Аналитическая химия. Лабораторный практикум - файл n1.doc

Аналитическая химия. Лабораторный практикум
скачать (394.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc395kb.10.09.2012 10:12скачать

n1.doc

Федеральное агентство по образованию

________________________________________________________________________________________________

ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ» в г. КАЛУГЕ
Кафедра технических и естественнонаучных дисциплин



Лабораторный практикум




по дисциплине «Аналитическая химия» для студентов специальности _________


Студент_____________________

Шифр_______________________

Группа________курса факультета

технологического менеджмента





Сумма баллов

Дата

Подпись преподавателя

Модуль I










Модуль II










Модуль III











Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Технических и естественнонаучных дисциплин» филиала МГУТУ в г. Калуге
Протокол от «___» _____________ 200_ г.
Зав. кафедры Глухова Н.А.


Авторы: старший преподаватель Съедина Т.В.,

старший преподаватель Кривова Ю.С.

Рецензент: к.с.х.н., доцент Коробкова О.И.


Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ и самоконтроля знаний по дисциплине «Аналитическая химия», рассматриваются следующие темы: «Титрование», «Фотоколориметрия», «Рефрактометрия» и «Потенциометрия».

Также студентам предлагается ответить на вопросы тестовых заданий. При ответе на вопрос теста студенту необходимо вписать правильный ответ в бланк для ответов. В случае получения неудовлетворительного результата студентам необходимо проработать материал с использованием литературы.

При выполнении эксперимента студентам необходимо занести в тетрадь наблюдения, вычисления по работе, построить графики, схемы и уравнения реакций и выводы.
Лабораторная работа № 1
Приготовление первичного стандартного раствора щавелевой кислоты H2C2О4 · 2Н2О
Стандартный раствор готовят из химически чистой щавелевой кислоты. Молярную массу эквивалента щавелевой кислоты рассчитывают, исходя из реакции взаимодействия с гидроксидом натрия, протекающей по уравнению:

H2C2О4 + 2NaOH = Na2C2О4 + 2Н2О

H2C2О4 + 2OH = C2О4 + 2Н2О

Из уравнения следует:



Расчет навески для приготовления первичного стандартного раствора ведут по формуле:




  1. Ход работы


Рассчитанную навеску щавелевой кислоты взвешивают в боксе сначала на технических весах, а затем точно на аналитических весах. Навеску через воронку количественно переносят в мерную колбу, растворяют в дистиллированной воде, добавляют воды до метки и тщательно перемешивают.
2. Протокол работы
1.1. Масса пустого бюкса на технических весах

1.2. Масса пустого бюкса на аналитических весах

1.3. Масса бюкса с навеской на технических весах

1.4. Масса бюкса с навеской на аналитических весах

1.5. Масса навески
3. Расчет результатов работы
3.1. Расчет молярной концентрации эквивалента H2C2О4 · 2Н2О



3.2. Расчет титра H2C2О4 · 2Н2О


3.3. Расчет поправочного коэффициента

Вывод: приготовлен раствор первичного стандарта H2C2О4 · 2Н2О по точной навеске с K = _____ к 0,1 н. раствору.

Лабораторная работа № 2

Определение содержания серной кислоты
Реагенты: Щавелевая кислота H2C2О4 · 2Н2О; 0,1н раствор (первичный стандарт).

Гидроксид натрия NaOH (или калия КОН); 0,1н раствор (вторичный стандарт, титрант).

Индикатор - фенолфталеин.
I. Установление концентрации раствора NaOH
Концентрацию (С, Т) NaOH устанавливают по первичному стандартному раствору исходного вещества, например, по щавелевой кислоте.

  1. Ход работы


Бюретку тщательно промывают водой и ополаскивают приготовленным раствором NaOH; затем, подставив под неё стакан, открывают зажим и заполняют раствором оттянутый кончик бюретки, чтобы в нем не осталось пузырьков воздуха. Устанавливают уровень NaOH в бюретке на нуле.

Мерную пипетку ополаскивают стандартным раствором щавелевой кислоты, после чего отмеряют 10 мл его и переносят в коническую колбу; прибавляют 2 – 3 капли фенолфталеина и титруют при непрерывном помешивании раствором NaOH до появления бледно-розовой окраски, не исчезающей около 30 секунд.

При этом протекает реакция по уравнению:

H2C2O4 + NaOH = Na2C2O4 + 2H2O

Титрование проводят не менее трех раз до получения сходящихся результатов (+/ – 0,1мл).
2. Протокол работы
2.1. Объём раствора щавелевой кислоты взятый для титрования

2.2. Объём раствора щелочи, пошедший на первое титрование

2.3. Объём раствора щелочи, пошедший на второе титрование

2.4. Объём раствора щелочи, пошедший на третье титрование

2.5. Средний объём раствора щелочи

3. Расчет результатов работы
3.1. Расчет молярной концентрации эквивалента щелочи:


3.2. Расчет титра гидроксида натрия:


3.3. Расчет поправочного коэффициента:



Вывод: установлена точная концентрация NaOH с K = _____ к 0,1н.
II. Определение содержания серной кислоты в растворе

  1. Ход работы


Полученный объём анализируемого раствора серной кислоты в мерной колбе доводят дистиллированной водой до метки и тщательно перемешивают. Мерную пипетку ополаскивают приготовленным раствором серной кислоты, отбирают 10 мл этого раствора в коническую колбу и добавляют 2–3 капли фенолфталеина.

Титрант – раствор гидроксида натрия NaOH – наливают в бюретку и устанавливают уровень раствора на нуле, заполнив кончик бюретки. Раствор серной кислоты титруют при перемешивании раствором NaOH до появления, неисчезающей в течение 30 сек. бледно-розовой окраски. Титрование повторяют 2–3 раза.
2. Протокол работы
2.1. Объём раствора H2SO4, взятый для титрования.

2.2. Объём раствора NaOH, пошедший на первое титрование

2.3. Объём раствора NaOH, пошедший на второе титрование

2.4. Объём раствора NaOH, пошедший на третье титрование

2.5. Средний раствор объём щелочи
3. Расчет результатов работы
3.1. Расчет молярной концентрации эквивалента H2SO4


3.2. Расчет титра гидроксида натрия по серной кислоте




3.3. Содержание (масса) H2SO4 в объёме мерной колбы:


Вывод:

Лабораторная работа № 3
Фотоколориметрическое определение железа в винах с помощью роданида калия

Ход работы

1. Приготовление растворов с известной концентрацией железа

Для построения градуированного графика в четыре мерные колбы на 100 см вносят 5 , 10 , 15 , 20 см HNО3, по 6 капель 30% Н2О2, по 40 см3 5% раствора KSCN и доводят дистиллированной водой до метки.

2. Определение оптической плотности растворов

Спустя 30 минут по завершению химических реакций, измеряют абсорбционность каждого из растворов на приборе с зелёным светофильтром в кюветах с толщиной слоя 10 мм. В одну кювету наливают раствор фона, а в другую кювету - раствор с содержанием железа 100 мкг и измеряют абсорбционность (оптическая плотность).

Каждое определение следует повторить 3 раза. Далее, меняя раствор во второй кювете, находят абсорбционность для растворов с содержанием железа 200, 300, 400 мкг.

Результаты определения заносят в таблицу 1.

Таблица 1.

Взято стандартного раствора, см3

Содержание Fe в

стандартном растворе, мкг

А


1

2

3

среднее

5

100

0,02

0,02

0,02

0,02

10

200

0,05

0,05

0,05

0,05

15

300

0,11

0,11

0,11

0,11

20

400

0,17

0,17

0,17

0,17


3. Построение градуировочной кривой

На основании полученных данных строят градуировочную кривую. На ось абсцисс откладывают содержание железа в мкг, а на оси ординат - А.


Анализ вина

4. Приготовление раствора вина

Для определения железа готовят раствор вина. В мерную колбу на 100 см3 берут 20 см3 вина, 2 см3 HNО3, 6 капель 30% Н2О2, 40 см 5% раствора KSCN и доводят содержимое колбы до метки дистиллированной водой. Затем измеряют А - абсорбционность исследуемого вина и по градуировочной кривой определяют содержание железа в растворе ("С" мкг).
5. Определение содержания железа в вине

Содержание железа в 1 дм3 исследуемого вина определяется по формуле:



Вывод:

Лабораторная работа № 4
Определение сахара рефрактометрическим методом (инструкция)

Метод заключается в рефрактометрическом определении сахара в растворе кофе, какао предварительным осаждением белков молока.
Приборы: универсальный рефрактометр РЛУ.

Посуда: химический стакан, пробирки.

Реактивы: 12 % раствор уксусной кислоты, фильтровальная бумага.

Ход работы


В химический стакан помешают 10 мл кофе или какао. Для осаждения белков добавляют 6 капель 12 % уксусной кислоты (до выпадения крупных хлопьев, рН должен быть равен 5). Раствор фильтруют через сухой складчатый фильтр в сухую пробирку. Затем в фильтрате определяют показатель преломления при 20о С. Определение проводят не менее двух раз. Для расчета используют среднеарифметическую величину. Параллельно определяют показатель преломления дистиллированной воды.

Расчет



Содержание сахара в напитке рассчитывают по формуле. Коэффициент К для какао, кофе равняется 0,0558.

Формула для расчета:



С % - содержание сахара в %.

n - показатель преломления испытуемого раствора

n? - показатель преломления дистиллированной воды

К - коэффициент пересчета показателя преломления на содержание сахара.

1000 - множитель для выражения результата целым числом.

Вывод:

Лабораторная работа № 5
Определение сухих веществ в соке
Содержание углеводов в соке основано на определении показателя преломления.

Приборы: рефрактометр ИРФ - 22.

Посуда: 1. Стаканчик емкостью 100 см .

2. Стеклянная палочка.

3. Пипетка.

4. Пробирки.

1. Подготовка прибора (проверка нулевой точки)

Перед началом работы раскрывают призмы измерительной головки. Рабочие поверхности промывают дистиллированной водой и высушивают фильтровальной бумагой. Проверяют правильность установки шкалы по дистиллированной воде n = 1,3330.

Для этого наносят на измерительную призму стеклянной палочкой 2-3 капли дистиллированной воды и осторожно опускают на нее осветительную призму. Поворотом зеркала направляют световой поток от источника света в окно осветительной призмы и через окуляр наблюдают появление равномерно освещенного поля.

Затем, осторожно поворачивая рукоятку, точно совмещают границу раздела с перекрестием зрительной трубы и снимают отчет по шкале показателей преломления. На левой шкале коэффициент преломления должен быть равен 1,333, а на правой шкале - % сухих, равный 0 (нулю).
2. Ход работы

Две - три капли исследуемого раствора сока поместить на измерительную призму, осторожно разровнять. Добиться четкой границы светотени: если наблюдается спектр, то необходимо его убрать, вращая компенсатор. Затем совмещают границу светотени с визирной линией и отсчитывают показатель преломления по шкале. Затем сдвигают границу светотени и снова совмещают и отсчитывают показатель преломления. Таким образом, проводят 3-5 отсчетов, после чего находят среднее арифметическое. По окончании работы рабочие поверхности призм тщательно вытирают, промывают спиртом, затем снова вытирают.

Сравниваем полученный результат с таблицей показателей преломления и содержанием сухих веществ в стандартных растворах.

Вывод:


Лабораторная работа № 6

Определение активной кислотности сока, вина, мучной болтушки

Определение кислотности вин и соков потенциометрическим методом имеет большое значение для пищевой технологии.

Все кислоты в водных растворах распадаются (диссоциируют) на ионы водорода и кислотного остатка. Так сильные кислоты (H24, HCI) диссоциируют почти полностью с высокой степенью диссоциации, а слабые (винная, лимонная, яблочная, уксусная и др.) в очень малой степени, чаще выражаемой константой диссоциации.

Для сильных кислот в водных растворах диссоциация практически необратима:

HCI ? Н+ + Сl- или Н2О + H+ ? НзО+

? (степень диссоциации) = (число распавшихся молекул ∙ 100%) / общее число молекул

Для слабых кислот диссоциация обратима (равновесие):

СНзСООН ? H+ + СНзСОО-



В отличие от общей титруемой кислотности, обуславливаемой совместным присутствием сильных и слабых кислот в вине, соке, активная кислотность выражается концентрацией лишь сильных диссоциированных кислот и определяется непосредственно как рН объекта.

Активная концентрация сильных кислот, выражаемая рН, оказывает влияние на степень кислотности («силу кислотного вкуса») вина и соков гораздо больше, чем даже высокое содержание слабых кислот.

Из слабых кислот (лимонная, яблочная и др.) наибольшей кислотностью обладает винная кислота.

рН вина, выражающий его активную кислотность, определяют по показаниям потенциометра (рН - метра) ЛПУ - 01.

Потенциометр включён в общую схему с электродами стеклянным (1 рода) и хлорсеребряным (2 рода), погружаемыми в образец исследуемого вина.
1. Ход работы

Приборы: потенциометр (рН - метр) ЛПУ - 01, электроды хлорсеребряный (сравнения) и стеклянный (индикаторный). Посуда: стаканчик на 50 см3, мерный цилиндр на 50 см3.

Реактивы: буферный раствор, рН = 4,01

2. Подготовка прибора

Включают рН - метр тумблером «З» в электросеть и после 30 мин, прогревания настраивают шкалу рН (верхняя шкала прибора) по буферному раствору с рН около 4 (для кислотного диапазона).

3. Техника определения

Электроды промывают дистиллированной водой, следы её удаляют фильтровальной бумагой и погружают электроды в стакан на 50 см3 со стандартным буферным раствором; переключатель «виды работ» устанавливают в положении «рН», переключатель пределов измерения устанавливают на диапазон рН 2-6.

Рукояткой «Настройка по буферному раствору» устанавливают стрелку шкалы на значение рН стандартного буферного раствора (например, рН = 4,01) и проверяют устойчивость показаний в диапазоне 2-14 рН.

Затем выливают буферный раствор, промывают электроды и стакан дистиллированной водой, ополаскивают их образцом исследуемого вина, наливают 25 см3 вина в стакан и погружают электроды. Вначале устанавливают переключателем пределов измерения на широкий диапазон измерения рН 2 -14, приблизительно оценивают значение рН по показаниям стрелки и после установки переключателем узкого диапазона рН 2 - 6 фиксируют точное значение рН.
Вывод:


Рейтинговый контроль знаний, умений и навыков для студентов заочной формы при изучении дисциплины «Аналитическая химия»

Специальность: 260202, 260204

Наименование модулей и форм контроля

Коэффициент значимости

Рейтинг

min max

Сумма баллов по модулю

Подпись преподавателя

1

2

3

4

5

Модуль 1. Теоретические основы аналитической химии













Входной лист













ЛР «Характерные реакции катионов»

1

3 5







ЛР «Характерные реакции анионов»

1

3 5







КЛР «Идентификация вещества»

2

6 10







Тест самоконтроля

1

6 10







Всего по модулю 1:




18 30







Модуль 2. Титриметрический анализ. Кислотно-основное титрование













ЛР «Стандартизация раствора КОН»

2

6 10







КЛР «Определение содержания серной кислоты в растворе»

3

9 15







Тест самоконтроля

2

6 10







Практическое занятие №1 «Расчеты в титриметрическом анализе» (СРС №1)

1

3 5







Рубежный контроль по модулям 1 и 2

3

9 15







Всего по модулю 2:




33 55




































































1

2

3

4

5

Модуль 3. Физико-химические методы анализа













ЛР «Потенциометрическое определение активной и общей кислотности»

2

6 10







ЛР «Фотометрическое определение содержания железа»

2

6 10







ЛР «Рефрактометрическое определение сухих веществ в пищевых продуктах»

2

6 10







ЛР «Количественное определение соли методом колоночной ионообменной хроматографии»

2

6 10







Практическое занятие №2 «Расчеты в физико-химических методах анализа» (СРС №2)

1

3 5







Всего по модулю 3:




36 60






















Контрольная работа №1




9 15







Контрольная работа №2 (коэффициент ритмичности с учетом срока сдачи КР)

1,2

7 14







Всего по дисциплине «Аналитическая химия»:




103 174


















































































Тест самоконтроля по теме:


«Теоретические основы аналитической химии»


I вариант I уровень
1. Какие ионы одновременно могут находиться в растворе:

1.Fe2+ и CI- 2. Fe2+ и OH- 3. Fe3+ и [Fe (CN)6]3- 4. Fe3+ и SO42-

2. Какое вещество переведет Bi (OH)2 NO3 в среднюю соль:

1. NaOH 2. HNO3 3. Ca(NO3)2 4. KOH

3.Укажите соль, водный раствор которой имеет нейтральную реакцию:

1. NH4CI 2. CH3COONa 3. MgCl2 4.NaCl

4. В растворе концентрация гидроксид - ионов равна 10-8 моль-ион/л.

Какая среда этого раствора:

1. нейтральная 2. щелочная 3. кислая

5. В дистиллированную воду добавили кислоту. Как изменится рН раствора:

1. не изменится 2. уменьшится 3. увеличится

6. рН раствора соли, образованной катионом слабого основания и анионом слабой кислоты, будет:

1. рН > 7 2. рН < 7 3. рН = 7

7. рН раствора соляной кислоты равен 2, чему равна молярная концентрация этого раствора:

1. 0,01 моль/дм3 2. 0,02 моль/дм3 3. 0,2 моль/дм3

8. рН раствора слабой кислоты рассчитывают по формуле:

1. pH = - lg C кис. 2. pH = 14 – lg C осн. 3. рН = Ѕ рК кис – Ѕ lg Скис.

9. Буферный раствор представляет собой сопряженную пару. Допишите соль в ацетатном буферном растворе:

1. NH4CI 2. CH3COONa 3. Na2HPO4

10. К раствору, содержащему Pb(NO3)2 прилили K2S и KOH одинаковой концентрации. Какой осадок выпадает в первую очередь.

1. PbS ( ПР PbS = 8,7 · 10 -29 ) 2. Pb(OH)2 ( ПР Pb(OH)2 = 2,1 · 10 -14 )


I вариант II уровень
11. Какие пары веществ прореагируют в водных растворах:

1. BaCI2 и CuSO4 2. KCI и CuSO4 3. MgCl2 и CuSO4 4. MgSO4 и Ba(NO3)2

12. рН 0,01 н раствора КОН равен:

1. 2 2. 10 3. 12

13. На раствор, содержащий 0,1 моль/л ионов бария и 0,001 моль/л ионов кальция, подействовали избытком раствора серной кислоты. Какая из солей образуется в первую очередь? ( ПР BaSO4 = 1,8 10-10 ПР CaSO4 = 3,7 10-5 )

1. BaSO4 2. CaSO4

14. Выпадает ли осадок BaCO3, если концентрация ионов бария равна 5,1·10-3моль/л, а концентрация карбонат ионов равна 6,22 · 10-3 моль/л (ПР BaCO3 = 4,9 ·10-9).

1. да 2. нет

15. Вычислить рН раствора, содержащего 1,00 г. соляной кислоты в 1 л. раствора.

1. 0,27 2. 0,57 3. 1 4. 1,43

Тест самоконтроля по теме:


«Теоретические основы аналитической химии»


II вариант I уровень
1. В каком случае пойдет реакция между ионами:

1. Ba2+ и CI- 2. Ba2+ и SO42- 3. Ba2+ и NO3-

2. С помощью какого вещества можно перевести AI (OH)CI2 в среднюю соль:

1. NaOH 2. NaCl 3. Al(OH)3 4. HCl

3. Укажите соль, раствор которой имеет щелочную среду:

1. Cu(NO3)2 2. NaCl 3. Na2S 4. ZnCl2

4. В растворе концентрация ионов водорода [H +] = 10-8 моль-ион/л.

Какая среда этого раствора:

1. нейтральная 2. щелочная 3. кислая

5. Раствор кислоты или щелочи добавили в воду, если рН стало > 7.

1. кислоты 2. щелочи

6. рН раствора соли, образованной анионом слабой кислоты и катионом сильного основания будет:

1. рН > 7 2. рН = 7 3. рН < 7

7. рОН раствора едкого калия равен 3. Чему равна молярная концентрация этого раствора:

1. 0,001 моль /дм3 2. 0,003 моль /дм3 3. 0,030 моль /дм3

8. рОН раствора слабого основания рассчитывают по формулам:

1. рОН = 14 - lg С кис 2. рОН = Ѕ pК осн – Ѕ lg С осн 3. рОН = - lg С осн

9. Буферные растворы – это растворы, рН которых практически не меняется при разведении и при добавлении небольших количеств кислот и щелочей. Указать рН аммонийного буферного раствора:

1. рН = 7 2. рН = 4,7 3. рН = 9,3

10. К раствору, содержащему FeSO4 , прилили сульфат натрия и гидроксид натрия одинаковой концентрации. Какой осадок выпадает в первую очередь:

1. FeS 2. Fe(OH)2 ( ПРFeS = 3,4 10 –17, ПР Fe(OH)2 = 7,9 10 –16 )

II вариант II уровень
11. Какие пары веществ взаимодействуют в водных растворах:

1. Na2CO3 и HNO3 3. BaSO4 и Na2CO3

2. KNO3 и Na2CO3 4. BaCI2 и MgSO4

12. рОН 0,001 н раствора азотной кислоты равен:

1. 3 2. 9 3. 11

13. Раствор содержит 0,1 моль/л ионов SO4 2- и 0,01 моль/л ионов CrO4 -. Какой осадок выпадет первым, если раствор обработать хлоридом бария.

1. BaSO4 2. BaCrO4 ( ПР BaCrO4 = 2,4 10 –10, ПР BaSO4 = 1,1 10 –10 )

14. Выпадает ли осадок CaSO4 , если

[ Ca2+] = [SO4 2-] = 0,005 моль/л ( ПР CaSO4 = 3,7 10 –5 )

1. да 2. нет

15.Вычислить рОН раствора, полученного при растворении 1,68 г. гидроксида калия в 300,0 мл воды.

1. 0,75 2. 1,75 3. 5,6 4. 11,20


Ответы

к тесту самоконтроля по модулю 1

"Теоретические основы аналитической химии"

























 

Ответы










вопроса

1

2

3

4










1

 

 

 

 










2

 

 

 

 










3

 

 

 

 










4

 

 

 

 










5

 

 

 

 










6

 

 

 

 










7

 

 

 

 










8

 

 

 

 










9

 

 

 

 










10

 

 

 

 










11

 

 

 

 










12

 

 

 

 










13

 

 

 

 










14

 

 

 

 










15

 

 

 

 


























































Рейтинг:


































R min = 6 баллов



















R max = 10 баллов



















1 уровень - 10 заданий по 5,0 б.













2 уровень - 5 заданий по 1 б.













Тест самоконтроля по теме:

«Кислотно-основное титрование»

I вариант

I уровень
1. В титриметрическом анализе раствор с приготовленной концентрацией готовят:

  1. По точной навеске 2) По приближенной навеске

2. Для приготовления раствора с заданной концентрацией масса навески рассчитывается по формуле:

1. 2. 3.

3. Фактор эквивалентности показывает, какая доля молекулы вещества соответствует одному иону водорода в реакции обмена.

Найти фактор эквивалентности Mg(OH)в реакциях:

1) + +

2) + 2 + 2

4. Титр – это масса растворенного вещества (г), содержащаяся в 1 см раствора. Титр титрированного раствора:


  1. Т(Х)=; 2) ;


5. Концентрацию установочного раствора вычисляют по формуле:
1) С(Х)=; 2)
6.Алкалиметрия – это метод кислотно-основного титрования.

Какое вещество используют в алкалиметрии в качестве титранта:

  1. 2) 3)


7. В методе кислотно-основного титрования рабочими растворами являются растворы сильных минеральных солей и щелочей.

Растворы, каких из указанных веществ нужно приготовить для определения кислотности яблочного сока:

1) 2) 3) 4)
8. Раствор с молярной концентрацией эквивалента равной 0,1 моль/дм означает, что

  1. в 100 см раствора содержится 0,1 моль вещества,

  2. в 1 кг раствора содержится 100 г вещества,

  3. в 1 дм раствора содержится 0,1 моль вещества.


9. Интервал перехода окраски индикатора – это интервал значений pH, в котором меняется окраска индикатора. Интервал перехода фенолфталеина лежит в пределах рН:

  1. 8 – 10 2) 3,1 – 4,4 3) 5 –8


10. В объемном анализе возможны три случая титрования:

  1. титрование сильной кислоты слабым основанием,

  2. титрование слабой кислоты сильным основанием,

  3. титрование слабого основания сильной кислотой.

В каком случае следует применять индикатор – фенолфталеин.
II уровень
11. Массовая доля показывает массу вещества в 100 г раствора.

Для приготовления 200 г раствора с массовой долей 10% надо взять:

  1. 10 г вещества и 190 г воды,

  2. 10 г вещества и 200 г воды,

  3. 20 г вещества и 180 г воды.


12. Водородный показатель рН характеризует среду раствора:

Вычислить показатель рН 0,001 н раствора КОН:

1) 11, 2) 3, 3) 12.
13. Найти Т, если Т=0,003645 г/см

1) 0,001999, 2) 0,005997, 3) 0,003998.
14. Рассчитать массу навески, необходимую для приготовления 2 л раствора с

С(КОН) = 0,1 моль/дм:

1) 11,2 г 2) 10,8 г 3)1,12 г.
15. При установке титра раствора КОН на титрование 25,00 смраствора израсходовано 24,5 см 0,1 н раствора «фиксанала» HSO.

Определить К

1) 1,02 2) 0,098 3) 0,98

Тест самоконтроля по теме:

«Кислотно-основное титрование»
I I вариант

I уровень


  1. В объемном анализе рабочие растворы готовятся двумя способами.

Титрованные растворы готовятся:

1) По точной навеске 2) По приближенной навеске
2. Фактор эквивалентности показывает, какая доля молекулы вещества соответствует одному иону водорода в реакции обмена.

Найти фактор эквивалентности НРОдля реакций:

1) + +

2) + 2 +
3. Титр – это масса растворенного вещества (г), содержащаяся в 1 см раствора. Титр установочного вещества:


  1. Т(Х)=; 2) ;


4. Молярная концентрация эквивалента может быть рассчитана по формулам:
1) С= 2) С=

Указать формулу для расчета концентрации титрованного раствора.
5. Указать формулу, выражающую основной закон титриметрического анализа:
1) =; 2) =; 3)
6. В алкалиметрии титрантом является щелочь, в качестве установочного вещества используют:

1) 2) 3)
7. В методе кислотно-основного титрования рабочими растворами являются растворы сильных минеральных кислот и щелочей.

Растворы, каких из указанных веществ нужно приготовить для определения содержания :

1) 2) 3) 4)
8. В 1 л раствора содержится 0,1 моль вещества. Это будет 0,1 н раствор.

Как называть такой раствор:

1)Сантинормальный 2)полунормальный 3)децинормальный
9. Показатель титрования РТ – это значение рН, до которого титруют с данным индикатором. Показатель титрования фенолфталеина равен:

1) 4, 2) 7, 3) 9
10. Какой индикатор следует применить при титровании раствором:

1) лакмус, 2) метилоранж, 3) фенолфталеин.
II уровень
11. Массовая доля показывает массу растворенного вещества в 100 г раствора.

Для приготовления 250 г раствора с массовой долей 20% надо взять:

1) 25 г вещества и 250 г воды,

2) 50 г вещества и 200 г воды,

  1. 50 г вещества и 250 г воды.


12. Водородный показатель характеризует среду раствора.

Вычислить рН 0,01 н раствора :

1) 2, 2) 12, 3) 11.
13. Рассчитать массу навески, необходимую для приготовления 200 см раствора с С=0,2моль/дм.

1) 1,6 2) 4, 3) 0,4.
14. Для установки титра раствора взяли 15,00 см раствора. На титрование пошло 18,05 см 0,1 н раствора приготовленного из фиксанала.

Определить поправочный коэффициент раствора :

1) 0,83 2) 1,2 3) 0,98
15. Найти , если =0,004900 г/см:

1) 0,004200 2) 0,002800 3) 0,005600


Ответы

к тесту самоконтроля по модулю 2

"Кислотно-основное титрование"

























 

Ответы










вопроса

1

2

3

4










1

 

 

 

 










2

 

 

 

 










3

 

 

 

 










4

 

 

 

 










5

 

 

 

 










6

 

 

 

 










7

 

 

 

 










8

 

 

 

 










9

 

 

 

 










10

 

 

 

 










11

 

 

 

 










12

 

 

 

 










13

 

 

 

 










14

 

 

 

 










15

 

 

 

 










16

 

 

 

 


























































Рейтинг:


































R min = 6 баллов



















R max = 10 баллов



















1 уровень - 10 заданий по 5,0 б.













2 уровень - 5 заданий по 1 б.















Для заметок

Основная литература


  1. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. М., «Просвещение», 1974.

  2. Крешков А.П. Основы аналитической химии, Т.1-3, «Химия», 1976.

  3. Бончев П.Р. Введение в аналитическую химию. Л., «Химия», 1978.

  4. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии М., «Химия»,1979.

  5. Васильев В.П. Аналитическая химия. М., «Высшая школа», т 1,2, 1989.

  6. Ляликов Ю.С. Физико-химические методы. М., «Химия, 1973.

  7. Ляликов Ю.С., Булатов М.И. и др. Сб. задач по физико-химическим методам анализа. М., «Химия», 1972.

  8. Цитович И.Е. Курс аналитической химии. М., «Высшая школа», 1994.


Дополнительная литература


  1. Ляликов Ю.С., Клячко Ю.А. Теоретические основы современного качественного анализа. М., «Химия», 1978.

  2. Фритц Дж., Шенк Г. Количественный анализ. М., «Химия», 1979.

  3. Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии. М., «Химия», 1979.

  4. Лайтинен Г.А., Харрис В.Е. Химический анализ. М., «Химия», 1979.

  5. Э. Шеллард. Количественная хроматография на бумаге и в тонком слое. М., «Мир», 1971.

  6. К.А. Гольберт, М.С. Вигдергауз. Введение в газовую хроматографию. М, «Химия», 1990.

  7. Детерман. Гель-хроматография. М., «Мир», 1970.


Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации