Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. Культурология - файл n1.doc

приобрести
Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. Культурология
скачать (1274.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1275kb.05.06.2012 06:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Министерство образования и науки Украины
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б.




КУЛЬТУРОЛОГИЯ
(Учебное пособие)

г. Симферополь, 2004

Авторы: Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент Барыкин Юрий Викторович, Назарчук Татьяна Борисовна, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Культурология: Учебное пособие. Симферополь, 2004.-206 стр.

Под общей редакцией Узунова В.Н., профессора, доктора экономических наук.
Рецензенты: профессор Сараев А.Д., кандидат философских наук доцент Лукьянов С.А.

Данное учебное пособие подготовлено в виде расширенных тезисов лекций по культурологии, прочитанных в Университете экономики и управления (г. Симферополь). Целевое предназначение пособия – оказать помощь студентам-заочникам всех факультетов в самостоятельном изучении предмета. Студенты имеют возможность получить знания в области развития мировой и отечественной культуры, понять мир разнообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, ознакомиться с основными культурологическими школами, направлениями и теориями, сущностью и разновидностями художественной культуры. В нем в доступной форме последовательно изложены основные теоретические положения культурологии и истории мировой и отечественной культуры.

Пособие с успехом может быть использовано и студентами дневного отделения университета. Оно содержит ответы на главные вопросы указанного учебного курса, что позволит студенту быстро обнаружить искомый материал при подготовке к практическим занятиям, семинарам и зачетам.


Ответственный редактор – Хрулев Д.Г.
Печатается по решению ученого совета Университета экономики и управления
г. Симферополь, 2004

Содержание


Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б. 1

Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса
«Культурология» 7

1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии 7

1.2 Структура культуры 11

1.3 Функции культуры 13

1.4 Феномен культуры и его понимание 17

1.5 Культурная идентификация 20

Раздел 2. Основные культурологические концепции 24

2.1 Просветительские концепции культуры 25

2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. позитивного направления 29

Марксистская концепция культуры 31

2.3 Концепции культуры интуитивистского направления 32

2.4 Развитие представлений о культуре в России 36

Раздел 3. Бытие культуры 39

3.1 Культура и цивилизация 39

3.2 Культура и природа 45

3.3 Человек в контексте культуры 48

Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества 52

4.1 Субкультура. Контркультура 52

4.2 Кризисные явления в культуре 57

4.3 Идея равенства культур в современном мире 59

Раздел 5. Искусство в системе культуры 65

5.1 Искусство как специфическая форма отражения
действительности 65

5.2 Классификация искусств 67

5.3 Направления, течения и стили в искусстве
в историческом развитии 70

5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв 73

5.5 Современные направления и стилевые особенности
в художественной культуре 77

Раздел 6. Культура Древнего мира 79

6.1 Первобытная культура 79

6.2 Культура Древнего Египта 82

6.3 Культура древней Индии 85

6.4 Культура древнего Китая 91

Раздел 7. Античная культура 97

7.1 Культура Древней Греции и ее особенности 97

7.2 Культура Древнего Рима 103

Раздел 8. Культура европейского Средневековья 107

8.1 Культура Византии 107

8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья 110

8.3 Художественная культура Средневековья 112

8.4 Русская культура эпохи Средневековья 117

Раздел 9. Культура эпохи Возрождения 122

9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения 122

9.2 Отношение к античной и средневековой культуре 125

9.3 Художественная культура эпохи Возрождения 128

Раздел 10. Культура периода Реформации
и Просвещения 132

10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение 132

10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения 133

10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства
XVII – XVIII веков 136

10.4 Культура России XVII – XVIII веков 141

Раздел 11. Культура Европы XIX – ХХ вв 145

11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века 146

11.2 Реализм в европейской культуре ХIХ века 147

11.3 Русская культура XIX века 150

11.4 Культура Европы ХХ века 153

11.5 Культура России XX – XXI веков 157

Раздел 12. Украинская культура: становление
и развитие 163

12.1 Истоки украинской культуры 163

12.2 Культура Киевской Руси 167

12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв. 170

Раздел 13. Украинская культура: развитие
и современное состояние 176

13.1 «Украинское» барокко 176

13.2 Украинская культура Нового времени 178

13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке 182

13.4 Украинская культура на стыке двух веков 186

13.5 Возрождение украинской культуры
в 1917–1920 - х гг. 188

13.6 Украинская культура в 30 - е годы 191

13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны 192

13.8 Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе. 193

Раздел 14. Культура Крыма 199

14.1 Крым в древности и в средние века 199

14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв. 202

Тестовые задания 210

Список использованной литературы 216

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 218

Открытый таврический колледж. 219

Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса
«Культурология»




1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии



Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй – представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т. п.

Третий – рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т. д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т. п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры – это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь – самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда – agri cultura. Agri cultura – это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе – отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды – это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый – господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй – духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название – деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура – понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя – человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры – это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Министерство образования и науки Украины
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации