Реферат строительные машины - файл n7.docx

Реферат строительные машины
скачать (3098.8 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.jpg475kb.18.03.2010 21:41скачать
n2.jpg512kb.18.03.2010 21:44скачать
n3.jpg559kb.18.03.2010 21:46скачать
n4.jpg525kb.18.03.2010 21:49скачать
n5.jpg523kb.18.03.2010 21:48скачать
n6.jpg468kb.18.03.2010 21:51скачать
n7.docx205kb.23.06.2010 01:14скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n7.docx

Оглавление


Классификация строительных машин 2

Параметрические ряды 4

Типажи. 5

Одноковшовые строительные экскаваторы 7

Одноковшовые строительные экскаваторы. Классификации 8

Неполноповоротный экскаватор ЭО-2621В-3 11

Полноповоротные экскаваторы 3-й размерной группы 13

Пневмоколесные полноповоротиые экскаваторы 4-й размерной группы 16

Гусеничные лолноповоротные экскаваторы 4-й размерной группы 17



Классификация строительных машин


Классификация строительных машин — это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей. Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы.

Класс — подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.

Подкласс — подразделение машин для определенного вида работ.

Группа — подразделение машин, сходных по принципу действия.

Подгруппа — подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.

Вид — разновидность данной подгруппы

Подвид — разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.

Индекс — конкретное обозначение модели машины данного подвида.

Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на машины строительные и машины дорожные. К дорожным относятся грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профили-ровщки оснований, автогудронаторы. Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. е. механизированный инструмент. Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин. Пример:

Класс 

Строительные и дорожные машины

Подкласс

Машины для земляных работ

Машины грузоподъемные

Группа

Экскаваторы

Краны грузоподъемные

Подгруппа

Экскаваторы одноковшовые полно-поворотные с ковшом вместимостью 0,15-4 куб м

Краны строповые самоходные грузоподъемностью 4 - 250 т

Вид

Экскаваторы одноковшовые с ковшom вместимостью 0.25 м3

Краны стреловые самоходные грузоподъемностью 25 т

Подвид

Экскаваторы одноковшовые гусеничные

Краны пневмоколесные

Индекс

Экскаватор одноковшовый гидравлический ЭО-4123

Кран пнеемоколесный электрический КС-5363А


По назначению делятся на подклассы.

I. Машины для земляных работ.

II. Машины подъемно-транспортные.

III. Машины для буровых работ,

IV Машины для свайных работ.

V Машины для бетонных и железобетонных работ

VI. Машины для отделочных работ.

VII Машины дорожные,

VIII. Ручные машины (механизированный инструмент).

Более детальная классификация машин проводится также по конструкции, виду рабочего органа, возможности перемещения, роду привода, степени поворота, способу стирания.

Помимо этого действует общий классификатор, определяющий назначение и место строительных и дорожных машин. Все они по диапазону температур, при которых они сохраняют свою работоспособность, подразделяются на две группы:

¦ машины общего назначения, предназначенные для работы при температуре ±40гр С (исполнение У);

¦ машины специальные, специального исполнения, предназначенные для работы при температуре до -60 гр С (исполнение УХЛ) и машины для работы при температуре до +60 гр С (исполнение Т).

Предусмотрена классификация грузоподъемных кранов по режимам работы.

Установлены также классы использования СО — СЭ в зависимости от числа циклов работы крана за срок его службы, классы погружения 0—4 в зависимости от коэффициента нагружения и группа режима работы кранов в зависимости от касса использования и класса погружения.

Разбивка машин на их составные части — сборочные единицы — изображается с помощью классификационных схем, которые позволяют наглядно представить конструктивные исполнения машин данной группы, включая ходовые устройства, привод, рабочее оборудование и рабочие органы, тип подвески, систему управления.

Классификационными схемами охвачены машины и инструмент, применяемые в строительстве в целом, а также машины, используемые для механизации отдельных видов работ: подготовительных, земляных, свайных, монтажных и вертикального транспорта, погрузочно-разгрузочных работ

модели

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

Дли земляных работ

Землеройные и землеройно-транспортные

Грунтоуплотняющие

Машины и оборудование для
гидромеханизации земляных
работ

Для подготовительных работ

-

Подьемнотранспортные

Грузоподъемные

Для погрузочно-
разгрузочых
работ

Транспортирующие

-

-

Дли буровых работ

Общего назначения на базе экскаваторов, кранов, трактров, автомобилей, спецшасси

Машины и специальные установки

-

-

-

Для свайных работ

Ударного действия

Вибрационного действия

Вдавливающего действия

Ударно-вибрационного действия

-

Для бетонных и железобетонных
работ

Бетоносмесительные

Транспортирующие

Бетоноукладочные

Машины и оборудование для арматуры

Уплотняющие

Для отделочных работ

Дпя штукатурных работ

Для малярных работ

Для устройства и отделки полов

Для индустриальной отделки

Для устройства кровли

Дорожные

Для приготовления грунтовых смесей

Для приготовления асфальтобетонных и других смесей

Для устройства дорожных покрытий

-

-

Ручные

Общего применения (сверлильные, шлифовальные, полировальные и фрезерные)

Резьбозаверты-вающие

Ударного и ударно-вращательного действия

Для обработки металла

Для обработки дерева


Параметрические ряды



Параметрические ряды — ряды машин одного вида, различающиеся значением главного параметра, устанавливаются для сокращения выпуска типоразмеров машин, возможности унификации, создания модификаций на базовых машинах, упрощения их эксплуатации. Ряды машин строятся на основе предпочтительных чисел, рядов главных параметров.

Параметрические ряды основных строительных машин:

- экскаваторы одноковшовые: вместимость ковша, м куб- 0,15; 0,25; 0,4; 0,63; 1; 1,6; 2,5; - бульдозеры: класс тяги, т - 6; 10; 15; 25; 35; 50; 75;

- краны башенные: грузовой момент, т * м — 100; 160; 250; 400; 630; 1000;

- краны стреловые самоходные: грузоподъемность, т - 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160; 250; 400; 630; 1000.

Но разработаны и осваиваются стреловые краны, грузоподъемность которых отличается от грузоподъемности типового ряда, например, автомобильный кран КС-3577 грузоподъемностью 12,5 т; автомобильный кран КС-4562 грузоподъемностью 20 т; краны на специальном пневмотягаче МАЗ-547Л-КС-7571 и КС-8571 грузоподъемностью 80 и 125 т

Регламентированы также ряды: номинальных скоростей для грузоподъемных машин с гибким канатным подъемным органом; номинальных частот вращения поворотной части; номинальных высот подъема; максимальных вылетов крюка.

Типажи.



Разработка новых машин производится с учетом перспективных типажей.

Стандарты строительных машин. Все строительные машины разрабатываются и изготовляются в полном соответствии со стандартами.

По сфере действия различают: стандарты государственные (ГОСТ); стандарты отраслевые (ОСТ); стандарты предприятий и объединений (СТП); международные стандарты. Основным типом ГОСТ являются "Технические условия". На отдельные машины сохранились стандарты "Основные параметры" и «Технические требования». Помимо указанных типов действуют стандарты "Общие технические требования" (ОТТ), являющиеся перспективными научно-техническими документами.

Типовой состав ГОСТ «Технические условия» следующий: область его распространения, основные параметры, технические требования безопасности, комплектность поставки, правила приемки, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя. В ГОСТе «Общие технические требования» приведено ограниченное число основных параметров и показателей.

Для каждой группы строительных машин предусмотрены показатели их технического уровня и качества, дифференцированные по двум ступеням, которые различаются началом срока действия стандарта с момента выпуска машин.

Каждой системой охватывается различное количество стандартов. В свою очередь каждый стандарт объединяет группу строительных машин. Как правило, стандарт действует в течение 5 лет, при этом указываются даты начала и окончания его применения. Помимо стандартов на строительную технику существуют стандарты, регламентирующие отдельно показатели и положения, связанные с работой машин. Для строительных машин, поставляемых на экспорт, к ГОСТ «Технические условия» разрабатываются специальные экспортные дополнения. Среди стандартов на строительную технику имеются стандарты на подготовку машинистов и ремонтных рабочих.

При совместном выпуске строительных машин нами и зарубежными фирмами в эксплуатационной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации) делаются ссылки на основные технические нормы, правила технадзора, наши стандарты и страны, фирмы которой участвуют в изготовлении данной машины. Перечень действующих стандартов ежегодно публикуется в «Указателе государственных стандартов».

По мере накопления изменений, обозначаемых номерами (1, 2, 3,...) Госстандарт принимает решение о разработке нового стандарта.
Земляные работы
Строительный процесс начинается с земляных работ, т. е. разработки грунта, перемещению его или погрузки на транспортные средства. Так, дня устройства оснований или фундаментов любого здания или сооружения отрывают котлованы необходимых размеров и глубины, а для прокладки наружных сетей трубопроводов — траншеи.

Иногда, для устройства таких сооружений, как плотины, дамбы или дороги, устраивают насыпи, причем с укаткой грунта. Все они по существу являются земляными сооружениями, которые по продолжительности службы могут быть временными и постоянными. Временные (котлованы, траншеи) устраиваются только на период строительства зданий, сооружений, сетей трубопроводов, а затем засыпаются грунтом, а постоянные (плотины, дамбы, каналы) рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации.

Земляные работы по своему удельному весу в общих объемах строительных работ являются наиболее массовыми и трудоемкими, и поэтому с ними справиться ручными способами не представляется возможным. При их выполнении крайне необходимы механизированные способы работе применением специальных землеройных и землеройно-транспортных машин. Эти машины в основном воздействуют на грунт, т. е. разрабатывают его резанием, — это экскаваторы различного вида; или резанием и перемещением — бульдозеры, скреперы, грейдеры, а также путем рыхлением грунта — рыхлители, уплотнения, т. е. укатки, — катки и т. п. Некоторые машины, например, воздействуют на грунт при его разработке струей воды под давлением (средства гидромеханизации) — гидромониторы, землесосные снаряды, либо воздействуют сколом (при разработке скальных и мерзлых грунтов), используют также энергию взрыва.

Встречающиеся на практике грунты по трудности их разработки различными землеройными или землеройно-транспортными машинами распределяются на соответствующие группы

Одноковшовые строительные экскаваторы



Одноковшовые строительные экскаваторы являются наиболее распространенным видом землеройных машин. Они служат для разработки грунта и перемещения его в отвал или для погрузки в транспортные средства. Разрабатывают они грунты I—IV групп и разрыхленные мерзлые или скальные грунты. Кроме того, экскаваторы применяют на сваебойных, погрузочно-разгрузочных, монтажных и других работах, используя различные виды сменного рабочего оборудования. По назначению одноковшовые экскаваторы подразделяют на универсальные и специальные.

Универсальные экскаваторы оснащены несколькими видами рабочего оборудования, а специальные — только одним видом такого оборудования.

По числу установленных двигателей экскаваторы бывают одно- и многомоторными.

Одномоторными называют экскаваторы, у которых все рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал, а многомоторными — у которых рабочие механизмы приводятся несколькими независимо работающими двигателями. В многомоторном экскаваторе с индивидуально-групповым приводом используют как индивидуальный, так и групповой привод.

В механической трансмиссии движение от силовой установки передается с помощью зубчатых, цепных, клиноременных и канатных передач. В объемном гидроприводе энергия от силовой установки передается с помощью жидкости. Объемные гидропередачи в экскаваторах применяют как без добавления, так и с добавлением к ним механических передач. В гидродинамической передаче используют гидромуфты или гидротрансформаторы. В электродинамической передаче вместо гидромуфт или гидротрансформаторов устанавливают электромуфты. В смешанных передачах применяют два или три типа различных передач. На большинстве экскаваторов получили распространение смешанные электромеханические или гидромеханические передачи.

http://buildingmash.ru/images/1ris.jpg

Одноковшовые строительные экскаваторы. Классификации



По типу привода различают экскаваторы с механическим, гидромеханическим, гидравлическим, электрическим и смешанным приводами.

Экскаватор с механическим приводом характерен применением только механических передач. Если в механическую трансмиссию экскаватора включают гидродинамическую передачу (преимущественно гидротрансформатор), то такой тип привода называют гидродинамическим.

В объемном гидроприводе первичным потребителем энергии являются насосы, нагнетающие жидкость под давлением по гидросети к гидродвигателям, от которых приводятся в движение рабочее оборудование и механизмы экскаватора.

При электрическом приводе передача энергии от силовой установки к механизмам машины производится как электрическим, так и механическим способами.

В смешанных приводах используют 2 или 3 типа различных передач. На большинстве экскаваторов получили распространение смешанные электромеханические или гидромеханические приводы. Механическая трансмиссия в настоящее время применяется все реже. Гораздо чаще применяют гидравлический или электрический привод.

По возможности вращения поворотной части (платформы) экскаваторы бывают полноповоротными и неполноповоротными, когда угол вращения ограничен.

По типу ходового устройства экскаваторы подразделяются на гусеничные, пневмоколесные, на специальном шасси, на базе самоходной машины. Гусеничные ходовые устройства бывают с минимально допустимой площадью опорной поверхности гусениц (для работы на грунтах с высокой несущей способностью) и с увеличенной поверхностью гусениц (для работы на грунтах с низкой несущей способностью).

Пневмоколесным называют экскаватор на колесном ходовом устройстве. http://buildingmash.ru/images/2ris.jpg

К экскаваторам на специальном шасси относят машины на колесном ходовом устройстве автомобильного типа.

Экскаватор на базе самоходной машины имеет ходовое устройство на базе трактора или автомобиля. В этом случае экскаватор называют также навесным.

По типу подвески рабочего оборудования различают экскаваторы с гибкими элементами (преимущественно канатами) для удержания и приведения в действие рабочего оборудования (гибкая подвеска) и с жесткими элементами — преимущественно гидравлическими цилиндрами (жесткая подвеска) Для послойной разработки грунта применяют планировочное оборудование с ковшом или ножом.

Для планировочных работ используют также рабочее оборудование с рабочим органом, укрепленным на стреле, изменяющей при работе свою длину и поворачивающейся в вертикальной плоскости. Такое оборудование называют землеройно-планировочным. Прямая лопата разрабатывает грунт выше уровня стоянки: ковш, укрепленный на рукояти, копает в направлении от экскаватора, т. е. «от себя». Различают маятниковые и напорные прямые лопаты. У маятниковой рукоять совершает только маятниковое движение относительно стрелы. Обратная лопата предназначена для разработки грунта ниже уровня стоянки: ковш, укрепленный на рукояти, копает в направлении к экскаватору, т. е. «на себя». Боковую обратную лопату используют для работы в стесненных условиях.

Рабочее оборудование, которое монтируют из узлов прямой и обратной лопат, называют универсальной лопатой. При больших глубинах копания грунт ниже уровня стоянки разрабатывают драглайном с помощью ковша, подвешенного на канатах. Каналы очищают боковым драглайном. Погрузочные и разгрузочные операции с сыпучими грунтами и дроблеными породами, а также копание колодцев с вертикальными стенками, очистку прудов и каналов выполняют рабочим оборудованием грейфера, снабженным захватывающим ковшом.

Для рыхления прочных и мерзлых грунтов вместо ковша обратной лопаты гидравлического экскаватора устанавливают гидромолот.

С помощью кранового оборудования, устанавливаемого на экскаваторах, выполняют перегрузочные и монтажные работы.

http://buildingmash.ru/images/3ris.jpg

Одноковшовые эксковаторы
Одноковшовые гидравлические экскаваторы обладают преимуществами по сравнению с экскаваторами с механическим приводом. Так, гидравлический привод расширяет технологические возможности экскаваторов с различными видами рабочего оборудования. Например, при использовании обратной лопаты увеличивается заполнение ковша за счет больших усилий копания (так как сопротивление грунта копанию воспринимается через стрелоподъемные цилиндры массой всего экскаватора), что повышает производительность машины. Появляется возможность копания только поворотом ковша при неподвижной (относительно стрелы) рукояти, что позволяет выполнять работы, например, в городских условиях, т. е. в непосредственной близости от подземных коммуникаций, где требования к безопасности ведения работ часто вынуждают использовать ручной труд.

При использовании оборудования погрузчика достигаются близкая к горизонтальной плоскости движение режущей кромки ковша и большее его заполнение. При использовании грейфера эффективность копания обеспечивается благодаря воздействию массы всего экскаватора. Такой экскаватор успешно отрывает приямки, колодцы, а также перегружает длинномерные штучные грузы (например, бревна).

Имеются также экономические преимущества экскаваторов с гидравлическим приводом. Так, расширение номенклатуры сменного рабочего оборудования и их специфическая кинематика, а также независимое регулирование скоростей совмещаемых рабочих движений позволяют механизировать те работы, которые ранее выполнялись вручную. Унификация элементов гидропривода создает реальные возможности для организации производства гидравлических экскаваторов и выпуска необходимых типоразмеров экскаваторов.

Значительно уменьшается номенклатура запасных частей для эксплуатируемых экскаваторов и создастся возможность применения агрегатного метода их ремонта, а следовательно, уменьшаются их простои и увеличивается время полезного их использования. За счет автоматизации управления повышается производительность экскаваторов, а вследствие автоматизации их привода экономятся энергетические ресурсы и повышается КПД машин.

Сокращение времени технического обслуживания машины позволяет уменьшить, число обслуживающего персонала.

Неполноповоротный экскаватор ЭО-2621В-3



Неполноповоротный экскаватор ЭО-2621В-3, относящийся ко 2-й размерной группе, предназначен для механизации земляных и погрузочных работ небольших объемов. Его монтируют на пневмоколесном тракторе ЮМЗ6КЛ. Эта машина предназначена для разработки грунтов I—IV групп и погрузки сыпучих и мелкодробленых материалов. Машина оборудована рабочим оборудованием двух видов: экскаваторным и бульдозерным. Всего же машина может быть оснащена 22 видами сменного рабочего оборудования и рабочих органов. Основной рабочий орган экскаваторного оборудования — ковш 0,25 куб м прямой и обратной лопаты. Кроме того, экскаватор может быть оснащен погрузочным ковшом 0,5 м куб крановой подвеской, вилами, телескопической рукоятью, грейфером, обратной лопатой со сметенной осью копания, гидромолотом, зубом-рыхлителем, захватом, буровым оборудованием, профильным и специальными ковшами.

Ковшом обратной лопаты отрывают небольшие котлованы, ямы с отвесными стенками, траншеи для подземных коммуникаций, неглубокие каналы. Профильным ковшом очищают мелиоративные каналы.

Ковшом прямой лопаты разрабатывают мелкие забои, расположенные выше уровня стоянки машины, производят зачистные работы в котлованах, погрузку сыпучих и мелкокусковых материалов.

Решетчатым ковшом грузят крупнокусковые материалы.

Ковшом грейфера отрывают колодцы, очищают траншеи и каналы, грузят различные материалы и породы.

Погрузочный ковш используют для легких зачистных работ и погрузки мусора, снега и других материалов.

Крановую подвеску применяют на погрузке и разгрузке штучных грузов, на укладке трубопроводов и установке столбов.

Вилами пользуются при погрузке.

Гидромолот и зуб-рыхлитель используют для вскрытия асфальтового покрытия. Кроме того, зубом-рыхлителем можно взламывать корку мерзлого Фунта толщиной до 300 мм.

Гидромолотом вскрывают также бетонные покрытия, дробят бутовые камни и мерзлый грунт. Гидромолотом, оборудованным трамбовочной плитой, уплотняют насыпные грунты.

В передней части трактора устанавливают бульдозерное оборудование, которое используют для засыпки траншей, очистки дорог, сгребания строительного мусора. Его можно применять для работы с грунтами до II группы включительно. Обратной лопатой со смешенной осью копания отрывают траншеи вблизи зданий и сооружений. Узкие траншеи для прокладки кабеля отрывают специальным ковшом. С помощью захвата грузят бревна и другие штучные материалы. Буровым оборудованием отрывают шурфы различного диаметра на глубину до 2 м. В отличие от предыдущих моделей на экскаваторе ЭО-2621В-3 установлен новый унифицированный ковш 0,25 куб м прямой и обратной лопат, который имеет более рациональную конструкцию. Этот ковш более жесткой конструкции, днище его не открывается; существенно повышена долговечность. Угол поворота ковша увеличен за счет применения шестизвенного механизма.

Для улучшения рабочих параметров машины, особенно с основным оборудованием «обратная лопата», применена удлиненная рукоять, что позволило увеличить такой важный показатель, как глубина копания, с 3,5 до 4,15 м.

С целью повышения срока службы рабочего оборудования на гидроцилиндре ковша установлен разгрузочный клапан.

Устойчивость экскаватора при работе возросла за счет введения гидрозамков в конструкцию гидроцилиндров выносных опор и отвала бульдозера. Для обеспечения надежной работы усилена металлоконструкция бульдозерного оборудования. Рабочее оборудование монтируют на рамах 18 и 20, крепление которых выполнено таким образом, чтобы разгрузить остов трактора. Бульдозерный отвал 21 с помощью гидроцилиндра 19 можно устанавливать на разной высоте. Кроме основного назначения, отвал выполняет также роль противовеса. Для повышения устойчивости экскаватора в работе к раме 18 крепят выносные опоры 13. С помощью двух гидроцилиндров 14 опоры опускают на грунт или во время движения машины поднимают вверх.

http://buildingmash.ru/images/eo2621.jpg

На раме 17 смонтированы также поворотная колонна 15 и механизм поворота экскавационного рабочего оборудования, состоящего из стрелы 8, рукояти 9 и ковша 11. Каждой из этих сборочных единиц управляют с помощью одного (стрела и ковш) или двух гидроцилиндров (рукоять). Жидкость к этим гидроцилиндрам подают под давлением от насосной установки 16. Запас рабочей жидкости для гидросистемы находится в баке 2. Машиной управляют путем перемещения золотников гидрораспределителя 5. Сиденье машиниста может быть повернуто на 180°. При одном его положении машинист управляет трактором во время передвижения, а при другом — работой экскаватора. Для удобства обслуживания топливный бак 1 вынесен в переднюю часть трактора.

Системой привода полностью определяются производительность машины, качество выполнения земляных работ, рациональное совмещение рабочих операций, максимальное использование мощности силовой установки.

На отечественных экскаваторах наиболее распространена двухпоточная система привода, в которой рабочая жидкость от двух или трех насосов (секций насоса) подается в две напорные линии. В экскаваторах имеются две гидравлические системы с одним общим баком. Рабочее оборудование устанавливают на поворотном корпусе колонны. Ковш 4 крепят на оси 3 и через тяги 2 соединяют с гидроцилиндром 1. Так же монтируют на рукояти ковши 5, б и 7 и зуб-рыхлитель 8. При монтаже вилочного захвата вилы крепят неподвижно на рукояти болтами, а захват устанавливают шарнирно на оси 3 рукояти. При переоборудовании на прямую лопату ковш 4 располагают зубьями наружу и закрепляют на нижней вилке рукояти тягами. Штоки гидроцилиндров 12 закрепляют в нижнем отверстии рукояти. Таким же образом монтируют ковши 13, 14 и 15.

Перед установкой грейфера отсоединяют рукава гидроцилиндра 1 ковша, штоки гидроцилиндров 12 и саму рукоять. Снимают рукоять вместе с ковшом и гидроцилиндром ковша. Рукоять 17 грейфера соединяют со стрелой пальцем 16. Штоки цилиндров рукояти закрепляют на проушине рукояти. Головку 22 присоединяют к рукояти пальцем 21. На головке устанавливают две челюсти 24, перемещающиеся двумя гидроцилиндрами 23. Рабочая жидкость подводится по трубопроводам 18 и рукавам 19 и 20, Вместо ковша грейфера с зубьями можно смонтировать на рукояти грейферные вилы 25 или ковш 26 без зубьев. После каждой замены проверяют работу оборудования на холостом ходу в течение 5 мин.

Полноповоротные экскаваторы 3-й размерной группы


Полноповоротные экскаваторы 3-й размерной группы большей частью выпускают на пневмоколесном ходу. Основное рабочее оборудование для таких экскаваторов — обратную лопату — в зависимости от категории разрабатываемого грунта можно оснащать сменными ковшами. При оснащении обратной лопатой экскаваторы используют для рытья котлованов, траншей и ям. Поворотный ковш обеспечивает хорошие условия копания грунта и выгрузки его в отвал и транспортные средства. Кроме обратной лопаты, экскаваторы оборудуют погрузчиком, грейфером, прямой лопатой и ковшами различной формы для специальных земляных работ. Для полноповоротных экскаваторов наиболее распространена двухпоточная система привода с насосами регулируемой подачи. Для экскаваторов 3-й и 4-й размерных групп целесообразно применять сдвоенные аксиально-поршневые насосы с суммирующим регулятором мощности. Такие насосы выпускают в едином агрегате с раздаточным редуктором для привода насосов.

Использование насосов регулируемой подачи по сравнению с насосами постоянной подачи позволяет уменьшить мощность для привода насосной установки, а также снизить потери энергии на дросселирование и нагрев рабочей жидкости.

Универсальный одноковшовый экскаватор ЭО-3323 предназначен для разработки котлованов, траншей, карьеров в грунтах I— IV групп, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов (размер кусков не более 200 мм), а также других работ. Рабочее оборудование обратной лопаты: стрела моноблочной конструкции, основная и удлиненная рукояти и сменные рабочие органы. К последним относятся: ковш 0,5 куб м для работы с основной и удлиненной рукоятями (разрабатывает грунты I—IV групп), ковш 0,63 куб м (грунты I—IV групп) и ковш 0,8 куб м (грунты 1—IV групп) для работы с основной рукоятью. Рабочее оборудование прямой лопаты: стрела, рукоять и сменные рабочие органы — ковш 0,63 куб м (грунты I—IV групп) и погрузочный 1,2 куб м (материалы плотностью до 1,4т/куб м).

Рабочее оборудование гидромолота состоит из элементов оборудования обратной лопаты (моноблочной стрелы и рукояти), на которые навешивается рабочий орган со сменными наконечниками (для рыхления мерзлых грунтов, дробления камней и взламывания дорожных покрытий) или трамбовочными плитами (для уплотнения грунтов). В качестве силовой установки принят дизельный двигатель Д-240 с прямым электрозапуском (или Д-240Л с электрозапуском пускового двигателя) и насос, соединенный фрикционной муфтой сцепления. Муфта позволяет запускать двигатель при отключенном насосе.

По сравнению с ранее выпускавшимися экскаваторами типа ЭО-3322 на экскаваторе ЭО-3323 существенно повышена производительность благодаря увеличению вместимости ковшей и повышению усилий на их режущей кромке. Максимальное давление в гидросистеме повышено до 25 МПа против 17,5 МПа у прежних машин. Цельнометаллическая шумотеплоизолированная кабина экскаватора ЭО-3323 оборудована отопителем, зеркалом заднего вида, стеклоочистителем, противосолнечным козырьком, огнетушителем, аптечкой, термосом. Сиденье машиниста подрессорено, его положение регулируется. В кабине установлен пульт сервоуправления основными механизмами экскаватора.

Составные части экскаватора, размешенные на поворотной платформе, закрыты капотом, состоящим из съемных блоков, имеющих откидные дверцы и панели для облегчения доступа к системам и механизмам экскаватора при техническом обслуживании и текущем ремонте.
Гусеничные экскаваторы 3-й размерной группы
К этой группе относятся экскаваторы ЭО-3122 на нормальном ходовом устройстве тракторного типа и ЭО-3221 на уширенно-удлиненном ходовом устройстве, которые унифицированы с пневмоколесным экскаватором ЭО-3323. Экскаватор ЭО-3122 имеет полностью унифицированную с экскаватором ЭО-3323 поворотную часть за исключением рулевого устройства, которое на гусеничных экскаваторах не требуется. На гусеничных лентах экскаватора ЭО-3122 могут быть установлены башмаки шириной 500 или 600 мм для работы на грунтах с высокой и средней несушей способностью.

Для расширения области применения на машине использованы следующие виды сменного рабочего оборудования и рабочих органов: обратная лопата, включающая моноблочную стрелу длиной 4,55 м, стандартную и удлиненную рукояти длиной соответственно 1,9 или 2,5 м; прямая лопата, содержащая стрелу длиной 3,4 м и рукоять длиной 2,3 м; грейферное и буровое оборудование; гидромолот; сменные ковши обратной лопаты — 0,4; 0,5; 0,63 и 0,8 куб м; прямой лопаты — 0,63 и 1,2 куб м; профильный ковш — 0,63 куб м с заложением откоса 1:10; грейферные ковши — 0,32; 0,5; 0,63 и 1,2 куб м.

Гидравлический привод экскаватора ЭО-3122 аналогичен экскаватору ЭО-3323, т. е. гидросистемы этих машин практически одинаковы. В связи с оснащением гусеничным уширенно-удлиненным ходовым устройством экскаватор ЭО-3221 способен выполнять разнообразные земляные и погрузочно-разгрузочные работы. На гусеничных лентах экскаватора ЭО-3221 могут быть установлены башмаки различной ширины для работы на грунтах с высокой и слабой несущей способностью.

Расширению области применения машины способствует использование следующих сменных органов и рабочего оборудования: обратной лопаты со стрелой длиной 4,625 м и рукоятями длиной 1,9; 3 и 5 м; обратной лопаты со стрелой длиной 6 м и рукоятями длиной 3 и 5 м; грейферного оборудования; сменных ковшей обратной лопаты - 0,25; 0,4; 0,5; 0,63 и 0,8 куб м; профильных ковшей — 0,63 куб м с откосами 1:1 и 1:1,5; мелиоративной обратной лопаты — с ковшами 0,63, 0,5 (шириной 1,4; 2 и 2,5 м), 0,4 м3 (шириной 1,4 и 2,5 м), 0,1 куб м (для ремонта узких каналов); грейферного ковша — 0,5 куб м.

Оборудование обратной лопаты важное значение имеет для мелиоративных работ и заменяет оборудование драглайна. Данный экскаватор с мелиоративным оборудованием может разрабатывать или очищать каналы шести профилей при установке машины с одной стороны канала, тогда как канатный экскаватор ЭО-3211Е, оборудованный драглайном, такие сооружения может разрабатывать только при работе с двух сторон.

Гидравлический привод экскаватора ЭО-3221 аналогичен приводу экскаватора ЭО-3122. В экскаваторе ЭО-3221 предусмотрена возможность установки стрелы в плавающее положение, что позволяет совмещать поворот рукояти в обе стороны с любым другим рабочим движением.

Для снижения усилий на рукоятках управления в гидроприводе экскаватора применена система сервоуправления золотниками гидрораспределителей. Отличительная особенность экскаватора ЭО-3221 по сравнению с экскаваторами ЭО-3323 и ЭО-3122 — поперечное расположение дизеля с муфтой сцепления и насосной установкой. Рациональная компоновка других механизмов и систем позволила сэкономить около 1 т металла на одну машину.Поворотная платформа сварной конструкции соединяется с ходовой рамой через опорно-поворотное устройство. Рабочее оборудование крепят к стойкам-кронштейнам, расположенным в середине передней части поворотной платформы. Перечисленные выше рабочие органы предназначены для работы в различных фунтовых условиях. Большинством ковшей обратной лопаты можно разрабатывать грунты I—IV групп, а погрузочным ковшом — грунты I, II групп.

Мелиоративными ковшами и ковшом для планировочных работ могут разрабатываться грунты I и II групп. Различное сочетание стрел и рукоятей в комплекте с ковшами соответствующей вместимости позволяет максимально использовать энергетические возможности машины. Ходовое устройство экскаватора — гусеничного типа с кулачковым зацеплением гусеничных лент с ведущими колесами. Привод гусеничных лент осуществляется двумя отдельными механизмами, включающими гидромоторы и бортовые редукторы с конической, цилиндрической и планетарной передачами, которые унифицированы с передачами механизма поворота платформы.

На экскаваторе ЭО-3221 применены гусеничные ленты, существенно отличающиеся от гусеничных лент экскаватора ЭО-3122. Основное отличие — это возможность использования лент трех модификаций, быстро взаимозаменяемых для расширения области применения машин в различных грунтовых условиях. Первая модификация состоит из сварно-литых башмаков шириной 840 мм с грунтозацепами. Лента включает 42 башмака, соединенных пальцами, которые стопорят шплинтами для предотвращения выпадения. Башмаки состоят из литого основания и сварных элементов. Грунтозацепы применены одной модификации. Вторая модификация выполнена из сварно-литых башмаков шириной 1000 мм без грунтозацепов, а третья имеет цельнолитые башмаки шириной 500 мм,


Пневмоколесные полноповоротиые экскаваторы 4-й размерной группы


Экскаватор ЭО-4321Б — модернизированная модель пневмоколесного экскаватора 4-й размерной группы с гидравлическим приводом — предназначен для разработки грунтов I—IV групп. Для скальных пород и мерзлых грунтов экскаватор можно применять при условии предварительного дробления пород и грунтов на куски не более 400 мм. Основное рабочее оборудование — обратная лопата с ковшом 0,8 куб м. Сменное рабочее оборудование и сменные рабочие органы: прямая лопата с ковшом 1 куб м, удлиненная рукоять обратной лопаты с ковшом 0,5 куб м грейфер с ковшом 0,63 куб м ковши обратной лопаты — 0,8; 1 и 1,25 куб м, гидромолот для разработки мерзлого грунта, зуб-рыхлитель, крановая подвеска.вставка грейфера для глубокого копания, челюсти-захваты, ковши — 0,63 и 1 куб м для мелиоративных работ, ковш погрузочный — 1,6 куб м и др.

Экскаватор ЭО-4322 может разрабатывать немерзлые грунты, разрушать асфальтобетонные покрытия, рыхлить мерзлые фунты, производить погрузку в транспортные средства сыпучих материалов и предварительно разрыхленных скальных пород, а также выполнять планировочные и другие работы.

Основное преимущество гидросистемы экскаватора ЭО-4322 по сравнению с гидросистемой экскаватора ЭО-4321Б: суммирование потоков рабочей жидкости от обеих секций насоса за гидрораспределителями с применением новых сборочных единиц (двух дополнительных однозолотниковых гидрораспределителей, подпиточных клапанов, гидрозамков приточного исполнения, центрального коллектора).

Условия труда машиниста экскаватора улучшены благодаря снижению максимального уровня шума путем установки в кабине дополнительной изоляции, а также за счет более оптимального расположения органов управления и установки опрокидывающейся рулевой колонки. Кроме того, на машине применен новый эффективный и безопасный отопитель с использованием тепла охлаждающей жидкости дизеля и более удобный стеклоподъемник. Наряду с этим значительно улучшены условия запуска двигателя при низких температурах путем установки муфты сцепления между насосом и дизелем. На данном экскаваторе более рационально выполнены конструкции ходовой и поворотной рам, а также выносных опор, что увеличило опорный контур, а также уменьшило габарит в транспортном положении.

Вместимость ковша экскаватора ЭО-4322 повысилась на 20-25%. глубина копания обратной лопатой — на 7—15%, удельный расход топлива снизился на 7%. Производительность при работе обратной лопатой возросла на 17%.

Кроме прямой и обратной лопат экскаватор ЭО-4322 имеет следующие виды рабочего оборудования: грейфер с ковшом 0,63 куб м; гидромо-лот; зуб-рыхлитель; крюковую подвеску; навесное бурильное оборудование; ковши — узкий (0,5 куб м) и очистной (1куб м), а, также два профильных (по 0,63 куб м).

Гусеничные лолноповоротные экскаваторы 4-й размерной группы



Экскаватор ЭО-4124А предназначен для разработки грунтов I—IV групп, а также разрыхленных скальных и мерзлых грунтов. Для него создано более 25 видов сменного рабочего оборудования и рабочих органов, в том числе:
- обратная лопата с ковшами: 0,65 куб м — для разработки тяжелых фунтов и работ при глубине копания до 7,1 куб м; 1 куб м - для разработки фунтов I—IV гупп; 1.25 куб м — для разработки фунтов I и II групп,
- прямая лопата с ковшами; 1 куб м— для разработки грунтов I—IV групп и погрузки разрыхленных скальных и мерзлых грунтов; 1,5 куб м - для разработки фунтов I и II групп и погрузки грунтов I—IV групп; 2 куб м — для погрузки грунтов I—IV групп;

- погрузчик с ковшами 1 и 1,6 куб м для погрузки грунтов и материалов плотностью до 2.2 и 1,6 т/куб м;

- грейфер для отрывки колодцев, траншей и котлованов в фунтах I—-IV групп. На его ковшах 0,5; 0,8 и 1 куб м предусмотрена установка сменных челюстей. Для увеличения глубины копания до 10,4 м грейфер оснащают удлинителем;

- ковши: профильный (до 0,8 куб м), зачистной (1 куб м), для мелиоративных работ и рытья узких траншей (0,3 куб м);

- однозубый рыхлитель для взламывания мерзлой корки фунта при промерзании до 0,7 м;

- гидромолот с наконечником для рыхления мерзлых и скальных грунтов (глубиной до 1.5 м), взламывания дорожных покрытий, дробления негабаритных камней;

- захватно-клещевой рабочий орган с рыхлителем, которым дробят и грузят мерзлые фунты и асфальтобетонные покрытия, снимают и укладывают бетонные плиты, разбирают старые здания и т.п.

Поворотная платформа с механизмами и рабочим оборудованием опирается на раму ходовой тележки через роликовое опорно-поворотное устройство. На ней установлены силовая установка, гидравлическое оборудование и система управления, механизм поворота, топливный бак, кабина машиниста и противовес. Кабина оборудована вентиляцией, тепло- и шумоизоляцией, мягким сиденьем, контрольно-измерительными приборами и рычагами управления. Предусмотрены освещение, сигнализация и очистка стекол кабины.

Источники литературы


  1. http://buildingmash.ru/excavator_5.php


Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации