Некос В.Е. Основы общей экологии и неоэкологии - файл n1.doc

приобрести
Некос В.Е. Основы общей экологии и неоэкологии
скачать (1924.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1925kb.10.09.2012 13:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования Украины

Харьковский государственный университет

В.Е.НЕКОС
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ И НЕОЭКОЛОГИИ

(Часть 1)

Учебное пособие

(ПРОГРАММНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 7.0708 "Экология")

Харьков – 1998 г.


УДК 557.4


Некос В.Е. Основы общей экологии и неоэкологии: учебное пособие. Программные и проблемные лекции для студентов специальности 7.0708 Экология Часть I, - Харьков, 1998 г.

В пособии изложены основные положения традиционной (геккелевской) экологии и неоэкологии (современной экологии). Понятийно-терминологический аппарат, приведенный в пособии, модульная система изложения и последующий тестовый контроль обеспечивает получение достаточных и оптимальных экологических знаний для будущего эколога широкого профиля.

Книга может быть полезной для любого специалиста, работающего в области как традиционной, так и современной экологии.

Рецензенты:
А.В.Гриценко – доктор географических наук, профессор, директор Украинского НИИ экологических проблем.

В.В.Медведев – доктор биологических наук, профессор, директор Украинского НИИ почвоведения и агрохимии им. А.И. Соколовского.

С.С.Душкин – доктор технических наук, зав. кафедрой водоснабжения, водоотведения и очистка воды Харьковской государственной академии городского хозяйства.

Размножение и тиражирование

курса лекций без официального

разрешения автора запрещено.

@Некос В.Е.
Модуль 1.

Введение:
Программная структура курса. Цели и задачи курса. Особенности усвоения курса. Программа курса. Основные дефиниции понятия "экологии" как ранее усвоенные, так и некоторые определения новых авторов. Актуализация знаний по основным понятиям усвоенных при изучении курса "Введение в специальность" (понятия аутэкология, демэкология, синэкология, система, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, геосистема, экологическая пирамида, биосфера, охрана природы, природопользование и др.).

Учебный курс "Основы общей экологии" являются основополагающим в подготовке специалиста в области экологии. В разных вузах Украины он читается по разным программам и имеет различную структуру. Это связано с несовершенством образовательной программы и, прежде всего, отсутствием единой обязательной программы. Соответственно, структура курса и подходы к его изложению также различны в разных вузах. В Харьковском госуниверситете этот курс впервые на Украине начал читаться для профессионалов экологов. За много лет его структура, объем и содержание существенно и много раз видоизменялась, приобретая все более усовершенствованную и оригинальную форму необходимую для подготовки современного эколога. Многолетний опыт, советы с выпускниками-экологами, которые уже работают, с различными специалистами, работающими в системы охраны природы позволили выработать предложенную структуру. Курс годичный, т.е. читается в двух семестрах и, соответственно, состоит из двух частей. Первая часть курса, соответствующая осеннему семестру, посвящена классической или геккелевской экологии с необходимыми элементами глобальной экологии без которых понимание общих вопросов было бы затруднено. Вторая часть курса посвящена современной экологии, т.е. неоэкологии с элементами глобальной неоэкологии, т.е. тех, которые касаются в основном глобальных процессов, обусловленных антропогенной деятельностью ,например кислотные дожди, разрушение озонового слоя и др.

Ниже приводится полная программа курса, составленная в соответствии с требованием Минвуза Украины.
1.1. Программа курса "Основы общей экологии и неоэкологии"
А.В С Т У П
У поняття "Загальна екологія" на сучасному етапі укладають дещо інший зміст,ніж той,який був притаманний йому у першій половині 20 сторіччя. Це зовсім не означає, що воно загубило свій первісний зміст, ні. У нашому розумінні воно суттєво збагатилось, отримало багато інших відтінків, відгалужень. Звичайно, правомірним може бути і інший підхід, згідно якому, все нове повинно формуватись у інші, самостійні науки, що влсне здебільшого зараз трапляється. І те, що цей підхід більш приваблює, легко пояснити - бажання створити, або працювати у новій науці чи напрямку,привертає більшу кількість науковців. Але існує і інший бік цієї проблеми. Надто велика розбіжність притаманна першому визначенню "Екології" і сучасному, дійсно,з одного боку це одна наука, а з іншого - суттєво інша, бо зміннився об'єкт, методи та поняття. Тому ми вважаємо, що зберігаючи пріорітет Е.Геккеля і наслідуючи всі традиції екології, сучасну екологію доцільно назвати "неоекологією" - новою екологією. Це відповідало б тому, що склалося зараз у світовій науці і водночас ліквідувало б значну кількість суперечок.

За іншим поглядом, який мало чим відрізняється від наведеного тільки, що, зверджується, що традиційна екологія залишається за біоекологією,а сучасні погляди потребують суттєвого реформування поняття "екологія",тобто раніше існуюче поняття необхідно наповнити іншим змістом.Навряд чи зовсім бездоганні ці та інші тлумачення(наприклад,що землезнавство вивчає глобальні екологічні проблеми і т.і.), підходи.Недоцільно вихолощувати уже сформовану науку, а тім більше надавати їй іншого змісту. На наш погляд, будь-яку науку необхідно збагачувати, укріпляти, доповнюючи її новими доробками, паралельно створюючи нові напрямки, але неодмінно залишаючи "коріння і стовбур дерева", яке вже виросло. Згідно з цим, на наш погляд, курс "Основи загальної екології і неоєкології" повинен бути базовим, який втілює в собі як класику, так і всі нові підходи, знання і основи для розвитку будь яких відглужень і без якого, як без коріння, ні що не зможе вирости, рівно як не буде існувати довго будівля без фундаменту. Виходячи з цього погляду і базуючись на системному підході,вивченню навчальною традиційною екології передує ознайомлення з відомостями,стосовно елементів глобальної екології, тобто з того, що обумовлює екології планети Земля,потім забезпечується формування знань з традиційної (геккелевської)екології,які створюють фундаментальні основи,дозволяють зрозуміти і екологічно грамотно вирішувати злободенні питання сучасної екології (неоекології).Шлях від загального до частковостей (окремостей) - на наш погляд,найбільш вірний. Таким чином, курс "Основи загальної екології і неоєкології" складається з декількох головних, відносно самостійних, але тісно пов'язаных між собою частин - модулів;глобальних питань екології, традиційної екології ї сучасної, або новоі екології (неоекології).

Вивчення курсу базується на знаннях, отриманих з таких фундаментальних навчальних дисциплін, як хімія,біологія,геологія, геоморфологія, метеологія і кліматологія, гідрологія, грунтознавство, вступ до фаху та інших. Початкові основи загальної екології закладені у програмі навчального курсу. "Вступ до фаху", завдяки якому у студента, майбутнього еколога, формуються знання не тільки із історіі розвитку науки,але і основних понять і термінів, які за принципами "поступового ускладення" актуалізуються і планомірно розширюються не тільки в цьому, але і багатьох інших навчальних курсах, які вивчаються при здобутті фаху.В той же час навчальний курс "Основи загальної екології і неекології" є базовим для більшості нормативних професійно орієнтованих дисциплін і спецкурсів, в т.ч. "Соціальної екології" , "Економіки природокористування", "Екологічної експертизи", "Управління природоохоронною діяльністю" і т.і.

У зв'язку з викладеним вище, метою курсу є:формування знань, умінь та навичок з основних екологічних законів, закономірностей, правил, принципів і т.і., взаємодії живоі речовини з навколішнім середовищем і взаємодії між організмами на глобальному,регіональному і локальному рівнях, а також чітке розуміння причин і механізму зміни стану довкілля під вплівом людини.

Задачами навчального курсу слід визначити і підкреслити такі:

  1. Знати закони, закономірності, правила і принципи взамовідношень між організмами, популяціями і угрупуваннями та навколишнім середовищем.

  2. Сформувати розуміння дії екологічних законів на всіх іерархічних рівнях;

  3. На базі знань екологічних законів, закономірностей і т.і., уміти знаходити причини і механізм дії забруднюючих речовин на існування живого;

  4. Уміти знаходити вірні рішення щодо оптимального співіснування людини і природи.

  5. Виховати у майбутнього фахівця на базі міждисциплінарних знань, здібності і уміння, бути провідником екологічно безпечної життєдіяльності.

Студент має бути добре обізнаним з навчальним планом і цією програмою, орієнуючись у науковій і методичній літературі з навчального курсу.

Головною формою організації вивчення даного курсу є,перш за все, самостійна робота над програмою курсу, а також лекції, лабораторні работи і навчальні практики.Лекції мають різноманітні форми - програмні лекції, проблемні, лекції-бесіди, лекції-диспути і т.і., консультативні заняття.

Основною формою контролю засвоєння знань є тестовий контроль і визначення рейтингу студента, які можуть поєднуватися з іншими формами.

1.Кваліфікаційні вимоги до студентів, які вивчають курс "Основи загальноі екології і неоєкології".

Скорочений перелік основних знань, якими повинен оволодіти студент внаслідок вивчення "Основ традиційної екології і неоєкології (детально перелік знань,умінь і навичок - ЗУН, викладено в програмних лекціях).

Володіти ЗУН з основних модулів традійійної і глобальної екології в т.ч.:

Модуль 1: Мета, задачі курсу. Структура курсу. Програма курсу. Вимоги до вивчення курсу. Еволюція поняття "Екологія". Біосфера.Екологічний імператив.

Модуль 2: Понятійно-термінологічний апарат традиційної екології. Об'экт предмет, методы екології. Актуалізація понять вивчених раніше. Різноманітність визначень. Теоретична аутекологія, синекологія, демекологія. Біоценоз, біогеоценоз, екосистема, структура екосистеми, продуценти, консументи, редуценти, екологічна піраміда, та інше. Основні властивості екосистем. Основи фотосинтезу. Кругообіг речовин,енергії. Екологічна ніша. Організми - головні поняття; закони,закономірності, правила і т.і. фунціонування організмів. Популяції - головні поняття, терміни; сутність, причини, наслідки. Стійкість і структура угрунтувань.

1.3. Скорочений перелік ЗУН, якими повинен оволодіти студент внаслідок вивчення основ неоекології:

Модуль 3,4,5: Об'экт, предмет і методи неоекології. Понятійно-термінологічний апарат: неоекологія, антропосфера, соціосфера, геосистема, геоекосистема, еколого-економічна система, статична неоекологія, динамічна неоекологія, прогнозна неоекологія. Головні закони, закономірності, правила, принципи і гіпотези. Системний метод в неоекології, інші методи. Глобальні проблеми неоекології. Проблеми різноманітного забруднення довкілля. Визначення головних понять і термінів.Класифікація забруднень.Оцінка впливу на оточуюче середовище (ОВОС). Екологічний контроль і управління якістю окремих компонентів і довкілля вцілому . Головні поняття і терміни. Схема управління екологією міста, регіону. Методи та засоби визначення забруднюючих речовин. Проблеми поведінки полютантів в біотичних і абіотичних компонентах. Головні екологічні проблеми Украіни. Основні напрямки державної політики в забезпеченні екологічної безпеки. Прогноз стану довкілля.Окремі світоглядні питання неоекології.

Б.ПРОГРАМА НАВЧАЛЬНОГО КУРСУ

"ОСНОВИ ЗАГАЛЬНОЇ ЕКОЛОГІЇ І НЕОЕКОЛОГІЇ"

Теоретична частина
Модуль 1: Загальні питання:

Вступ. Предмет та задачі курсу. Ознайомлення з програмою курсу. Побіжний огляд раніше засвоєних питань і подальший розвиток знань з понятійного апарату.

1.2. Визначення поняття "екологія". Еволюція поняття. Методи екологічних досліджень. Основні екологічні і неоекологічні проблеми біосфери. Елементи глобальної екології. Головні забруднювачі біосфери.

1.3. Біосфера.Еволюція біосфери.Тепло і влагообіг біосфери.Вузкість температурних кордонів існування цивілізації. Необхідність формування нових форм суспільного буття, нової моралі, цілеспрямованого регулювання людської активності. Екологічний імператив.

Модуль 2: Основи традиційної екології.

2.1. Теоретична екологія.

Основний об'єкт і предмет екології. Актуалізація понять: біосфера, екосистема, біо/гео/ценоз. Загальні питання теорії систем.Єдиний біологічний кругообіг речовин. Біохімічні процеси та цикли в біосфері.Основи фотосинтезу. Загальна характеристика кругообігу речовин, кругообіг води, вуглицю, кисню, азоту, фосфору, мікроелементів.

Екологічні фактори (умови) і ресурси та іх класифікація: природні - сонячне випромінювання, грунти, повітря (двуокісь вуглицю, кисень), вода та інші; штучні - шум, електромагнітне випромінювання та інші. Наріжний камінь, центральне поняття теоретичної екології - екологічна ніша. №-мірність екологічних ніш.

2.2. Відповідність між організмами і середовищем.Сутність, причини, наслідки. Головні поняття: адаптація і абаптація, приспособленність, конвергенція і паралелізм, схожість, екотипи, генетичний поліморфізм.

Життя як екологічна подія. Демографічні процеси.Поняття про особину і популяції, унітарні і модулярні організми.

Закономірності розміщення організмів у просторі і часі, міграції і розселення.

2.3.Різноманітність і основні типи взаємодії живих організмів.Головні поняття,внутрішьньовидова конкуренція,міжвидова конкуренція,хижацтво і динаміка популяцій.Людина як хижак:збір врожаю,рибальство, мисливство, вибраковка, редуценти і детрітофаги, паразити і хвороби,мутуалізм.Їх сутність, причини, наслідки.

2.4. Життєвий цикл - як один із найважливіших аспектів традиційної екології. різноманітність життєвих циклів.

Закономірності різниці в кількості організмів.Чисельність.Теорія чисельності видів.

2.5. Угрунтування. Природа угрунтувань. Угрунтування - як рівень організації. Видове багатство угрунтувань. Просторовий розподіл угрунтувань. Головні поняття: сукцессія, клімакс, біомаса і некромаса,первинна і повторна продукція угрунтувань. Різниця в потоках енергії і речовини в угрунтуваннях.

Стійкість і структура угрунтувань.

Модуль 3. Основи неоекології.

3.1. Теоретично-методичні основи неоекології. Методологічна база неоекології: філософська методологія, системний підхід, структурний аналіз і синтез спеціалізованої методології. Структури самостійності неоекології: об'єкт, предмет і метод дослідження. Принципова різниця між антропосферою і соціосферою, між екосистемою і геосистемою. Геоекосистеми і еколого-економічні системи і інші. Відмінні риси неоекології від екології.

Специфіка формування наукової мови неоекології. Понятійно-термінологічний апарат неоекології - як складна система найважливіших понять вихідних наук, загальнонаукових і спеціальних понять. Компоненти неоекології - спеціальний, біологічний, географічний, соціальний та інші.

Фундаментальна база неоекології - основні закони, закономірності, правила,принципи і гіпотези екології.Гіпотеза Геі,логічні закони Арістотеля і Лейбніца, закон біогенної міграції, закон константності, закони Коммонера, еколого-термодинамічне правило, правило 10% та інші, принципи направленності еволюції, принципи сукцесійного заміщення та інші.

Стадії розвитку неоекології дескрентинв (описова) ітерпретинв і конструктивна. Статична неоекологія, динамічна неоекологія, прогнозна неоекологія.

Неоекологія - як система наук. Сімейство, комплекс, галузі, напрямки неоекологічних наук. Сучасна структура неоекологічних дисциплін: аналітичні, синтетичні і методичні неоекологічні дисципліни.

Специфічність підходів і методів. Центральний метод неоекологічних досліджень - системний підхід, як конкретне теоретичне вираження матеріалістичної діалектики. Головні напрямки використання системного підходу - створення системи понять і термінів (трансляція системних понять в неоекологію і навпаки); вирішення неоекологічних проблем за допомогою системного підходу.

Структурний аналіз для всебічного вивчення складних неоекологічних проблем, іх функціональної структури. Методи формалізації, моделювання і інші – як межпредметні і універсальні такі що забезпечують вивчення неоекологічних проблем і задач у просторі і часі, прогнозування розвитку найбільш важливих із них.

3.2. Основні питання неоекології.

Найбільш важливі глобальні проблеми неоекології.Ріст населення Землі, марнотратство ресурсів, отруєння і винищення всього,що забезпечує життя.

Кислотні дощі, проблеми руйнування озонового шару і його захист.Проблеми забруднення води, повітря, грунту.Сільськогосподарче забруднення. Проблеми електромагнітного забруднення,світлове,шумове, пильове і теплове забруднення.

Понятійно-термінологічний апарат неоекології: забруднення, відходи, що складуються, викиди, стоки, організовані і стихійні викиди, забруднюючі речовини, якість оточуючого середовища, якість середовища життя людини, міри якості середовища і т.і.

Класифікація забруднюючих речовин. За характеом надходження: локальні, точечні, площині, лінійні. За складом: органічні, органо-мінеральні, мінеральні. Важкі метали і іх визначення.

Міграція хімічних елементів.Геохімічна міграція,геохімічний бар'єр, міграційний потік, геохімічний фон, аномалія. Зони забруднення. Густість забруднення. Критична густість.

Вплив забруднень на живі організми. ПДВ, ПДС, ПДК.Санітарно-захисна зона. Рівень концентрації забруднюючих речовин.Пороговість концентрації.

Допустимі рівні. Критичні рівні. Еколого-геохімічна норма рівня існування людини. Функціональні і морфологічні відхилення - як прямі і віддалені екологічні наслідки.

Оцінка впливу на оточуюче середовище (ОВОС). Основні принципи оцінки впливу на оточуюче середовище. Загальні вимоги,об'екты,учасники ОВОС. Зміст ОВОС. Ідентифікація впливу, безпосередня оцінка впливу, методи. Інтерпретація результатів. Подання наслідків оцінки.

Екологічний контроль і управління якістю стану навколишнього середовища;

Загальні положення.Контроль і управління якістю: атмосферного повітря, водних об'єктів, грунтів.Понятійно-термінологічний апарат. Принципи, механізм, причини та наслідки. Поняття про екологічний ризик, методологія сучасної оцінки екологічного ризику.

Схема управління екологією міста з інших територій.

Методи та засоби визначення забруднюючих речовин в атмосфері, воді, грунтах, організмі людини. Проблеми поведінки забруднювачів у навколишньому середовищі і живій речовині.Нормативи.Маловідходні та безвідходні технології.

Головні екологічні проблеми в Украіні. Основні напрямки державної політики України в галузі охорони навколишнього природного середовища,використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки.Екологічний прогноз.

Модуль 4. Окремі світоглядні питання неоекології.

Міжнародні організації та міжнародне співробітництво у розв'язанні екологічних проблем. Міжнародні програми: геосферна, біосферна та інші.

Екологічна інформація в інформаційних системах та базах даних ООН та інших організаціях.

Роль екологічної освіти та виховання, екологічного всеобуча.

Вибіркові екологічні теми.

5.1.Екологізація сучасної науки. Екологічна кібернетика. Аерокосмічний моніторинг. Екологія та економіка. Гуманізація науко-технічного прогресу.

5.2. Екологічні злочини.

5.3. Теми на замовлення.
ОСНОВНА ЛІТЕРАТУРА


  1. Бигон М. Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: в 2-х т. Т.1. Перс анг. - М6 Мир: 1989.-667 с.

  2. Бигон М., Харпер Дж, Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества, в 2-х томах, т.2. Пер. с англ. - М.: Мир, 1989.- 447 с. ил.

  3. Білявський Г.О. та інш. Основи загальної екології. Підручник, -К, Лібідь, 1995, 368 с.

  4. Будыко М.И. Глобальная экология.М.Мысль, 1979, - 327 с.

  5. Федоров В.Д. Гильманов Т.Г. "Экология" Изд-во МГУ, М., 1980, 464 с.

  6. М'якушенко В.К. Вольвач Ф.В. "Екологія", Вища школа,К., 1984,168 с.

  7. Стадницкий Г.В. Родионов А.И. Экология: Уч.пос. М., Высшая школа,1988,272с.

  8. Сытник К.М. Словарь-справочник по экологии;К. Наукова думка, 1994, 667 с.

  9. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник.М., Мысль, 1990.

  10. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, праавила, гипотезы)-М., Журнал "Россия Молодая", 1994, - 367 с.

  11. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь, Кишинев, Гл.Ред. Мол. Сов.Энциклопедия, 1990. 408 с.

  12. Довідник з охорони прирорди. (А.Л.Андрієнко та ін.) Київ, Урожай , 1985, 248 с.

  13. Яцык А.В. Шматков В.М. Гидроекология.К., Урожай, 1992, с.-192 с.

  14. Мережко О.І. Величко І.М. Теємниці зеленої фабрики.К.,Наукова думка, 1990, -104 с.

  15. Методы контроля загрязнения воздушного бассейна, Григорович А.Д. Київ, УкрНИИНТИ, 1982, -75 с.

  16. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. М.Мол.Гвардия. 1988.- 254 с.

  17. Микитюк О.М., Злотін О.З. Словник українсько-російсько-англійсько-французський(посібн. для студ.пед.вузів.- Х. ХДПУ, 1995, 668 с.

  18. Principles of General Ecologi Angus M. Woodbury Hr.D.Director of Utah.York the Blarigton Companu, INC, Toronto.

  19. Основні напрямки державної політики України Забезпечення екологічної безпеки, Київ, 1997р.

  20. Некос В.Е. Основы общей экологии неоэкологии. Програмные и проблемные лекии, Рукопись,1997р.

  21. Боков В.А. і др. Геоекология. Научно-методическая книга по экологии, Симферополь, Таврия, 1996, 384 с.


ДОДАТКОВА ЛІТЕРАТУРА


  1. Основы эколого-географической экспертизы (Под.ред.К.Н.Дьяконова, Т.В.Звонковой, М. Изд-во МГУ, 1992 г., 240 с.

  2. Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. 2-е изд.исп. и доп. - Л.,Изд-во Ленинградского университета, 1989, 496 с.

  3. Григорьев А.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности (Под ред. акК.Я.Кондратьева. -Л., Наука, 1991, 252 с.

  4. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя, Пер. с серб-хорв; М., Просвещение, 1991, 176 с.

  5. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов, М., Изд-во МГУ, 1988, 160 с.

  6. Яншин А.Л. Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов, -М.,Мысль, 1991 г, 429 с.

  7. Ефремов Ю.К. Хозин Г.С. Всемирная стратегия охраны природы, -М., Знание, 1981, 48 с., (новое в жизни, науке, технике, Сер. "Науки о зекмле", №4.

  8. Плотников В.В. На перектерстках экологии.М., Мысль, 1985, -208 с.

  9. Сухорукова С.И. Экономика и экология (Политэкономический аспект). Уч.метод. пособие для вузов, - М., Высшая школа, 1988, 111 с.

  10. Экология и экономика: Справочник: (О.Ф.Балацкий и др.) Под ред. К.М. Сытника, -К., Политиздат, Украины, 1986, 308 с.

  11. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы, М.Политиздат, 1985, 263 с.

  12. Слюсаренко В.К. Эколого-хозяйственное районирование для целей планирования и управления качеством окружающей среды (на примере Донецко-Приднепровского экономического района), Ворошиволоград, 1955, 95 с.

  13. Зархина Е.С. Гуманизация научно-технического прогресса, Научн.доклад Владивосток, 1988, 14 с.

  14. Мирзеханова З.Г. Нарбут Н.А. Методические рекомендации по экологической экспертизе размещении промышленных объектов ДВО ВНСССР, 1990, 9 с.

  15. Дубовик О.Л. Жилинский А.Э. Причины экологических преступлений. -М., Наука, 1988г, 240 с.

  16. Toungations of the manacement of mountainous areas Karimiers zabil rowski.

  17. Living in the environment/Ninth edition/G.TYLER MILLER, yr.1996, Wadsworth publishing Company.

Програма складена і перероблена

проф.Некосом В.Ю.

Проток.зас.каф. №1 від 31.08.91 р.

Прот.зас.каф. №1 від 29.08.97 р.

Основной особенностью освоения данного курса является требование самостоятельности, изучения не менее 50% объема курса.

Это требование существует и выполняется уже около 10 лет, т.е. с самого начала подготовки специалиста-эколога в Харьковском госуниверситете. Чрезвычайно важно, что по имеющимся сведениям, этот принцип вводится во всей системе высшего образования Украины.

Второй особенностью курса является модульная система изучения и, соответственно, использование тестового контроля (т.е. только письменного контроля) и рейтинговой оценки знаний студентов, что обеспечивает постоянную и непрерывную упорную работу над курсом.

Третья особенность направлена, с одной стороны, на облегчение усвоения материала, с другой - на достижение максимально возможного эффекта формирования знаний по курсу. С этой целью используется следующий механизм подачи и усвоения материала студентами - программная лекция - проблемная лекция - консультативное занятие - тест-контроль по модулю(ям). Программная лекция является объективной необходимостью, обусловленной выше названной первой особенностью, т.е. самостоятельное пятидесятипроцентное усвоение объема курса. Именно в программной лекции освещается полный перечень вопросов, подлежащих изучения студентами. Это руководство для определения их объема знаний и гарантирующее успех в написании теста. Каждый пункт и вопрос программной лекции, обязательно присутствовать в тесте. Проблемная лекция направлена на изложение наиболее важных, наиболее трудных вопросов модуля, в целом охватывающая не менее 50% всего материала. Консультативное занятие дает возможность студенту задать вопросы преподавателю, то ли по проблемной лекции, или по самостоятельно проработанным вопросам (литературе) и окончательно подготовиться к письменному тесту-контролю, завершающему этапу овладению материалом определенного блока знаний.
1.2. Программная лекция 1.1 по модулю 1 "Введение"
Основная цель модуля 1 - изучение структуры учебного курса, согласно программы, усвоение и знание данной программы, умение изложить цели и задачи курса, актуализация ранее усвоенных в курсе "Введение в специальность" основных понятий и дальнейшее развитие знаний по понятийно-терминологическому аппарату.

1.1. Структура курса "Основы общей экологии и неоэкологии".

1.2. Цели и задачи курса.

1.3. Основные особенности усвоения курса. Значение и роль программных, проблемных лекций и консультативных занятий. Роль и значение тестового контроля по модулям программы.

1.4. Знания, умения и навыки, которые формируются в процессе изучения курса.

1.5. Актуализация определения понятия "экология" по Э.Геккелю, В.Д.Федорову и Т.Г.Гильманову, Г.В.Стадницкому и А.Н.Родионову, Н.Ф.Реймерсу и др. Автор и год первого определения понятия экология.

1.6. Причины эволюции понятия. Выявление причин, обусловивших коренное изменение содержания экологии.

1.7. Экологические исследования. Автор и год первого экологического исследования. Методы экологических исследований.

1.8. Актуализация определения понятия геоэкологии. Автор и год первого определения.

1.9. Актуализация определения понятий: аутэкология, демэкология, синэкология. Год их выделения.

1.10. Определение понятия система. Основные признаки системы.

1.11. Определение понятий биоценоз, экосистема, геосистема.

1.11.1. Степень взаимосвязи и принципиальные различия между ними.

1.11.2. Структура экосистемы.

1.11.3.Определение понятия "экологическая пирамида". Трофические цепи. продуценты, консументы, редуценты.

1.11.4. Отличие экосистем от технических систем.

1.11.5. Иерархия геосистем.

1.10. Актуализация определения понятия "биосфера". Автор и год первого определения. Границы биосферы. Особенность биосферы.

1.14.Соотношение понятий "охрана окружающей среды" и "охрана природы".

1.15.Понятие "природопользование". Соотношение понятий "рациональное природопользование" и "охрана природы".

1.16. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

1.17. Понятие "неоэкология". Структура неоэкологии. Необходимость введения новой науки "неоэкология". Уметь объяснить настоятельную потребность во введении в жизнь понятия неоэкология.

1.18. Элементы глобальной экологии и неоэкологии.

1.19. Биосфера. Структура биосферы.

1.20. Атмосфера. Основные составные части, их роль в экологических процессах.

1.20.1. Гидросфера. Составляющие мирового запаса воды.

1.20.2. Почвы. Роль почв в развитии живого вещества.

1.20.3.Живые организмы. Энергетическая пирамида. Автотрофные растения - единственный источник энергии, который поддерживает жизнедеятельность всех видов животных.

1.21. Основные экологические глобальные проблемы состояния биосферы.

1.21.1. Основные глобальные проблемы. Перечень.

1.21.2. Непомерное размножение человечества. Экологические последствия.

1.21.3. Расточительство в жизнедеятельности. Последствия.

1.21.4. Уничтожение и отравление всего того, что делает возможной жизнь. Примеры. Последствия.

1.21.5. Знание отдельных проблем. Проблема уничтожения лесов (фактические данные). Основные социальные и экологические последствия сокращения лесов. Проблема тропических лесов (фактические данные).

1.21.6. Проблема воды. Нерациональное потребление (примеры, данные). Проблемы хлорирования и отдаленные биологические эффекты.
1.21.7. Проблема теплового загрязнения.

1.21.8. Основные загрязнители биосферы.

1.21.9. Десять главных полютантов биосферы (назвать).

Основные источники каждого загрязнителя. Экологические последствия влияния каждого загрязнителя "десятки".

1.21.10. Экологический императив.

ЛИТЕРАТУРА
1.Программа учебного курса "Основы общей экологии и неоэкологии

2.Учебно-методические разработки кафедры (курс лекций).
3.Федоров В.Д., Гильманов Т.Г., Экология, изд-во МГУ. М.,1980, 464с.

4.Мьякушко В.К., Вольвач Ф.В., Екологiя. Вища школа. К., 1984, 168 с.

5.Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: уч.пособие, М., Высш.школа,1988, 272 с.

6.Боков В.А. и др. Геоэкология (научно-методическая книга по экологии. Симферополь "Таврия", 196, 384 с.

7.Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990 г, 637 с.

8.Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл.ред.Мол.Сов. Энциклопедии. 1990.- 408 с.

9.Довiдник з охорони природи. А.Л.Андрiенко та iн. Киiв, Урожай. 1985, 248 с.

10.Сытник К.М. и др. Биосфера , экология и охрана природы. Спр.пособие, К., Наук.думка, 1987, 523 с.

11.Гродзинський М.Д. Основи ландшафтноi екологii. -К, Наук.думка. 1993 р.

12.Сочава В.В. Введение в учение о геосистемах. М., 1978 г.

13.Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977, 327 с.

14.Плотников В.В. На перекрестках экологии. М.Мысль, 1985, 208 с.

15.Моисеев Н. Экология человечества глазами математика, М.Мол.Гвардия, 1988, 254 с.

16.Эдберг Р.,Яблоков А. Трудный путь к воскресенью (Диалог на пороге третьего тысячелетия). М:Прогрес, 1988 - 160 с.
Приведенный перечень вопросов, подлежащих изучению свидетельствует о том, что его основное требование – возобновление (восстановление) знаний по понятийно-терминологическому аппарату экологии, усвоенных в процессе изучения курса "Введение в специальность". Это крайне необходимо сделать, т.к. последующий материал может быть успешно усвоен только при условии владения этими начальными, но основополагающими знаниями. Вместе с тем это только "капля" в "море определений" одного только понятия экология. Поэтому необходимо не только восстановление ранее приобретенных знаний, касаемых как термина "экология", так и некоторых других, но и пополнять базу понятийно-терминологического аппарата. Это определяет основную цель и задачу соответствующей проблемной лекции по данному модулю.

1.3 Проблемная лекция 1.1 по модулю 1 "Введение: Актуализация понятий. Методы. Системы. Биосфера”
Только по одному понятию "экология" существует огромное множество дифениций, которые хотя, в соответствии с требованиями к определению понятия и не очень отличаются друг от друга, тем не менее существуют в литературе. Упускаем определение Э.Геккеля, основоположника понятия "экология", сформулированное им в 1866 году, и его последователей, о которых речь шла в курсе "Введение в специальность" (их необходимо самостоятельно повторить), а приведем некоторые новые, для того, чтобы увидеть все многообразие этих определений еще на стадии развития экологии как традиционной биологической науки, не говоря уже о современной экологии, которая коренным образом, отличается от традиционной и давно не является отраслью биологической науки, а есть междисциплинарной самостоятельной отраслью знаний.

Н.Наумов собрал целую коллекцию определений понятия "экология". Приведем только некоторые из этой коллекции. Например Ф.Клеменс (1920 г.) определ экологию как "науку о сообществах". Видный английский эколог Г.Элтон (1937 г.) дал такое определение: "научная естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных". Известный американский ученый Х.Б.Одум в 1959 году все охватил экологией, его определение звучит так: изучение структуры и функций природы". Французский ученый Р.Дажо (1975 г) в книге "Оновы экологии" приводит чисто биологическое определение: "экология - наука, изучающая условия существования животных организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают". Существенно отличаются определения академика И.П.Герасимова (1985 г.). Он пишет, что "правильнее толковать экологию как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества на ряду, скажем, с системным и другими подходами. Цель экологического подхода - выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой. В своем же придложении он должен базироваться на знаниях различных наук (география, биология, социология и т.д. Советский академик С.Шварц в 1972 году сказал, что экология: "Наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания". Кстати, С.Шварц сказал, что он может привести 100 определений экологии и все они правильные. Но, целесообразно в определении С.Шварца подчеркнуть терминоэлемент "управление". Он звучит и у ряда других исследований. Приведем высказывания известного американского эколога Э.Макфедьена "экология посвящена изучению взаимоотношений живых организмов, растительных и (или) животных со средой; она имеет целью выявить принципы, управляющие этими отношениями. Эколог исходит из того, что такие принципы существуют. Поле его исследований - это все разнообразие жизненных условий, в которых находятся изучаемые растений и животные, их систематические положения, их реакция на воздействия среды и друг на друга, а также изучение физических и абиотических факторов, образующих абиатическую среду..."

В.Дежкин (1975 г.) пишет: "внимание экологии постоянно сосредоточено на познании глубоких связей в природных системах. Никакая рациональная хозяйственная деятельность не возможна без учета этих взаимосвязей. Поэтому экология и превращается в науку об управлении природными ресурсами в процессе их эксплуатации и охраны - глобальную экологию. Эта часть классической экологии, на основе которой сейчас быстро растет новая экологическая наука".

Логичность появления терминоэлемента "управления", не вызывает сомнения, более того, как только в понятие экологии вошел терминоэлемент "система", так автоматически за ним следует "управление".

Но главное, необходимо найти причину, попытаться объяснить почему авторы определений так широко "размахиваются" включая в экологию не только всю природу, но и многие другие отрасли знаний. Здесь стоит возвратиться к работе уже упоминаемого американского эколога Э.Макфедьена и привести следующие его высказывание: "приходится признавать, что эколог - это нечто вроде дипломированного вольнодумца. Он самовольно бродит по законным владениям ботаника и зоолога, систематика, физиолога, метеоролога, зоопсихолога, геолога, физика и даже социолога; Он браконьерствует во всех названных и во многих других уже сложившихся и почтенных дисциплинах".

Подведем короткий итог и сделаем самим собой напрашивающийся вывод - какое бы количество определений понятий мы не рассматривали, видим по крайней мере, два аспекта: 1) ряд исследователей по-прежнему пытаются в той или иной мере придерживаться первичного определения, сделанного Э.Геккелем, слегка его корректируя, что совершенно правомерно; 2) ряд исследователей оставляя базовые терминоэлементы, геккелевского определения вводит новые, пытаясь оттенить (отразить) те изменения в содержании самой науки, которые произошли, вплоть до придания совершенно другого смысла самой науки, т.е. полностью забывая о приоритете первого определения.

Но вполне очевидно, даже не для специалиста, что не достигается успех ни первым, ни вторым, аспектами потому, что силу объективных и субъективных причин коренным образом изменилось содержание самой науки, и никакие "подгонки" не могут помочь объединить старое понятие и новое содержание науки.

Необходим совершенно иной подход. Оставить в покое, чего эта наука заслуживает, экологию в том понимании, какое ей было придано основателем Э.Геккелем, а то (во что превратили старую науку!), что сейчас называют все без исключения "современной экологией" определить новой наукой, со старой базовой основой - "неоэкологией", со своим объектом исследования, методами, понятийно-терминологическим аппаратом и, естественно, своей структурой науки. Об этом подробно речь пойдет во второй части лекционного курса, а сейчас, чтобы четко разделить традиционную и современную экологию, необходимо понимание, что эти две части экологии являются относительно самостоятельными науками. При том, что у них единая базовая основа - взаимоотношения живого между собой и его средой. Следует особо подчеркнуть, что без изучения традиционной (геккелевской) экологии не возможно полноценное понимание современной экологии, т.е. неоэкологии.

Не меньше неопределенностей и по понятию "геоэкология". На первом курсе было изучено определение этого понятия по Н.Ф.Реймерсу (1990 г) и по И.И.Дедю (1990 г.). Напомним их. Реймерс Н.Ф. (1990г.) приводит следующее определение: геоэкология - раздел экологии (по другим воззрениям географии) исследующий экосистемы (геосистемы), высших иерархических уровней - до биосферы включительно (синонимы). ландшафтная экология; биоценология). Дедю И.И. (1990 г.) приводит следует определение со ссылкой на К.Троля (1966г.): Геоэкология - экология ландшафтов. Приведён определение этого понятия некоторыми другими авторами. В "Экологическом словаре" (1993) автором составителем, которого является Сергей Делятницкий и другие (Конкорд ЛтД, Экопром, М.1993г., стр.202). ( т.е. более позднее издание) приводится следующее определение. Геоэкология - практически раздел экологии, занимающийся изучением региональных и глобальных изменений компонентов природной среды, обусловленных техногенным воздействием; в конкретной практике объектом изучения геоэкологии является экосистемы или их составные части: почвы, поверхностные и подземные воды, приземная атмосфера и горные породы. Как видим, этот взгляд несколько иной, но главное, что авторы считают, что эта наука изучает только техногенно измененные компоненты.

Авторы научно-методической книги В.А.Боков и др. "Геоэкология" (Симферополь, Таврия, 1996г) приводят следующие определение. "Геоэкология" анализирует разнообразные цепочки связей между природой, человеком, социум) и хозяйством предлагает пути рациональной пространственной организации природных, социальных и хозяйственных систем. Далее авторы подчеркивают, что сфера интересов геоэкологии в большей степени пересекаются с географией, но в геоэкологии более четко, чем в географии просматриваются оценочный, т.е. субъектный подход. Объектом изучения геоэкологии является: "Геоэкосистемы - управляемые или контролируемые человеком, территориальные системы, представляющие участки ландшафтной сферы с характерными для них процессами тепло- и влагообмена, биохимическими круговоротами, определенными видами хозяйственной деятельности и социокультурных отношений".

В "Словаре-справочнике по экологии" К.Сытника и др.(1994). определение понятия "геоэкология" вообще отсутствует, вероятно, из-за соответствующих взглядов авторов.

Таким образом, в определении понятия " геоэкология" также существует существенная неопределенность и неоднозначность. В какой-то мере это закономерно, так как происходит становление науки и формирование понятийно-терминологического аппарата.

Будыко М. (1977г). в числе методов исследования выделяет: 1) наблюдение на стационарах; 2) экспедиционные исследования; В мире 10 000 метеостанций, около 1000 актинометрический станций, около 1 000 аэрологических станций (зонды контролируют режим свободной атмосферы до высоты 30-40 км.) корабли погоды (количество их невелико). Выполнено около 200 000 океанографических станций.

Главная характеристика гидрологического режима - величина речного стока. В Европе и Северной Америке существует один пункт на 1-2 тыс. км.кв. Значительно меньший контроль (наблюдения) осуществляется за биологическими компонентами. Это МБП - основная цель программы - изучение продуктивности живых организмов. Надо это делать в заповедниках, которых мало. Сейчас применяют спутники. Необходимо исследование об изменении биологических компонентов в прошлом. Очень важный метод - численное моделирование атмосферных процессов, фотосинтеза. Итак, главная задача - разработка прогнозов возможных изменений биосферы. С этой целью М.Будыко отмечает необходимость разработки семи основных направлений:

  1. Изучение компонентов биосферы с целью составления их подробного количественного описания по всем районам земного шара.

  2. Изучение круговоротов энергии и главных видов минерального и органического вещества в биосфере.

  3. Построение численных моделей для каждого компонента биосферы, затем численная модель для биосферы в целом.

  4. Получение эмпирических материалов по состоянию биосферы в геохимическом прошлом, для выяснения закономерностей эволюции биосферы.

  5. Применение численных моделей для расчетов в прошлом, что поможет выяснить эволюцию биосферы; сравнение результатов расчетов изменений биосферы с эмпирическими данными с целью выяснения возможностей использование численных моделей при разработке прогнозов.

  6. Применение численных моделей для прогнозов антропогенных изменений биосферы, а также прогнозов ее изменений под влиянием естественных причин с целью использования этих прогнозов в обосновании оптимальных путей хозяйственного развития.

  7. Изыскания методов воздействия на крупномасштабные процессы в биосфере для создания глобальной системы регулирования биосферы в интересах человеческого общества.

Кроме того, для традиционной экологии характерны многочисленные биологические методы. Широко используются химические, физические и другие методы, обеспечивающие получение данных о функционировании живого вещества.

Экологические исследования, как таковые возникли задолго до появления первого определения понятия экология. С первого курса известно, что они развивались одновременно с развитием человеческого общества. Еще в 1273 году английский король Эдуард 1V издал первый закон об охране окружающей среды (Эдикт), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ г.Лондона. Первым в России глубоким экологическим исследованием животного мира отдельного региона является труд Н.А.Северцева (1855) и т.д. Изученная на первом курсе история исследований позволяет определить основные вехи становления экологии как науки. Спустя почти 50 лет после появление понятия экологии официально принимается членение экологии растений на аутэкологию, синэкологию и демэкологию. Позже это деление распространилось на экологию животных и общую экологию. Это, как известно, произошло в 1910 году в Брюсселе на III ботаническом конгрессе.

Напомним определение этих отраслей знаний по К.Сытнику (1994). Аутэкология, экология видов - наука о приспособляемости отдельных видов растений и животных к условиям обитания. Синэкология - раздел экологии, который в отличие от аутэкологии изучает многовидовые сообщества организмов (биоценозы и экосистемы). Термин предложен в 1902 году швейцарским ботаником К.Шретером и обозначает учение о фитоценозах.
Демэкология (дем - популяция, локальная) - раздел общей экологии, изучающий структурные и функциональные характеристики локальных популяций, динамику их численности, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения.

Для понимания значения определений экосистема, геосистема и др., где родовым термоэлементом выступает "система", кратко ознакомились с элементами системного анализа, в частности изучим определение понятия "система". Здесь дадим определение этого понятия в экологии. (По К.Сытнику, 1994) "Система" - саморазвивающаяся и саморегулирующаяся, открытая (по крайней мере, термодинамически), определенным образом, упорядоченная материальная и (или) энергетическая совокупность, существующая и управляемая как относительно устойчивое единое целое за счет взаимодействия, распределения и не распределения имеющихся, поступающих извне и продуцируемых совокупностью веществ, энергии и информации, а также обеспечивающее преобладание внутренних связей (в т.ч. перемещений веществ, энергии, информации) над внешними.

Система экологическая обладает теми же признаками, которыми обладает и система вообще и которые нами были изучены на первом курсе.

Определению понятий "экосистема" и "геосистема" предшествуют необходимость усвоения понятий биоценоз и биогеоценоз. Напомним, что биоценоз - это совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих какой-либо участок земной поверхности. Термин предложен К.Мёбиусом (1877) как составная часть биогеоценоза. Биогеоценоз - исторически сформировавшийся взаимообусловленный комплекс живых и неживых компонентов однородного участка земной поверхности, связанные обменом вещества и энергии. Понятие ввел В.Н.Сукачев (1940). За С.Шварцом (1969) биогеоценоз представляет собой элементарную единицу, ячейку биосферы.

Таким образом, биоценоз - это совокупность живых компонентов, а биогеоценоз - это не только живая, но и неживая материя, которая в комплексе обосабливает, делает определенный участок земной поверхности относительно неповторимым.

Принципиальные различия между экосистемой и геосистемой и их иерархия детально нами ранее рассматривались. Здесь лишь подчеркнем, что главные различия, состоят в том в экосистеме всегда компоненты неравноправны, т.е. в экосистеме всегда имеется "хозяин" по отношению к которому рассматриваются все другие, и отсутствие единства границ. В отличие от экосистемы в геосистеме все компоненты равноправны и с относительно четко определенными границами.

Ключевыми понятиями общей экологии нами были также определены продуценты, консументы и редуценты.

Продуцент, производитель - 1) автотроф, который посредством фотосинтеза и хемосинтеза запасает потенциальную энергию в виде органического вещества из простых неорганических составляющих; 2) организмы, которые служат источником получения какого-либо вещества, используемых человеком (микроорганизмы - продуценты антибиотоков; растения - продуценты эфирных масел, фармакологически ценных соединений и др.).

Консумент - организм, питающийся органическими веществами, синтезированными автотрофами, непосредственно либо через другие организмы. Сюда относятся все животные, часть микроорганизмов (паразитические и сапрофитные) и растения.

Редуцент, деструктуры - организмы, главным образом, бактерии и грибы, в ходе жизнедеятельности минерализующие мертвое орга

ническое вещество, т.е. превращающие его в более или менее простые неорганические соединения, которые затем используются продуцентами. Редуценты - это "очистители" биосферы от загрязнителей.

Цепи питания, пищевые цепи, трофические цепи - основополагающий вопрос экологии. Это виды растений, животных, грибов и микроорганизмов, связанных друг с другом отношениями типа пища - потребитель, т.е. организм каждого предыдущего звена служат пищей для последующего с потерей 80-90% потенциальной энергии. В цепь питания обычно включается четыре-пять звеньев. Существует два основных типа цепи питания - пастбищный и детритовый.

Важнейшим понятием в общей экологии явлется понятие "экологическая пирамида" существует несколько видов экологических пирамид, пирамида биомассы, пирамида возрастная, пирамида чисел (пирамида Элтона), пирамида энергии. Каждый вид пирамиды представляет собой графическую модель в виде пирамиды. Например, пирамиды Элтона - это тип экологической пирамиды, отражающий соотношение между численностью организмов и последовательно соподчиненных трофических уровней цепей питания в сообществах биотических. Экологические пирамиды отражают основные этапы биогенного круговорота веществ в природе.

Неотъемлемыми составляющими единой терминологической системы несомненно являются такие понятия как "природопользование", "охрана окружающей среды", "охрана природы", "рациональное природопользование" и некоторые другие о которых шла речь ранее. Знание этих понятий необходимо возобновить.

Все выше описанное создало основу для начала рассмотрения основ глобальной экологии, которую целесообразно разделить на две части: первая часть - общая, раскрывающая общие сведения о биосфере и о ее состоянии; вторая часть -влияние загрязнителей на состояние биосферы, будет рассмотрена в неоэкологии . Это, прежде всего, две главные проблемы глобалистики - кислотные дожди и озоновый слой, которые будут рассмотрены позже.

Биосфера, как известно, как самостоятельное понятие введено Зюссом (1875). Современное представление о биосфере сформулировал В.И.Вернадский. Границы биосферы -в атмосфере до слоя озона ( 25 км, в гидросфере - до максимальных глубин ( 11 км); в литосфере - до залегания нефтеносных слоев ( 8-10км). По структуре биосферы мнение исследователей практически единодушное.

Тем не менее имеются некоторые отличия в деталях. Например, М.И.Будыко (1977) дает такую структуру: атмосфера, гидросфера, почвы, живые организмы. В связи с этим приведем и некоторые другие определения понятия "биосферы".

Биосфера по определению В.А.Ковды (1971) - это внешняя оболочка земного шара, в которой развивалась жизнь в большом количестве разнообразных организмов, которые населяют поверхность суши, почвы, нижние слои атмосферы и гидросферы и которые представляют собой чрезвычайно сложную общепланетарную, термодинамическую открытую саморегулирующую систему живого и неживого вещества (по М.А.Голубец. Журнал "Экология и ноосфера", №1-2, 1995).

Биосфера, с одной стороны, состоит из большого числа разнообразных систем между которыми существуют тесные материально-энергетические и информационные связи; с другой - ее структурно-функциональная организация определяет строение и режим работы всех подчиненных ей систем в том числе популяций и даже организмов. (Вернадский, 1967; Камшилов, 1974; Ковда, 1975, Шмальгаузен, 1968).

На явление саморегуляции в биоценозе обращает внимание А.Н.Тюрюканов (1970). Он считает, что основной механизм стабилизации биоценотического процесса находится в почвах, а надежность работы биогеоценоза как сложной системы прямых и обратных связей между его звеньями обеспечивается почвенными организмами, которые осуществляют деструкцию и реутилизацию метаболитов высших растений (Некоторые аспекты учения о биосфере и биоценозе) Научн.докл. высшей школы. Биол.науки 1970, №4, с.46-52).

Эти дополнения к знаниям ранее приобретенным, и самостоятельная работа студентов над литературными источниками обеспечивает фундаментальными знаниями о глобальной экосистеме - биосфере. Но они будут неполными, если не будут детально освещены вопросы фотосинтеза и круговорота веществ в биосфере, сущность биологических круговоротов.

Все природные процессы за редким исключением обусловлены солнечной радиацией, которая является единственным источником энергии для их функционирования. Причем самым важным является схема преобразования солнечной энергии. Детально эти вопросы рассматриваются в курсе "Физика геосфер", который параллельно читается студентам. Достаточно полно этот вопрос также освещен в многочисленной литературе, которую необходимо проработать. Здесь приведем только общую картину преобразования солнечной энергии в биосфере.

Поток солнечной радиации при среднем расстоянии Земли от Солнца приблизительно равен 1000 ккал/см.кв. в год. Вследствие шарообразности Земли на единицу поверхности внешней границы атмосферы в среднем поступает 1/4 от общей величины потоки - около 250 ккал/см.кв. в год, причем приблизительно 170 ккал/см.кв. в год поглощается Землей, как планетой. Земля затем нагревает атмосферу и обуславливает возникновение различных атмосферных процессов. Особенности функционирования атмосферы обуславливают особенности жизнедеятельности живого.

Влагооборот в биосфере включает в себя обмен водой (позже, мы будем детально рассматривать круговорот воды) между гидросферой, атмосферой, верхними слоями атмосферы и живыми организмами. Процесс влагооборота описан уравнением водного баланса, составленным для различных компонентов биосферы.

Детально тепло и влагообороты биосферы рассматриваются в курсе "Метеорология и климатология". В конкретном случае целесообразно обратиться к книге М.И.Будыко "Глобальная экология", М.Мысль, 1977г.

Особо следует подчеркнуть узость температурных границ существования цивилизации. Эти границы заключены в пределах изменения температуры на +3 град. и +4 град. и -2 град. -3 град.

Эволюция биосферы характеризуется на основании численных моделей. Они в настоящее время сильно схематизированы, так как это чрезвычайно сложная система о которой можно получить лишь отдельные существенные особенности. Большое значение для обоснования указанных моделей имеют материалы об изменениях биосферы и ее главных компонентов в прошлом. Изучение этих изменений путем их численного моделирования делает возможным выяснение причинно-следственных механизмов развития биосферы. Например, установлено, что изменение массы углекислого газа связано с уровнем вулканической активности (Будыко М.И. 1977). Наименьшего значения за весь фанерозой масса углекислого газа достигла в конце плиоцена, а начала уменьшаться со средины мелового периода, причем этот процесс ускорился в олигоцене и особенно в начале плиоцена.

Изменялось и содержание кислорода в фанерозое. Большое количество количество кислорода содержалось в атмосфере верхнего девона - карбона, а также верхнеюрского и мелового времени.

Наибольшее понижение массы кислорода относится к триасу. Усиление вулканический активности в ряде случаев сопровождалось уменьшением массы кислорода.

В целом существует зависимость общей массы живых организмов от концентрации углекислого газа. Прогнозируется продолжение снижения концентрации углекислоты, что будет сопровождаться постепенным уменьшением продуктивности автотрофных растений и уменьшением общей массы живых организмов на Земле. Одновременно с этим будет постепенно расширяться зона полярных оледенений (Будыко М.И., 1977).
1.4 Проблемная лекция 1.2 по модулю 1 "Введение”: - Современная экологическая ситуация отдельных компонентов биосферы (элементы глобальной экологии; экологический императив)
Рольф Эдберг и Алексей Яблоков в своем диалоге "Путь к воскресенью" отмечали, что "Совершенно очевидно, что мы быстро придем к экологическому краху, если и впредь будем также безобразно обращаться с нашей планетой. Имеется 3 (по меньшей мере) экологических угрозы, различных, но тесно переплетенных между собой.

Во-первых, это растущее давление на земной шар с его ограниченными ресурсами. Главное здесь - непомерное размножение самого человечества.

Во-вторых, расточительство добываемых веществ, играющих преходящую роль в нашем повседневном быту.

В-третьих, уничтожение и отравление того, что делает возможной жизнь.

Все это представляет не меньшую угрозу будущему человечеству, чем ядерное оружие".

Несколько иначе в деталях рассматривается этот вопрос в документах "ЮНЕСКО" в бюллетене "Контакт" №1 за 1993 год.

Отмечалось, что глобальная экологическая среда изменилась на протяжении жизни последнего поколения.

Глобальная окружающая среда изменилась на протяжении жизни последнего поколения, быстрее, нежели за какой-либо другой сравнимый промежуток времени в истории. Один из главных источников этой динамики ускоряется вмешательством человека в биосферу. Сельское, лесное хозяйства, производство энергии, увеличение населения с его социально-экономическими последствиями были в значительной степени ответственными за изменение в экосистемах Земли, что отразилось на глобальном потеплении, исчерпании озона, утрате биоразнообразия и другими изменениями, которые перешли национальные границы и должны рассматриваться в глобальной плоскости.

Хотя и возможно определенные противоречия касательно всего аспекта влияния на изменения в окружающей среде, должен быть заключен широкий договор по ключевым проблемам. Последующая диаграмма содействует пониманию большинства ключевых и вспомогательных проблем, которые входят в глобальное изменение, не стремясь уточнять все взаимодействия между ними, которые чересчур многочисленны и комплексны.

Выбор приоритетных из приведенных ниже дело весьма трудное. На Министерской конференции 28 апреля 1993 года для стран Центральной и Восточной Европы была разработана "Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы". Первоочередной признана проблема ухудшения здоровья населения в результате низкого качества окружающей среды. Воздействие на состояние здоровья населения связано сос следующими видами загрязняющих веществ: свинец поступающий от выплавки и от транспорта; пыль от различных источников; двуокись серы и другие газы; особенно в сочетании с пылью, которая поступает из домашних печей, а также выбрасываемая небольшими предприятиями, -электрои теплостанциями,металлургическими и другими крупными предприятиями. . Другими источниками опасности для здоровья являются также: 1)содержащиеся в воде нитраты, поступающие из неправильно спроектированных/эксплуатируемых хранилищ кормов и сельскохозяйственных предприятий, отстойников в сельской местности, а также в связи с неправильным использованием удобрений.

Поскольку Р.Эдберг и А.Яблоков привели эти проблемы в более сжатой форме, рассмотрим их и приведем другие сведения о проблемах и состоянии биосферы, отдельных загрязнителей и т.д.

Об увеличении численности: Почему это может вызывать беспокойство с позиции экологии. Каждую минуту рождается 250 детей, каждые сутки население земного шара увеличивается на 1/4 миллиона. За год на 80 млн. В Африке сейчас 500 млн., а к 2050 г. будет 4 млрд. В Нигерии - 95 млн., к 2050 будет 620 млн. т.е. больше, чем во всей Африке сегодня. Сейчас ежегодно на каждого жителя приходится 20 тонн минерального сырья, из них 97-98% идет в отходы. Каждый житель Земли в среднем выбрасывает за 1 год одну тонну мусора. Океан вообще превратился в мусорную свалку. На 1 км.кв. океана в среднем выкидывается 17 тонн мусора в год. Увеличение численности населения вызовет дальнейшее развитие животноводства. А одна крупная промышленная животноводческая ферма загрязняет среду, как город в 100 тыс. жителей. Мы плохо управляем своей Землей и это грозит нам большими опасностями в ближайшем будущем в связи с увеличением численности населения.

О расточительстве. Около половины поверхности Земли уже сильно изменено человеком в т.ч. 11-12% распахано, а 25-27% занимают другие с/х угодья. Площадь, покрытая крышами и дорогами больше всей территории Франции. С антропогенной деятельностью связана судьба Черного моря. Ученые подсчитали, что если не принять срочных мер, то через 10-15 лет Черное море погибнет.

О бесхозяйственности: свидетельствует количество терриконов превышающих 2 тыс. шт., в т.ч. 700 горящих. Но кроме этого отвалы шахт вредно воздействуют на окружающую среду, особенно сильно это сказывается в течении 25-30 лет после окончания отсылки. Но наиболее опасны они на протяжении первых 15-20 лет.

В настоящее время при добыче и переработке угля и сланца поступает в отвалы более 1 млрд. м. куб. пород. Тысяча тонн угля и сланца добываемых открытым способом дает 3,6 тыс. м. куб. вскрытых пород.

Угольная промышленность по состоянии на 1980 г. откачивала из шахт свыше 60 млн. м. куб./год шахтных вод с минерализацией 5 г/л, эти воды относятся к хлоридно-натриевой группе вод (40%) и сульфатно-хлоридно-натриевой группе (60%).

Одновременно с добычей угля и сланца из шахт и разрезов ежегодно откачивается более 2 млрд. м.куб. подземных вод загрязненными взвешенными веществами и бактериально. Из них 6,2% имеют водородный показатель рН ниже 6,5 и 17,4% - вода имеет солесодержание до 3000 мг/л и более. Со сточными водами угольными предприятиями сбрасывается до 180 тыс.тонн взвешенных веществ и более 4 млн. тонн минеральных солей и солей тяжелых металлов. Это все поступает в поверхностные воды (Красавин А.П., ВНИОуголь,1981. Науч.тр. "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов").

Из общей площади земель нарушенных предприятиями добывающей отрасли 56% приходится на открытые горные разработки, шахтами нарушено 40%, остальная часть (14%) повреждена прочими видами деятельности. В среднем на добычу 1 млн. тонн топлива расходуется 7,5 га земельных угодий, а при открытом способе этот показатель достигает 30 га и более, и имеет тенденции к росту.

ВОДА: Потребление воды в развитых странах сокращается. В СНГ она снизилась после 1980 г. В 1987 г. в Калифорнии уменьшилось на 5-10% потребление воды без каких-либо серьезных изменений образа жизни. Над нашими технологами довлеет доэкологический стиль мышления. Они не вписываются в ту картину развития мира, в которой мы оказались. Мы должны заставить наших инженеров и технологов экологически мыслить. Пример - энергетический кризис в начале 70-х годов. Нашли много решений. Например, происходит заметное сокращение потребления энергии в С.Америке и З.Европе. При использовании воды для ирригации, для тепловых и атомных станций - гибнут мальки рыбы в большом количестве, чем выпускают все рыборазводные заводы.

Для сносного существования человека надо 15 литров воды в день. В развитых странах потребляют 100 литров в день. А вообще в городах - около 500 литров в день. Для снабжения Москвы проложили канал от Волги. Теперь воды снова не хватает. Хотели еще проложить один, остановились. Дело в том, что 25-30% воды тратится бесполезно (течь, выливают и т.д.) Подсчитали и выяснили, что только экономия даст целый канал.

На производство 1 тонны бумаги уходит 100 тонн воды, одной автомашины - 250 тонн. Атомные станции поглощают целые реки.

80% скважин во Флориде в 1985 г. закрыли из-за заражения пестицидами. Существует проблема хлора в воде, который обладает так называемыми отдаленными биологическими эффектами, в частности мутагенными и канцерогенными. Они вызывают пороки у детей.

Рональд Рейган как-то сказал: "Вот если бы на Землю напали инопланетяне, мы бы быстро стали друзьями с Советским Союзом". Нам не нужны инопланетяне. Состояние окружающей среды таково, что мы должны объединяться для спасения Земли. И здесь встает еще одна проблема: Приведем высказывания Рольфа Эдберга: "Суть проблемы сама по себе проста. Ее можно выразить одним вопросом: как я, наделенный правом человека на сносную жизнь, могу мириться с тем, что какое-то лицо, какое-то предприятие или какой-то концерн отравляют воздух, которым я дышу; воду, которая войдет в мою кровь и миниатюрные океаны моих клеток, почву, чьи соли и соки должны питать меня". Таким образом, возникает проблема роли каждого человека в деле охраны природы, каждого из нас. Отсиживаться нельзя. Каждый должен встать в ряды борцов! В экономической деятельности нет политических, нет административных границ. Глобальность, всеобщность экологических катастроф затрагивает всю биосферу. Подтверждением тому является пример с анализом состава жира тюленей Балтики и Байкала т.е. обитающих в совершенно противоположных условиях. И увы! В жире Байкальских тюленей обнаружили заметное количество ДДТ. Этот препарат никогда не применялся на Байкале. Оказалось, что он принесен из Африки и Южной Азии.

ПОЧВА: Тонкая почвенная пленка становится все тоньше и тоньше. За несколько десятилетий было уничтожено больше почвы, чем за всю историю человечества. По данным ООН в последней четверти нашего столетия на Земле оставалось почвы 1,2 млрд.га. Но к 2000 г. 300 млн.га исчезнет из-за эрозии еще 300 млн.га будет поглощено растущими городами. Если в 1950 г. на каждого человека в мире приходилось 0,24 га пашни, в 1973- 0,19 га, в 1983 - 0,15 га. Почва - полуживое вещество. В ее тонком слое (в 1,5 м.толще) находится 6-7 тонн .живого вещества. Это и обеспечивает урожай и восстановление плодородия один см. почвы формируется за 1000 лет. В С.Америке и Украине имеются черноземы в нескольких метрах. Нужны были для их формирования десятки тысячи лет. А на уничтожение?

С интенсивным развитием с/х потеря гумуса шла со скоростью 1 см. в 3 года. Вот и возникла потребность все увеличивать и увеличивать количество удобрений. Существует 4 главные угрозы для почв мира: 1.Эрозия, механическое разрушение; 2. опустынивание, аридизация; 3. Токсификация, заражение почв различными антропогенными веществами Часто токсификация осуществляетсяза счет неправильного орошения. Много воды! 4. Потеря земли за счет городов; аэродромов и других человеческих творений. Нынешнее земледелие можно сравнить с химической фабрикой. А это чревато как для жизни почвы, так и для всей среды вообще. Отсюда и задачи экологической прокуратуры. Неуклонное требование - правильное расходование удобрений. Борьба с чрезмерным выпасом, который приводит к эрозии: Огромное количество почвы обращается в пыль, которая огромными облаками парит над континентами и океанами. В ООН подсчитали, что в недалеком будущем мы потеряем половину почвенного слоя. Хуже этого к концу столетия будет потеряна половина того, что осталось. Подсчитано, что бесплодными станут земли, которые ныне кормят 950 млн. человек. Мы неуклонно стремимся к самоуничтожению. Все люди несут ответственность за сохранение скудных ресурсов живой почвы. В Калмыкии, в некоторых местах овец пасется в 20 раз больше, чем это могут выдержать пастбища. Это значит, через 3-4 года там будет пустыня. Вот к чему ведет бесхозяйственность. Проблема усугубляется общим недостатком земель в достаточно густо населенных регионах. Например, в Сев. Вьетнаме доля с/х земель 16%. Причем лучшие земли составляют всего 15% площади, плохие земли составляют 56%. Равнинные земли занимают 10%, а горные - более 60% и т.д. Исходя из экологических проблем Вьетнама первоочередными мерами являются известкование кислых почв, использование поливного риса для мелиорации засоленных почв; борьба с эрозией в горных и холмистых районах.

ПРОБЛЕМА ЛЕСА:В конце 80-х годов 24 га леса уничтожалось каждую минуту. Но главной глобальной проблемой является проблема тропического леса. Обычных лесов сохранилось в мире еще достаточно много. 20% территории Земли покрыто лесами и это уже как-то стабилизировалось до появления кислотных дождей. В Европе был даже рост (32% Европы под лесами). Но тропические леса - это самые богатые жизнью участки планеты. Эти леса уничтожают и для нужд с/х, и для топлива, используют для индустриализации. Если так далее будет продолжаться, то через 50-60 лет тропические леса исчезнут везде, кроме Заира в Африке и Западной Амазонки в Ю.Америке. Эти леса - дождевые, занимают всего 6% Земли, но в них обитает столько же видов, сколько во всех других экосистемах вместе взятых. Там обитает около 30 млн. видов. А каждую минуту дождевой лес исчезает на площади равной футбольному полю. Каждый год он исчезает на территории равной Австралии. Например, леса Северного Вьетнама относятся к тропическим дождевым лесам.Степень покрытия лесами Северного Вьетнама уменьшилась за 40 лет с 47% (1943) до 20% (1975) и до 16% (1982). Ежегодно регион теряет 100 тыс. га лесов.

Какова роль исчезновения тропических лесов для нас? Это приведет к потеплению в Северном полушарии в недалеком будущем, а это, как не трудно догадаться, вызовет более сильное отражение солнечного тепла, изменение циркуляции воздуха между 40 град. и 85 град. с.ш., уменьшится количество дождей, и как следствие, уменьшится производство зерна в умеренной зоне. Существует проблема отравления дробью. Охота на пернатых - одна из основных причин, обеспечивающих это.

Леса обогревают Землю, американские ученые пришли к выводу, что леса функционируют как гигантские печи. Ученые подсчитали, что если бы весь европейский континент покрывали леса, средняя температура град. в Центральной Европе повысилась бы минимум на 2 град. Эту гипотезу подтверждают историки: несколько столетий назад, когда лесов было гораздо больше, в Северной Польше выращивали виноград, а в Исландии - пшеницу (сообщение газеты "Млада Фронта"). Известно из архивных данных, что Чугуев был основным поставщиком винограда и бахчевых в Москву., леса и животный мир были тогда другие (летописи архива древних актов ХVII столетия).

Важнейшей проблемой является кислотная интоксикация биосферы. Достаточно долго не реагировали на эту проблему. Только когда в лесах Западной Европы деревья сбросили хвою и превратились в скелеты - проснулись. Поняли - не выдерживает дерево и мы не выдержим (все та же инерция).

Только после этого, все европейские страны подписали договор о сокращении на 30% выбросов сернистого газа. Бывшая ФРГ сначала не соглашалась, но после того, как на огромных площадях этой страны, стали гибнуть леса, она выступила с предложением сократить эти выбросы на 80%. Это называется "пока гром не грянет". А задержка воздействия произошла потому, что в почве Германии больше извести и это был буфер. Но как только рубеж был достигнут - началась массовая гибель лесов. Сейчас в Германии поражено 3/4 лесов, (по одним данным) и 1/2 (половина) по другим. Сначала гибли хвойные, теперь и лиственные. А ведь кроме серы на леса воздействует азот из выхлопных газов. Следует ожидать, что если не будут приняты радикальные меры, эта территория превратиться в химические пустыни. Интоксикация почв достигла глубины 0,5 м. Кислотность почв возросла в 5-10 раз.

Распространение загрязнителей действительно не имеет границ. Еще один пример: 200 кг. серы ежегодно выпадают на голову шведов (каждого) и она, в основном, прилетает из-за границы. Мы в Украине много получаем от других стран и немало сами отправляем за границу. Вот так, благодаря экологии, мы приходим к тому, что сейчас называется новым политическим мышлением - пониманию важности единства человечества перед лицом общих экологических проблем. Мы являемся частью огромного круговорота веществ на Земле. Дышим воздухом, который прошел через выхлопные трубы, прошел через топки и т.д. Мы - частичка круговорота, и мы нарушаем круговорот, что называется "рубим сук на котором сидим". Как бороться? Главное - просвещение, распространение экологических знаний - именно это должно сопровождать борьбу с загрязнениями. Антиэкологическое должно стать аморальным.

По данным американской академии наук в нашем быту обращается 70 тыс. различных химических веществ, препаратов, не существующих в природе. Из них 400 обнаруженых человеческом организме. Все новые вещества, которые не обычны для природы и которые сделал человек, являются опасными, все они потенциальные загрязнители. Пример - навоз от сельскохозяйственных животных. Тысячелетиями это было благом, но как стали производить навоз в больших количествах, возникла крупная проблема загрязнения. К тому же отсутсвие разумного его использования.

Основными загрязнителями являются: а)города; б)дороги; в) с/х поля; Поля занимают только 15% суши. На город приходится всего 2% суши. Дороги занимают площадь, равную Франции. Среди множества загрязнителей наиболее важных выделяют 10. Кратко охарактеризуем их.

Углекислый газ - образуется при сгорании различных углеродсодержащих соединений. Увеличение содержания СО2 в атмосфере может вызвать опасное повышение температуры на поверхности Земли, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями. Окись углерода образуется в результате неполного сгорания ископаемого топлива -каменного угля и нефти; Основные источники: металлургическая промышленность, нефтеперегонные заводы и двигатели внутреннего сгорания.

Некоторые ученые считают, что этот весьма токсичный газ может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

Сернистый газ - содержится в дымах энергетических и промпредприятий, в выхлопных газах и в бытовом топливе. Загрязнение воздуха сернистым газом вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям, разъедает сооружения из известняка и некоторые синтетические ткани и материалы.

Окиси азота - создают смог, могут вызвать респираторные заболевания и бронхит у новорожденных, способствуют чрезмерному разрастанию водной растительности, что приводит к истощению кислорода в воде, гибели рыбы и ухудшению качества воды.

Фосфаты - содержатся в сточных водах. Главные источники: химические моющие средства, удобрения, вымываемые из почвы и отходы ферм. Главный загрязнитель вод в реках и озерах.

Ртуть - содержится в продуктах сгорания ископаемого топлива, отходах лакокрасочного производства, выделяется при обогащении руд и т.д. Ртуть - один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения.

Свинец - добавляется в бензин и поэтому содержится в выхлопных газах; другие источники - предприятия по переработке свинцовой руды, химическая промышленность и пестициды:

Нефть - загрязнение происходит при добыче и очистке нефти, при ее перевозке по морю, при морских катастрофах. Приводит к пагубным экопоследствиям:, загрязняет побережье, вызывает гибель планктона, рыбы, морских птиц, млекопитающих.

ДДТ и другие пестициды применяемые в с/х. Попадая в водоемы убивают рыбу, отравляют организмы, служащие кормом для рыбы, а также продукты питания человека.

Радиация - возникает при производстве ядерного топлива, изготовлении и испытании ядерного оружия, эксплуатации судов с ядерным топливом.

При изложении выше экологической и неоэкологической ситуации, несколько раз подчеркивалось о настоятельной необходимости формирования экологической грамотности населения, построения новых взаимоотношений между обществом и природой. Эта проблема встала перед всеми людьми независимо от того, где они проживают в Африке или Европе, в больших городах или маленьких поселках. Н.Моисеев (1988) считает, что "планета Земля вступает в совершенно новый этап своей истории, когда только коллективный Разум, коллективная Воля и общие целенаправленные усилия позволят избежать катастрофы и откроют перспективы дальнейшего развития цивилизации". Чем раньше мы найдем разумный способ действий, тем меньшему количеству людей придется страдать. И промедление в начале поиска нового пути, будь оно от непонимания или каких-либо других причин, может обернуться для человечества действительной Трагедией. Сейчас еще имеется возможность предотвратить реально существующую угрозу. Но надо помнить, что возможность -это еще не реальность.

Будущность еще надо завоевать. Людям предстоит пройти долгий и трудный путь познания своих общих целей, им еще предстоит обрести чувство общности, новую мораль и новую нравственную основу жизни на планете Земля. Перед этим должны отступить междоусобицы, локальные интересы, личные цели. Это должно стать достоянием миллиардов людей, живущих на планете.

Таким образом, наступила неотложная необходимость формирования нового экологического сознания или новой экологической культуры, которая бы позволила разумно учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее" пределов прочности", глубже вникать в суть свойственных ей сложных и взаимосвязанных явлений, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов.

Основанием для любых природопреобразующих действий должен служить научно-обоснованный прогноз. Выполнение этого требования обязательно независимо от масштаба мероприятий - региональных, континентальных или планетарных. Это требование Н.Моисеев (1977) и называет "экологическим императивом". С ним сегодня должны считаться не только те, чья деятельность носит хозяйственный характер, но и политические лидеры, от действия которых зависят способы разрешения международных проблем. "Императив" от латинского imperativus - повелительный. т.е. это повеление, настоятельное требование; юридически - не допускающий выбора. Таким образом, значение данного понятия можно перевести как настоятельное (не допускающее выбора) экологическое требование. Вероятно, поэтому термин возник при обсуждении академиком Н.Моисеевым вопроса "предельной черты". Экологический императив - существование некоторых предельных состояний биосферы, переступать которые человечество не должно ни при каких условиях. Эти предельные состояния должны знать все. Именно они способны объединить усилия всех людей для преодоления общих трудностей. Н.Моисеев (1989) считает, что экологический императив является несущим стержнем, основой экологического сознания. Поэтому экологический императив - это сознание объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны "техническими условиями". При этом мерой всему является человек. И в тех пределах, которые ставит нам природа, Н.Моисеев (1988) прежде всего видит интересы человека, живущего ею, преобразующего ее своим трудом и тем самым создающим самого себя. Важно подчеркнуть, что говоря об экологическом императиве нельзя абстрогироваться от политических реальностей, не пытаться подняться над ними, а видеть всю сложность и противоречивость сегодняшнего мира, в котором одновременно с усилением глобальных тенденций, обусловленных нарастающим социальным характером и последствиями научно-технической революции, обостряется взаимодействие разнородных экономических и социальных факторов. С этой точки зрения, важнейшее место в экологической науке занимает проблема предотвращения экологических кризисов. Таким образом, обеспечение дальнейшего развития цивилизации и всей популяции homo sapiens требует глубокого понимания смысла экологического императива, как основы выбора стратегии человечества. Именно, благодаря экологическому императиву, достаточно наглядно видно, насколько всегда существовавшие противоречия между природой и обществом качественно обострились и уже превращаются в важнейшую особенность современного этапа истории человечества. Без их преодоления, цивилизация не имеет будущего. Преодоление этих противоречий, в свою очередь, требует развития принципов планомерности, целенаправленного использования не только ресурсов планеты, но и технического и интеллектуального потенциалов всего общества, т.е. целенаправленного регулирования человеческой активности.
Модуль 2.
2.1. Программная лекция 2.1. по модулю 2 "Основы традиционной экологии": Теоретическая экология. Круговороты

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации