Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования - файл n1.doc

приобрести
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования
скачать (3713.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3714kb.10.09.2012 11:41скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Оглавление


Глава 1 Естественно – научные основы экономики природопользования

1.1. Основные понятия

Природопользование — это взаимодействие в системе природа — человеческое общество. На основе анализа взаимоотношений в этой системе исходным следует считать понятие «природа».

Природа в широком смысле слова — все сущее, весь мир в многооб­разии его форм; в узком значении природа понимается как совокуп­ность естественных условий существования человеческого общества, которое находится внутри природы.

С понятием природы тесно связано понятие природной среды, кото­рая рассматривается как совокупность природных и незначительно из­мененных деятельностью людей абиотических и биотических факторов, оказывающих влияние на человека. Ее отличительными признаками являются свойства саморегуляции и самоподдержания без корректиру­ющего воздействия человека. В природной среде выделяют1:

собственно природную среду (дикая природа), которая существует
вне непосредственных контактов с человеком;

квазиприродную среду (вторая природа) — преобразованные чело­
веком (культурные) природные ландшафты; эта часть природной сре­
ды не способна к саморегуляции и самоподдержанию;

артеприродную среду (третья природа) — искусственное окруже­
ние людей, состоящее из технических (здания, сооружения и др.) и
природных (воздух, естественное освещение и др.) компонентов. Эта
часть природной среды без искусственной поддержки деградирует.

С деятельностью человеческого общества связано другое поня­тие — географической среды, которая состоит из четырех основных сфер: литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), ат­мосферы (воздушной оболочки) и биосферы (сферы жизни).

Понятие среды обитания человека — совокупности абиотических и биотических условий его жизни как биологического организма — ис­пользуется при рассмотрении социально-экономических вопросов

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990. С. 493. .

экономики природопользования (например, в случае определения комфортности природных условий и расчета социально-экономиче­ского ущерба от заболеваемости населения).

Понятие окружающей среды является более широким, поскольку не ограничивается рассмотрением человека только как биологическо­го организма. Его содержание включает естественные экосистемы, природные компоненты (воздух, вода, почвы, животный мир, расти­тельный мир), территорию, ландшафты, природные, исторические, культурные памятники и другие материальные объекты, оказывающие влияние на качество жизни, жизнедеятельность и здоровье человека.

Таким образом, под природопользованием понимают всю совокуп­ность взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой. При этом выделяют следующие вопросы:

извлечение и переработка природных ресурсов, их возобновле­
ние и воспроизводство;

использование и охрана природных условий среды жизни;

сохранение (восстановление, поддержание) экологического ба­
ланса (равновесия) природных систем, что служит основой сохранения
природно-ресурсного потенциала развития человеческого общества.

В более узком значении понятие «природопользование» трактуют как совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного по­тенциала и мер по его сохранению. По мнению автора данного терми­на проф. Ю.Н. Куражковского, задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой дея­тельности, связанной либо с непосредственным пользованием приро­дой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями. Таким об­разом, объектом природопользования как науки служит взаимосвязь между природными ресурсами, естественными условиями жизни об­щества и его социально-экономическим развитием. Предметом при­родопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

Природопользование рассматривают также как научную дисцип­лину, исследующую общие принципы рационального использования природных ресурсов. Природопользование как сфера знания включает в себя элементы понятия охраны природы, которое трактуется как:

1) совокупность мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окру­жающей средой, обеспечивающая сохранение и восстановление при­родно-ресурсного потенциала, рациональное использование природ­ных ресурсов, предупреждающая вредное влияние результатов хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

2) комплексная межотраслевая дисциплина, разрабатывающая об­щие принципы и методы сохранения, восстановления и улучшения природной среды и природных ресурсов.

В задачи охраны природы входят:

эффективная эксплуатация природных ресурсов;

минимальное воздействие при использовании природных ком­
понентов;

сохранение уникальных объектов природного и культурного на­
следия.

Таким образом, охрана природы включает объекты, не входящие в круг рассмотрения природопользования: сохранение объектов, не имеющих определенного хозяйственного значения. Традиционно ох­рана природы осуществляется в форме ограничительно-запретитель­ных мероприятий.

В западной научной литературе используется понятие, близкое по содержанию (но не тождественное) понятию охраны природы — энвай-роментология (от англ. егтготеп* — окружающая среда) — комплексная дисциплина об окружающей среде (главным образом, природной), ее качестве и охране. Техническое приложение энвайроментологии — эн-вайроменталистика — способы и методы очистки природных сред, тех­нологические приемы их охраны и улучшения.
1.2. Экологические основы экономики природопользования

Экономика природопользования основывается на ряде понятий экологии. По определению автора термина «экология» немецкого биолога Э. Геккеля (1866 г.), «экология — это познание экономики при­роды, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды... Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существо­вание»1. В этом определении следует отметить понятие «экономика природы», предполагающее необходимость количественного подхода к анализу экологических взаимодействий. Однако теоретический смысл термина «экология» у Геккеля находится исключительно в рам­ках физиологии (т.е. Геккель анализирует физиологический механизм взаимоотношений живых организмов). Таким образом, по Геккелю, экология не имеет никакого отношения к проблемам цивилизации.

1 Геккель Э. Всеобщая морфология организмов. 1866.
Позже содержание экологии приобретает различные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали компетенцию этой отрасли науки, но так или иначе постепенно размывали ее границы. Уже к кон­цу XIX в. понятие экологии выходит за рамки физиологии, в первой четверти XX в. — биологии, проникает в сферу социологии, антропо-географии. Таким образом, постепенно в объекты экологии включает­ся человек, и экологией начинают называть весь комплекс взаимоот­ношений человека и окружающей его среды, а затем выделяют экологию человека, социальную экологию, а также такие ответвления, какурбоэкологию (экология города), промышленную экологию, агро­экологию и пр. Происходит проникновение экологии в различные об­ласти науки и практики — экологизация знаний и деятельности.

Экологизация — процесс внедрения систем технологических1, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффектив­ность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды.

Потребность в научном обосновании конкретных форм природо­пользования привела к формированию комплексной системы знаний о взаимоотношениях человеческого общества с природой Земли и прежде всего с ее биосферой. Концепция взаимодействия общества и природы получила название глобальной экологии — науки о структуре и функциях природы в целом, или науки о жизни биосферы.

В настоящее время экология включает ряд научных отраслей и дис­циплин, в основе которых лежат фундаментальные идеи биоэкологии.

1. По размерам объектов изучения выделяют:

• аутоэкологию (организм и его среда),

• демоэкологию (популяция и ее среда),

• синэкологию (экосистема и ее среда),

• ландшафтную (географическую) экологию (крупные геосисте­мы и их среда),

• глобальную экологию (учение о биосфере Земли).

2. По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологию:

• микроорганизмов,

• грибов,

• растений,

• животных,

' Экологизация технологий — внедрение мероприятий по предотвращению отри­цательных воздействий производственных процессов на природную среду (разработка малоотходных технологий). Экосовместимость техники — оценка способности техниче­ских устройств и процессов наносить минимальный вред (ущерб) окружающей среде.
• человека,

• сельскохозяйственную,

• промышленную,

• общую (теоретическую).

3. По средам и компонентам различают экологию:

• суши,

• пресных водоемов,

• морскую,

• Крайнего Севера,

• высокогорий,

• химическую.

4. По подходу к предмету изучения выделяют экологию:

• аналитическую (изучение основных современных закономерно­стей взаимоотношений организма с природной средой),

• динамическую (изучение основных закономерностей взаимо­действия организмов с окружающей средой в динамико-эволюцион-ном плане).

5. С точки зрения фактора времени рассматривают экологию:

• историческую,

• эволюционную (археэкологию).

Кроме того что современная глобальная экология — это наука об общих закономерностях взаимодействия общества и природы, она яв­ляется также специальной сферой деятельности общества, направлен­ной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

Именно эти два направления подробно рассматриваются в курсе «Экономика природопользования» с точки зрения экономических процессов на различных уровнях (микро-, и макроуровень, мировое хозяйство).

Во второй половине XX в. в науке появилось новое понятие, свя­занное с развитием кибернетики, — экологический подход. Данное по­нятие предполагает моделирование и анализ взаимосвязей в системе объект — окружающая среда, где в качестве объекта может рассматри­ваться не только живой организм.

В последние годы внимание ученых концентрируется на различ­ных аспектах исследований по сохранению и развитию человека в условиях современной экологической ситуации. Речь идет о развитии такого междисциплинарного научного направления в экологии, как экология человека. Она представляет собой комплексную эколого-со-циально-зкономическую отрасль знания, где социальные, экономиче­ские и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Предметом исследования экологии человека является система че­ловек — окружающая среда, охрана человека от вредных факторов окружающей среды. Понятие «окружающая среда», как было отмечено в п. 1.1, включает в себя понятие «технические системы». Взаимодей­ствие человека с техническими системами, структуру социально-био­логических и производственных отношений человека в рабочей среде изучает наука эргономика (от греч. егgоn — работа и пото$ — закон). Она возникла на стыке наук о человеке и технических дисциплин в 1949 г. В настоящее время происходит процесс все более глубокого проникновения техники в жизнедеятельность человека, в ходе которо­го «естественная» среда обитания человека все в большей и большей мере смешивается с «искусственной». Изучением функционирования человека в условиях искусственной среды занимается космическая эко­логия.

Особую сложность вызывает разделение экологии человека и соци­альной экологии, объект изучения которых очень близок. Разница за­ключается в том, что социальная экология не охватывает биологиче­скую сторону жизни человека.

Новым направлением развития экологии как науки является глу­бинная экология, в рамках которой человек идентифицируется со всем живым и неживым.

Однако человек, являясь социальным существом, остается прежде всего существом биологическим и, следовательно, к нему применимы все основополагающие экологические понятия.

Для человека, как и для каждого вида организмов биоты (активное живое вещество), существует область выживания, или экологической потенции. В пределах области выживания находится полоса экологиче­ского оптимума, где условия жизнедеятельности организма наиболее благоприятны.

При совмещении областей экологической потенции по несколь­ким наиболее важным условиям жизни (обеспеченность пищей, убе­жищем, плотность популяции, температура и пр.) образуется много­мерное пространство выживания, или экологическая ниша организма.

Различают виды организмов с широкими и узкими областями вы­живания — эврибионтные и стенобионтные. Например, по отношению к температуре среды обитания человек является сверхэврибионтом, так как он способен к освоению всего диапазона земных и околоземных температур, тогда как ледяная рыба трематомус, живущая в антарктиче­ских водах при температуре не выше —4° С, — типичный стенобионт.

Основной объект экологии — экосистема — совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энерге­тическим обменом. Экосистемы могут быть естественными (напри­мер, лес, озеро, океан и т.п.) и искусственными (аквариум, пшеничное поле и т.п.).

Главной формой естественных экосистем является биогеоценоз — пространственная совокупность совместно живущих организмов раз­ных видов, а также занятое ими место обитания со всеми присущими ему факторами среды (экотопом). Биогеоценоз характеризуется следу­ющими свойствами: вещественно-энергетическим обменом; взаимо­обусловленностью существования всех его членов; способностью к са­морегуляции.

Каждая экосистема имеет определенную функциональную структу­ру. В нее входят компоненты абиотической и биотической среды. К абио­тическим составляющим относятся: горные породы, режим солнечной радиации, температура, влажность, давление. В биотическую среду вхо­дят группы организмов, различающиеся по способу питания и месту в пищевых цепях. Выделяют следующие группы организмов:

• продуценты — автотрофные (самопитающиеся) организмы, кото­рые используют солнечную энергию для образования первичной про­дукции путем синтеза из простых неорганических соединений (воды и диоксида углерода) сложных органических веществ своего тела, своей биомассы. Эту группу представляют зеленые растения, сине-зеленые водоросли, фотосинтезирующие бактерии. Фотосинтез — основа всего живого, основная масса живого вещества сосредоточена в растениях;

• консументы — гетеротрофные (питающиеся другими) организ­мы, превращающие биомассу продуцентов и других консументов в биомассу своего тела. Эту группу представляют в основном раститель­ноядные и плотоядные животные;

• редуценты (или деструенты) — гетеротрофные организмы, кото­рые разрушают использованные или отмершие остатки биомассы и разлагают их в процессе деструкции и минерализации до неорганиче­ских соединений; к ним относятся бактерии, грибы.

Именно в однонаправленной последовательности по пищевым (трофическим) цепям от продуцентов к редуцентам (например, тра­ва—кузнечик—лягушка—цапля—коршун или трава—курица—чело­век—червь) происходит ступенчатая передача биомассы, что обес­печивает постоянный поток свободной энергии1. Скорость

1 Часть отмирающего живого вещества, которое уже не используется в пищевых цепях, принимает участие в образовании осадочных пород.

потребления пищи (или органического углерода) консументами на­зывается метаболизмом, а скорость потребления энергии — метабо­лической мощностью.

Состояние и функционирование экосистемы зависит от динамики биотических и абиотических факторов. К биотическим относятся: плотность и рост популяций организмов, внутривидовая и межвидовая конкуренция, забота о потомстве, разные формы пищевых связей; к абиотическим — изменение химического состава среды, режима сол­нечной радиации, климатических условий и др. Особую группу образу­ют антропогенные факторы, о которых будет сказано ниже.

Внутреннее функциональное постоянство экосистемы — гомео-стаз — определяет ее устойчивость во времени и пространстве. Сохра­нение гомеостаза достигается соотношением двух форм биологической устойчивости — сопротивляемости (резистентности) и выносливости (толерантности).
1.3. Биосфера: структура и свойства

Биосферой называют всю совокупность живых организмов на Земле и все объемное пространство, заселенное ими, находящееся под их воздействием и занятое продуктами их жизнедеятельности. Биосфера является глобальной экосистемой, которая занимает верх­нюю часть литосферы (земной коры), гидросферу и нижнюю часть атмосферы1.

Термин «биосфера» впервые появился во второй половине XIX в. в трудах австрийского ученого-геолога Э. Зюсса, который называл так «тонкую пленку жизни» на земной поверхности. Однако фундамен­тальные исследования эволюции биосферы принадлежат российскому ученому В.И. Вернадскому. Именно он стал основателем учения о биосфере и доказал, что все три оболочки Земли (литосфера, гидро­сфера, атмосфера) связаны воедино и приобрели современный облик И состав благодаря грандиозной работе живых организмов. Они много-Кратно (миллионы раз) пропустили через себя весь объем Мирового океана, создали почву, наполнили атмосферу Земли кислородом, оста­вили после себя километровые толщи осадочных пород, в том числе топливно-энергетические ресурсы. Таким образом, биосфера — зем-
Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы до высоты озонового слоя (в среднем до 20—25 км), верхнюю часть твердой оболочки Земли — литосферы (до глу­бины 3 км) и всю гидросферу.
ная оболочка живых организмов, сформированная при непосредст­венном их участии.

Согласно теории В.И. Вернадского, в состав биосферы кроме био-ты входит биогенное вещество — остатки организмов на разных стадиях деструкции, органические и минеральные продукты их жизнедеятель­ности и биокосное вещество — продукты переработки горных и осадоч­ных пород живыми организмами.

Структурными единицами биосферы являются экосистемы и био­геоценозы.

Активную часть биосферы, представленную живыми организма­ми, называют экосферой. Ее населяют примерно 1 млн видов животных и около 340 тыс. видов растений; при этом 93% всех видов растений и животных живут на суше.

Биомасса экосферы поддерживается на относительно постоянном уровне на протяжении сотен миллионов лет (около 2 трлн тонн орга­нического сухого вещества). Происходит это за счет лимитирования биомассы (по веществу) в процессе круговорота биогенных элементов1 под воздействием потока солнечной энергии.

Таким образом, за счет естественных процессов в биосфере — син­теза и разложения органических веществ обеспечивается устойчивость биосферы в масштабе геологического времени. Это обстоятельство яв­ляется важнейшим условием глобальной экологической безопасно­сти — экологического равновесия.

Синтез и разложение органических веществ осуществляются раз­личными видами живых организмов. Эти виды, а также их сообщества были отобраны в ходе эволюции биосферы. «Избранные» сообщества и сформированные ими абиотические компоненты окружающей при­родной среды составляют современную биосферу Земли.

Поскольку биота поддерживает определенный химический состав природной среды, ее деятельность должна подчиняться принципу Ле Шателье: при возникновении внешних возмущений, нарушающих со­стояние окружающей среды, в биоте должны возникать процессы, компенсирующие это возмущение. Компенсация возмущения в био­сфере может происходить за счет направленного изменения соотноше­ния между синтезом и разложением органических веществ.

Однако компенсация возмущений окружающей среды может осу­ществляться только неизмененной (невозмущенной) или слабо изме­ненной биотой. Например, в случае замещения естественных видов культурными теряется возможность не только компенсировать возникшее возмущение, но и обеспечить полностью замкнутый кругово­рот веществ.

Итак, биосфера — фундаментальное понятие экологии — означа­ет оболочку жизни, живое вещество которой выполняет роль транс­форматора, переводящего космическую энергию в различные виды земной энергии: электрическую, химическую, механическую, тепло­вую и пр.
1.4. Учение о ноосфере

К середине XX в. стало вполне очевидным, что человеческая дея­тельность по характеру своих последствий и проявлений является про­цессом геологическим: антропогенное воздействие изменяет химиче­ский состав и физические параметры атмосферы, гидросферы и литосферы; человек вмешивается в видовой состав живых организмов; массы вещества, перемещаемые человечеством, сопоставимы с при­родными потоками вещества. Идея о геологическом характере челове­ческой деятельности принадлежит В.И. Вернадскому. Она была пред­ставлена им в научных кругах в начале 1920-х годов. К этому времени в естествознании уже сложились представления о единстве природы и человека, их взаимообусловленности. Однако не было еще теории, ко­торая связала бы воедино мир неживой материи и живого вещества, с одной стороны, и мир человека и общества — с другой.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере стало связующим звеном для воспроизведения единой цельной картины мира. Развивая мине­ралогию и геохимию, В.И. Вернадский стал одним из первых, кто по­нял, что облик Земли как космического тела (ландшафты, химия оке­ана, структура атмосферы) является следствием развития жизни. Рассматривая жизнь как космическое явление, В.И. Вернадский в своем труде «Биогеохимия» описал эволюцию биосферы с момента ее возникновения.

В.И. Вернадский стал первым ученым-естественником, который систематически исследовал влияние жизни на развитие Земли, назы­вая жизнь буфером между космосом и косным (неживым) веществом. Этот буфер способен использовать космическую энергию для преобра­зования планетарного вещества. Таким образом, по В. И. Вернадскому, жизнь — «живое вещество» — является катализатором процесса пла­нетарного развития. Планета Земля и космос представляют собой единую систему, в которой живое вещество связывает в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохими­ческие циклы, или круговорот веществ в природе, начали возникать толщи осадочных пород, которые преобразовывались затем в ходе гео­логических и геохимических процессов.

Однако не феномен жизни, а феномен человека является ядром тео­рии В.И. Вернадского. Появление человека — неотъемлемая часть кар­тины общепланетарного развития. Породив человека, природа «избра­ла» еще один мощный катализатор процесса мирового развития. Однако масштабы воздействия человека на окружающую природу ста­ли расти столь быстро, что В. И. Вернадский увидел в человеческом об­ществе геологообразующую силу.

Мысль о том, что человечество — катализатор процесса эволюции Земли, геологообразующий фактор развития активной оболочки зем­ли, сила, которая способна существенно изменить состояние планеты, легла в основу учения о ноосфере1 — высшей стадии развития биосфе­ры, сферы разума, в которую постепенно преобразуется земная био­сфера под воздействием «силы культурного человечества».

Развивая теорию ноосферы, В.И. Вернадский указал на реальное решение глобальных экологических проблем современности: сосуще­ствование, софункционирование, «коэволюция» биосферы и техно­сферы необходимы для сохранения человечества. В эпоху ноосферы «коэволюция» биосферы и общества требует от человечества регла­ментации хозяйственной деятельности.

Ноосферное развитие базируется на четком понимании того, что че­ловек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы невозможно продолжение человеческого рода.

В ноосфере, как и в биосфере, более 99% энергии обмена будет за­трачиваться на поддержание замкнутости круговорота веществ и со­хранение качества окружающей природной среды. На развитие циви­лизации остается менее 1%, т.е. меньше того, что человечество имело в условиях невозмущенной биосферы.
1.5. Законы экономики природы

Если экономика природы предполагает количественный подход к анализу экологических взаимодействий (количественный анализ кру­говорота веществ в природе, количественную характеристику природ­ных условий и факторов), то в экономику природопользования входит
1 Термин «ноосфера» принадлежит французскому ученому Э. Леруа (1924 г.). Впо­следствии он широко использовался в трудах П. Тейяра де Шардена.
изучение масштабов, количественных и качественных характеристик изменений в природе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человеческого общества. При этом задачей экономики природополь­зования является анализ и учет при решении эколого-экономических проблем трех самых фундаментальных законов Вселенной и основан­ных на них законов экологии1.

1. Закон всеобщей связи предметов и явлений (закон внутреннего ди­намического равновесия). Вещества, энергия, информация и динамиче­ские качества отдельных экологических систем и их иерархии взаимо­связаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает сопутствующие функционально-структурные перемены, со­храняющие общую сумму вещественно-энергетических, информаци­онных и динамических качеств экосистем, в которых эти изменения происходят, или в их иерархии.

Таким образом, в теории и практике природопользования должна быть учтена всеобщая связь предметов и явлений в природе и следст­вия, вытекающие из этой общей закономерности:

• любое изменение в экосистеме неизбежно приводит к развитию природных цепных реакций, направленных на нейтрализацию изме­нения;

• зависимость между компонентами экосистем носит нелиней­ный характер, т.е. незначительное изменение одного из компонентов системы может вызвать существенные (сильные) отклонения других составляющих;

• необратимый характер изменений в крупных экосистемах (био­сфере) означает переход на новый эволюционный уровень развития. Существует так называемое правило одного процента (некоторый при­родный норматив допустимости отклонений в функционировании крупных экосистем), согласно которому изменение энергетики при­родной системы в пределах 1 % выводит ее из равновесного состояния, а затем разрушает2.

2. Закон сохранения вещества и энергии («все должно куда-то девать­ся»). Его экологическая интерпретация включает:

• закон развития природной системы за счет окружающей ее среды, т.е. любая природная система может развиваться только за счет ис­пользования материально-энергетических и информационных воз-
1 Законы экологии, сформулированные Б. Коммонером, следует рассматривать как крупные обобщения в области взаимодействия природы и общества.

2 Исключение представляют глобальные экосистемы: их энергетика принципи­ально не может изменяться более чем на 0,2—0,5% от поступающей солнечной радиации без катастрофических последствий. Это природный лимит человеческой деятельности.

Возможностей окружающей среды. Таким образом, абсолютно изолиро­ванное саморазвитие невозможно, поэтому невозможно и абсолютно безотходное производство;

• закон неустранимости отходов или побочных воздействий, со­гласно которому любая хозяйственная деятельность приводит к воз­никновению отходов или побочных эффектов, принципиально не­устранимых: они могут быть переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве.

3. Закон экономии энтропии — в той мере, насколько это касается эффективности производства и функционирования биологических систем. Принцип минимума диссипации (рассеивания), относимый как к энергии, так и к информации, реализует стратегию цивилизован­ной экономической свободы во взаимодействии с высокой эколого-экономической эффективностью.

Очевидно, что существует «генетическая связь» наиболее общих законов экономики и фундаментальных законов природы.
1.6. Историко-философские основы экономики природопользования

Представления о связях, существующих между человеком и приро­дой, имеют давнюю историю, в процессе которой сформировались предпосылки современного анализа связей человеческого общества и природной среды.

На первом этапе человеческой истории преобладало нравствен­но-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудия труда, что прослеживается в литературе того времени (в эпосе Гомера, а также более поздних сочинениях римских авторов). В этот период ценностное отношение человека к природе до­полнялось и отрицалось утилитарным отношением.

Исходным пунктом анализа представлений о связях человека и природы может быть схема общество—человек—природа. Изменения в данной схеме можно представить как изменения в плоскости чело­век—общество и как изменения в плоскости человек—природа. Так, согласно взглядам античности, общество (человеческое) принципи­ально отличается от природы (космического) своей неустойчивостью, условностью и нравственным произволом. Самоочевидной в то время казалась мысль о том, что порядок в природе устроен самими богами, . тогда как люди строят жизнь по своему произволу. Идеалом, достой­ным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.

Несмотря на то что в философских представлениях греко-римско­го мира господствовала нравственная концепция природы, в рамках которой человек понимался и как часть природы, и как привилегиро­ванное, выделенное из нее существо, эта концепция не спасла челове­чество от экологических проблем, поскольку нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами его труда. Среди них важнейшую роль наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами играли прирученные человеком животные.

Таким образом, человек вывел из-под контроля природы опреде­ленные виды животных и злаков, но в результате замещения естествен­ных процессов искусственными, которые не существуют без поддер­жания их человеком, была серьезно повреждена растительность Средиземноморья (такое, например, «милое» животное, как коза, съе­ло растительность Ливана, Сирии, Греции, Италии).

Появление городов с их дорогами, зданиями, храмами не прошло бесследно ни для Европы, ни для Китая, ни для Южной Америки. Создаются шахты, каменоломни и прочее, откуда извлекаются необхо­димые для строительства городов материалы. Одновременно появля­ются отходы — отвалы отработанных пустых пород, горы бытового му­сора и т.п.

Однако все эти изменения в системе человек—природа считались несущественными, несоизмеримыми с теми проблемами (политиче­ского, социального, военного, религиозного характера), которые вол­новали людей. И естественным стало считаться все то, что создано ра­зумом человека, в отличие от чисто природного, которое существует безотносительно к нуждам человека и независимо от них. Так, нравст­венная концепция Природы уступила место нравственной концепции Человека.

В средневековой христианской культуре окружающая человека при­рода рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наде­лен божественным началом — душой. Более того, природа нередко воспринималась как источник зла, которое нужно преодолеть или под­чинить. И это служило оправданием для негативного отношения к природе, которая понималась как нечто неодушевленное, противосто­ящее человеку и человеческому обществу, что оправдывало примене­ние к ней насилия.

Однако в недрах христианского мышления существовала и дру­гая линия в отношении к природе. Понимание природы как божест­венного творения открывало возможность для поиска в ней рацио­нального начала. Отсюда метафорическое понимание природы как книги. Бог, как считалось, дал людям две книги: Священное Писа­ние и Книгу Природы, в которой он запечатлел свою мудрость на камне творения.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, на­чинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму Средневековья. В этот период романтизма приро­да начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Один из основоположников романтизма Ж.Ж. Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источ­ником всех несчастий. Руссо устанавливает два уровня взаимоотноше­ний природы и общества: на уровне отдельного индивида человек гар­монично связан с природой, цивилизация же противоречит сущности и природы, и человека.

В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. В рамках данного подхода че­ловек провозглашает целью науки и техники господство над природой, которая начинает пониматься как объект интенсивной преобразова­тельной деятельности и как кладовая, из которой человек может чер­пать без меры и счета. В этот период в европейском мышлении утвер­дилась идея о безграничных возможностях развития человеческой цивилизации.

В XIX в. количество машин возрастает настолько, что образует своеобразную оболочку между человеком и природой — техносферу. Поскольку механизация человеческой деятельности нуждается в энер­гетическом обеспечении, природном сырье, увеличивается количество отходов, меняются ландшафты, режим рек, климат, растут города. Люди, по образному выражению К. Маркса, избавляются от идиотиз­ма деревенской жизни и порождают идиотизм жизни городской, ото­рванной от природы.

Идеи преобразования природы преобладают до середины XX в. и полностью соответствуют реальной практике взаимоотношений обще­ства и природы. По мере того как научно-техническая мощь человека становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов, чтобы убедиться в опасности неограни­ченного, бесконтрольного воздействия на нее. Возрастает роль созна­тельности, организованности, согласования целей деятельности и по­следствий, иначе говоря, речь идет о необходимой разумности и гуманности во взаимоотношениях общества и природы.

Современная трактовка взаимоотношений в системе общество-природа основана на анализе идей энвайроментализма— научного те­чения, изучающего влияние окружающей природной среды на эконо­мическое развитие стран и народов (1960—1970-е гг., США). Происхо­дит определенная эволюция в трактовке экологических проблем, которая наблюдается в западной мысли, в частности переход от перво­начального алармизма к выдвижению разного рода технократических проектов. Среди основополагающих идей энвайроментализма выделя­ются две полярные идеи: минимизация воздействия человека на при­роду, т.е. сохранение ее в «нетронутом» виде, и как альтернатива — не­ограниченное развитие, основанное на способности человека технически решать все возникающие проблемы, в том числе экологи­ческого характера. Эти крайние подходы условно называют экоцент-ризмом и техноцентризмом.

Основная ценность для экоцентристов заключается в чувстве «умиротворения природы», а цели развития общества видятся в кон­сервации природы: «Девственная природа — или все, или ничего, ибо ее ценности незаменимы и не могут быть оценены в деньгах: она не чета тем ценностям, которые может создать человек».

Техноцентризм сформировался на волне научного рационализма, связанного с верой во всемогущество человеческого разума. В нем вы­разилось стремление профессиональной и управленческой элиты к са­мостоятельному распределению ресурсов, без вмешательства полити­ков («которые запутывают дело») и без привлечения общественности («эксплуатация ресурсов есть дело экспертов»). Все техноцентрист-ские подходы базируются на идеях независимости общества от приро­ды. Такие идеи, как неограниченное развитие, экономический рост любым путем, основаны на технократическом оптимизме.

Эти противоположные подходы сближает безусловный экстрема-лизм. Помимо них существует множество промежуточных направле­ний. Выразителями идей промежуточной группы выступают предста­вители природоохранной сферы и связанных с ней других сфер практической деятельности. Основные идеи и концепции энвайро-менталистов этой группы нашли отражение в комплексе разнообраз­ных административно-правовых и экономических мер, технических и технологических нововведений, направленных на решение экологиче­ских проблем.

Усиление позиции промежуточной группы в энвайроментализме обусловило смену технократических доктрин постиндустриального об­щества, технотронной эры, цивилизации изобилия и прочих концепций 1960-х годов концепциями нулевого роста, органичного развития.

В рамках алармистского направления делается попытка осознать социальные истоки экологического кризиса и звучит призыв к созида­нию «экологизированной культуры». По мнению современных алар­мистов, понимание проблем окружающей среды должно основываться на знании экологической истории, хотя изучение истории экологиче­ских кризисов не может выработать однозначный алгоритм действия в кризисных ситуациях. Однако выбору оптимального варианта должно способствовать знание прошлых ситуаций.

Кроме того, современная наука ставит задачу найти новые, в том числе психологические, формы интеграции человека в экосистему, прежде всего в ту, которая составляет его нынешнее окружение. Это означает переход от старой экологии к новой «гуманистической эко­логии».

Согласно марксистской точке зрения, диалектически противоре­чивое единство, взаимодействие общества и природы, человека и сре­ды его обитания обеспечивается материальным производством. Про­цесс труда, по словам Маркса, «опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между человеком и природой». Марксистский подход отвергает как природофильские понятия, так и идею активного, твор­ческого человека — демиурга, стоящего над природой, которую пред­стоит преобразовать в целесообразной практике.

Однако несмотря на идейные противоречия, широкая научная об­щественность единодушна в признании взаимозависимости человека и природы. При этом взаимоотношения в системе общество—природа основаны на двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, че­ловек ослабляет свою зависимость от стихийных сил природы, созда­вая «вторую природу». С другой стороны, в сферу человеческой дея­тельности вовлекается все больше природных веществ и явлений. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тес­ные и многообразные связи с миром природы, что ведет к тенденции возрастающей зависимости человека от природы. Однако и сама окру­жающая человека природа зависит от него: масштабов, форм и направ­лений его деятельности.

Древнейшая культовая система — тотемизм — была основана на поклонении природным объектам, которые исключались из хозяйст­венной деятельности и использовались только в ритуальных целях. Этот подход заложил основу нормативного отношения к природе и по­зволил древнему человеку в течение десятков тысяч лет сохранять есте­ственную среду обитания.

В культуре Средневековья природа требовала к себе нормативного отношения (как создание Божье). В этот период землевладельцы считались с правами животных1, а споры по этим вопросам разбирались в суде, при этом интересы животных представлял адвокат2.

В эпоху Возрождения нормативное отношение к природе было предано забвению, так как человек стал представлять себя центром ми­роздания, сделав при этом природу своим фоном. Но гелиоцентриче­ская система Коперника вывела человека из центра мироздания.

Эпоха Великих географических открытий показала пространст­венную ограниченность европейской цивилизации и величие девст­венной природы.

Культуру эпохи предромантизма (Д. Дефо, Ж.Ж. Руссо), а затем высокого романтизма характеризует такое явление, как эскапизм — бегство от цивилизации в природу (как путь духовного возрождения). В философских учениях этого периода природа выступает как женское начало божества («вечная женственность»); именно в это время у не­мецких романтиков впервые отчетливо прозвучал призыв к сохране­нию нетронутой природы.

Романтическая концепция природы уступила место эволюциониз­му. Дарвин произвел переворот в общественном сознании, предложив свою концепцию генетической связи человека с природой.

Становление эволюционизма совпало с развитием технического прогресса и максимальной экспансией европейской цивилизации, ко­торая столкнулась с острой нехваткой природных ресурсов. Первая мировая война стала действительно первой в европейской истории войной за перераспределение не столько накопленных богатств, сколько природных ресуров.

После Первой мировой войны мир вступил в эпоху тоталитаризма, которая в истории взаимоотношений человека и природы оказалась достаточно мрачной. Главная цель тоталитарного режима состоит в создании полностью управляемого общества и подавлении неуправля­емого природного начала в самом человеке (воспитание нового чело­века) и в окружающем мире (идея покорения природы). В этот период делались попытки осуществить гигантские проекты преобразования природы (например, переброска северных рек). При этом подобного рода проекты преследовали прежде всего идеологические (а не соци­ально-экономические) цели.

Природоохранные идеи посттоталитарного периода связаны с вос­питанием экологического сознания, нового менталитета, основанного
1 Например, чтобы вывести с территории монастыря (или другого землевладения) мышей или муравьев, нужно было предоставить им подходящее жилье в другом месте.

2 Красиков В.Л. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.

на единстве человечества и его среды обитания — жизненного про­странства Земли. Соотношение основных концепций взаимодействия природы и общества с содержанием природоохранных идей на всех этапах развития человеческой истории представлено в табл. 1.1.
1.7. Экономическая история общества и природопользование

Всю экономическую историю общества можно разделить на не­сколько крупных периодов (эпох): доаграрный, аграрный, индустриаль­ный, постиндустриальный, каждому из которых соответствовала своя технологическая волна, принципиально менявшая характер взаимоот­ношения человека и природы, а следовательно, и производные от этого типы и формы природопользования. Рассмотрим эти особенности.

Для доаграрного.периода был характерен ресурсопотребляющий тип экономики (охота, рыбная ловля, собирательство), базирующийся на воспроизводимых природных ресурсах, низкая плотность населе­ния, отсутствие постоянных коммуникаций, использование исключи­тельно мускульной силы человека. Территориальная дифференциация практически полностью определялась природными различиями.

В современной структуре экономики заметны лишь отдельные ру­дименты этого способа производства в границах первичной сферы, а ареалы его распространения связаны в основном с тропическими леса­ми и иными изолированными ландшафтами, где сохранились народы, живущие в рамках этой системы.

В результате аграрной революции сформировался первый ресурсовос-производящий тип экономики с характерными для него ареальными фор­мами природопользования, высокоплотным расселением в районах концентрации пахотных земель, использованием не только мускульной энергии животных и людей, но и ветра, воды, появлением первых «ми­ров-экономик» и характерных для них господствующих городов.

В современной модели экономики вместе с лесным хозяйством производная этого периода — сельское хозяйство — первичная сфера. Его пространственный ареал все еще очень велик.

Для индустриальной революции характерен второй ресурсопотреб­ляющий тип экономики, базирующийся на массированном применении в первую очередь минерально-сырьевых, в том числе энергетических ресурсов, последовательном использовании энергии пара, электриче­ства, повсеместном создании элементов транспортной инфраструкту­ры и основ связи.

Возникают новые, встроенные в ареальные, локальные формы природопользования. В современной структуре экономики отпечаток этого периода выражается в совокупности видов деятельности, обо­значаемых как вторичный сектор экономики.

В рамках индустриальной цивилизации сегодня «хозяйствует» по­давляющая часть человечества. В наиболее развитых странах (а на ло­кальном уровне практически повсеместно) идет процесс перерастания индустриального общества в постиндустриальное. Отраслью-лидером становится сфера услуг, базирующаяся на накопленном националь­ном богатстве. Это позволяет в рамках производственного сектора осу­ществить постепенное преобразование ресурсопотребляющей эконо­мики в ресурсовоспроизводящую.
1.8. Концепция устойчивого развития

Понятие «устойчивое развитие» можно ограничить тремя условиями:

• поддержанием постоянного запаса ресурсов во времени относи­тельно численности населения на Земле;

• поиском (в случае необходимости) заменителей невозобнови-мых и исчерпаемых ресурсов и сбережением части дохода на плату за депрессивность. Такое понимание соответствует сугубо антропоцентрическому характеру оценок ресурсов. Оно может быть положено в основу концепции устойчивости ресурсопользования, но только как части комплексного представления об устойчивости ресурсопользова­ния в рамках общей концепции экологически устойчивого развития;

• долгосрочными обязательствами общества по комплексному управлению глобальной экосистемой (что нереально) с целью поддер­жания жизни на Земле неким экономически эффективным и экологи­чески гармоничным способом.

Понятие устойчивого развития используется применительно к биосфере как регулятору состояния окружающей среды; к экономике как дестабилизатору среды при высоких темпах экономического роста или, напротив, кризисах; к сфере взаимодействия общества и природы на всех территориальных уровнях.

Поскольку «устойчивое» означает «поддерживаемое», то в соответ­ствии с концепцией устойчивого развития экономическая система должна развиваться в рамках возможностей природной системы по ее «поддержанию» в долгосрочной перспективе.

Под возможностями природной системы подразумевается способ­ность выполнения ею двух функций: предоставления ресурсов «на вхо­де» в экономику и ассимиляция отходов «на выходе» из нее без ухуд­шения качества этих функций в будущем.

В качестве приблизительного эквивалента способности природы по предоставлению ресурсов принимается объем природного капита­ла. Так называемая слабая устойчивость допускает его уменьшение при условии соответствующего наращивания активов, созданных че­ловеком. Однако высокая устойчивость заключается в сохранении природных активов на постоянном уровне. Поскольку такие ресурсы, как вода, земля, чистый воздух и важнейшие экосистемы, не могут быть заменены антропогенными активами, следует признать необхо­димым поддержание должного качества каждого из них.

Для невозобновимых природных ресурсов истощение должно быть ограничено возможностями их замены другими, менее дефицитными.
1.9. Экологическое планирование

Экологическое планирование представляет собой очередной этап в развитии динамической системы природа—общество. С данным понятием связывают вторую (после энергетической) революцию1 в разрешении экологического кризиса, которая заключается в регули­руемой «коэволюции» в системе природа—общество, строительстве ноосферы. Энергетическая революция будет заключаться в макси­мальной экономии энергии и переходе к ее источникам, почти не до­бавляющим тепло в приземный слой тропосферы, — прежде всего солнечным.

Экологическое планирование — это расчет по принципу составле­ния межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметно­го нарушения существующего экологического равновесия и без нане­сения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совмест­ного использования ими естественных благ.

В основе экологического планирования лежит определение вари­антов возможного использования природных благ (природных ресур­сов и условий) путем сопоставления предпосылок развития хозяйства и его ограничений на данной территории для каждого вида хозяйст­венной деятельности (промышленной, транспортной, рекреацион­ной, сельскохозяйственной и др.).

Экологическое планирование базируется на следующих основных принципах:

1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно превы­шать возможности воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древеси­ны в случае использования лесных ресурсов).

2. Эксплуатация отдельных ресурсов не должна приводить к значи­тельному уменьшению количества и ухудшению качества других ре­сурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов, необходимо согласование хозяйствен­ных интересов (антимонопольные требования).

3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способ­ностей); таким образом, общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться.

4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении крат­косрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона (например, увеличение доли пашни в сельскохозяйственных угодьях может дать кратковременный эффект, последствия которого приведут к снижению урожайности, усилению эрозии почвы, что в конечном счете приведет к значительному экономическому ущербу и долговре­менному нарушению экологического равновесия в регионе).

5. Формы природопользования наряду с отражением социаль­но-экономических потребностей общества должны учитывать при­родную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.

Экологическое планирование основано на точном учете природ-но-ресурсного потенциала и включает следующие этапы:

• инвентаризация естественных ресурсов;

• моделирование природно-ресурсного потенциала региона;

• территориально-экологическое планирование;

• социально-экономические оценки и расчеты.

Таким образом, экологическое планирование следует рассматри­вать как этап в развитии взаимоотношений природы и общества, кото­рый сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека.
1.10. Географические основы экономики природопользования

Именно география всегда занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы. Появлению научной школы энвайроментализма предшествовала длительная история раз­вития научных знаний, связанных с определяющей ролью природных условий для развития хозяйства. Отметим наиболее значительные тео­рии и концепции, учитывающие взаимосвязь природной среды и осо­бенностей регионального хозяйства.

1. Географический детерминизм — это система теоретических взгля­дов, значение которых носит общефилософский характер. Географи­ческий детерминизм зародился в эпоху феодализма и имел прогрес­сивное значение, так как реакционной в то время идее «все от Бога, все определено Богом и поэтому незыблемо» он противопоставил идею «все от природы и должно быть изменено, если не соответствует есте­ственным законам». Развитие этого направления затем получило на­звание школы естественного права.

Согласно идеям естественного права, в основе которых лежит принцип естественной природы человека, правление людей (монар­хов) должно быть заменено правлением законов. Эти идеи нашли от­ражение в развитии буржуазно-демократических революций в XVII—XVIII вв. и были закреплены в некоторых документах того вре­мени (североамериканской Декларации независимости 1776 г., фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.).

Приверженцы идей географического детерминизма придавали географическим факторам (особенно климату) решающее значение в формировании позитивных форм правления государством. Так, по мнению Шарля Луи Монтескье (1689—1755), жаркий климат порожда­ет лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотичного правления. Эти идеи были впоследствии использованы для обоснования «права» на колониальное господство над народами стран экваториального и тропического поясов.

Географический детерминизм (географический фатализм) как на­учное воззрение использовался в практических целях для обоснования права господства одних наций (развивающихся в условиях «циклони­ческого климата») над другими, развивающимися в условиях жаркого или холодного климата. Таким образом это научное течение вместе с теорией Мальтуса легло в основу теории расизма.

Идеями географического детерминизма увлекались многие немец­кие ученые-философы. Например, родоначальник немецкой классиче­ской философии Иммануил Кант (1724—1804) рассматривал силы при­роды как определяющие развитие человеческого общества, хотя в принципе отрицал объективное существование законов природы. В своем произведении «Антропология» Кант пытался обосновать харак­тер народов, их хозяйственную деятельность, религию действием физи­ко-географических условий местности, в которой живет данный народ.

Большой вклад в формирование концепции географического де­терминизма внес другой крупнейший немецкий философ Георг Виль­гельм Фридрих Гегель (1770—1831). Под влиянием идей Канта и натур­философии Гегеля сформировались географические представления видного немецкого географа Карла Риттера (1779—1859). Развитие об­щества К. Риттер считал предрешенным окружающей его географиче­ской средой и полагал, что комплекс природных условий Западной Ев­ропы предопределяет более высокий уровень развития ее народов и их право на управление всеми другими народами.

Известный французский географ Элизе Реклю (1830—1905) в сво­их теоретических воззрениях также стоял на позициях географическо­го детерминизма. При характеристике хозяйства решающее значение он придавал влиянию природных условий. Реклю предложил свою схе­му эволюции истории человечества. История, по его идее, «есть не что иное, как эволюция окружающей обстановки, вызываемая самою же окружающей обстановкой». Таким образом, историю общества он прямо выводил из эволюции окружающей природы.

2. Концепция географического детерминизма послужила теорети­ческой основой для антропогеографической школы. Ее основатель — немецкий географ Фридрих Ратцель (1844—1904) — признавал геогра­фическую среду ведущим и основным фактором развития человече­ского общества. Ратцель выступил в качестве одного из основных идеологов воинствующего германского государства, научно обосновав политические задачи кайзеровской Германии.

В частности, Ратцель рассматривал государство как живой орга­низм (биологический вид), обладающий врожденным стремлением к захвату пространства. Природная среда, по Ратцелю, является естест­венным обоснованием политической агрессии. «Распространение» го­сударства, т.е. захват им окружающих территорий, ученый отождеств­лял с распространением леса, наступлением его на окружающие пространства. Кроме того, по мнению Ратцеля, в наиболее благопри­ятных природных условиях складывается «высшая раса», призванная господствовать над всеми остальными. Одним из первых германских политиков Ратцель призывал к сохранению чистоты германской расы.

3. Поссибилизм (от франц. ро8$1Ы1ке — возможность), или француз­ская школа «географии человека», — научное направление в геогра­фии, сформировавшееся в конце XIX — начале XX в., также берет свое начало от идей географического детерминизма. Основная идея посси-билизма связана с взаимодействием природной среды и деятельности человека. Приверженцы данного направления, основоположником которого считается Поль Видаль де ла Блаш (1845—1918), большое внимание уделяют результатам этого взаимодействия, которые выра­жаются в формах хозяйственной деятельности, размещении населе­ния, характере населенных пунктов, пейзажах территорий.

Для французской школы географии человека характерно стремле­ние найти гармонию и уравновешенность во взаимоотношениях при­роды и хозяйства. Согласно данной концепции основная задача эко­номической географии — найти формы хозяйственной деятельности, наиболее гармонирующие с окружающей средой, и следовать им. Та­ким образом, сторонники французской школы главное внимание уде­ляют обнаружению и использованию тех возможностей, которые при­рода предоставляет человеку.

4. Научное направление энвайроментализма опирается на идейные представления американского ученого Э. Хантингтона (1876—1948), который высказывал мысль о том, что природные условия северо-вос­тока США благоприятствуют развитию промышленности комплекс­ного типа. При этом все другие страны и районы следует рассматривать в качестве поставщиков сырья и рынков сбыта. В своей книге «Движу­щие силы цивилизации» Э. Хантингтон выделяет «климатические оп-тимумы человеческой деятельности», которые приходятся на США и Великобританию. Именно там наиболее рациональна, с его точки зре­ния, концентрация промышленного производства. В целом основная идея данного направления заключается в том, что окружающая среда играет решающую роль в определении хозяйственной деятельности, культуры и быта людей.

В дальнейшем в понятие окружающей среды было включено не только природное, но и социально-политическое окружение человече­ского общества. В современной трактовке энвайроментализма естест­венным природным условиям уже не отводится решающей роли. Од­нако все большее значение придается вопросам антропогенного воздействия на природную среду и экологическим проблемам глобаль­ного характера.

Под влиянием антропогенного фактора меняется состояние при­родной среды. Естественные (природные) экосистемы в настоящее время встречаются очень редко: это субарктические и тропические ре­гионы, пустынные и горные районы. В основном современная при­родная среда представлена природно-антропогенными экосистемами.

С историко-географической точки зрения различают три вида меха­низмов взаимодействия человеческого общества и природной среды.

1. Миграционный механизм господствовал на первых этапах разви­тия человечества. Он характеризуется тем, что в случае возникновения новых, неблагоприятных условий жизни люди стремились мигриро­вать в те районы, где сохранялись природные условия, близкие к преж­ним (например, в ледниковые эпохи племена мигрировали к югу). В настоящее время этот механизм действует в тех условиях, где преоб­ладают примитивные формы хозяйства. Действие данного механизма характеризует также такое явление, как экологическая миграция в странах с развитыми формами хозяйства. В контексте миграционного механизма следует рассматривать также сезонную (или более кратко­временную) форму деятельности человека в экстремальных природ­ных условиях (вахтовый метод работы).

2. Адаптационный механизм характеризуется долговременными попытками человека (начиная с первобытно-общинного строя) при­способиться к суровым природным условиям в процессе хозяйствен­ного освоения новых территорий. Наука рассматривает адаптацию как движущую силу эволюционного прогресса, а развитие жизни в целом носит адаптивный характер.

3. Трансформационный (или конструктивный) вид взаимодействия человека с окружающей природной средой характеризуется тем, что человечество предпочитает не приспосабливаться к природной обста­новке, а приспосабливать ее к своим потребностям. Это происходит путем изменения и замены природных компонентов среды техноген­ными. Так, первоначально освоив степные пространства, люди стали внедряться в пояс лесов, сокращая его. Наиболее характерной формой процесса трансформации природной среды является урбанизация. Для конструктивного подхода к природной среде характерны грандиозные проекты преобразования природы, предложенные в советское время (например, проекты переброски северных рек). Исчезнувшие цивили­зации древности являются очевидным свидетельством неудачных попыток покорения природы. Результатом этого вида воздействия об­щества на природную среду является нарушение природной (ланд­шафтной) зональности: обезлесение, опустынивание, деградация почв.

В 1930-х годах в западной науке возникло понятие геоэкологии. Первоначально геоэкологию рассматривали как междисциплинарное направление, объединяющее экологические и географические подхо­ды к изучению эко- и геосистем1. Постепенно представление о геоэко­логии расширялось, и к настоящему времени сложилось одно из опре­делений геоэкологии как науки, изучающей необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интен­сивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.
1.11. Концепция управления природопользованием

Управление — совокупность мер регулирования состояния систе­мы в целях сохранения ее устойчивости (устойчивого развития). Раз­личают два вида управления:

1) саморегулирование, основанное на обратных связях и обеспечи­вающее самосохранение и устойчивость системы независимо от воли отдельных участников;

2) управление как сознательный, волевой процесс, включающий определение целей (прогнозирование и планирование), постановку задач (директивы) и контроль (санкции и поощрения).

Фактически управление в обществе всегда представляет собой ка­кую-то комбинацию этих двух механизмов. Структурные составляю­щие процесса управления включают многообразные (вертикальные и горизонтальные) обратные связи.

1 Геосистема — особого рода материальная система, состоящая из взаимообуслов­ленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развива­ющихся во времени как части целого.

Участникам процесса управления предписываются правила пове­дения, закрепляемые правовыми нормами, административными инст­рукциями и сложившейся хозяйственной практикой. Тем самым в структуры управления вносятся элементы саморегулирования, гене­рирующие потоки информации, идущие снизу вверх.

Действие волевых управленческих актов направлено сверху вниз. Оно должно преодолевать сопротивление инертных бюрократических структур, направлять и корректировать механизмы саморегулирова­ния, испытывая при этом их обратное воздействие. Таким образом, механизмы саморегулирования встроены в социоэколого-экономиче-скую систему управления во всех ее секторах и на всех уровнях.

На формирование современной теории управления значительное влияние оказала теория эволюционизма, которая в XIX в. способство­вала глубоким изменениям в научно-познавательном отношении к окружающему миру. Заложенные в этой теории концептуальные по­ложения исторически развивающихся открытых систем были перво­начально приняты в рамках физических и биологических дисциплин, а затем представителями других направлений науки и получили впо­следствии логическое продолжение в ряде системных теорий (катаст­роф, этногенеза, теории бифуркаций).

К наиболее значимым для управления относят следующие теоре­тические положения:

1) непрерывность и необратимость процессов развития;

2) относительность результатов (меняющиеся условия среды);

3) малые изменения вариаций особей (элементов системы), проис­ходящие в течение длительного времени, которые могут порождать эволюцию на уровне популяции (системы);

4) изменение причин (условий формирования) эволюции как ре­зультат самой эволюции;

5) избирательная восприимчивость элементов к начальным усло­виям (непредсказуемость результата, неопределенность хода эво­люции).

Кроме теории эволюционизма для управления имеет значение ме­нее известная теория катастрофизма (Ж. Кювье), согласно которой развитие может происходить внезапно в результате скачка, качествен­ной перестройки (генетической, социальной, структурной). Такой скачок становится первичным фактором развития, действующим как отбор и одновременно меняющим среду обитания, создавая условия для дальнейшего развития. Именно эти теории оказали решающее влияние на прогнозирование во второй половине XX в. сложных дина­мических систем «третьего рода», таких, например, как общество.

В докладах Римскому клубу проблема управления (в том числе гло­бального) в качестве одной из центральных была поставлена в 1970-х го­дах. Рассматривая управление как менеджмент, следует говорить о науч­ной дисциплине, которая имеет свое практическое выражение в создании групп людей (институциональных структур) и направлении их действий на достижение поставленной цели.

Содержательный смысл управления природопользованием ра­скрывается в конкретных формах его организации и выбранной систе­ме воздействий.

Цель управления — обеспечить достижение экологически безопас­ного и устойчивого (сбалансированного) развития. Наиболее полное определение экологической безопасности как элемента общественного достояния дали экономисты Н.П. Федоренко и К.Г. Гофман, связывая ее со степенью адекватности экологических условий задачам сохране­ния здоровья населения и обеспечения длительного устойчивого соци­ально-экономического развития.

Характер систем управления определяется в первую очередь по­ставленной целью, но он также зависит от характеристик конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионализации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят также от вы­бранных способов воздействия — методов управления. Выбор методов управления определяется на основе информационного и норматив­но-правового обеспечения процесса управления.

Таким образом, организация системы управления природопользова­нием включает:

• установление приоритетов,

• формирование экополитики,

• выработку стратегии,

• выбор методов управления,

• создание информационного и нормативно-правового обеспе­чения,

• создание институциональной инфраструктуры.

Следует отметить, что управление природопользованием подразу­мевает управление не экологией или природными процессами, а дей­ствиями людей, включенных в природные системы определенных тер­риторий.

В организации управления природопользованием существует ряд трудностей методологического характера. В отечественной науке сло­жилось мнение о том, что при организации социоэколого-экономических систем вместо управления природопользованием следует гово­рить о направляемом развитии.

Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что, сочетая в себе движения множества носителей разнообразных це­лей, оно регламентировано системой запретов и ограничений, задаю­щих общее направление развития.

Понятие «управление природопользованием» вошло в употребле­ние в России в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Более подробно от­дельные составляющие системы управления природопользованием в Российской Федерации рассмотрены в гл. 6.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность понятия «природопользование» и каковы особенности его современного толкования?

2. Каково соотношение понятий «природопользование» и «охрана при­роды»?

3. Каковы особенности формирования учения о ноосфере?

4. Выделите базовые понятия экологии. Какова современная тенденция развития экологических знаний?

5. Определите характерные особенности этапов эволюции представлений о взаимоотношениях человеческого общества и природной среды. Какое место занимали идеи охраны природы в этих представлениях?

6. В чем особенность географического подхода к изучению проблем при­родопользования?

7. Приведите примеры действия законов экономики природы.

8. В чем сущность условий устойчивого развития природной и обще­ственной систем?

9. Обоснуйте роль экологического планирования для сохранения устой­чивости развития.

10. Каковы теоретические основы современного управления природо­пользованием?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации