Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры - файл n1.doc

приобрести
Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры
скачать (2698.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2699kb.10.09.2012 11:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

А24


Агкацева С.А.

Обучение практическим навыкам в системе среднего ме­дицинского образования. Алгоритмы манипуляций в дея­тельности медицинской сестры. П-3.: Плещеево озеро, 1997.

ISBN 5-7270-0065-3

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер.


Рецензенты:

З.В. МУХИНА, главная медицинская сестра клинического центра Мос­ковской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Т.А. ВОДОЛАГИНА, главная медицинская сестра ГКБ № 51, 3-Й. СИБИЛЕВА, старшая медицинская сестра реанимационного отде­ления ГКБ № 51 г. Москвы.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В соответствии с "Принципами медицин­ской этики", принятыми Генеральной ассамб­леей ВОЗ (резолюция 37/194, декабрь 1982 го­да), медицинский персонал, действующий в сфере медицинской помощи, обязан качест­венно осуществлять уход за пациентами, гра­мотно выполнять назначенное лечение, а также защищать их физическое и душевное здоровье.

Представленный сборник содержит наи­более распространенные диагностические и лечебные манипуляции, используемые в по­вседневной медицинской практике, как в поли­клинических, так и в стационарных условиях.

Алгоритм - определенная последова­тельность действий для достижения постав­ленной цели.

Представленный сборник АЛГОРИТМОВ манипуляций изложен в доступной форме и бу­дет полезен не только для сферы среднего ме­дицинского образования, но и для студентов ВУЗов, а также для повышения квалификации среднего медицинского персонала.




В.М.ЧЕГИН,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургии Медицинского центра Управления делами Прези­дента Российской федерации.

ОТ АВТОРА

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Прежде чем приступить к изучению предлагаемого материала, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на несколько простых правил, которые ВАМ НЕОБХОДИМО выполнять при проведении различных манипуляций.

1. Медицинская сестра при первой встрече с пациентом ОБЯЗА­НА представиться по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ, независимо от возраста (своего и пациента).

2. Медицинская сестра ОБЯЗАНА обращаться к пациенту ТОЛЬ­КО по имени и отчеству или, если пациент(ка) молод(а), то допускается обращение по ИМЕНИ, но на ВЫ.

3. Медицинская сестра ОБЯЗАНА соблюдать этические и деонто-логические нормы поведения при ВЫПОЛНЕНИИ различных манипуля­ций.

4. Медицинская сестра ОБЯЗАНА СПРАШИВАТЬ У ПАЦИЕНТА РАЗРЕШЕНИЕ на выполнение любой манипуляции, а НЕ СТАВИТЬ его перед ФАКТОМ.

5. ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ! ВСЕ МАНИПУЛЯЦИИ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ОБЯЗАНА ВЫПОЛНЯТЬ в ПЕРЧАТКАХ! ПРИ РАБОТЕ с КРО­ВЬЮ - надевать МАСКУ и ОЧКИ!

6. Медицинская сестра ОБЯЗАНА ВЕСЬ использованный при ЛЮБОЙ манипуляции материал, инструментарий и др. подвергать ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ в дезинфицирующих растворах.

7. Медицинская сестра, сдающая дежурство, ОБЯЗАНА предста­вить пациентам медицинскую сестру, ПРИНИМАЮЩУЮ дежурство, также по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ.

8. Медицинская сестра при поступлении пациента в стационар ОБЯЗАНА знакомить его с режимом работы стационара и правилами поведения пациента.

ПОЖАЛУЙСТА, при общении с пациентом НЕ ЗАБУДЬТЕ улыб­нуться ему ободряюще.

ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ!

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА медицинских работников состоит в том, чтобы медицинский уход НЕ СОЗДАВАЛ дополнительных ПРОБЛЕМ пациен­ту, а СНИМАЛ их.

Медицинский работник ДОЛЖЕН видеть в пациенте ЧЕЛОВЕКА, в котором и ДУША, и ТЕЛО НЕРАЗДЕЛИМЫ!

И ОН, как и все мы. НУЖДАЕТСЯ В ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ЛЮБВИ, ПОМОЩИ.

ПОМОГИТЕ пациенту разобраться в его заболевании, научите его понимать свое состояние и уметь с ним жить!

Именно поэтому медицинские работники ДОЛЖНЫ всеми дос­тупными им средствами создать все условия, при которых пациент мог бы по возможности МАКСИМАЛЬНО удовлетворить свои потребности в ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ПОМОЩИ.

Желаю вам успехов в освоении предложенного вашему внима­нию материала!

Сокращения, встречающиеся в тексте:

ЧСС - число сердечных сокращений,

ЧДД - число дыхательных движений,

АД - артериальное давление,

ПП - парентеральное питание,

п/о - приемное отделение,

м/с - медицинская сестра,

лек. - лекарственные,

др. - другие,

в-в/кап. - внутривенно-капельно,

в/в -внутривенно,

в/к - внутрикожно,

п/к - подкожно,

в/м - внутримышечно,

мин. - минуты,

шт. - штук,

а/б - антибиотики,

"СГ" - сердечные гликозиды,

"И" - инсулин,

"Г" - гепарин,

ЕД - единицы действия,

ЦНС - центральная нервная система,

атм.- атмосфера,

PS - пульс,

АД, PS, ЧСС, ЧДД, Т - гемодинамические показатели,

ЭКГ - электрокардиография,

УЗИ - ультразвуковое исследование.

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (участковой медсестры)

Рабочее место: кабинет участкового врача, территориальный участок поликлиники.

Цели деятельности:

- помощь врачу при оказании ПЕРВИЧНОЙ медико-санитарной помощи населению обслуживаемого участка;

- помощь врачу при приеме пациента в поликлинике (амбулатор­ный прием), диспансере, МСЧ и др.;

- помощь врачу при наблюдении за пациентами, находящимися на лечении дома;

- выполнение врачебных назначений и санитарно-просветитель-ской работы среди пациентов.

МЕД. СЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

- организацию и структуру поликлиники (МСЧ, диспансера);

- структуру обслуживаемого участка, как ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ, так и по ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ;

- принципы ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ диспансеризации;

один из основных методов лечебно-профилактической работы включа­ет в себя АКТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ пациентов, нуждающихся во вра­чебном наблюдении в целях установления начальных форм заболева­ния, ведение учета и систематического или периодического наблюде­ния за состоянием здоровья ОПРЕДЕЛЕННЫХ групп населения и боль­ных; своевременное проведение лечебных и профилактических меро­приятий для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ заболеваний и их осложнений и др.;

- принципы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы среди населения;

- объем и методы санитарно-просветительной работы среди на­селения;

- основные лекарственные препараты, применяемые для лечения наиболее распространенных заболеваний;

- правила ВЫПИСКИ, ПОЛУЧЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ лекарственных препаратов;

- документацию данного учреждения;

- ПРАВИЛА проведения ТЕКУЩЕЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ дезин­фекции в очаге инфекции (обратить пристальное внимание на особо опасные инфекции);

- способы подготовки пациентов к различным видам исследова­ний:

а) рентгенологические: рентгеноскопия или -графия органов груд­ной клетки, ХОЛЕЦИСТОГРАФИЯ - исследование желчного пузыря. ИРРИГОСКОПИЯ - исследование толстой кишки: ЕЮНОСКОПИЯ - ис­следование тонкой кишки, исследование желудка и 12-перстной кишки), БРОНХОГРАФИЯ - исследование бронхов:

б) инструментальные (ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ, то есть изучающие состояние СЛИЗИСТОЙ ПОЛЫХ органов):

- ЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИЯ (ЭГДС) - исследование слизистой ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА, 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ;

- КОЛОНОСКОПИЯ - исследование слизистой ТОЛСТОЙ кишки;

- СИГМОСКОПИЯ - исследование слизистой СИГМОВИДНОЙ кишки;

- РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ - исследование слизистой ПРЯМОЙ кишки;

в) ультразвуковое исследование органов (УЗИ);

г) лабораторные исследования биологических жидкостей пациен­та:

- кровь,

- моча,

- мокрота,

-кал,

- содержимое желудка и 12-перстной кишки;

- способы транспортировки биологических жидкостей в лаборато­рию;

- правила комплектации сумки УЧАСТКОВОГО ВРАЧА и УЧАСТ­КОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ;

- правила проведения ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ прививок;

- правила выполнения различных манипуляций на дому и в усло­виях поликлиники.

МЕДСЕСТРА ДОЛЖНА УМЕТЬ:

1. Организовать и контролировать выполнение текущей и заклю­чительной дезинфекции в очаге инфекции.

2. При необходимости ознакомить пациентов с организацией ра­боты и структурой поликлиники.

3. Вести учет ДИСПАНСЕРНЫХ пациентов, приглашать их на очередной осмотр к врачу или посещать их на дому вместе с врачом.

4. Вести санитарно-просветительную работу на своем террито­риальном участке.

5. Выписывать рецепты на лекарственные средства по назначе­нию врача, кроме наркотических средств.

6. Выписывать, получать и хранить лекарственные средства для:

- сумок врача и мед. сестры,

- процедурного и перевязочного кабинетов и др.

7. Вести документацию, предусмотренную для поликлиник (амбулаторную карту пациента - титульный лист, статистический талон - титульный лист, талоны на прием к врачу, диспансерные учетные кар­ты пациентов и др.).

8. Подготовить пациента или его родственников к различным ви­дам исследований (см. выше).

9. Проводить в условиях поликлиники и на дому назначенные врачом манипуляции.

10. Осуществлять ПАТРОНАЖ на дому.

11. Проводить:

- ОСМОТР ПАЦИЕНТОВ НА ПЕДИКУЛЕЗ!

- измерение АД;

- измерение Г, а также измерение объема груди, живота, конечностей, длины тела;

- подсчет пульса, числа дыхательных движений.

12. Объяснить пациенту и его родственникам особенности ухода за тяжело больным.

13. Оказывать доврачебную помощь пациенту при возникновении в этом необходимости.

14. Пользоваться весами для взвешивания пациента.

15. Пользоваться ростомером для измерения роста пациента.

16. При вызове на дом к пациенту скорой помощи правильно до­ложить врачу о состоянии пациента.

17. При возникновении экстремальных ситуаций успокоить паци­ента и его родственников и быть им опорой.

18. Осуществлять патронаж на дому пациентов, выписавшихся из стационара и не имевших возможности по состоянию здоровья посе­щать поликлинику.

19. Организовать на своем территориальном участке активистов, обучать их элементам ухода за тяжело больными, таким образом обес­печивая возможность чаще помогать пациентам (особенно одиноким).

20. В поликлинике регулировать прием пациентов, учитывая их состояние.

ОБЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - СЕМЕЙНОЕ!

ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ВШЕЙ (шампунь "РИД")

Цель: предупреждение распространения инфекции. Показания: наличие вшей и гнид.

ПРИГОТОВЬТЕ (для себя):

1. Бутылку с шампунем "РИД".

2. Дополнительный халат.

3. Косынку.

4. Маску.

5. Перчатки.

ПРИГОТОВЬТЕ (для пациента):

1. Кушетку.

2. Клеенку.

3. Прорезиненный мешок для вещей (2 шт.).

4. Обычный шампунь для мытья головы.

5. Клеенчатую пелерину.

6. Халат.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Постелите на кушетку клеенку.

2. Наденьте дополнительный халат, косынку, маску, перчатки.

3. Хорошо встряхните бутылку с шампунем "РИД".

4. Предложите пациенту сесть на кушетку и объясните его пове­дение во время манипуляции.

5. Нанесите НЕРАЗВЕДЕННЫЙ шампунь "РИД" на СУХИЕ воло­сы и кожу пациента, подождите, пока они полностью не промокнут.

6. Оставьте шампунь на поверхности на 10 минут, но НЕ БОЛЬ­ШЕ.

7. Промойте волосы ТЕПЛОЙ водой и обычным шампунем или

мылом.

8. Пока волосы еще МОКРЫЕ, расчешите все узлы ОБЫЧНОЙ расческой, разделите волосы на 4 пряди.

9. Начиная с верха головы, поднимите одну из 4 прядей на 2-3

см.

10. Возьмите СПЕЦИАЛЬНУЮ расческу в другую руку и поставь­те зубчики КАК МОЖНО БЛИЖЕ к скальпу.

11. МЕДЛЕННО расчесывайте от скальпа ДО КОНЧИКОВ волос, так, чтобы полностью расчесать во всю длину прядь волос в 2-3 см.

12. Заколите НАЗАД пряди, которые уже расчесаны. Продолжай­те расчесывать и закалывать до тех пор, пока не будут вычесаны все

вши и гниды (часто снимайте куском марли гнид, которые накапливают­ся на расческе).

13. Когда все волосы расчесаны, промойте их теплой проточной водой и обычным шампунем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

- если во время обработки и расчесывания волосы высыхают, их необходимо смачивать водой,

- после высушивания волос (после окончания обработки) ПРО­ВЕРЬТЕ ИХ ЕЩЕ РАЗ, и, если обнаружите гнид, вычешите волосы еще раз тщательно,

- ПОВТОРИТЕ обработку шампунем через 7-10 дней,

- вещи пациента сдайте в дез. камеру,

- после использования расчески и все другие вещи и материал замочите в дез. растворе.

Для обработки волос при выявлении вшей можно использовать и др. средства:

1. НИТТИФОР - наносится тщательно на волосы на 40 мин., за­тем смывается обычным шампунем.

2. МЫЛЬНО-КЕРОСИНОВУЮ ЭМУЛЬСИЮ - 450 г. керосина+300 г. мыла, лучше "К* или хозяйственное.* Натереть на терке, добавить 0,25 л горячей воды. Полученный состав нанести на кожу головы и во­лосы на 60 мин.

ЗАПОМНИТЕ!

На границе волос и кожи лица наложите ЖГУТ из ХЛОПЧАТО­БУМАЖНОЙ ткани!

- Смыть через 60 минут УКСУСНОЙ ВОДОЙ (состав см. ниже).

- Прочесать густым гребнем и еще раз промыть шампунем.

3. 5% БОРНУЮ МАЗЬ:

- нанести на 60 минут, смыть мыльно-пенистой пастой, если ее нет, то хозяйственным мылом.

4. УКСУСНАЯ ВОДА - часто применяется для борьбы с ЖИДА­МИ.

Состав: обычный уксус 5-9% (2-3 ст. ложки) + 1 стакан обычной теплой воды (27-35 градусов).

1. Нанести состав на голову.

10

2. Накрыть голову х/б косынкой на 30 минут.

3. Прочесать голову частым гребнем (если его нет, то между зуб­чиками расчески протянуть нитку).

4. Смыть состав обычным шампунем.

ЗАПОМНИТЕ!

В течение месяца необходим 3-КРАТНЫЙ осмотр пациента, че­рез каждые СЕМЬ дней. ТЕ. КТО ПРОВОДИЛ ОБРАБОТКУ, ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ДУШ, А ВЕЩИ СДАТЬ НА ДЕЗОБРАБОТКУ.

В настоящее время широкое применение нашли ЛОСЬОНЫ:

"Ниттилон", "Сана", "Перфолон". Они наносятся на 30 минут;

"Чуб-чик", "Стагифор" - наносятся на 20 минут.

СМЫВАЮТСЯ ОБЫЧНЫМИ ШАМПУНЯМИ, ПОСЛЕ ВЫЧЕСЫ-

ВАНИЯ.

Используются и шампуни:

1.-ВЕДА".

2. "СИФАКС" - Турция.

3. "ЭЛКО-ИНСЕКТ" - Бельгия, очень хороший препарат, который может быть использован даже для животных.

МОЮЩИЕ СРЕДСТВА для ГОЛОВЫ и ВЕЩЕЙ:

1."Талла".

2. "Санам".

3. "Векурин".

4. "Медифос" - может использоваться при ЧЕСОТКЕ и всех видах вшей, экспозиция - 20 минут.

ДЛЯ ОБРАБОТКИ пациента с ЧЕСОТКОЙ используется 20% эмульсия БЕНЗИЛБЕНЗОАТА (выдается по рецепту врача!), а также КАРБОФОС (30% эмульсия), из нее готовится 0,15% раствор, то есть 1ч.л. 30% эмульсии на 1 л воды. Раствор

- наносится на голову НЕ БОЛЕЕ, чем на 30 минут,

- голова повязывается косынкой,

- промывается теплой водой с шампунем. Чаще этот препарат используется для ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕ­НИЙ и ВЕЩЕЙ.

ОБРАБОТКА ПОМЕЩЕНИЙ:

- 0,15% раствором карбофоса,

- 0,5% раствором хлорофоса (50 г на ведро воды),

- неофосом "1" и "2",

- 3% раствором хлорамина - при наличии даже "скрытой* крови,

- 5% раствором хлорамина - при наличии туберкулеза,

11

- 3% раствором хлорамина - при наличии гепатита.

ВНИМАНИЕ!

После обработки пациента с наличием ГНИД, ВШЕЙ, ЧЕСОТКИ в условиях стационара, все вещи пациента и дополнительная спец. оде­жда медсестры отправляются в ДЕЗ. КАМЕРУ.

Если ОБРАБОТКА пациента проводилась в домашних условиях, то ВЕЩИ НЕОБХОДИМО КИПЯТИТЬ в любом содовом растворе (2 столовые ложки соды на ведро воды) 15 минут с МОМЕНТА ЗАКИПА-НИЯ.

ЗАПОМНИТЕ!

ПОСЛЕ СТИРКИ ТКАНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГЛАДИТЬ ГОРЯ­ЧИМ УТЮГОМ!

Медицинский персонал, проводивший дез. обработку пациента, ОБЯЗАН провести дез. обработку помещения, сдать свой комплект спец. одежды в дез. камеру и пройти гигиеническую обработку.

ОБРАЩАЮ ваше внимание, что каждое лечебно-профилактичес­кое учреждение, в том числе поликлиники и стационары, ОБЯЗАНО иметь в своем оснащении ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ набор.

ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ НАБОР.

1. Для пациента:

- ОВОЦИДНЫЕ препараты в достаточном количестве,

- СТОЛОВЫЙ уксус (эссенцию),

- ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ (типа ПРОТИВОЧУМНЫХ) КОСЫНКИ -2-3 шт.,

- КЛЕЕНЧАТАЯ ПЕЛЕРИНА, полностью прикрывающая пациента,

- машинку для СТРИЖКИ ВОЛОС,

- бритвенный станок,

- ножницы,

- частый гребень (лучше металлический),

- НАБОР мешков, КЛЕЕНЧАТЫХ и Х/Б (5-6 комплектов) для ЛИЧ­НЫХ вещей пациента, с ДВУМЯ карманами:

а) для головного убора,

б) для обуви,

- вата для тампонов,

- х/б халат для пациента (чтобы он не оставался голым!),

- клеенка,

- кушетка или стул, легко подвергающийся дез. обработке,

- ОЦИНКОВАННОЕ ведро (лоток) - для сжигания волос.

12

ПОМНИТЕ!

Горловина мешков ОБРАБАТЫВАЕТСЯ дез. раствором перед транспортировкой мешка в дез. камеру!

2. Для медицинской сестры СПЕЦ. ОДЕЖДА:

- косынка, типа противочумной,

- очки (при работе с некоторыми видами растворов),

- маска,

- хирургический халат, '

- фартук,

- перчатки, можно хозяйственные.

Фартук и халат не должны быть короче нижней трети голени!

ЗАПОМНИТЕ!

ПРИ ОБРАБОТКЕ ПАЦИЕНТА ДЕЗ. СРЕДСТВАМИ СТРОГО СО­БЛЮДАЙТЕ ВРЕМЯ ЭКСПОЗИЦИИ.

Медицинская сестра ОБЯЗАНА знать, что ЧЕСОТКА передается главным образом:

- через ПОСТЕЛЬ,

- через РУКОПОЖАТИЕ и др.

ПОМНИТЕ!

ВАЖНА ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ - необходимо ежедневно КИ­ПЯТИТЬ белье, ГЛАДИТЬ его утюгом.

Крайне важна САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I. Общая часть.

На должность медицинской сестры приемного отделения назна­чается лицо со средним медицинским образованием.

М/с назначается и увольняется главным врачом больницы, по представлению заведующего отделением, в соответствии с действую­щим законодательством.

М/с непосредственно подчиняется врачу и старшей медицинской сестре отделения.

В своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжения медицинской сестры являются обязательными для младшего медицинского персонала приемного отделения.

13

II. Обязанности.

1. Знакомится с направлением больного и сопровождает его в ка­бинет врача.

2. Выслушивает жалобы больного, поступившего "самотеком" и направляет его к дежурному врачу.

3. Заполняет паспортную часть медицинской карты стационарно­го больного. Осматривает больного на педикулез. Производит измере­ние температуры тела у больных. Выполняет процедуры и манипуля­ции, назначенные врачом.

4. Помогает больным во время осмотра врачом.

5. Осуществляет по указанию врача вызов консультантов и лабо­рантов в приемное отделение.

6. В случае задержки срочных консультаций извещает об этом дежурного врача приемного отделения для принятия соответствующих мер.

7. Следит за состоянием больных, находящихся в изоляторе, и своевременно выполняет все указания врача по их обследованию и ле­чению.

8. Своевременно передает телефонограммы в отделение мили­ции. активные вызовы в поликлиники города, экстренные извещения в центр Госсанэпиднадзора об инфекционных заболеваниях.

9. Следит за качеством санитарной обработки больных.

10. Осуществляет забор кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

11. Получает у старшего фельдшера медикаменты и обеспечива­ет их хранение.

12. Выдает медикаменты в экстренных случаях по рецептам, подписанным дежурным врачом по заявкам отделений (в те часы, когда не работает больничная аптека).

13. Следит за санитарным состоянием в отделении и контроли­рует работу младшего медицинского персонала. Не допускает присут­ствия в отделении или хождения через него посторонних лиц.

14. Своевременно сдает сестре-хозяйке отделения вышедшие из строя аппаратуру и инструменты для ремонта.

15. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

16. Систематически повышает профессиональную квалификацию путем посещения занятий и конференций, организуемых для среднего медицинского персонала в больнице и в отделении.

III. Права.

Медицинская сестра приемного отделения имеет право:

1. В отсутствии врача оказывать больному экстренную доврачеб-ную медицинскую помощь.

14

2. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения, в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации,

и контролировать их выполнение.

3. Получать информацию, необходимую для выполнения своих

обязанностей.

4. Вносить предложения старшей медицинской сестре отделения

по вопросам улучшения организации и условий труда.

5. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усо­вершенствования в установленном порядке.

IV. Ответственность.

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выпол­нение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и пра­вилами внутреннего трудового распорядка больницы.

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Рабочее место: процедурный кабинет, лечебное отделение.

Цели деятельности:

- соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима

для профилактики внутрибольничной инфекции,

- обеспечение режима работы отделения.

МЕДСЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

1. Правила соблюдения сан-эпид. режима п/о.

2. Структуру отделения и его организацию.

3. Документацию п/о, правила ее заполнения.

4. Правила доврачебного осмотра пациента (осмотр на наличие гнид, вшей, чесотки, наличие побоев и др. изменения на коже пациента, а также измерения АД, Т, подсчета PS, ЧДД, проведения антропологи­ческих измерений).

5. Правила выписывания и хранения лекарственных средств.

6. Номера телефонов:

- пожарной службы (01),

- милиции (02),

- скорой помощи (03),

- наркологической службы района или города,

- санитарно-эпидемиологической службы района или города

(СЭС).

7. Правила транспортировки биологических жидкостей, а также транспортировки пациентов с подозрением на наличие СПИДа.

8. Технику выполнения манипуляций:

- инъекций,

15

- промывания желудка пациенту в сознании,

- проводить различные виды клизм и т.д.

9. Правила регулирования приема врачом пациентов, в зависи­мости от их состояния.

10. Правила приготовления дез. растворов и признаки их непри­годности.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА П/0 ОБЯЗАНА УМЕТЬ:

1. Принимать и сдавать:

- дежурство,

- пациентов, находящихся в п/о на диагностических койках,

- ключи от сейфа с лекарственными средствами и спиртом,

- ключи от шкафчиков с лекарственными средствами,

- медицинский инструментарий и медицинское оборудование,

- хозяйственный инвентарь и предметы ухода,

- САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ отделения.

2. Участвовать в приеме пациентов, регулируя очередность в за­висимости от их состояния.

3. Вести необходимую документацию:

- журнал ЭКСТРЕННОЙ (срочной!) госпитализации,

- журнал ПЛАНОВОЙ госпитализации,

- журнал "ОТКАЗОВ",

- АЛФАВИТНУЮ книгу (для стола справок),

- МЕДИЦИНСКУЮ КАРТУ стационарного больного (историю бо-пезни пациента - ТОЛЬКО титульный лист),

- СТАТИСТИЧЕСКУЮ карту (титульный лист),

- СОСТАВЛЯТЬ ЭКСТРЕННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ в СЭС (при выявле­нии гнид, вшей, чесотки и др. инфекционных заболеваний),

- ОПИСЬ ВЕЩЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ пациента,

- ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ карту пациента,

- журнал УЧЕТА лекарственных средств списка "А" и "Б",

- журнал УЧЕТА СПИРТА и др.

4. Регистрировать в соответствующих журналах ПОСТУПАЮ­ЩИХ, выписывающихся, "отказных", переведенных из других отделений и больниц, а также УМЕРШИХ пациентов.

5. Проводить доврачебный осмотр пациента:

- осмотр волосистых частей тела на педикулез,

- измерение АД, Т° тела пациента (ТЕРМОМЕТРИЯ),

- подсчет PS, ЧСС, ЧДД,

- антропометрические измерения.

ЗАПОМНИ!

При выявлении педикулеза и чесотки медсестра ОБЯЗАНА про­водить САНИТАРНУЮ ОБРАБОТКУ пациента!

16

Результаты СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ она обязана ФИКСИРО­ВАТЬ в истории болезни:

ПЕДИКУЛЕЗ (Р "-") или педикулез "НЕ выявлен" и подпись медсе­стры. .

Остальные показатели осмотра - в листе наблюдения за пациен­том.

6. Направлять пациентов на прием к врачу.

7. Оформлять титульный лист истории болезни пациента и дру­гую, указанную выше, документацию.

8. Знакомить пациента с режимом работы стационара.

9. Контролировать САНИТАРНУЮ ОБРАБОТКУ пациентов и по­мещений.

10. Направлять на дезинфекцию вещи пациентов и обеспечивать доставку в дезинфекционную камеру матрацев, подушек и тапочек по­сле каждого пациента, выписавшегося из диагностических палат п/о.

11. Контролировать выполнение лечебно-охранительного режима в отделении.

12. Выписывать и получать лекарственные средства из аптеки.

13. Вести учет использованных лекарственных средств.

14. Выписывать порционник для пациентов, находящихся на ди­агностических койках п/о.

15. Выполнять назначения врача:

- проводить гигиеническую ванну или душ, обтирания, обмывания и др.;

- проводить смену нательного и постельного белья;

- контролировать режим двигательной активности пациентов;

- контролировать режим питания пациентов;

- подавать судно и мочеприемник в постель (мужчине и женщи­не);

- проводить туалет мочеполовых органов;

- раздавать лек. средства;

- проводить инъекции;

- промывать желудок (пациент в сознании);

- очищать кишечник (клизмы, свечи);

- кормить пациента, используя различные способы;

- подавать кислород (ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ) - увлажненный и пе-ногаситель;

- ВЫЗЫВАТЬ ЛАБОРАНТА для забора биологических жидкостей на исследование (кровь из пальца).

17

16. Обеспечивать доставку биологических жидкостей на исследо­вание в лабораторию.

17. При необходимости:

- сопровождать тяжело больных пациентов в другие отделения или на назначенные врачом исследования,

- вызывать наркологическую службу больницы (для введения наркотических средств или консультаций),

- передавать телефонограммы в:

а) милицию,

б) СЭС,

в) другие отделения и больницы.

18. Готовить и контролировать пригодность дезинфицирующих растворов.

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МЕДСЕСТРОЙ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Журнал ЭКСТРЕННОЙ (срочной!) госпитализации пациента -Ф.И.О. пациента, год рождения или количество полных лет, подробный адрес места жительства или регистрации, номер домашнего телефона или ближайших родственников, место работы, профессия и должность, номер рабочего телефона; диагноз направившего учреждения, кем на­правлен.

ОБЯЗАТЕЛЬНО указать результаты ОСМОТРА на ПЕДИКУЛЕЗ, указать фамилию медсестры.

ЗАПОМНИТЕ»

НЕОБХОДИМО указывать не только ДАТУ поступления, но и ВРЕМЯ ПОСТУПЛЕНИЯ, вплоть до минут!

ЕСЛИ У ПАЦИЕНТА ПРИ СЕБЕ ИМЕЕТСЯ СТРАХОВОЙ ПОЛИС, необходимо указать на титульном листе номер и серию полиса.

2. Журнал ПЛАНОВОЙ госпитализации (данные см. в пункте №1).

3. Журнал "ОТКАЗОВ" (данные см. в пункте Мв 1) - заполняется в случаях:

- отказа пациента от госпитализации,

- диагностической ошибки направившего учреждения (пациент не нуждается в госпитализации),

- если после оказания квалифицированной помощи пациент не нуждается в госпитализации.

18

Дополнительно вносится информация:

- серия,

- номер паспорта,

- номер и серия страхового полиса.

ПОМНИТЕ!

Об "отказных" пациентах медсестра ОБЯЗАНА сообщать в поли­клинику по месту жительства, а на истории болезни отмечать, кому пе­редана эта информация.

4. АЛФАВИТНАЯ КНИГА (для стола справок) - Ф.И.О. пациента, год рождения или количество полных лет, дата и время госпитализа­ции, лечебное отделение, куда госпитализирован пациент, его состоя­ние на момент госпитализации.

5. МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО (ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ пациента) - Ф.И.О. пациента, количество полных лет, время и дата госпитализации вплоть до минут, пол, домашний ад­рес и номер телефона или адрес и номер телефона родственников или тех, кто сопровождал пациента; место работы, профессия, должность, номер рабочего телефона; кем направлен, диагноз направившего уч­реждения, результат осмотра на педикулез и подпись медсестры, на­личие или отсутствие аллергии на пищевые и лекарственные средства.

ЕСЛИ ЕСТЬ АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ или ГЛАУКОМА, выде­лить КРАСНЫМ карандашом; сведения о перенесенном ГЕПАТИТЕ, год, месяц, провести МАРКИРОВКУ контактных по гепатиту "В".

Указать название отделения, куда переводится из п/о пациент, и номер палаты, время и вид транспортировки пациента в лечебное от­деление (см. приложение № 1).

6. СТАТИСТИЧЕСКАЯ КАРТА (см. приложение № 2).

7. ЭКСТРЕННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ в СЭС - Ф.И.О. пациента, возраст, адрес МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА и РАБОТЫ, номера телефонов, список контактирующих с пациентом людей, их домашний и рабочий АДРЕС, номера телефонов, УКАЗАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ с па­циентом и КОНТАКТНЫМИ.

Данное извещение заполняется при выявлении вшей и инфекци­онных заболеваний!

Вещи пациента собираются в прорезиненный мешок и отправля­ются в дез. камеру.

8. ОПИСЬ ВЕЩЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ (денег) пациента - заполняется в 3-х экземплярах:

- в бухгалтерию,

- в «ледовую,

- в историю болезни пациента.

19

. 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (см. приложение № 3).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Пациенты, доставленные в приемное отделение в КРАЙНЕ ТЯ­ЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ, сразу же, МИНУЯ осмотр в приемном отделе­нии, поступают или в БИК (БЛОК ИНТЕНСИВНОЙ КАРДИОЛОГИИ), или в реанимационное отделение.

В этом случае заполнение необходимой документации проводит­ся в том отделении, куда госпитализирован пациент.

Если пациент поступил без сознания и у сотрудников "03" отсут­ствует информация о нем, то на титульном листе истории болезни вме­сто его фамилии медсестра (врач) пишет "НЕИЗВЕСТНЫЙ".

По мере восстановления сознания пациента и улучшения его со­стояния и самочувствия сотрудниками отделения на титульный лист истории болезни заносятся со слов пациента его паспортные данные, которые затем сверяются по его паспорту.

ЗАПОМНИТЕ!

ВСЕ ДАННЫЕ о пациентах, поступивших в больницу БЕЗ СОЗ­НАНИЯ, передаются в милицию и бюро НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.

Если пациента в бессознательном состоянии сопровождает РОДСТВЕННИК или ЗНАКОМЫЙ, то паспортные данные пациента вно­сят на титульный лист истории болезни с их слов, а затем сверяются с паспортом пациента.

Медицинская сестра п/о подчиняется:

- заведующему п/о,

- старшей медсестре п/о,

- дежурному врачу п/о.

ПОМНИТЕ!

Работа в п/о предъявляет медсестре многообразные ответствен­ные требования. НЕОБХОДИМО ЧЕТКО ЗНАТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, которые находятся в непосредственной связи с задачами п/о.

В обязанности медицинской сестры приемного отделения входит помимо указанных мероприятий и манипуляций СООБЩАТЬ ИНФОР­МАЦИЮ о ПАЦИЕНТЕ в то отделение, куда он госпитализируется.

Она ОБЯЗАНА принять информацию из этого отделения о НО­МЕРЕ палаты, в которую сотрудники п/о должны доставить пациента.

^^\







ПРИЛОЖЕНИЕ Nn 3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (по пациенту)

Номер истории болезни №1121 Фамилия И.О.: Смирнов Иван Иванович

Страховой полис: №096754

Пол муж. Возраст (или дата рождения)______24 года___

Регион___ ___________________

Адрес:117025. Западный административный округ. МОСКВА ул. Ярцев­ская. д.6. к. 4. кв.25, тел. 144-32-75

Паспорт № 529857 Серия XIX - МЮ

подр




Врач


К


Ледицинские услуги


К-во


Дата




Код


Фамилия


Код


Наименование






















146


Кострова


450


забор крови


1


1.V.96
















































































































































































































































































КОДОВЫЕ НАЗВАНИЯ МАНИ­ПУЛЯЦИЙ ИМЕЮТСЯ У М/С ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ


ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРИ ОТКАЗЕ ПА­ЦИЕНТУ В ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ИЛИ ОТКАЗЕ САМОГО ПАЦИЕНТА ОТ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ

24




ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО РЕГИСТРАТОРА ПО ПРИЕМУ ВЕЩЕЙ

I. Общая часть

На должность медицинского регистратора по приему вещей на­значается лицо со средним образованием.

Назначается и увольняется главным врачом больницы, в соот­ветствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре от­деления. В своей работе руководствуется распоряжениями и указания­ми вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией. Является материально-ответственным лицом.

II. Обязанности

1. Производит опись одежды больных.

2. Сортирует одежду больных.

3. Передает вещи на дез. обработку и в камеру хранения.

4. До передачи в камеру хранения складирует одежду больных.

5. Производит осмотр вещей на педикулез.

6. При подозрении на инфекционное заболевание, при обнаруже­нии педикулеза производит дезинфекцию и дезинсекцию помещения отделения, в соответствии с действующими инструкциями.

7. Обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание помеще­ния.

8. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка.

9. Участвует в занятиях по сантехминимуму.

10. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

III. Права

Медицинский регистратор по приему вещей имеет право:

1. Вносить предложения старшей медицинской сестре отделения по вопросам улучшения организации и условий своего труда.

2. Повышать свою квалификацию путем участия в занятиях, про­водимых в отделении.

IV. Ответственность

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выпол­нение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и пра­вилами внутреннего трудового распорядка больницы, материальную ответственность за имущество больных, до передачи его в камеру хра­нения. в соответствии с действующим законодательством и заключае­мым с ним договором.

25

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ САНИТАРКИ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I. Общая часть.

На должность санитарки приемного отделения назначается лицо, прошедшее индивидуальное обучение.

Назначается и увольняется главным врачом больницы, в соот­ветствие с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется медицинской сестре отделения.

В своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

II. Обязанности.

1. Принимает верхнюю одежду и обувь больных, направляемых в лечебное отделение. После передачи больного в отделение забирает верхнюю одежду, обувь и нательное белье и возвращает их в приемное отделение.

2. Сопровождает больных в лечебное отделение.

3. Раздевает и одевает ослабленных больных, поступивших в приемное отделение.

4. Осуществляет транспортировку вещей больных в дезинфекци­онную камеру и в камеру хранения.

5. Производит влажную уборку помещений отделения.

1П. Права.

Санитарка приемного отделения имеет право:

1. Вносить предложения старшей медицинской сестре отделения по вопросам улучшения организации и условий своего труда.

2. Повышать свою квалификацию путем участия в занятиях, про­водимых в отделении.

IV. Ответственость.

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выпол­нение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и пра­вилами внутреннего трудового распорядка больницы.

ВЫПИСКА ПАЦИЕНТА ИЗ СТАЦИОНАРА

Проводится после ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ИЛИ УЛУЧШЕНИЯ состоя­ния. Если на выписке настаивает несовершеннолетний пациент, его выписывают ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

26

Выписывают пациентов также и за НАРУШЕНИЕ больничного режима: распитие спиртных напитков, самовольный уход на некоторое время из отделения, отказ выполнять общепринятые нормы поведения

и т.д.

Выписывают пациентов после совместного осмотра лечащим

врачом и заведующим отделением. Лечащий врач за 1-2 дня до выпис­ки готовит необходимую документацию:

- оформляет выписной эпикриз,

- статистическую карту,

- заполняет обратную сторону титульного листа с оформлением диагноза на момент выписки для получения больничного листа или справки о пребывании пациента в стационаре.

В день выписки палатная мед. сестра оформляет сводку движе­ния больных в стационаре за СУТКИ, в том числе фиксирует количест­во выписавшихся пациентов.

Эти данные она подает старшей мед. сестре отделения, которая

в день выписки

1. ОБЕСПЕЧИВАЕТ доставку вещей пациента со склада.

2. Сообщает о выписке пациента в приемное отделение (подает

сводку движения пациентов).

3. Снимает пациентов с довольствия, передает истории болезни пациента в оперативный отдел больницы для выписывания больнично­го листа или справки, оформляет и выдает пациенту выписную доку­ментацию, сдававшиеся им на хранение деньги и ценности.

4. Объясняет пациенту его действия после выписки из стациона­ра (пациент выписан на работу или ему необходимо явиться на прием к участковому врачу).

СПИРОМЕТРИЯ (измерение дыхательного объема легких)

Цель: определить жизненную емкость легких (ЖЕП). Показания определяет врач:

- обследование здоровых людей (спортсменов);

- при заболеваниях легких;

- при заболеваниях сердца. Противопоказания определяет врач.

ПРИГОТОВЬТЕ:

1. Спирометр, состоящий из 2-х цилиндров, помещенных друг в

1.


Друга.
2. Воду и емкость для заливания воды в цилиндр.

3. Стерильные наконечники.

27

4. Емкость для использованных наконечников.

5. Емкости сдез. раствором.

6.ПЕРЧАТКИ.

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

- сообщите о намеченном исследовании,

- объясните порядок проведения манипуляции и поведение паци­ента во время ее проведения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Подготовьте к работе спирометр и проверьте его работу:

- наружный цилиндр наполните водой, при этом внутренний ци­линдр должен быть опрокинут ВВЕРХ дном и уравновешен 2-мя гирями со шнурками, идущими через блоки;

- из полости ВНУТРЕННЕГО цилиндра выведите трубку, внутрен­ний конец которой должен находиться ВЫШЕ уровня воды;

- на НАРУЖНЫЙ конец трубки наденьте СМЕННЫЙ стерильный наконечник.

2. Работа с пациентом:

- предложите пациенту сделать МАКСИМАЛЬНЫЙ ВДОХ, зажать нос и МЕДЛЕННО сделать МАКСИМАЛЬНЫЙ выдох через наконечник, взятый в рот;

- внутренний цилиндр ВЫДЫХАЕМЫМ воздухом поднимется вверх. По шкале на поверхности внутреннего цилиндра или боковой части аппарата определите объем выдыхаемого воздуха;

- полученные результаты запишите в лист наблюдения за паци­ентом, отпустите пациента;

- наденьте перчатки, смените наконечник, использованный - за­мочите в 3% растворе хлорамина.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ЖЕЛ у мужчин =3500-4500 куб. см. ЖЕЛ у женщин =2500-3500 куб. см.

АНТРОПОМЕТРИЯ (исследование физического развития человека)

- Определение длины и массы тела, окружности груди, функции дыхания (СПИРОМЕТРИЯ), силы мышц (ДИНАМОМЕТРИЯ).

Цель: получить объективные данные обследования пациента. 28

Показания:

- первичный осмотр пациента;

- динамическое наблюдение в процессе лечения. Противопоказания: крайне ТЯЖЕЛОЕ состояние пациента.

ВЗВЕШИВАНИЕ ПАЦИЕНТА

ПРИГОТОВЬТЕ:

- медицинские весы,

- лист наблюдения за состоянием пациента,

- перчатки,

- емкости с дезинфицирующими растворами,

- одноразовую салфетку под ноги пациента (можно использовать обычный лист бумаги).

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

- предупредите о манипуляции,

- предложите опорожнить мочевой пузырь и кишечник,

- предложите пациенту раздеться до нательного белья и ОБЯЗА­ТЕЛЬНО снять обувь.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность и точность работы мед. весов;

2. На площадку весов постелите одноразовую салфетку или обычный лист бумаги;

3. Предложите пациенту встать на СЕРЕДИНУ ПЛОЩАДКИ ве­сов, ПРИ ОПУЩЕННОМ затворе;

4. ПОДНИМИТЕ затвор весов, установите равновесие с помощью грузов, расположенных на ВЕРХНЕЙ и НИЖНЕЙ планках весов - в ре­зультате получите МАССУ тела пациента;

5. Полученные данные обязательно внесите в соответствующую графу в листе наблюдения за состоянием пациента;

6. Наденьте ПЕРЧАТКИ и использованную одноразовую салфет­ку или обычный лист бумаги ЗАМОЧИТЕ в дез. растворе.

ЗАПОМНИТЕ!

Взвешивание всегда проводится в одних и тех же условиях - на­тощак, в нательном белье, после опорожнения мочевого пузыря и ки­шечника, без обуви.

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА

ПРИГОТОВЬТЕ:

- ростомер;

29

- одноразовую салфетку (под ноги пациенту) или обычный лист бумаги;

- перчатки;

- емкости с дез. раствором.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность ростомера;

2. На площадку ростомера постелите салфетку;

3. ПЛАНКУ ростомера поднимите ВВЕРХ и предложите пациенту встать на площадку ростомера СПИНОЙ к ШКАЛЕ так, чтобы его ЗА­ТЫЛОК, ЛОПАТКИ, ЯГОДИЦЫ и ПЯТКИ ПЛОТНО прилегали к ней;

4. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на ОДНОЙ ГОРИЗОН­ТАЛЬНОЙ линии;

5. Опустите планку на темя пациенту и отметьте длину его тела по НИЖНЕМУ краю планки;

6. Полученные данные запишите в лист наблюдения;

7. Наденьте перчатки и замочите пеленку в дезинфицирующем растворе.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

ПРИГОТОВЬТЕ:

- сантиметровую ленту;

- лист наблюдения за пациентом;

- перчатки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте целостность сантиметровой ленты, четкость нане­сенных цифр;

2. Предложите пациенту освободить грудную клетку от одежды и отвести слегка руки в стороны;

3. Сантиметровую ленту наложите сзади - по нижним углам лопа­ток, спереди - по 4 ребру. РУКИ пациента ОПУЩЕНЫ, дыхание свобод­ное. Измерение проводят трижды:

- в покое;

- на максимальном ВДОХЕ;

- на максимальном ВЫДОХЕ;

4. Полученный результат запишите в лист наблюдения;

5. Наденьте перчатки, смочите ветошь в дезинфицирующем рас­творе и обработайте ленту два раза с 5-минутным перерывом, затем сполосните под проточной водой, высушите, уложите в футляр.

30

ДИНАМОМЕТРИЯ (Измерение силы различных мышечных групп человека)

Проводится обычно прибором с металлической пружиной, соеди­ненной со стрелкой циферблата. Применяют также ртутные, гидравли­ческие, электрические, маятниковые динамометры. В последнее время используют полидинамический станок А.В. Коробкова и Г.И. Чернява, который позволяет добиться РАЗДЕЛЬНОГО действия тех или иных групп мышц и измерить их силу в равных условиях.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ЖИВОТА

Цель:

- выявление скопления жидкости в брюшной полости (асцит);

- уточнение объема живота для подбора размера нательного бе­лья.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Предупредить пациента накануне, что утром НАТОЩАК будет

проводиться измерение.

2. Сантиметровую ленту поместить сзади - на уровне третьего

поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка.

3. Полученные данные занести в лист наблюдения.

4. См. текст "Измерение окружности грудной клетки*.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (АД)

АД - это давление крови на стенки артерий и впереди лежащий столб крови во время систолы и диастолы. Нормальные величины ар­териального давления находятся в пределах 120/70-140/90 мм рт.ст.

Величина АД зависит от многих причин:

- возраста,

- состояния нервной и эндокринной систем,

- времени суток,

- физической нагрузки и т.д.

Утром артериальное давление НИЖЕ на 5-10 мм рт. ст., но у па­циентов, страдающих повышенным артериальным давлением (гиперто­нией), наоборот, отмечается ПОДЪЕМ АД утром.

Наиболее распространенный прибор для измерения АД - ртутный офигмоманометр (аппарат Рива-Роччи), состоящий из:

- манометра,

31

- манжетки,

- резиновой "груши" (баллона),

- системы резиновых трубок.

Система резиновых трубок соединяет между собой части при­бора. Манометр вмонтирован в крышку прибора, представляет собой стеклянную трубку, конец которой опущен в резервуар для ртути емко­стью 15-20 мл. К трубке присоединена шкала с миллиметровыми деле-;

ниями от 0 до 250-300. Уровень ртути устанавливают на "О".

Манжетка - полый резиновый мешок шириной 12-14 см и длиной 30-50 см. На него надет чехол из плотной ткани, предназначенный для того, чтобы при накачивании воздуха в резиновый мешок он НЕ РАС­ТЯГИВАЛСЯ, а сдавливал ТОЛЬКО ПЛЕЧО пациента.

"Груша" - прибор, нагнетающие воздух, имеет клапан, не допус­кающий выход нагнетаемого воздуха из манжетки наружу.

В некоторых аппаратах ртутный манометр заменен ПРУЖИН­НЫМ. Эти аппараты получили название ТОНОМЕТРОВ. При их исполь­зовании АД измеряется СИЛОЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРУЖИНЫ, кото­рая передается стрелками, движущимися по циферблату с миллимет­ровыми делениями.

Метод звукового определения АД основан на регистрации зву­ковых феноменов, возникающих в артерии при СЖАТИИ ее манжеткой (равнозначно систолическому и диастолическому давлению (метод Ко-роткова).

Измерять АД следует в ОПРЕДЕЛЕННЫЕ часы, лучше УТРОМ, до ОБЕДА, при отсутствии утомления и возбуждения, в ОПРЕДЕЛЕН­НОМ ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА, по возможности при одинаковой средней температуре воздуха и обычном атмосферном давлении.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НА ПЛЕЧЕВОЙ АРТЕРИИ

Цель: получить объективные данные о состоянии пациента. Показания определяет врач. Противопоказаний нет. ПРИГОТОВЬТЕ:

- тонометр;

- стетофонендоскоп.

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

- сообщите о манипуляции;

- усадите или уложите его так, чтобы не было напряжения мышц, он должен лежать спокойно, не разговаривать;

32 !

- предупредите, что он НЕ ДОЛЖЕН следить за ходом измерения

АД.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность тонометра и фонендоскопа.

2. Уточните у пациента его "рабочее" давление и его самочувст­вие в этот момент.

3. Освободите плечо от одежды и наложите манжетку на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы под нее свободно проходили 2 паль­ца, закрепите ее.

4. Руку пациента максимально разогните в локтевом суставе, ЛАДОНЬЮ ВВЕРХ. Чтобы вены были более доступны, подложите под локоть резиновую подушечку.

5. Найдите в локтевом сгибе плечевую артерию, наденьте фо­нендоскоп и плотно, но без давления приложите его к артерии (перед этим соедините "грушу" с манжеткой), нагнетайте воздух в нее и в ма­нометр, фиксируйте момент исчезновения тонов и постепенно снижай­те давление воздуха; при появлении первого толчка отметьте в памяти эту цифру.

6. Продолжайте выпускать воздух из манжетки до тех пор, пока толчки не исчезнут, отметьте в памяти и эту цифру.

7. Снимите с руки пациента манжетку, сообщите ему полученные данные, результаты занесите в лист динамического наблюдения за па­циентом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

"Рабочее* давление • это давление, при котором пациент чувст­вует себя хорошо, трудоспособен.

Цифра, полученная при появлении первого толчка, соответствует СИСТОЛИЧЕСКОМУ, то есть, максимальному давлению.

Цифра, полученная при ИСЧЕЗНОВЕНИИ толчков, соответствует ДИАСТОЛИЧЕСКОМУ. то есть, минимальному давлению.

Разница между максимальным и минимальным давлением назы­вается ПУЛЬСОВЫМ давлением, в норме оно равно 30-40 мм рт. ст.

ПОВЫШЕНИЕ АД выше нормальных цифр (110-140/70-90 мм рт. ст.) называется ГИПЕРТЕНЗИЕЙ.

ПОНИЖЕНИЕ АД ниже нормальных цифр - ГИПОТОНИЯ.

Во время измерения АД тонометр ДОЛЖЕН находиться на уров­не сердца пациента, то есть, на уровне манжетки.

Перед измерением АД необходимо проверить, чтобы стрелка то­нометра находилась СТРОГО на нулевой отметке. ПОВТОРНО изме­рять АД можно через 1-2 минуты, предварительно выпустив весь воз-Дух из манжетки!


33


3 1393




ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ПАЦИЕНТА

ПУЛЬС - толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванные движением крови, выталкиваемой сердцем. МЕСТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУЛЬСА:

- лучевая артерия,

- височная артерия,

- сонная артерия.

- артерия тыльной стороны стопы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Кистью своей руки охватите область ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО сус­тава пациента так, чтобы БОЛЬШОЙ палец располагался на ТЫЛЬНОЙ стороне предплечья.

2. Остальными пальцами НА ПЕРЕДНЕЙ поверхности сустава пальпируйте лучевую артерию, прижимая ее к лучевой кости. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

- пульсовая волна ощущается как расширение артерии;

- исследование пульса следует начинать на ОБЕИХ руках;

- при ОТСУТСТВИИ^разницы пульса в дальнейшем ограничива­ются его исследованием на одной руке;

- у здоровых людей частота пульса СООТВЕТСТВУЕТ частоте сердечных сокращений и равна 60-80 в одну минуту;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


А24 Агкацева С.А
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации