Карякина О.А., Капшина Ю.К. Деньги, кредит, банки - файл n1.doc

приобрести
Карякина О.А., Капшина Ю.К. Деньги, кредит, банки
скачать (1285 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1285kb.10.09.2012 11:47скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Академия управления
при Президенте Республики Беларусь

Система дистанционного обучения


О.А. Карякина

Ю.К. Капшина


Деньги, кредит, банки
Курс лекций

Минск 2002
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 8

ТЕМА 1. ДЕНЬГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 9

Лекция 1. Деньги как экономическая категория 9

Теории происхождения денег 14

Виды денег, их природа и содержание. Свойства денег 16

Понятие функций денег и их содержание 25

Денежная масса и показатели ее характеризующие. Законы денежного обращения и определение количества денег, необходимых для обращения 35

Роль денег в экономике и денежные потоки 44

Контрольные вопросы к теме №1: 46

ТЕМА 2. Формы и зазвитие денежных систем 48

Лекция 2. Формы и зазвитие денежных систем 48

Денежная система: понятие и виды 48

Основные элементы денежной системы 55

Инфляция: сущность, причины и формы проявления 56

Контрольные вопросы к теме №2: 66

Тема 3. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ 67

Лекция 3. Денежный оборот и его организация 67

Организация денежного оборота. Наличный и безналичный денежный оборот 68

Платежная система. Элементы платежной системы Республики Беларусь 75

Безналичные расчеты. Принципы организации системы безналичных расчетов 82

Формы безналичных расчетов: платежные поручения, платежные требования-поручения, дебетовые переводы, чеки, векселя, аккредитивы 87

Контрольные вопросы к теме №3: 99

Тема 4. Кредит как экономическая категория 100

Лекция 4. Кредит как экономическая категория 100

Зарождение кредитных отношений 100

Ссудный капитал и ссудный процент 102

Этапы исторического развития кредитных отношений 110

Принципы кредитования: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целевой и дифференцированный характер 113

Функции кредита: перераспределительная функция кредита и функция замещения действительных денег кредитными операциями 115

Границы кредита: назначение, виды и функции 118

Контрольные вопросы к теме №4: 124

Тема 5. формы и виды кредита 125

Лекция 5. Формы и виды кредита 125

Формы кредита и их особенности 125

Банковская форма кредита 127

Хозяйственная (коммерческая) форма кредита 128

Государственная форма кредита 130

Международная форма кредита 131

Гражданская форма кредита 132

Лизинговая форма кредита 134

Ипотечная форма кредита 136

Виды кредитов и признаки их определяющие
(цель кредита, объекты и субъекты кредита, способы обеспечения, сроки, платность) 137

Контрольные вопросы к теме №5: 141

Тема 6. Кредитование юридических лиц 142

Лекция 6. Кредитование юридических лиц 142

Организация кредитования рыночного хозяйства 142

Особенности современной системы кредитования 142

Условия и этапы кредитования 148

Методы кредитования и формы ссудных счетов 151

Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования 154

Процедура выдачи кредита 155

Порядок погашения ссуды 158

Формы обеспечения возвратности кредита 161

Понятие формы обеспечения возвратности кредита 161

Залог и залоговый механизм 164

Уступка требований (цессия) и передача права собственности 173

Гарантии и поручительства 175

Контрольные вопросы к теме №6: 176

Тема 7. Финансовые инструменты и финансовые рынки 177

Лекция 7. Финансовые инструменты и финансовые рынки 177

Финансовое посредничество и финансовые рынки (рынок инвестиций, валютный рынок,
рынок денежных средств) 177

Финансовые инструменты: ценные бумаги и их виды 188

Финансовые учреждения: депозитные учреждения и недепозитные учреждения 190

Контрольные вопросы к теме №7: 192

Тема 8. Понятие и элементы банковской системы 193

Лекция 8. Понятие и элементы банковской системы 193

Понятие и признаки банковской системы.
Виды банковских систем 193

Характеристика элементов банковской системы 200

Коммерческие банки как элемент банковской системы: функции и роль банков 204

Контрольные вопросы к теме №8: 206

Тема 9. Центральный банк и его место в денежно-кредитной сфере 207

Лекция 9. Центральный банк и его место в денежно-кредитной сфере 207

Общая характеристика центральных банков 207

Задача и цели центрального банка.
Функции центрального банка 208

Денежно-кредитная политика центрального банка 212

Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения 215

Контрольные вопросы к теме №9: 225

Тема 10. Коммерческие банки и их деятельность 226

Лекция 10. Коммерческие банки и их деятельность 226

Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база 227

Структура и характеристика банковских ресурсов. Функции собственного капитала банка 227

Привлеченные средства коммерческого банка 235

Активные операции коммерческого банка 242

Доходы и расходы коммерческого банка 246

Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка 253

Посреднические операции коммерческих банков 255

Лизинг. Факторинг. Форфейтинг 255

Конверсионные операции банков 261

Валютная позиция банка. Валютный арбитраж 267

Контрольные вопросы к теме №10: 269

ЛИТЕРАТУРА 270


Введение


Учебный курс «Деньги, кредит, банки» раскрывает сущность и роль денег и кредита в национальной экономике. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления денежными потоками и отношениями в современных условиях. При изучении курса будут определены деньги и кредит как экономические категории, проанализированы сущность и функции денег и кредита, их использование для регулирования воспроизводственного процесса. Особое внимание будет уделено изучению денежной и платежной систем Республики Беларусь, а также вопросам построения банковской системы и роли Национального банка Республики Беларусь в регулировании макроэкономического развития страны при помощи инструментов кредитно-денежной политики. В рамках учебного курса будут даны характеристики элементам банковской системы, проанализированы сущность и роль коммерческих банков, формы кредитов и формы и обеспечения их возврата, рассмотрены ресурсы коммерческого банка и его капитальная база, а также услуги и операции, совершаемые коммерческими банками.

Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» подготовлен на основе системы фундаментальных научных экономических знаний и с учетом программ, используемых в других вузах Республики Беларусь, а также опубликованных программ и учебников зарубежных научных школ. Экономическая логика, структура и содержание конспекта лекций построены таким образом, чтобы обеспечить специалисту целостное представление о кредитно-денежной и банковской системах Республики Беларусь.

ТЕМА 1. ДЕНЬГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Лекция 1. Деньги как экономическая категория


Основные понятия:

деньги; бартерная экономика; система чистого бартера; система организованного бартера; теории происхождения денег (рационалистическая и эволюционная); деньги (металлические; бумажные; кредитные; цифровые); полноценные и неполноценные металлические деньги; деноминация золота; эмитенты бумажных денег; министерство финансов (казначейство); центральный банк; обесценение бумажных денег; кредитные деньги; товарные деньги; свойства денег (портативность; долговечность; делимость; стандартность; узнаваемость); функции денег; роль денег; мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство накопления; мировые деньги; мобильность и ликвидность денег; денежная масса; денежные агрегаты; «узкие деньги»; «широкие деньги»; законы денежного обращения; скорость движения денег; оборачиваемость денег; денежная эмиссия; кредитная эмиссия; денежный мультипликатор; денежная база.
Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости всех товаров и услуг и средством сохранения стоимости. Деньги являются важнейшим компонентом любой цивилизованно функционирующей экономической системы, если эта система основана на использовании всей объективной совокупности стоимостных экономических категорий.

От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. История эволюции денег является составной частью истории товарного производства.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров. Экономическое понятие «товары» подразумевает любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях натурального хозяйства продукты производились для собственного потребления и не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.

Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:

Отсутствие любого из этих условий означает, что представленный продукт товаром не является.

В истории человечества существовали экономические системы, функционирование которых предполагало использование денег, и экономики, в которых деньги отсутствовали. Примерами таких экономических систем являются бартерная экономика и экономика с денежным обращением.

Бартерная экономика в свою очередь имеет две основные формы: система чистого бартера и система организованного бартера.

Система чистого бартера. Бартер представляет собой прямой обмен товаров и услуг на другие товары и услуги. При системе чистого бартера субъект экономики, которому нужен определенный товар или услуга, должен найти другого субъекта, который готов предоставить такой товар в обмен на товар, предлагаемый первым. Таким образом, должно существовать то, что называется двойное совпадение потребностей. Два человека должны одновременно иметь соответствующие товары или услуги и хотеть их обменять.

Например, некий А хочет купить хлеба, но на обмен у него есть только пара туфель. Тогда он должен найти еще кого-то, например, некоего Б, кто является пекарем, которому нужны туфли. Поиски данного Б отнимают время, возникает альтернативная стоимость времени, потраченная на поиск торгового партнера. Фактически невозможно всегда находить того, кто в данный момент заинтересован именно в том товаре или услуге, которая предлагается: двойное совпадение потребностей в современном обществе возникает крайне редко. Если двойного совпадения потребностей нет, то людям приходится либо хранить свой товар или услугу в течение длительного периода, либо делать множество промежуточных обменов, чтобы получить товары и услуги, которые им нужны. Такие поиски представляют собой сложный, отнимающий много времени и дорогостоящий процесс.

Это не означает, что бартер всегда неэффективен. В некоторых странах производство товаров и услуг ограничено, а число торговых сделок невелико. В таких странах бартер может быть эффективным и просуществовать довольно долго. Но когда ассортимент предлагаемых товаров и услуг расширится, когда станут частыми торговые операции с другими странами, затраты по бартеру существенно превысят его прибыльность. Постепенно бартер будет заменен новым платежным механизмом.

Системе чистого бартера присущ ряд недостатков, среди которых:

1. Отсутствие способа сохранения общей покупательной способности. Деньги позволяют частному лицу или предприятию сохранять общую покупательную способность (противопоставляемую конкретной покупательной способности в форме отдельно взятого товара или услуги). Бартер предполагает сохранение только конкретной покупательной способности. Он позволяет сохранять только конкретные товары, стоимость которых может измениться в результате их физических изменений или из-за изменения вкусов людей;

2. Отсутствие единого масштаба измерения стоимости. В условиях бартерной системы мы должны выражать цену любого товара или услуги в количествах всех других товаров и услуг. Таким образом, при бартерной системе отсутствует стандартизированный способ выражения цен товаров.

Рассмотрим число цен, которые будут существовать в экономике, в которой производится и продается 1000 товаров, но отсутствуют деньги и денежная единица счета. Субъект может обменять каждый товар на любой из остальных 999 товаров. Это значит, что субъект может обменять товар А на товар Б, В, Г и т.д. Без денежной единицы можно выразить цену товара А в количестве любого из остальных 999 товаров. То же справедливо и для любого из этих 999 товаров. Таким образом, можно определить число конкретных обменных курсов или цен по формуле:

Число цен = К (К-1)/2,

где К обозначает число товаров и услуг, предлагаемых для обмена.

В приведенном выше примере К = 1000, поэтому:

Число цен = 1000*999/2 = 499500.

Каждый раз, когда кто-то хочет сделать покупку на рынке, на котором предлагается 1000 различных товаров, он должен знать почти полмиллиона возможных цен обмена. Переход к расчету деньгами упрощает процесс покупки и продажи товаров и услуг. Имея одну денежную единицу счета, субъект рынка столкнется только с (К-1) цен обмена.

3. Отсутствие определенной единицы платежа для использования в контрактах, предусматривающих платежи в будущем. Многие контракты предусматривают совершение операций и исполнение сделки в будущем. В бартерной системе трудно составит контракт на будущие платежи в единицах, приемлемых для обеих сторон. Контракт на будущую оплату товаров (услуг) составить можно, но ко времени исполнения платежа рыночная цена согласованных товаров или услуг может измениться.

Система организованного бартера. Неудобство чистого бартера обычно вынуждает людей искать специальные способы обмена товарами и услугами, облегчающими этот процесс. Например, возможна организация бартерной системы со специально отведенными местами торговли, т.е. введение системы организованного бартера. В экономике такого типа субъекты рынка по-прежнему продают товары и услуги непосредственно за другие товары и услуги. Однако они организуют торговлю таким образом, чтобы исключить проблемы, порожденные необходимостью двойного совпадения потребностей. При этом обычно отводятся специальные места торговли - пункты обмена, на которых представлены конкретные товары и услуги, предлагаемые к обмену.

Учреждение пунктов обмена позволяет потенциальным покупателям заранее знать, где можно найти продавцов конкретных товаров. Это выгодно покупателям, которые экономят на расходах, связанных с поиском производителей нужных им товаров. Это выгодно и продавцам, которые не должны ходить со своим товаром в поисках покупателей.

Данная система хоть и снижает остроту проблемы двойственного выбора, но не снимает ее полностью и не исключает связанных с ней расходов. Субъект рынка знает, что именно он найдет на определенном пункте обмена, но он не всегда знает, какой товар или услугу продавец захочет получить в обмен.

Путь к решению проблемы состоит в том, чтобы члены общества установили один товар, который бы широко принимался на всех пунктах обмена. Этот товар явился бы средством обращения, т.е. товарными деньгами. В системе организованного бартера сравнительно не трудно сделать такой шаг. Как только он сделан, экономика переходит от бартера к денежному обращению.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации