Ответы на вопросы к экзамену - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы к экзамену
скачать (213 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc213kb.10.09.2012 09:19скачать

n1.doc

1.Соц. педагог – специалист по социальной работе. Сущность и назначние.


Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).

 В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.
 
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:
социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);
социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

 По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:
социальный педагог по работе с семьей;
социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;
социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

 В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

 По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:
социальный педагог по работе с подростками-девиантами;
социальный педагог по работе с инвалидами;
социальный педагог по работе с сиротами;
социальный педагог по работе с беженцами;
социальный педагог – геронтолог и  др.
В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.
 
Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме  и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.
 
Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.
 
Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом
Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения  процесса социализации.
 
Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются, так как помощь обоих специалистов направлена на человека, как члена общества. Но, важно обратить внимание, что на первое место в работе социального педагога выходит психолого-педагогический компонент деятельности, а основным методом решения проблем взаимодействия и взаимоотношений в системе «социиум-человек» является социальное воспитание.
Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания ребенка и создания условий для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения  процесса социализации. В идеале социальный педагог способствует  формированию гуманных отношения в микросоциуме (семья,  воспитательная организация, трудовой коллектив). Цель  его деятельности - организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и  специалиста по социальной работе, которого  нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.
 2.обязанности и права социального педагога

Должностные обязанности. Организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, образовательных учреждениях, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде здорового образа жизни. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Развивает демократические основы жизни коллектива. Поддерживает партнерские отношения с семьей обучающихся, воспитанников, совместно решает проблемы воспитания и развития личности. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации.
    Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несет ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

    Социальный педагог должен знать: нпа, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экономическую, демографическую, социально — педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; навыки анализа и программирования социально — педагогической работы, педагогическую этику

Социальный педагог имеет право в пределах своем компетенции:

4.1. Принимать участие:

• в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

• н разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

• в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

• в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

4.2. Вносить предложения:

• о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;

• о начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.

4.3. Устанавливать от имени школы

• деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

4.4. Запрашивать

• для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

4.5. Контролировать и оценивать

• ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.6. Требовать

• от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

4.7. Давать

• обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

4.8. Привлекать

• к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.; 4.9повышать квалификацию

3.Функции социального педагога, их хар-ка

Социальный педагог, оказывая социально-педагоги­ческую помощь детям, подросткам, взрослому насе­лению, выполняет следующие функции:

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

Выполнение социальным педагогом организацион­но-коммуникативной функции:

Коррекционная функция социального педагога зак­лючается в том, что он:

Реализуя координационно-организаторскую фун­кцию, социальный педагог:

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

Реализуя психотерапевтическую функцию, соци­альный педагог:

Выполнение социально-профилактической функ­ции

предполагает, что социальный педагог:

Реабилитационная функция

социального педагога заключается в том, что он:


4. Функции социального педагога в работе с семьей

В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи.

Получаемые в результате разнообразных диагностических действий доказательства принадлежности семьи к тому или иному типу облегчают выбор наиболее эффективного направления социально-педагогической работы с ней, но они относительны и не могут застраховать от возможных просчетов и ошибок. Значительная роль принадлежит педагогическому мастерству и такту социального педагога. Так, организуя работу с семьей, вне зависимости от ее типа необходимо учитывать следующее:

Традиционными категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.

К основным направлениям работы социального педагога с такими семьями можно отнести:

Работа с разными категориями детей:

малообеспеченные и многодетные семьи (составление банка данных, посещение семьи на дому для составления акта обследования социально-жилищных условий, обеспечение бесплатным питанием в школе, оказание материальной и социально-психологической помощи) [6, 88].

5. Социальные роли социального педагога

Социальный работник и социальный педагог - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.  

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823—1870): “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения” (выделено мною. — И.Пр.).
      Эта цитата из статьи К.Д. Ушинского “О пользе педагогической литературы” (1857) показывает, что, по сути, он разносторонне, образно, очень емко, как в формуле, отобразил все социальные роли и функции педагога. Потом последующие исследователи— философы, социологи, психологи, педагоги — назовут именно те же социальные функции учителя, о которых в свое время писал великий педагог. Далее мы изложим наше представление об этих функциях.

6.Специализации соц. Педагога, их критерии

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).
 
В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.
 
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:
социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);
социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:
социальный педагог по работе с семьей;
социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;
социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:
социальный педагог по работе с подростками-девиантами;
социальный педагог по работе с инвалидами;
социальный педагог по работе с сиротами;
социальный педагог по работе с беженцами;
социальный педагог – геронтолог и  др.
В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.
 
Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме  и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.
 
Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

7. Сферы деятельности социального педагога.

Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. 

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

Таким образом, социальный педагог:

8. профессиональные знания и умения социального педагога

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку.
Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика.
Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении.
Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, отечественные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».

/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с
«почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы..

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами-

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

Представляет интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.
Здесь есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем потери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска.
Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку приносят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила:
«Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».

9.Личностно – профессиональные качества социального педагога

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

10. имидж социального педагога

Тема имиджа социального педагога активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения и понятия. Имидж (лат. слово- образ, вид) – целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа. Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности социального педагога. Приоритетными характеристиками для имиджа социального педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и смелость.

Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд нас внимательно оглядывают: обувь, прическа, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо, следующие 20 секунд оценивают наше умение говорить и слушать, затем определяют нашу коммуникабельность и следят за нашими жестами.

Для создания имиджа социального педагога важную роль играют одежда и аксессуары , украшения, часы, заколки и т.д. Ни в коем случае нельзя носить огромные украшения в виде длинных подвесок, крупные камни в кольцах, массивные перстни. Можно тонкую серебряную или золотую цепочку без кулона, тоненькое обручальное кольцо на правой руке на безымянном пальце. Часы носить обязательно. Желательно иметь так же мобильный недорогой удобный телефон. Если социальный педагог носит очки , то лучше в темно коричневой оправе, не в железной. Декоративной косметикой пользоваться умеренно : не яркая помада без блеска, приятно пахнущие духи и нерезкие дезодоранты.Обувь социального педагога должна быть удобной, на среднем каблуке, учитывая то, что по роду своей деятельности ему приходится много ходить по семьям его подопечных.Одежда – классический костюм: жакет ниже бедра, юбка приталенная прямая, без разрезов ниже колена на 5–15 см. Считается ,чем короче юбка у социального педагога – тем меньше уважения к нему со стороны окружающих. Если социальный педагог предпочитает носить платья ,то лучше всего без рюшек, оборок и без глубокого декольте. Можно украсить строгое платье шарфиком или косынкой в тон платья. Блузки должны быть из непросвечивающих тканей. Таким образом, использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении правильный подбор аксессуаров, косметики, поможет социальному педагогу раскрыть свою индивидуальность, развить те качества ,которые ему необходимы, а главное, правильно представлять себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

Облик и поведение социального педагогаСоциальный педагог должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего положения, исключая какие- либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им частным лицом и как представителем своей профессии. Социальный педагог должен действовать так, чтобы предупреждать возможности негуманного или дискриминационного отношения к личности или к группе людей. Он должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности и не поддаваться влияниям и нажимам , встречающимся на пути его профессиональной деятельности , честно выполнять свои профессиональные обязанности. Социальный педагог не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях. Он обязан уважать этические нормы и не распространять конфиденциальную информацию, прошедшую через него в ходе профессиональной деятельности, только в случаях профессиональной необходимости только с разрешения источника информации. Социальный педагог должен общаться с окружающими людьми с уважением, вежливо, с доверием, соблюдая деликатность, но в то же время всем своим обликом и поведением, созданным имиджем показать свою компетентность, силу и авторитет, так как контингент, с которым приходится работать социальному педагогу, ценит в основном эти качества. Личностные качества социального педагога оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов и приемов в работе с детьми, их родителями, коллегами, руководством различных организаций с которыми приходится сталкиваться в процессе работы .Следует отметить, что существенное влияние на стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, его общая культура, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие педагогу нравственные ценности.

Начинающие работать молодые социальные педагоги, помня о стилях руководства в начале своей деятельности пытаются строить свои взаимоотношения на демократической основе, но сталкиваются с тем, что его подопечные воспринимают подобное отношение как признак слабости и “садятся на шею”, создают хаос. Многие молодые специалисты не справляясь с ситуацией, трудностями терпят “крах” и уходят из этой работы, а школы теряют своего работника. Чтобы научиться контролировать свое поведение, настроение, чувства и мысли, важно выработать критическое отношение к себе, умение владеть собой, чтобы управлять собственной психикой (спонтанное проявление дурного настроения – есть распущенность, отравляющая жизнь окружающим и самому себе). В.Г. Куценко предлагает аутотренинг “Шесть С”: самообязательство, самоконтроль, самоочет, самоубеждение, самоободрение, самовнушение.

11-12 Этические требования(из кодекса)

Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.

5.1.Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника

Социальный работник и социальный педагог:

а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;

б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач;

в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость;

г) принимают участие и поощряют других к творческому поиску

новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;

д) критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности:

е) в доходчивой форме разъясняют окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной и   социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

5.2 Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальный работник и социальный педагог:

а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему.

б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывают помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп;

в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

г) минимизируют использование юридических,  психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано;

д) отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

5.3 Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальный работник и социальный педагог:

а) с уважением относятся к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социальной и социально-педагогической деятельности;

б) уважают различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях;

в) защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;

г) следуют советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.

5.4. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальный работник и социальный педагог:

а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального работника и социального педагога;

б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены;

в) развивают командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной  и социально-педагогической работы, оберегают рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.

13основные направления, содержание деятельности социального педагога

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

Смысл деятельности социального педагога (так именуется эта должность) в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детишками, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой группы риска вдвойне, а то и втройне сложнее.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его (скажем опять-таки по-научному) функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Первооснова деятельности социального педагога - изучение ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Первое, что ему необходимо сделать, начиная свою работу, - это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно- правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

Следующий очень важный этап - непосредственное общение с подростками. Задача этого - установление контакта с каждым из них. Очень важно найти время и место проведения первого знакомства, суметь вызвать подростка на разговор, не связанный с отрицательным поведением его в школе или за ее пределами. Предмет разговора может быть самым простым: какую любит погоду, фильмы, музыку, какие ребята или взрослые нравятся, что делал(а) в ближайшее воскресенье, нравятся ли девчонки и пр. Все зависит от собеседника и от сложившейся ситуации. Желательно, чтобы у подростка появилось желание продолжить общение. Если этого не произойдет, не следует торопить события.

14. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в разных типах учреждений и организаций

Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Н. М. Платонова отмечает, что в настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования предусматривает более 26 специализаций.

П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют наиболее распространенные из них: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью; специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный педагог-дефектолог; школьный социальный педагог и др.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог*, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения
такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть
много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка— «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).
Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку. Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:
— учреждения образования;
— учреждения комитетов по делам молодежи;
— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).
В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

15. Специфика профессиональной деятельности школьного социального педагога

Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях.  В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.

Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

16. Планирование и организация работы социального педагога

Основные рекомендации к планированию работы социального педагога



Направление
деятельности

Виды работ

Время проведения

Ответственный

1.Профилактичес

кое

-Лекции, беседы,

-Классные часы

-Уроки «Право и ответственность»

-Комиссия по контролю за выбытием учащихся

-Взаимодействие с ПДН ОВД района

-КДН и ЗП

-Ведение курса

«Профилактика зависемостей»…







2. Индивидуально-

воспитательная

работа


-Беседы

-Работа с психологом

-Совместная работа с Кл. руководителем

-Обследование жилищно-бытовых условий







3. Правовой всеобуч


-Лекции

-изучение правовых документов

«Конвенции ООН», «О правах ребенка», «Семейное право»,

«Административное право»…








4. Работа с родителями


-Родительские собрания

-Лекции, беседы

-Консультации специалистов

(психолог, соц. педагог,

логопед, дефектолог)








5. Реализация программы «Каникулы»

-Занятость детей группы риска

-Трудовая практика

-Организация трудовых лагерей







6. Внеклассная работа


Тематические недели:

-«Дни отказа от курения»

-«Недели права»

-Общешкольные мероприятия:

«Брейн-ринг», КВН …

Посещение музеев

-музей МВД…

Трудовая деятельность







7. Профориентацион

ная работа


-Взаимодействие с Окружным кабинетом профориентации (ОКПУ)

- МЦТЗМ «Перспектива»

-Центры занятости населения

-ярмарки вакансий

-«Дни профориентации»








8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков

-Заседания

-Рейды «Подросток»

-робота с родителями

-защита прав детей

-правовое воспитание и образование








9. Внешние связи

-Управы

-КДН и ЗП

-ОДН УВД

-МЦТЗМ «Перспектива»

-Центр ПМСС «Взаимодействие»

-МЦ «Дети Улиц»

-Общественный совет по проблемам подросткового курения

-МОФ «Правопорядок -Центр»

-Центр развития детского и молодежного движения

-ОКПУ

-Общественные организации

и тд.









Рекомендации к составлению плана работы социального педагога школы

(Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних)

Основные направления деятельности

Совместная деятельность должностных лиц

Время выполнения

.

Диагностическая деятельность

Психолог, классный руководитель

 

Индивидуально-воспитательная деятельность

Психолог и профконсультант, инспектор ПДН

 

Просветительская

Психолог, совет ученического самоуправления

 

Реализация программы «Семья»

Психолог, классный руководитель

 

Организация и проведение общешкольных мероприятий

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, учащиеся, доп. образование

 

Реализация программы «Каникулы»

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, доп. образование

 

Реализация программы «Социум»

ПДН, КДН. Общественные организации района,

 

Всеобуч

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, председатель КДН, инспектор ПДН, родительская общественность

 

Профориентация

Организация временной трудовой занятости.

Зам. директора по воспитательной работе,

 

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

ПДН, КДН, центр труда и занятости, система УДО

 

Мониторинг

Аналитическая деятельность

Психолог, классный руководитель, Зам. директора по учебно- воспитательной работе, Зам. директора по воспитательной работе, инспектор ПДН.

 



17 нормативные документы и документы соц. Педагога


  1. 1. Тексты административных документов по со­циально-педагогической работе. Законов и подзакон­ных актов по осуществлению прав ребенка;

    2. Должностная инструкция;

    3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

    4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

    5. График тематических групповых консульта­ций, график индивидуальных консультаций для от­дельных групп населения;

    6. Проекты или программы по отдельным наибо­лее актуальным направлениям социально-педагоги­ческой работы;

    7. Документация: по учету правонарушений, от­клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш­рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт­роле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

    8. Документация по вопросам опеки и попечитель­ства, регистрации по месту жительства и трудоуст­ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су­дебных органах;

    9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

    10. Данные по изучению социального состава се­мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа­гогов, как субъектов образовательного процесса;

    11. Учет мер по социальной защите детей из со­циально неблагополучных семей;

    12. Методические рекомендации для родителей;

    13. Методические рекомендации для классных ру­ководителей, учителей по решению проблем соци­альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж­личностных отношениях;

    14. Систематизированная информация по город­ским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

18. квалификационные категории, разряды оплаты труда социального педагога

Педагог социальный учреждения образования высшей категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования первой квалификационной категории не менее 3 лет.

Педагог социальный учреждения образования первой квалификационной категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования второй квалификационной категории не менее 3 лет.

Педагог социальный учреждения образования второй квалификационной категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования не менее 2 лет.

Педагог социальный учреждения образования: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Социальный педагог

7 - 14 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогический работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;
12 разряд - II квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет;
13 разряд - I квалификационная категория;
14 разряд - высшая квалификационная категория.

19. Готовность социального педагога к профессиональной деятельности

Готовность учителя к профессионально - творческому самоопределению в педагогической деятельности обеспечивается благодаря реализации следующих психолого-педагогических условий:

- переход личностных особенностей педагога в профессиональные;

- изменение смысла и целей педагогической деятельности от внешне заданных к внутренне принятым;

- развитие у учителей установок на выбор идей преобразования # педагогической деятельности с учетом их индивидуальности;

- приоритет креативно - рефлексивных технологий в подготовке учителя;

- применение психолого-педагогических средств, стимулирующих творческую интеллектуальную активность студентов в осуществлении коллективного самоанализа учебно-профессиональной деятельности.


20.Критерии эффективности работы социального педагога
Основным критерием эффективности работы является снижение уровня склонности учащихся к делинквентному поведению в рядах детей младшего школьного возраста.

Предлагаются такие критерии эффективности педагогического

воздействия. Первый, высший уровень эффективности: прием или комплекс

приемов дал длительный, стойкий педагогический эффект; учащийся не только

готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с

педагогом. Второй уровень: прием дал положительный педагогический эффект,

учащийся готов к воздействию и положительно реагирует на него. Третий:

эффекта нет, учащийся или не готов к данному воздействию, или данный

педагогический прием выбран неверно либо слаб по интенсивности. Четвертый:

судя по всему, выбрана правильная методика педагогического воздействия с

учетом особенностей личности учащегося, но никакого эффекта она не дает.

Возможно влияние каких - то значительных, внешних по отношению к семье и

школе сил. Их надо выявить, преодолеть, изменить и с учетом этого

использовать иные формы и методы педагогического воздействия. Пятый

уровень: активно отрицательное, даже агрессивное отношение учащегося к

педагогическому воздействию; очевидность стойких отрицательных установок по

отношению к педагогу или школе в целом. Необходим постепенный, стадиальный

подход к учащемуся: выявление отклонений в развитии личности и их причин,

медицинское обследование учащегося; выявление достоинств, сильных сторон

учащегося, опираясь на которые и развивая их можно осуществить его

перевоспитание; выявление основных социально - педагогических причин

формирования личности - как ее достоинств, так и недостатков; разработка

программы и планов индивидуального воздействия на учащегося, наконец,

включение его в общий процесс жизни и деятельности ученического коллектива.

1.Соц. педагог – специалист по социальной работе. Сущность и назначние
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации