Игры, развивающие психические процессы - файл n1.doc

приобрести
Игры, развивающие психические процессы
скачать (131.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc132kb.10.09.2012 13:42скачать

n1.doc



(Внимание, память, мышление, восприятие)

Внимание

Внимание — это психический процесс, который следует развивать с раннего детства, так как он будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

У наших особых детей недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка.



«Сделай как я»

Возьмите 6 счетных палочек и выложите произвольную композицию, затем на 1-2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку. УУУУУУУУУУУ УУУ


"Секретное письмо"

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.









«Сосчитай!»

Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.



"Разведчик"

Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.



"Наблюдатель"

Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".



"Волшебное слово"

Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).



«Что слышно?»

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что

происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, детское пианино, емкости с водой для ее переливания, стеклянные предметы и молоточек для стука и т.д.







«Слушаем тишину»

Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.






«На что смотришь?»

Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно. Можно меняться ролями.







«Нос – пол – потолок»

Ведущий произносит слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

«Повтори движение»

Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

«Делай наоборот»

Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.


«Кто стоял в очередь»

Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды.

«Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже хлопнут в ладоши. Перед началом ведущий проводит с играющими «репетицию».









«Летающее – нелетающее»

Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям).

Подобную игру можно проводить на другие темы.


Восприятие

Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию. Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.

Восприятие у наших особенных детей поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить восприятие ребенка.






«Где будильник?»

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол.


«Король тишины»

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю, чтобы стать министром. Если игрок произведет, хоть малейший шум, король его отсылает на место жестом руки. Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине.

«Острый глаз»

Детям предлагается рассмотреть какую-либо банку, или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.




«Найди пару».

Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек. (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковых игрушки по цвету, по форме, по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: “Это разве одинаковый цвет?” “Разве кубик тоже круглый?” Вариант: То же задание, но с картинками.


«Чудесный мешочек»

Играет один или несколько человек. Инвентарь. В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов. Ребенку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).



«Вот такой»

Разведенными руками показывают, какого размера нужно найти предмет. Предметы этого размера находят в кабинете, после чего сравнивают.











«Узнай по описанию»

Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.


«Цветные латки»

Для занятия понадобится большой лист картона и несколько маленьких цветных картонных карточек. На большом листе вырезаем окошки в форме правильных геометрических фигур. Из маленьких - соответствующие “латки”. Ребенок должен подобрать к окошку латок, называя геометрическую фигуру.


«Геометрия на кухне»

Пусть ребенок поищет на кухне знакомые ему фигуры: кафель-квадрат, лопаточка-треугольник. Можно налепить пельменей. Какой формы пирожок? А что будет, если тонкую полоску теста разложить вот так (выложить по контуру какую-то фигуру)? Это отличная возможность научить его пользоваться скалкой и даже можно попробовать слепить пирожок! Вот папа обрадуется!







«Что не так?»

Подготовьтесь: оденьте на ручки куклы носочки, трусики и теплую шапку. Пусть ребенок объяснит, что не так и почему. Налейте в тарелку чай, к супу подайте вилку, а не ложку. Ребенок вас обязательно поправит!

Можно заготовить материал из журналов: вырезать предметы, людей и животных. А потом составлять так: в небе - корова с крылышками бабочки, дерево вверх корнями и т.д. Хорошо, если ребенок сможет переместить вырезки (поэтому, формируя картинку, приклеивать их не надо).


«Вспомни ощущение»

Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

«Зоопарк».

Предложите ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать это животное. Поменяйтесь ролями.


«Построй башню»

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга.
«Сбор урожая»

Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.


«Загадки»

Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане отгадку.




Память 

Память — психический процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта, это необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Но, сравнивая детей одинакового возраста с легкостью можно заметить, что у одного ребенка память великолепна, а у другого – значительно затруднена… Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Р
«Нарисуй фигуру»

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько пар слов (начать можно с 2 – 4). Например, вы называете такие пары слов, которые имеют смысловые связи: собака – кость, чашка - чайник, гвоздь - молоток и т. п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
ассмотрим несколько игр, позволяющих развить память ребенка.




«Вспомни, не глядя»


Внезапно, не предупредив ребенка, задайте ему вопросы по описанию любого объекта, который хорошо знаком ребенку (сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше - мама или папа и т.п.)





«Магазин»

Положите на стол несколько предметных картинок или игрушек и попросите ребенка (продавца) запомнить все предметы, которые вы хотите купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до четырех-пяти. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и продавцом и покупателем. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и любые другие.




«След в след»

Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.

«Пуговица»

Перед ребенком и взрослым лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Взрослый выставляет на своем поле 3 пуговицы, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого поле закрывается, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

«Фотограф»

Детям на 10 секунд показывается предметная картинка, которую после этого они должны как можно подробнее описать. Чем сложнее картинка, тем больше времени дается на ее рассматривание.

«Скопируй позы»

Двое ребят или взрослый с ребенком становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями.
«Шкафчик»

Игра развивает зрительную память. Возьмите несколько спичечных коробок и склейте их. Получится шкафчик с выдвигающимися ящиками. Спрячьте в один из ящиков на глазах у ребенка какую-нибудь маленькую игрушку. Уберите шкафчик на несколько секунд, а потом разрешите малышу поискать игрушку. Игру можно усложнять, убирая шкафчик на более длительное время.





«Бабушка укладывает в свой чемодан»

Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свой чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

«Дверная скважина»

Для игры необходимо подготовить небольшую яркую предметную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие в течение 1 минуты, постепенно передвигая верхний лист, но, не поднимая его. Затем взрослый просит рассказать, что изображено на картинке.




«Что там на спине?»

Ребенок ложится на живот, а взрослый рисует у него на спинке пальчиком цифру., которую ребенок должен угадать.

«Узнай по запаху?»

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. 
С детьми до 4 лет стоит Заранее рассмотрите все предметы, обговорите, что съедобное, вместе понюхайте. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. 







«Запомни цифры»

Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя 3-5 однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый пишет их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их у всех. Затем его сосед, написав 3-5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 10 секунд. После этого все записывают эти цифры в том же порядке. Цифры проверяются.






«Вспомни и покажи»

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).


Мышление

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Наши особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у наших детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.




«Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«В чем сходство?»

Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.








«Назови предмет»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.





«Сравни предметы»

Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Почему нравится, не нравится?»

Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".




«Придумай заголовок»

Детям читается небольшой  рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать   к   рассказу   как   можно   больше    различных заглавий, отражающих  его  содержание. 



«Мешок с добром»

Возьмите большую сумку и несколько предметов. Называя предмет, просите ребенка положить его в сумку. Постепенно увеличивайте количество предметов и «меняйте направление», предлагая ребенку найти что-то в сумке и отдать вам. Можно усложнить игру, введя в оборот вещи, принадлежащие ребенку и свои. Благодарите ребенка за каждый предмет, положенный в сумку или извлеченный из нее.

«Радуга»

Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.


«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.


«Сложи картинку»


Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.


«Узнай и нарисуй»

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.


«Отгадай предмет по его частям»

Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.


«Что внутри?»

Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

(дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)


«Поиграй с котенком»

Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«На кухне»

Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие — для папы, три большие — для мамы, — две маленькие — для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации