Программа работы психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими поведенческие нарушения - файл n1.doc

приобрести
Программа работы психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими поведенческие нарушения
скачать (246.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc247kb.10.09.2012 10:54скачать

n1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова»


Северодвинский филиал

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050717- Специальная дошкольная педагогика и психология
Программа работы психолога с детьми,

имеющими эмоционально-волевые и поведенческие нарушения
Письменная работа

студентки 2 группы ОЗО

Усмановой

Альфии Нургалиевны

Научный руководитель -

преподаватель кафедры психологии

и психофизиологии

Демидова Ирина Геннадьевна

Северодвинск

2009

Тема: ПРОГРАММА РАБОТЫ С АГРЕССИВНОСТЬЮ
Актуальность проблемы: анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы с детьми в ДОУ показали, что агрессивность — одно из самых распро­страненных поведенческих нарушений среди детей дошкольного возраста.

Агрессивность — это свойство личности, вы­ражающееся в готовности к агрессии, т. е. мотивированному деструктивному поведению, противоречащему нормам и правилам су­ществования людей в обществе, наносящему вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящему физический и моральный ущерб людям или вызывающему у них психологи­ческий дискомфорт (Реан А.А. Психология изучения личности.).
Выявление проблемы:















1) оценить поведение проблемного ребенка по критериям определения агрессивности (М. Алворд, П. Бейкер), в течение не менее шести месяцев в его поведении должны проявляться 4-8 признаков.

2) специальную анкету «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992), в которой 15-20 баллов указывают на высокую агрессивность.

Методы диагностики

После выявления проблемы (например, агрессивный ребенок 6 лет в старшей группе ДОУ) психолог выяс­няет возможные причины его поведения с помощью различных методов диагностики.

Участниками диагностических обследований являются: ребенок, родители, воспитатели группы.

Предлагаемые методики помогут психологу получить важную информацию по выявленной проблеме; технология проведения, способы интерпретации подробно описаны в специальной литературе.
1. Диагностика ребенка:

1)Изучение медкарты (анамнеза, сроков развития, имеющихся диагнозов, состава семьи и др.);

2)Предварительная беседа с ребенком (о семье, других детях в ней, об интересах, друзьях), «Интервью с ребенком» (Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков);

3)Наблюдения за поведением ребенка на занятиях, в свободной деятельности, в отношениях с педагогами, родителями, детьми (с ведением фотозаписей протоколов); 4) Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Клюевой Н. В. и Ю. В.Филипповой (см. Н. В. Клюева, Ю. В.Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 7-8);

5)Тест «Руки» (Hand-Test) Э. Вагнера (см. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999,с. 292-293);

6)Тест «Сказка» Л. Дюсс (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 72-78);

7) «Детский апперцептивный тест» (ДАТ) (см. Н.В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 17-26);

8)Проективные рисуночные тесты: «Кинетический рисунок семьи» (КРС), «Несуществующее животное» (с рассказом о нем), «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) (см. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996; Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты);

9) Изучение работ продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация по замыслу).
2. Диагностика родителей:

1)Предварительная беседа о ребенке, взаимоотношениях с ним, с другими детьми в семье;

2)Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка (утренний привод в группу, вечерний уход домой);

3) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т.М.) (см. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. 2002, с.15-16);

4)Тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (см. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996);

5)Тест «Руки» (Hand-Test).




3. Диагностика педагогов:

1) Наблюдение за взаимоотношениями воспитателей и ребенка в различных видах деятельности;

2)Устное сочинение «Портрет ребенка» (по типу «Родительского сочинения» В.В.Столина);

3)Анкета для воспитателя детского сада (см. Психолог в детском дошкольном
учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В.Лаврентьевой. М., 1996, с. 140-142);

4) Анкета «Признаки агрессивности» (см. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. 2002, с.15-16);

5)Тест «Руки» (Hand-Test).
Результаты диагностики
Данные, полученные в ходе проведенных методик, психолог интерпретирует, используя количественный и качественный анализ.

Итак, можно предполагать:
























Таким образом, анализ результатов диагностики позволяет сделать заключение о наличии у данного ребенка поведенческого нарушения – защитной агрессивности.


Рекомендации:
1.Составить программу коррекционных мероприятий с ребенком по направлениям:

- Работа с гневом. Обучение приемлемым спо­собам выражения гнева.

- Обучение навыкам распознавания и контроля, умению вла­деть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
2.Провести консультативные беседы с родителями и педагогами по данной проблеме, акцентируя внимание на:







Проект коррекционной программы,

направленной на снижение уровня агрессивности


Цель программы – оптимизация и нормализация способов поведения, связанных с защитной агрессивностью.



Задачи:


В соответствии с задачами программа реализуется в 3 этапа, на каждом ребенок выполняет определенный комплекс заданий. Форма работы – индивидуальная, 2 раза в неделю, по 20-30 минут.

Этап 1. Задания на проявление чувства гнева


«Конкурс художников»

Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых изобра­жения «злого» персонажа и предлагает ребенку поиграть в художни­ков, которые сумеют сделать его «добрым». Выиграет тот, чей пер­сонаж окажется «добрее». Ведущий и ребенок берут по рисунку затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовыва­ют своему персонажу пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

«Почему подрались дети»

Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей и при­думать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки с аналогичной тематикой.



«Школа пугания»

Взрослый предлагает поступить в необычную школу — «школу пугания», где детей учат пугать друг друга.

Урок 1. «Испугаем по-разному»

Ребенок придумывает способы «пугания», а взрослый их записы­вает, если ребенок затрудняется словесно выразить предлагаемые ва­рианты, помогает ему. Как правило, дети называют крик, громкий стук, страшные слова, страшный смех, страшное лицо или картинку.

Далее ребенок должен испугать взрослого тем или иным спосо­бом из составленного списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом ребенок должен строго следовать предложенному заданию. Можно предложить ему подойти к зеркалу и убедиться, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т.п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.

В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изу­ченное» в этой школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят о ней не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада.

Занятие должно заканчиваться расслаблением. Можно предложить ребенку удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки, и некоторые негромко называет, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.

Урок 2. «Страшный рисунок»

Ребенку предлагают нарисовать что-то очень страшное, затем он вспоминает, как можно испугать человека, и показывает эти спо­собы (пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.

Урок 3. «Страшная маска»
Ребенку предлагают, используя кусочки пластилина, «нарисо­вать» маску какого-либо страшного персонажа. Взрослый следит, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов, «где он живет», «что он любит» и т. п., побуждает ребен­ка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа, а также изображению рта и средствам агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), свидетель­ствам агрессии (кровь). После того как маска будет готова, ребенок может примерить ее на себя, рассмотреть себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого-либо. А затем самому немного попу­таться. В этом случае маску надевает ведущий.




Урок 4. «Страшная рука»

С помощью пластилина ребенок изображает на бумаге руку страш­ного персонажа. Сначала он обводит карандашом свою руку, затем обмазывает ее пластилином, чтобы она стала очень-очень страшной.

Урок 5. «Страшный рисунок на полу»

Ведущий предлагает ребенку нарисовать «страшное существо» в полный рост. На пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит его контуры. Затем ребенок и взрослый раскрашивают полученный рисунок так, чтобы он был похож на выбранный ребенком образ страшного персонажа. Если на предыдущих занятиях была изготовлена «страшная маска», можно ее положить на рисунок. (Необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка.)

Урок 6. «Страшный кукольный театр»

Ребенок сначала вырезает по контуру изготовленного на про­шлом занятии «страшного персонажа», затем ему предлагают устро­ить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной) — это ширма, сверху раскладывают «страшного персона­жа». Взрослый зритель хлопает, как перед началом спектакля. Ребе­нок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица того персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т.п.

Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — этим страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был хорошим человеком, которого заколдовала злая ведьма. Теперь он, хоть и совершает злые дела, грустит и чувствует себя одиноко.

Страшный персонаж просит зрителей расколдовать его.

Ребенок расколдовывает страшного персонажа, а затем идет за ширму и придумывает свой рассказ, по возможности похожий на только что прослушанный. Взрослый расколдовывает его «героя» и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же заколдованных ужасов.



«Планеты»

Ребенку предлагают путешествие по планетам, которые он приду­мает сам.

Взрослый раскладывает на столе круги разного размера — пла­неты, а ребенок дает им названия, рассказывает, кто живет в каж­дой из них. Затем они путешествуют по этим планетам, общаются с их обитателями.


«Ты пугаешь — я пугаю»

Ребенок и ведущий по очереди пугают друг друга и боятся друг друга. При этом ведущий предупреждает ребенка, что пугать и бо­яться нужно как можно громче.




«Испугаться по-разному»

Ребенка просят придумать и показать, как можно по-разному испугаться. Если упражнение проводится с ассистентом, полезно провести конкурс: кто лучше испугается.

Этап 2. Задания на перевод агрессивности из деструктивного фактора развития в конструктивный

«Я могу защитить»

Ребенок и ведущий перебрасываются мячом и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить». Если ребенок доста­точно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить, по­тому что».

«Три подвига Андрея»

Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто драл­ся. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую пла­нету. Вернуться домой Андрей мог, совершив три опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное заня­тие.

«Игрушечная история»

Для игры требуется наличие маленьких игрушек. Взрослый ста­рается повернуть сюжетную линию истории так, чтобы ее герой использовал агрессию в целях защиты кого-либо.

Этап 3. Задания на формирование доверия к окружающему миру

«Я не упаду»

На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку около 2 м) так, чтобы получилась какая-либо замысловатая фигура. Ребе­нок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами (пяточка одной касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево», «шаг впра­во» и т.п. Ребенок должен, не сходя с каната, дойти до его конца. Упражнение можно повторять несколько раз, начиная с простых фигур из каната, и постепенно усложнять их.

«Мышарик»

Ведущий предлагает ребенку послушать очень страшную сказку. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, изоб­ражая движения ее персонажей своими руками на спинке ребенка.

«Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у... около шейки (ведущий бегает своими пальцами по спине ребенка, затем «ложится спать» около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к... (ведущий скачет пальцами по спине ребенка). Нашел мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца».

Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Веду­щий соответственно разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком и его победы. После этого у мышарика болит живот, он идет в туалет, а затем снова весело гуляет по спине ребенка.



«Мячик»

Ребенок садится на корточки, прижимая голову к коленям. Взрос­лый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий или присутствуют двое взрослых, «мячик» можно поднять несколько раз вверх, покидать друг другу.
Консультации с родителями

Консультирование родителей агрессивного ребенка может проходить в следующих формах:



По результатам диагностики психолог приглашает роди­телей (чаще – маму) на консультацию и предлагает обсудить некоторые трудности в развитии ребенка.

Консультативную беседу можно условно разделить на четыре части.
1.Введение в проблему. Психолог настраивает родителя на адекватное восприятие информации, например, высказав мысль о том, что «в наш атомный век трудности в воспитании детей (в понимании, общении с ними…) возникают у многих родителей…» и т. п.; разъясняет родителю необходимость в проведении индивидуальной работы с ребенком в условиях сотрудничества.
2.Анализ проблемы. Психолог раскрывает родителю конкретную проблему его ребенка, по результатам диагностики (на примерах), чтобы родитель имел возможность сравнить замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. В этом случае он, вероят­нее всего, согласится с тем, что выявленное психологом нарушение у ребенка присутствует. Можно попросить родителя приве­сти собственные примеры, подтверждающие наличие у ребенка неадекватного поведения и др.
3.Выявление причин нарушения. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет выявленное нару­шение, то, вероятнее всего, он попросит объяснить причины такого поведения, непослушания, агрессивных действий. Здесь очень важно избежать появления у него чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей ра­боте, поскольку родители не хотят признавать, что допустили ошиб­ку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в ра­боту столь рьяно, что могут спровоцировать какое-либо другое на­рушение. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие-то объективные причины. Какие? Родитель с удовольствием сам подберет их: конфликты между супругами, финансовые про­блемы, необходимость много работать, частая смена жительства, стиль воспитания (отца) в семье, повсеместная демонстрация сцен насилия и т. п. Психологу следует согласиться с родителем, добавив, что со­временные социально-экономические условия сильно обостряют дей­ствие этих причин.
4.Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спра­шивают: «Что делать?», т. е. они понимают, что нарушение имеется, и причины им ясны, но важно знать, как изменить ситуацию.

1)Сейчас можно деликатно сообщить родителю, что его общение с ребенком неэффективно и даже закрепляет такой неправильный стиль поведения, форму взаимодействия с окружающим миром (детьми, животными, взрослыми и др.).

Здесь можно использовать сравнение с аллергией. Если ребенок-аллергик обладает по­вышенной чувствительностью к некоторым продуктам питания, они могут спровоцировать заболевание, даже такие полезные детям, как, к примеру, молоко. Так же обстоит дело и с проблемой психологи­ческого здоровья. Нездоровый в психологическом плане ребенок не воспринимает некоторые психологические воздействия, более того, они ухудшают его состояние, в то время как здоровому ребенку могли бы быть полезны. Поэтому неблагополучному ребенку нужна особая «психологическая диета», организовать которую может толь­ко любящий родитель.

2)Психолог должен донести до родителей необходимость демонстрировать ребенку свою безуслов­ную любовь, т. е. любовь не за что-то или при определенных усло­виях, а несмотря ни на что и ни на какие условия (т. к. многие дети считают, что родители их любят, только когда они хорошо ведут себя или учатся…).

Можно предложить родителям прочесть ему сказку, приведенную ниже (текст на консультации психолог читает вслух, затем отдает родителям)
Сказка о букашке Сашке



Букашка Сашка очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но, как ему казалось, мама часто не любила его. На­пример, когда он в детском саду дрался, а воспитательница маме жало­валась, она его дома в угол ставила и кричала, что откажется от него, такого нехорошего. А когда букашка Сашка сам одеваться не хотел, спать не хотел ложиться или как-нибудь по-другому не слушался, она говори­ла, что дяди милиционеры непослушных мальчиков собирают в специ­альные домики и там учат их послушанию.

Букашка Сашка очень хотел, чтобы мама его любила, и часто спра­шивал: «Мама, а ты любишь меня?» И она всегда отвечала одинаково: «Люблю, когда ты себя хорошо ведешь». «Значит, когда я плохо себя веду, мама меня совсем не любит», — решил Сашка.

И вот случилось с Сашкой в детском саду сразу три «плохо». Синяк букашке Наташке на лбу поставил, в лужу упал и штаны измазал, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня совсем не бу­дет любить, — решил Сашка, — а может быть, даже в специальный детский домик для непослушных отдаст. Лучше убегу я в Америку». Тихо­нечко выскочил он из группы на улицу и остановился. Где Америка на­ходится, он и не знает. Стал он по улицам бродить, у взрослых спраши­вать, а те только смеются.

А тем временем пришла за Сашкой в детский сад мама. А Сашки-то нет. Бросились все искать его. Воспитательница ищет, заведующая ищет, и даже медсестра ищет. А мама сидит на маленьком детском стульчике и плачет: «Где мой Сашка?» «Он, наверное, боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает», — прошептала из-за угла ей букашка Наташка. А мама тогда еще громче заплакала: «Как же я могу разлюбить своего сына! Мама любит своего ребенка всякого: беленького и черненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?»

А Сашка уже устал искать Америку, ноги промокли, и есть захоте­лось. И хорошо, что не успел он далеко от своего сада уйти. Вернулся Сашка в детский сад. А там мама. Отшлепала мама Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашелся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал ее за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей».


3) Далее психолог предлагает «Психологическую диету» (Рекомендации, Шпаргалку, Советы…):



4)В завершении психолог рассказывает:


Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В этих случаях можно использовать наглядную инфор­мацию, которая размещается в уголке для родителей. Приведен­ная ниже таблица может послужить примером такой информации.





Стили родительского воспитания (в ответ







на агрессивные действия ребенка)

Стратегия

Конкретные примеры

Стиль поведения

Почему ребенок

воспитания

стратегии

ребенка

так поступает

Резкое подавление

«Прекрати!»

Агрессивный.

Ребенок копирует

агрессивного поведения

«Не смей так говорить».

(Ребенок может прекратить

родителей и учится у них




Родители наказывают

прекратить сейчас,но

сейчас, но выплеснет свои

агрессивным формам




ребенка

отрицательные эмоции проявятся в другое время и в другом

поведения







другом месте)



























Игнорирование агрессивных

Родители делают вид, что

Агрессивный.

Ребенок думает, что делает

вспышек ребенка

не замечают агрессии

(Ребенок продолжает

все правильно и агрессивные




ребенка, или считают, что ребенок еще мал

действовать агрессивно)

формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку

Если родители видят, что

Скорее всего, ребенок

Ребенок учится анализи-

ребенок разгневан, они

научится управлять своим

ровать различные ситуации

выплеснуть агрессию

могут вовлечь его в игру,

гневом

и берет пример со своих

приемлемым способом и

которая снимет его гнев.




тактичных родителей

в тактичной форме

Родители объясняют







запрещает вести себя

ребенку, как надо вести







агрессивно по отношению к другим

себя в определенных ситуацмях


ситуациях







другим

ситуациях









Подобная таблица может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о при­чинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с психологом (воспитателями).

Главная цель наглядной информации — показать родителям, что од­ной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближай­шем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.
Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким об­разом они или их дети могут выражать свой гнев, надо размес­тить на стенде или в папке-передвижке в группе следующую информа­цию:
1. Копить или поделиться?

Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровож­дается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре при­нято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в дет­ском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги.

Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдер­живать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобраз­ной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «ко­пилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это за­вершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматичес­ким проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям.

К. Изард (1999) публикует клинические данные, полу­ченные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических рас­стройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псо­риаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны учиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразру­шительными способами.


Позитивные и негативные способы выражения гнева (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)


Позитивные

Негативные

Вежливость

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Стремление найти решение

Использование ругательств и угроз

Выражение основной жалобы без уклонения в сторону

Использование словесных оскорблений


Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка.

Например, игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавли­вать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизиру­ющую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, пригла­шает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.


2. Шпаргалка для взрослых, или

Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения

  1. Быть последовательным в наказаниях ребенка,
    наказывать за конкретные поступки.


  1. Наказания не должны унижать ребенка.

  2. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  1. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

  2. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

  1. Развивать способность к сопереживанию.

  2. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных
ситуациях.


11.Учить брать ответственность на себя.
Беседы с педагогами
Работу с педагогами психолог начинает с выявления проблемы, собственно диагностики, затем знакомит с результатами обследования всех участников, при этом руководствуясь принципами «Этического кодекса педагога-психолога» (конфиденциальности, компетентности, правомочности и др.)

Далее ведется работа по просвещению педагогов о данном нарушении, рассматриваются понятия: агрессия, агрессивность, причины агрессивности, методы их коррекции (можно предложить в качестве наглядности-памятки таблицу – см. ниже).

Также педагогам будет полезно ознакомиться с информацией, подобранной психологом для родителей: «Психологическая диета», «Позитивные и негативные способы выражения гнева», «Шпаргалка для взрослых…» и др. (см. предыдущий раздел).

Обобщая результаты диагностик, психолог предлагает приемы специфического воз­действия педагога на ребенка с защитной агрессивностью (примерный текст беседы):

- Ребенок не рождается агрессивным, хотя биологические предпосылки агрессивности возможны. Чаще она фор­мируется на фоне негативных взаимоотношений в семье ребенка. Отчужденность, холодность, безразличие к его интересам — вот ос­новные причины агрессивности, которые, правда, не всегда вы­являются. Мать может выглядеть гиперопекающей и даже сверхтре­бовательной к ребенку или по отношению к педагогам, нарушаю­щим, по ее мнению, его интересы. Однако за этим можно увидеть недоласканность, недолюбленность ребенка в семье (примеры из диагностики)

Следующий значимый фактор — стиль воспитания. Чаще всего агрессивный ребенок вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда родители непоследовательны и непредсказуемы в выборе реакций на отклоняющееся поведение. Им обычно не хватает терпения или времени научить ребенка сле­довать определенным правилам поведения. Кроме того, они выби­рают неэффективные способы реагирования на его агрессивное по­ведение: либо слишком терпимое, либо излишне жесткое. Исполь­зуя жесткие наказания, родители показывают детям пример агрес­сивности. Кроме того, дети учатся противостоять родителям. И если они все-таки меняют свое поведение, то оно не становится внут­ренней ценностью. Наказание лишь заставляет ребенка скрывать проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

На закрепление агрессивного поведения влияет также общение с братьями или сестрами. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, ре­зультатом насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье становится усвоение силовых моделей поведения. Ребенок, привыкший агрессивно реагировать на брата или сестру, обычно так же ведет себя со сверстниками (примеры из беседы с родителями и др.)

Зная это, мы можем попытаться ослабить негативное влия­ние семьи на ребенка, по возможности дать ему то, чего он не смог по каким-либо причинам получить дома.

Первое и главное условие успешной работы ребенок должен чувствовать интерес и внимание к себе воспитателя. Однако проблема в том, что не всякий педагог умеет любить и научиться этому прак­тически невозможно. Только отношения, основанные на любви, рождают доверие ребенка к педагогу, в противном случае все по­следующие рекомендации окажутся бесполезными. Кроме того, труд­но складываются отношения, если ребенок переносит чувство гнева с родителей на педагога. Здесь педагог «не должен забывать, что сопротивление ребенка, его недоверие, его агрессивность относятся не лично к нему, а выражают лишь его конкретные трудности, и педагог в настоящий момент является всего лишь доступным парт­нером, на котором тот может разрядиться» (Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000. — С. 117)

Далее нужно научить ребенка следовать определенным правилам поведения и адекватно реагировать на ситуации принуждения. Та­ких ситуаций не должно быть очень много, и они должны быть посильны ребенку. Конечно, за каждой ситуацией принуждения сле­дует похвала педагога. К примеру, агрессивные дети не умеют сдер­живать удовлетворение своих потребностей (любая задержка непе­реносима), и нужно специально обучать их терпению (так, если ребенок хочет первым ответить, попросить его подождать, затем за это похвалить).

Как реагировать на агрессивное поведение ребенка? Строгие на­казания или попустительство приводят к закреплению агрессивно­сти. Кроме того, строгость может привести к подавлению агрессив­ных импульсов в присутствии педагога, но зато они бурно выплес­киваются в ситуации свободы. Перед педагогом стоит трудная зада­ча — найти способ разумного подавления агрессивности. При этом нужно обязательно разъяснить ему справедливости наказания, что­бы у ребенка появилось чувство вины, но не страх и враждебность. Следует помнить, что «наказание должно быть напря­мую связано с поведением ребенка, чтобы акт наказания осуществ­лялся по возможности сразу после агрессивного поступка. <...> Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. <...> Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершен­ного поступка» (Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. — С. 103)

Недопустимо угрожать наказанием, но потом не наказывать, поскольку это будет ассоциироваться у ребенка с непоследователь­ностью взрослых. Иногда эффективным наказанием может стать временная изоляция, она не воспринимается ребенком как демон­страция к нему неприязненного отношения. И, наконец, по возмож­ности нужно предлагать ребенку альтернативу поведения, за кото­рое он наказан, чтобы заложить фундамент будущих поощрений.

Важно также специально обучать агрессивных детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (необязательно агрессивного). Как правило, они склонны искать причины трудностей во внешних об­стоятельствах или в других людях, но не в себе. Следует содейство­вать постепенному переходу к принятию ответственности за свои действия на самого себя. Кроме того, эти дети, как правило, не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения. Поэтому нужно обсуждать с ребенком причины, выз­вавшие агрессивные действия, и их последствия. Полезно вызывать у ребенка сопереживание к другим детям и взрослым, желание по­мочь, если это необходимо.

Чаще всего агрессивные дети не уверены в себе, поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление собственного Я. Ребенок должен научиться верить, что у него хватит сил для достижения успеха без применения агрессивно­го поведения. Эти дети отличаются честолюбием и стремлением к общественному признанию. Их можно ставить в условия соревновательности, а для направления активности в позитивное русло да­вать ответственные, но посильные поручения. Нужно учитывать их стремление к лидерству и возможность негативного проявления этого чувства. Стремление к лидерству содержит в себе большой развива­ющий потенциал, если суметь подобрать ребенку конкрет­ную область лидерства и поможет ему осуществить свои устрем­ления.

В завершении беседы психолог предлагает воспитателям картотеку игр, способствующих снижению агрессивности у детей дошкольного возраста (и/или проводит их в группе, где работают педагоги) (см. «литература», ист.1,2,4,5)
Причины агрессивности детей

и методы их коррекции

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

подвижные игры

спортивные эстафеты

«минутки радости» между
занятиями

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

беседа с родителями

направление к психологу

наблюдение за поведением
ребенка совместное включение в
сюжетно-ролевые игры

налаживание эмоционального
контакта с ребенком

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

- //- //-

4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

беседа с родителями

направление к психологу

5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

- препятствовать появлению в
группе таких игрушек или
направлять их агрессивный
потенциал в положительное
русло

- проигрывать и оговаривать
сюжеты положительных
мультфильмов и сказок

- ненавязчивые разъяснения
поступков действующих лиц

- давать способы и образцы
миролюбивых способов общения

- обсуждать книги,
предусмотренные программой

- перевод драк в конструктивное
русло: игры в пиратов,
похитителей, сокровищ

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые
игры, игры на понимание
эмоционального состояния

- психогимнастика, игры на
мимическое и пантомимическое
самовыражение

-обучение приемам саморасслабления


Предположительные результаты
В условиях сотрудничества психолога с воспитателями и родителями (принятие проблемы, выполнение рекомендаций и др.) прогноз коррекции положительный.

Критериями эффективности проводимой коррекционной работы могут служить:


В случае равнодушного отношения родителей (педагогов) к факту проявлений агрессивности и предложениям психолога (коррекция нарушения) прогноз оценивается как сложный.
Направления дальнейшей работы
После прохождения всех этапов индивидуальной коррекционной программы ребенка необходимо включать в коллективные (подгрупповые) занятия на снижение уровня агрессивности для того, чтобы он (под конт­ролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодей­ствовать с окружающими.

Например, ребенок может участвовать в таких играх: «Обзывалки» (Н. Л. Кряжева, 1997)(Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме); «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997) (способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать); «Жужа» (Н. Л. Кряжева, 1997) (научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им возможность посмотреть на себя глазами окружающих); «Маленькое приведение» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) (научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопив­шийся гнев); «Каму­шек в ботинке» (К. Фопель) (помочь вербализовать свое состояние, снизить эмоциональное напряжение) и др.
Возможно, что у ребенка с агрессивностью в процессе коррекционной работы проявятся сопутствующие нарушения: тревожность, страхи, с которыми психологу также придется работать.


Использованная литература


  1. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. - СПб., 2000.

  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с ги­перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб., 2002. - С. 39-70

  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И. Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М., 2003. – С. 53 -93.

  4. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., 2004. – 80 с.

  5. Хухлаева О. В.Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. —

  6. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – С.46-96.

  7. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н /Д., 2006. – С. 99-109.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации