанского ханства…………………………………………………………………………………………...…84

§ 44. Столица ханства—город Казань...........................................................................................................................................87

§ 45. Политическая история. Вторая половина XV века ………………………………………………………………………90

§ 46. Политическая история. Первая половина XVI века ……………………………………………………………………...92

§ 47. Завоевание Казанского ханства.............................................................................................................................................94

§ 48. Краткая история других татарских ханств ………………………………………………………………………………..98
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА………………...............................................................................................................105
Дорогие учащиеся!
Вы берете в свои руки новый учебник по истории. Это история татарского народа и Республики Татарстан с древнейших времен до 1552 года до падения Казанского ханства. Именно в 1552 году прекращает свое существование одно из крупнейших государств татарского народа позднего средневековья. Впоследствии, до 1783 года, были завоеваны и другие татарские ханства. После этих событий история татар, а на территории нынешнего Татар­стана история и других народов, продолжается в составе Россий­ской империи.

До недавнего времени в учебниках истории освещалось в основном прошлое Русского государства, а истории других народов, населяв­ших СССР и Россию, уделялось незначительное внимание. Более того, целые страницы многовековой и богатой истории нерусских, прежде всего тюркских народов, среди них и татарского, замалчива­лись или преподносились с негативной оценкой. Это касается главным образом истории Золотой Орды, исследование и пропаганда которой у нас в Татарстане фактически были запрещены постановлением сталинского ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года. Почти такое же отрицательное отношение создалось и при изучении истории та­тарских государств, образованных после падения Золотой Орды.

Сегодня в период начавшейся демократизации общества, нового мышления, заполнения «белых пятен» в истории народов, восстановления исторической памяти возникает большая необ­ходимость объективной оценки и более полного освещения всех периодов истории Татарстана и всего татарского народа. Наста­ло время осмыслить историю нашего народа, а также других народов, населяющих Республику Татарстан, по-новому, освобож­даясь от бывшей идеологизации исторической памяти, в целом от старого стереотипа мышления и поведения.

В прежних публикациях «Истории Татарской АССР» как ака­демического издания, так и учебного пособия для школ, освещалось лишь прошлое Татарстана и той небольшой части татарского народа, которая проживает в нем. Известно, что три четверти всех татар живут за пределами своей национальной республики. Естественно, перед нами встает большая задача всестороннего изучения истории всего татарского народа.
Р. Г. Фахрутдинов, доктор исторических наук

ВВЕДЕНИЕ

(Коротко о татарском народе и Татарстане)


 

По своему языку татарский народ относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Согласно данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1989 году, в бывшем Союзе проживало 6 920 745 татар (из них 271715 – крымские татары), занимая по своей численности шестое место в стране.

 __________________________________________________________________________________________

Языковая семья – это совокупность генетически родственных языков, которая определяется наличием общих черт, идущих от одного древнего языка–основы, праязыка. Алтайская семья языков– одна из крупных языковых семей (известны также индоевропейская, сино-тибетская, афразийская или семито-хамитская, уральская и др.), которая делится на три группы: большую тюркскую и небольшие монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. В тюркскую группу алтайской семьи языков, кроме татар, входят: турки, узбеки, казахи, киргизы, туркмены, азербайджанцы, башкиры, чуваши, каракалпаки, гагаузы, карачаевцы, балкары, кумыки, ногайцы (в бывшем–татары-ногаи), уйгуры, алтайцы, хакасы, якуты, тувинцы, шорцы, долганы, некоторые другие малочисленные народности.

 __________________________________________________________________________________________

Самое большое количество татар проживает в своей родной республике, в Татарстане, их здесь 1 765404 человека. Много татар и в Башкортостане–1 120702. Основная масса татарского населения сосредоточена в Поволжско-Приуральском и Западно-Сибирском регионах. Вот несколько цифр по данным переписи 1989 года: Тюменская область–227443 человека, Челябинская – 224 605,Свердловская –183781, Ульяновская – 159093, Оренбургская–158564, Пермская – 150 460, Самарская – 115280, Удмуртская республика – 110343 человека. Даже в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в общей сложности числится 204637 татар. Большое количество татар живет в крупных городах и промышленных центрах. В Москве, например, они занимают по своей численности (157376 чел.) четвертое место после русских, украинцев и евреев.

Значительная часть татарского населения проживает во всех бывших союзных республиках или, как их теперь называют, в странах ближнего зарубежья. Особенно много татар в Узбекистане – 656601 чел., в Казахстане – 331 151, на Украине – 133 596. В эти данные не входят крымские татары, которые в . последние годы из республик Средней Азии, т. е. Из временных мест своей депортации в 1944 году, начали возвращаться на свою историческую родину – в Крым, входящий ныне в состав Украины.

Из стран дальнего зарубежья татары живут в Турции, Румынии, Польше, Китае, США, Финляндии, Австралии, Японии, в ряде стран арабского мира, даже в Латинской Америке. Точная их численность не известна, однако называют число от 80 до 100 тысяч (по некоторым данным, в Турции проживает большое количество крымских татар, переселившихся туда в различные периоды после ликвидации Крымского ханства в 1783 году; значительная их часть там отюречена к настоящему времени). За рубежом татары живут, составляя отдельные общины, сохраняя свой язык и культуру и устанавливая тесные связи между татарскими общинами в разных странах, а в последние годы – и со своими соотечественниками в бывшем СССР, особенно в современном Татарстане.

Итак, татары широко расселены не только на обширной территории бывшего Союза, но и почти на всех континентах земного шара. По этой причине татарскую нацию относят к категории дисперсных, т.е. разбросанных. Такое определение имеет отношение в основном к странам дальнего и в определенной степени ближнего зарубежья: татарское население этих стран составляет там диаспору (греческое слово “диаспора” означает пребывание значительной части народа вне страны его происхождения).

Однако татары не являются диаспорой в отношении большой территории Российской Федерации от Западной Сибири на востоке до Крыма на западе, от Казани на севере и до Астрахани на юге. Эта обширная земля является территорией формирования татар в качестве народности.

 __________________________________________________________________________________________

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Принято считать, что она является этнической общностью, следующей за племенем и предшествующей нации. Народности возникают в различные исторические периоды от эпохи рабовладения и до нового времени. Периодом сложения татарской народности, как и целого ряда других народностей средней широты Евразии, считается развитое и позднее средневековье эпохи феодализма. Народность в данном случае – не уменьшительное значение определения “народ”, а историко-этническая категория.

 __________________________________________________________________________________________

Именно на земле вышеназванных пределов располагалась в свое время Золотая Орда–общее и единое средневековое государство всего татарского народа, именно на ней после падения Орды образовались пять татарских ханств: Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское. Прямыми потомками населения этих ханств являются современные этнографические группы" татарского народа: казанские," крымские, сибирские, астраханские и татары-мишари (последние проживали на территориях Казанского и Касимовского ханств). Кроме этих групп, имеются румынские и польско-литовские татары, которые окончательно сформировались как народность вне своей исторической родины, т. е. они являются экстерриториальными. Все названные группы татар, хотя и имеют некоторые различия, особенности в языке и культуре, возникли на общей этнической основе, носят общий этноним, т. е. самоназвание “татары”, объединяющий весь татарский народ в единый этнос.

Татары исповедуют ислам – одну из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий. В качестве официальной религии ислам был принят в Волжской Булгарии еще в начале Х века, в 922 году. Вместе с исламом проникла тогда в средневековый Татарстан и арабская письменность, сыгравшая огромную роль в просвещении и в целом в духовной культуре народа. Ислам являлся государственной религией и еще более окреп в периоды Золотой Орды и последующих татарских ханств, хотя во всех этих государствах существовала известная веротерпимость. Это свидетельствует о том, что татарское общество с давних времен было в достаточной степени демократичным.

История татарского народа богата яркими именами самоотверженных борцов за свободу, счастье и процветание страны. Это крупнейшие средневековые государственные, политические и военные деятели, вожди национально-освободительного движения и выдающиеся ученые-просветители: Идегей и Чура-батыр, Ибрагим и Сафа-Гирей–ханы, Нур-Салтан и Сююмбике–царицы, Булат и Нурали Ширины, Батырша и Бахтияр Канкаев, Шигабутдин Марджани и Муса Бигиев, Исмагил Гаспринский и Каюм Насыри, Юсуф Акчура и Рашид Ибрагимов, Галимджан Баруди и Риза Фахрутдинов, Фатих Карими и Садри Максуди, братья Шарафы и многие другие.

Формой национальной государственности татарского народа, главным образом казанских татар, является в настоящее время Республика Татарстан, образованная в качестве Татарской АССР в 1920 году (в 1921–1945 годах существовала и. Крымская АССР с коренным населением из крымских татар). 30 августа 1990 года на заседании Верховного Совета Татарстана была принята Декларация о государственном суверенитете, а 12 июня 1991 года избран первый Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. 6 ноября 1992 года Верховным Советом РТ принята Конституция Республики Татарстан, где она объявлена субъектом международного права.

Татарстан занимает площадь 67,8 тыс. кв. км. Население республики на начало 1992 года составляло З млн. 705 тыс. человек, увеличение которого к 2000 году предполагается до 4 млн. По числу жителей Татарстан занимает первое место среди республик и областей Поволжья. 48,5% населения республики составляют татары, 43,3%–русские (всего в ней проживают представители 107 национальностей).

В нашей республике насчитывается 43 административных района, 19 городов, в том числе 11 городов республиканского подчинения. Столицей Республики Татарстан является город Казань, в котором проживает более 1 млн. 100 тыс. человек. Казань–это крупный индустриальный, научный и культурный центр Восточной Европы. Вторым по величине является город Набережные Челны с полумиллионным населением и известным на весь мир промышленным гигантом – автокомплексом по производству большегрузных автомобилей КамАЗ.

Татарстан обладает мощной современной индустрией, в которой определяющими являются: машиностроение (42,6% всей промышленной продукции), химическая и нефтехимическая промышленность, добыча нефти и электроэнергетика. Основу экономического потенциала составляют КамАЗ, Нижнекамский нефтехимический комплекс, объединение “Татнефть”, предприятия военной промышленности. В Татарстане–высокоразвитое сельское хозяйство, он имеет крупную строительную базу. Расширяется доля ввозимых и вывозимых товаров, в основном промышленных.

Татарстан и его столица Казань славятся как крупнейший центр науки. В республике, например, имеются 80 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 14 вузов, среди них знаменитый Казанский университет–старейший очаг передовых математической, химической, медицинской и востоковедческой наук. Всемирную славу Казанскому университету принесли имена выдающихся ученых Н.И.Лобачевского, Н.Н.Зинина, А.М.Бутлерова, И.М.Симонова, В.М.Бехтерева, И.Хальфина, X.М.Френа, И.Н.Березина, К.Ф.Фукса, А.А.Казем-бека, Н.Ф.Катанова и других. В 1991 году в республике создана самостоятельная Академия наук Татарстана с центром в Казани.

Татарский народ имеет богатую материальную и духовную культуру, которая своими корнями уходит в глубь веков. Татарский народ законно гордится поистине многовековой историей литературы, искусства и других отраслей культуры, давших человеческой цивилизации такие яркие таланты, как Кул Гали, Кутби, Саиф Сараи, Мухаммедъяр, Гаяз Исхаки, Габдулла Тукай, Дэрдменд, Фатих Амирхан, Галиасгар Камал, Галимджан Ибрагимов, Габдулла Кариев, Сахибджамал Гизза-туллина-Волжская, Салих Сайдашев, Карим Тинчурин, Хади Такташ, Муса Джалиль, Зайни Султанов, Халил Абжалилов, Фатима Ильская, Гульсум Камская, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Джаудад Файзи, Хасан Туфан, Баки Урманче, Наки Иеанбет, Гумер Бащиров, Амирхан Еники, Рустем Яхин, Нйаз Даутов, Рудольф Нуриев, Ильгам Шакиров...

Итак, в добрый путь, дорогие юные друзья, в древнюю и средневековую историю татарского народа и Татарстана – в историю сложную, но весьма богатую и увлекательную!

Вопросы и задания:

1. К какой языковой семье и группе относится татарский язык? Перечислите и другие народы из этой же группы.

2. Назовите места (республики, области) компактного проживания татар.

3. Кратко расскажите о Республике Татарстан и ее достижениях. Какие выдающиеся личности из татар и других народов Татарстана вам известны?


РАЗДЕЛ I. Первобытное общество на территории Татарстана

§ 1. ЗЕМЛИ ТАТАРСТАНА В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ

Дорогие ребята! Всем вам хорошо известно, что река Кама является притоком Волги. Однако было ли так всегда? В глубокой древности, около одного миллиона лет тому назад, в начале т. н. четвертичного периода – еще задолго до появления человека в нашем крае – здесь были совсем другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточной Европы была Кама (первоначальная Кама, пра-Кама). Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было.

Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегах современных Волги и Камы таких южных животных, как слоны и носороги. Но они обитали в те далекие времена и в наших краях, ибо климат тогда был очень теплый. Этому климату соответствовал и растительный мир – в местах, покрытых ныне еловыми и сосновыми лесами, росли южные, неустойчивые к морозам деревья.

Картина изменилась с началом сильного похолодания или, как его называют, Великого оледенения. Это произошло примерно 800 тысяч лет тому назад. Многие тысячелетия северные ледники постепенно увеличивались и заняли всю северную часть Евразии. Охватывая общую площадь в 5 миллионов кв. км, ледник толщиной в 2 км продвигался на юг. Отдельные его отроги – “языки” – доходили на юге до нижнего течения Днепра, а в бассейне Волго-Камья – до районов современного города Пермь. На нашей территории установился холодный, арктический климат. Теплолюбивые животные вымерли, вместо них появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, северные олени, песцы. Соответственно менялся и растительный покров: широколиственные леса сменились хвойными, а по краям ледника расстилалась зона тундры.

Прошли тысячелетия. Климат постепенно теплел, таял ледник, что внесло большие изменения в речную сеть. Вытекавшие из-под ледника обильные воды переливались в Каму и “перепилили” ее. Начался процесс образования современной Волги. Ледник все таял, отступая на север. Ледниковый период закончился около 25 тысяч лет тому назад. Сам ледник частично сохранился в Северном Ледовитом океане и в Гренландии.

§ 2. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ В ПОВОЛЖЬЕ И ПРИКАМЬЕ

Первые люди в бассейнах Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху т. н. среднего палеолита.

____________________________________________________________________________________________________

Палеолит–это древний каменный век (состоит из двух греческих слов: “палайос”–древний и “литое”–камень). Палеолит– наиболее древний период в истории человечества–длился около трех миллионов лет. В свою очередь он делится на три этапа:

нижний (древнейший и самый долгий), средний и верхний (поздний) палеолит. Если история древнейшего человека, история отделения его от животного мира происходила в южных широтах Евразии и экваториальной Африке, то его появление в Восточной Европе, в том числе и в Волго-Камье, связано именно со средним палеолитом.

__________________________________________________________________________________________

Это произошло около 80–100 тысяч лет тому назад. Самое древнее стойбище людей данного периода обнаружено у нас в Татарстане на территории современного Тетюшского района, на правом берегу Волги в урочище “Красная глинка”. Отдельные стойбища известны также выше по Каме–в бассейне ее притока Чусовой и в Пермской области. Средний палеолит– период существования неандертальцев: так названы эти древнейшие первобытные люди по их костным остаткам, впервые выявленным в долине Неандерталь в Германии. Неандерталец представляет собой звено в цепи развития человека, стоявшее между древнейшими обезьяно-людьми и современным человеком. Неандертальцы – это первые люди-охотники; они пользовались грубыми и примитивными орудиями труда и оружием из камня–рубилами, скребками, первобытными ножами, коллективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. Неандерталец был коренастый, сильный человек с широкой грудью и большой головой; ноги короткие, слегка согнутые в коленях, руки довольно длинные.

Около 40 тысяч лет тому назад началась эпоха позднего палеолита, характеризующаяся появлением современного по внешнему облику человека – Homo sapiens, человека разумного. В науке принято называть их также кроманьонцами по первым находкам скелетов этих людей у селения Кро-Маньон во Франции. Они уже собирались в значительно большие коллективы, чем неандертальцы; возникли первые родовые организации. В подобных организациях все люди были равны и свою жизнь они устраивали сообща. Мужчины были целыми днями на охоте, а все остальные дела, в том числе и воспитание детей, полностью ложились на плечи женщин. В результате групповой жизни ребенок знал только мать, он всегда находился в роду своей матери. Таким образом, сама первобытная жизнь заставила женщину занять привилегированное положение в хозяйственной и общественной жизни. Именно по этой причине ранний период первобытнообщинного строя обычно называют матриархатом (состоит из двух слов: латинского “матре”– мать и греческого “архе” – начало, власть).

Бессилие человека перед грозными силами природы способствовало зарождению первобытной религии. Древнему человеку было непонятно, почему сверкает молния и гремит гром; его всегда пугал ночной мрак, когда в каждой пещере и за каждым кустом его ожидала страшная встреча с хищным зверем. Каждое непонятное явление природы он приписывал сверхъестественным силам, глубоко верил в происхождение людей от различных животных и растений. Такая форма первобытной религии называется тотемизмом.

Одновременно с подобной религией возникло и первобытное искусство, которое представлено каменными статуэтками женщин и наскальными рисунками животных. Прекрасные образцы, подлинные шедевры древней наскальной живописи впервые обнаружены в нашей стране–на Урале, в т. н. Каповой пещере (Шулганташ). Там на высоких стенах красной охрой нарисованы фигуры мамонтов, лошадей и носорога.

А вот уникальный рисунок, сделанный первобытным человеком, найден сравнительно недавно на территории уже нашего Татарстана. В начале 1970-х годов на правом берегу Волги у дер. Кзыл Байрак Верхнеуслонского района республики был обнаружен обломок бивня мамонта с изображением ... мамонта. Там же были найдены тогда и зубы этого ископаемого животного. Находки обнаружены в обрыве берега реки учащимися 9–10 классов средней школы № 35 (ныне татарская гимназия № 1 г. Казани) Рамилем Юсуповым, братьями Камилем и Шамилем Миннибаевыми. К сожалению, на том месте не были проведены тогда археологические работы–эти находки стали известны буквально в последнее время.

Стоянки людей позднего палеолита известны в Татарстане на Волге, Каме и в бассейне реки Ик на востоке республики.

12–14 тысячелетий тому назад началась эпоха мезолита– среднего каменного века (“месос”–средний и известный уже нам “литое”–камень). В результате окончательного отступления ледника установился климат, близкий к современному. Человека не стала уже устраивать лишь охота, да и такие крупные



животные, как мамонт, шерстистый носорог и пещерный медведь вымерли, ушли на север олень и песец. Люди начали заниматься рыболовством и домашним скотоводством, впервые приручив некоторые виды диких животных. Человек изобрел лук и стрелу, правда, стрелу пока только с каменным наконечником.

Места обитания людей мезолита известны в республике в левобережье нижнего течения Камы, в низовьях Белой и Ика, в бассейне Свияги, на правом берегу Волги у Камского Устья и Тетюш.

§ 3. НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК

Человек вступил в новый каменный век–эпоху неолита (“неос”–новый), охватившую IV и III тысячелетия до н. э. В этот период берега Волги и Камы стали более многолюдными. В районе современных Обсерватории, Займища, Борового Матюшино, а по Каме от ее устья до реки Белой отдельными группами располагались поселки из деревянных домов-полуземлянок, где со своими семьями жили охотники, рыболовы и землепашцы.



В эпоху неолита усовершенствовалась техника изготовления каменных орудий – люди изобрели способ шлифовки и полировки лезвий топоров, ножей и других орудий, которые стали настолько прочными и острыми, что такими ножами могли бриться. Просверленные топоры и молотки стали насаживать на черенки, а не просто прикреплять их прутьями к палкам, как делали раньше.

Неолит по-другому называют еще неолитической революцией, под которой подразумевают прежде всего переход от присваивающих (охота, рыболовство) к производящим формам хозяйства, иными словами, к земледелию и скотоводству. Следовательно, впервые в истории человечества появился оседлый образ жизни: возникли земледелие и домашнее скотоводство, была усовершенствована охота, сильно развилось рыболовство, люди научились делать лодки, появились ткачество и гончарное дело.

Все эти достижения неолитической революции не только значительно облегчили жизнь первобытных людей, но и явились большим стимулом для дальнейшего развития общества. Роль этих достижений и преобразований, бесспорно, была очень велика в жизни древнего человека, и о каждом из них можно было бы говорить очень долго. Здесь коротко остановимся лишь на одном из этих нововведений.

Слово о керамике, глиняной посуде, которая, по сравнению, например, с земледелием и животноводством, кажется на первый взгляд не таким уж большим достижением. Однако это лишь на первый взгляд. Вдуматься посерьезней, и получится совсем другая картина. Прежде всего, глиняный горшок, хоть и вылепленный пока от руки, – это единственный сосуд в жизни и быте первобытных племен, который можно было ставить на огонь. Если люди раньше ели мясо в сыром, полусыром виде или наскоро зажарив на углях, то с изобретением керамики начали варить суп, есть наваристый бульон. Употребление молока и молочных продуктов, изготовление настоев лекарственных растений – все это стало возможным благодаря появлению глиняной посуды. Помогают находки керамики и науке, в исследовании истории материальной культуры. Являясь наиболее массовой и хорошо сохранившейся до наших дней посудой древнего общества, она дает много ценных сведений при выявлении и определении археологических культур, при изучении вопросов жизни и быта их носителей, переселения людей в другие края, связей с иными культурами.

В эпоху неолита возникли значительные изменения в общественной жизни, в духовной культуре. Роды стали объединяться в племена, начали формироваться этнические группы (древнегреческое “этнос” означает племя, народ). Именно в это время произошло формирование общих предков современных индоевропейских и финно-угорских народов, начали выделяться отдельные археологические культуры.

____________________________________________________________________________________________________

Археологическая культура–это общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Она соответствует какому-либо союзу племен. Если археологическая культура осталась от древних племен, историческое название которых нам не известно, то она называется условно по имени самого характерного или впервые изученного памятника, а иногда исходя из особенностей этой культуры. О некоторых археологических культурах Восточной Европы и Татарстана будет кратко рассказано ниже.

____________________________________________________________________________________________________

Шли тысячелетия. Отделившись от животного мира, человек прошел через свое младенчество, свое детство – каменный век. Трудным ли было для него это время, можно ли его назвать “золотым веком”? Нет, не легким был этот древнейший период для человека. Несмотря на то, что на земле было обилие зверя, дичи, рыбы, охотиться на них лишь каменными топорами и стрелами было чрезвычайно трудно. В ледниковый период, продолжавшийся несколько сот тысячелетий, человек страдал в холодных пещерах, в крайне неуютных, примитивных жилищах-шалашах, погибал от неизвестных ему болезней. Однообразная еда, в основном мясная, сокращала ему жизнь. По мнению специалистов, неандерталец, например, несмотря на силу и здоровье в молодости, к 50 годам превращался в дряхлого старика. Однако, невзирая на трудности, жизнь текла своим чередом. Человек становился все опытнее, все умнее. И каждое ушедшее поколение закладывало основу для будущего, более совершенного.
§ 4. ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

...Вот уже вторую неделю Амо и его друзья бредут по следу тигра. Не местный он, тигр, а забрел со стороны восходящего солнца, спасаясь от наводнений. Не успел появиться, как сразу же навредил племени Барс, живущему в долине Большая во­да,—съел более десяти человек. Первым он схватил отставшего от других охотников Кама, а уж отведав человечины, прямо взбесился. Потом уносил несколько раз женщин, шедших по воду. Фау, предводитель племени, собрал совет старейшин. Все они пришли к единому мнению: в одиночку не ходить; за водой ходить сообща и непременно в сопровождении вооруженной охраны; детям запретить играть на поляне, вообще, всем быть предельно осторожными и без особой надобности не отходить от стойбища.

Было солнечное утро. Каждый занимался своим делом. Жен­щины чистили шкуры и варили мясо. Мужчины собирались на охоту: им до ночи нужно успеть вернуться. Вдруг дико вскрик­нул кто-то из мальчишек, игравших среди деревьев возле юж­ного шалаша. И у всех на глазах тигр понес в зубах пятилет­него сына предводителя племени. Ревет малыш, барахтается. На мгновение все замерли. Фау побледнел. Но тут же преодо­лел ужас и, как подобает вождю, быстро взял себя в руки и дал приказ дюжине мужчин вооружиться копьями и палицами.

В числе воинов был и Амо. Они долго преследовали зверя по следу. Тем временем настал вечер, и охотники, решив пос­ледний раз обойти побережье Волчьей реки, взобрались на кру­той берег и увидели внизу тигра, беспечно отлеживающегося. Рядом валялись кости ребенка. Фау издал страшный крик и что есть мочи метнул свое копье в тигра. Зверь успел увер­нуться и вскоре скрылся в камышах. Фау повалился на землю и, рыдая, бился головой об камень, ногтями царапал землю. Тяжко было смотреть, как плачет здоровый, как дуб, мужчина, раньше никогда не знавший, что такое слезы. Амо сильно жа­лел и самого Фау, и его погибшего сына. Вождь племени таким образом лишился своего единственного сына, и осталась у него только взрослая дочь Гулана. Да, одна Гулана, загорелая такая, с длинными черными волосами, с синими глазами... Амо по­клялся про себя непременно убить тигра.

После этого случая Фау как-то сразу сдал, состарился: весь исхудал, даже поседел. Помимо личного горя, на нем лежали

заботы о племени. Люди стали бояться выходить из шалашей, не то чтобы сходить за водой или идти на охоту. Кончаются запасы мяса, племя обречено на голод. Что же делать?

Как бы сильно ни было желание отомстить за сына, Фау ясно понимал, что не имеет права оставлять племя и пускаться на поиски тигра. Он собрал людей и огласил свое последнее решение:

— Кто убьет тигра-людоеда, за того Фау отдаст свою дочь Гулану. Этот богатырь станет после смерти Фау вождем пле­мени!

Амо вскочил.

— Амо спасет племя Барса от беды,—произнес он.—Амо просит еще двух помощников.

Тут же встали два охотника. Один из них—Рану, выросший вместе с Амо и много раз ходивший с ним на охоту. Рану сильный, выносливый, всегда надежный спутник. Другой—Тхи. Правда, Амо его недолюбливал, считал его неискренним, даже немного ревновал к Гулане. Однако, учитывая, что это самый меткий копьеметатель, Амо не стал возражать. Сам он славил­ся ударом палицей: каким только зверям не разбивал он черепа своей шишкастой тяжелой дубиной!

Сначала они поднялись вверх по Большой воде, миновали долину Мамонтов. Сегодня прошла вторая неделя поисков. Уже подумали было, что упустили зверя, но тут на песчаном берегу снова обнаружили следы тигра, повернувшего к ивняку на по­дошве горы. Неожиданно полил дождь. Шел он целый день. Настал вечер. Надо было искать пристанище для ночлега. К счастью, они увидели нечто вроде пещеры среди громадных камней у самого подножия горы. Только вот с костром у них сегодня ничего не выйдет: хотя и имеется у каждого охотника на поясе кожаный мешочек, где лежат кремень и мох сушеный, да вот сухого дерева не найдешь в такой дождь. Во избежание нападения ночных хищников решили установить дежурство по очереди.

Первым встал Амо. Мир окунулся в темень. Вскоре дождь перестал, хищники вышли на ночную охоту. Завыли волки, за­скулили шакалы. Вот послышался гадливый смех гиен. Где-то заревел лев, и содрогнулась вся долина. Влажность земли была на пользу, ибо звери не чуяли следа охотников. К тому же и ветер был со стороны леса, откуда вышли звери.

После Амо сторожить встал Тхи, ближе к утру его заменил Рану. Амо проснулся от голоса своего товарища:

— Вставайте, Амо, Тхи, вижу тигра!

Охотники вскочили, схватили оружие. Тигр спокойно спус­кался в долину. Быстро сообразив, с какой стороны зверь обой­дет камни, Амо велел своим друзьям укрыться за камнями и метнуть в него копья, когда тот поравняется с ними; сам же, схватив палицу, выбрался наружу и укрылся за огромным камнем. Вот тигр подошел к пещере, в него со свистом полетели копья, чье-то попало ему в бок. Тигр прыгнул в сторону. Амо этого только и ждал: он стремительно выскочил хищнику на­перерез и изо всех сил обрушил на него свою огромную палицу. Послышался гулкий хруст--сломался хребет зверя и он свалил­ся. Второй мощный удар палицей пришелся тигру по черепу.

Когда Амо и его спутники сняли с тигра шкуру и отправи­лись к стоянке племени, уже восходило солнце...

Произошло ли это событие в Восточной Европе или в дру­гом месте земного шара — не имеет особого значения. Такими можно было бы представить эпизоды из жизни древних людей.
§ 5. ПЕРВЫЕ УСПЕХИ В ДРЕВНЕЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Каких бы успехов ни достиг первобытный человек в новом каменном веке, он оставался полностью зависимым от природы. Эта зависимость несколько ослабла с началом применения металла, изготовления из него различных орудий труда и оружия. К двум большим достижениям в истории первобытного общества–земледелию и животноводству–прибавилось и третье: металлургия. Правда, как и всякое начинание, на первых порах оно было еще несовершенным. Сперва существовал небольшой промежуточный период – медный век, или, как его по-другому называют, энеолит, в переводе с латинского означающий медно-каменный (“энеус”–медь). В это время, помимо бытовавших еще каменных, орудия стали делать из чистой меди. Однако медные ножи и копья оказались весьма непрактичными, легко гнулись. Со временем научились их делать более твердыми – к меди добавляли олово и таким образом получали бронзу, состоящую из 90% меди и 10% олова.

В первое время бронза еще не получила широкого распространения; более того, люди продолжали делать каменные орудия, еще более совершенствуя технику их изготовления, то есть шлифуя уже не только лезвие, но и всю поверхность изделия. Однако металл все быстрее вытеснял камень, и люди окончательно убедились в преимуществах первого. Если раньше сломанный каменный топор приходилось выбрасывать, то теперь не выкидывали пришедшее в негодность бронзовое орудие, а переплавляли его и делали из него новое. Из бронзы начали также изготовлять различные бытовые предметы и украшения.

Хотя бронза была изобретена в III тысячелетии, но она получила широкое распространение во II тысячелетии до н. э., и именно этот век считается бронзовым. Бронзовый век–это эпоха больших контрастов в жизни многих племен различных континентов. Если на юге в это время возникли первые очаги человеческой цивилизации – рабовладельческие государства в Египте, Греции, на Ближнем Востоке, в Китае и в Индии с высокой античной и восточной культурой, то в северной части Евразии, в том числе и в наших краях, господствовал первобытнообщинный строй.

Бронзовый топор
В эпоху бронзы люди жили почти на всей основной территории нынешнего Татарстана. Южнее Камы обитали племена срубной культуры – самой большой археологической культуры первобытной Восточной Европы. Южные границы этой культуры доходили почти до Каспийского и Черного морей (культура названа по наличию деревянных срубов в могилах этих племен). Западные районы в правобережье Волги и в бассейне Свияги занимали племена абашевской, а до них – балановской культур; их названия взяты условно от одноименных сел в Чувашии, возле которых исследованы наиболее значительные археологические памятники. А к северу от Камы жили племена приказанской культуры. (Первые поселения этих племен были найдены в окрестностях Казани.)

Эпоха бронзы длилась сравнительно недолго, только II тысячелетие до н.э. Употребление изделий из металла явилось дальнейшим стимулом для развития цветной металлургии, изготовления золотых и серебряных украшений, которые, естественно, имели гораздо большую ценность, чем медь и бронза. Вскоре, в начале I тысячелетия до н. э., появились первые железные изделия и довольно быстро вытеснили бронзовые. Превосходство железных орудий труда и оружия над бронзовыми бесспорно, ибо железо тверже бронзы и его значительно больше в природе. Да и добывать железо гораздо легче, ибо для него не нужно дополнительное исходное сырье, к тому же такое редкое, как олово.

Железные орудия труда давали человеку большие возможности, позволяли быстрее и лучше обрабатывать землю, увеличивая ее площадь. Если люди раньше жили на открытых стоянках, то теперь они начали возводить высокие земляные валы и окружать ими свои поселения. Появились первые укрепления – зачатки будущих городов, или, как их называют в археологии,– городища.

____________________________________________________________________________________________________

Городище периода раннего железного века – это остатки родового убежища, в котором скрывались люди из ближайшего поселения в случае военной опасности, или же само поселение, обнесенное земляными валами и рвами. Для более позднего времени, средневековья, понятие городища гораздо шире – это уже места бывших городов или их кремлей, феодальных замков и военных крепостей на важнейших военно-стратегических и торговых путях и на пограничных зонах. Для родовых городищ-убежищ и средневековых военных крепостей характерно расположение на высоких берегах рек и оврагов.

____________________________________________________________________________________________________

§ 6. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ

Тот первобытный родовой строй, который существовал на заре человеческой цивилизации, устарел. Развитие земледелия и животноводства, использование железных орудий труда и оружия привели к тому, что мужчина стал играть главную роль в обществе. Изжил свой век матриархат, установился отцовский род – патриархат (древнегреческое “патер” – отец).

По мере совершенствования металлических орудий производительность труда стала намного выше. Постепенно люди стали получать продуктов больше, чем было необходимо для потребления. Появились излишки этих продуктов и других жизненно важных вещей, которые стали постепенно присваивать себе старейшины племен. Иными словами, возникли первые признаки социального неравенства. Подходил к концу “первобытный коммунизм”.

Ранний железный век, охвативший I тысячелетие до н. э., на территории современного Татарстана и в прилегающих районах представлен несколькими большими и широко известными археологическими культурами. В VIII–III веках до н. э. на значительной территории Среднего Поволжья и Прикамья обитали племена ананьинской культуры (названа от с. Ананьино Елабужского района, возле которого еще в прошлом веке исследован богатый памятник этой культуры). Период ананьинской культуры – это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира.

Одним из доказательств связей нашего региона с южным греко-скифским миром этого периода является весьма ценная, уникальная для Среднего Поволжья находка бронзовых зеркал VI века до н. э., т. е. 2500-летней давности, обнаруженная в последние годы в бассейне Казанки, возле остатков Старой Казани. В сущности, это два зеркала, одно из которых, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в т. н. “зверином стиле” в виде головы барана. Вполне возможно, что эти зеркала по какой-то

Скифское бронзовое зеркало с бассейна Казанки
причине оставлены на торговом пути между Северным Причерноморьем и Южным Уралом. Этот путь известен по описанию древнегреческого ученого, “отца истории” Геродота и проходил он через Среднее Поволжье. Кстати, по сообщению того же Геродота, историческое название ананьинцев было тиссагеты. Это первое историческое имя первобытных племен Среднего Поволжья.

Ананьинскую культуру сменила пьяноборская (II век до н. э.–III век н. э.), названная по могильнику у села Пьяный Бор, ныне Красный Бор, на Каме.

Принято считать, что и ананьинцы, и пьяноборцы–это далекие предки некоторых современных финно-угорских народов, например, удмуртов и коми-пермяков.

Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, представленный т. н. именьковской культурой (название от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен). Время существования этой культуры определяется IV–VIII веками н. э. Это–время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных началом включения в состав населения древнего Татарстана новых племен: тюркоязычных, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов, о чем мы еще расскажем ниже.

Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, что в свою очередь обусловило захват чужих земель отдельными людьми, в конечном счете и привели к распаду родовых отношений, разложению первобытнообщинного строя и формированию классового общества.

Таким образом, даже краткое ознакомление с древнейшей и Древней историей нашего края показывает, что эта история уходит в глубь тысячелетий. Расположенная в очень удобном географическом районе–на стыке Волги и Камы, двух крупнейших рек Восточной Европы,–древняя земля Татарстана издавна привлекала людей. Появившись здесь около 100 тысяч лет тому назад, люди прошли почти все стадии развития первобытной жизни, все исторические периоды первобытнообщинного строя: каменный, бронзовый и раннежелезный. Шагнув в историю человечества с грубыми, примитивными каменными рубилами в руках и еле укрытые шкурами диких зверей, в постоянной борьбе за существование люди шли вперед, совершенствуя орудия труда и оружие, меняя характер и облик жизни. Каменный топор сменился бронзовым, а тот в свою очередь– железным. Древний охотник стал землепашцем, неандерталец превратился в разумного человека. Но для этого нужны были тысячелетия, многие тысячелетия...

А теперь, дорогие друзья, выйдем за пределы древнего Татарстана и обратимся к раннесредневековой и средневековой истории татарского народа–истории не менее интересной, а может быть, и еще более увлекательной, богатой крупнейшими событиями и выдающимися историческими личностями. Самый первый экскурс мы сделаем с вами в далекое прошлое тюркских племен, с которыми непосредственно связана политическая, этническая история и история культуры татар.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации