Курсовая работа - Информационные технологии в управлении - файл n1.doc

Курсовая работа - Информационные технологии в управлении
скачать (45.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc238kb.10.12.2010 17:07скачать

n1.doc


Содержание





Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект применения информационных технологий в управлении 5

1.1. Понятие информации 5

1.2. Характеристика потоков информации 9

1.3. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении 11

1.4. Внутрифирменная информационная система 14

1.5. Автоматизированная система поддержки управленческих решений 17

1.6. Комплекс прикладных программ для решения задач информационного менеджмента 22

Глава 2. Зарубежный и российский опыт использования информационных технологий в управлении 28

2.1. Анализ зарубежного опыта 28

2.1.1.Концепция японского подхода к управлению производством (на примере фирмы «Тойота») 28

2.1.2.Сравнение традиционного и японского подхода 32

2.2.Российский опыт применения информационных технологий в управлении 34

Глава 3. Совершенствование информационных технологий в управлении 37

3.1. Сравнение зарубежного и отечественного опыта 37

3.2. Меры по повышению уровня информационных технологий в управлении российских предприятий 39

Заключение 42



Введение



Коммуникации играют сегодня важную роль. Именно современные информационные технологии, с одной стороны, упростили нашу жизнь, с другой - резко повысили ее ритм. Более того, достижение нынешних успехов в белорусской экономики во многом определила телекоммуникационная отрасль.

Тенденции развития современной экономики нашей страны, ее включение в систему мировых хозяйственных связей диктуют необходимость внедрения информационных технологий в процесс функционирования отечественных предприятий.

Актуальность темы заключается в том, что главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

Целью написания данной курсовой работы является изучение применения информационных технологий в управлении и анализ зарубежного и отечественного опыта в этой сфере.

Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении;

  2. Изучить и проанализировать зарубежный и российский опыт использования информационных технологий на примере предприятий автомобилестроения;

  3. Сделать выводы по данной теме.

Глава 1. Теоретический аспект применения информационных технологий в управлении

1.1. Понятие информации



Коммуникации являются одной из двух связующих функций менеджмента. Без циркулирования информации управление вообще невозможно.

Информация - это данные, несущие новизну и полезность. Это основное условие конкурентной способности организации. Руководителя интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, Экономической и финансовой ситуациях. Понятие «информация» имеет смысл лишь при наличии источника (информатора) и получателя. Информация - это преобразованные в определенном контексте данные, представляющиеся содержательными и полезными для конкретных пользователей.

В современных условиях информация превратилась в важнейший интеллектуальный ресурс, целенаправленная обработка которого, называемая информационной технологией позволяет резко повысить обоснованность и эффективность применяемых методов экономического развития на уровне предприятия, региона, страны. Специалист экономического профиля (предприниматель, банковский служащий, работник управленческих отделов государственного предприятия) может рассчитывать на перспективы успешной деятельности только в том случае, если имеет представление о сущности, особенностях и возможностях информационной технологии, а также обладает хорошими практическими навыками ее использования.

При рассмотрении информации используют показатели: объем, достоверность, ценность, насыщенность, открытость.

Объем информации определяется символами, числом знаков, букв и т.д. Объем воспринимаем информации о каком-либо объекте характеризуется символьным объемом, количеством текста, графиков, рисунков, временем получения и анализом информации.

Достоверность информации - это показатель соответствия полученных сведений реальным. Чем меньше звеньев принимает участие в передаче информации, тем выше ее достоверность. Искажение может произойти по объективным и субъективным причинам.

Ценность информации может рассматриваться с двух позиций: ценность для получателя по отношению к будущей прибыльности (потребительская ценность) и ценность с точки зрения понесенных затрат. Информация в отличие от товара при передаче остается и у источника (продавца).

Насыщенность информации - это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация нужна для лучшего восприятия полезной информации через улучшение эмоционального восприятия, настройки внимания, подчеркивания ценностей.

Открытость информации характеризует возможность ознакомления различным группам людей. Секретная информация предоставляется только ограниченному кругу работников предприятия. Конфиденциальная информация может быть передана достаточному большому кругу работающих на данном предприятии, но с условием сохранении ее тайны от работников других предприятий.

Внедрение техники и технологии в сферу обработки информации привело к повышению производительности, сравнимому с тем, которое дали стандартизация и сборочные конвейеры в производстве в начале промышленной революции. Эффективность деятельности предприятия определяется правильностью принимаемых управленческих решений. Отсутствие либо недостаток необходимой информации оказывается главной причиной ошибок менеджеров.

Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.

Управленческая информация делится на:

Управленческую информацию классифицируют по различным принципам:

Служба информационного обеспечения предприятия решает множество задач, но важнейшими являются:

Общедоступные мировые информационные ресурсы представляются прежде всего по системе Интернет. Основные сегменты информации - это базы данных для массового пользования, профессиональные базы данных, которые содержат более полную информацию, имеют многоуровневую структуру данных и развитую поисковую систему. Однако их использование требует предварительной подготовки пользователя.

1.2. Характеристика потоков информации



Информация очень разнообразна по содержанию и в зависимости от вида деятельности, в которой используется, может классифицироваться как научная, производственная, экономическая, медицинская, демографическая, юридическая и т.д. Каждый из видов информации имеет свою смысловую ценность, требование к точности, достоверности и оперативности отражения фактов, определенные формы представления и фиксации на физическом носителе, а следовательно, и свои технологии в обработке.

Современная компьютерная технология обработки информации требует ее определенной формализации. Информация, представленная в формализованном виде, получила название «данные». Информация может размещаться на различных физических носителях (бумажных, магнитных) и находится в статическом или динамическом состоянии.

Статическое состояние информации связано с ее более или менее длительным организованном хранении и накоплении в базах данных. Под базой данных понимается вся необходимая для решения определенного класса задач информация, записанная на машинных носителях и организованная по определенным правилам, обеспечивающим удобство хранения, поиска и преобразования данных.

Динамическое состояние информации - это ее движение в процессах коммуникации по каналам связи в виде информационных потоков.

Поток информации характеризуется несколькими параметрами: формой представления; объемом в единицу времени (интенсивностью); максимальной интенсивностью; задержками в передаче; избыточностью; дублированием; нестабильностью; погрешностью.

Основными операциями с информацией являются сбор, регистрация, предварительная обработка, итоговая обработка. Сбор и регистрация информации определяются периодичностью поступления данных, возможностью появления ошибочных данных, способом отражения данных. Предварительная обработка информации - это сортировка, сопоставление, выборка, подготовка для длительного хранения, унификация формы. Это стадия характеризуется временем проведения, алгоритмом действий. Подготовка информации для принятия решения состоит в совместной обработке нескольких массивов данных, получении вторичных данных, сопоставлении информации из различных периодов, оптимизационной выборке части сведений и т.д.

Полное представление о потоках информации в системе управления дают информационные модели документооборота. Они представляются в описательном, табличном, символьном, графическом видах. В информационной модели отображают этапы движения каждого документа и порции информации с указанием наименования, процедуры переработки, источника и потребителя. Для отдельно подразделения системы управления выделяют следующие виды используемой информации: входная, выходная, нормативно-справочная, вспомогательная.

Специальными понятиями, используемыми при анализе информации, являются символ, реквизит, запись, массив, база данных.

Символ - элемент описания информации, в качестве которого используют буквы, цифры, знаки.

Реквизит - законченный неделимый информационный объект. Совокупность реквизитов, образующая законченное информационное сообщение, называют записью. Совокупность записей образует массив.

База данных - это комплексная упорядоченная информационная характеристика объекта или функциональной области, дополненная процедурами работы с информацией. Для массива информации, лежащей в основе базы данных, предусматриваются процедуры накопления, обновления, корректировке, выборки и дозирования данных, защита от несанкционированного проникновения и исправления. Примерами баз данных на предприятии являются данные по персоналу, оборудованию, запасам и т.д.

Для оценки организации информационных потоков используются несколько путей:

Формализованное изучение. Каждый документ представляет собой совокупность реквизитов, на основе чего строится информационная модель, выявляются дублирование и избыточность.

Экспертная оценка. С помощью специальных вопросников выполняется оценка документов, сообщений персоналом.

Статистическая оценка. Совокупность однотипных документов обобщается по фактическим показателям: времени движения, насыщенности, стабильности и т.п.

Накапливание «сбоев». Выявляется статистика ошибок и сбоев по срокам в потоках информации.

1.3. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении



Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а так же повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии в сфере экономики управления - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а так же определенные методы организации работы с информацией.

Информационная система (ИС) - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий. Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются следующими средствами:

Все виды информационных систем и сетей, технологии и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из 4 этапов: разработка (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (предэксплуатационное накопление данных, испытание информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.

В качестве основного классификационного признака автоматизированных информационных систем (АИС) целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности - процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системы.

В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие АИС:

Автоматизированная система управления представляет собой автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС).

Системы поддержки принятия решений - это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятия решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям определенным образом ставить ряд вопросов типа «что, если», получая в интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты действий.

Искусственный интеллект (ИИ) - это информационная технология, конечная цель которой состоит в создании компьютера, умеющего думать, видеть, слушать и чувствовать подобно человеческому существу. Наибольшее организационное воздействие ИИ оказывает в области экспертных систем. Экспертная система (ЭС) пытается копировать мыслительные процессы, свойственные в ходе процесса принятия решений профессионалам и менеджерам. ЭС разрабатывается посредством кодирования знаний специалиста из области правил принятия решений, которые записываются в компьютерную программу, моделирующую определенную стратегию решения задач. ЭС имеют значительное сходство с системами поддержки принятии решений. По существу, обе они

обеспечивают высокий уровень, поддержки занятых решением рабочих задач пользователям. Однако ЭС применяются, как правило, для работы с повторяющимися проблемами в узких сферах деятельности и предлагают рекомендации, тогда как системы поддержки решений используются в решении уникальных, имеющих сложную природу проблем.

1.4. Внутрифирменная информационная система



В деятельности крупных организаций, особенно имеющих региональную структуру, передача оперативной и достоверной информации становится первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. По этому для современного менеджмента характерно применения высокоэффективной внутрифирменной системой информации, основанной на новейшей компьютерной техники, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть.

Управленческая внутрифирменная информационная система (ВИС) представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из 3 основных элементов:

Создание ВИС базируется на следующих основных принципах:

Проектирование, создание и использование в организации внутрифирменной информационной системы направлены на достижения следующих важнейших целей:

К основным функциям ВИС можно отнести определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема; разработку программного обеспечения, создание и использование банков данных; определение потребности в технических средствах и уровня затрат на их приобретения и их эксплуатации; координацию всех работ по информационному обслуживанию; автоматизированную обработку и выдачу документов и текстовой информации.

Современные информационные технологии все более широко охватывают не только управленческие, но и сами производственные процессы, обеспечивая возможность создания интегрированных компьютерных систем, объединяющих в единый информационный процесс научные исследования, разработки, производство, маркетинг, финансы и другие сферы хозяйственной деятельности и функции коммерческой организации.

1.5. Автоматизированная система поддержки управленческих решений



Информационные системы формируются как интегрированные системы, поддерживающие все направления деятельности предприятия, включая финансы, производство, сбыт, снабжение, складское хозяйство, транспортные перевозки, сервисное обслуживание и проектные работы. Информационная система позволяет отслеживать критические параметры при оценке деятельности предприятия.

Целостная система информационной поддержки финансовых решений имеет три уровня: анализ, учет, управление и планирование. Она включает финансовый, налоговый, отчетные календари, в которых фиксируются ежедневные финансовые операции и представляются структурированные данные итогового анализа.

Составными частями системы являются главная книга; счета дебиторов (обработка счетов-фактур, учет графика платежей, анализ дебиторской задолженности, поддержка оперативного управления кредитами); счета кредиторов (учет поступающих счетов-фактур, их сверка, учет оплаты); управление денежными средствами (обработка платежей и поступлений денежный, поддержка электронных банковских операций, прогноз движения банковских средств); финансовые планы (разработка и сравнение вариантов плана, сравнение фактических и отчетных показателей); распределение затрат (учет косвенных расходов, расчет себестоимости продукции, анализ затрат предприятия); финансовые отчеты (генерация отчетов в виде таблиц, графиков, файлов); основные средства (создание реестра основных средств, автоматическое осуществление проводок по операциям с основными средствами).

Кроме вышеперечисленных структурных элементов системы следует выделить блоки отдельных подсистем, входящих и дополняющих единую систему, в которую входят:

  1. подсистема «производство» объединяет блоки:

При многозвенном производстве это подсистема позволяет вести управление серийным выпуском изделий, отслеживать работу каждого подразделения предприятия.

  1. подсистема «снабжение» обеспечивает сопровождение решений по планированию и управлению складскими операциями.

Подсистема увязывает сбыт, снабжение и складское хозяйство и включает:

  1. подсистема «транспорт» позволяет поддерживать экспедиторские и транспортные решения.

Она включает модули:

Эта подсистема включает средства управление крупными долгосрочными инвестиционными проектами, начиная с предварительной оценки бюджета и заканчивая оценкой всего комплекса выполненного проекта:

  1. подсистема «сервис» предназначена для поддержки решений по управлению сервисными услугами, пред - и послепродажного и специального обслуживания.

Она обеспечивает выполнение регламентных работ; планово-предупредительные мероприятия; ремонт и устранение неисправностей; гарантийный ремонт.

Подсистема «сервис» включает также:

  1. подсистема «управленческий контроль» обеспечивает руководителей обобщенной информацией по деятельности предприятия.

Она состоит из блоков:

Подсистема обеспечивает подготовку отчетов по типовым и специальным формам.

Информационная система опирается на современные программные продукты и современные средства вычислительной техники. Она создается с помощью языков программирования четвертого поколения, операционных систем, таких как UNIX и Windows. Идеология построения управленческих информационных систем обеспечивает максимальную гибкость при расширении функциональных возможностей, инвариантность по отношению к используемым интерфейсам и базам данных.

Из широко распространенных локальных компьютерных систем следует выделить:

Малыми интегрированными системами являются: Concorde XAL, Exact, NS-2000, Platinum, PRO/MIS, Scala, SunSistems, «Босс-корпорация»; средними интегрированными системами - JD Edwards, MFR-PRO, SytiLine (SYMIX); крупными интегрированными системами - SAP R/3, BAAN, Oracle Aplication,BPCS.

1.6. Комплекс прикладных программ для решения задач информационного менеджмента



Системная деятельность менеджера требует достижения информационного комфорта с использование пакета прикладных и системных программ различного назначения. Важнейшие из них рассматриваются в данной части.

В сложном мире компьютерных информационных систем современным менеджерам требуется прежде всего эффективно использовать возможности серверных операционных систем, обеспечивающих высокую производительность, простой запуск многих серверных приложений, телекоммуникационные функции, осуществляя тем самым руководство персоналом, оснащенным компьютерами.

Современные сетевые операционные системы (ОС) (например, Microsoft Windows NT Server) - надежная платформа для управления информационной системы любого масштаба: от простейшей сети из нескольких персональных компьютеров до сложной гетерогенной системы на сотни тысяч пользователей.

Система безопасности современных ОС обеспечивает сертифицированную защиту информации и системных служб от несанкционированного доступа и от неквалифицированных действий пользователей.

Одни из основных преимуществ сетевых операционных систем - возможность многоцелевого использования серверов (сервер файлов и сервер приложений) и организация эффективного обмена сообщениями при управлении большими базами данных. Менеджерскую информационную систему, используя сетевые ОС, можно построить на единой платформе, что в итоге позволит существенно снизить затраты на функционирование системы и обучение персонала.

Современные сетевые операционные системы работают на разных аппаратных платформах, на компьютерах с несколькими процессорами. При этом общая производительность сетевых ОС повышается при увеличении мощности компьютерных средств. Для пользователей поставляются версии сетевых ОС, поддерживающие русский язык.

Разработчики информационных систем, менеджеры используют возможности сетевых операционных систем для объединения различных рабочих станций с персональными компьютерами для интенсивной обработки данных с помощью методов вытесняющей многозадачности, что дает пользователям возможность выполнять одновременно несколько приложений без потери производительности. Например, пользователи могут работать с приложениями в то время, когда в фоновом режиме идет загрузка данных из сети Интернет, печать документов и копирование данных с сервера сети на локальный диск компьютера рабочей станции для доступа к сети Интернет. Сетевые операционные системы групповой работы менеджеров поддерживают программы просмотра Web - страниц, сетевые протоколы для работы с Интернет. Менеджеры-пользователи могут так же создавать свои собственные Web - страницы и совместно использовать их информацию внутри рабочей группы, что обеспечивается наличием в сетевых операционных системах встроенного персонального Web - сервера.

Рассмотренные возможности операционных средств управления в рабочих группах важны для системного менеджера любой организации, где высокая производительность, надежность и минимальные расходы на управление и эксплуатацию информационной системы - обязательные требования.

Освоив возможности и процедуры применения сетевых операционных средств, системный менеджер обеспечивает высокий уровень организации рабочих групп и их интерпретацию в корпоративные системы.

У системного менеджера есть еще один аспект обретения личностных информационных ресурсов - это освоение информационной технологии личной работы в офисе.

Новые версии семейства офисных программных проектов включают ориентированные на менеджера приложения, обеспечивающие возможность личной продуктивной работы, групповой обработки информации, поддерживают технологии Интернет и представляют пользователям готовые инструменты для создания гибких корпоративных Intranet - решений.

Системный менеджер должен эффективно использовать самые популярные офисные приложения, объединенные в единую среду для работы текстовых процессоров (Microsoft Word), электронных таблиц (Microsoft Excel), средств подготовки и демонстрации презентаций (Microsoft PowerPoint) и приложений для организации работы менеджера в офисе (например, Microsoft Outlook), Интернет (Microsoft Outlook Express) и средств СУБД (например, Microsoft Access).

Таким образом, офисные информационные системы используются как интерфейс для эффективной организации повседневной работы команды системного менеджера. Встроенная электронная почта позволяет хранить список контактов, расписание встреч и событий, календарь, список задач и т.д. Все инструменты, необходимые для организации системной и персональной деятельности менеджеров, собраны в едином комплексе для коллективной работы с документами анализа информации, для удобного и быстрого осуществления оригинальных эффективных организационных решений, ориентированных на потребности конкретного менеджера, для поддержки корпоративных технологий Intranet, что дает возможность создавать разветвленные менеджерские Интернет-сети, как внутренние, так и с выходом в Интернет.

Слагаемые эффективные организации работы менеджера. Все это обеспечивает согласованность, высокую производительность в работе менеджера и быстрое получение результатов.

При этом активно используются:

Средства для Web-запросов в офисных системах импортируют динамически изменяющиеся данные (например, курсы ценных бумаг, биржевые котировки в специальную форму, содержащую результаты запросов Web (Web Queries)). Данные могут непосредственно подставляться в формулы и диаграммы или автоматически записываться в дневник менеджера.

Средства публикации на Web - сервере данных менеджера публикуют любую информацию из баз данных (таблицы, выборки, формы, отчеты) на корпоративном Web-сервере или на других серверах сети Интернет, организуя живые интерактивные страницы, динамически отражающие самую свежую информацию о процессах менеджмента. Эти страницы позволяют менеджерам запрашивать нужные данные, редактировать отдельные строки таблиц или добавлять информацию в существующую базу с помощью средства просмотра ресурсов Интернет.

Средства презентации офисных систем (например, PowerPoint Animation Player for ActiveX) дают возможность менеджеру публиковать на страницах Web мультимедийные презентации, содержащие анимацию, звуковые эффекты, гипертекстовые ссылки и специальные эффекты.

В ряде программ используются функциональные комплексы, агенты-программы, гарантирующие выполнение сложной алгоритмически связанной операции менеджерской технологии.

Таким образом, современные офисные средства - это программное обеспечение системного менеджера, созданное с учетом особенностей применения на различных объектах управления для эффективного использования ресурсов компьютеров за счет общих элементов для всех приложений. Команды меню, панели инструментов, средства проверки орфографии и грамматики русского и английского языка, средства рисования представлены единым набором инструментов. Это позволяет сэкономить дисковое пространство и организовать эффективное использование серверной архитектуры корпоративной сети. Расходы, которые приходятся на обучение менеджера навыкам работы с информационной системой, по данным Microsoft, могут составлять около 45% от общих затрат на функционирование информационных систем.

Таким образом, углубленная самоподготовка менеджера возможно с использованием обучающего окружения прикладных программ офисных технологий. Освоение менеджером современных средств МИС повышает его конкурентоспособность, позволяет достичь высокой системной производительности работы, интеграции информационной и управленческой деятельности за счет национального выбора и освоения информационных средств и информационных технологий.

Глава 2. Зарубежный и российский опыт использования информационных технологий в управлении

2.1. Анализ зарубежного опыта

2.1.1.Концепция японского подхода к управлению производством (на примере фирмы «Тойота»)


Система управления производством фирмы «Тойота» была разработана и внедрена автомобилестроительным концерном «Тойота мотор корпорейшн». После нефтяного кризиса 1973 г . эта система была принята многими японскими фирмами. Философия системы управления производством фирмы «Тойота» предусматривает, что каждая единица продукции может быть произведена без каких-либо простоев производственных мощностей и с минимальными запасами путем эффективного использования людских ресурсов, машин и материалов. Основная цель этой системы — снижение издержек производства за счет почти полной ликвидации излишних материальных запасов или избыточной рабочей силы.

Основными положениями, которые лежат в основе системы управления на фирме «Тойота» являются:

Система производства необходимых узлов и агрегатов в требуемом количестве в нужное время получила название «точно в срок». Средством осуществления системы «точно в срок» является система «канбан». «Канбан» в переводе означает карточка. В основном используются два вида карточек:

В системе по мере необходимости используются и другие виды карточек, например:

Система «канбан» является информационной системой, которая регулирует производство необходимой продукции в нужном количестве и в нужное время на каждой стадии производства как на заводах фирмы, так и на заводах поставщиков. Она развивалась как средство оперативного управления производством в течение месяца и как механизм системы «точно в срок». В свою очередь, для того чтобы применять систему «канбан», производство должно быть приспособлено к быстрым и плавным изменениям объема и номенклатуры деталей и узлов, поступающих на главный конвейер, т. е. работа системы «канбан» обеспечена: сбалансированностью производства; сокращением времени переналадки оборудования; рациональным размещением производственного оборудования; нормированием работ; активизацией человеческого фактора; автономным контролем качества продукции на рабочих местах.

Для безотказного функционирования системы «точно в срок» 100% изделий без брака должны доставляться на последующие участки, и этот поток должен быть непрерывным. Автономный контроль качества означает установку на линии обработки таких устройств, которые могли бы предупредить массовое появление брака или выход из строя оборудования. Автономным является такой станок, на котором установлено устройство автоматической остановки. На заводах концерна «Тойота» почти все станки снабжены средствами автономного контроля, что позволяет предупреждать брак в массовом производстве и при поломке выключать оборудование. Идея автономных устройств распространена и на производственные линии, на которых применяется ручной труд. Если на производственной линии имеет место какое-либо отклонение от нормы, рабочий нажимает кнопку и вся линия останавливается.

Важным элементом системы управления является повышение активности рабочих. В компании «Тойота» под активизацией человеческого фактора подразумевается соединение энергии работников с повышением эффективности производственных процессов путем устранения излишних операций. Основными средствами достижения этой цели является внедренная система рационализаторских предложений и организации работы «кружков качества». Каждый рабочий имеет возможность вносить рационализаторские предложения и предлагать усовершенствования. Мастера и инженерно-технические работники с пониманием относятся к предложениям рабочих и проводят усовершенствования вместе с ними. Это вызывает у рабочих осознание того, что администрация компании, в которой они работают, считается с их мнением.

«Кружок качества» - это небольшая группа рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества. Часть из них занимается этим постоянно, часть – эпизодически, при возникновении проблем на рабочих местах. «Кружки качества» непосредственно связаны с производственной структурой предприятия, поэтому все работники должны участвовать в том или ином кружке. Кружок состоит из руководителя и подчиненных ему рабочих. На предприятии существуют комитеты содействия «кружкам качества». Формирование того или иного «кружка качества» производится в соответствии с проблематикой, на которую будет направлена его деятельность. Темы, изучаемые кружками, не ограничиваются качеством продукции. В них изучаются также проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации и ремонта оборудования, безопасности и экологии труда. Поощрения в компании «Тойота» подразделяются на три категории: поощрения за рационализаторские предложения; поощрения «кружков качества»; приз компании.

В компании «Тойота» составляются следующие виды планов:

Информация с главного сборочного конвейера передается в обратном порядке по всей технологической цепочке с использованием информационной системы «канбан». Для всех подразделений (кроме главного сборочного конвейера) разрабатываются только укрупненные планы на месяц, а их детализация по декадам, дням и часам производится производственными рабочими, использующими карточки «канбан».

Эффективное функционирование системы «точно в срок» и информационной системы «канбан» обеспечивается мощной поддержкой в виде электронной обработки данных. Система электронной обработки данных состоит из подсистем планирования и подсистемы текущих показателей, в которых рассчитывается необходимое количество комплектующих и материалов, необходимое количество карточек, длительность производственного процесса и т. д., обрабатываются данные, характеризующие ход производства. Для составления оптимального производственного графика сборки на главном конвейере различных модификаций автомобиля используется специально разработанная эвристическая программа.

2.1.2.Сравнение традиционного и японского подхода



В основе организации производства в компании «Тойота» лежит иной стратегический подход к выбору цели производства, чем в других странах (США, западноевропейских странах, России). Традиционный подход базируется на монопольном положении производителя и принципе «не хочешь - не бери, возьмут другие». Японцы ориентируются на каждого конкретного потребителя. Практически такой подход реализуется за счет напряженной подготовительной работы, создания огромного числа вариантов стандартного исполнения (модификаций, комплектации и т. д.), блочных и модульных решений, позволяющих учесть почти любые варианты вкусов потребителей.

В традиционной концепции внутрифирменного планирования изготовление продукции запрограммировано графиками запуска заготовок. Централизованный по предприятию в целом и детально просчитанный план производства в каждом звене дополнительно оптимизируется и превращается в более детальный график работы цеха и участка. Под него выстраиваются все внешние и внутренние связи (обеспечение материалами, переналадка и др.). Система планов приобретает законченный вид. Такая система достаточно консервативна к инновациям, плохо реагирует на любые изменения. Поэтому для предотвращения простоев и сбоев в ходе производства создаются страховые запасы, увеличивается незавершенное производство. Такие системы управления многоэтапным производством называют «выталкивающими», или «толкающими». Японская концепция базируется на практически полном отказе от страховых запасов. Системы управления, аналогичные внедренной в компании «Тойота», называют «вытягивающими»,

Если сравнить систему управления на фирме «Тойота» и систему MRP, то можно отметить, что главным отправным моментом в системе MRP является комплексный график производства. Причем в конце каждого планового производственного периода должно быть проведено сопоставление планового объема выпуска с фактическим и если будут обнаружены расхождения, то их нужно устранять. Поэтому система MRP характеризуется как «выталкивающая система», так как импульс («толчок») исходит от центральной планирующей системы. В японской системе сводный план строго не регламентирует задачи производства, он намечает лишь общую схему для проведения расчета потребности в материалах и рабочих на каждом рабочем месте.

Система «канбан» может быть совмещена с системой MRP таким образом, что после составления сводного плана потребности в материалах система «канбан» может использоваться в качестве инструмента управления производством в рамках каждого планового периода. Но при этом нужно учитывать, что система управления производством компании «Тойота» максимально использует характерные особенности Японии, и прежде всего, в области активизаций человеческого фактора.

Для японцев понятие «работа» отличается от стереотипа, сложившегося, например, у европейских и американских рабочих. Для японцев характерны:

Эти характерные признаки нашли отражение и в области предпринимательства, например, система пожизненного найма, профсоюзы, создаваемые компаниями, возможность для рабочих продвинуться на руководящие должности и т. п.


2.2.Российский опыт применения информационных технологий в управлении



Анализ использования информационных технологий в управлении в России проведем на основе данных об организации производства на российских предприятиях автомобилестроения.

Основы информационной системы Ижевского завода были заложены при строительстве предприятия еще в середине 1960-х годов. Для некоторых служб были внедрены автоматизированные системы управления на базе больших ЭВМ. На заводе была установлена система управления производством и конвейерными линиями. Но все системы управления были обособлены и не являлись частью единой информационной системы. По мере развития вычислительной техники и совершенствования программного обеспечения происходила модернизация систем управления, однако она охватывала только часть отдельных систем, их программного или технического обеспечения. Несколько лет назад, в период активной компьютеризации, начала формироваться интегрированная информационная система всего завода. По ряду причин (необходимость замены большого количества техники, создания новых рабочих мест, переноса огромного количества информации и т. д.) этот процесс не завершен до сих пор.

На заводе разработана и внедряется информационная автоматизированная система управления производством (ИАСУП). В системе используются стандартные Web-технологии, благодаря чему нет необходимости в установке специализированного ПО. В настоящее время в систему введены все предыдущие наработки - базы данных, справочные таблицы, номенклатура, нормативы, спецификации и т. д. Сейчас идет тонкая доводка ИАСУП и установка терминалов на рабочих местах. Сегодня система способна отражать все движение сырья, деталей и комплектующих в суточном режиме.

В системе, например, содержатся подробные сведения о перемещении комплектующих и готовой продукции за последние сутки. Многие данные обновляются в почасовом режиме. Это, например, информация о том, сколько сварено кузовов, сколько их сдано в покраску, окрашено, сдано на сборку, собрано, ушло в сбыт. Сейчас решается задача обеспечения работы системы в режиме реального времени.

С помощью информационной системы решаются также прямая и обратная задачи планирования производства. Прямой задачей является разделение плана выпуска продукции между участниками производственной цепочки. Отдельным подразделениям выдаются следующие задания:

Обратная задача подразумевает определение себестоимости каждого конкретного автомобиля и готовой продукции в целом в зависимости от использованных составляющих. Система может генерировать множество отчетов, отражающих различные аспекты производства и выпуска готовой продукции, состояние складской системы, работу персонала и многое другое. Продолжительность периода, по которому запрашивается отчет, может быть практически любым – от часа до года.

Сегодня можно говорить о том, что благодаря постоянным усовершенствованием информационная система завода постепенно становится интегрированной системой класса ERP. Но руководство завода приняло стратегическое решение внедрить на заводе с помощью специалистов фирмы IBS систему Microsoft Axapta. В данный момент проходит этап моделирования бизнес-процессов.

Заводской службе внутренней логистики предстоит решить еще немало проблем. Одной их них является проблема складской тары. В данное время для обеспечения требуемого уровня производства тары достаточно. Но ее не хватит, если объем производства будет хоть немного увеличен. Кроме того, на заводе хотят отказаться от использования паллетных рам. При интенсивном использовании они достаточно быстро приходят в негодность и по соображениям пожарной безопасности в них нельзя передавать детали для сварочного производства. Здесь же стоит упомянуть и то, что при каждом перемещении все паллеты и контейнеры обвязываются. Нужно найти недорогой, но эффективный способ обвязки.

Еще одной проблемой является то, что сейчас все внутризаводские заказы на перемещение деталей комплектуются вручную. В дальнейшем планируется постепенно механизировать процесс комплектации, начиная с наиболее интенсивных и трудоемких участков.

Кроме того, необходимо повысить эффективность взаимодействия складской системы и производства. На заводе создается производственно-диспетчерский отдел. В его задачу будет входить оперативное подведение итогов работы производства за день и формирование заказов складам.

Глава 3. Совершенствование информационных технологий в управлении




3.1. Сравнение зарубежного и отечественного опыта



У любой новой технологии есть изъяны, и знание того, на что следует обратить внимание при планировании ее внедрения, всегда было проблемой. Если еще сырая технология начинает давать сбои в действующем бизнес-процессе, это может иметь серьезные последствия для бизнес-центра. Ясно, что невозможно оценить все новые технологии сразу — значит, нужно внести в разрабатываемый план, а возможно, даже в стратегический план организации те технологии, которые вероятнее всего обеспечат организации наибольшую отдачу в заданный срок. И совершенно необходимо каждую такую технологию досконально и тщательно оценить самому руководителю. Следует заранее планировать тестирование и оценку каждого предложения в реальных условиях в лаборатории или в качестве пилотного проекта, вместо того чтобы полагаться на просмотр маркетинговой презентации. И поскольку технологии становятся все сложнее, управление ими после развертывания требует особого внимания.

Управление современными промышленными предприятиями необходимо проводить на основе комплексного подхода, с использованием интегрированных информационных систем управления, в контур которых встраиваются системы поддержки принятия решений, базирующиеся на современных технологиях интеллектуального анализа данных и методах компьютерного моделирования.

В условиях жесткой конкурентной борьбы управленческая деятельность сопряжена с целым спектром рисков. В этой связи необходимо акцентировать особое внимание на управленческом прогнозировании в контексте нейтрализации или минимизации возможных рисков.

Очевидно, что только лишь опыт и интуиция руководителей не могут обеспечить принятие правильных решений при постоянном изменении условий функционирования предприятий. Наиболее важным помощником руководителя становятся компьютерные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют смоделировать ситуацию и выбрать наилучший план действий. Использование методов математического моделирования и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью предприятия является конкурентным преимуществом по отношению к предприятиям, действующим в тех же сегментах рынка и не использующим современные экономико-математические методы в управлении.

Центральная и восточная Европа показывают высокие темпы роста в области ИТ. Для ведущих IT-корпораций мира развитие бизнеса в этом регионе является важным, т.к. открывает новые возможности сбыта своей продукции. Лидером роста с большим отрывом от остальных стран является Россия. ИТ-затраты в России в 2006 году составили около $9,164 млрд., к примеру ИТ-затраты Польши составляют 3,34$ млрд., а Чехии 2,624$ млрд. По прогнозам, опубликованным аналитической службой Cnews Analytics в 2008 году, затраты на ИТ в 2009-2010 годах в Северной Америке и Западной Европе вырастут на 5%, ближнем Востоке и странах Африки на 12%, а Восточной Европе на 10-14%, и в частности в России на 12-15%. Этот регион в ближайшие 2 года останется доминирующим, с точки зрения инвестиций в отрасль. В настоящее время наиболее слабый рост ИТ-расходов в России по сравнению с затратами частных предприятий демонстрирует государственный сектор, однако современные тенденции всевозрастающего интереса государства к ИТ, федеральные проекты и новые программы в области ИТ выдвигают Россию на лидирующие позиции в мире.

Информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Они в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей производства всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.

Одним из условий для стабильного развития бизнеса является создание и надежное функционирование информационно-технологической инфраструктуры предприятия.

В последние годы экономические показатели России растут, а промышленность, после долгих лет простоя, набирает обороты. Для того чтобы успешно конкурировать с зарубежными компаниями, необходимо повышать эффективность производства, снижая издержки. В наши дни это становится возможным, благодаря применению информационных технологий в управлении.

3.2. Меры по повышению уровня информационных технологий в управлении российских предприятий



К сожалению, в России служба менеджмента практически не развита, управленческие решения принимаются, как правило, руководителями предприятий на основе их личного опыта, то есть сугубо субъективно. Вопрос автоматизации производства российских предприятий и внедрения систем управления бизнес-процессами очень актуален на сегодняшний день, потому что автоматизация имеет смысл и целесообразность только тогда, когда компания попадает в очень сильную конкурентную среду. Обратная связь – контроль за выполнением решений практически отсутствует.

Вопрос о том, каково же сегодня состояние российских предприятий и отвечает ли оно западным стандартам, насколько мы отстаем от запада в области информатизации производства и бизнес-процессов очень интересен. На каком этапе развития находится современный российский рынок ИТ.

Российский рынок ИТ находится на этапе формирования потребностей по комплексной автоматизации, потому что сегодня на большинстве предприятий существует кусочная автоматизация, решений получается много и поддерживать, управлять, а тем более иметь единую картину того, что происходит на предприятии невозможно. Поэтому именно сегодня возникает очень яркая потребность в единой стратегии информатизации, единой стратегии системы управления предприятием.

Уменьшились оценки рисков инвестирования данного сектора, а биржевые индексы корпораций-инвесторов уверенно растут. Суммы, которыми теперь измеряются инвестиционные проекты в области информационных технологий (особенно услуг связи и автоматизации управления экономикой предприятия), варьируются от нескольких десятков до сотен миллионов долларов.

В последнее время государство по-настоящему заинтересовалось данной отраслью. На государственном уровне работает программа «Электронная Россия», согласно которой происходит переход к такому положению дел, когда все документы будут создаваться и передаваться в электронном виде. Это должно упростить документооборот, сделать многие стороны государственного управления более «прозрачными», облегчить взаимодействие граждан и органов власти. Конечно, хотелось бы, чтобы эта программа осуществлялась быстрее, была более эффективной, чтобы на ее реализацию выделялось достаточно средств. Но и то, что уже сделано, заметно улучшает работу госорганов. Это и автоматизированный подсчет голосов на выборах, и электронные системы госзакупок, и различные элементы «электронного правительства», когда министерства и ведомства имеют Web-сайты, на которых граждане могут найти ответы на различные вопросы и даже связаться с соответствующими чиновниками.

Внедрение ИТ-технологий в бизнес сферы позволяет сделать оптимальным выбор глобальных и локальных стратегий повышения эффективности бизнеса и отдачи от работы внутренних подразделений, внедрять инновационные методы корпоративного управления. Совершенствование базовой технологии шло неуклонно на протяжении последнего десятилетия, а вслед за ним совершенствовались такие технологии, как мультимедиа, Интернет-технологии, IP-телефония, ПО управления бизнес-процессами, притом, что компьютерная техника становилась дешевле и мощнее и т.д.

Заключение



Первоочередным условием и главным залогом успешного развития бизнеса на сегодняшний день остается информация. Предпринимателю требуется информация о емкости рынка, его сегментации, спросе на конкретный товар и возможностях продвижения данного товара на рынок. Покупателю требуется информация о производителе, о ценах, о качестве данного товара.

В системе коммуникаций немаловажную роль играют информационные технологии. Интернет стал частью повседневной жизни любого человека. Через сети Интернет можно осуществлять различные операции купли-продажи, игры на биржах, поиск информации относительно новостей науки, экономики, искусства, медицины и т.д. Посредствам сети Интернет производится налаживание новых каналов связи, поиск новых клиентов и знакомств.

Широкое применение нашел ряд различных прикладных программ, обеспечивающих менеджеру свободу в действиях без особых затрат времени и усилий.

Сегодня управление организацией, если она хоть сколько-нибудь вышла за рамки кустарной мастерской, без применения информационных технологий не то, что не эффективно, но просто невозможно. Скорость принятия решений в современном мире играет решающее значение, особенно это касается решений управленческих. От того насколько быстро организация среагирует на изменение во внешних или внутренних условиях зависит само дальнейшее существование этой организации. Повысить оперативность, достоверность и полноту информации позволяют современные информационные технологии.

Каждый день создается новое программное решение в чем-то опережающее своих предшественников. Задача управляющего следить за новыми технологиями и внедрять их в своей организации по мере необходимости. Главное в любом деле знать меру: не гнаться за модными веяниями и не идти на поводу у большинства, а начинать использование лишь те нововведения, прибыль от которых будет действительно больше, чем затраты на их внедрение.

Современная наука управления предлагает руководителям целый спектр управленческих технологий, охватывающих весь комплекс элементов управления и, приведенный здесь перечень технологий нельзя назвать исчерпывающим.

Управленческие технологии позволяют решать как отдельные срочные задачи, так и комплексно повышать эффективность деятельности компании.

Список использованной литературы


  1. Балдин, К. В., Уткин В. Б. Информационные системы в экономике: учебник. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. – 356 с.

  2. Бобылева, М. Новые возможности управленческой интеграции в условиях применения корпоративных информационных технологий / М. Бобылева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С. 77 - 88.

  3. Власова, Л. Повышение эффективности за счет оптимизации ИТ-инфраструктуры / Л. Власова // Экономика и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 17.

  4. Дафт, Ричард Л. Менеджмент / пер. с англ. под ред. С. К. Мордвинова. - СПб. : Питер, 2008. - 863 с.

  5. Дорофеев, В. Д. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 440 с.

  6. Дресвянников, В. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия / В. Дресвянников // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 8. - С. 93 - 101.

  7. Захаров, В. Интеллектуальные технологии в современных системах управления / В. Захаров // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 4. - С. 96 - 100.

  8. Информационный менеджмент / под науч. ред. Н. М. Абдикеева. - М. : Инфра-М, 2010. - 400 с.

  9. Менеджмент ХХI века : Когда-нибудь мы все будем так управлять / под ред. С. Чоудхари. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 447 с.

  10. Теория менеджмента : учебник для вузов. / под ред. А. М. Лялина. - СПб. : Питер, 2009. - 464 с.

  11. Трегубенко, П. Автоматизация: от преимущества – к необходимости / П. Трегубенко // Экономика и жизнь. - 2008. - № 28. - С. 35.

  12. Третьяк, О. А. Маркетинг : Новые ориентиры модели управления : учебник для вузов / О.А. Третьяк ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Эконом. фак. - М. : Инфра-М, 2009. - 403 с.

  13. Третьякова, Е. Структура и технология управления организацией: концептуальный подход / Е. Третькова // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С. 96 - 101.

  14. Цветков А. Н. Менеджмент / А. Н. Цветков. - СПб. : Питер, 2010. - 256 с.

  15. Чередниченко, А. IT-риски требуют всеобщей мобилизации / А. Чередниченко // Экономика и жизнь. - 2008. - № 29. - С. 27.



Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации