Мириманова М.С. Конфликтология - файл n1.rtf

приобрести
Мириманова М.С. Конфликтология
скачать (8400.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf8401kb.09.09.2012 04:41скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

УДК 301.162(075.32) ББК88.53я723 М63

Рецензенты:

чл.-кор. РАО, д-р психол. наук, профессор,

зав. кафедрой психологии личности МГУ А.Г.Асмолов;

д-р психол. наук, д-р пед. наук,

профессор кафедры психологии развития МПГУ А. И. Савенков

Мириманова М. С.

М 63 Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

ISBN 5-7695-1029-3

Учебник подготовлен в рамках программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Это первый учебник, где предпринята попытка показать существующие подходы к рассмотрению конфликта, систематизировать современные научные данные в соответствии с идеей воспитания и развития толерантности. В нем рассматриваются проблемы конфликтологии и психологии конфликта. Важная роль отводится проблеме личности, общения, эмоционального реагирования, а также методам самопознания и саморазвития.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендуется также студентам вузов, школьным психологам и педагогам, социальным работникам.
УДК 301.162(075.32) ББК 88.53я723

ISBN 5-7695-1029-3

Мириманова М.С., 2003 Издательский центр «Академия», 2003


ВВЕДЕНИЕ

Все возрастающий интерес к конфликту и конфликтологии имеет под собой два основания. Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма, страх перед будущим, т.е. постоянное усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают данную дисциплину важной и актуальной. Во-вторых, мы сегодня оказались в совершенно новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Если раньше уповали на Бога, на высшие силы, на магов и волшебников, на коммунистическую партию, то сегодня все более очевидно, что девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте конфликтология приобретает актуальность как «средство профилактики конфликта».

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремится помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта. Она обучает средствам и методам их разрешения. Совершенно очевидно, что конфликт не только факт нашей жизни, но и фактор, который может внести в нее существенные коррективы. Так, семейный конфликт, доведенный до крайних проявлений, может сделать несчастными всех ее членов. В то же время семейный конфликт способен развязать тугой узел непониманий, психологической несовместимости. Конфликт, приведший к войне между странами, может разрушить их, повлиять на судьбы граждан не только этих стран, но и всего мира. Но тот же конфликт, конструктивно разрешенный, откроет новые возможности для развития сотрудничества.

Чтобы повысить качество нашей жизни, следует сначала признать существование конфликтов, оценить их важность в кризисные периоды и заняться их профилактикой путем обретения конфликтологической грамотности. Известно, что медикам удалось с помощью профилактики побороть многие болезни. И хотя конфликт не болезнь, для преодоления его необходима специальная работа и готовность к ней. Нужно знать и уметь действовать в ситуации конфликта, понимать, как направить его в конструктивное русло, но не менее важно осознавать то, какие пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству. Чем больше оставляем мы себе позитивных выборов, тем лучше может стать жизнь. Цели, которые мы ставим, связаны с наличием этих выборов.

Задача данного учебника — помочь студентам приобрести базовые знания по конфликтологии, сформировать практические умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Новым в данном учебнике является соединение двух важных понятий «конфликт» и «толерантность» (терпимость, взаимная помощь, поддержка). Как видно из исторического анализа, человечество много веков бьется над проблемой связи конфликта и терпимости. И каждый раз, когда оно делало выбор между войной и миром и гармонией, на следующем витке развития оно вновь возвращалось к тому же выбору.

В наше время очень важно соединение этих факторов. Для достижения мира и гармонии необходимо умение действовать в условиях конфликта. Это уже не проблема войны или мира, а, скорее, войны и мира. Сохранение, поддержание отношений (в обществе, в семье, между отдельными людьми) требует знания закономерностей и умения использовать их в конфликтных ситуациях.

Учебник нацелен на рассмотрение вопросов конфликтологии, ее базовых понятий, явлений, необходимых методов, открывает перспективы для самопознания и взращивания истинно человеческих отношений. Толерантность как человеческая ценность и норма сосуществования, как основа взаимопомощи, уважения прав других моделей, являющаяся источником нравственного развития личности и общества, вплетена в канву конфликтологических идей и понятий. В учебнике прослеживается простая мысль, что понимание другого и его проблем начинается с понимания себя, своих конфликтов, меры и границ собственной толерантности.

Предлагаемый учебник представляет собой полный курс теоретических, методических и практических материалов для проведения занятий со студентами, а также для самостоятельного изучения конфликтологии.


Раздел 1 КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом — все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни.

Сегодня «окультуривание» деловых и межличностных отношений является необходимым моментом развития экономики, цивилизованных форм конкуренции. Шансы на успех возможны только тогда, когда наше сознание будет открыто для диалога, а значит, и для возможного признания своей неправоты или неполной правоты. Чтобы достичь этого, человеку необходимо почаще заглядывать в свое «психологическое зеркало», т.е. рефлексировать.

Рефлексия — способность человека смотреть на себя со стороны. Она позволяет осознавать себя целостно как личность. Метафорически рефлексию можно представить как механизм, позволяющий, словно кинопленку, прокрутить в сознании имеющийся опыт, знания, чувства, увидеть и понять это, а затем совершить необходимые преобразования в соответствии со своим выбором. Рефлексия является важным механизмом развития, причем достаточно универсальным. Как человеку, так и обществу периодически необходимо заглядывать в это «зеркало» для того, чтобы получить необходимую информацию о себе, об уровне своего развития и о своих отношениях.

Рефлексия воссоздает такую картину, а она может быть снова подвергнута наблюдению, анализу или критике как некая целостность, причем не только здесь и сейчас, но и как картина прошлого или возможного будущего. Когда с нами происходят важные события, мы часто мысленно возвращаемся к ним, видим это вновь и вновь и точно так же, планируя что-то личностно значимое, заранее можем представить это как картину. Еще рефлексия позволяет нам обнаружить в себе необходимое знание, о котором мы даже не догадывались. Скрытое в глубинах сознания неявное знание позволяет нам принимать важные решения, делать открытия. Вот почему рефлексия, а не «самокопание» позволяет двигаться вперед, изменяя себя и мир вокруг.

Отношение к конфликту как к сугубо негативному явлению еще в недавнем прошлом сформировало в сознании советских людей своеобразный защитный механйзм — вытеснение конфликта из сознания или полный отказ от него. Сокрытие самой возможности существования конфликта в реальной жизни человека или отказ от его признания как факта (в семье, в коллективе, в обществе) приводили к двойственности — к тому, что конфликты имели место, но говорить о них было нельзя, стыдно. При этом разбор семейных конфликтов часто становился делом партийных организаций, профсоюзов, трудовых коллективов и т.д. Двойственность той ситуации сегодня вполне очевидна. В сознании людей, живших постоянно в «соцсоревнованиях», «битве за урожай» и в «борьбе за правое дело», «борьбе за победу коммунизма», складывались конфликтующие структуры, превращавшие жизнь каждого в «борьбу во имя борьбы». Культивирование и внутреннее проращивание соперничества при одновременном сокрытии конфликтов создают благоприятную почву для разрастания и развития конфликтности. Все это в совокупности усугубляет и без того не простые отношения, которые сегодня дают о себе знать с удвоенной силой.

На смену крайне негативному отношению к конфликту пришло столь же позитивное. Конфликт стал буквально приветствоваться, называться «нормой жизни». Справедливости ради следует сказать, что такая ситуация наблюдалась прежде всего в работах западных исследователей. Как отмечает Ч.Диксон, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» [34, с. 17]. Крайние позиции, как правило, не бывают истинными и наукой со временем отбрасываются — норма стремится к золотой середине. И хотя в определенном смысле |конфликты иногда нужны, а часто и неизбежны, хуже, если вся жизнь превращается в череду бесполезных или бессмысленных конфликтов. При этом следует помнить, приветствуя или просто одобряя конфликты, мы формируем соответствующую социальную установку, которая в дальнейшем будет влиять на наши решения и выборы. Возможно, уже пора изменить свое отношение к конфликту, уйдя от крайностей, — когда конфликт неизбежен, его необходимо достойно встретить, зная, как следует действовать, чтобы не навредить. Стремиться же к конфликту, поощрять его, а уж тем более без особой надобности провоцировать не только нецелесообразно, но и просто вредно^

Противоположным полюсом конфликтности является не бесконфликтность (которая, по сути, та же конфликтность, но с обратным знаком), а толерантность, или терпимость, как ценность и социальное и личностное качество, ведущее к миру, согласию, сплоченности. Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» рассматривает важные условия саморазвития, или, как мы бы сказали, обретения толерантности:

осознать образ собственного Я — знать о себе всю правду и уметь смотреть правде в глаза;

реагировать на факты, а не на представления о них;

больше доверять самооценке, а не оценке и стремиться позитивно относиться к другим;

реагировать менее эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию («Я буду волноваться только завтра»);

избавиться от чувства обиды, жалости к себе;

уметь прощать себя и других — прощение действует исцеляюще;

уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь «предохранительный клапан» (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т.д.);

реагировать по принципу «здесь и теперь», а не сражаться с ветряными мельницами;

уметь реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими последствиями, не делая из мухи слона;

сформулировать собственные цели четко и неуклонно стремиться к их достижению. По возможности, ставить перед собой цели реальные.

Осознание и путь к толерантному сознанию открываются не сразу и не вдруг, а путем планомерного, целенаправленного самосовершенствования личности, через изменение установок и присвоение этой ценности. Как верно подметил один из ведущих отечественных психологов — А. Г.Асмолов: «Наряду с конфликтом биологи, историки, социологи и психологи все зорче начинают различать многочисленные феномены симбиоза непохожих друг на друга видов, этносов, конфессий, партий и личностей. Если бы не было толерантности как универсальной нормы существования различных форм эволюционного развития, то волны агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, человекофобии давно бы стерли любые проявления разнообразия на Земле. И всеобщая гомогенность, однородность, тоталитарность, серость, неподвижность воцарились бы в мире» [8, с. 1].

Жить в мире и согласии хорошо и удобно, за что все мы ценим саму возможность такой жизни. Однако вплоть до нашего времени понятие толерантности остается в значительной мере чуждым российскому мышлению. Наше мышление характеризуется, скорее, полярностью, категоричностью. Анализируя формы этой нетерпимости, современные ученые усматривают их в проявлении неравенства, т. е. человек считает исключительной ценностью собственное мнение, которое он противопоставляет тому, что может думать или во что верить другой человек. Моделью толерантных отношений считается свобода мысли и слова, абсолютная терпимость к любому мнению.

Конфликты же чаще всего несут нам переживания и негативные" эмоции. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям, портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье человека. Неудивительно, что люди опасаются конфликтов и не любят их, но при этом вряд ли среди нас найдется тот, кто бы никогда не попадал ни в какие конфликты. Китайский мыслитель Конфуций, живший в 551—479 гг. до н.э., писал: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». При этом он полагал, что к нарушению справедливости в обществе, к нарушению норм человеческих взаимоотношений ведет необразованность и невоспитанность. Конфуций считал, что для «благородных мужей» основой взаимоотношений является порядок, а для «малых людей — выгода». Какими современными кажутся эти слова древнего мыслителя!


ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликтология как наука — еще молодая. Она встала на путь развития как самостоятельная научная дирциплина в XX в. J и пока рано еще говорить о ее успешности, хотя путь к ее формированию был весьма долгим. Своими корнями конфликтология уходит в глубокую древность. На протяжении многих веков философы стремились понять суть противоречий в природе и обществе, в мышлении и в человеческой душе, между людьми, общественными классами, государствами. Начиная от Гераклита, Платона, Аристотеля, позднее в трудах Дж.Локка и Р.Декарта, И. Канта и Г. В. Гегеля, в трудах русских философов Вл.Соловьева и Н.Бердяева, а также многих других мыслителей можно найти много интересных рассуждений о конфликте как социальном явлении.

Конфликт поначалу был предметом изучения философов, а позднее, уже с конца XIX в., становится объектом психологии, искусствоведения, права, военных наук. Можно сказать, что на протяжении многих веков люди жили надеждой на более совершенное будущее, когда не будет войн, споров, ссор.

Философы древности по-разному относились к конфликту. Одни из них осуждали ссоры и столкновения и советовали их избегать, другие, наоборот, считали, что противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Гераклит считал, например, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых, кто указывал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления всего нового в мире: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей и что все возникает через вражду...» [70, с. 7].

Отсутствие взаимопонимания и согласия между людьми сегодня часто называют одной из характерных примет именно нашего времени. Однако, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы повсюду обнаруживаем конфликты — распри, вражду, войны. Еще древние философы стремились понять роль конфликта в жизни людей. И хотя понятия «конфликт» еще не существовало, говоря о спорах и противоречиях, древние мыслители по-разному их оценивали: одни считали, что в спорах рождается истина, а другие осуждали ссоры и всячески советовали их избегать.

К сожалению, и сегодня остается множество вопросов, связанных с конфликтами, которые не имеют четких решений, нет единодушия ученых и в отношении оценки перспектив. Одни считают, что мир становится с каждым днем все опаснее и агрессивнее. «Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации», — пишут А.Я.Анцупов и А. И. Шипилов [6, с. 51] — авторы первого отечественного учебника конфликтологии. Известный биолог К.Лоренц отмечал: «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях» [55, с. 6]. Существуют, правда, и прямо противоположные утверждения. Как отмечает отечественный философ и психолог А. П. Назаретян, в динамике развития человечества явно заметны тенденции снижения агрессивности [67, с. 21]. Если посмотреть на процентное соотношение человеческих потерь, включая войны, по отношению к существующему числу живущего на планете населения, то с годами явно видны позитивные сдвиги. Хотя сами средства уничтожения стали мощнее и совершеннее, сегодня, оказывается, погибает в войнах значительно меньший процент людей. Война как бы перестает быть целью уничтожения людей. Примером могут служить точечные бомбардировки, когда уничтожаются военные объекты противника, а не люди, хотя, конечно, потери неминуемы. Итак, само явление конфликт старо как мир, при этом человечество живет и развивается.

Человек и человечество, стремясь сохранить себя, все больше осознают взаимосвязь и взаимозависимость всех составляющих нашего мира, его целостность. Оберегая этот мир, все глубже постигая эти взаимозависимости, люди изменяют свое отношение к конфликту, совершенствуя при этом свое сознание и самосознание. Так, если на заре человечества действовал один только закон «око за око, зуб за зуб», то постепенно стали развиваться иные, более разумные и рациональные формы разрешения конфликтов. Во времена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова типичным способом разрешения конфликта была дуэль — почти единственная форма проявления и разрешения конфликта в «благородном обществе». Дуэль сопровождалась и обставлялась множеством ритуалов и в сознании людей того времени была вполне обычным явлением. Прошло определенное время, и люди отказались от дуэли, сочтя ее неадекватным средством разрешения конфликтов. Сегодня никому не придет в голову стреляться из-за любимой девушки, выяснять обиды или оскорбления с помощью пистолета или шпаги. Однако при этом существуют свои способы, как, например, подавать на обидчика жалобу в суд, требовать денежной компенсации за моральный ущерб, а иногда даже обращаться к криминальным структурам. Все это приметы нашего времени, хотя и не самые лучшие. Что же произошло? Изменились наши социальные установки, отношение к способу разрешения конфликта, а вместе с этим изменилось наше сознание.

Сегодня мы часто слышим недовольство людей по поводу того, как мы живем. Безусловно, хотелось бы жить лучше. Но ведь жизнь — это не только богатство, «не хлебом единым жив человек». В самые тяжелые годы человек учился и создавал то, чего еще не было. Сегодня для нас это прежде всего поле наших отношений. Неплохо было бы научиться уважать и любить друг друга, поступать так, чтобы можно было нас уважать, а также ценить то, что досталось от предков, к примеру наши традиции, научиться вести друг с другом диалог, проявлять терпение и толерантность. Хорошо нам было бы прийти к убеждению, что окружающий нас мир полон ресурсов и что «вселенная станет дружественнее», если каждый из нас будет стремиться проявлять дружеские чувства. Чувства, как бумеранг или эхо, возвращаются к нам обратно. Если посылать в мир негативные чувства — злость, ненависть, раздражение, нетерпимость, то и получишь в конечном счете их обратно.

На протяжении всей истории человечества конфликты неизменно сохраняются, меняются, однако, две вещи — поведение в конфликте и его восприятие {отношение к конфликту). Изменить свое отношение к чему-то — значит изменить в определенной мере себя. Это внутренняя работа, требующая от человека усилий и времени.

В России всегда конфликты оказывали решающее влияние на судьбу страны. Вспомнить хотя бы Великую Отечественную войну, унесшую более 20 млн жизней, уничтожившую, возможно, лучшую часть генофонда, погубив самых сильных, смелых, умных молодых мужчин. Войной было разрушено много городов, сел, порождена огромная армия сирот и беспризорных, и вместе с тем война как общая беда сплотила людей, укрепила их дух, сделала их истинными патриотами отечества. Как отмечают авторы учебника по конфликтологии А.Я.Анцупов и А. И. Шипилов, «в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов — основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан» [6, с. 78].
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался предельно широко — как категория, охватывающая любые противоречия. Эти противоречия рассматривались либо в самом общем плане — как противостояние сил Добра и Зла, Инь и Янь, Света и Тьмы, либо, наоборот — как одно из проявлений конкретных противоречий (например, несовместимость органов или тканей и их отторжение при пересадке). Особым образом шло рассмотрение конфликта в художественном произведении (в картине, драме и т.д.); отдельная специфическая сфера — военные конфликты; еще одна сфера — психологическое изучение конфликта между бессознательным и сознанием. Совершенно очевидно, что разработки каждой отдельной области, использующей термин «конфликт», шли своим путем и не стыковались между собой. При этом если в первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта, т. е. его связь с человеком как носителем сознания, то во втором — предметом исследования становились частные особенности того или иного конкретного конфликта. И в том и в другом случае сам конфликт как таковой, его суть и специфика не являлись специальным предметом исследования.

Понять суть конфликта как самостоятельного явления, обладающего набором собственных характеристик и особенностей, пронизывающего все сферы человеческой жизни и типичного для различных ее аспектов, ставит своей задачей современная отечественная конфликтология.

Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды.
Донаучный этап

Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества.

Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм — наскальной живописи, устного творчества (легенд, сказаний) — все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей. Известно, например, что наскальные рисунки помимо изображенного сюжета хранят знания древних людей о расположении точек на теле животного, куда надо целиться во время охоты. Имеются находки, свидетельствующие о том, что первобытные люди устанавливали манекен медведя и совершали вокруг него ритуальные действия, танцы и, в частности, поражали его копьями. По этнографическим данным известно, что если во время охотничьего ритуального танца кто-то промахивался, то настоящая охота отменялась. Иными словами, уже тогда использовалась «психология человека», т.е., говоря современным языком, древние люди использовали своего рода «тренинги» для подготовки к борьбе.

Основной конфликт данного периода — конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют еще и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку древнего человека — победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы — вплоть до создания самых современных видов оружия.

Параллельно с этим человек создает психологические подпорки в своей борьбе и далее постоянно развивает их. Как уже отмечалось, на смену наскальным рисункам приходят манекены (глиняные и металлические), а затем соответствующие тексты, напоминающие инструкции. Мифы и легенды дают нам информацию о проблемах и противоречиях того времени. Так, миф о Прометее, в котором, как мы помним, герой приносит огонь людям, взятый у богов, может служить отличной метафорой конфликта человека с силами природы и высшими силами. В этих текстах огонь может символизировать потребность человечества в реальном свете, а может быть, это символ знания, развития и т.д. Сам конфликт предполагает участие сторон, где одна из них — власть. История, философия, литература и сегодня хранят идеи наших предков, которые могут не только дать представление об исторической динамике конфликта, но и открыть в нем еще непознанное. Важно отметить в этой динамике параллельное развитие идеи конфликта и толерантности, что мы рассмотрим дальше.

Особый интерес представляют собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий философ Гераклит (530 — 470 гг. до н.э.) считал, например, что все в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой греческий философ — Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.) считал, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Геродот (490 — 425 гг. до н. э.) также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Далее в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона (106 — 43 гг. до н.э.) о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века Фомой Аквинским (1125—1274), хотя и с оговоркой, что война всегда грех.

Одновременно с этим мы можем видеть, как взгляды философов, развиваясь, переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.

До нас дошли изречения древних философов, которые, как считают авторы учебника «Конфликтология» [48], и ныне неплохо бы иметь в виду. Еще более важно, с нашей точки зрения, что все приводимые там мысли содержат идеи толерантности: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «Обуздывай гнев», «Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься» (Хилом); «Если ближние причиняли тебе маленький убыток — стерпи» (Пит-так); «С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое — признак глупости, второе — сумасбродства» (Клеобул); «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» (Периандр).

Русские пословицы также отразили отношение народа к конфликту: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Сор из избы не выноси», «Не зная броду, не лезь в воду», «Не спеши языком, торопись делом», «Не надо делать из мухи слона», «Лошадь на четырех ногах и та спотыкается», «Слово — серебро, молчанье — золото», «Милые бранятся, только тешатся», «В мести будь улиткой, в хороших делах — птицей», «Гнев — плохой советчик», «Раздор зло творит» и т.д.

На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Идеи древних философов достаточно долгое время развивались, акцентируя то неизбежность войны, то значимость мира. Сначала они видели в войне абсолютную силу, «бога всего». Именно война делала одних богатыми, а других — рабами. Впоследствии, то критикуя конфликты, то пытаясь понять, в чем их сила — разрушительная или созидательная, мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждении конфликтов, а в XV в. европейские философы поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.
Монодисциплинарный этап

Вполне закономерно, что уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин — психологии и социологии. Затем еще в целом ряде других наук просыпается интерес к изучению конфликта. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.

В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внут-риличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З.Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека.

В 1820— 1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У. Макдугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. Они передаются по наследству, а люди, ведомые определенной целью и гормэ (стремление, желание, порыв), постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч.Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Макдугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С.Сигеле и др.).

В 30-е гг. XX в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903 — 1989). Его гипотеза состояла в том, что главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы. По мнению К.Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны. Эти идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Н. Тинбергена (1907— 1988).

Источником конфликта Курт Левин (1890— 1947) считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет.

В соответствии с социально-психологической теорией Я. Морено (1892— 1974) и его методом социометрии межличностные конфликты определяются симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу. Он считал, что любые конфликты (от межличностных до международных) можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Для того чтобы исключить конфликты, достаточно соединить вместе людей, симпатизирующих друг другу-

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению.

В 1950— 1960-е гг. XX в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта.

В 1960—1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление — по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Еще на рубеже XIX—XX вв. влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая перешла к теориям, полученным с помощью строго научных методов. Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Социология занималась объяснением процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем с помощью категории конфликта.

Накопленный на предыдущем этапе большой объем информации, работы выдающихся философов, а также потребности общества, связанные с войнами, экономическими кризисами, революциями, стимулировали разработку новых подходов к изучению социальных проблем. В социологии особо следует выделить социал-дарвинизм и марксистскую теорию.

Сторонники социал-дарвинизма отождествляли общество с организмом. В этот период возникают социологические теории совершенствования социальной системы, где важную роль играет конфликт. В работах английского социолога Герберта Спенсера (1820 — 1903), например в «Основах социологии», развивалась идея всеобщности и универсальности конфликта. Он утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития.

Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818 — 1883). Открытие им материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей между большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система распределения ресурсов.

Постепенно появляются междисциплинарные контакты, однако зачастую лишь между отдельными парами дисциплин (философия и социология, психология и политология, психология и право). При этом ведущая роль объективно принадлежит психологии и именно в психологии поставлена (1992), а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке одиннадцати отраслей знаний.
Междисциплинарный этап

Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. XX в. Первоначально это область, в которой осуществляется поиск средств для ослабления и предотвращения конфликтов. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.

В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов — специалистов, работающих с конфликтами на практике.

В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупов, А. И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах [6, с. 551]. Авторы стремились объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Затем появляется большое количество разнообразной научной и учебной литературы. Хотелось бы отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта» [27], в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов. Теоретическое рассмотрение ставит своей целью оказать практическую помощь специалистам, занимающимся конфликтами.

Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии позволило сделать выводы о том, что характер происходящих в стране конфликтов стихийный, неуправляемый. В связи с этим была сформулирована задача создания экспертно-консультационной службы, которая могла бы отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов. Такая служба необходима для локализации социальных конфликтов (этнических, межнациональных и т.п.), их рационализации и регулирования.

В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания; начинает издаваться журнал «Век толерантности»; выпускается серия книг «На пути к толерантному сознанию»; выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа. Понять роль этих двух важных факторов нашей жизни — конфликта и толерантности — предстоит в рамках данного учебника.

В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления. Сначала (в древности) они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы предоставляя человечеству выбор — куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования.
МЕСТО КОНФЛИКТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Конфликтология стремится не только помочь сохранить здоровье, благосостояние и жизнь людям, ежегодно несущим огромный ущерб в результате разрушительных последствий конфликтов. Она призвана способствовать лучшему пониманию самого себя и своего места в этом мире. Открывая новые пути к взаимопониманию, осознанию социальных установок, стереотипов, роли конфликтов в жизни отдельного человека (индивида) и группы (семьи, ученического коллектива, государства, общества), мы начинаем более качественно и эффективно использовать время нашей жизни. Развитие разнообразных аспектов данного знания привело к созданию специальной науки — конфликтологии, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов.

Конфликтология уходит корнями в философию и активно взаимодействует с другими дисциплинами (рис. 1). На сегодняшний момент самая большая доля исследований в русле конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими, между социологическим и психологическим подходами к конфликту существуют различия. Если социология ориентирована в первую очередь на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений, то психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, а также занимается поиском средств, способствующих разрешению конфликтов. В данном учебнике используется социально-психологический подход.

Конфликт является специфическим предметом изучения уже более десятка дисциплин, кроме социологии и психологии: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, правоведения, военных и исторических наук, математики, искусствоведения.
Развитие этих дисциплин в отечественной науке, как видно из графика на рис. 2, шло неравномерно. Наибольшее количество публикаций и сегодня принадлежит психологии (26,5 %) и социологии (16,9 %), что вполне понятно. Это ведущие дисциплины, откуда черпает конфликтология не только знания, но и идеи, на которые опирается в своем развитии, на чьи запросы и потребности реагирует молодая еще наука.

Знание конфликтологии необходимо сегодня каждому человеку, особенно тем, кто активно взаимодействует с другими людьми по роду своей деятельности, — педагогам и психологам, врачам, юристам, политологам и др. Для того чтобы оценивать кон-фликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек должен обладать необходимыми знаниями о конфликте и умением действовать в таких ситуациях. Как явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и часто угрожающее ей, конфликт требует к себе внимания и понимания. Вместе с тем необходимы







Толерантность, как показано на рис. 3, есть средняя позиция, позволяющая сохранять равновесие, устойчивость, как внутриличностную, так и социальную. Если эта средняя линия, или ось толерантности, сдвигается в одну или в другую сторону, равновесие, симметричность фигуры нарушается. Как мы видим, человек и общество находятся между полюсами конфликта и мира, гармонии. В своем историческом развитии человечество постоянно пытается выбирать лучшее, действовать эффективнее, более рационально, но неизменно сдвигает

знания, связанные с противоположным полюсом конфликта — миром, миролюбием, гармонией. Чтобы не быть в ситуации водителя, который едет вперед, а смотрит назад, т.е., желая «уехать» от конфликта и конфликтности, оставляя конфликт позади, необходимо видеть, а что впереди, куда, в каком направлении, к какой цели будем двигаться. Только так мы сумеем регулировать собственное равновесие внутри себя (личности и общества).

фокус своего внимания то влево, то вправо. «Мы верим, что и человечество, и научное мышление неизбежно придут к открытию, что не только конфликт является универсальным двигателем эволюции, не только борьба за существование выступает как монопольная сила отмирания старых и появления новых видов на нашей планете», — пишет А. Г.Асмолов [8, с. 3]. Взаимная помощь в мире людей и животных также является фактором эволюции.

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Проблема конфликта, на наш взгляд, является одной из тех, что связывают в узел многие сложности нашей жизни, все труд-носплетения нашего прошлого, настоящего и будущего. Если посмотреть внимательнее, то станет ясно, что все существующие в нашем обществе проблемы не только, да и не столько экономические, сколько психологические. Сегодня, когда конфликты играют столь важную роль в жизни как отдельного человека, так и человечества в целом, необходимо знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. В ответ на эту потребность появилась конфликтология, и возникла она на стыке таких дисциплин, как социология и психология.

Конфликтология изучает конфликт: закономерности его возникновения и развития, способы разрешения, методы регулирования и профилактики.

Профилактика конфликтов предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышение эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими.

Перспективу конфликтологических исследований современная отечественная наука видит в раскрытии универсальности конфликта как явления, выявления его характеристик и особенностей, типичных для различных аспектов жизни.

В нашей стране конфликтология, являющаяся одновременно дисциплиной теоретической и практической, нацелена на решение задач, имеющих фундаментальный и прикладной характер. К их числу относятся:

исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий;

создание системы конфликтологического образования в стране;

популяризация конфликтологических знаний в обществе;

организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Появление в нашей стране конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины, возможно, и является своеобразным ответом на объективно сложившуюся конфликтогенную ситуацию, когда конфликты стали буквально захлестывать, создавая во всех сферах нашей жизни все новые и новые проблемы. Сначала конфликтология появилась как область прикладных исследований, как сфера деятельности конфликтологов, специалистов по решению важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревшие в обществе проблемы, управлять взаимодействием людей и т.д. Вскоре стало ясно, что знание основ конфликтологии необходимо каждому независимо от возраста и положения. Сегодня специалисты отлично понимают, что стихийное обучение поведению в конфликте и «домашним» способам разрешения конфликтов, которое осуществляют родители, часто только усложняет жизнь. Современному человеку необходимо быть грамотным, и это ни у кого не вызывает сомнений, но то, что необходимо к тому же быть конфликтологически грамотным, предстоит еще понять.

Конфликтология изучает конфликты и ищет способы их разрешения и урегулирования, ставя вопросы чисто практические:

как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными;

как завершать конфликт с наименьшими потерями для сторон;

как предупредить конфликт, грозящий здоровью и жизни людей, готовый погубить мир и добрые отношения между людьми; как предупредить затягивание нас в бесконечные интриги, ссоры и беспощадные баталии.

Конфликтология сегодня занимается конфликтами, возникающими только в сфере человеческих отношений, в социальном взаимодействии. Она исследует конфликты в различных сферах жизни: деловой, профессиональной, бытовой, социальной; изучает конфликты различных уровней, их природу и динамику — возникновение, развитие и завершение; разрабатывает методы и способы разрешения и предупреждения конфликтов.

Конфликт как явление психологическое и социальное является объектом изучения конфликтологии, хотя в ее сферу пытаются иногда привлечь не только конфликты человеческого плана. Так, например, есть попытки включения в сферу конфликтологии зооконфликтов (конфликтов среди животных). Безусловно, мы хорошо знаем, как интересно бывает наблюдать за отношениями животных, в частности собак, кошек, обезьян и др., и мы находим черты, напоминающие социальные взаимодействия человека. Однако специфика социальной организации человека, его психики не позволяет механически переносить эти модели на животных. Возможно, в будущем будут найдены какие-то подходы к изучению общих конфликтологических закономерностей. Успешность такого изучения и работы с конфликтами во многом определяется качеством наших теоретических знаний и используемых методов.

Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречий или столкновении интересов, сколько в способе их осознания и разрешения, в системе противодействий в социальном взаимодействии. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их становится конфликтом. Интересы и взгляды также могут расходиться и даже сталкиваться, но не превращаться в конфликт. Суть конфликта в способе взаимодействия, осознания и в формировании отношения, т.е. в формах противодействий людей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Соберите пословицы и поговорки, в которых присутствует прямо противоположное отношение к конфликту, например:

«Худой мир лучше доброй ссоры» — «Война — бог всего»;

«В споре рождается истина» — «Из двух спорящих один — подлец, а другой — дурак» и т.д.

Проанализируйте собранный группой материал и обсудите, чем объяснить такие противоречия, которые доносит до нас народная мудрость.

2. Вспомните мифы, притчи, сказки, в которых есть конфликт. Можно вспомнить самые популярные сказки («Колобок», «Красная Шапочка», «Репка», «Теремок» и т.д.) и посмотреть на поведение героев с точки зрения конфликта и толерантности.

3. Почему появлению конфликтологии как науки предшествовал столь длительный период исторического развития?

4. Изобразите схематически или нарисуйте развитие идей конфликтологии в рамках философии. Отобразите развитие идей на донаучном этапе.

5. Какие отрасли конфликтологии являются сегодня наиболее важными для дальнейшего развития нашего общества?

6. Попытайтесь наметить конфликтологические задачи, необходимые, с вашей точки зрения, современному учителю и воспитателю.

7. Какова роль конфликтов в отечественной и мировой истории (рассмотрите аргументированно)?

8. Как вам кажется, чему из сферы конфликтов необходимо обучать в первую очередь детей?

9. Как вы понимаете, что такое рефлексия и для чего она нужна?

10. Для чего вам лично нужно знание конфликтологии? Чему бы вы хотели научиться?

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение конфликтологии (цели, задачи, предмет науки).

2. Какие задачи ставит перед собой на данном этапе развития отечественная конфликтология?

3. Охарактеризуйте основные задачи конфликтологии, особенно необходимые учителю.

4. С чем связано и чем обусловлено появление конфликтологии как науки в нашей стране?

5. Перечислите основные этапы развития конфликтологии и кратко охарактеризуйте их.

6. Как изменился облик наук, связанных с конфликтом? Появились ли новые стыки дисциплин? Чего еще можно ожидать в ближайшее время?

7. Покажите роль социологической конфликтологии и психологии конфликта в развитии данной науки.

8. Изобразите схематически развитие идей конфликта в рамках психологии и социологии.

  1. Что такое в вашем представлении конфликт и толерантность? Приведите пример из собственного опыта, иллюстрирующий эти явления.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации