Основы психологического консультирования - учебник Юнита - файл n1.doc

приобрести
Основы психологического консультирования - учебник Юнита
скачать (493.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc494kb.10.09.2012 10:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Разработано И.В. Сыромятниковым, канд. психолог. наук

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
КУРС: ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Юнита 1. Основы психологического консультирования.

ЮНИТА 1




Рассмотрены теоретико-методологические основы психологического консультирования. Раскрыты виды и этапы консультирования, технология консультативного взаимодействия психолога и клиента, механизмы и приемы коррекционно-развивающего воздействия.


Для студентов Современного Гуманитарного Университета

Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 1


(С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1999

Оглавление

стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

Литература 5

НАУЧНЫЙ обзор 6

1. Сущность психологического консультирования 6

1.1. Понятие о психологическом консультировании 6

1.2. Отличия психологического консультирования от психотерапии 8

1.3. Методологические основы психологического консультирования 8

1.4. Основные виды и цели психологического консультирования 17

2. Мотивы обращения к психологу-консультанту 20

2.1. Понятие о психологическом запросе 20

2.2. Основные причины обращения к психологу-консультанту 21

3. Динамика психологического консультирования 25

3.1. Основные этапы консультирования 25

3.2. Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом

этапе консультирования 26

4. Принципы и условия эффективности консультативной

помощи 45

4.1. Личность консультанта и его позиции в процессе консультиро-

вания 45

4.2. Основные принципы консультирования 48

5. Технология взаимодействия психолога-консультанта с

клиентом 50

5.1. Основные условия эффективности работы психолога-консуль-

танта 51

6. Механизмы и приемы коррекционного воздействия 59

6.1. Основные механизмы коррекционного воздействия 59

6.2. Приемы воздействия на клиента 62

7. Критерии эффективности работы психолога-консультанта 65

7.1. Требования к поведению психолога в процессе консультирования 66

7.2. Возможные ошибки консультанта 67

7.3. Развитие профессионально важных качеств у психолога-

консультанта 69

Задания для самостоятельной работы 71

Глоссарий*




ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Сущность психологического консультирования. Понятие о психологическом консультировании. Отличия психологического консультирования от психотерапии. Методологические основы психологического консультирования. Основные виды и цели психологического консультирования.

Мотивы обращения к психологу-консультанту. Понятие о психологическом запросе. Основные причины обращения к психологу-консультанту.

Динамика психологического консультирования. Основные этапы консультирования. Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования.

Принципы и условия эффективности консультативной помощи. Личность консультанта и его позиции в процессе консультирования. Основные принципы консультирования.

Технология взаимодействия психолога-консультанта с клиентом. Основные условия эффективности работы психолога-консультанта: ориентация на понимание, на установки клиента; формирование доверительных отношений; активное слушание; анализ контекста, выяснение скрытых мыслей и чувств; поддержание мотивации долговременной работы.

Механизмы и приемы коррекционного воздействия. Основные механизмы коррекционного воздействия. Приемы воздействия на клиента.

Критерии эффективности работы психолога-консультанта. Требования к поведению психолога в процессе консультирования. Возможные ошибки консультанта. Развитие профессионально важных качеств у психолога-консультанта.

ЛИТЕРАТУРА
Базовая
1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. С.133.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.

3.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. С.240.
Дополнительная
4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1997. С.368.

5. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М., 1989.

6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995. С.128.

7. Раздуев В.А., Костин Г.В. Психологическое консультирование в вузе: Учебное пособие. М., 1996. С.50.

8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998. С.109.

9. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996. С.128.

10. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. С.-Пб., 1997. С.235.

НАУЧНЫЙ ОБЗОР*
1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Понятие о психологическом консультировании
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.

Консультирование, как вид психологической помощи человеку, тесно связано с развитием психологии как науки и практической деятельности.

Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п. Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Однако реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше “научного” существования психологии. Испокон веков люди, осуществляющие накопление душеведческого опыта, становились своеобразными источниками психологических консультативных “услуг”, т.е. неформальными психологами. Трудности, испытываемые людьми, не ограничивались рамками медицинских проблем, поэтому репертуар психологических услуг был довольно широким. Всевозможные знахари, ведуны, шаманы осуществляли свои психологические предвидения и прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций. Прекрасным примером психологической помощи является религиозная исповедь верующего служителю церкви.

Эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, выведя ее тем самым из-под “крыла” медицины. Начало немедицинской психотерапии совпало с появлением в начале XX в. первых психологических и психотерапевтических школ, и в первую очередь, психоанализа. Поистине революционным тогда было признание того, что причины многих болезней вообще лежат за пределами медицины и могут быть преодолены сугубо психологическими методами. Таким образом, если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются психологи, работники других социальных служб.

Позднее, в 50-х гг., содержательно и организационно оформляется консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи. Она исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т.е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.

В отечественной практической психологии существует несколько подходов к пониманию сущности психологического консультирования.

Так, по мнению Обозова Н.Н., психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздейс­твия является, прежде всего, изменение установки клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соот­ветствии с этим новым видением изменить свое отношение к проис­ходящему и свое поведение.

С точки зрения Копьева А.Ф., ключевым событием консуль­тирования является момент “диалогического прорыва”, который представляет собой кульминационную точку консультативного про­цесса, в котором происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия. Консуль­тация, правильно построенная, прямо или исподволь подводит клиента к диалогу, с одной стороны, раскрывает болезненную ситуа­цию, а с другой - высвечивает здоровые силы, способные к измене­нию.

Некоторая неопределенность предмета консультирования отражается не только в различном понимании динамики и основных механизмов коррекционно-развивающего эффекта консультативного взаимодействия, но и в разнообразии определений самого понятия “психологическое консультирование”. Так или иначе, все они в совокупности включают следующие основные аспекты:

1. Консультирование помогает клиенту осознать свою роль в возникновении проблемы.

2. Консультирование помогает человеку выбрать вариант решения этой проблемы.

3. Акцентируется ответственность и способность самого клиента к принятию самостоятельных решений в дальнейшем.

4. Консультирование способствует развитию личности и помогает обучаться новому поведению.

5. Непременным залогом успешности консультирования является эффективное консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом.

Таким образом, психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
1.2. Отличия психологического консультирования

от психотерапии
Консультативная психология представляет со­бой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности.

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы чисто “консультативные” по своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии в обычном смысле этого слова. Это, в первую очередь, интерперсональные проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психо­логические проблемы уже настолько осложнились, что нуж­даются в долговременной коррекции их последствий. Консуль­тирование же - прежде всего превентивная, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложне­ний. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в кон­сультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотера­пии), признании за человеком права на большую вариатив­ность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицин­скую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально-психологического обучения (АСПО), психотренингов и т.п. Но использует их не для лече­ния (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому че­ловеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений, задействовании для этого внутренних ресурсов самого клиента, а также развитие его личности. В этом отношении большую роль играет ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание ценностей клиентам.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов чело­века. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической инфор­мации, стимулирование его собственных потенций на борьбу с психологическими трудностями и лишь за неимением лич­ностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один очень существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта традиционно не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

Таким образом, соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (см. табл. 1).
Соотношение различных видов психологической помощи

с состояниями психики человека

Таблица 1

Состояние психики

Вид помощи

Болезнь


Психиатрия. Медицинская психотерапия

Начальные отклонения в психике

от нормы

Немедицинская психотерапия и психокоррекция



Психическая норма


Консультирование. Активное социально-психологическое обучение
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации