Шпаргалка - вопросы и ответы по курсу Охрана труда - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - вопросы и ответы по курсу Охрана труда
скачать (516.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc517kb.10.09.2012 11:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Вопрос №1 «Понятие охрана труда. Социально-экономическое значение охраны труда»

Согласно статье 221 ТК РБ охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.

По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом составляют сумму, эквивалентную 75 тыс. долларов США.

Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
Вопрос №2 «Основные принципы государственной политики в области охраны труда»

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 г. № 28, которым одобрена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда; совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
Вопрос №3 «Органы государственного управления охраной труда»

Согласно Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 № 28, государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:

республиканском;

отраслевом;

региональном.

На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.
Вопрос №4 «Обязанности нанимателей по обеспечению охраны труда»

В соответствии со статьями 55 и 226 ТК РБ наниматель обязан обеспечивать: здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение установленных нормативными правовыми актами (документами) требований по охране труда. При отсутствии в нормативных правовых актах (документах) требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

принятие необходимых мер по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянный контроль знания и соблюдения работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременное и правильное проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве;

в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременное предоставление гарантий и компенсаций в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдение норм по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;

обеспечение работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;

соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами;

постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;

пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;

выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда в пределах их компетенции;

назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
Вопрос №5 «Основные обязанности работников по охране труда»

Статьей 232 ТК РБ предусмотрены обязанности работника по охране труда. Работник обязан:

соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной зашиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя;

проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него или окружающих людей.
Вопрос №6 «Компенсации работникам по условиям труда. Порядок их представления»

В соответствии со статьей 225 ТК РБ работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации. Перечни профессий и категорий работников, имеющих право на компенсации по условиям труда, их виды и объемы устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Наниматель за счет собственных средств может дополнительно установить работнику по коллективному договору, соглашению или трудовому договору иные меры, компенсирующие вредное влияние на работающих производственных факторов, возмещение вреда, не предусмотренные законодательством.

Постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июня 1994 года № 98 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск (с изменениями и дополнениями, предусмотренными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.01.2000 № 1).

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.01.2000 № I внесены изменения и дополнения в Порядок применения указанного Списка. Согласно названному Порядку право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск имеют работники, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности. В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 41 календарного дня.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от степени вредности условий труда устанавливаются доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам.

Согласно Методике проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995 № 74, в редакции постановления Министерства труда Республики Беларусь от 26.05.2000 № 80, независимо от форм собственности, размеры доплат в зависимости от степени вредности условий труда относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Вопросы выдачи молока регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260 "О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными условиями труда".

Постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 № 34/12 утвержден перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов.

Молоко выдается работникам при работе с вредными веществами, предусмотренными в Перечне вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденном Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

При решении вопросов бесплатного обеспечения работников молоком к работе с вредными веществами относится любая профессиональная деятельность, обусловливающая контакт работника с данными веществами, в том числе при их производстве, применении, хранении, транспортировке, эксплуатации, ремонте и очистке технологического оборудования, тары, инвентаря, средств защиты и других производственных процессах, а также работа с открытыми радионуклидными источниками с активностью на рабочем месте, соответствующей работам I и II класса.

Молоко выдается работнику по 0,5 литра за рабочий день (смену) независимо от его продолжительности при фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню организации не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством.

Выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. При невозможности приобретения молока в расфасованном виде оно должно предварительно подвергаться пастеризации или кипячению.

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, рекомендуется вместо молока выдавать в таком же количестве один из видов кисломолочных продуктов, получаемых сквашиванием молока заквасками (кефир, ацидофилин, простокваша и другие).

Указанным работникам дополнительно к молоку или кисломолочным продуктам выдается 2 грамма пектина в виде обогащенных им концентрированных растительных пищевых продуктов, фруктовых соков и напитков (содержание в них пектина указывается изготовителем). Допускается замена выдаваемых дополнительно к молоку обогащенных пектином продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250-300 граммов.

Обогащенные пектином пищевые продукты, фруктовые соки и напитки, а также натуральные фруктовые соки с мякотью выдаются перед началом работы.

При производстве и переработке антибиотиков вместо молока работникам выдаются кисломолочные продукты или приготовленный на основе молока колибактерин.

Не допускаются:

замена молока товарами и продуктами (кроме равноценных молоку пищевых продуктов);

выдача молока за одну или несколько смен вперед, а также за прошедшие смены, и отпуск на дом.

Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдается.

Затраты на обеспечение работников молоком по установленным настоящими Правилами нормам включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в бюджетных организациях данные затраты осуществляются за счет средств бюджета.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Данный вопрос регулируется постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1960 года "О бесплатной выдаче лечебно-профилактического питания рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда".

Постановлением предусмотрено, что рабочим и служащим, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание по утвержденному Перечню производств, профессий и должностей и рационам этого питания, дополнительно бесплатная выдача молока не производится, а расходы, связанные с бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда, должны производиться в пределах плановой себестоимости товарной продукции и себестоимости строительно-монтажных работ, а по бюджетным организациям - за счет ассигнований по бюджету.

Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года утвержден Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов этого питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

Согласно указанным Правилам лечебно-профилактическое питание выдается бесплатно только тем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, для которых выдача этого питания предусмотрена Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным по согласованию с Министерством здравоохранения СССР постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам Совета Министров СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г.

Правом на получение лечебно-профилактического питания пользуются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах указанного Перечня, независимо от того, в какой отрасли находятся эти производства.

Лечебно-профилактическое питание выдается рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим в дни фактического выполнения работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" за работу с особыми условиями труда работникам предоставляется пенсия по возрасту на льготных условиях.

Решение по вопросам льготного пенсионного обеспечения принимается на основе аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе аттестации определяются права работников на пенсию по возрасту по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 года № 408 утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.

В целях единообразного подхода по предоставлению указанных компенсаций постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 08.12.1995 № 101 (с изменениями и дополнениями от 29.09.1999 № 125 и от 21.11.1999 № 147) утвержден Порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.

Указанный Порядок предусматривает применение Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, предприятиями, организациями, учреждениями, кооперативными и другими субъектами хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

Право на пенсию за работу с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Для работников, занятых на работах с источниками ионизирующих излучений (категория "А"), в соответствии с нормами радиационной безопасности при аттестации рабочих мест за полный рабочий день принимается занятость на этих работах не менее 50 процентов рабочего времени в смену, или 2 часа непрерывной работы.
Вопрос №7 «Основные функции министерств, других республиканских органов государственного управления по вопросам охраны труда»

Основные функции министерств, других республиканских органов государственного управления (далее — министерства) по вопросам охраны труда регламентированы постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 507 "О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики" и от 11 января 2001 г. № 28 "О Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь".

Согласно названным постановлениям министерства обеспечивают разработку и реализацию государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне, в том числе:

осуществляют управление охраной труда в отрасли, разрабатывают и реализуют систему мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли по вопросам охраны труда, законодательства о труде;

формируют нормативную базу, осуществляют информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам охраны труда.
Вопрос №8 «Организация работы по охране труда. Система управления охраной труда в организации»

Руководители предприятий в вопросах организации работы по охране труда должны исходить из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. При этом безопасность труда должна учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектирования, строительства и эксплуатации производства вплоть до выпуска и отгрузки готовой продукции, должны соблюдаться правила и нормы охраны труда.

Обеспечение безопасности труда, улучшение условий работы должно быть первоочередной заботой нанимателя. Он обязан информировать о проводимой политике в этой области и принятых решениях всех работников предприятия.

Общее руководство и координацию работы по охране труда осуществляет наниматель (руководитель предприятия).

Для выполнения установленных требований по охране труда на предприятии должны быть надлежащим образом определены обязанности всех работников по вопросам охраны труда, а также регламентирован порядок осуществления мероприятий и работ, обеспечивающих безопасные условия производственной среды и трудового процесса и безопасное производство работ.

Эти обязанности регламентируются в должностных инструкциях руководителей и специалистов, а также в инструкциях по охране труда для рабочих всех профессий и на все виды выполняемых работ.

Наряду с этим на предприятии должен быть регламентирован порядок планирования мероприятий по охране труда, организации выполнения и координации работ, осуществления контроля за соблюдением требований безопасности и гигиены труда, а также меры по стимулированию за работу по охране труда.

Указанные вопросы целесообразно изложить в Системе управления охраной труда, которую утверждает руководитель предприятия.

При разработке такого документа следует руководствоваться действующим законодательством об охране труда, а также с учетом объективно необходимых видов деятельности, которые должны осуществляться с целью создания безопасных условий труда на производстве, реализации установленных законодательством прав работников.
Вопрос №9«Планирование работы и мероприятия по охране труда»

Планирование мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда в организации и осуществляется в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок оформления и утверждения соответствующих документов.

Для планирования мероприятий по охране труда необходимо располагать объективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такой информации являются:

данные об аттестации рабочих мест по условиям труда;

данные паспортизации санитарно-технического состояния производств, цехов и участков;

анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

предписания органов Госнадзора;

представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов;

решение органов управления по охране труда;

предположения рабочих и специалистов по охране труда;

другие сведения.

Планы мероприятий по охране труда могут быть: перспективные, текущие и оперативные.

Основным документом, посредством которого реализуются меры по вопросам охраны труда, является, согласно названному Положению, План мероприятий по охране труда, который является составной частью коллективного договора либо самостоятельным документом.

Планирование и разработка мероприятий, включаемых в План, осуществляются на основе нормативных правовых актов и исходных данных и с учетом Основных направлений планирования и разработки мероприятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда направлены на осуществление главной цели - сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и предусматривают решение следующих задач:

устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;

сокращение численности работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжелым физическим трудом;

доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами;

обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы:

наименование мероприятия;

источники финансирования;

сроки исполнения;

ответственные лица за исполнение мероприятий;

социальный эффект.

Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, которые не обеспечивают их выполнение, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.
Вопрос №10 «Виды инструкций по охране труда. Порядок разработки, согласования и утверждения»

В соответствии со статьей 232 ТК РБ работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Министерствами, государственными комитетами с участием республиканских органов профсоюзов, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

Постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 14 июля 1994 г. № 82 утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда (далее – Порядок)

Согласно названному Порядку инструкции разрабатываются для работников отдельных профессий и на отдельные виды работ.

Инструкции разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда (при ее отсутствии - работником, на которого возложены эти обязанности) при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов предприятия (главного механика, главного технолога, главного энергетика и др.), службы организации труда и заработной платы, отдела кадров.

Перечень инструкций разрабатывается с учетом утвержденного на предприятии штатного расписания, в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих профессий, квалификационными справочниками должностей служащих. Перечень утверждается руководителем предприятия или его заместителем.

Разработка инструкций осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителей предприятий, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции разрабатываются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других соответствующих им структурных подразделений предприятий с участием профсоюзов.

Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителей (главных специалистов отраслей сельскохозяйственного производства, руководителя или его заместителей - в учреждениях и организациях).

В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к разработке инструкций специалистов других подразделений.

Служба охраны труда предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, типовыми инструкциями и строительными правилами и нормами, а также другими нормативными и нормативно-техническими документами по охране труда.

При использовании в качестве инструкций типовых инструкций (без их переработки) последние необходимо переоформить, согласовать и утвердить в порядке, установленном данным Порядком,

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и для постоянных инструкций.

Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию в установленном порядке.

Проект инструкции исполняется четким шрифтом без помарок и исправлений на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм) через 1,5 интервала, подписывается руководителем подразделения - разработчика инструкции и представляется профсоюзным комитетам, а также на согласование в службу охраны труда, а при необходимости - и другим заинтересованным службам, подразделениям и должностным лицам (по усмотрению службы охраны труда).

Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя предприятия либо грифом утверждения.

Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе.

О введении инструкции в действие не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные комитеты.
Вопрос №11 «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Во исполнение Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (ст. 14) постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 02.08.1995 № 409 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.1998 № 1911.

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995 № 74 утверждена Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 26.05.2000 №80.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) распространяется на все предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности (далее - предприятие).

Основная цель аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) заключается в регулировании отношений между нанимателем или уполномоченным им органом и работниками по реализации права на здоровые и безопасные условия труда (улучшение условий труда, установление пенсий в связи с особыми условиями труда, минимально гарантированного размера доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, в том числе за счет собственных средств предприятия), а также в регулировании отношений между государством и нанимателем в части достижения оптимального уровня условий труда на предприятии (дифференцированные тарифы на государственное социальное страхование в зависимости от условий труда).

Аттестация проводится аттестационной комиссией предприятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации - один раз в пять лет.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия (нанимателя). В случае несвоевременного проведения аттеста­ции пенсия за неаттестованный период выплачивается из собственных средств нанимателя, так как неаттестованный период не может быть зачтен в специальный стаж, необходимый для назначения пенсий в связи с особыми условиями труда.

Аттестация рабочих мест предусматривает:

выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов, формирующих неблагоприятные условия труда, установление причин их возникновения;

оценку технического и организационного уровня рабочего места на его соответствие строительным и санитарным нормам и правилам, стандартам безопасности труда;

исследование санитарно-гигиенических факторов производственной среды, сложности и напряженности трудового процесса;

количественную оценку условий труда на рабочем месте;

разработку и составление перечня организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;

определение права работников на пенсию по возрасту по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (далее - Список № 1 и Список № 2), установление за счет средств предприятия доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

составление перечня рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых по результатам аттестации имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2 . Форма перечня утверждается Министерством труда и социальной защиты;

составление перечня рабочих мест, на которых работающим устанавливаются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда. Конкретный размер минимально гарантированных доплат за работу в неблагоприятных условиях труда устанавливается в соответствии с Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

определение размера дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование.

Внеочередная аттестация проводится:

в случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении новой техники и технологии, изменении технологических процессов, применении новых видов сырья и материалов;

при улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических мероприятий;

по инициативе нанимателя или уполномоченного им органа профсоюзного комитета или другого выборного органа трудового коллектива, работника предприятия;

по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

Лабораторные исследования и инструментальные замеры санитарно-гигиенических факторов производственной среды производятся промышленно-санитарными лабораториями предприятий, а также на договорной основе учреждением санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранением другими лабораториями, прошедшими аккредитацию и зарегистрированными в соответствии с требованиями системы аккредитации проверочных испытательных лабораторий Республики Беларусь (СТБ 941.2-93 и СТБ 941.3-93).Сведения о результатах аттестации заносятся в Карту условий труда на рабочем месте, форма которой утверждается Министерством труда и социальной защиты.

Перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых по результатам аттестации имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2, после согласования с профсоюзным комитетом либо другим выборным органом трудового коллектива и ознакомления с ним работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, утверждается приказом руководителя предприятия и хранится в течение срока, установленного для документов о трудовом стаже.

Извлечения из приказа прилагаются к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в указанный перечень.

Два экземпляра этого перечня должны быть представлены в исполком по местонахождению предприятия, на котором была проведена аттестация рабочих мест.

Перечень рабочих мест, на которых работающим устанавливаются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, после согласования с профсоюзным комитетом либо другим выборным органом трудового коллектива включается в коллективный договор.

Перечень организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда включается в коллективный договор.

Контроль за качеством проведения аттестации, правильностью применения Списка № 1 и Списка № 2, возлагается на Государственную экспертизу условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
  1   2   3   4   5


Вопрос №1 «Понятие охрана труда. Социально-экономическое значение охраны труда»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации