Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога - файл n1.doc

приобрести
Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога
скачать (2330.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2331kb.10.09.2012 12:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Отдел образования администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 253


Рабочая программа


Исполнитель: Гилева Мария Владимировна

Должность: учитель-дефектолог

Екатеринбург, 2010.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Группы для детей с задержкой психического развития открываются на базе ДОУ компенсирующего вида и комплектуются из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004), также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., Лубовского В.И. и т.д.

Региональный компонент ГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Моя Родина», «Наш город», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел», «Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и домашние животные».

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

  1. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

  2. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.


Формы организации коррекционной работы.
График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета

15 сентября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию




Мониторинговая диагностика психического развития детей

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.


В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Наибольшая результативность в обучении детей в средней группе достигается на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.

Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.

Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь дефектолога и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп включает 4-5 человек.

В старшей и подготовительной группах фронтальные занятия разделены на 3 периода.

В старшей группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.

В подготовительной группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.


Перспективный тематический план занятий по развитию элементарных математических представлений в старшей группе

для детей с ЗПР на 2010 – 2011 учебный год

I период (с 15 сентября по 30 ноября)

(11 недель, 22 занятия)

Месяц

Темы занятий

Задачи

Сентябрь

Соотнесение числа и количества. Цифра 1

Сформировать представление о цифре 1.

Геометрическая фигура круг

Сформировать представление о круге. Сформировать умение составлять круг из частей.

Сравнение предметов

Сформировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые».

Понятия «сверху», «снизу»

Сформировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

Октябрь

Признаки предметов

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер).

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между»

Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности.

Закрепление понятий «больше» - «меньше»

Сформировать умение решать практические задачи с конкретными предметами. Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.

Сравнение предметов по одному и двум признакам

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер). Сформировать умение составлять группы предметов с заданными признаками.

Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Сформировать представление о цифре 1, о ее составе.

Понятия «левое», «правое»

Сформировать умение находить правое и левое в окружающем пространстве.

Образование числа 3

Сформировать умение выделять три предмета из множества по слову, считать до трех и обратно от трех. Сформировать представление о числовом ряде.

Понятия «один», «много», «мало», «несколько»

Закрепить понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Ноябрь

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Закрепить понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Пространственные понятия

Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке

Сформировать умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.

Геометрическая фигура квадрат

Сформировать умение составлять квадрат из частей.

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Образование числа 4, знакомство с цифрой 4.

Сформировать умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе.

Понятия «больше», «меньше»

Закрепить понятия «больше», «меньше»

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине»

Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине».



II период (с 1 декабря по 28 февраля)

(12 недель, 24 занятия)

Декабрь

Понятия «внутри», «снаружи»

Закрепить понятия «внутри», «снаружи»

Составление числа 4 разными способами.

Закрепить знания о числовом ряде в пределах четырех. Закрепить навык пересчета предметов независимо от направления счета. Сформировать умение называть итог счета.

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Сформировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Цифра 0

Сформировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 5. Сформировать представление о цифре 0

Знакомство с тетрадью в клетку

Сформировать умение ориентироваться на странице тетради, обводить заданное количество клеток.

Закрепление понятия «больше», «меньше»

Закрепить последовательность цифр в числовом ряду. Закрепить понятия «больше», «меньше»

Уравнение групп предметов.

Сформировать умение уравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества, сопровождать практические действия словами «столько же», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше»

Январь

Повторение образования и состава числа 4

Закрепить знания о числовом ряде, прямом и обратном счете. Сформировать умение решать практические задачи в пределах четырех.

Геометрическая фигура треугольник

Сформировать умение составлять треугольники из частей.

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5

Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе.

Понятие «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже»

Сформировать умение устанавливать последовательность событий.

Число 5. Порядковый счет до 5.

Сформировать умение считать движения, предметы. Сформировать умение считать в прямом и обратном порядке от заданного числа.

Понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине»

Закрепить понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине».

Практическое знакомство с составом числа 5.

Сформировать умение выполнять счетные операции в пределах 5.

Понятие «пара»

Сформировать понятие «пара»

Февраль

Числовой ряд до 6. Образование числа 6.

Сформировать умение считать предметы в пределах 6 и присчитыванием и отсчитыванием по одному, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.

Части суток, их последовательность

Сформировать умение соотносить действия в течение суток.

Образование числа 7

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 7, знать место числа 7 в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Сравнение множеств.

Сформировать умение уравнивать множества путем добавления и убавления предметов.

Образование числа 8

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 8, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Равенства и неравенства, сравнение количества

Сформировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

Числовой ряд до 8

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа.

Круг, треугольник, квадрат

Закрепить знания о геометрических фигурах.


III период (с 1 марта по 30 мая)

(10 недель, 20 занятия)

Март

Образование числа 9

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 9, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Сравнение множеств

Сформировать умение уравнивать группы предметов (больше, меньше на 1,2)

Числовой ряд до 9

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа,3 считать в прямом и обратном порядке.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Образование числа 10

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 10, находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Апрель

Соотнесение числа и количества.

Сформировать умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Отсчет, выделение количества больше названного числа на 1

Сформировать умение отсчитывать, выделять количества больше названного числа на 1.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Сформировать умение составлять группы предметов с заданными свойствами.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.


Счет, выделение количества больше или меньше названного числа на 1

Сформировать умение отсчитывать, выделять количества больше и меньше названного числа на 1.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.


Май

Повторение состава чисел 2 и 3

Закрепить состав чисел 2 и 3. Закрепить умение решать задачи в пределах 3.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.


Повторение состава числа 4

Закрепить умение решать задачи в пределах 4.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.


Повторение состава числа 5.

Закрепить состав числа 5, умение решать задачи в пределах 5.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.


Перспективное планирование лексического материала в старшей группе

для детей с ЗПР на 2010 – 2011 учебный год

I период (с 15 сентября по 30 ноября)

(11 недель, 22 занятия)

Месяц

Лексические темы

Задачи

Сентябрь

Начало осени.

Закрепить знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени.

Цветы осенью.

Познакомить детей с осенними цветами, их значением в жизни человека, строением.

Деревья и кустарники.

Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Грибы.

Сформировать представление о грибах, уточнить представления о значении леса в жизни человека.

Октябрь

Овощи.

Закрепить и уточнить представления детей об овощах, учить различать овощи по вкусу, на ощупь, учить составлять рассказ описание.

Фрукты.

Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».

Наш детский сад.

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада, закрепить знания о названиях и назначении помещений детского сада, учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, учителя-дефектолога, врача, мед. сестры.

Овощи – фрукты

Закрепить представление об овощах и фруктах, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игрушки.

Систематизировать знания детей об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ягоды.

Формировать понятие «ягоды», учить образовывать существительные И.п. и Р.п. мн.ч.

Овощи, фрукты, ягоды.

Закрепить умение различать ягоды, фрукты и овощи.

Середина осени.

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках.

Повторение.

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Ноябрь

Столовая и кухонная посуда.

Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде

Цвет предметов (красный, желтый, синий)

Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, схожие по цвету с образцом. Закреплять понятия «справа» - «слева».

Чайная посуда.

Сформировать представление о предметах чайной посуды и о их свойствах.

Цвет предметов (красный, желтый, оранжевый)

Учить различать желтый, красный, оранжевый цвета, закрепить название цветов. Закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить понятия «верх» - «низ».

Мебель.

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели.

Поздняя осень.

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки). Закрепить названия осенних месяцев, сформировать представление о жизни домашних и диких животных

Домашние птицы.

Сформировать представление о домашних птицах.

Признаки ранней и поздней осени.

Обобщить, систематизировать знания о признаках ранней и поздней осени.


II период (с 1 декабря по 28 февраля)

(12 недель, 24 занятия)

Декабрь

Домашние животные

Уточнить и расширить представления о домашних животных и их детенышах.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Дикие животные

Закрепить знания о диких животных и их детенышах.

Геометрические фигуры

Закрепить представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат), познакомить с понятиями «спереди» - «сзади».

Домашние и дикие животные

Закрепить представление о диких и домашних животных.

Цвет предметов

Учить различать фиолетовый, синий, красный, цвета. Закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между».

Зимние забавы детей

Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда».

Новый год

Закрепить представление о Новом годе.

Январь

Водный транспорт

Сформировать представление о водном транспорте, о профессиях людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, радист, кок).

Воздушный транспорт

Сформировать представление о воздушном транспорте, о профессиях людей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик).


Наземный транспорт

Сформировать представление о наземном транспорте, о профессиях людей, работающих на наземном транспорте, о правилах перехода улицу.

Геометрические фигуры

Закрепить представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). Закрепить понятия «верх» - «низ», «справа» - «слева».

Одежда

Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года.


Головные уборы

Уточнить знания о названиях, назначении головных уборов. Формировать представление о головных уборах в соответствии с временами года.

Зимующие птицы

Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.


Цвет предметов

Учить различать желтый, фиолетовый, синий, красный, оранжевый, зеленый цвета. Учить подбирать предметы (картинки) схожие с образцом по цвету. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Февраль

Характерные признаки зимы

Закрепить представления о способах зимовки зверей и лесных птиц.

Обувь

Уточнить и расширить представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.

Февраль – последний месяц зимы

Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель). Закреплять названия зимних месяцев.

Одежда, обувь

Закрепить знания об одежде и обуви. Закрепить навык в образовании существительных ед.ч. и мн.ч.

День защитника Отечества

Сформировать представление о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник)

Форма предметов

Сформировать умение соотносить геометрические формы с формой реальных предметов и их изображений.

Зима

Расширить представления о зиме.

Величина предметов

Сформировать умение находить предметы заданной формы и величины. Закрепить понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу».


III период (с 1 марта по 30 мая)

(10 недель, 20 занятия)

Март

Март – первый осенний месяц

Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы).

Международный женский день

Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Характерные признаки весны

Закрепить представление о признаках весны

Цвет, форма, величина предметов

Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), подбирать пары предметов одного цвета и размера, цвета и форме, размера и форме.

Возвращение перелетных птиц

Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).

Семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

Апрель

Насекомые

Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Познакомить с их внешним строением, названиями отдельных частей.

Пространственное положение геометрических фигур

Сформировать умение выделять признаки: цвет, форма, величина. Закрепить понятия: вверху, внизу, слева, справа, в середине.

Насекомые

Расширить и уточнить знания о насекомых, их характерных признаках.

Цвет предметов

Закрепить представления о цветах предметов.

Экскурсия с детьми в парк

Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Сформировать умение находить признаки весны в окружающей природе, устанавливать причинно-следственные связи.

Мой дом

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире. Сформировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».

Мой город

Сформировать представление о достопримечательностях родного города.

Российская Федерация. Москва

Сформировать представления о стране, в которой мы живем; о Москве, как главном городе нашей страны.

Май

День Победы

Обобщить знания о «Дне Победы».

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Как выращивают хлеб?

Сформировать представления об особенностях выращивания зерновых растений, о труде хлебороба, о машинах – помощниках.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Комнатные растения

Сформировать представления о комнатных растениях (герань, фиалка, бегония), о частях комнатных растениях. Учить ухаживать за комнатными растениями.

Май – последний месяц весны

Обобщить знания о весне на основе наблюдений за изменениями в природе.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.



Перспективное планирование лексического материала в подготовительной группе для детей с ЗПР на 2010 – 2011 учебный год

I период (с 15 сентября по 30 ноября)

(11 недель, 22 занятия)

Месяц

Лексические темы

Задачи

Сентябрь

Наш детский сад, наша группа

Закрепить знания о зданиях, названиях и назначениях комнат в детском саду и в группе.

Начало осени

Закрепить умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.

Игрушки в группе

Закрепить знания об игрушках.

Изменения в жизни растений и животных осенью

Обогатить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений и животных.

Деревья и кустарники

Расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с изменениями в жизни растений осенью. Упражнять детей в словообразовании и согласовании.



Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Цвет предметов

Закрепить знания детей об основных цветах, закрепить пространственные понятия. Упражнять детей в согласовании.

Растения огорода

Закрепить и уточнить представления детей об овощах. Упражнять детей в согласовании.

Цвет предмета

Закрепить знания детей о 3 основных цветах, закрепить пространственную ориентировку в окружающей обстановке, на доске и листе бумаги.

Деревья и кустарники сада

Расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках сада, об их строении. Упражнять детей в суффиксальном словообразовании и согласовании. Развитие умения составлять рассказ-сравнение.

Цвета предметов

Закрепить умение различать красный, желтый и оранжевый цвета. Закрепить пространственные понятия. Формировать прием сопоставления предметов по цвету.

Фрукты и овощи

Закрепить умение детей различать овощи и фрукты. Развитие умения составлять предложение с союзом «а», составлять рассказ по опорным картинкам.

Цвет предметов

Закрепить умение различать красный, желтый и оранжевый цвета. Закрепить умение различать геометрические фигуры.

Обобщающие понятия

Закрепить понятия «фрукты», «ягоды», умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, подбирать синонимы и антонимы.


Осень

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад и др.), название осенних месяцев. Закрепить умение составлять рассказ-сравнение начала и середины осени.

Бытовые приборы в нашем доме

Закрепить знание детей о названиях и назначении бытовых приборов, о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами.

Ноябрь

Поздняя осень

Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки и др.). Закрепить названия осенних месяцев, закрепить представление об изменениях жизни домашних животных. Закрепить умение составлять рассказ-сравнение.

Овощи, фрукты, ягоды.

Закрепить умение различать ягоды, фрукты и овощи. Закрепить умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Цвет предметов

Закрепить умение различать фиолетовый, синий, красный цвета; закрепить пространственные понятия.

Посуда


Закрепить название и назначение чайной, столовой и кухонной посуды. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Цвет предметов

Закрепить умение различать фиолетовый, синий, красный цвета; закрепить понятия «под», «над», «внутри», «около», «между».

Мебель в доме

Уточнить и расширить представления об основных видах мебели, о ее частях. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Цвет предметов

Учить различать черный, белый, коричневый цвета, закрепить название цветов.

Домашние птицы

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям. Сформировать умение образовывать притяжательные прилагательные, согласованные с существительными.


II период (с 1 декабря по 28 февраля)

(12 недель, 24 занятия)

Декабрь

Цвет, форма и величина предметов

Закрепить умение детей в расположении геометрических фигур на плоскости.

Домашние животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать их.

Дикие животные

Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, об их повадках; закрепить знания об их детенышах. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой

Уточнять и обогащать знания детей по теме. Закреплять суффиксальный способ образования слов, учить составлять рассказ – сравнение.

Домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые

Закрепить умение детей различать диких и домашних животных. Закрепить умение составлять предложения с союзом «и», составлять рассказ по опорным картинкам.

Сравнение предметов по величине

Закрепить умение детей находить предметы заданной формы и величины; закрепить понятия «за», «перед», «между».

Новый год в семье

Закрепить знания детей об отличительных признаках елочных игрушек.

Январь

Водный и воздушный транспорт

Закрепить знания детей о водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте. Закрепить умение сравнивать транспорт.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Городской наземный и железнодорожный междугородный транспорт.

Закрепить знания о городской и междугородном, о подземном транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте. Закрепить умение сравнивать виды транспорта, образовывать существительные И.п. и Р.п. мн.ч.

Знаешь ли ты цвета?

Закрепить названия цветов.

Одежда

Закрепить знания о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года, об уходе за одеждой. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Условия жизни диких животных

Закрепить и обогатить знания детей по теме. Закрепить умение сравнивать диких животных с зимующими птицами, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Зимующие птицы

Закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц, упражнять в сравнении птиц. Закрепить умение образовывать существительные.

Февраль

Стройка и строительные профессии

Уточнить знания о строительстве зданий, строительных профессиях.

Профессии работников детского сада

Уточнить знания о профессиях работников детского сада.

Общественные здания

Закрепить знания детей об общественных зданиях, о правилах поведения в общественных местах, профессиях людей, работающих в этих учреждениях.

Профессии работников детского сада

Уточнить и расширить знания о профессиях работников детского сада.

День защитника отечества

Уточнить и расширить словарь детей по данной теме. Закрепить умение составлять рассказ.

Февраль

Обувь

Закрепить знания детей об обуви, о ее деталях. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель). Закреплять названия зимних месяцев.

Зима

Систематизировать знания о зиме (уменьшение продолжительности дня, морозы, снегопады, замерзание водоемов). Уточнить представления о зимних забавах. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Машины, облегчающие труд людей

Обобщить знания о профессиях людей, работающих на машинах, облегчающих труд людей.


III период (с 1 марта по 30 мая)

(10 недель, 20 занятия)

Март

Весна

Закрепить знания о весне (увеличение продолжительности дня, таяние снега). Закрепить название весенних месяцев.

Международный женский день

Обогатить и уточнить словарь по теме. Закрепить умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на картинки – подсказки. Закрепить умение в согласовании существительных косвенных падежей.

Основные признаки весны

Закрепить знания о весне (набухание почек, распускание листьев, цветение растений). Закрепить название весенних месяцев.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.


Перелетные птицы

Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью и значением их для людей.

Апрель

Форма предметов

Закрепить знание детей о геометрических фигурах, закрепить умение соотносить их по форме с различными предметами.

Животные весной

Уточнить представления детей по теме (появление насекомых, возвращение перелетных птиц). Закрепить название весенних месяцев.

Моя семья

Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи).

Садовые цветы

Обобщить знания о садовых цветах. Закрепить умение в составлении рассказа, в согласовании.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Насекомые

Расширить и уточнить знания о насекомых, их характерных признаках, о том какую пользу они приносят людям.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Москва – столица России

Закрепить знания о Москве, о достопримечательностях родного города.

Наш дом

Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире, домашнего адреса. Закрепить умение образовывать сложные прилагательные.

Улица, на которой находится детский сад

Закрепить знания о названиях зданий на улице, проезжей части, тротуаре, обочине, перекрестке.

Май

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Цвет, форма, величина предметов

Закрепить умение дифференцировать изучаемые геометрические фигуры.

День Победы

Обобщить знания о «Дне Победы». Закрепить умение в согласовании и словообразовании, в составлении рассказа по представлению.

Признаки лета

Закрепить знания о весне (увеличение продолжительности дня, высокое голубое небо, летний дождь и гроза, пушистые облака). Закрепить название летних месяцев.

Рыбы

Закрепить знание детей об аквариумных рыбках.

Комнатные растения

Сформировать представления о комнатных растениях, о частях комнатных растениях. Учить ухаживать за комнатными растениями.

Повторение

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации